Управление по культуре Администрации муниципального

 образования «Город Саратов»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область   ПО.01   Музыкальное исполнительство

 

 

Рабочая программа   учебного предмета УП.01.

«Специальность (ударные инструменты)»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программы в области музыкального искусства

«Духовые и ударные инструменты»

 

 

 

 

 

 

Срок обучения 8(9) лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

.

 

 

 

 

 

Разработчик – Поволоцкий Д. В. – преподаватель класса ударных инструментов, преподаватель --------- категории

 

Якушева - преподаватель класса ударных инструментов, преподаватель --------- категории

 

 

 

 

 

Рецензент – фамилия, имя, отчество,  должность.

Рецензент – фамилия, имя, отчество,  должность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

 

 

I.       Пояснительная записка                                                              

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 

1.2. Срок реализации учебного предмета;

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

 

          учреждения на реализацию учебного предмета;

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

1.5. Цели и задачи учебного предмета;

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

1.7. Методы обучения;

 

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

 

II.      Содержание учебного предмета                                                 

 

2.1.                     Сведения о затратах учебного времени;

 

2.2.                     Годовые требования по классам;

 

 

 

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                     

 

IV.    Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1.                     Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

4.2.                      Критерии оценки;

 

        

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса      

 

5.1.                     Методические рекомендации педагогическим работникам;

 

5.2.                     Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

 

        

 

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 

 

6.1.                     Нотная литература

 

6.2.                     Учебно-методическая литература;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

 

Программа учебного предмета «Специальность» по виду «ударные инструменты», далее - «Специальность (ударные инструменты)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».

 

Учебный предмет «Специальность (ударные инструменты)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на ударных инструментах, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

 

Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателями.

 

Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (ударные инструменты)», а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

 

 

 

 1.2. Срок   реализации учебного   предмета «Специальность - (ударные инструменты)»

 

для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

 

-                     с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8(9) лет.

 

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (ударные инструменты)»:

 

Таблица 1

 

 

 

Срок обучения

8 лет

9-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1316

214,5

Количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757

132

 

 

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

 

индивидуальная; рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

 

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально - психологические особенности.

 

1.   5.   Цели и задачи учебного предмета «Специальность (Ударные инструменты)»

 

Цели:

 

-          воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

 

-          формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

 

-          формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

 

-          воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

 

-          развитие творческих способностей детей;

 

-          формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

 

-          обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области исполнения на ударных инструментах;

 

-          воспитание у обучающихся  личностных качеств,  способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков  творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков  взаимодействия с преподавателями и обучающимися  в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/ неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результатов.

 

-          развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на ударных инструментах произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями, а также выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

 

Задачи:

 

-          развивать интерес и любовь к классической музыке и музыкальному творчеству;

 

-          научить детей слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней;

 

-          вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы, самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

 

-          развивать музыкальные способности - слух, память, ритм, , музыкальность  и артистизм;

 

-          дать учащимся первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;

 

-          научить учащихся основным исполнительскими навыкам игры на ударных инструментах, позволяющим грамотно исполнять музыкальное   произведение как соло, так и в ансамбле;

 

-          освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на ударных инструментах;

 

-          выработать у учащихся навыки самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

 

-          выработать такие качества как умение планировать домашнюю работу, давать объективную оценку своему труду;

 

-          выработать у учащихся навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений;

 

-          способствовать приобретению обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

 

-          формировать у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

 

 

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность. Ударные инструменты».

 

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

 

Программа содержит следующие разделы:

 

-          сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

 

-          распределение учебного материала по годам обучения;

 

-          описание дидактических единиц учебного предмета;

 

-          требования к уровню подготовки обучающихся;

 

-          формы и методы контроля, система оценок;

 

-          методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

1.7. Методы обучения

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 

-         словесный - (рассказ, беседа, объяснение);

 

-         наглядный - (наблюдение, демонстрация);

 

-         практический - (упражнения воспроизводящие и творческие).

 

1.8.   Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

 

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (ударные инструменты)» должны иметь площадь не менее 9 кв. м и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

 

 

 

II.  Содержание учебного предмета.

 

2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность. Ударные инструменты», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

 

Таблица 2

 

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

(9)

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество   часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

641,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

757

132

889

Максимальное количество

часов занятия в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное

количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения

1316

214,5

1530,5

 

 

 

 

 

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный для освоения учебного материала.

 

Виды внеаудиторной работы:

 

-           самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

 

-           подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

 

-           подготовка к концертным, конкурсным выступления;

 

-           посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев.);

 

-           участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно - просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

 

2.2. Годовые требования по классам

 

Первый класс.

