Управление по культуре

 

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

 

Муниципальное образовательное учреждение

 

дополнительного образования детей

 

«Детская музыкальная школа    14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область ПО.01.

 

 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО.

 

Рабочая программа   учебного предмета УП.03

 

«Фортепиано»

 

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

 

программы в области музыкального искусства

 

«Струнные инструменты»,

 

«Духовые и ударные инструменты»,

 

«Народные инструменты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик – Перевозчикова Л. В. – заведующая  отделением  и преподаватель класса общего фортепиано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент: Симонова С. Л., заслуженный работник культуры РФ, преподаватель высшей категории МБОУ ДОД «Детская школа искусств №1 ЭМР»

 

 

 

Рецензент: Бецмон Е. И.., заведующая отделением специального фортепиано, преподаватель высшей категории МОУДОД «Детская музыкальная школа №14» г. Саратова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

 

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

 

1.2. Срок реализации учебного предмета;

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

1.5. Цель и задачи учебного предмета;

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

 

II. Содержание учебного предмета

 

2.1. Распределение учебного материала по годам обучения;

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

4.2. Критерии оценки;

 

4.3. Контрольные требования на разных этапах обучения;

 

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам

 

5.2.  Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

 

 

 

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

 

6.1. Список нотной литературы;

 

6.2. Список методической литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

 

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

 

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и сучетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты».

 

Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение детьмизнаний, умений и навыков игры на фортепиано, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

 

Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

 

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

 

Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на струнном отделении, народном отделении и отделении духовых и ударных инструментов, необходим курс ознакомления с дополнительным инструментом.

 

 

 

1.2. Срок реализации учебного предмета;

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 

В соответствии с  ФГТ рекомендуемый  срок реализации учебного предмета  составляет  7  лет  (со  2  по  8  класс),  Однако, целесообразнее давать этот предмет на более раннем этапе обучения, используя часы из вариативной части учебного плана.

 

Школой установлен следующий объем учебного времени с учетом  дополнительных часов из вариативной части учебных планов: для всех указанных специальностей со 2 по 8 класс – 1 час аудиторных занятий в неделю.

 

Программа   предмета   «Фортепиано»   предусматривает   обязательную самостоятельную   работу   учащегося, что    предполагает наличие  дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться  в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

 

На самостоятельную работу отводится  1 часа в неделю в течение всех лет обучения.

 

Таблица 1.

 

Классы

Специальность

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)

 

32

33

33

33

33

33

33

33

Количество

часов на

 аудиторные занятия

(в неделю)

Струнные

Духовые и ударные

Народные

 

33

33

33

33

33

33

33

Количество

часов на

внеаудиторные занятия

(в неделю)

Струнные

Духовые и ударные

Народные

 

33

33

33

33

33

33

33

Максимальная нагрузка

Струнные

Духовые и ударные

Народные

 

66

66

66

66

66

66

66

 

 

 

Таким образом, аудиторная нагрузка составит:  231 час  - 99ч. ДПОП «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», 198ч. ДПОП «Струнные инструменты» - обязательная часть  + 132 часа ДПОП «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»,33ч. ДПОП «Струнные инструменты» - вариативная часть;

 

самостоятельная работа: 231 час.

 

максимальная нагрузка: 462 часа.

 

 

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

Индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут.Индивидуальная  форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

 

 

 

1.5. Цель и задачи учебного предмета;

 

Цели:

 

·        воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

 

·        формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

 

·        формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

 

·        воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

 

·        развитие  творческих  способностей  детей;

 

·        формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем  осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

 

·        обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний,  умений и навыков в области фортепианного исполнительства;

 

·        воспитание у обучающихся  личностных качеств,  способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков  взаимодействия с преподавателями и обучающимися  в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/ неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результатов.

 

Задачи:

 

·        развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нём любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

 

·        владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;

 

·        формирование комплекса исполнительных навыков и умений игры на фортепиано с учётом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов – nonlegato, legato, staccato;

 

·        развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

 

·        овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;

 

·        обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

 

·        владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;

 

·        приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию;

 

·        приобретение навыков подбора по слуху;

 

·        приобретение  первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений.

 

 

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

 

Программа содержит следующие разделы:

 

1.        Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета.

 

2.        Распределение учебного материала по годам обучения.

 

3.        Описание дидактических единиц учебного предмета.

 

4.        Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

5.        Формы и методы контроля, система оценок.

 

6.        Методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

 

 

1.7. Методы обучения.

 

При работе с учащимися педагог использует следующие методы:

 

1.        Словесный (объяснение, беседа, рассказ).

 

2.        Наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приёмов, наблюдение).

 

3.        Эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений).

 

4.        Практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).

 

 

 

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано».

 

Для реализации данной программы существуют следующие условия: дидактико-методическое обеспечение: нотная библиотека, аудиотека, иллюстративный материал (портреты композиторов, выставочный стенд с познавательной литературой, музыкальные справочники, энциклопедии), класс для индивидуальных занятий с наличием настроенного инструмента-фортепиано, соответствующий противопожарным и санитарным нормам, стол, стулья, подставки для учащихся.

 

 

 

II. Содержание учебного предмета.

 

 

 

 

 

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учётом общего объёма аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

 

Объём времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учётом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

 

Виды внеаудиторной работы:

 

1. Выполнение домашнего задания.

 

2. Посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов.

 

3. Участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

 

2.1. Распределение учебного материала по годам обучения;

 

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.

