Управление по культуре

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

Предметная область   ПО.01   Музыкальное исполнительство

 

Рабочая программа   учебного предмета УП.02.

«Ансамбль (флейта, кларнет, саксофон)»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программы в области музыкального искусства

«Духовые и ударные инструменты»

 

 

 

 

Срок обучения 4 (5) лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

 

 

 

 

 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики – Кунициына И. В.. – преподаватель класса флейты, преподаватель первой категории

Михеев Е. С. – преподаватель класса кларнета, преподаватель первой категории

Васильева А. С. – преподаватель класса саксофона.

Скрипинская М. Н. – преподаватель флейты,

 

 

 

Рецензент – фамилия, имя, отчество,  должность.

Рецензент – фамилия, имя, отчество,  должность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Структура программы учебного предмета

 

 

 

I.       Пояснительная записка                                                              

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 

1.2. Срок реализации учебного предмета;

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

 

          учреждения на реализацию учебного предмета;

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

1.5. Цели и задачи учебного предмета;

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

1.7. Методы обучения;

 

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

 

II.      Содержание учебного предмета                                                 

 

2.1.                     Сведения о затратах учебного времени;

 

2.2.                     Годовые требования по классам;

 

 

 

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                     

 

IV.    Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1.                     Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

4.2.                      Критерии оценки;

 

        

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса      

 

5.1.                     Методические рекомендации педагогическим работникам;

 

5.2.                     Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

 

        

 

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 

 

6.1.                     Нотная литература

 

6.2.                     Учебно-методическая литература

 

 

 

 

 

 

 

I.       Пояснительная записка

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

 

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства  «Саксофон, флейта, кларнет»

 

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в ансамбле  с 4 по 8 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.

 

Ансамбль флейт, саксофонов, кларнетов (смешанная группа) использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.

 

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

 

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, трио, квартеты, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

 

Также как и по предмету «Специальность», программа по ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века, а также джазовой музыкой.

 

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

 

 

 

1.2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

 

Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 8 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (9 класс).

 

 

 

1.3.  Объем   учебного   времени, предусмотренный   учебным   планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

 

Таблица 1

 

Срок обучения

4-8 классы

9 класс

 

Количество часов (общее на 4 года)

     Количество часов

(в год)

Максимальная нагрузка

330 часов

132 часа

Количество часов на аудиторную нагрузку

165 часов

66 часов

Количество            часов            на внеаудиторную (самостоятельную) работу

165 часов

66 часов

Недельная аудиторная нагрузка

1 час

2 часа

Самостоятельная работа (часов в неделю)

1 час

2 часа

Консультации1 (для учащихся 5-7 классов)

2 часа

2 часа

 

 

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

 

По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.

 

реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

 

Распределение учащихся по группам для проведения занятий ансамблем планируется на каждый учебный год. 

 

 

 

1. 5.  Цели и задачи учебного предмета «Ансамбль»
Цели:

 

·        воспитание  и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

 

·        формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

 

·        воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально -  нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

 

·        формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

 

·        выработка у обучающихся личных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению

 

·        планировать свою  домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, коллективного музицирования, осуществлению  самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,  умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия  с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению  и художественно – эстетическим взглядам, пониманию причин  успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов

 

·        достижения результата;

 

·        развитие музыкальноворческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

 

Задачи:

 

·           решение  коммуникативных задач  (совместное  творчество  обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

 

·           стимулирование     развития     эмоциональности,     памяти,     мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

 

·           формирование   у   обучающихся   комплекса   исполнительских   навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

 

·           развитие чувства  ансамбля увства партнерства при  игре  в  ансамбле), артистизма и музыкальности;

 

·           обучение навыкам самостоятельной работы,  а  также  навыкам чтения  с листа в ансамбле;

 

·           приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

 

·           расширение  музыкального  кругозора  учащегося  путем  ознакомления  с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;

 

·           формирование  у  наиболее  одаренных  выпускников  профессионального исполнительского комплекса саксофониста-солиста камерного ансамбля.

