Управление по культуре

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа    14»

 

 

 

 

 

Предметная область   ПО.01.  МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

Рабочая  программа   учебного предмета УП.02

«Ансамбль»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программы в области  музыкального искусства

«Фортепиано»

 

 

Срок  обучения  4/5  лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

 

 

 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

Разработчик: Савенко Т. Я., преподаватель класса фортепиано

 

 

Рецензент: Симонова С. Л., заслуженный работник культуры РФ, преподаватель высшей категории МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1 ЭМР»

Рецензент: Андреева Л. Е., заведующая отделом фортепиано, преподаватель высшей категории МОУДОД «Детская музыкальная школа №6» г. Саратова

 

 

 

 

 


 

Структура программы учебного предмета

 

I.       Пояснительная записка                                                              

1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

1.2.Срок реализации учебного предмета;

1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

1.4.Форма проведения учебных аудиторных занятий;

1.5.Цели и задачи учебного предмета;

1.6.Обоснование структуры программы учебного предмета;

1.7.Методы обучения;

1.8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

II.      Содержание учебного предмета                                                 

2.1.Сведения о затратах учебного времени;

2.2.Годовые требования по классам;

 

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                     

IV.    Формы и методы контроля, система оценок

4.1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

4.2. Критерии оценки;

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса      

5.1.Методические рекомендации педагогическим работникам;

5.2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

 

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 

6.1.Нотная литература

6.2.Учебно-методическая литература;

 

 

 


I.         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

 

 

 

1.1.   Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

 

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

 

Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.

 

Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.

 

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

 

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2- рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.

 

Также, как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русскоймузыкой19 и 20 века.

 

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.

 

 

 

1.2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

 

Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличена 1год (9 класс).

 

 

 

1. 3.        Объем   учебного   времени,    предусмотренный         учебным       планом образовательногоучрежденияна реализациюпредмета«Ансамбль»:

 

Таблица1

 

Срок обучения/количество часов

4-7  классы

9 класс

Количествочасов

(общее на 4 года)

Количество часов

(в год)

Максимальная нагрузка

330 часов

132 часа

Количество часов на аудиторную нагрузку

132 часа

66 часов

Количество часов на внеаудиторную

(самостоятельную) работу

198 часов

66 часов

Недельная аудиторная нагрузка

1час

2 часа

Самостоятельная работа асов в неделю)

1,5 часа

1,5 часа

Консультации1 (дляучащихся5-7классов)

6 часов

(по 2 часа в год)

2 часа

 

1. Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсами т.д.

 

 

 

1.4.            Форма проведения учебных аудиторных занятий:

 

Мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность урока - 40минут.

 

По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений, обучающегося с преподавателем.

 

 

 

1.5. Целиизадачиучебногопредмета«Ансамбль»

 

Цель:

 

-          Развитие музыкальноворческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

 

Задачи:

 

-          решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

 

-          стимулирование    развития    эмоциональности,    памяти,    мышления, воображенияи творческой активности при игре в ансамбле;

 

-          формирование  у  обучающихся  комплекса  исполнительских  навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

 

-          развитие чувства  ансамбля увства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

 

-          обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

 

-          приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

 

-          расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.

 

-          формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.

 

 

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»

 

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

 

Программа содержит следующие разделы:

 

-          сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

 

-          распределение учебного материала по годам обучения;

 

-          описание дидактических единиц учебного предмета;

 

-          требования к уровню подготовки обучающихся;

 

-          формы и методы контроля, система оценок;

 

-          методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

 

 

1.7. Методыобучения

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 

-          словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);

 

-          наглядный (показ, демонстрация отдельных  частей и всего произведения);

 

-          практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

 

-          прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

 

-          индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

 

Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основанных на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.

 

 

 

1.8.      Описание материальноехнических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

 

Материальноехническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету нсамбль" должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано.

 

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания,    своевременного    обслуживания    и    ремонта    музыкальных инструментов.

 

 

 

II. Содержание учебного предмета "Ансамбль"

 

 

 

2.1.         Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

 

Срок обучения 4/5 лет

 

Таблица 2

 

Таблица

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)

-

-

-

33

33

33

33

-

33

Количество          часов        на

аудиторные занятия

(в неделю)

-

-

-

1

1

1

1

-

2

Консультации

асов в год)

-

-

-

-

1

1

1

-

2

 

 

 

Дифференцированные зачеты входят в часы аудиторной работы (16-й и 33-й час).

