Управление по культуре

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа    14»

 

 

 

 

Предметная область ПО.01.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

Рабочая программа   учебного предмета

«Музыкальный инструмент

(ударные инструменты)»

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства

«Духовые и ударные инструменты»

 

 

 

Срок обучения 5 лет.

 

 

 

Саратов 2019

 

 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

      27.08.2019 дата утверждения

 

«Утверждаю»

Директор – Щеникова Т.Н.

 

 

27.08.2019

дата утверждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики:

Поволоцкий Д. В. – преподаватель класса ударных инструментов.

Якушева И. С.  – преподаватель класса ударных инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Структура программы учебного предмета

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

 

1.2. Срок реализации учебного предмета;

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

1.5. Цель и задачи учебного предмета;

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

 

II. Содержание учебного предмета

 

2.1. Распределение учебного материала по годам обучения;

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

4.2. Критерии оценки;

 

4.3. Контрольные требования на разных этапах обучения;

 

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам

 

5.2.  Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

 

 

 

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

 

6.1. Список нотной литературы;

 

6.2. Список методической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Пояснительная записка

 

 

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

 

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (ударные)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом педагогического опыта в области исполнительства на ударных инструментах в детских  школах.

 

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

 

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (ударные)»  составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования  объем недельной нагрузки может быть увеличен.

 

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование  доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции, возможность в дальнейшем играть в ансамбле и оркестре  всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

 

 Чаще всего именно эти ее возможности  являются мотивацией для  начала обучения игре на  ударных инструментах

 

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

 

Учебный предмет «Музыкальный инструмент (ударные)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на ударных инструментах, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

 

 

 

1.2. Срок   реализации  учебного   предмета   «Музыкальный инструмент (ударные)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

 

-                     с девяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

 

 

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета  «Музыкальный инструмент (ударные)»:

 

Максимальная учебная нагрузка  -  700  часов,

 

Количество часов на аудиторные занятия -  350 часов,

 

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу  -   350 часов.

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная; рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

 

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально - психологические особенности.

 

 

 

1.5.   Цели и задачи   учебного предмета «Музыкальный инструмент (ударные)»

 

Цели:

 

-          воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

 

-          формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

 

-          формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

 

-          воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

 

-          развитие  творческих  способностей  детей;

 

-          формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем  осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

 

-          обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний,  умений и навыков в области исполнения на ударных инструментах;

 

-          воспитание у обучающихся  личностных качеств,  способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков  творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков  взаимодействия с преподавателями и обучающимися  в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/ неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результатов.

 

-          развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на ударных инструментах произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями, а также выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

 

Задачи:

 

-          развивать интерес и любовь к классической музыке и музыкальному творчеству;

 

-          научить детей слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней;

 

-          вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы, самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

 

-          развивать музыкальные способности - слух, память, ритм, , музыкальность  и артистизм;

 

-          дать  учащимся первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;

 

-          научить  учащихся основным исполнительскими навыкам игры на ударных инструментах, позволяющим грамотно исполнять музыкальное   произведение как соло, так и в ансамбле;

 

-          освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на ударных инструментах;

 

-          выработать у учащихся навыки  самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

 

-          выработать такие качества как умение планировать домашнюю работу, давать объективную оценку своему труду;

 

-          выработать у учащихся навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений;

 

-          способствовать приобретению обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

 

-          формировать у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

 

 

 

1.6.          Обоснование структуры программы учебного предмета.

 

Программа содержит следующие разделы:

 

-           сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

 

-           распределение учебного материала по годам обучения;

 

-           описание дидактических единиц учебного предмета;

 

-           требования к уровню подготовки обучающихся;

 

-           формы и методы контроля, система оценок;

 

-           етодическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

 

 

1.7.               Методы обучения

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 

-         словесный - (рассказ, беседа, объяснение);

 

-         наглядный - (наблюдение, демонстрация);

 

-         практический - (упражнения воспроизводящие и творческие).

