Управление по культуре
Администрации муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа № 14»
Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
Рабочая программа учебного предмета УП.02
«Ансамбль»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства
«Фортепиано»
Срок обучения 4/5 лет.
Саратов 2019
«Одобрено» Методическим советом образовательного учреждения
дата рассмотрения 27.08.2019. |
«Утверждаю» И.о директора Юрашевич Т.И.
дата утверждения 27.08.2019. |
Разработчик: Савенко Т. Я., преподаватель класса фортепиано
Рецензент: Симонова С. Л., заслуженный работник культуры РФ, преподаватель высшей категории МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1 ЭМР»
Рецензент: Андреева Л. Е., заведующая отделом фортепиано, преподаватель высшей категории МОУДОД «Детская музыкальная школа №6» г. Саратова
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1.1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
1.2.Срок реализации учебного предмета;
1.3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
1.4.Форма проведения учебных аудиторных занятий;
1.5.Цели и задачи учебного предмета;
1.6.Обоснование структуры программы учебного предмета;
1.7.Методы обучения;
1.8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
2.1.Сведения о затратах учебного времени;
2.2.Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
4.1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
4.2. Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1.Методические рекомендации педагогическим работникам;
5.2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
6.1.Нотная литература
6.2.Учебно-методическая литература;
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс), а также включает программные требования дополнительного года обучения (9 класс) для поступающих в профессиональные образовательные учреждения.
Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2- рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов.
Также, как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа по фортепианному ансамблю опирается на академический репертуар, знакомит учащихся с разными музыкальными стилями: барокко, венской классикой, романтизмом, импрессионизмом, русскоймузыкой19 и 20 века.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
1.2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7 класс). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличена 1год (9 класс).
1. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательногоучрежденияна реализациюпредмета«Ансамбль»:
Таблица1
Срок обучения/количество часов |
4-7 классы |
9 класс |
Количествочасов (общее на 4 года) |
Количество часов (в год) |
|
Максимальная нагрузка |
330 часов |
132 часа |
Количество часов на аудиторную нагрузку |
132 часа |
66 часов |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
198 часов |
66 часов |
Недельная аудиторная нагрузка |
1час |
2 часа |
Самостоятельная работа (часов в неделю) |
1,5 часа |
1,5 часа |
Консультации1 (дляучащихся5-7классов) |
6 часов (по 2 часа в год) |
2 часа |
1. Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсами т.д.
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность урока - 40минут.
По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся по данной образовательной программе, так и по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений, обучающегося с преподавателем.
1.5. Целиизадачиучебногопредмета«Ансамбль»
Цель:
- Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображенияи творческой активности при игре в ансамбле;
- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
- расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки.
- формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
1.7. Методыобучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала обеих партий);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основанных на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль" должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
II. Содержание учебного предмета "Ансамбль"
2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения –4/5 лет
Таблица 2
Таблица |
Распределение по годам обучения |
||||||||
Класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) |
- |
- |
- |
33 |
33 |
33 |
33 |
- |
33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
2 |
Консультации (часов в год) |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
- |
2 |
Дифференцированные зачеты входят в часы аудиторной работы (16-й и 33-й час).
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных заловидр.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения –классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2.2. Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества-ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
- знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты), ансамблевых, органных и других произведений, а также камерно-инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов;
- знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных эпох;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
4класс (1 год обучения)
На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара–несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.