 

Объем              времени      на    самостоятельную         работу     определяется        с    учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

 

Виды внеаудиторной работы:

 

-          выполнение домашнего задания;

 

-          подготовка к концертным выступлениям;

 

-          посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных заловидр.);

 

-          участие           обучающихся в          концертах,     творческих    мероприятиях           и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

 

Учебный материал распределяется по годам обучения –классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

 

 

 

2.2. Требования по годам обучения

 

В ансамблевой  игре  так  же,  как  и  в  сольном  исполнительстве, необходимо сформировать  определенные  музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

 

-          сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества-ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

 

-          знание   ансамблевого   репертуара (музыкальных   произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов;

 

-          знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;

 

-          навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных         художественным       содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

 

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

 

4класс (1 год обучения)

 

На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара–несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

 

За год ученики должны пройти 3-4 ансамбля. В конце 2-й четверти обучающиеся сдают дифференцированный зачет из1произведения, в конце учебного года сдают переводной дифференцированный зачет из 2-хпроизведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

 

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

 

Агафонников Н.            Русский танец из цикла"Пестрые картинки" Балакирев М.                                        "На Волге","Хороводная"

 

Бетховен Л.                    "Контрданс".Соч.6,Соната Ре мажор в 4руки

 

Бизе Ж.                           "Хор мальчиков"из оперы армен" Бородин А.                                        Полька в 4 руки

 

Брамс И.                         Ор.39 Два вальса для 2-х ф-но (авторская редакция)

 

Вебер К.                         Ор.60 Пьесы№1,24 для ф-но в 4руки

 

Вебер К.                         Вальс из оперы"Волшебный стрелок"

 

Гаврилин В.                   "Часики" из цикла "Зарисовки"

 

Гайдн Й.                         "Учитель и ученик"

 

Глинка М.                       Полька,"Марш Черномора"из оперы"Руслан и Людмила"

 

Глиэр Р.                           Ор.6120 "Рожь колышется"для 2ф-но в 4 руки

 

Гречанинов А.               "Весенним утром", пьеса соч.99№2

 

Диабелли A.                  Сонатина Фа мажор в 4руки

 

Зив М.                            "Предчувствие"

 

Куперен Ф.                     "Кукушка"

 

Мак-Доуэлл Э.               "К дикойрозе"

 

Моцарт В.                       Сонаты для ф-но в 4 руки До мажор и Си бемоль мажор

 

Моцарт В.                       "Весенняя песня"

 

Прокофьев С.                  Гавот из "Классической симфонии" для 2-х ф-но в 8 рук

 

Прокофьев С.                  "Петя и волк" (для ф-но в 4 руки, перелож. В. Блока)

 

Равель М.                         оя матушка-гусыня", 5 детских пьес в 4 руки

 

Рахманинов С.                 "Итальянская полька"(1 авторская редакция) в 4 руки

 

Римский-КорсаковН.КолыбельнаяизоперыСказкаоцаре Салтане

 

СвиридовГ.              "Романс"

 

СтравинскийИ.       "Анданте"

 

ЧайковскийП.          "Колыбельнаявбурю"

 

ЧайковскийП.  Вальсизбалета"Спящаякрасавица"

 

ЧайковскийП.  "Ужты, полемое,полечистое"

 

ЧемберджиН.           "Снегурочка"избалета"СонДремович"в4руки

 

ХачатурянА.             "Танецдевушек"

 

ШостаковичД.         "Контрданс","Вальс","Шарманка","Галоп"изсюитык к/ф "Овод"(переложениедля2ф-ноБогомолова)

 

ФридГ.                      ЧешскаяполькаФа мажор

 

ШиттеЛ.                   ЧардашЛя мажор

 

ШубертФ.                 Ор.61Дваполонезав4руки,ор.51Тривоенныхмарша в4руки

 

ШуманР.                  Ор.85№4"Игравпрятки",6 "Печаль"в4рукииз цикла«Длямаленькихи большихдетей"

 

Примеры программ переводного зачета:

 

Вариант 1

 

Римский-КорсаковН. КолыбельнаяизоперыСказкаоцаре Салтане

 

БородинА.                      Полькав4руки

 

Вариант 2

 

ЧайковскийП.         "Ужты, полемое,полечистое"

 

ШуманР.                  Ор.85№4"Игравпрятки"

 

Вариант 3

 

ГаврилинВ.             "Часики"изцикла"Зарисовки"

 

ХачатурянА.            "Танецдевушек"

 

Вариант 4

 

ЧайковскийП.          "Колыбельнаявбурю"

 

Брамс И.                    Ор.39Двавальсадля2-хф-но(авторскаяредакция)

 

5класс(2 годобучения)

 

Продолжениеработынад навыкамиансамблевогомузицирования:

 

-          умениемслушатьмелодическуюлинию, выразительноее фразировать;

 

-          умениемграмотнои чуткоаккомпанироватьпартнеру;

 

-          совместноработатьнад динамикойпроизведения;

 

-          анализироватьсодержаниеи стильмузыкальногопроизведения.