 

 

 

1.8.               Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

 

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Музыкальный инструмент (ударные)» должны иметь площадь не менее 9 кв. м и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

 

 

 

II.                Содержание учебного предмета.

 

 

 

2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Музыкальный инструмент (ударные)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

 

Таблица 1

 

Вид учебной работы,

нагрузки,  аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4 – год

5 –й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Количество недель

16

18

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36

32

36

32

36

32

36

32

36

340

Самостоятельная работа

32

36

32

36

32

36

32

36

32

36

340

Максимальная учебная нагрузка

64

72

64

72

64

72

64

72

64

72

680

 

 

 

 

 

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данный для освоения учебного материала.

 

Виды внеаудиторной работы:

 

-         самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

 

-         подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

 

-         подготовка к концертным, конкурсным выступления;

 

-         посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев.);

 

-         участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно - просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

 

 

 

2.2. Годовые требования по классам

 

Первый класс.

 

Специальность: 2 часа в неделю,

 

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

 

Ксилофон

 

В течение учебного года учащийся должен заниматься над постановкой рук, отрабатывать одиночные удары в медленном темпе и с ускорением. Выучить гаммы до одного знака, а также трезвучия и арпеджио. Заниматься

 

(по выбору педагога) различными упражнениями, развивающими исполнение

 

тремоло.

 

Малый барабан

 

В течение учебного года заниматься постановкой рук, отрабатывать одиночные удары, а также различные ритмические упражнения (восьмые, триоли, шестнадцатые).

 

Примерный репертуарный список.

 

Упражнения и этюды:

 

 Ксилофон

 

Купинский К Школа для ксилофона. Раздел 1 М., 1958 №№ 5-10

 

Люлли Ж. Б. Гавот (Французская музыка/ Сост. Ю. Уткин. М., 1969)

 

Глинка М. Полька

 

Кабалевский Д. «Ежик»

 

Барток Б. Пьеса

 

Кодай 3. Детский танец № 3

 

Украинская народная песня «Веселые гуси»

 

(Купинский К. Школа для ксилофона. Ч. I. М., 1948)

 

Нотная папка ударника. Редактор-составитель Бутов Г.. М. 2005

 

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Сост. Т. Егорова и В. Штейман. М., 1968

 

Малый барабан

 

Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958 № 6-12

 

 Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I. М., 1948: Этюды № 1,2, 3, 4; упражнения

 

Филиппенко А. «Я на скрипочке играю»

 

 Бородин А. Полька

 

Игрушечный медвежонок. Английская народная песня

 

Моцарт В. Юмореска

 

(Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г. 2005)

 

Примеры программы переводного экзамена:

 

1   вариант

 

Ксилофон -  Кабалевский  Д. «Ежик»

 

 Малый барабан -  Бородин А. Полька

 

2   вариант

 

Ксилофон  - Кодай З. Детский танец №3

 

Малый барабан  - Моцарт В. Юмореска

 

Второй класс.

 

Специальность:  2 часа в неделю,

 

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

 

 Ксилофон

 

В течение учебного года учащийся должен освоить: Гаммы мажорные и минорные до двух-трех знаков, трезвучия, арпеджио. Заниматься различными упражнениями, развивающими исполнение тремоло.

 

8-10 этюдов и упражнений (по нотам), 4-5 пьес.

 

Малый барабан

 

Освоить несложные ритмические упражнения (восьмые, триоли, шестнадцатые, восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая).

 

Примерный репертуарный список.

 

Упражнения и этюды:

 

Ксилофон

 

Купинский К. Школа для ксилофона. Раздел 1. М., 1958 №№ 5-10

 

Чайковский П. Камаринская

 

Глинка М. Андалузский танец

 

Бетховен Л. Менуэт

 

Балакирев М. Полька

 

Глинка М. «Простодушие»

 

Стравинский И. Аллегро

 

Косенко Е. Скерцино

 

Кабалевский Д. Старинный танец

 

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составитель Т. Егорова и В. Штейман. М., 1968 Обер Ж. Ария

 

Сборник педагогического репертуара. М., 1968

 

Купинский К. Школа для ксилофона. Ч. 1. М., 1948

 

 Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г. 2005

 

 Малый барабан

 

Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958 № 6-12

 

Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1948:

 

Этюды № 1-10, упражнения

 

Жилинский А. Весёлые ребята

 

Лоншан-Друшкевичев К. Краковяк

 

Вольфарт Х. Маленький барабанщик

 

Иордан И. Охота за бабочкой

 

Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005

 

Примеры программы переводного экзамена:

 

1 вариант

 

Ксилофон  - Бетховен Л. Менуэт

 

Малый барабан  - Вольфарт Х. Маленький барабанщик

 

2 вариант

 

Ксилофон  - Глинка М. Андалузский танец

 

Малый барабан - Иордан И. Охота за бабочкой

 

 

 

Третий класс.

