Управление по культуре

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

Предметная область ПО.01.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО.

Рабочая программа   учебного предмета УП.02.

 «Ансамбль (ударные инструменты)»

 

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программы в области музыкального искусства

«Духовые и ударные инструменты»

 

 

 

Срок обучения 4 (5) лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

 

 

 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

печать 2

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

      Разработчик – Поволоцкий Д. В. – преподаватель класса ударных инструментов, преподаватель --------- категории

 

Якушева - преподаватель класса ударных инструментов, преподаватель --------- категории

 

 

 

 

 

Рецензент – фамилия, имя, отчество,  должность.

Рецензент – фамилия, имя, отчество,  должность

 


Структура программы учебного предмета

 

 

 

I.       Пояснительная записка                                                              

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 

1.2. Срок реализации учебного предмета;

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

 

          учреждения на реализацию учебного предмета;

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

1.5. Цели и задачи учебного предмета;

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

1.7. Методы обучения;

 

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

 

II.      Содержание учебного предмета                                                 

 

2.1.                     Сведения о затратах учебного времени;

 

2.2.                     Годовые требования по классам;

 

 

 

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                     

 

IV.    Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1.                     Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

4.2.                      Критерии оценки;

 

        

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса      

 

5.1.                     Методические рекомендации педагогическим работникам;

 

5.2.                     Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

 

        

 

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 

 

6.1.                     Нотная литература

 

6.2.                     Учебно-методическая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                 Пояснительная записка

 

 

 

1.1.          Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 

 

 

Программа учебного предмета «Ансамбль (ударные инструменты)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».

 

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в ансамбле ударных инструментов с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.

 

 Ансамбль ударных инструментов использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.

 

За время обучения ансамблю у учащихся должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

 

Знакомство учащихся с ансамблевой музыкой происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2-рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

 

Так же, как и по предмету «Специальность», программа по ансамблю ударных инструментов опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой XIX и XX века.

 

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

 

 

 

1.2.          Срок реализации учебного предмета;

 

Срок реализации данной программы составляет пять лет (с 4 по 8 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).

 

 

 

1.3.              Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Ансамбль (ударные инструменты)»:

 

Таблица 1

 

Срок обучения/количество часов

4-8 классы

9 класс

Количество часов

(общее на 5 лет)

Количество часов

(в год)

Максимальная нагрузка

330 часов

132 часа

Количество часов на аудиторную нагрузку

165 часов

66 часов

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

165 часов

66 часов

Недельная аудиторная нагрузка

1 час

2 часа

Самостоятельная работа (часов в

неделю)

1 час

1 час

Консультации (для  учащихся  5-9

классов)

8 часов

(по 2 часа в год)

2        часа

 

Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.

 

 

 

1.4.          Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (двое учащихся), продолжительность урока - 40 минут.

 

Реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений, обучающегося с преподавателем.

 

 

 

1.5.          Цели и задачи учебного предмета;

 

Цель учебного предмета «Ансамбль (ударные инструменты)»:

 

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

 

Задачи:

 

-          решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

 

-          стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

 

-          формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

 

-          развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

 

-          обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

 

-          приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

 

-          расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.

 

-          формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса ударника-солиста камерного ансамбля.

 

 

 

1.6.           Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учащимся.

 

Программа содержит следующие разделы:

 

-          сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

 

-          распределение учебного материала по годам обучения;

 

-          описание дидактических единиц учебного предмета;

 

-          требования к уровню подготовки обучающихся;

 

-          формы и методы контроля, система оценок;

 

-          методическое обеспечение учебного процесса.

 

      В соответствии с данными направлениями строится основной раздел     программы «Содержание учебного предмета».

 

 

 

1.7.               Методы обучения;

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 

-          словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);

 

-          наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

 

-          практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

 

-          прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития, обучающегося;

 

-          индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

 

Предложенные методы работы с ансамблем ударных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на ударных.

 

 

 

1.8.              Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;  

 

Материально-техническая база МБУДО «ДМШ №14» соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Ансамбль (ударных инструменты)» имеют площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию. В учебном классе имеются необходимые для работы ударные инструменты: два ксилофона, колокольчики, ударная установка треугольник, тамбурин, маракасы и т.д. а также фортепиано.