 

Согласно ФГТ, изучение учебного предмета «Фортепиано» для учащихся струнных отделений и отделений духовых и ударных инструментов рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.

 

Первый год обучения.

 

Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приёмами игры, знакомство со штрихами nonlegato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приёмов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.

 

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из «Школы игры на фортепиано» под ред. Николаева, или «Хрестоматии для 1 класса» (сост. Б.Милич) и других сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано.

 

Чтение с листа отдельно каждой рукой лёгкого нотного текста. Знакомство со строением мажорной и хроматической гаммы, тонического трезвучия. Знание понятий «лад», «тональность».

 

Гамма «До, Соль мажор» отдельными руками на 2 октавы, тоническое трезвучие с обращением  отдельно каждой рукой на 2 октавы, хроматическая гамма от звука «до» и «соль» отдельными руками на 2 октавы.

 

 За год учащийся должен выступить два раза на академических вечерах в конце  каждого  полугодия.  Оценки  за  работу  в  классе и дома, а так же по результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям.Примерный репертуарный список.

 

1. Полифонические произведения

 

А. Гедике «Ригодон»

 

Г. Телеман «Гавот»

 

Ф.Каттинг «Куранта»

 

Г. Перселл «Ария»

 

Л.Моцарт «Менуэт»

 

В.А.Моцарт «Волынка», «Менуэт»

 

Э. Тетцель  «Прелюдия»

 

Г. Гендель «Ария».

 

 2. Этюды

 

 

 

Е. Гнесина  «Фортепианная азбука» этюды № 12, 13, 15,27,29, 48.

 

А. Гедике  Этюд соч.46 №13

 

Л. Шитте Этюд соч.160 №15,14

 

С. Чернявская Этюд

 

И. Беркович Этюд №12

 

Ф. Лекуппе Этюд соч. 17 №6

 

А. Николаев Этюд

 

3. Крупная форма.

 

Й.Гайдн «Анданте»

 

К.Рейнеке «Андантино» из сонатины соч.127

 

И.Литкова Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка»

 

К.Рейнеке «Скерцино»

 

К.Нефе  «Андантино»

 

А. Гедике  «Русская песня с вариацией»

 

4. Пьесы

 

О.Бер  «Тёмный лес»

 

А.Роули «Акробаты»

 

Д.Кабалевский «Ёжик», «Маленькая полька», «Труба и барабан»

 

Н. Соколова «Часы»

 

М. Фогель «Весёлые каникулы»

 

А. Роули «В стране гномов»

 

М. Крутицкий «Зима»

 

И. Кореневская  «Дождик»

 

А. Гедике  «Пьеса»

 

Ан. Александров «Новогодняя полька»

 

А. Жилинский  «Латышская полька»

 

П. Чайковский «Мой Лизочек»

 

Г. Галынин  «Зайчик»

 

А. Томази «Сказка о короле-волшебнике».

 

I полугодие:

 

Примерные программы академических зачётов:

 

Вариант 1

 

 Е. Гнесина «Русская песня»

 

   Е. Соколова «Земляника и лягушки»

 

Вариант 2

 

А.Гедике «Ригодон»

 

М.Крутицкий «Зима»

 

Вариант 3

 

Д. Кабалевский Маленькая полька»

 

   Старинная французская песня

 

II полугодие:

 

Технический  зачёт в классном порядке.

 

До-мажор (Соль-мажор) – гамма, аккорды в две октавы отдельными руками, короткие и длинные арпеджио отдельными руками в две октавы, хроматическая гамма на две октавы отдельными руками.

 

Чтение  с листа: небольшое произведение  на усмотрение педагога, этюды из сборников: «Школа игры на фортепиано» под общ. ред. А. Николаева, Е. Гнесина «Фортепианная азбука».

 

Примеры переводных зачётов:

 

Вариант 1

 

А. Берлин «Марширующие поросята»

 

    Й.Гайдн «Анданте» отрывок из симфонии

 

Вариант 2

 

    Г.Перселл «Ария»

 

    К. Нефе «Андантино»

 

Вариант3

 

Ф.Каттинг «Куранта»

 

    К.Рейнике «Скерцино».

 

 

 

Второй  год обучения.

 

Продолжение   работы  над  совершенствованием  технических  приемов игры   на  фортепиано,  звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.

 

Аттестация  проводится  в  конце  каждой  четверти: в  1 и 3 четвертях  по результатам  текущего контроля  и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета с оценкой, проводимого в присутствии комиссии.

 

За год учащийся должен выучить:

 

4 этюда,

 

4 разнохарактерные пьесы,

 

2-3 произведения полифонического стиля,

 

1 часть произведения крупной формы,

 

1-2 ансамбля, гаммы «Соль», «Ре» мажор.

 

Примерный репертуарный список:

 

1. Полифонические произведения

 

С. Шевченко «Канон»

 

Г. Гендель «Чакона», «Менуэт ми минор»

 

А .Корелли «Сарабанда»

 

Г. Свиридов «Колыбельная песенка»

 

Д. Фрескобальди «Канцона»

 

И. Кригер «Менуэт»

 

В. Моцарт «Менуэт»

 

А. Гедике  «Сарабанда»

 

2.Этюды:

 

К.Черни  под ред. Гермера 1 тетрадь №5, 6, 9, 13,15, 16.

 

Л. Шитте соч.108 №21

 

М. Гозенпуд Этюд

 

А. Гедике Этюд соч.6 №6, соч. 32 №7

 

А. Гречанинов Этюд соч.98 №12

 

Е. Гнесина Этюд Ре мажор

 

Л. Шитте Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7.