 

Загодученикидолжныпройти3-4ансамбля конце 2-й четверти обучающиеся сдаютдифференцированныйзачетиз1произведения, в концеучебного года сдаютпереводной дифференцированныйзачетиз2-хпроизведений. Зачетомможетсчитаться выступлениена классномвечере,концертеилиакадемическомвечере.

 

Примерныйрекомендуемыйрепертуарныйсписок:

 

АренскийА.                   "Полонез"

 

БизеЖ.                            "Деревянныелошадки"изцикла"Детскиеигры"

 

ВивальдиА.                    Концертре минордляскрипки,струнныхи чембало,

 

2часть(переложениеДубровинаА.)

 

ГаврилинВ.                    "Перезвоны"

 

ГлазуновА.                     "Романеска"

 

ГлиэрР.                            "Грустный вальс"

 

ГригЭ.                             Ор.35№2"Норвежскийтанец"

 

ГригЭ.                             "ТанецАнитры"изсюиты"ПерГюнт"

 

ГригЭ.                             Ор.656"СвадебныйденьвТрольхаугене"в4руки

 

ГурлитК.                        Сонатина2,Фа мажор,1часть

 

КореллиА.                      Соната№2длядвухскрипоки фортепиано(переложениеДубровинаА.)

 

МоцартВ.                       "АрияФигаро"

 

МусоргскийМ.               "Гопак"изоперы"Сорочинскаяярмарка"

 

ПрокофьевС.                  Сценыи танцыизбалета"РомеоиДжульетта"(облегченноепереложениев4рукиАвтомьянА.ед.НатансонаВ.)

 

РаковН.                           "Радостныйпорыв"

 

РахманиновС.                Ор.11№3"Русскаяпесня"в4руки, ор.11№5"Романс"в4руки

 

РубинВ.                          Вальсизоперы"Тритолстяка" (переложениедля2ф-ноВ.Пороцкого)

 

ХачатурянК.                   Галопизбалета"Чиполлино"

 

ЧайковскийП.                "ТанецФеиДраже"избалета" Щелкунчик"

 

ШостаковичД.               Ор.87  15ПрелюдияРе-бемольмажор

 

ШубертФ.                "Героическиймарш"

 

ШтраусИ.                Полька"Трик-трак"

 

ЩедринР.                 "ЦарьГорох"(обр.для2ф-нов4руки), "Тарантелла"в4руки

 

Фортепианные концертывпереложениидля2-хфортепиано(см. репертуарные  списки по классам в программе учебного предмета "Специальностьи чтениеслиста").

 

Примеры программ переводного зачета:

 

Вариант 1

 

ГригЭ.                  "ТанецАнитры"изсюиты"ПерГюнт"

 

МусоргскийМ. "Гопак"изоперы"Сорочинскаяярмарка"

 

Вариант 2

 

РахманиновС. Ор.11№3"Русскаяпесня"в4рукиХачатурянК.      

 

Галопизбалета"Чиполлино"

 

Вариант 3

 

ЧайковскийП.  "ТанецФеиДраже"избалета" Щелкунчик"

 

ГаврилинВ.      "Перезвоны"

 

Вариант 4

 

РубинВ.       Вальсизоперы"Тритолстяка" (переложениедля2ф-ноВ.Пороцкого)

 

МоцартВ.       "АрияФигаро"

 

6класс(3 годобучения)

 

Продолжениеработынаднавыкамиансамблевой игры.Усложнение репертуара.Работанадзвуковымбалансом-правильнымраспределением звука междупартиямиируками.Воспитаниевниманиякточному прочитыванию авторскоготекста. Продолжениеразвитиямузыкальногомышленияученика.

 

Втечениеучебногогодаследуетпройти3-4произведения(разногожанра, стиляи характера) конце 2-й четверти обучающиеся сдаютдифференцированныйзачетиз1произведения, в концеучебного года сдаютдифференцированныйзачетиз2-хпроизведений. Зачетомможетсчитаться выступлениена классномвечере,концертеилиакадемическомвечере.