 

 

 

1. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием  структуры  программы  являются  ФГТ,  отражающие  все аспекты работы преподавателя с учеником.

 

Программа содержит следующие разделы:

 

 1. сведения  о затратах учебного времени,  предусмотренного на освоение учебного предмета;

 

2.  распределение учебного материала по годам обучения;

 

3.  описание дидактических единиц учебного предмета;

 

4.  требования к уровню подготовки обучающихся;

 

5.  формы и методы контроля, система оценок;

 

6.  методическое обеспечение учебного процесса.

 

В   соответствии  с  данными  направлениями  строится  основной  раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

 

 

1.7. Методы обучения.

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 

-          словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);

 

-          наглядный    (показ,    демонстрация    отдельных    частей    и    всего произведения);

 

-          практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

 

-          прослушивание  записей  выдающихся  исполнителей  и  посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

 

-          индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

 

Предложенные методы работы с ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на духовых инструментах.

 

 

 

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

 

Материально-техническая   база   образовательного   учреждения   должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные   аудитории   для   занятий   по   учебному   предмету   "Ансамбль" должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, фортепиано для работы над ансамблями для 2-х духовых инструментов и фортепиано.

 

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

 

 

 

II. Содержание учебного предмета "Ансамбль"

 

2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

 

Таблица 2

 

Класс

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество     часов     на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

1

2

Количество     часов     на внеаудиторные (самостоятельные) занятия (в неделю)

1

1

1

1

1

2

Максимальная нагрузка(в неделю)

2

2

2

2

2

4

Консультации (часов в год)

 

1

1

1

 

2

 

Объем   времени   на   самостоятельную   работу   определяется   с   учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

 

Виды внеаудиторной работы:

 

-          выполнение домашнего задания;

 

-          подготовка к концертным выступлениям;

 

-          посещение  учреждений  культуры   (филармоний,  театров,  концертных залов и др.);

 

-          участие    обучающихся    в    концертах,    творческих    мероприятиях    и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

 

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для   освоения учебного материала.

 

 

 

2.2.  Требования по годам обучения

 

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

 

      сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой    игре    единство    исполнительских    намерений    и    реализацию исполнительского замысла;

 

      знание     ансамблевого     репертуара,     переложений симфонических, циклических  (сонаты,   сюиты),   ансамблевых,     и  других произведений,  а также камерно-инструментального    репертуара)    отечественных    и    зарубежных  композиторов;

 

      знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;

 

      навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,       обусловленных       художественным       содержанием       и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

 

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

 

                                                         

 

                                                          4 класс (1 год обучения)

 

На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара - несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

 

За год ученики должны пройти 2-3 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список (саксофон):

 

В. Моцарт «Майская песня»

 

В. Моцарт «Менуэт»

 

Г. Телеман «Аллегро»

 

Ж.-М. Леклер «Ария»

 

А. Вивальди «Аллегро»

 

И. Гайдн «Анданте»

 

Л. Бетховен «Экосез»

 

Л. Вебер «Хор охотников»

 

К. Сен-Сане «Лебедь»

 

Ф. Мендельсон «Ноктюрн»

 

И. С. Бах «Менуэт»

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список (флейта):

 

Ганс Боденманн. «дуэты для начинающих»

 

Altenglisch «melod

 

Ф.Э. Шедевилль «тамбурин»

 

«19 переложений известных отрывков из музыки композиторов-романтиков для дуэта флейт»                                          

 

 Ф. Шопен «траурный марш»                                                                   

 

К. Доницетти отрывок из оперы   «Лучия де Ламмермур»

 

 Ф. Шуберт «Форель»

 

 Д. Верди отрывок из оперы  «Травиата»       

 

Ф. Мендельсон «песня без слов»

 

К. Вебер «хор охотников»,  Ракоци «марш»

 

Э.Келлер «25 легких дуэтов» № 7-15

 

Ф. Шопен Вальс «Минутка» для двух флейт и фортепиано

 

Примеры программ академического  зачета:

 

Ансамбли однородных или смешанных составов: две разнохарактерные пьесы.