За год ученики должны пройти 3-4 ансамбля. В конце 2-й четверти обучающиеся сдают дифференцированный зачет из1произведения, в конце учебного года сдают переводной дифференцированный зачет из 2-хпроизведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Агафонников Н. Русский танец из цикла"Пестрые картинки" Балакирев М. "На Волге","Хороводная"
Бетховен Л. "Контрданс".Соч.6,Соната Ре мажор в 4руки
Бизе Ж. "Хор мальчиков"из оперы "Кармен" Бородин А. Полька в 4 руки
Брамс И. Ор.39 Два вальса для 2-х ф-но (авторская редакция)
Вебер К. Ор.60 Пьесы №№1,24 для ф-но в 4руки
Вебер К. Вальс из оперы"Волшебный стрелок"
Гаврилин В. "Часики" из цикла "Зарисовки"
Гайдн Й. "Учитель и ученик"
Глинка М. Полька,"Марш Черномора"из оперы"Руслан и Людмила"
Глиэр Р. Ор.61№20 "Рожь колышется"для 2-х ф-но в 4 руки
Гречанинов А. "Весенним утром", пьеса соч.99№2
Диабелли A. Сонатина Фа мажор в 4руки
Зив М. "Предчувствие"
Куперен Ф. "Кукушка"
Мак-Доуэлл Э. "К дикойрозе"
Моцарт В. Сонаты для ф-но в 4 руки До мажор и Си бемоль мажор
Моцарт В. "Весенняя песня"
Прокофьев С. Гавот из "Классической симфонии" для 2-х ф-но в 8 рук
Прокофьев С. "Петя и волк" (для ф-но в 4 руки, перелож. В. Блока)
Равель М. "Моя матушка-гусыня", 5 детских пьес в 4 руки
Рахманинов С. "Итальянская полька"(1 авторская редакция) в 4 руки
Римский-КорсаковН.Колыбельнаяизоперы“Сказкаоцаре Салтане”
СвиридовГ. "Романс"
СтравинскийИ. "Анданте"
ЧайковскийП. "Колыбельнаявбурю"
ЧайковскийП. Вальсизбалета"Спящаякрасавица"
ЧайковскийП. "Ужты, полемое,полечистое"
ЧемберджиН. "Снегурочка"избалета"СонДремович"в4руки
ХачатурянА. "Танецдевушек"
ШостаковичД. "Контрданс","Вальс","Шарманка","Галоп"изсюитык к/ф "Овод"(переложениедля2-хф-ноБогомолова)
ФридГ. ЧешскаяполькаФа мажор
ШиттеЛ. ЧардашЛя мажор
ШубертФ. Ор.61Дваполонезав4руки,ор.51Тривоенныхмарша в4руки
ШуманР. Ор.85№4"Игравпрятки",№6 "Печаль"в4рукииз цикла«Длямаленькихи большихдетей"
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
Римский-КорсаковН. Колыбельнаяизоперы“Сказкаоцаре Салтане”
БородинА. Полькав4руки
Вариант 2
ЧайковскийП. "Ужты, полемое,полечистое"
ШуманР. Ор.85№4"Игравпрятки"
Вариант 3
ГаврилинВ. "Часики"изцикла"Зарисовки"
ХачатурянА. "Танецдевушек"
Вариант 4
ЧайковскийП. "Колыбельнаявбурю"
Брамс И. Ор.39Двавальсадля2-хф-но(авторскаяредакция)
5класс(2 годобучения)
Продолжениеработынад навыкамиансамблевогомузицирования:
- умениемслушатьмелодическуюлинию, выразительноее фразировать;
- умениемграмотнои чуткоаккомпанироватьпартнеру;
- совместноработатьнад динамикойпроизведения;
- анализироватьсодержаниеи стильмузыкальногопроизведения.
Загодученикидолжныпройти3-4ансамбля.В конце 2-й четверти обучающиеся сдаютдифференцированныйзачетиз1произведения, в концеучебного года сдаютпереводной дифференцированныйзачетиз2-хпроизведений. Зачетомможетсчитаться выступлениена классномвечере,концертеилиакадемическомвечере.
Примерныйрекомендуемыйрепертуарныйсписок:
АренскийА. "Полонез"
БизеЖ. "Деревянныелошадки"изцикла"Детскиеигры"
ВивальдиА. Концертре минордляскрипки,струнныхи чембало,
2часть(переложениеДубровинаА.)