 

Примерныйрекомендуемыйрепертуарныйсписок:

 

Брамс И.                         "Венгерскиетанцы "дляфортепианов4руки

 

ВеберК.                          Ор.60№8 Рондодляфортепианов4руки

 

ГайднЙ.                          "Учительи ученик"-вариациидляф-нов4руки

 

ГлиэрР.                            "Фениксы"избалета"Красныйцветок"для2ф-нов4 руки

 

ГригЭ.                             Сюита"ПерГюнт"в4руки(повыбору)

 

ДунаевскийИ.                Полькаиз к/ф "Кубанскиеказаки"

 

ИршаиЕ.                  "Слон-бостон"

 

КазенинВ.                      "НатальяНиколаевна"изсюиты"А.С.Пушкин.Страницыжизни"

 

КоровицынВ.                 "КуклысеньораКарабаса"

 

НовиковА.                     "Дороги"

 

ПрокофьевС.                  Маршизоперы"Любовьк трем апельсинам"в4руки

 

ПрокофьевС.                  онтеккии Капулетти"избалета"РомеоиДжудьетта»

 

РавельМ.                        ояматушкагусыня"(по выбору)

 

СвиридовГ.                    "Военныймарш", Романсизмузыкальныхиллюстрацийк повестиА.Пушкинаетель"

 

СлонимскийС.               "Деревенскийвальс"

 

РахманиновС.                Вальсв6рукдляодногофортепиано

 

ХачатурянА.                   Вальсизмузыкик драмеМ.Лермонтова"Маскарад" в4руки

 

ЩедринР.                       Кадрильизоперы"Не тольколюбовь"(обработкаВ.Пороцкогодля2фортепианов4руки)

 

Примеры программ переводного зачета:          

 

Вариант 1

 

ГайднЙ.             "Учительи ученик"-вариациидляф-нов4руки

 

ИршаиЕ.              "Слон-бостон"

 

Вариант 2

 

ПрокофьевС.       Маршизоперы"Любовьк трем апельсинам"в4руки

 

ДунаевскийИ.     Полькаиз к/ф "Кубанскиеказаки"

 

Вариант 3

 

СвиридовГ.  "Военныймарш", Романсизмузыкальныхиллюстрацийк повестиА.Пушкинаетель"

 

Брамс И.              "Венгерскийтанец " №2дляфортепианов4руки

 

Вариант 4

 

ПрокофьевС.       онтеккии Капулетти"избалета"Ромеои Джудьетта»

 

ВеберК.                Ор.60№8 Рондодляфортепианов4руки

 

7класс(4 годобучения)

 

Продолжение работынаднавыкамиансамблевой игры,усложнениезадач. Применениенавыков,полученныхнаурокахучебногопредмета«Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального  мышления и средств выразительности;работанадагогикойипедализацией;воспитаниеартистизма и чувстваансамблявусловияхконцертноговыступления.

 

Загодученикидолжныпройти3-4ансамбля конце 2-й четверти обучающиеся сдаютдифференцированныйзачетиз1произведения, в концеучебного года сдаютдифференцированныйзачетиз2-хпроизведений. Зачетомможетсчитаться выступлениена классномвечере,концертеилиакадемическомвечере.

 

Примерныйрекомендуемыйрепертуарныйсписок:

 

ВеберК.                          "Приглашениек танцу"

 

ГлинкаМ.                        "Вальс-фантазия"

 

ГлиэрР.                            Концертдляголосасоркестром,1-я часть

 

ДебюссиК.                     "Маленькаясюита","Марш", "Шестьантичныхэпиграфов"

 

ДворжакА.                     "Славянскиетанцы"дляф-нов4руки

 

КазеллаА.                       "Маленькиймарш"изцикла"Марионетки", "Полька-галоп"

 

КоровицынВ.                 елодиядождей"

 

ЛистФ.                            "Обручение"(обработкадля2-хф-ноА.Глазунова)

 

МийоД.                           "Скарамуш"(пьесыповыбору)

 

МаевскийЮ.                  "ПрекраснаяЛапландия"

 

МошковскийМ.             Испанскийтанец2,op. 12

 

МусоргскийМ.  "Колокольныезвоны"изоперы "БорисГодунов"

 

ПарцхаладзеМ.              Вальс

 

Примак В.                      Скерцо-шуткаДомажор

 

ПрокофьевС.                  ТанецФеиизбалета"Золушка"(обр.Кондратьева)

 

ПрокофьевС.                  Вальсизбалета"Золушка"

 

РахманиновС.      Ор.11"Слава"изцикла"6пьесдляф-нов4руки"

 

Римский-КорсаковН. "Тричуда"изоперы"СказкаоцареСалтане"(переложениеП.Ламмадляф-нов4руки,ред.А.Руббаха)

 