 

1 вариант (дуэт)

 

Русская народная песня «Ах вы, сени...»

 

Русская народная песня «Колыбельная»

 

2 вариант (трио)

 

Русская народная песня «А я по лугу»

 

Русская народная песня «Во поле берёза стояла»

 

3 вариант (квартет)

 

Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

 

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай»

 

II полугодие Примеры программ переводного зачета:.

 

1 вариант (дуэт)

 

 Русская народная песня «Виноград в саду цветёт...»

 

А.Гретри «Спор»

 

2 вариант (трио)

 

Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

 

Украинская народная песня «Ой, на гори»

 

 3 вариант (квартет)

 

Латышская народная песня «Вей, ветерок»

 

Американская песня «Колокольчик»

 

5 класс (2 год обучения)

 

Продолжение работы над навыками ансамблевого  музицирования:

 

         умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;

 

         умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;

 

         совместно работать над динамикой произведения;

 

         анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

 

В течение учебного года следует пройти 3-4 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

 

Р. Шуман «Веселый крестьянин»

 

М. Глинка «Соловушка»

 

М. Глинка «Испанская песня»

 

А. Гурилёв «Полька-мазурка»

 

П. Чайковский «Сладкая греза»

 

М. Мусоргский «Гопак»

 

В. Калинников «Жавороночек»

 

Русская народная песня «Сеяли девушки яровой хмель»

 

А. Дворжак «Мелодия»

 

А. Дворжак «Юмореска»

 

М. Шишкин «Ночь светла»

 

Примеры программ академического зачета:

 

1 вариант (дуэт)

 

Ж.Б. Буамортье «Менуэт»

 

П.Аттеньян «Тодион»

 

2 вариант (трио)

 

Л.Керубини «Птичка»

 

 Б.Сметана «Моя звезда»

 

3 вариант (квартет)

 

Л.В.Бетховен «Симфония No9» (фрагмент)

 

 Г.Перселл «Вечерняя песня»

 

II полугодие Примеры программ переводного зачета:.

 

1 вариант (дуэт)

 

Ж.Депре «Народный танец»

 

И.С. Бах «Песня»

 

2 вариант (трио)

 

Р.Шуман «Дрмик у моря»

 

Ф.Шуберт «Встречайте день мая»

 

3 вариант (квартет)

 

Неизвестный автор «Лягушачий концерт»

 

М.Коваль «Лес зеленеет молодой»

 

6 класс (3 год обучения)

 

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями и руками. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.

 

В течение учебного года следует пройти 2-4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.

 

 Примерный рекомендуемый репертуарный список (саксофон):

 

Ж. Оффенбах «Баркаролла»

 

И. Кальман «Марш»

 

И. Штраус «Полька пиццикато»

 

Д. Шостакович «Шарманка»

 

Д. Шостакович «Гавот»

 

И. Дунаевский «Колыбельная»

 

Дж. Скотт «Чародей»

 

30. В Иванов «Серенада»

 

Русская народная песня «Как во поле, поле белый лён»

 

И. Брамс «Колыбельная песня»

 

С. Прокофьев «Марш»

 

Ф. Мендельсон «Песня без слов»

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список (флейта):

 

Э.Келлер «25 легких дуэтов» № 20-25

 

Гобер. «Греческий дивертисмент»для двух флейт и фортепиано

 

Loeillet. Sonata G-moll

 

Гарибольди «6 дуэтов» для двух флейт

 

Важа Азарашвили «ноктюрн» для двух флейт и фортепиано

 

Телеман «соната ля-мажор»для двух флейт и фортепиано

 

Г.Соусман «12 дуэтов» ор.53

 

I полугодие Примеры программ академического зачета:

 

1 вариант (дуэт)

 

Т.Бриттон «Бурре»

 

Ж.Б.Буамортье «Сарабанада»

 

 2 вариант (трио)

 

Польская народная песня «Пой, пой, певунья птичка»

 

 Т.Потапенко «Падает снег»

 

3 вариант (квартет)

 

В.Ребиков «Горные вершины»

 

Русская народная песня «Вечерний звон»

 

II полугодие Примеры программ переводного зачета:.