 

И. Беркович Этюды

 

К. Гурлит Этюд.

 

3. Крупная форма.

 

К. Вильтон «Сонатина»

 

А. Гедике  «Маленькое рондо»

 

Г. Тюрк «Маленькая сонатина»

 

И. Беркович Сонатина соль мажор

 

М. Клементи «Сонатина» До мажор

 

Т. Хаслингер Сонатина до мажор

 

Т. Назарова  Вариации на тему р.н.п. « Пойду ль я, выйду ль я да»

 

4. Пьесы

 

С. Майкапар  «Пастушок» , «Мотылёк», «В садике»

 

А. Хачатурян «Скакалка»

 

И. Беркович «На опушке»

 

Э. Сигмейстер «Я печальна и одинока»

 

французская народная песня «Большой олень»

 

А. Роули  «В стране гномов»

 

С. Прокофьев «Марш»

 

Ю. Литовка «Пьеса»

 

Ч. Остен «Кукушка танцует вальс»

 

Ф. Бейер «Быстрый ручеёк»

 

5.Ансамбли:

 

В. Моцарт отрывок из 1 части  Симфонии соль минор

 

Р.н.п. « Из-под дуба», «Дуня –тонкопряха»

 

В. Витлин  «Детская песенка»

 

Чешская народная песня «Под мостиком»

 

А. Гречанинов «Пьса»

 

«Бульба» белорусский танец.

 

Примерные программы выступлений:

 

I полугодие:

 

Варианты произведений для внутришкольного конкурса на самостоятельно выученную пьесу:

 

1.П.И.Чайковский «Мой Лизочек»

 

2.В. Лессер «Выходной день»

 

3.Э. Сигмейстер «Юноша и девушка», «Зелёная дорожка»

 

Примерные программы академических зачётов:

 

Вариант 1

 

1.  Л. Моцарт «Бурре»

 

2.  С. Майкапар «В садике».

 

Вариант 2

 

1.  В. Моцарт «Полонез»

 

2.С. Големов «Пьеса»

 

 Вариант 3

 

С. Майкапар «Пастушок»

 

Г. Гендель «Сарабанда»

 

II полугодие:

 

Технический зачёт:гамма Соль-мажор (Ре-мажор) гаммы и аккорды – в 4 октавы двумя руками, короткие длинные арпеджио в 4 октавы отдельными руками, хроматическая гамма от «ре» двумя руками расходящаяся, от «соль» отдельными руками в прямом движении.

 

Чтение  с листа.

 

Пьеса на усмотрение педагога.

 

Примерные программы переводного экзамена:

 

Вариант 1

 

К. Вильтон «Сонатина»

 

В. Моцарт «Аллегро»

 

Вариант 2

 

Г. Гендель «Чакона»

 

Г.Телеман «Пьеса»

 

Вариант 3

 

Г. Тюрк «Сонатина»

 

  А.Гречанинов «Прелюдия №2» соч. 37

 

 

 

Третий год обучения.

 

Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая  в репертуар пьесы, в  которых  педаль  является неотъемлемым элементом  выразительного  исполнения  (П.Чайковский   «Болезнь   куклы», «Старинная французская песня»,А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.). Изменения  в  содержании  учебных занятий касаютсяусложнения изучаемого музыкального  материала и повышения требований к качеству  исполнения. Продолжается   работа  над формированием навыковчтения с листа.

 

За год учащийся должен освоить:

 

4 этюда,

 

4 разнохарактерные пьесы,

 

2-3 полифонических произведения,

 

1 произведение крупной формы,

 

1-2 ансамбля

 

Гаммы Ре мажор, Ля мажор

 

 Примерный репертуарный список:

 

1. Полифонические произведения.

 

Ф.Э. Бах  «Маленькая фантазия»

 

И.С. Бах «Меленькие прелюдии и фуги» 1 тетерадьДо мажор, ре минор, Фа мажор.

 

И.С.Бах «Полонез», «Менуэт соль минор», «Менуэты:  Соль мажор», фа минор»

 

Г. Бём  «Менуэт»

 

Ж. Сен-Люк  «Бурре»

 

Г. Гендель «Сарабанда»

 

А.Гедике  «Сарабанда»

 

Д. Скарлатти  «Ария»

 

2. Этюды

 

А. Лемуан Этюд соч.37, №17

 

А. Гедике Этюд соч.32,№11

 

Г. Беренс Этюд соч.70.№50

 

К. Черни (Гермер) Этюды соч.599 № 45

 

К. Черни соч.139 № 19, 71

 

М. Гурлит Этюд ля минор

 

А. Гедике  «40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

 

А. Гедике  Соч. 58. «Ровность и беглость»

 

А. Лешгорн  Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15

 

А. Лемуан  Этюды соч.37 №№ 1,2

 

К. Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28;

 

3. Крупная форма.

 

Л. Бетховен Сонатина соль мажор 1, 2 части

 

И. Беркович  Вариации на тему грузинской народной песни «Светлячок»

 

А. Гедике «Тема с вариациями»

 

А. Диабелли Сонатина 

 

А. Жилинский «Сонатина Соль-мажор, I часть»

 

А. Бенда Сонатина ля минор

 

В.А. Моцарт Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта».

 

4. Пьесы.