ХачатурянА.                   "Танецдевушек","Колыбельная","Вальс"избалета"Гаянэ"

 

ХачатурянК.                   "Погоня"избалета"Чиполлино"

 

ЧайковскийП.      Скерцоизцикла"ВоспоминаниеоГапсале" ШостаковичД.                                                  Концертинодля2-хфортепианов4руки

 

Примеры программ переводного зачета:          

 

Вариант 1

 

ДебюссиК.       "Маленькаясюита"

 

ВеберК. "Приглашениек танцу"

 

Вариант 2

 

ДворжакА.                     "Славянскиетанцы"дляф-нов4руки

 

КазеллаА.                "Маленькиймарш"изцикла"Марионетки"

 

Вариант 3

 

РахманиновС.      Ор.11"Слава"изцикла"6пьесдляф-нов4руки"

 

ПарцхаладзеМ.              Вальс

 

Вариант 4

 

ПрокофьевС.    ТанецФеиизбалета"Золушка"(обр.Кондратьева)

 

ХачатурянК.     "Погоня"избалета"Чиполлино"

 

9класс

 

Вконцепервогополугодияучащиесясдаютзачетпоансамблю (произведение).

 

Вдевятомклассепродолжаетсясовершенствованиеансамблевыхнавыков и накоплениекамерногорепертуара.

 

Примерныйрекомендуемыйрепертуарныйсписок

 

АренскийА.     Ор.34,1"Сказка"

 

АренскийА.                   Ор. 15Вальси Романсизсюитыдля2-хфортепиано

 

ВивальдиА.-БахИ. С.    Концертдляорганаля минор,обр.М.Готлиба

 

ВеберК.                          Ор.606"Темасвариациями"дляф-нов4руки

 

ГершвинДж.                   "Песня Порги"изоперы "Поргии Бесс"

 

ГригЭ.                             "ПерГюнт",сюита1,ор. 46

 

ДебюссиК.                     "Шотландскиймарш"дляфортепианов4руки

 

ДебюссиК.                     "Маленькаясюита",Вальсдляф-нов4руки

 

ДворжакА.                     "Легенда"

 

ДворжакА.                     Ор.46,Славянскиетанцыдляф-нов4руки

 

ДебюссиК.                     "Шестьантичныхэпиграфов"дляф-нов4руки

 

МийоД.                           "Скарамуш"дляф-нов4руки

 

МоцартВ.                       Сонатинав4руки

 

Моцартузони              Фантазияфа минордля2-хф-нов4руки

 

ПрокофьевС.                  Дватанцаизбалета"Сказокаменномцветке" (обработкадля2-хф-нов4рукиА.Готлиба)

 

РахманиновС.                Сюиты№№1,2для2-хф-но(по выбору)

 

ХачатурянА.                   "Танецссаблями"избалета"Гаянэ"для2ф-нов8 рук

 

ЧайковскийП.  Арабскийтанец,Китайскийтанец,Трепакизбалета "Щелкунчик";Вальсиз"Серенадыдляструнного оркестра"

 

Вальсизбалета"Спящаякрасавица"(переложениедля ф-нов4рукиА.Зилоти)

 

Романс,ор.66

 

Баркарола,ор.376

 

Вальсизсюитыор.553

 

Полька,ор.3914

 

ШубертФ.                       Симфониясиминордля2-хф-нов8рук, фортепианныеконцерты

 

И.-С.Бах                           Концертфа минор,Концертре минор

 

Й.Гайдн                          КонцертСольмажор,КонцертРе мажор

 

В.А.Моцарт                   Концертповыбору

 

Ф.Мендельсон               Концертсольминор,Концертре минор

 

Э.Григ                             Концертля минор

 

Камерныеансамбли(дуэты,трио,квартеты)вразныхинструментальных составах.

 

Примеры программакадемического зачета:     

 

Вариант 1

 

АренскийА.            Ор. 15Вальси Романсизсюитыдля2-хфортепиано

 

Вариант 2

 

ГригЭ.                             "ПерГюнт",сюита1,ор. 46

 

Вариант 3

 

ХачатурянА.        "Танецссаблями"избалета"Гаянэ"для2ф-нов8 рук

 

ЧайковскийП.Баркарола,ор.376

 

Вариант 4

 

ЧайковскийП.      Романс,ор.66

 

ПрокофьевС.     Дватанцаизбалета"Сказокаменномцветке" (обработкадля2-хф-нов4рукиА.Готлиба)

 

 

 

III.Требованиякуровнюподготовкиобучающихся

 

 

 

Уровеньподготовкиобучающихся являетсярезультатомосвоения программы учебного предмета «Ансамбль»,  который предполагает формированиеследующихзнаний, умений,навыков,такихкак:

 

-          наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельномумузыкальномуисполнительству,совместномумузицированию в  ансамблеспартнерами;

 

-          сформированный комплексисполнительскихзнаний,уменийинавыков, позволяющийиспользовать многообразные возможности фортепианоидругих инструментовдлядостижениянаиболееубедительнойинтерпретацииавторского текста,самостоятельно накапливатьансамблевыйрепертуаризмузыкальных произведенийразличныхэпох,стилей,направлений,жанрови форм;

 

-          знаниеансамблевогорепертуара(4-ручный,2-рояльный);

 

-          знаниехудожественно-исполнительскихвозможностейфортепиано;

 

-          знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов  - струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей;

 

-          знаниепрофессиональнойтерминологии;

 

-          наличиеуменийпо чтениюслистамузыкальныхпроизведенийв4руки;

 

-          навыкиповоспитаниюсовместногодляпартнеровчувстваритма;

 

-          навыки  по  воспитанию  слухового  контроля  при  ансамблевоммузицировании;

 

-          навыкииспользованияфортепианнойпедалив4-ручномсочинении;

 

-          наличиетворческойинициативы,сформированныхпредставленийо методикеразучиваниямузыкальных произведений иприемахработынад исполнительскимитрудностями;

 

-          наличие  навыков  репетиционно-концертной  работы  в  качестве ансамблиста.

 

 

 

IV.Формыиметодыконтроля,системаоценок

 

 

 

4.1.Аттестация:цели,виды,форма,содержание

 

Оценкакачествареализацииучебногопредмета"Ансамбль" включаетв себятекущийконтрольуспеваемостиипромежуточную аттестацию обучающегося вконцекаждогоучебногогодас4по7класс.В9классе промежуточнаяаттестацияпроходитвконце1полугодия.

 

Вкачествесредствтекущегоконтроляуспеваемости могутиспользоваться академическиезачеты,прослушивания,концертыи классныевечера.

 

Текущийконтрольуспеваемости обучающихсяпроводитсявсчет аудиторноговремени,предусмотренногона учебныйпредмет.

 

Форму и              время     проведения       промежуточной        аттестации       по предмету

 

«Ансамбль» образовательное  учреждение  устанавливает  самостоятельно. Формой аттестации  может  быть  контрольный  урок,  зачёт,  атакже- прослушивание, выступлениевконцертеилиучастиевкаких-либодругих творческихмероприятиях.

 

По  завершенииизученияпредмета "Ансамбль"проводится промежуточная аттестациявконце7класса,выставляетсяоценка,которая заноситсявсвидетельствообокончанииобразовательногоучреждения.

 

 

 

4.2.Критерииоценок

 

Дляаттестацииобучающихся создаютсяфондыоценочныхсредств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие  оценить приобретенныезнания, уменияи навыки.

 

Критерииоценкикачестваисполнения

 

Поитогамисполненияпрограммы назачете,академическом прослушиванииилиэкзаменевыставляетсяоценкапопятибалльнойшкале:

 

Таблица3

 

Оценка

Критерииоцениваниявыступления

5(«отлично»)

технически          качественное          и       художественно

осмысленное          исполнение,         отвечающее         всем требованиямна данномэтапеобучения

4(«хорошо»)

оценка          отражает        грамотное      исполнение  снебольшими         недочетами    (как     в  техническомплане,таки вхудожественномсмысле)

3(«удовлетворительно»)

исполнениес большимколичествомнедочетов

именноедоученныйтекст,слабаятехническая подготовка,малохудожественнаяигра,отсутствие свободыигровогоаппаратаи т.

2(«неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный

текст,     отсутствие       домашней       работы,      а    также плохаяпосещаемостьаудиторныхзанятий

«зачет»(безотметки)

отражаетдостаточныйуровеньподготовкии

исполненияна данномэтапеобучения

 

СогласноФГТ,даннаясистемаоценкикачестваисполнения является основной.Взависимости отсложившихсятрадицийтогоилииногоучебного заведенияисучетомцелесообразности оценкакачестваисполненияможетбыть дополненасистемой«+»и«-»,чтодаствозможностьболееконкретноиточно оценитьвыступлениеучащегося.

 

Фондыоценочных средствпризваныобеспечивать оценкукачества приобретенных выпускникамизнаний,уменийинавыковтакжестепень готовностиучащихсяквозможному продолжениюпрофессионального образованиявобластимузыкальногоискусства.