 

Специальность: 2 часа в неделю,

 

Консультации: 6 часов в год.

 

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

 

В течение учебного года учащийся должен быть ознакомлен с устройством инструментов, а также освоить постановку рук и принципы звукоизвлечения. Занятия проводятся как на «подушке», так и непосредственно на инструменте. Необходимо отрабатывать одиночные удары как отдельно каждой рукой, так и в чередовании правой и левой. Выучить мажорные гаммы до 1 знака, а также трезвучия. Малый барабан: занятия постановкой левой и правой рук особенно важны на начальном этапе обучения. Отработка одиночных ударов, а также различных ритмических упражнений (четвертей, восьмых, шестнадцатых).

 

Примерный репертуарный список.

 

Упражнения и этюды:

 

Ксилофон

 

Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М.,1958 №№ 5-10  

 

Филиппенко А. «Весёлый музыкант»

 

Бородин А. «Полька»

 

Украинская народная песня «Весёлые гуси»

 

Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М., 2005

 

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана (Составители Егорова Т. и

 

Штейман В.) М., 1968

 

Малый барабан

 

Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-10

 

 Купинский К. Школа игры на ударных инструментах, ч.1, 1948: Этюды №№ 1,2, упражнения

 

Примеры программы переводного экзамена:

 

1   вариант

 

Ксилофон   - Филиппенко А. «Весёлый музыкант»

 

Малый барабан -  Купинский К. Этюд № 1

 

2   вариант

 

Ксилофон  - Бородин А. «Полька»

 

Малый барабан - Купинский К. Этюд № 2

 

 

 

Второй класс.

 

Специальность: 2 часа в неделю,

 

Консультации: 6 часов в год.

 

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

 

Ксилофон

 

Мажорные и минорные гаммы до 1 знака, трезвучия, арпеджио. Различные упражнения, развивающие подвижность кистей рук (играть гаммы и трезвучия дуолями, триолями, квартолями - каждой рукой в отдельности и с чередованием рук); 2-4 этюда (по нотам), 4-5 пьес.  

 

Малый барабан

 

Продолжение занятий по постановке рук. Освоение несложных ритмических упражнений (восьмые, триоли, шестнадцатые, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая), 4 – 5 этюдов (по нотам).

 

 Примерный репертуарный список.

 

Упражнения и этюды:

 

 Ксилофон

 

Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М.,1958 №№ 5-10

 

Барток Б. «Пьеса» (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г. М.,2005)

 

Глинка М. «Полька» (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г. М., 2005)

 

Люлли Ж. «Гавот» (Сборник «Французская музыка». Составитель Уткин Ю. М., 1969)

 

Кодай З. «Детский  танец № 3» (Купинский К.. Школа для ксилофона, ч. 1. М.,1948)

 

Балакирев М. «Полька»  (Нотная  папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М., 2005)

 

Гайдн Й. Анданте (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М., 2005)

 

Глинка М. «Андалузский танец». (Хрестоматия для ксилофона, малого барабана.   Составители Егорова Т., Штейман В. М.,1968)

 

Малый барабан

 

Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-10

 

Купинский К. Этюды №№ 1-5, упражнения. (Школа игры на ударных инструментах. М., 1948)

 

Бородин А. Полька (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г. М.,2005)

 

Беркович И. Этюд (Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М.,2005)

 

Примеры программы переводного экзамена:

 

1          вариант

 

Ксилофон -  Барток Б. «Пьеса»

 

Малый барабан Беркович И. Этюд

 

2          вариант

 

Ксилофон -   Глинка М. «Андалузский танец»

 

 Малый барабан  - Купинский К. Этюд №№ 4,5

 

 

 

Третий класс.

 

Специальность: 2 часа в неделю,

 

Консультации: 6 часов в год.

 

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

 

Ксилофон

 

Мажорные и минорные гаммы до 2-х знаков, трезвучия, арпеджио. Упражнения в различном движении (играть гаммы, трезвучия, арпеджио, триолями, квартолями,  квинтолями - каждой рукой в отдельности и с чередованием рук).

 

3-5 этюдов (по нотам), 4-5 пьес.

 

Малый барабан

 

Занятия по развитию технических навыков исполнения на малом барабане: триоли, шестнадцатые, квинтоли с ускорением. 4-5 этюдов (по нотам).

 

Примерный репертуарный список.