 

1 вариант (дуэт)

 

В.А. Моцарт «Дуэт»

 

Д.Гастольди «В эти светлые дни»

 

 2 вариант (трио)

 

Ф.Мендельсон «Прощание охотника»

 

 Д.Ф.Обер «Хор рыбаков» из оперы «Фенела»

 

 3 вариант (квартет)

 

 П.И. Чайковский «Утро»

 

А.Флярковский «Ручеёк»

 

7 класс (4 год обучения)

 

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

 

За год необходимо пройти 2-4 произведения. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список (саксофон):

 

М. Мошковский «Испанский танец»

 

А. Вустин «Два негритянских настроения»

 

Д. Кабалевский «Ёжик»

 

Л. Моцарт «Бурлеска»

 

В. А. Моцарт «Менуэт»

 

Русская народная песня «Ах ты, степь широкая»

 

Р. Шуман «Домик у моря»

 

Р. Шуман «Колыбельная»

 

Э. Григ «Морская песня»

 

И. Дунаевский «Колыбельная»

 

А. Цфасман «Озорная девчонка» (ча-ча-ча)

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список (флейта):

 

Перселл «Соната для двух флейт»

 

Bach. «Fughetta» BWV 961 для двух флейт

 

Э.Кронке «две бабочки» для двух флейт и фортепиано

 

Крамер «танцующий скрипач» для двух флейт и фортепиано

 

Майк Мауэр «17дуэтов»для 2ух флейт

 

I полугодие Примеры программ академического зачета:

 

1 вариант (дуэт)

 

Неизвестный автор «Радуйся, русская земля»

 

 К.В. фон Глюк «Праздник хора»

 

2 вариант (трио)

 

Ц.Кюи «Всюду снег»

 

Б.Снетков «В горах прошёл весенний дождь»

 

3 вариант (квартет)

 

Далматинская народная песня «Ядран лазурный»

 

Ф.Шуберт «Музыкальный момент»

 

 II полугодие Примеры программ переводного зачета:

 

1 вариант (дуэт)

 

Грузинская народная песня «Светлячок»

 

А.Тома «Вечерняя песнь»

 

2 вариант (трио)

 

Д.Бортнянский «Гимн»

 

Л.В. Бетховен «Прославление Бога»

 

3 вариант (квартет)

 

Р.Шуман «Тамбурин»

 

Д.Смит «Марш»

 

8 класс (5 год обучения)

 

В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю. В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление репертуара.

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список (флейта):

 

Корелли. соната №1 для двух флейт и фортепиано

 

А.Хачатурян «две тетушки рассорились»

 

Римский-Корсаков «Полет шмеля» для двух флейт

 

Стамиц «дуэты  для 2ух флейт» ор.27

 

Кванц «трио» для 3ех флейт

 

I полугодие Примеры программ академического зачета:

 

1 вариант (дуэт).

 

Н.А.Лебег «Рондо»

 

Л. Моцарт «Дуэт»

 

 2 вариант (трио)

 

К.М.Вебер «молитва»

 

Ж.Ф.Герольд «Хор» из оперы «Цампа»

 

3 вариант (квартет)

 

К.М.Вебер «Вальс No

 

К.М.Вебер «Вальс No

 

II полугодие Примеры программ переводного зачета:

 

1 вариант (дуэт)

 

Л.В.Бетховен «Походная песня»

 

Т.Бриттон «Песня»

 

 2 вариант (трио)

 

Э.Мегюль «Хор поселян»

 

Э.Григ «Весенняя песня»

 

3 вариант (квартет)

 

К.М.Вебер «Вальс A-Dur»

 

 К.М.Вебер «Вальс B-Dur»

 

9 класс (6 год обучения)

 

В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю. В девятом классе продолжается совершенствование ансамблевых навыков и накопление репертуара.