ГаврилинВ. "Перезвоны"
ГлазуновА. "Романеска"
ГлиэрР. "Грустный вальс"
ГригЭ. Ор.35№2"Норвежскийтанец"
ГригЭ. "ТанецАнитры"изсюиты"ПерГюнт"
ГригЭ. Ор.65№6"СвадебныйденьвТрольхаугене"в4руки
ГурлитК. Сонатина№2,Фа мажор,1-ячасть
КореллиА. Соната№2длядвухскрипоки фортепиано(переложениеДубровинаА.)
МоцартВ. "АрияФигаро"
МусоргскийМ. "Гопак"изоперы"Сорочинскаяярмарка"
ПрокофьевС. Сценыи танцыизбалета"РомеоиДжульетта"(облегченноепереложениев4рукиАвтомьянА.;ред.НатансонаВ.)
РаковН. "Радостныйпорыв"
РахманиновС. Ор.11№3"Русскаяпесня"в4руки, ор.11№5"Романс"в4руки
РубинВ. Вальсизоперы"Тритолстяка" (переложениедля2-хф-ноВ.Пороцкого)
ХачатурянК. Галопизбалета"Чиполлино"
ЧайковскийП. "ТанецФеиДраже"избалета" Щелкунчик"
ШостаковичД. Ор.87 №15ПрелюдияРе-бемольмажор
ШубертФ. "Героическиймарш"
ШтраусИ. Полька"Трик-трак"
ЩедринР. "ЦарьГорох"(обр.для2ф-нов4руки), "Тарантелла"в4руки
Фортепианные концертывпереложениидля2-хфортепиано(см. репертуарные списки по классам в программе учебного предмета "Специальностьи чтениеслиста").
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
ГригЭ. "ТанецАнитры"изсюиты"ПерГюнт"
МусоргскийМ. "Гопак"изоперы"Сорочинскаяярмарка"
Вариант 2
РахманиновС. Ор.11№3"Русскаяпесня"в4рукиХачатурянК.
Галопизбалета"Чиполлино"
Вариант 3
ЧайковскийП. "ТанецФеиДраже"избалета" Щелкунчик"
ГаврилинВ. "Перезвоны"
Вариант 4
РубинВ. Вальсизоперы"Тритолстяка" (переложениедля2-хф-ноВ.Пороцкого)
МоцартВ. "АрияФигаро"
6класс(3 годобучения)
Продолжениеработынаднавыкамиансамблевой игры.Усложнение репертуара.Работанадзвуковымбалансом-правильнымраспределением звука междупартиямиируками.Воспитаниевниманиякточному прочитыванию авторскоготекста. Продолжениеразвитиямузыкальногомышленияученика.
Втечениеучебногогодаследуетпройти3-4произведения(разногожанра, стиляи характера).В конце 2-й четверти обучающиеся сдаютдифференцированныйзачетиз1произведения, в концеучебного года сдаютдифференцированныйзачетиз2-хпроизведений. Зачетомможетсчитаться выступлениена классномвечере,концертеилиакадемическомвечере.