 

Д. Кабалевский «Маленький жонглёр»

 

Ф. Гедике «Пьеса»

 

В. Ребиков «Восточный танец»

 

Й. Гайдн  «Менуэт»

 

Ф. Рыбицкий «Кот и мышь»

 

П.И. Чайковский «Детский альбом» : «Старинная французская песня», «Болезнь куклы»

 

Д. Кабалевский «Клоуны»

 

Б. Дварионас  «Прелюдия»

 

Р. Шуман «Марш»

 

А.Жилинский «Мышки

 

Л. Людкевич «Старинная песня»

 

Р.Шуман соч.68 «Весёлый крестьянин»

 

М. Глинка «Полька»

 

5 Ансамбли:

 

У. н. п. «У соседа хата была» обр. И. Берковича

 

С. Прокофьев  Отрывок из сим. сказки «Петя и волк»

 

П. И. Чайковский  «Хор девушек»

 

А. Диабелли «Романс»

 

М. Глинка  «Каватина Людмилы»

 

Л. Книппер «Полюшко-поле».

 

Примерные программы выступлений:

 

I полугодие:

 

Варианты  произведений для внутришкольного конкурса на самостоятельно выученную пьесу:

 

1. Д. Штейбельт  «Адажио»

 

2. А.Гречанинов «Мазурка»

 

3.А.Гедике «Танец»

 

Примерные программы академического зачёта:

 

Вариант 1

 

 И. С. Бах «Менуэт Фа-минор»

 

 А. Гречанинов «Необычное проишествие»

 

Вариант 2

 

И. С. Бах «Маленькая прелюдия До-мажор»

 

П.И.Чайковский «Болезнь  куклы»

 

Вариант 3

 

С. Майкапар «Маленькая сказка»

 

Г. Гендель «Сарабанда ре минор»

 

II полугодие:

 

Тех. зачёт:  гаммы Ре-мажор (Ля-мажор для 5-ти летки),  аккорды, короткие и длинные арпеджио, хроматическая гамма в 4 октавы двумя руками.

 

Чтение  с листа:пьеса на усмотрение педагога;

 

Варианты этюдов:

 

 А. Гедике  «40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

 

А. Гедике  Соч. 58. «Ровность и беглость»

 

А. Лешгорн  Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15

 

А. Лемуан  Этюды соч.37 №№ 1,2

 

К. Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2

 

Примерные программы переводного зачёта:

 

Вариант 1

 

 Э. Сигмейстер «Уличные игры

 

 А. Бенда «Сонатина»ля минор

 

Вариант 2

 

 А. Андре «Сонатина»

 

О. Петерсон «Зимний блюз»

 

Вариант 3

 

А. Жилинский «Сонатина Соль-мажор, I часть»

 

 Л. Людкевич «Старинная песня».

 

 

 

Четвёртый год обучения.

 

Годовые требования:

 

4-5 этюдов,

 

2-3 пьесы,

 

2 полифонических произведения,

 

1 часть крупной формы,

 

1-2 ансамбля,

 

продолжение формирования навыков чтения с листа

 

Гаммы Ля мажор, Ми мажор

 

Примерный репертуарный список:

 

1. Полифонические произведения

 

 Л. Моцарт «Ария»

 

И.С. Бах «Маленькая прелюдия №2»до минор

 

Г. Гендель «Сарабанда с вариациями»

 

О. Бер «Прелюдия и фугетта»

 

Д. Циполи «Фугетта ми минор»

 

Ж. Ф. Рамо «Менуэт»

 

Г. Гендель «Прелюдия» соль мажор

 

Г.Бём «Прелюдия»

 

И. С. Бах «Менуэт»

 

И. Кирнбергер «Полонез»

 

2. Этюды

 

А. Лемуан Этюд соч 37 №11, № 15, №17, №22

 

К. Черни (Г. Гермер) 1 тетрадь.№ 20, №28, № 31, № 41

 

Ф. Бургмюллер  сборник «25 лёгких этюдов» соч. 100 №1,№2, № 5,№ 7, №10

 

А. Лешгорн . Соч. 65 № 13,№19, №23

 

3. Крупная форма.

 

Ф. Кулау «Вариации»

 

 Л. Бетховен «Сонатина Фа мажор»

 

Э. Мелартин «Сонатина соль минор»

 

М. Клементи «Сонатина Соль мажор»

 

Д. Кабалевский «Сонатина»

 

А. Жилинский «Сонатина»

 

И. Беркович «Сонатина Соль мажор» части 1 и 2

 

4. Пьесы.

 

А. Хачатурян «Барсик на качелях»

 

М. Аракишвили «Лезгинка»

 

Э. Градески «По дороге домой из школы»

 

Р. Лехтинен «Летка-енька»

 

Н. Рота «Мелодия»

 

И. Штраус «Полька»

 

П. Цильхер  «У гномов»

 

Ж. Дювернуа «Болеро»

 

О. Гайрос «Фантастическая пьеса»

 

О. Метра «Вальс-серенада»

 

М. Глинка «Чувство»

 

А. Флотов «Марта» 

 

5 Ансамбли:

 

П. И. Чайковский «Грустная песенка», «Баркарола»  переложение С. Морено

 

Л. Бетховен  «Марш Афинские развалины»

 

А.Петров «Вальс»

 

Р. Роджерс «Голубая луна»

 

М. Шмитц «Принцесса танцует вальс»

 

Дж. Шеринг «Колыбельная»

 

С. Прокофьев «Вальс из балета «Золушка»

 

Примерные программы выступлений:

 

1 полугодие:

 

Варианты  произведений для внутришкольного  конкурса на самостоятельно выученную пьесу:

 

1. Д. Шостакович «Шарманка»

 

2.Э.Градески «Маленький поезд».