 

В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

 

 

 

II.                Содержание учебного предмета «Ансамбль (ударные инструменты)»

 

 

 

2.    1.Сведения о затратах учебного времени

 

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль ударных инструментов», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

 

Таблица 2

 

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

 

 

 

33

33

33

33

33

33

Количество  часов

на аудиторные занятия (в неделю)

 

 

 

1

1

1

1

1

2

Консультации (часов в год)

 

 

 

 

2

2

2

2

2

 

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

 

Виды внеаудиторной работы:

 

-          выполнение домашнего задания;

 

-          подготовка к концертным выступлениям;

 

-          посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

 

-          участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

 

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

 

 

 

2.2.            Требования по годам обучения

 

В                  ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментами, навыки совместной игры, такие, как:

 

-          сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

 

-          знание ансамблевого репертуара отечественных и зарубежных композиторов;

 

-          навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

 

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ребенку. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

 

4 класс (1 год обучения)

 

На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения.

 

Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

 

За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

 

Болгарская народная песня «Вышел как-то ночью»

 

РНП «Вставала ранешенько»

 

РНП «Кумушка»

 

П. Чайковский «Танец лебедей» из балета «Лебединое озеро»

 

С. Прокофьев «Гавот» из Классической симфонии

 

Д. Шостакович «Детская полька»

 

Дж. Россина «Гребная гонка»

 

А. Глазунов «Град» из балета «Времена года»

 

П. Чайковский «Чардаш» из балета «Лебединое озеро»

 

Ф. Пуленк «Стаккато для ксилофона, малого барабана и фортепиано»

 

5 класс (2 год обучения)

 

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

 

-          умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;

 

-          умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру; совместно работать над динамикой произведения;

 

-          анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

 

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

 

К. Вебер «Хор охотников» из оперы «Вольный стрелок»

 

П. Чайковский «Колыбельная в бурю»

 

П. Чайковский «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик», перелож. В. Иванова

 

М. Чюрлёнис «Фугетта» соч. 10 № 6

 

М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

 

П. Чайковский «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»

 

А. Даргомыжский «Ночевала тучка золотая»

 

Ж. Бизе «Менуэт» из музыки к драме А. Доде «Арлезианска»

 

В. Сердечков «Концертная полька»

 

6 класс (3 год обучения)

 

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления учащегося.

 

    В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

 

Н. Римский-Корсаков «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка»

 

С. Рахманинов «Итальянская полька»

 

Р. Лихтинен «Летка-Енка»

 

Й. Штраус «Полька-пиццикато»

 

П. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский «Миниатюрный марш»

 

В. Бенсон «Фугетта в духе сицилианы»

 

Д. Макензи «Пастораль»

 

А. Смелков «Юные следопыты», «Пионерский костер»

 

Ж. Металлиди «Полька кукол»

 

Ю. Корнаков «Танец охотников»

 

7 класс (4 год обучения)

 

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.

 

Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

 

За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

 

А. Хачатурян «Танец грека-раба» из балета «Спартак»

 

Е. Ерканян «Танец»

 

Г. Корчмар «Капель», «На параде», «Тройка», «Перезвон»

 

В. Гришин «Прогулка», «CLARS», «Грустная песенка», «Карнавал» «На лужайке», «Марш», «FOUR DRUMMERS»

 

И. Бах «Инвенция C-moll» «Инвенция F-moll» «Инвенция A-moll»

 

Т. Хренников «Частушки»

 

С. Прокофьев «Маски»

 

                                                      8 класс (5 год обучения)

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

 

Дж. Гершвин «Песенка Порги»

 

Д. Шостакович «Фантастический танец»

 

А. Грибоедов «Вальс»

 

К.Дебюсси. «Кукольный кейк-уок». Из сюиты «Детский уголок»

 

С.Прокофьев. «Утренняя серенада». Из сюиты «Ромео и Джульетта»

 

Д.Шостакович. Полька.Из балета «Золотой век»

 

Д.Шостакович. «Галоп». Из Балетной сюиты №1

 

9 класс

 

В    конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю.

 

В    девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление камерного репертуара.