 

 Упражнения и этюды:

 

Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М.,1958 №№ 5-10 Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-10

 

Пьесы:

 

Ксилофон  -

 

 Чайковский П. Камаринская

 

Глинка М. Галоп

 

Бетховен Л. Менуэт

 

 Стравинский И. Аллегр

 

о Палиев Д. Вальс

 

Шуберт Ф. Музыкальный момент

 

 Селиванов В. Шуточка

 

Гендель Г. Жига

 

 Шуман Р. Смелый наездник

 

Хрестоматия для ксилофона малого барабана, составители Егорова Т., Штейман В.. М. 1968

 

Купинский К.. Школа игры на ксилофоне. М.,1958

 

Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М., 2005

 

Малый барабан

 

Жилинский А. Весёлые ребята

 

Лоншан-Друшкевичев К. Краковяк

 

Кабалевский Д. Маленький жонглёр

 

Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М., 2005

 

Купинский К. Этюды №№ 1-5, упражнения. (Школа игры на ударных инструментах. М., 1948)

 

Хрестоматия для малого барабана и фортепиано, аранжировка Ловецкого В. С.-Петербург, 1999

 

Примеры программы переводного экзамена:

 

1          вариант

 

Ксилофон   - Стравинский И. Аллегро

 

Малый барабан -  Жилинский А. Весёлые ребята.

 

2          вариант

 

Ксилофон  - Палиев Д. Вальс

 

Малый барабан  - Лоншан-Друшкевичев К. Краковяк

 

 

 

Четвертый класс.

 

Специальность: 2 часа в неделю,

 

Консультации: 6 часов в год.

 

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

 

Ксилофон

 

В течение учебного года учащийся должен освоить:

 

Мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков, трезвучия, арпеджио с обращениями.

 

4 – 6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес.

 

Развитие навыков чтения с листа.

 

 Малый барабан

 

Различные ритмические соотношения триольных ритмов (восьмые триоли, шестнадцатые, четвертные). Упражнения по развитию двоек, чтение нот с листа. 4 – 6 этюдов (по нотам).

 

Примерный репертуарный список.

 

Упражнения и этюды:

 

Купинский К. Школа игры на ксилофоне, 1 раздел, М., 1958 №№5-10

 

Купинский К. Школа игры на малом барабане, М., 1958 №№ 6-10

 

Хрестоматия для ксилофона малого барабана, составители Егорова Т., Штейман В., М., 1968

 

Пьесы:

 

Ксилофон

 

Прокофьев С. Танец Антильских девушек из балета «Ромео и Джульетта»

 

Бетховен Л. Турецкий марш

 

Балакирев М. Полька

 

 Боккерини Л. Менуэт

 

Глиэр Р. «Танец с зонтиком» из балета «Красный цветок»

 

Григ Э. Норвежский танец № 2

 

Шостакович Д. Гавот из цикла «Танцы кукол»

 

Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»

 

Рахманинов С. Итальянская полька

 

Госсек Ф. Гавот

 

(Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т., Штейман В., М., 1968)

 

Купинский К. Школа игры на ксилофоне. М., 1958

 

Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н., Украина, 1978

 

Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М., 2005

 

 Малый барабан

 

Вольфарт Х. Маленький барабанщик

 

Кабалевский Д. Клоуны

 

Иордан И. «Охота за бабочкой»

 

Хосровян Е. Кочари Армянский народный танец

 

Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М., 2005

 

Купинский К. Этюды № 1-12, упражнения. (Школа игры на ударных инструментах. М., 1948)

 

Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В., С.-П, 1999

 

Примеры программы переводного экзамена:

 

1.        вариант

 

Ксилофон  - Бетховен Л.. Турецкий марш

 

 Малый барабан -  Кабалевский Д. Клоуны

 

2.        вариант

 

Ксилофон  - Григ Э. Норвежский танец № 2

 

Малый барабан  - Вольфарт Х. Маленький барабанщик

 

 

 

Пятый класс.

 

Специальность: 2 часа в неделю,

 

Консультации: 6 часов в год.

 

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

 

Ксилофон

 

В течение учебного года учащийся должен освоить: мажорные и минорные гаммы до 4-х знаков, трезвучия, арпеджио с обращениями.

 

4-6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес. Дальнейшее развитие навыков чтения с листа.

 

Малый барабан

 

Различные ритмические соотношения триольных и двуольных ритмов. Триоли каждой рукой с ускорением для продолжения развития исполнения «дроби».

 

Чтение нот с листа. 5-6 этюдов (по нотам).

 

Примерный репертуарный список.