Примерныйрекомендуемыйрепертуарныйсписок:
Брамс И. "Венгерскиетанцы "дляфортепианов4руки
ВеберК. Ор.60№8 Рондодляфортепианов4руки
ГайднЙ. "Учительи ученик"-вариациидляф-нов4руки
ГлиэрР. "Фениксы"избалета"Красныйцветок"для2-хф-нов4 руки
ГригЭ. Сюита"ПерГюнт"в4руки(повыбору)
ДунаевскийИ. Полькаиз к/ф "Кубанскиеказаки"
ИршаиЕ. "Слон-бостон"
КазенинВ. "НатальяНиколаевна"изсюиты"А.С.Пушкин.Страницыжизни"
КоровицынВ. "КуклысеньораКарабаса"
НовиковА. "Дороги"
ПрокофьевС. Маршизоперы"Любовьк трем апельсинам"в4руки
ПрокофьевС. "Монтеккии Капулетти"избалета"РомеоиДжудьетта»
РавельМ. "Мояматушкагусыня"(по выбору)
СвиридовГ. "Военныймарш", Романсизмузыкальныхиллюстрацийк повестиА.Пушкина"Метель"
СлонимскийС. "Деревенскийвальс"
РахманиновС. Вальсв6рукдляодногофортепиано
ХачатурянА. Вальсизмузыкик драмеМ.Лермонтова"Маскарад" в4руки
ЩедринР. Кадрильизоперы"Не тольколюбовь"(обработкаВ.Пороцкогодля2-хфортепианов4руки)
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
ГайднЙ. "Учительи ученик"-вариациидляф-нов4руки
ИршаиЕ. "Слон-бостон"
Вариант 2
ПрокофьевС. Маршизоперы"Любовьк трем апельсинам"в4руки
ДунаевскийИ. Полькаиз к/ф "Кубанскиеказаки"
Вариант 3
СвиридовГ. "Военныймарш", Романсизмузыкальныхиллюстрацийк повестиА.Пушкина"Метель"
Брамс И. "Венгерскийтанец " №2дляфортепианов4руки
Вариант 4
ПрокофьевС. "Монтеккии Капулетти"избалета"Ромеои Джудьетта»
ВеберК. Ор.60№8 Рондодляфортепианов4руки
7класс(4 годобучения)
Продолжение работынаднавыкамиансамблевой игры,усложнениезадач. Применениенавыков,полученныхнаурокахучебногопредмета«Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности;работанадагогикойипедализацией;воспитаниеартистизма и чувстваансамблявусловияхконцертноговыступления.
Загодученикидолжныпройти3-4ансамбля.В конце 2-й четверти обучающиеся сдаютдифференцированныйзачетиз1произведения, в концеучебного года сдаютдифференцированныйзачетиз2-хпроизведений. Зачетомможетсчитаться выступлениена классномвечере,концертеилиакадемическомвечере.
Примерныйрекомендуемыйрепертуарныйсписок:
ВеберК. "Приглашениек танцу"
ГлинкаМ. "Вальс-фантазия"
ГлиэрР. Концертдляголосасоркестром,1-я часть
ДебюссиК. "Маленькаясюита","Марш", "Шестьантичныхэпиграфов"
ДворжакА. "Славянскиетанцы"дляф-нов4руки
КазеллаА. "Маленькиймарш"изцикла"Марионетки", "Полька-галоп"
КоровицынВ. "Мелодиядождей"
ЛистФ. "Обручение"(обработкадля2-хф-ноА.Глазунова)
МийоД. "Скарамуш"(пьесыповыбору)
МаевскийЮ. "ПрекраснаяЛапландия"
МошковскийМ. Испанскийтанец№2,op. 12
МусоргскийМ. "Колокольныезвоны"изоперы "БорисГодунов"
ПарцхаладзеМ. Вальс
Примак В. Скерцо-шуткаДомажор
ПрокофьевС. ТанецФеиизбалета"Золушка"(обр.Кондратьева)
ПрокофьевС. Вальсизбалета"Золушка"
РахманиновС. Ор.11"Слава"изцикла"6пьесдляф-нов4руки"
Римский-КорсаковН. "Тричуда"изоперы"СказкаоцареСалтане"(переложениеП.Ламмадляф-нов4руки,ред.А.Руббаха)
ХачатурянА. "Танецдевушек","Колыбельная","Вальс"избалета"Гаянэ"
ХачатурянК. "Погоня"избалета"Чиполлино"
ЧайковскийП. Скерцоизцикла"ВоспоминаниеоГапсале" ШостаковичД. Концертинодля2-хфортепианов4руки
Примеры программ переводного зачета:
Вариант 1
ДебюссиК. "Маленькаясюита"
ВеберК. "Приглашениек танцу"
Вариант 2
ДворжакА. "Славянскиетанцы"дляф-нов4руки
КазеллаА. "Маленькиймарш"изцикла"Марионетки"
Вариант 3
РахманиновС. Ор.11"Слава"изцикла"6пьесдляф-нов4руки"
ПарцхаладзеМ. Вальс
Вариант 4
ПрокофьевС. ТанецФеиизбалета"Золушка"(обр.Кондратьева)
ХачатурянК. "Погоня"избалета"Чиполлино"
9класс
Вконцепервогополугодияучащиесясдаютзачетпоансамблю (произведение).