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

 

М.Шмитц. «Микки-Маус», «Рэг-воспоминание»

 

Э.Вила –Лобос. «Танец Белого индейца»

 

Д.Шостакович. «Галоп». Из Балетной сюиты №1

 

В.Соколов. Марш-буффо

 

В.Соколов. Фанфары

 

В.Соколов. Маленький эпизод

 

М.Пташинска. Маленькая мексиканская фантазия

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

 

 

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль (ударные инструменты)», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

 

-          наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;

 

-          сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности ударных и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

 

-          знание ансамблевого репертуара знание художественно-исполнительских возможностей ударных инструментов;

 

-          знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов - струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей;

 

-          знание профессиональной терминологии;

 

-          наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

 

-          навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма; навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании; 

 

-          наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

 

-          наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.

 

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

 

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

 

Оценка качества реализации учебного предмета «Ансамбль ударных инструментов» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 8 класс. В 9 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.

 

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.

 

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

Формой аттестации по учебному предмету является зачёт, а также - прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.

 

По завершении изучения предмета «Ансамбль» проводится промежуточная аттестация в конце 8 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

 

 

 

4.2. Критерии оценок

 

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

Таблица 3

 

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

Комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая  посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

 

Для аттестации обучающихся созданы фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

 

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

 

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам

 

Одна из главных задач преподавателя по предмету «Ансамбль (ударные инструменты)» - подбор учащихся-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.

 

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ребенка - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

 

Необходимым условием для успешного обучения по предмету «Ансамбль ударных инструментов» является формирование правильной постановки за инструментом всех партнеров.

 

Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки.

 

Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

 

    Необходимо совместно с учащимися анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

 

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

 

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учащихся самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.

 

Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала учащийся работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.

 

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки детей. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

 

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

 

Помимо ансамблей для 2- 4 исполнителей (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для 5-8 исполнителей.

 

 

 

5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

 

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю ударных инструментов обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над ритмической точностью, над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).

 

 

 

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

 

 

 

6.1. Список рекомендуемых нотных сборников

 

1.        Егорова Т, Штейман В. Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Младшие классы ДМШ, - М., 1991

 

2.        Егорова Т, Штейман В. Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Старшие классы ДМШ, - М., 1991

 

3.        Мултанова Н. Ксилофон 3 класс. Учебный репертуар ДМШ, - Киев, 1977

 

4.        Мултанова Н. Ксилофон 4 класс. Учебный репертуар ДМШ, - Киев, 1978

 

5.        Мултанова Н. Ксилофон 5 класс. Учебный репертуар ДМШ, - Киев, 1980

 

6.        Макаров С. Пьесы для ансамбля ударных инструментов, выпуск 1. От простого к сложному, - М., 2002

 

7.        Произведения для ансамбля ударных инструментов, выпуск 2, -Л., 1985

 

8.        Балаш-Земплени «Школа игры на малом барабане», - Будапешт, 1982

 

9.        Металлиди Ж. Пьесы и ансамбли для ударных инструментов. Средние и старшие классыПекарский М. Аесамбли для ударных инструментов. Хрестоматия. Педагогический репертуар для средних и старших классов ДМШ, М., 1988

 

10.    Гришин В. Хрестоматия ансамблевой игры на ударных инструментах для музыкальных школ и начальных курсов музыкальных училищ, - М., 2001

 

11.    Суетин К. Ансамбли для ударных инструментов, - СПб, 2009

 

 

 

6.2. Список рекомендуемой методической литературы

 

1.        Денисов Э. Ударные инструменты в современном оркестре. - М., 1982

 

2.        Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное ростояние. – М., 1973

 

3.        Евсеев Ю. Ю. Гонги, история и современность. – Саратов, 2006

 

4.        Михайленко А.Г. Современная книга о маримбе. – Новосибирск, 2006

 

5.        Панайотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. – М.,1973

 

6.        Бутов Г.В. О малом барабане и не только о нем. – М., 2003

 

7.        Андреева Е.Ф. Ударные инструменты современного симфонического оркестра. – Киев, 1990

 

8.        Сурначев В.А. Маримба (первоначальный этап изучения). – Новосибирск, 1991

 

9.        Пекарская М. «История солдата И. Стравинского. Некоторые вопросы исполнительской нотации для ударных инструментов. Музыкальное исполнительство. – М., 1997

 

10.    Жак-Далькроз Э. Ритм. – М., 2002

 

11.    Моргенстейн Р. Игра на ударной установке с двумя бас-бочками. – М.,1994

 

12.    Яркова Г. Система индивидуальных домашних занятий на ударных инструментах. – Свердловск, 1989

 

13.    Пауль М. Значение литавр в произведениях Бетховена – М., 1971