 

 Упражнения и этюды:

 

Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел, М., 1958 №№ 5-10

 

Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-10

 

Хрестоматия для ксилофона малого барабана. Составители Егорова Т., Штейман В., М., 1968

 

Хрестоматия для малого барабана и фортепиано, аранжировка Ловецкого В.. С.-П, 1999

 

Пьесы:

 

Ксилофон

 

Моцарт А. Рондо из сонаты для фортепиано (Моцарт А. Сонаты для ф-но. М., 1969)

 

Глазунов А. Гавот

 

Чайковский П. Мазурка из «Детского альбома»

 

Прокофьев С. Гавот из Классической симфонии (дуэт для 2-х ксилофонов)

 

Чайковский П. Неаполитанский танец из балета «Лебединое озеро»

 

Цыбин В. Старинный танец

 

Бутов Г. Галоп

 

Вербицкий Л. Скоморохи

 

Глиэр Р. Вальс

 

Бетховен Л. Престо из Сонаты для фортепиано

 

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Сост. Егорова Т., Штейман В., М. 1968

 

Купинский К. Школа игры на ксилофоне. М.,1958

 

Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н., Украина, 1978

 

Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г. М., 2005

 

Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н. Украина, 1980

 

 Малый барабан

 

Кабалевский Д. Маленький жонглёр

 

Кабалевский Д. Марш

 

Шуман Р. Марш

 

Бутов Г. Родео

 

Бутов Г. Первые шаги

 

Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М. 2005

 

Купинский К. Этюды №№ 1-12, упражнения. (Школа игры на ударных инструментах. М., 1948)

 

Примеры программы переводного экзамена:

 

1.        вариант

 

Ксилофон  -  Моцарт В. Рондо из сонаты для фортепиано

 

Малый барабан -  Бутов Г. Первые шаги

 

2.        вариант

 

Ксилофон  - Цыбин В. Старинный танец

 

Малый барабан  - Бутов Г. Родео

 

 

 

Шестой класс.

 

Специальность: 2 часа в неделю,

 

Консультации: 6 часов в год.

 

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

 

Ксилофон

 

В течение учебного года учащийся должен освоить: мажорные и минорные гаммы до 5 знаков, трезвучия, арпеджио. 4-6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес. Дальнейшее развитие навыков чтения с листа.

 

Малый барабан

 

Различные ритмические соотношения триольных и дуольных ритмов. Триоли каждой рукой с ускорением для продолжения развития исполнения «дроби». Чтение нот с листа. 5-6 этюдов (по нотам).

 

Примерный репертуарный список.

 

Упражнения и этюды:

 

Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М., 1958 №№ 5-10

 

Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 6-14

 

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т.,

 

Штейман В., М., 1968

 

Пьесы

 

Ксилофон

 

Мусоргский М. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

 

Палиев Д. «Волчок»

 

Шуберт Ф. Музыкальный момент

 

Даргомыжский А. Танец

 

Вивальди А. Концерт Соль-мажор, 1 часть (Вивальди А. Концерт для скрипки Соль мажор. М., 1968)

 

Дакен К. Кукушка

 

Брамс И. Венгерский танец

 

Вивальди А. Концерт Соль мажор, 3 часть (Вивальди А. Концерт для скрипки Соль-мажор. М., 1968)

 

Лысенко Н. Скерцо

 

Шамо И. Танец из «Украинской сюиты»

 

Хрестоматия для ксилофона малого барабана. Составители Егорова Т., Штейман В., М. 1968

 

Купинский К. Школа игры на ксилофоне. М., 1958

 

Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н., Украина, 1978

 

Купинский К. Пьесы для ксилофона и ф-но. М., 1987

 

Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н. Украина, 1980

 

Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г. М., 2005

 

Малый барабан

 

Шуман Р. Марш

 

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

 

 Кабалевский Д. Рондо-Танец

 

Кабалевский Д. Весёлое путешествие

 

Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г. М., 2005

 

Купинский К. Этюды № 1-14, упражнения. (Школа игры на ударных инструментах. М., 1948)

 

Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В., С.-П., 1999

 

Примеры программы переводного экзамена:

 

1. вариант

 

Ксилофон -  Вивальди А. Концерт Соль мажор, 1 часть

 

Малый барабан -  Кабалевский Д. Рондо-Танец

 

2.  вариант

 

Ксилофон - Лысенко Н. Скерцо

 

Малый барабан - Кабалевский  Д. Весёлое путешествие

 

 

 

Седьмой класс.

 

Специальность: 2,5 часа в неделю,

 

Консультации: 8 часов в год.

 

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

 

 Ксилофон

 

В течение учебного года учащийся должен освоить: Мажорные и минорные гаммы до 6 знаков, трезвучия, арпеджио. Хроматическая гамма.

 

4-6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес.