 

Специальность:  2 часа в неделю,

 

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

 

 Ксилофон

 

В течение учебного года учащийся должен освоить: Гаммы мажорные и минорные до 3-х знаков включительно, трезвучия, арпеджио, 6-8 этюдов и упражнений (по нотам), 5—6 пьес. Заниматься чтением нот с листа.

 

Малый барабан

 

Различные ритмические соотношения триольных ритмов (восьмые триоли, шестнадцатые, четвертные), начальные навыки игры «дроби».

 

Чтение нот с листа. 6-8 этюдов (по нотам).

 

Примерный репертуарный список.

 

Упражнения и этюды:

 

Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958 №№ 1-8

 

 Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1959 №№ 1-5

 

Купинский К Школа для ксилофона. Раздел 1. М., 1958 №№ 5-10

 

Купинский К. Школа для малого барабана. М.. 1958 №№ 6-12

 

Пьесы

 

Ксилофон

 

Бетховен Л. «Турецкий марш»

 

Кабалевский Д. Медленный вальс

 

Чайковский П. Вальс из «Детского альбома»

 

Шуберт Ф. Музыкальный момент

 

Палиев Д. Тарантелла

 

Балакирев М. Полька

 

Палиев Д. Вальс

 

Штейман В. Сборник пьес для ксилофона. М., 1965

 

 Боккерини Л. Менуэт

 

 Селиванов В. «Шуточка»

 

Глиэр Р. «Танец с зонтиком» из балета «Красный цветок»

 

Гендель Г. Жига

 

Шуман Р. «Смелый наездник»

 

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т. и Штейман В.. М., 1968.

 

Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005

 

Учебный репертуар ДМШ. Сост. Мултанова Н. Музыкальная Украина, 1978 Малый барабан

 

Кабалевский Д. Маленький жонглёр

 

Кабалевский Д. Клоуны

 

Шуман Р. Марш

 

Жилинский Ж. Мышки

 

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т. и Штейман В.. М., 1968.

 

Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005

 

 Примеры программы переводного экзамена:

 

 1 вариант

 

Ксилофон  - Боккерини Л. Менуэт

 

 Селиванов В. Шуточка

 

Малый барабан  -  Кабалевский Д. Клоуны

 

2   вариант

 

Ксилофон - Палиев Д. Тарантелла

 

Чайковский П. Вальс из «Детского альбома» Малый барабан   - Жилинский Ж. Мышки

 

Четвертый класс.

 

Специальность:  2,5 часа в неделю,

 

За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

 

 Ксилофон

 

В течение учебного года учащийся должен освоить: Гаммы мажорные и минорные, трезвучия и арпеджио до 4-х знаков включительно.

 

6-8 этюдов и упражнений (по нотам), 5-7 пьес. Дальнейшее развитие навыков чтения нот с листа.

 

Малый барабан

 

Различные ритмические соотношения триольных и дуольных ритмов, триоли каждой рукой по три удара с ускорением для продолжения развития исполнения «дроби».

 

Чтение нот с листа, 5-7 этюдов (по нотам).

 

 Примерный репертуарный список.