 

3.А. Стоянов «Снежинки»

 

Примерные программы академического зачёта:

 

Вариант 1

 

 И. С. Бах «Маленькая прелюдия Ре-минор»

 

А. Флотов «Марта»

 

Вариант 2

 

И. Кирнбергер «Полонез»

 

 М. Аракишвили «Лезгинка»

 

Вариант 3

 

 О. Бер «Прелюдия и фугетта»

 

О. Метра «Вальс-серенада»

 

II полугодие:

 

Технический  зачёт:  гаммы Ля-мажор (Ми-мажор) в прямом и расходящемся движениях, аккорды, короткие и длинные арпеджио, хроматическая гамма в 4 октавы двумя руками, Д7 в виде длинных  арпеджио в 4 октавы отдельными руками.

 

Чтение  с листа: пьеса на усмотрение педагога.

 

Примерные программы переводного зачёта:

 

Вариант 1

 

Л. Бетховен «Сонатина Фа-мажор»

 

 М. Глинка «Чувство»

 

Вариант2

 

В.Моцарт «Сонатина До-мажор»

 

Г.Пахульский «В мечтах

 

Пятый год обучения.

 

      Учащиеся  старших  классов  должны  как  можно  чаще  привлекаться  кучастию   в   публичных   выступлениях,   концертах   класса   и   отдела,   чтоспособствует   развитию   их   творческих   возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.

 

Годовые требования:

 

4-5 этюдов,

 

2-4 разнохарактерные пьесы,

 

2 полифонических произведения,

 

1-2 части крупной формы,

 

1-2 ансамбля

 

чтение с листа, гамма Ми мажор

 

Примерный репертуарный список:

 

1. Полифонические произведения.

 

И. С. Бах «Маленькая прелюдия №5»

 

Г. Гендель «Сарабанда с вариациями» ре минор

 

И. С. Бах «Маленькая прелюдия №8 Фа мажор»

 

Г. Гендель «Аллеманда»

 

И.Кребс «Паспье»

 

Ф. Э. Бах «Менуэт»

 

М. Глинка «2-х голосная фуга»

 

Н. Леонтович р.н.п. «Отдала меня матушка»

 

2 Этюды

 

Ф.Бюргмюллер Этюд «Утешение», «Вечер», «Тревога» соч 100

 

К. Лешгорн Этюд №18 опус 65

 

А.Бертини Этюд №14,№17 соч.29

 

Г.Беренс Этюд №17 соч.88

 

К. Черни Этюд №1 соч.718

 

А. Гедике  Соч. 47 №№ 10-16, 18,21,26

 

А. Гедике  Соч. 58 №№ 13,18,20

 

Г. Беренс  Соч.100 №4

 

С. Геллер Соч.47 №12,13

 

Ж. Дювернуа  Соч.176 №43,44

 

А. Лемуан     Соч. 37 №№ 20, 23, 35, 39;

 

А. Лешгорн  Соч. 65, 2 тетрадь (по выбору);

 

К. Черни(Г. Гермер ) 1 тетрадь: №№ 30, 32, 34-36, 38, 42, 43;

 

Л. Шитте  Соч. 68 №№ 2, 3, 6, 9.

 

3 Крупная форма.

 

Ф.Кулау «Сонатина»

 

Д. Чимароза «Сонатина»

 

И.Бейл «Сонатина» ля минор

 

А.Диабелли «Сонатина соч.168 №2

 

Д. Кабалевский «Лёгкие вариации на тему русской песни» соч.51 №2

 

К. Вебер «Анданте с вариациями» соч 3

 

В. Моцарт «Сонатина До мажор»

 

К. Лихнер «Рондо»

 

4. Пьесы

 

М. Шмитц «Микки –Маус»

 

Э. Григ «Вальс» соч.38

 

Г. Пахульский «В мечтах»

 

Н. Раков «Скерцино»

 

С. Прокофьев «Утро» соч.65

 

В. Калинников «Грустная песенка»

 

Ан. Александров «Русская песня»

 

Д. Кабалевский «Новелетта»

 

Н. Раков «Полька»

 

И. Штраус Вальс «На прекрасном голубом Дунае»

 

Л.Делиб Вальс из балета «Коппелия»

 

К.Дебюсси  «Маленький негритёнок»

 

Дж. Гершвин «Колыбельная»

 

Б. Кемпфер « Путники в ночи»

 

4.Ансамбли

 

Е.Дога «Вальс» из к-ф «Мой ласковый и нежный зверь» в лёгком пер. Ю. Барахтина

 

И. Штраус «Полька пиццикато» фрагмент

 

И. Штраус «Куплеты Адели»

 

П. И. Чайковский «Колыбельная песнь  в бурю», « Сладкая грёза»,

 

«Вальс», «Полька» переложение Е. Ярамышева

 

А. Петров Романс «Не растравляй моей души», « Песенка о морском дьяволе» переложение В. Дуловой

 

И. Брамс «Венгерский танец» №5 фрагмент

 

Примерные программы выступлений:

 

I полугодие:

 

Варианты  произведений для внутришкольного  конкурса на самостоятельно выученную пьесу:

 

1. А.Даргомыжский «Казачок»,

 

2. M.Шмитц«Буги Бой».

 

3.Ё. Накада «Танец дикарей»

 

Примерные программы академического зачёта:

 

I вариант

 

Г. Гендель «Сарабанда»

 

Н. Раков «Полька»

 

II вариант

 

И. С. Бах «Маленькая прелюдия ре минор»

 

П.И.Чайковский «Сладкая грёза»

 

II полугодие:

 

Технический  зачёт:  гамма Ми-мажор в прямом и расходящемся движениях, в терцию и дециму в прямом движениях,  аккорды (трезвучия и септаккорды), короткие и длинные арпеджио, хроматическая гамма в 4 октавы двумя руками, Д7 - в виде длинных  арпеджио в 4 октавы отдельными руками.