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список

 

А. Розов «Вальс»

 

И. Альбенис «Танго»

 

Ж. М. Леклер «Сарабанда»

 

Ю. Чугунов «Две инвенции»

 

Л. Бетховен «Весенний призыв»

 

В. Мурзин «Бурлеска»

 

Д. Смирнов «Канон-юмореска»

 

И. С. Бах Хоральная прелюдия»

 

А. Бородин «Хор» из оперы «Князь Игорь»

 

П. Чайковский «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик»

 

В. Мурзин «Юмореска»

 

I полугодие Примеры программ академического зачета:

 

1 вариант (дуэт)

 

Ф.Девьен «Менуэт»

 

В.А. Моцарт «Менуэт»

 

2 вариант (трио)

 

Д.Бортнянский «Утро»

 

Ф.Мендельсон «Песня»

 

 3 вариант (квартет)

 

К.М. Вебер «Немецкий танец»

 

А.Грибоедов «Вальс»

 

Примеры программ итогового зачета:

 

1 вариант (дуэт

 

 Д.Керн «Дым»

 

К.В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»

 

2 вариант (трио)

 

Эстонская народная пляска

 

М.И.Глинка «Патриотическая песня»

 

3 вариант (квартет)

 

М.И. Глинка «Жаворонок»

 

П.И.Чайковский «Сладкая грёза» .

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

 

      наличие    у    обучающегося    интереса    к    музыкальному    искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;

 

      сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности саксофона и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

 

      знание ансамблевого репертуара;

 

      знание художественно-исполнительских возможностей саксофона;

 

      знание   других   инструментов   (если   ансамбль   состоит   из   разных
инструментов    -    саксофона-сопрано, саксофона-альта, саксофона-тенора, саксофона-баритона),    их    особенностей    и
возможностей;

 

      знание профессиональной терминологии;

 

      наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

 

      навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;

 

      навыки    по    воспитанию    слухового    контроля    при    ансамблевом музицировании;

 

      наличие  творческой  инициативы,   сформированных  представлений  
методике   разучивания   музыкальных   произведений   и   приемах   работы   над исполнительскими трудностями;

 

      наличие    навыков    репетиционно-концертной    работы    в    качестве ансамблиста.

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1.  Аттестация: цели, виды, форма, содержание

 

Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 8 класс. В 9 классе промежуточная аттестация проходит в конце 1 полугодия.

 

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.

 

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету «Ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, а также -прослушивание, выступление в концерте или участие в каких-либо других творческих мероприятиях.

 

По     завершении     изучения     предмета "Ансамбль"  проводится промежуточная аттестация в конце 8 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

 

4.2. Критерии оценок

 

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

 

Критерии оценки качества исполнения

 

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

Таблица 3

 

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка    отражает    грамотное     исполнение     с небольшими   недочетами   (как   в   техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс   серьезных  недостатков,   невыученный текст,   отсутствие   домашней   работы,   а   также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

 

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

 

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

 

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам

 

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.

 

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному,      опирается      на      индивидуальные      особенности      ученика интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

 

Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения музыки.

 

Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

 

Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

 

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

 

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.

 

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные   особенности  и  степень  подготовки  учеников.   В  репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

 

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

 

5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

 

С учетом того, что образовательная программа «Саксофон» содержит одновременно два предмета, связанные с исполнительством на саксофоне -«Специальность и чтение с листа» и «Ансамбль» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над общими штрихами и динамикой (там, где это предусмотрено).