 

Упражнения и этюд:

 

Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958 №№ 9-12

 

Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1959 №№ 6-10

 

Купинский К. Школа для ксилофона. Раздел I. М., 1958 №№ 11-15

 

Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958 №№ 13-17

 

Пьесы:

 

Ксилофон

 

Прокофьев С. «Танец антильских девушек» из балета «Ромео и Джульетта»

 

Щедрин Р. «Девичий хоровод» из балета «Конек-Горбунок»

 

Моцарт В. Рондо из Сонаты для фортепиано

 

Чайковский П. Мазурка из «Детского альбома»

 

Глазунов А. Гавот

 

Прокофьев С. Гавот из Классической симфонии

 

Чайковский П. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»

 

Цыбин В. Старинный танец

 

Госсек Ф. Гавот

 

Рахманинов С. Итальянская полька

 

Польдини Э. «Танцующая кукла»

 

Григ Э. Норвежский танец № 2

 

Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»

 

Вербицкий Л. «Скоморохи»

 

Учебный репертуар ДМШ. Составители Мултанова Н. Музыкальная Украина, 1978

 

Штейман В. Сборник пьес для ксилофона. М., 1969

 

Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005

 

Учебный репертуар ДМШ. Составители Мултанова Н. Музыкальная Украина, 1980

 

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т. и Штейман В. М., 1968

 

Малый барабан

 

Кабалевский Д. Марш

 

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

 

Шуман Р. Смелый наездник

 

Мане X. Маленькая серая кошечка

 

Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005

 

Примеры программы переводного экзамена:

 

1    вариант

 

Ксилофон -   Цыбин В. Старинный танец

 

Малый барабан  - Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

 

2   вариант

 

Ксилофон - Рахманинов С. Итальянская полька

 

Малый барабан - Мане X. Маленькая серая кошечка

 

                                           Пятый класс.

 

Специальность:  2,5 часа в неделю,

 

Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение преподавателя; количество зачетов и сроки специально не определены. Перед экзаменом учащийся обыгрывает экзаменационную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.

 

Ксилофон

 

В течение учебного года учащийся должен освоить:

 

гаммы мажорные и минорные, трезвучия и арпеджио с обращениями до 5 знаков включительно, доминантсептаккорды и уменьшенные септаккорды с обращениями.

 

6-8 этюдов и упражнений (по нотам), 5-7 пьес. Дальнейшее развитие навыков чтения нот с листа.

 

Малый барабан

 

Ритмические соотношения триолей, квартолей, квинтолей, секстолей. Различные варианты форшлагов. Развитие «дроби» в нюансах от «пиано» до «форте».

 

Чтение нот с листа, 10-15 этюдов (по нотам).

 

Примерный репертуарный список.

 

Упражнения и этюды:

 

Платонов Н. 24 этюда для флейты. М., 1958 №№ 13-24

 

Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1959 № № 11-20

 

Купинский К. Школа для ксилофона. Раздел I. М., 1958 №№ 16-25

 

Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958 №№ 18-35

 

Пьесы:

 

Ксилофон

 

Гайдн И. Венгерское рондо (Рондо из сонаты для ф-но. М. 1969)

 

 Шостакович Д. «Вальс-шутка»

 

Турина X. «Праздничная Кордоба» из цикла «Рассказы об Испании»

 

Гендель Г. Аллегро (Сонаты для скрипки и ф-но. М., 2004)

 

 Глиэр Р. «Танец на площади» из балета «Медный всадник»

 

Изолфсон П. Бурлеска

 

Рамо Ж. Тамбурин

 

Шопен Ф. Вальсы №№ 1, 14 (Шопен Ф. Сборник вальсов для ф-но. М., 1983)

 

 Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен»

 

Филиппенко А. «Скакалочка»

 

Глинка М. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

 

Бетховен Л. Престо из Сонаты для фортепиано

 

Турини Ф. Престо

 

Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»

 

Рубинштейн А. Мелодия

 

Татакишвили О. Музыкальный момент

 

Дакен Л. «Кукушка» (Пьесы. Переложение для ксилофона и ф-но Купинского К. М. 1987)

 

Лысенко Н. Скерцо

 

(Учебный репертуар ДМШ. Составители Мултанова Н. Музыкальная Украина, 1978)

 

Штейман В. Сборник пьес для ксилофона. М., 1969

 

Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005

 

Учебный репертуар ДМШ. Составители Мултанова Н. Музыкальная Украина, 1980

 

Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Составители Егорова Т. и

 

Штейман В.. М., 1968

 

Малый барабан

 

Чайковский П. Игра в лошадки

 

Мане X. Пёс и кот

 

Прокофьев С. Марш

 

Невин Е. Эстрадный танец

 