 

Чтение  с листа:пьеса на усмотрение педагога.

 

Примерные программы переводного зачёта

 

Вариант 1

 

Ф.Кулау «Сонатина»,

 

Э. Градески «Мороженое».

 

Вариант 2

 

К.Вебер «Сонатина»

 

М. Шмитц «Микки-Маус»

 

II полугодие:

 

Примерные программы  итогового академического зачёта:

 

Вариант 1

 

И. Гайдн «Сонатина»До мажор

 

 К. Лихнер  «Домой»

 

Вариант 2

 

К.Вебер «Анданте с вариациями» Соль-мажор

 

М .Глинка «Мазурка»

 

Вариант 3

 

Л. Бетховен «Соната №20,часть1»

 

С. Прокофьев  «Вечер» соч. 65

 

Шестой год обучения

 

Годовые требования:

 

3-4 этюда,

 

2-3 пьесы,

 

2 полифонических произведения,

 

1-2 части крупной формы,

 

1-2 ансамбля

 

Примерный репертуарный список:

 

1. Полифонические произведения.

 

С. Майкапар соч.28 «Прелюдия и фугетта», «Гавот»

 

Г. Гендель «Чакона» из сюиты ре минор

 

Ф.Э. Бах «Престо»

 

И. С. Бах «2-х голосная инвенция ля минор»

 

И.С. Бах «Маленькая 2х голосная фуга до минор», «Ария» из фран. сюиты №2

 

И. С. Бах «Двухголосная инвенция ре минор», «До мажор»

 

Ж. Б Люлли «Гавот»

 

Н. Мясковский «Двухголосная фуга ре минор»

 

М. Глинка «фуга до мажор»

 

И. С. Бах «Прелюдия до минор», «Прелюдия Ре мажор»

 

2. Этюды

 

А. Лешгорн Соч. 65. 3 тетрадь

 

 Соч. 66 № 1-4;

 

К. Черни ( Г.Гермер) 2 тетрадь: №№ 2-12;

 

А. Гедике «10 миниатюр в форме этюдов» соч. 8 №2 ,4 Соч. 47 № 20-26

 

Ф. Бюргмюллер соч.100 «5 лёгких этюдов для фортепиано» №20, 22, 24, 25,.

 

И. Гурник Этюд в джазовом стиле

 

М. Дворжак Этюд до мажор

 

М. Геллер Этюд Соль мажор

 

М. Фрей Этюд

 

Г. Беренс Этюд ре минор

 

3. Пьесы

 

Дж.Пуччини «Вальс Мюзетты» из оперы «Богема»

 

 И. Штраус «Полька Трик-трак»

 

 Л.Делиб «Вальс» из балета «Коппелия»

 

Ан. Александров «Русская народная мелодия» соч.76

 

А. Хачатурян «Подражание народному»

 

Э. Григ «Вальс» 

 

А. Грибоедов «Вальс №1 , №2»

 

М. Шмитц «Буги бой»

 

Э. Градески «Счастливые буги»

 

Р. Шуман «Маленький романс», «Песенка жнецов», «Сицилийская песня»

 

Э. Мак-Доуэлл «Колибри», « Тарантелла»

 

Э. Григ «Песня сторожа»

 

Э. Морриконе « Мелодия» из к-ф «Профессионал»

 

Ф. Лей «Мелодия» из к-ф «История любви»

 

Д. Зандер «Весенние грёзы»

 

А. Рамирес «Странники»

 

А. Уэббер «Память»

 

Дж. Дассен «Если б не было тебя»

 

4. Крупная форма

 

К. Вебер Сонатина до мажор

 

Й. Гайдн Соната Соль мажор

 

 В. Моцарт Сонатина №6 До мажор 1 часть

 

Л. Шитте «Сонатина Ре мажор»

 

Й. Гайдн «Соната- партита»

 

Л. Бетховен Соната №20 часть2

 

Ф. Кулау Сонатина До мажор

 

Г.Гендель «Пассакалья»

 

Я. Дюссек Сонатина №6 ми-бемоль мажор соч.20.часть1

 

5.Ансамбли

 

К. Вебер  «6 лёгких пьес в 4 руки»

 

Ф. Шуберт «Экосезы в 4 руки»

 

А. Аренский соч.34 «6 пьес в 4 руки»  «Сказка», «Кукушечка».

 

Дж. Гершвин Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» переложение в 4 руки

 

И. Штраус Вальс «Сказки Венского леса» фрагмент,

 

«Полька-мазурка» из оперетты «Летучая мышь» переложение Ж. Металлиди

 

П. И. Чайковский  Отрывок из  серенады, «Экосез» из оперы «Е. Онегин», «Вальс» из балета «Спящая красавица» переложение в 4 руки С. Морено

 

М. Шмитц «Весёлый разговор», «Оранжевые буги», «Много пятёрок в портфеле»

 

I полугодие:

 

Варианты  произведений для внутришкольного  конкурса на самостоятельно выученную пьесу:

 

1. Дж.Пуччини «Вальс Мюзетты» из оперы «Богема»

 

2.И. Штраус «Полька Трик-трак»

 

3.Л.Делиб «Вальс» из балета «Коппелия»

 

Примерные программы академического зачёта:

 