Вдевятомклассепродолжаетсясовершенствованиеансамблевыхнавыков и накоплениекамерногорепертуара.
Примерныйрекомендуемыйрепертуарныйсписок
АренскийА. Ор.34,№1"Сказка"
АренскийА. Ор. 15Вальси Романсизсюитыдля2-хфортепиано
ВивальдиА.-БахИ. С. Концертдляорганаля минор,обр.М.Готлиба
ВеберК. Ор.60№6"Темасвариациями"дляф-нов4руки
ГершвинДж. "Песня Порги"изоперы "Поргии Бесс"
ГригЭ. "ПерГюнт",сюита№1,ор. 46
ДебюссиК. "Шотландскиймарш"дляфортепианов4руки
ДебюссиК. "Маленькаясюита",Вальсдляф-нов4руки
ДворжакА. "Легенда"
ДворжакА. Ор.46,Славянскиетанцыдляф-нов4руки
ДебюссиК. "Шестьантичныхэпиграфов"дляф-нов4руки
МийоД. "Скарамуш"дляф-нов4руки
МоцартВ. Сонатинав4руки
Моцарт-Бузони Фантазияфа минордля2-хф-нов4руки
ПрокофьевС. Дватанцаизбалета"Сказокаменномцветке" (обработкадля2-хф-нов4рукиА.Готлиба)
РахманиновС. Сюиты№№1,2для2-хф-но(по выбору)
ХачатурянА. "Танецссаблями"избалета"Гаянэ"для2-хф-нов8 рук
ЧайковскийП. Арабскийтанец,Китайскийтанец,Трепакизбалета "Щелкунчик";Вальсиз"Серенадыдляструнного оркестра"
Вальсизбалета"Спящаякрасавица"(переложениедля ф-нов4рукиА.Зилоти)
Романс,ор.6№6
Баркарола,ор.37№6
Вальсизсюитыор.55№3
Полька,ор.39№14
ШубертФ. Симфониясиминордля2-хф-нов8рук, фортепианныеконцерты
И.-С.Бах Концертфа минор,Концертре минор
Й.Гайдн КонцертСольмажор,КонцертРе мажор
В.А.Моцарт Концертповыбору
Ф.Мендельсон Концертсольминор,Концертре минор
Э.Григ Концертля минор
Камерныеансамбли(дуэты,трио,квартеты)вразныхинструментальных составах.
Примеры программакадемического зачета:
Вариант 1
АренскийА. Ор. 15Вальси Романсизсюитыдля2-хфортепиано
Вариант 2
ГригЭ. "ПерГюнт",сюита№1,ор. 46
Вариант 3
ХачатурянА. "Танецссаблями"избалета"Гаянэ"для2-хф-нов8 рук
ЧайковскийП.Баркарола,ор.37№6
Вариант 4
ЧайковскийП. Романс,ор.6№6
ПрокофьевС. Дватанцаизбалета"Сказокаменномцветке" (обработкадля2-хф-нов4рукиА.Готлиба)
III.Требованиякуровнюподготовкиобучающихся
Уровеньподготовкиобучающихся являетсярезультатомосвоения программы учебного предмета «Ансамбль», который предполагает формированиеследующихзнаний, умений,навыков,такихкак:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельномумузыкальномуисполнительству,совместномумузицированию в ансамблеспартнерами;
- сформированный комплексисполнительскихзнаний,уменийинавыков, позволяющийиспользовать многообразные возможности фортепианоидругих инструментовдлядостижениянаиболееубедительнойинтерпретацииавторского текста,самостоятельно накапливатьансамблевыйрепертуаризмузыкальных произведенийразличныхэпох,стилей,направлений,жанрови форм;
- знаниеансамблевогорепертуара(4-ручный,2-рояльный);
- знаниехудожественно-исполнительскихвозможностейфортепиано;
- знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов - струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей;
- знаниепрофессиональнойтерминологии;
- наличиеуменийпо чтениюслистамузыкальныхпроизведенийв4руки;
- навыкиповоспитаниюсовместногодляпартнеровчувстваритма;
- навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевоммузицировании;
- навыкииспользованияфортепианнойпедалив4-ручномсочинении;
- наличиетворческойинициативы,сформированныхпредставленийо методикеразучиваниямузыкальных произведений иприемахработынад исполнительскимитрудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.