(Нотная папка ударника. Составитель Бутов Г., 2005)

 

Примеры программы переводного экзамена:

 

1   вариант

 

Ксилофон - Гайдн И. Венгерское рондо

 

 Малый барабан -  Чайковский П. Игра в лошадки

 

2   вариант

 

Ксилофон  -  Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»

 

Малый барабан  - Мане X. Пёс и кот

 

 

 

III.             Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

 

 

Реализация программы обеспечивает:

 

-         наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

 

-         сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности ударных инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

 

-         знание репертуара для ударных инструментов, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

 

-         знание художественно-исполнительских возможностей ударных инструментов;

 

-         знание профессиональной терминологии;

 

-         наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

 

-         навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

 

-         навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

 

-         наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

 

-         наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

 

 

 

IV.            Формы и методы контроля, система оценок.

 

 

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

 

Основными видами контроля успеваемости являются:

 

-         текущий контроль успеваемости учащихся,

 

-         промежуточная аттестация,

 

-         итоговая аттестация.

 

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

 

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

 

-         отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

 

-         качество выполнения предложенных заданий;

 

-                инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

 

-         темпы продвижения.

 

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

 

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.

 

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

 

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

 

Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

 

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

 

Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.

 

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Специальность (ударные инструменты)». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной аттестации).

 

На экзаменационную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не позднее, чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации. К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания по предмету, реализуемые в соответствующем учебном году.

 

По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся.

 

Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках представленной концертной программы.

 

На экзамене выставляется оценка и фиксируется в соответствующей документации.

 

Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (в результате болезни или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в иной срок без отчисления из образовательного учреждения, но не позднее шести месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего наличие указанной уважительной причины (согласно Положению о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств).

 

 

 

4.2. Критерии оценки.

 

Таблица 2

 

5  (« отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4  (« хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3  (« удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов,а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата

 

2  (« неудовлетворит.»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости     аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

 

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

 

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

 

-         оценка годовой работы ученика;

 

-         оценка на академическом концерте или экзамене;

 

-         другие выступления ученика в течение учебного года.

 

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

 

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса.

 

Методические рекомендации педагогическим работникам.

 

В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

 

Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.

 

Необходимым условием для успешного обучения на ударных инструментах является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки рук и корпуса.

 

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов - штриховых, динамических, ритмических и т. д.

 

Работа над качеством звука, ритмическим рисунком, динамикой - важнейшими средствами музыкальной выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.

 

При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

 

В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности ударных инструментов.

 

В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

 

1.       Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

 

2.       Периодичность занятий - каждый день.

 

3.       Количество занятий в неделю - от двух и более часов.

 

4.       Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

 

5.       Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

 

6.       Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике.

 

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), а также с учетом сложившихся педагогических традиций в учебном заведении и методической целесообразности.

 

Содержанием домашних заданий могут быть: работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды); работа над художественным материалом (пьесы или произведение крупной формы), чтение с листа.

 

Периодически следует проводить контрольные уроки, имитирующие домашнюю работу ученика.

 

Для успешной реализации программы «Музыкальный инструмент (ударные инструменты)» ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио и видеотекам, сформированным по учебным программам.

 

 

 

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

 

6.1. Список рекомендуемой нотной литературы

 

1.                 Баньян Л. Школа игры на джазовом барабане. Будапешт, 1962

 

2.                 Бах И. С. Концерт ля минор для скрипки и фортепиано Ч. I - М., 1980

 

3.                 Венявский Г. Каприс ля минор

 

4.                 Вивальди А. Концерт Соль мажор для скрипки и фортепиано. Ч. I, II, III. - М., 1959

 

5.                 Гендель Г. Соната №2 для фортепиано

 

6.      Дварионас Б. Концерт для скрипки и фортепиано. Ч. III

 

7.                 Келлер Э. Этюды для флейты. Тетрадь III. - М.,1955

 

8.                 Кизант Г. Техника игры на ударных инструментах. - Киев, 1986

 

9.                 Кузьмин Ю. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, II, - М., 1965

 

10.            Купинский  К. Школа для малого барабана. Ред. Штеймана В.. - М., 1951