Вариант 1

 

И.С.Бах «Двухголосная инвенция ре минор»

 

К. Черни (Г. Гермер) Этюд №2 тетрадь 2

 

Вариант 2

 

С. Майкапар соч.28 «Прелюдия и фугетта»

 

Ф. Бюргмюллер Этюд соч 100№ 25

 

Вариант 3

 

Ж. Б Люлли «Гавот»

 

М. Геллер Этюд Соль мажор

 

II полугодие:

 

Примерные программы  итогового академического зачёта:

 

Вариант 1

 

Й.Гайдн Соната -партита

 

А. Грибоедов «Вальс№2»ми минор

 

Вариант 2

 

Г. Гендель «Пассакалья»

 

Ж. Оффенбах «Баркарола»

 

Вариант 3

 

Я. Дюссек Сонатина №6 ми-бемоль мажор.соч.20.часть1

 

Дж. Гершвин «Колыбельная»

 

Седьмой  год обучения

 

Годовые требования:

 

         3-4 этюда,

 

2-3 пьесы,

 

2 полифонических произведения,

 

1-2 части крупной формы,

 

1-2 ансамбля

 

Примерный репертуарный список:

 

1. Полифонические произведения.

 

С. Майкапар соч.28 «Прелюдия и фугетта», «Гавот»

 

Г. Гендель «Чакона» из сюиты ре минор

 

Ф.Э. Бах «Престо»

 

И. С. Бах «2-х голосная инвенция ля минор»

 

И.С. Бах «Маленькая 2х голосная фуга до минор», «Ария» из фран. сюиты №2

 

И. С. Бах «Двухголосная инвенция ре минор», «До мажор»

 

Ж. Б Люлли «Гавот»

 

Н. Мясковский «Двухголосная фуга ре минор»

 

М. Глинка «фуга до мажор»

 

И. С. Бах «Прелюдия до минор», «Прелюдия Ре мажор»

 

2. Этюды

 

А. Лешгорн Соч. 65. 3 тетрадь

 

 Соч. 66 № 1-4;

 

 К. Черни ( Г. Гермер ) 2 тетрадь: №№ 2-12;

 

А. Гедике «10 миниатюр в форме этюдов» соч. 8 №2 ,4 Соч. 47 № 20-26

 

Ф. Бюргмюллер соч.100 «5 лёгких этюдов для фортепиано» №20, 22, 24, 25,.

 

И. Гурник Этюд в джазовом стиле

 

М. Дворжак Этюд до мажор

 

М. Геллер Этюд Соль мажор

 

М. Фрей Этюд

 

Г. Беренс Этюд ре минор

 

3. Пьесы

 

 Дж.Пуччини «Вальс Мюзетты» из оперы «Богема»

 

 И. Штраус «Полька Трик-трак»

 

 Л.Делиб «Вальс» из балета «Коппелия»

 

 Ан. Александров «Русская народная мелодия» соч.76

 

 А. Хачатурян «Подражание народному»

 

 Э. Григ «Вальс» 

 

 А. Грибоедов «Вальс №1 , №2»

 

 М. Шмитц «Буги бой»

 

 Э. Градески «Счастливые буги»

 

 Р. Шуман «Маленький романс», «Песенка жнецов», «Сицилийская песня»

 

 Э. Мак-Доуэлл «Колибри», « Тарантелла»

 

 Э. Григ «Песня сторожа»

 

 Э. Морриконе « Мелодия» из к-ф «Профессионал»

 

 Ф. Лей «Мелодия» из к-ф «История любви»

 

 Д. Зандер «Весенние грёзы»

 

 А. Рамирес «Странники»

 

 А. Уэббер «Память»

 

 Дж. Дассен «Если б не было тебя»

 

4. Крупная форма

 

 К. Вебер Сонатина до мажор

 

 Й. Гайдн Соната Соль мажор

 

 В. Моцарт Сонатина №6 До мажор 1 часть

 

 Л. Шитте «Сонатина Ре мажор»

 

 Й. Гайдн «Соната- партита»

 

 Л. Бетховен Соната №20 часть2

 

 Ф. Кулау Сонатина До мажор

 

 Г.Гендель «Пассакалья»

 

 Я. Дюссек Сонатина №6 ми-бемоль мажор соч.20.часть1

 

5.Ансамбли

 

 К. Вебер  «6 лёгких пьес в 4 руки»

 

 Ф. Шуберт «Экосезы в 4 руки»

 

 А. Аренский соч.34 «6 пьес в 4 руки»  «Сказка», «Кукушечка».

 

 Дж. Гершвин Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» переложение в 4 руки

 

 И. Штраус Вальс «Сказки Венского леса» фрагмент,

 

«Полька-мазурка» из оперетты «Летучая мышь» переложение Ж. Металлиди

 

 П. И. Чайковский  Отрывок из  серенады, «Экосез» из оперы «Е. Онегин», «Вальс» из балета «Спящая красавица» переложение в 4 руки С. Морено

 

 М. Шмитц «Весёлый разговор», «Оранжевые буги», «Много пятёрок в портфеле»

 

 I полугодие:

 

Варианты  произведений для внутришкольного  конкурса на самостоятельно выученную пьесу:

 

 1. Дж.Пуччини «Вальс Мюзетты» из оперы «Богема»

 

 2. И. Штраус «Полька Трик-трак»

 

 3. Л.Делиб «Вальс» из балета «Коппелия»

 

Примерные программы академического зачёта:

 

Вариант 1

 

И.С.Бах «Двухголосная инвенция ре минор»

 