IV.Формыиметодыконтроля,системаоценок
4.1.Аттестация:цели,виды,форма,содержание
Оценкакачествареализацииучебногопредмета"Ансамбль" включаетв себятекущийконтрольуспеваемостиипромежуточную аттестацию обучающегося вконцекаждогоучебногогодас4по7класс.В9классе промежуточнаяаттестацияпроходитвконце1полугодия.
Вкачествесредствтекущегоконтроляуспеваемости могутиспользоваться академическиезачеты,прослушивания,концертыи классныевечера.
Текущийконтрольуспеваемости обучающихсяпроводитсявсчет аудиторноговремени,предусмотренногона учебныйпредмет.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету
«Ансамбль» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой аттестации может быть контрольный урок, зачёт, атакже- прослушивание, выступлениевконцертеилиучастиевкаких-либодругих творческихмероприятиях.
По завершенииизученияпредмета "Ансамбль"проводится промежуточная аттестациявконце7класса,выставляетсяоценка,которая заноситсявсвидетельствообокончанииобразовательногоучреждения.
4.2.Критерииоценок
Дляаттестацииобучающихся создаютсяфондыоценочныхсредств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенныезнания, уменияи навыки.
Критерииоценкикачестваисполнения
Поитогамисполненияпрограммы назачете,академическом прослушиванииилиэкзаменевыставляетсяоценкапопятибалльнойшкале:
Таблица3
Оценка |
Критерииоцениваниявыступления |
5(«отлично») |
технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиямна данномэтапеобучения |
4(«хорошо») |
оценка отражает грамотное исполнение снебольшими недочетами (как в техническомплане,таки вхудожественномсмысле) |
3(«удовлетворительно») |
исполнениес большимколичествомнедочетов,а именно:недоученныйтекст,слабаятехническая подготовка,малохудожественнаяигра,отсутствие свободыигровогоаппаратаи т.д. |
2(«неудовлетворительно») |
комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохаяпосещаемостьаудиторныхзанятий |
«зачет»(безотметки) |
отражаетдостаточныйуровеньподготовкии исполненияна данномэтапеобучения |
СогласноФГТ,даннаясистемаоценкикачестваисполнения является основной.Взависимости отсложившихсятрадицийтогоилииногоучебного заведенияисучетомцелесообразности оценкакачестваисполненияможетбыть дополненасистемой«+»и«-»,чтодаствозможностьболееконкретноиточно оценитьвыступлениеучащегося.
Фондыоценочных средствпризваныобеспечивать оценкукачества приобретенных выпускникамизнаний,уменийинавыков,атакжестепень готовностиучащихсяквозможному продолжениюпрофессионального образованиявобластимузыкальногоискусства.
V.Методическоеобеспечениеучебногопроцесса
5.1.Методическиерекомендациипедагогическимработникам
Однаизглавныхзадачпреподавателяпопредмету"Ансамбль"- подбор учеников-партнеров.Онидолжныобладатьсхожимуровнемподготовкивклассе специальности.
Вработесучащимисяпреподаватель долженследоватьпринципам последовательности,постепенности,доступностиинаглядностивосвоении материала.Весьпроцессобучениястроитсясучетомпринципа:отпростогок сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика -
интеллектуальные,физические,музыкальныеиэмоциональныеданные,уровень егоподготовки.