 

Малый барабан

 

Развитие навыков исполнения дроби в различных ритмических фигурах и в нюансах от пиано до форте.

 

6-10 этюдов (по нотам).

 

Примерный репертуарный список.

 

Упражнения и этюды:

 

Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958

 

 Осадчук В.  60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1955

 

 Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М., 1958

 

 Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 18-24

 

Хрестоматия для ксилофона малого барабана. Составители Егорова Т., Штейман В., М., 1968

 

Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.. С.-Пб, 1999

 

Пьесы:

 

Ксилофон

 

Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»

 

Тактакишвили О. Музыкальный момент

 

Сибелиус Я. Рондолетто

 

Карелл Р. Современные куранты

 

Филиппенко А. Утро

 

Зуппе Ф. Увертюра к оперетте «Поэт и Крестьянин»

 

Петров А. Юмореска

 

Вивальди А. Концерт ля минор для скрипки (Вивальди А. Концерт для скрипки ля минор. М., 1966)

 

Бизе Ж. Менуэт из музыки к драме А.Доде «Арлезианка»

 

Чайковский П. Экосез из оперы «Евгений Онегин»

 

Чайковский П. Вариация из балета «Спящая красавица»

 

 Глазунов А. Пиццикато из балета «Раймонда»

 

Казелла А. Галоп

 

Сметана Б. Вальс

 

Россини Д. Неаполитанская тарантелла

 

Куперен Ф. Вязальщицы

 

К.Купинский. Пьесы для ксилофона и ф-но. М., 1987

 

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т., Штейман В., М., 1968

 

Купинский К. Школа игры на ксилофоне. М.,1958

 

Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н. Украина, 1978

 

Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н. Украина, 1980

 

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т.,

 

Штейман В., М., 1991

 

Малый барабан

 

Прокофьев С. Тарантелла

 

Кабалевский. Д. Рондо-Марш

 

Шуман Р. Смелый наездник

 

Жилинский Ж. Мышки

 

Чайковский П. Игра в лошадки

 

Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М. 2005

 

Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В. С.-Пб, 1999

 

Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М., 1948: Этюды №№ 18-24,

 

Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В., С.-Пб, 1999

 

Примеры программы переводного экзамена:

 

1          вариант

 

Ксилофон  - Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»

 

Малый барабан  - Прокофьев С. Тарантелла

 

2          вариант

 

Ксилофон  - Россини Д. Неаполитанская тарантелла

 

Малый барабан -  Кабалевский Д. Рондо-Марш

 

Восьмой класс.

 

Специальность: 2,5 часа в неделю,

 

Консультации: 8 часов в год.

 

Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед

 

экзаменом учащийся обыгрывает экзаменационную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.

 

Ксилофон

 

В течение года учащийся долен освоить: Мажорные и минорные гаммы до 7 знаков, трезвучия, арпеджио. Хроматическая гамма. 4-6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес.

 

Малый барабан

 

Продолжение развития навыков исполнения дроби в различных ритмических фигурах и в нюансах от пиано до форте.

 

6-10 этюдов (по нотам).

 

Примерный репертуарный список.

 

Упражнения и этюды:

 

Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958

 

Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1955

 

Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М., 1958

 

Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 18-24

 

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т., Штейман В., М., 1968

 

Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В. С.-Петербург, 1999

 

Маленькие пьесы для ударных инструментов и фортепиано. Составитель

 

Ловецкий В. С.-Петербург, 2002

 

Пьесы

 

Ксилофон

 

Зееле О. Концертная полька

 

Варламов А. Красный сарафан

 

Турина Х. Праздничная Кордоба

 

Крейслер Ф. Радость любви (Крейслер Ф. Пьесы для скрипки и ф-но. М., 1987)

 

Крейслер Ф. Прекрасный розмарин (Крейслер Ф. Пьесы для скрипки и ф-но. М., 1987)

 

Крейслер Ф. Муки любви (Крейслер Ф. Пьесы для скрипки и ф-но. М., 1987)

 

Салин А. Рондо (Пьесы для ксилофона и ф-но. М., 1967)

 

Мошков Б. Русский танец (Пьесы Советских композиторов. М., 1970)

 

Шопен Ф. Вальс Ми-бемоль мажор (Пьесы для ксилофона и ф-но.