 

11.            Купинский К. Школа игры на ксилофоне - М., 1952

 

12.            Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, II. - М., 1948

 

13.            Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I - М,1957

 

14.            Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ред. Штеймана В. - М., 1987

 

15.            Лобковский   А. Концертная пьеса. - М., 1954

 

16.            Минх Н. Парафраз на темы песен Дунаевского И. для ксилофона и фортепиано. М., 1966

 

17.            Осадчук В. 80 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1956

 

18.            Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1957

 

19.            Пьесы для двух ксилофонов в сопровождении фортепиано. Переложение В.Снегирева. - М, 1967

 

20.            Пьесы для ксилофона и фортепиано/ Сост. Снегирев В. - М., 1969

 

21.            Пьесы для ксилофона и фортепиано. / Сост. Снегирев В. - М., 1982

 

22.            Пьесы:            Переложение для ксилофона и фортепиано Купинского К. - М., 1987

 

23.            Пьесы советских композиторов для ксилофона и фортепиано. Составитель Штейман В. - М., 1968

 

24.            Ритмические упражнения для малого барабана. / Сост. Егорова Т., Штейман В. - М., 1970

 

25.            Русские,         украинские и белорусские народные песни, и пляски в обработке для балалайки и фортепиано Илюхина А., Красева М. - М., 1948

 

26. Сборник дуэтов для ксилофона. / Сост. Штейман В. - М., 1972

 

27. Сборник пьес для ксилофона и фортепиано. Тетрадь 2 / Сост. Штейман В., Жак А. - М., 1953

 

28. Сборник пьес для ксилофона и фортепиано. Тетр. 1 / Сост. Штейман В., Жак А. - М., 1954

 

29. Сборник пьес для ксилофона: Перелож. Купинского К.- М., 1955

 

30. Сборник пьес для ксилофона. / Сост. Кузьмин Ю. - М., 1950

 

31. Сборник пьес для ксилофона. / Сост. Баранкин В. - М., 1971

 

32. Сборник пьес русских и советских композиторов для ксилофона и фортепиано. / Сост. Купинский К. - М., 1949

 

33.            Сборник пьес советских композиторов для ксилофона и фортепиано. Сост. Штейман В. - М., 1963

 

34.            Сковера В. 70 этюдов для барабана. - Польша, 1964

 

35.            Снегирев В. Этюды для малого барабана. - М., 1970

 

36.            Стойко И. Школа игры на ударных инструментах. - Польша, 1970 Учебный репертуар для ксилофона. 1 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н. - Киев, 1975

 

37.            Учебный репертуар для ксилофона. 2 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н. - Киев, 1976

 

38.            Учебный репертуар для ксилофона. 3 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н. - Киев, 1977

 

-  Учебный репертуар для ксилофона. 4 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н. - Киев, 1978

 

-  Учебный репертуар для ксилофона. 5 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н. - Киев, 1980

 

39.            Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. / Сост. Егорова Т., В. Штейман. - М., 1985

 

40.            Хрестоматия для ксилофона. / Сост. Блок В. , Снегирев В.. - М., 1979

 

41.            Хрестоматия педагогического репертуара для ударных инструментов. Сост. Егорова Т., Штейман В. - М., 1973

 

42.            Чайкин Н., Фельдман О. Сборник пьес для ксилофона. - М., 1965

 

43.            Чепей Т. Малая энциклопедия танцевальных ритмов. - Будапешт, 1973

 

6.2. Список рекомендуемой методической литературы:

 

1.       Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971

 

2.        Арчажникова Л. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореферат канд. искусствоведения. М., 1971

 

3.        Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического строя. Киев, 1956

 

4.        Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука /Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38

 

5.        Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956

 

6.        Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7, М., 1986. С. 65-81

 

7.        Грищенко Л. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994

 

8.        Евтихиев П., Карцева Г. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, персективы. Сб. тр. Тамбов, 1994. С.43-54

 

9.        Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр., М., 1986

 

10.   Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М., 1998

 

11.   Маркова Е. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990

 

12.  Рагс Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355

 

13.   Снегирев В. Методика обучения игре на ударных инструментах. М., 2003

 

14.   Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр. Вып. 103, М., 1990