Необходимымусловием дляуспешногообученияпопредмету "Ансамбль" (фортепианов4руки)являетсяформирование правильнойпосадкиза инструментомобоихпартнеров,распределениепедалимеждупартнерами(как правило,педальберетученик,исполняющий2партию).
Необходимопривлекатьвниманиеучащихсякпрослушиванию лучших примеровисполнениякамерноймузыки.
Предметомпостоянного вниманияпреподавателя должнаявлятьсяработа надсинхронностью висполнениипартнеров,работанадзвуковымбалансомих партий,одинаковойфразировкой, агогикой,штрихами,интонациями, умением вместеначатьфразуи вместезакончитьее.
Необходимосовместносученикамианализировать формупроизведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются ученикамиотдельно.Форма произведенияявляется такжеважнойсоставляющей частьюобщегопредставления опроизведении, егосмысловогои художественногообраза.
Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне.Отставание одногоизнихбудеточень сильновлиятьнаобщее художественноевпечатлениеотигры.Вэтомслучаетребуетсяболеесерьезная индивидуальнаяработа.
Важнойзадачейпреподавателя вклассеансамбля должнобытьобучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты,уточнятьштрихи,фразировку идинамикупроизведения. Самостоятельная работадолжнабытьрегулярнойипродуктивной.Сначала ученикработаетиндивидуально надсвоейпартией,затемспартнером.Важным условиемуспешнойигры становятсясовместные регулярныерепетиции с преподавателеми безнего.
Вначалекаждогополугодияпреподаватель составляетиндивидуальный пландляучащихся.Присоставлениииндивидуальногопланаследуетучитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В
репертуарнеобходимовключатьпроизведения, доступныепостепени техническойиобразнойсложности,высокохудожественные посодержанию, разнообразныепостилю,жанрам,формеифактуре.Партнеровследуетменять местамивансамбле,чередовать исполнение1и2партиимеждуразными учащимися.
Основноеместоврепертуаредолжназаниматьакадемическая музыкакак отечественных,таки зарубежныхкомпозиторов.
Помимоансамблей дляфортепиано в4руки(скоторыхудобнеевсего начинать), следуетпознакомитьучениковсансамблямидлядвухфортепианов4 руки(естьансамблив8рук).
5.2.Рекомендациипоорганизациисамостоятельнойработыобучающихся
С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано»содержит одновременнотрипредмета,связанныес исполнительствомна фортепиано-«Специальностьичтение слиста»,«Ансамбль»и«Концертмейстерскийкласс»- учащийсядолженразумнораспределять времясвоихдомашних занятий. Учащийсядолжентщательновыучитьсвоюиндивидуальную партию,обращая внимание нетольконанотныйтекст,ноинавсеавторскиеуказания,послечего следуетпереходитьк репетициямс партнеромпо ансамблю.После каждого урокаспреподавателем ансамбльнеобходимовновьрепетировать,чтобы исправитьуказанныепреподавателем недостаткивигре.Желательно самостоятельно ознакомитьсяспартиейдругогоучастникаансамбля.Важно, чтобыпартнерыпофортепианному ансамблюобсуждалидругсдругомсвои творческиенамерения,согласовываяихдруг сдругом.Следует отмечатьвнотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшейсинхронности звучания,атакжезвуковогобалансамеждуисполнителями. Работатьнад точностью педализации,надобщимиштрихами идинамикой(там,гдеэто предусмотрено).