 

Переложение Купинского К., М., 1987)

 

Гуно Ш. Вальс из оперы «Фауст»

 

Делиб Л. Пиццикато из балета «Сильвия»

 

Крейслер Ф. Китайский тамбурин (Переложение для ксилофона и ф-но Купинского К., М., 2004)

 

Шостакович Д. Испанский танец из музыки к кинофильму «Овод»

 

Гендель Г. Соната № 3, ч. 1 для скрипки и клавесина (Сонаты для скрипки и ф-но. М., 2004)

 

Бах И.С. Концерт ля минор, ч. 1 (Бах И.С. Концерт для скрипки и ф-но. М., 1980)

 

Купинский К. Школа игры на ксилофоне. М.,1958

 

Учебный репертуар ДМШ. Составитель Мултанова Н., Украина, 1978

 

Учебный репертуар ДМШ Составитель Мултанова Н., Украина, 1980

 

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Сост. Егорова Т., Штейман В. М.,1991

 

Лёгкие концертные пьесы для ксилофона и ф-но. Составитель Ловецкий В., С.-Пб, 2005

 

Малый барабан

 

Депельснер Ж. Антраша

 

Невин Е. Эстрадный танец

 

Прокофьев С. Марш

 

Мане Х. Маленькая серая кошечка Мане Х. Пёс и кот

 

Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г., М. 2005

 

Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М., 1948

 

Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В., С.-Пб, 1999

 

Маленькие пьесы для ударных инструментов и фортепиано. Сост. Ловецкий В., С.-Пб, 2002

 

Примеры программы переводного экзамена:

 

1          вариант

 

Ксилофон  - Мошков Б. Русский танец (Пьесы Советских композиторов. М., 1970)

 

Малый барабан -  Депельснер Ж. Антраша

 

2          вариант

 

Ксилофон  - Крейслер Ф. Китайский тамбурин

 

Малый барабан  - Мане Х. Маленькая серая кошечка

 

 

 

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, выпускной экзамен  переносится на 18 полугодие – конец 9 класса.

 

Девятый класс.

 

Специальность: 2,5 часа в неделю,

 

Консультации: 8 часов в год.

 

В девятом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в профессиональное образовательное учреждение. Ученики девятого класса играют в году зачет и экзамен (в декабре и мае). В декабре - крупная форма. На выпускной экзамен (в мае) выносится программа с прибавлением пьесы.

 

Ксилофон

 

В течение года учащийся должен освоить: Мажорные и минорные гаммы до 7 знаков, трезвучия, арпеджио с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями, уменьшённый вводный септаккорд с обращениями. Хроматическая гамма. Целотонная гамма.

 

4-6 этюдов (по нотам), 4-6 пьес.

 

Малый барабан

 

Продолжение развития навыков исполнения дроби в различных ритмических фигурах и в нюансах от пиано до форте. Двойки с отскоком с различными акцентами. Триоли двойками, квинтоли двойками.

 

6-10 этюдов (по нотам).

 

Примерный репертуарный список.

 

Упражнения и этюды:

 

Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958

 

Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1955

 

Купинский К. Школа игры на ксилофоне. 1 раздел. М., 1958

 

Купинский К. Школа игры на малом барабане. М., 1958 №№ 18-24

 

Хрестоматия для ксилофона малого барабана. Составители Егорова Т., Штейман В. М., 1968

 

Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В., С.-Пб, 1999

 

Маленькие пьесы для ударных инструментов и фортепиано. Сост. Ловецкий В. С.-Пб 2002

 

Пьесы:

 

Ксилофон

 

Данкла Ш. Вариации на тему Пачини (Пьесы для скрипки и ф-но. М., 1978)

 

Чайковский П. На тройке (Пьесы для ксилофона и ф-но. Перелож. Снегирёва В., М., 1973)

 

Сарасате П. Хабанера (Сарасате П. Пьесы для скрипки и ф-но. М., 1966)

 

Монти В. Чардаш (М., 1986)

 

Динику Г. Хора стаккато (Пьесы для скрипки и ф-но. М., 1969)

 

Баццини А. Рондо (Рондо для скрипки и ф-но. М., 1998)

 

Цыбин В. Концертный этюд (Пьесы для ксилофона и ф-но. М., 1966)

 

Рзаев Х. Скерцо (Пьесы для ксилофона и ф-но. М., 1974)

 

Сарасате П. Цапатеадо (Сарасате П. Пьесы для скрипки и ф-но. М., 1966)

 

Кабалевский Д. Концерт для скрипки с ф-но, 3 часть (М., 1966)

 

Сарасате П. Цыганские напевы (изд. Украина, 1967)

 

Мендельсон Ф. Концерт ми минор, 3 часть (М., 2007)

 

Шостакович Д. «Соглашатель» из балета «Болт» (Пьесы для ксилофона и ф- но. Составитель Снегирёв В., М., 1982)

 

Шостакович Д. Танец из балета «Золотой век» (Пьесы для ксилофона и ф-но. Сост. Снегирёв В., М., 1982)