 

 

 

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы:

 

6.1. Список рекомендуемых нотных сборников

 

1.        «Альбом саксофониста», вып. 1 /Сост. М. Шапошникова – М., Сов. композитор, 1987.

 

2.        Дебюсси К., Равель М. Пьесы для саксофона /Сост. Б. Прорвич – М., Музгиз, 1964.

 

3.        Концерты для саксофона с оркестром (фортепиано) /Сост. М. Шапошникова – М., Сов. композитор, 1986.

 

4.        Михайлов Л. Школа игры на саксофоне /М., Музыка, 1975.

 

5.        Пьесы советских композиторов, I вып. /Сост. Л. Михайлов – М., Сов. композитор, 1978.

 

6.        Пьесы советских композиторов, II вып. /Сост. Л. Михайлов – М., Сов. композитор, 1982.

 

7.        Пьесы советских композиторов, III вып. /Сост. Л. Михайлов – М., Сов. композитор, 1984.

 

8.        Произведения зарубежных композиторов /Сост. Л. Михайлов – М., Музыка, 1984.

 

9.        Пьесы советских композиторов, IV вып. /Сост. М. Шапошникова – М., Сов. композитор, 1986.

 

10.    Сборник классических пьес для саксофона /Сост. А. Ривчун – М.,1963.

 

11.    Сборник пьес для саксофона и фортепиано /Сост. Б. Диков – Издание военно-дирижерского факультета Московской государственной консерватории, М., 1972.

 

12.    Хрестоматия для саксофона-альта /Сост. Б. Прорвич – М., Музыка, 1978.

 

13.    Хрестоматия для саксофона-альта /Сост. Б. Прорвич – М., Музыка, 1979.

 

14.    Хрестоматия для саксофона, I ч., I тетр. /Сост. М. Шапошникова – Издание военно-дирижерского факультета Московской государственной консерватории, М., 1987.

 

15.    Хрестоматия для саксофона, I ч., II тетр. /Сост. М. Шапошникова – Издание военно-дирижерского факультета Московской государственной консерватории, М., 1987.

 

16.    Хрестоматия для саксофона, II ч. /Сост. М. Шапошникова – Издание военно-дирижерского факультета Московской государственной консерватории, М., 1987-1988.

 

17.    Хрестоматия для саксофона-альта /Сост. М. Шапошникова – М., Музыка, 1987.                 

 

18.     «Хрестоматия для флейты» (3-4 класс) Пьесы, этюды, ансамбли, сост. Ю.Должиков, изд. «Музыка» Москва 1982 г.;

 

19.    «Пьесы для флейты» (старшие классы), изд. «Музыка» Москва 1987 г. сост. Ю.Должиков;

 

20.    «Этюды для флейты 1-5 классы», изд. «Музыка» Москва 1989 г. сост. Ю.Должиков;

 

21.    «Школа игры на флейте» Н.Платонова, изд. «Музыка» Москва 1988 г.

 

22.    «Хрестоматия для флейты» (1 ч.) (1-3 классы) Пьесы изд. «Музыка» Москва 1993 г. сост. Ю.Должиков;

 

23.    «Пьесы русских композиторов» изд. «Музыка» Москва 1991 г. сост. Ю.Должиков;

 

24.    «Флейта» (5 класс) 2 часть изд. Украина Киев 1985 г. сост. Д.И.Гречиниников;

 

25.    «Пьесы для флейты и фортепиано» изд. Союз – художников г. Санкт-Петербург сост. Ю.Литовко 2004 г.;

 

26.    «Пьесы для флейты» - венгерское издание (1-2 ч.) г. Будапешт 1982 г.;

 

27.    «Музыка для флейты» (вып.1) изд. «Союз художников» г. Санкт-Петербург 2005 г. сост. Е.Зайвей;

 

28.    «З Менуэты для флейты и фортепиано» изд. «Композитор» г. Санкт-Петербург 2002 г.;

 