 

 

 

V.Методическоеобеспечениеучебногопроцесса

 

 

 

5.1.Методическиерекомендациипедагогическимработникам

 

Однаизглавныхзадачпреподавателяпопредмету"Ансамбль"-  подбор учеников-партнеров.Онидолжныобладатьсхожимуровнемподготовкивклассе специальности.

 

Вработесучащимисяпреподаватель долженследоватьпринципам последовательности,постепенности,доступностиинаглядностивосвоении материала.Весьпроцессобучениястроитсясучетомпринципа:отпростогок сложному,    опирается    на    индивидуальные    особенности    ученика    -

 

интеллектуальные,физические,музыкальныеиэмоциональныеданные,уровень егоподготовки.

 

Необходимымусловием дляуспешногообученияпопредмету "Ансамбль" (фортепианов4руки)являетсяформирование правильнойпосадкиза инструментомобоихпартнероваспределениепедалимеждупартнерами(как правило,педальберетучениксполняющий2партию).

 

Необходимопривлекатьвниманиеучащихсякпрослушиванию лучших примеровисполнениякамерноймузыки.

 

Предметомпостоянного вниманияпреподавателя должнаявлятьсяработа надсинхронностью висполнениипартнероваботанадзвуковымбалансомих партий,одинаковойфразировкой, агогикой,штрихами,интонациями, умением вместеначатьфразуи вместезакончитьее.

 

Необходимосовместносученикамианализировать формупроизведения, чтобы отметить  крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются ученикамиотдельно.Форма произведенияявляется такжеважнойсоставляющей частьюобщегопредставления опроизведении, егосмысловогои художественногообраза.

 

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне.Отставание одногоизнихбудеточень сильновлиятьнаобщее художественноевпечатлениеотигры.Вэтомслучаетребуетсяболеесерьезная индивидуальнаяработа.

 

Важнойзадачейпреподавателя вклассеансамбля должнобытьобучение учеников самостоятельной  работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты,уточнятьштрихи,фразировку идинамикупроизведения. Самостоятельная работадолжнабытьрегулярнойипродуктивной.Сначала ученикработаетиндивидуально надсвоейпартией,затемспартнером.Важным условиемуспешнойигры  становятсясовместные регулярныерепетиции  с преподавателеми безнего.

 

Вначалекаждогополугодияпреподаватель составляетиндивидуальный пландляучащихся.Присоставлениииндивидуальногопланаследуетучитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В

 

репертуарнеобходимовключатьпроизведения, доступныепостепени техническойиобразнойсложности,высокохудожественные посодержанию, разнообразныепостилюанрам,формеифактуре.Партнеровследуетменять местамивансамбле,чередовать исполнение1и2партиимеждуразными учащимися.

 

Основноеместоврепертуаредолжназаниматьакадемическая музыкакак отечественных,таки зарубежныхкомпозиторов.

 

Помимоансамблей дляфортепиано в4руки(скоторыхудобнеевсего начинать), следуетпознакомитьучениковсансамблямидлядвухфортепианов4 руки(естьансамблив8рук).

 

 

 

5.2.Рекомендациипоорганизациисамостоятельнойработыобучающихся

 

С учетом того, что образовательная  программа «Фортепиано»содержит одновременнотрипредмета,связанныес исполнительствомна  фортепиано-«Специальностьичтение слиста»Ансамбль»и«Концертмейстерскийкласс»- учащийсядолженразумнораспределять времясвоихдомашних занятий. Учащийсядолжентщательновыучитьсвоюиндивидуальную партиюбращая внимание нетольконанотныйтекст,ноинавсеавторскиеуказания,послечего следуетпереходитьк репетициямс партнеромпо ансамблю.После каждого урокаспреподавателем ансамбльнеобходимовновьрепетировать,чтобы исправитьуказанныепреподавателем недостаткивигре.Желательно самостоятельно ознакомитьсяспартиейдругогоучастникаансамбля.Важно, чтобыпартнерыпофортепианному ансамблюобсуждалидругсдругомсвои творческиенамерения,согласовываяихдруг сдругом.Следует отмечатьвнотах ключевые  моменты, важные для достижения  наибольшейсинхронности звучаниятакжезвуковогобалансамеждуисполнителями. Работатьнад точностью педализации,надобщимиштрихами  идинамикой(там,гдеэто предусмотрено).