 

Купинский К. Школа игры на ксилофоне. М.,1958

 

Учебный репертуар ДМШ, составитель Мултанова Н. Украина, 1978

 

Учебный репертуар ДМШ, составитель Мултанова Н. Украина, 1980

 

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т.,

 

Штейман В. М.,1991

 

Лёгкие концертные пьесы для ксилофона и фортепиано. Сост. Ловецкий В. С.-Пб, 2005

 

 Малый барабан

 

Шостакович Д. Полька – шарманка

 

Палиев Д. Этюд

 

Глазунов А. Град (Вариация № 3 из балета «Времена года»)

 

Прокофьев С. Меркуцио. Фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»

 

Делеклюз Ж. Подражание № 2

 

Делеклюз Ж. Подражание № 3

 

Пьесы для малого барабана и других ударных инструментов. Сост. Снегирёв В. М., 1980

 

Купинский К. Этюды №№ 1-30, упр-я. (Школа игры на ударных инструментах. М., 1948)

 

Хрестоматия для малого барабана и фортепиано, аранжировка В. Ловецкого, С.-Пб, 1999

 

Маленькие пьесы для ударных инструментов и ф-но. Сост. Ловецкий В. С.- Пб, 2002

 

Примеры программы выпускного экзамена:

 

1          вариант

 

Ксилофон  - Данкла Ш. Вариации на тему Пуччини

 

Малый барабан  - Палиев Д. Этюд.

 

2          вариант

 

Ксилофон  - Сарасате П. Цыганские напевы

 

Малый барабан  - Делеклюз Ж. Подражание № 2

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Реализация программы обеспечивает:

 

-          наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

 

-          сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности ударных инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

 

-          знание репертуара для ударных инструментов, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

 

-          знание художественно-исполнительских возможностей ударных инструментов;

 

-          знание профессиональной терминологии;

 

-          наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

 

-          навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

 

-          навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

 

-          наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

 

-          наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

 

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок.

 

 

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

 

Основными видами контроля успеваемости являются:

 

           текущий контроль успеваемости учащихся,

 

           промежуточная аттестация,

 

           итоговая аттестация.

 

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

 

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

 

-           отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

 

-           качество выполнения предложенных заданий;

 

-           инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

 

-           темпы продвижения.

 

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

 

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.

 

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

 

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

 

Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

 

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

 

Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.

 

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность (ударные инструменты)». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной аттестации).

 

На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации. К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания по предмету, реализуемые в соответствующем учебном году.

 

По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся.

 

Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной концертной программы.

 

На экзамене выставляется оценка и фиксируется в соответствующей документации.

 

Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (в результате болезни или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в иной срок без отчисления из образовательного учреждения, но не позднее шести месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего наличие указанной уважительной причины (согласно Положению о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств).

 

 

 

4.2. Критерии оценки.

 

Таблица 4

 

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3

(«удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

 

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

 

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

 

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

 

-         оценка годовой работы ученика;

 

-         оценка на академическом концерте или экзамене;

 

-         другие выступления ученика в течение учебного года.

 

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса.

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам.

 

В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

 

Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.

 

Необходимым условием для успешного обучения на ударных инструментах является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки рук и корпуса.

 

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов - штриховых, динамических, ритмических и т. д.

 

Работа над качеством звука, ритмическим рисунком, динамикой - важнейшими средствами музыкальной выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.

 

При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

 

В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности ударных инструментов.

 

В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

 

 

 

5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

 

1.       Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

 

2.       Периодичность занятий - каждый день.

 

3.       Количество занятий в неделю - от двух до четырех часов.

 

4.       Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

 

5.       Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

 

6.       Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике.

 

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.

 

Содержанием домашних заданий могут быть: работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды); работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы), чтение с листа.

 

Периодически следует проводить контрольные уроки, имитирующие домашнюю работу ученика.

 

Для успешной реализации программы «Специальноть (ударные инструменты)» ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио и видеотекам, сформированным по учебным программам.