29.    «Хрестоматия для флейты» (1-3 класс) Пьесы изд. «Музыка» Москва 1990 г. сост. Ю.Должиков;

 

30.    «Флейта» (1 класс) Украина 1989 г. сост. Д.Гречениников;

 

31.    «Музыка для флейты» (вып.1) изд. «Союз – Художников» г. Санкт-Петербург 2004 г. сост. Е.Зайвей;

 

32.    «Альбом популярных пьес для флейты» изд. «Музыка» Москва 1996 г.;

 

33.    «Альбом юного флейтиста» (вып. 1) изд. Украина киев 1988 г. сост. А.Коган;

 

34.    «Гобой» (4 класс) изд. Украина Киев 1980 г. сост. М.Закопец;

 

35.    «Гобой» (5 класс) изд. «Украина» Киев 1985 г.

 

36.    «Гобой» (1-2 классы) изд. Украина Киев 1991 г. сост. М.Закопец;

 

37.    «Юный скрипач» (вып.1) изд. «Советский композитор» г. Москва 1988 г. сост. К.Фортунатов;

 

38.    «Гобой» (1-5 классы) Пьесы Ансамбли, изд. «Музыка» Москва 1983 г.

 

 

 

6.2. Список рекомендуемой методической литературы

 

1.        Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986. С.24-39; 1983. Вып. 4. С. 6-19

 

2.        Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976. С.11-31.

 

3.        Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971

 

4.        Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1, 2. 2-е изд. Л., 1971.

 

5.        Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956

 

6.        Березин В. Некоторые проблемы исполнительства в классическом духовом квинтете (флейта, гобой, саксофон, валторна, фагот) / Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М., 1991

 

7.        Волков Н.В. Основы управления звучанием при игре на саксофоне. Дис. канд. искусствоведения. М., 1987

 

8.        Волков Н.В. Проблемы и методы эффективного обучения музыканта- духовика / Проблемы педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего музыкального образования. Материалы научно- практической конференции. М., 1997. С 45-47.

 

9.        Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта- духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142.

 

10.    Волков Н.В. Частотная характеристика трости язычковых духовых инструментов и задача исполнителя по ее управлению. М.,1983

 

11.    Волков Н.В. Экспериментальное исследование некоторых факторов процесса звукообразования (на язычковых духовых инструментах). / Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах. Сборник трудов. Вып 80. 1985.

 

12.    Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука /. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38

 

13.    Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987. С.96.

 

14.    Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956

 

15.    Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986. С. 65-81

 

16.    Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994

 

17.    Диков Б. Методика обучения игре на саксофоне. М., 1983

 

18.    Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956

 

19.    Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов. Тамбов, 1994. С.43-54.

 

20. Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986

 

21.    Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979

 

22.    Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сборник трудов. М., 1986

 

23.    Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998

 

24.    Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990

 

25.    Маслов Р.А.. Исполнительство на саксофоне (XVIII - - начало XX вв.). Источниковедение. Историография: Автореф. дис. доктора искусствоведения. М., 1997

 

26.    Материалы Всесоюзного семинара исполнителей на духовых инструментах. М., 1988

 

27.    Мозговенко И.П. Гаммы как основа исполнительского мастерства саксофониста/ Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сборник трудов. Вып. 45. М., 1979. С 101-119

 

28.    Мюльберг К.Э. Исследование некоторых компонентов техники саксофониста (дыхание, напряжение губ, реакция трости, выразительность штриха, легато ). Автореф. дис. канд. искусствоведения. Киев, 1978

 

29.    Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации ). Минск, 1982

 

30.    Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355.

 

31.    Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982

 

32.    Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сборник трудов. Вып. 103, М., 1990

 

33.    Теория и практика игры на духовых инструментах. Сборник статей. Киев, 1989

 

34.    Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986

 

35.    Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1975

 

36.    Федотов А.А. О выразительных средствах саксофониста в работе над музыкальным образом. Сборник статей. Вып. 4., М., 2001, с.86-109