 

 

 

VI. Спискирекомендуемойнотнойиметодическойлитературы

 

 

 

6.1.Списокрекомендуемыхнотныхсборников

 

1.        АльбомфортепианныхансамблейдляДМШ.Сост.Ю.Долязд.Феникс,2005

 

2.        Ансамбли.Средниеклассы.Вып.6/ изд.Советскийкомпозитор,М.,1973

 

3.        Ансамбли.Средниеклассы.Вып.13/изд.Советскийкомпозитор,М.,1990

 

4.        Ансамбли.Старшиеклассы.Вып.6/ изд.Советскийкомпозитор,М., 1982

 

5.        Альбомнетрудныхпереложенийдляф-нов4руки.Вып.1,2/М.,Музыка,2009

 

6.        БизеЖ.            "Детскиеигры".Сюитадляф-нов4руки/ М., Музыка,2011

 

7.        БарсуковаС.   "Вместевеселошагать"/ изд.Феникс,2012

 

8.        ГудоваЕ.         Хрестоматияпофортепианномуансамблю.Выпуск3.Классика-XXI

 

9.        21век.Современныемелодиии ритмы.Фортепианов 4руки,2фортепианочебноепособие.Сост.МамонГ./КомпозиторСПб., 2012

 

10.    За клавиатуройвдвоем.Альбомпьесдляф-нов4руки.Сост.А.Бахчиев, Е.Сорокина/ М.,Музыка,2008

 

11.    Золотаябиблиотекапедагогическогорепертуара.Нотнаяпапкапианиста.

 

12.    Ансамбли.Старшиеклассы.Изд.Дека,М.,2002

 

13.    Играемсудовольствием.Сборникф-ныхансамблейв4руки/изд.СПб.Композитор,2005

 

14.    Играем вместе.Альбомлегкихпереложенийв4руки/ М., Музыка,2001

 

15.    Концертныеобработкидляф-нов4руки/М.,Музыка,2010

 

16.    РахманиновС.                       Дватанцаизоперы"Алеко".Концертнаяобработкадлядвух ф-ноМ.Готлиба/ М.,Музыка,2007

 

17.    Репертуармосковскихфортепианныхдуэтов.Сборник.Сост.Л. Осипова.М.,Композитор,2011

 

18.    Сен-СансК.    Карнавалживотных.Большаязоологическаяфантазия.Переложениедлядвухф-но/ М.,Музыка,2006

 

19.    Смирнова Н.  Ансамблидляфортепианов четыреруки/ изд.Феникс,2006

 

20.    Учительи ученик.Хрестоматияфортепианногоансамбля/сост.ЛепинаЕ.Композитор.СПб,2012

 

21.    Хрестоматиядляфортепианов4руки.МладшиеклассыДМШ.Сост.Н.Бабасян.М.,Музыка,2011

 

22.    Хрестоматиядляфортепианов4руки.СредниеклассыДМШ.Сост.Н.Бабасян.М.,Музыка,2011

 

23.    Хрестоматияфортепианногоансамбля.Музыка,М.,1994

 

24.    Хрестоматияфортепианногоансамбля.Вып.1,СПб,Композитор,2006

 

25.    Хрестоматияфортепианногоансамбля.Старшиеклассы.Детскаямузыкальная школа/ Вып.1.СПб,Композитор,2006

 

26.    ЧайковскийП. Временагода.Переложениедляф-нов4руки./М., Музыка,2011

 

27.                                                         ЧайковскийП.        Детскийальбомв4руки/ Феникс,2012

 

28.    Школафортепианногоансамбля.Сонатины,рондои вариации.Младшиеи средниеклассыДМШ.Сост.Ж.Пересветова/ СПб, Композитор,2012

 

 

 

6. 2.Списокрекомендуемойметодическойлитературы

 

1.        БлагойД. Камерныйансамбльи различныеформы коллективногомузицирования/ Камерныйансамбль,вып.2,М.,1996

 

2.        БлагойД. Искусствокамерногоансамбляи музыкально-педагогическийпроцесс.М.,1979

 

3.        ГотлибА. Заметкиофортепианномансамбле/Музыкальноеисполнительство.Выпуск8.М.,1973

 

4.        ГотлибА. Основыансамблевойтехники.М.,1971

 

5.        ГотлибА. Фактураи тембрвансамблевомпроизведении./Музыкальноеискусство.Выпуск1. М.,1976

 

6.        ЛукьяноваН. Фортепианныйансамбль: композиция,исполнительство, педагогика//Фортепиано.М.,ЭПТА,2001:№4

 

7.        СорокинаЕ. Фортепианныйдуэт.М.,1988

 

8.        СтупельА. Вмирекамерноймузыки.Изд.2-е,Музыка,1970

 

9.        ТаймановИ. Фортепианныйдуэт:современнаяжизньжанра/ ежеквартальныйжурнал"Пианофорум"№2,2011, редадерацкийВ.