VI. Спискирекомендуемойнотнойиметодическойлитературы
6.1.Списокрекомендуемыхнотныхсборников
1. АльбомфортепианныхансамблейдляДМШ.Сост.Ю.Доля/изд.Феникс,2005
2. Ансамбли.Средниеклассы.Вып.6/ изд.Советскийкомпозитор,М.,1973
3. Ансамбли.Средниеклассы.Вып.13/изд.Советскийкомпозитор,М.,1990
4. Ансамбли.Старшиеклассы.Вып.6/ изд.Советскийкомпозитор,М., 1982
5. Альбомнетрудныхпереложенийдляф-нов4руки.Вып.1,2/М.,Музыка,2009
6. БизеЖ. "Детскиеигры".Сюитадляф-нов4руки/ М., Музыка,2011
7. БарсуковаС. "Вместевеселошагать"/ изд.Феникс,2012
8. ГудоваЕ. Хрестоматияпофортепианномуансамблю.Выпуск3.Классика-XXI
9. 21век.Современныемелодиии ритмы.Фортепианов 4руки,2фортепиано.Учебноепособие.Сост.МамонГ./КомпозиторСПб., 2012
10. За клавиатуройвдвоем.Альбомпьесдляф-нов4руки.Сост.А.Бахчиев, Е.Сорокина/ М.,Музыка,2008
11. Золотаябиблиотекапедагогическогорепертуара.Нотнаяпапкапианиста.
12. Ансамбли.Старшиеклассы.Изд.Дека,М.,2002
13. Играемсудовольствием.Сборникф-ныхансамблейв4руки/изд.СПб.Композитор,2005
14. Играем вместе.Альбомлегкихпереложенийв4руки/ М., Музыка,2001
15. Концертныеобработкидляф-нов4руки/М.,Музыка,2010
16. РахманиновС. Дватанцаизоперы"Алеко".Концертнаяобработкадлядвух ф-ноМ.Готлиба/ М.,Музыка,2007
17. Репертуармосковскихфортепианныхдуэтов.Сборник.Сост.Л. Осипова.М.,Композитор,2011
18. Сен-СансК. Карнавалживотных.Большаязоологическаяфантазия.Переложениедлядвухф-но/ М.,Музыка,2006
19. Смирнова Н. Ансамблидляфортепианов четыреруки/ изд.Феникс,2006
20. Учительи ученик.Хрестоматияфортепианногоансамбля/сост.ЛепинаЕ.Композитор.СПб,2012
21. Хрестоматиядляфортепианов4руки.МладшиеклассыДМШ.Сост.Н.Бабасян.М.,Музыка,2011
22. Хрестоматиядляфортепианов4руки.СредниеклассыДМШ.Сост.Н.Бабасян.М.,Музыка,2011
23. Хрестоматияфортепианногоансамбля.Музыка,М.,1994
24. Хрестоматияфортепианногоансамбля.Вып.1,СПб,Композитор,2006
25. Хрестоматияфортепианногоансамбля.Старшиеклассы.Детскаямузыкальная школа/ Вып.1.СПб,Композитор,2006
26. ЧайковскийП. Временагода.Переложениедляф-нов4руки./М., Музыка,2011
27. ЧайковскийП. Детскийальбомв4руки/ Феникс,2012
28. Школафортепианногоансамбля.Сонатины,рондои вариации.Младшиеи средниеклассыДМШ.Сост.Ж.Пересветова/ СПб, Композитор,2012
6. 2.Списокрекомендуемойметодическойлитературы
1. БлагойД. Камерныйансамбльи различныеформы коллективногомузицирования/ Камерныйансамбль,вып.2,М.,1996
2. БлагойД. Искусствокамерногоансамбляи музыкально-педагогическийпроцесс.М.,1979
3. ГотлибА. Заметкиофортепианномансамбле/Музыкальноеисполнительство.Выпуск8.М.,1973
4. ГотлибА. Основыансамблевойтехники.М.,1971
5. ГотлибА. Фактураи тембрвансамблевомпроизведении./Музыкальноеискусство.Выпуск1. М.,1976
6. ЛукьяноваН. Фортепианныйансамбль: композиция,исполнительство, педагогика//Фортепиано.М.,ЭПТА,2001:№4
7. СорокинаЕ. Фортепианныйдуэт.М.,1988
8. СтупельА. Вмирекамерноймузыки.Изд.2-е,Музыка,1970
9. ТаймановИ. Фортепианныйдуэт:современнаяжизньжанра/ ежеквартальныйжурнал"Пианофорум"№2,2011, ред.ЗадерацкийВ.