 

 

 

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

 

6.1. Список рекомендуемой нотной литературы

 

1.       Баньян Л. Школа игры на джазовом барабане. Будапешт, 1962

 

2.       Бах И. С. Концерт ля минор для скрипки и фортепиано Ч. I - М., 1980

 

3.       Венявский Г. Каприс ля минор

 

4.       Вивальди А. Концерт Соль мажор для скрипки и фортепиано. Ч. I, II, III. - М., 1959

 

5.       Гендель Г. Соната №2 для фортепиано

 

6.       Дварионас Б. Концерт для скрипки и фортепиано. Ч. III

 

7.       Келлер Э. Этюды для флейты. Тетрадь III. - М.,1955

 

8.       Кизант Г. Техника игры на ударных инструментах. - Киев, 1986

 

9.       Кузьмин Ю. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, II, - М., 1965

 

10.   Купинский  К. Школа для малого барабана. Ред. Штеймана В.. - М., 1951

 

11.   Купинский К. Школа игры на ксилофоне - М., 1952

 

12.   Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, II. - М., 1948

 

13.   Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I - М,1957

 

14.   Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ред. Штеймана В. - М., 1987

 

15.   Лобковский   А. Концертная пьеса. - М., 1954

 

16.   Минх Н. Парафраз на темы песен Дунаевского И. для ксилофона и фортепиано. М., 1966

 

17.   Осадчук В. 80 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1956

 

18.   Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1957

 

19.   Пьесы для двух ксилофонов в сопровождении фортепиано. Переложение В.Снегирева. - М, 1967

 

20.   Пьесы для ксилофона и фортепиано/ Сост. Снегирев В. - М., 1969

 

21.   Пьесы для ксилофона и фортепиано. / Сост. Снегирев В. - М., 1982

 

22.   Пьесы:            Переложение для ксилофона и фортепиано Купинского К. - М., 1987

 

23.   Пьесы советских композиторов для ксилофона и фортепиано. Составитель Штейман В. - М., 1968

 

24.   Ритмические упражнения для малого барабана. / Сост. Егорова Т., Штейман В. - М., 1970

 

25.   Русские,         украинские и белорусские народные песни и пляски в обработке для балалайки и фортепиано Илюхина А., Красева М.. - М., 1948

 

26.   Сборник дуэтов для ксилофона. / Сост. Штейман В. - М., 1972

 

27.   Сборник пьес для ксилофона и фортепиано. Тетрадь 2 / Сост. Штейман В., Жак А. - М., 1953

 

28.   Сборник пьес для ксилофона и фортепиано. Тетр. 1 / Сост. Штейман В., Жак А. - М., 1954

 

29.   Сборник пьес для ксилофона: Перелож. Купинского К.- М., 1955

 

30.   Сборник пьес для ксилофона. / Сост. Кузьмин Ю. - М., 1950

 

31.   Сборник пьес для ксилофона. / Сост. Баранкин В. - М., 1971

 

32.   Сборник пьес русских и советских композиторов для ксилофона и фортепиано. / Сост. Купинский К. - М., 1949

 

33.   Сборник пьес советских композиторов для ксилофона и фортепиано. Сост. Штейман В. - М., 1963

 

34.   Сковера В. 70 этюдов для барабана. - Польша, 1964

 

35.   Снегирев В. Этюды для малого барабана. - М., 1970

 

36.   Стойко И. Школа игры на ударных инструментах. - Польша, 1970 Учебный репертуар для ксилофона. 1 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н. - Киев, 1975

 

37.   Учебный репертуар для ксилофона. 2 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н.. - Киев, 1976

 

38.   Учебный репертуар для ксилофона. 3 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н.. - Киев, 1977

 

39.   Учебный репертуар для ксилофона. 4 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н.. - Киев, 1978

 

40.   Учебный репертуар для ксилофона. 5 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н.. - Киев, 1980

 

41.   Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. / Сост. Егорова Т., В. Штейман. - М., 1985

 

42.   Хрестоматия для ксилофона. / Сост. Блок В. , Снегирев В.. - М., 1979

 

43.   Хрестоматия педагогического репертуара для ударных инструментов. Сост. Егорова Т., Штейман В. - М., 1973

 

44.   Чайкин Н., Фельдман О. Сборник пьес для ксилофона. - М., 1965

 

45.   Чепей Т. Малая энциклопедия танцевальных ритмов. - Будапешт, 1973

 

 

 

6.2. Список рекомендуемой методической литературы:

 

1.       Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971

 

2.       Арчажникова Л. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореферат канд. искусствоведения. М., 1971

 

3.       Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956

 

4.       Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука /Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38

 

5.       Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956

 

6.       Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7, М., 1986. С. 65-81

 

7.       Грищенко Л. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994

 

8.       Евтихиев П., Карцева Г. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, персективы. Сб. тр. Тамбов, 1994. С.43-54

 

9.       Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр., М., 1986

 

10.   Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998

 

11.   Маркова Е. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990

 

12.   Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355

 

13.   Снегирев В. Методика обучения игре на ударных инструментах. М., 2003

 

14.   Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр. Вып. 103, М., 1990