К. Черни (Г. Гермер) Этюд №2 тетрадь 2

 

Вариант 2

 

С. Майкапар соч.28 «Прелюдия и фугетта»

 

Ф. Бюргмюллер Этюд соч 100№ 25

 

Вариант 3

 

Ж. Б Люлли «Гавот»

 

 М. Геллер Этюд Соль мажор

 

II полугодие:

 

 Примерные программы  итогового академического зачёта:

 

Вариант 1

 

  Й. Гайдн Соната -партита

 

  А. Грибоедов «Вальс№2»ми минор

 

Вариант 2

 

   Г. Гендель «Пассакалья»

 

   Ж. Оффенбах «Баркарола»

 

Вариант 3

 

   Я. Дюссек Сонатина №6 ми-бемоль мажор.соч.20.часть1

 

   Дж. Гершвин «Колыбельная»

 

Восьмой год обучения

 

Годовые требования:

 

3-4 этюдов,

 

2-3 пьесы,

 

2 полифонических произведения,

 

1-2 части крупной формы,

 

1-2 ансамбля

 

Примерный репертуарный список:

 

1. Полифонические произведения.

 

С. Майкапар соч.28 «Прелюдия и фугетта»

 

Г. Гендель «Чакона» из сюиты ре минор

 

Ф.Э. Бах «Престо»

 

И.С. Бах «Маленькая 2х голосная фуга до минор»

 

И. С. Бах «Двухголосная инвенция ре минор», «До мажор»

 

Ж. Б Люлли «Гавот»

 

Н. Мясковский «Двухголосная фуга ре минор»

 

М. Глинка «фуга до мажор»

 

И. С. Бах «Прелюдия Ре мажор»

 

И. С. Бах «Двухголосная инвенция Н- dur»

 

И.С.Бах «Трёхголосная инвенция соль- минор»

 

2. Этюды

 

А. Лешгорн Соч. 65. 3 тетрадь

 

А.Гедике Соч. 47 № 20-26

 

Ф. Бюргмюллер соч.100 «»5 лёгких этюдов для фортепиано» №20, 22, 24, 25,.

 

И. Гурник Этюд в джазовом стиле

 

М. Дворжак Этюд до мажор

 

М. Геллер Этюд Соль мажор

 

М. Фрей Этюд

 

Г. Беренс Этюд ре минор

 

К. Черни ( Г. Гермер ) 2 тетрадь: №№ 21-29

 

3. Пьесы

 

Дж.Пуччини «Вальс Мюзетты» из оперы «Богема»

 

И. Штраус «Полька Трик-трак»

 

Л.Делиб «Вальс» из балета «Коппелия»

 

Ан. Александров «Русская народная мелодия» соч.76

 

А. Хачатурян «Подражание народному»

 

Э. Григ «Вальс» 

 

А. Грибоедов «Вальс №1 , №2»

 

М. Шмитц «Буги бой»

 

Э. Мак-Доуэлл «Колибри», « Тарантелла»

 

Э. Григ «Песня сторожа»

 

Э. Морриконе « Мелодия» из к-ф «Профессионал»

 

Ф. Лей «Мелодия» из к-ф «История любви»

 

А. Хачатурян «Две смешные тётеньки поссорились»

 

Д. Зандер «Весенние грёзы»

 

А. Рамирес «Странники»

 

А. Уэббер «Память»

 

Дж. Дассен «Если б не было тебя»

 

4. Крупная форма

 

В. Моцарт Соната До мажор 1 часть (К. 545)

 

Л. Шитте «Сонатина Ре мажор»

 

Й. Гайдн «Соната- партита» (дивертисмент)

 

Й. Гайдн «Аллегро» ля мажор

 

Л. Бетховен Соната №20 Соль мажор соч.49 №2

 

Ф. Кулау Сонатина До мажор

 

Г.Гендель «Пассакалья»

 

Я. Дюссек Сонатина №6 ми-бемоль мажор.соч.20.часть1

 

А. Дюбюк  «Вариации на русскую песню «Вдоль по улице метелица метёт»

 

5.Ансамбли

 

К. Вебер  «6 лёгких пьес в 4 руки»

 

Ф. Шуберт «Экосезы в 4 руки»

 

А. Аренский соч.34 «6 пьес в 4 руки»  «Сказка», «Кукушечка».

 

Дж. Гершвин Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» переложение в 4 руки

 

И. Штраус Вальс «Сказки Венского леса» фрагмент, «Полька-мазурка» из оперетты «Летучая мышь» переложение Ж. Металлиди

 

П. И. Чайковский  Отрывок из  серенады, «Экосез» из оперы «Е. Онегин», «Вальс» из балета «Спящая красавица» переложение в 4 руки С. Морено

 

М. Шмитц «Весёлый разговор», «Оранжевые буги», «Много пятёрок в портфеле»

 

I полугодие:

 

Варианты  произведений для внутришкольного  конкурса на самостоятельно выученную пьесу

 

1. Э. Григ «Песня сторожа»

 

2. И. Штраус «Полька Трик-трак»

 

3 А. Уэббер «Память».

 

Примерные программы академического зачёта:

 

I полугодие:

 

I вариант

 

И.С.Бах «Двухголосная инвенция ре минор»

 

К. Черни (Г. Гермер) Этюд №2 тетрадь 2

 

II вариант

 

С. Майкапар соч.28 «Прелюдия и фугетта»

 

Ф. Бюргмюллер Этюд соч 100№ 25

 

III вариант

 

Ж. Б Люлли «Гавот»

 

М. Геллер Этюд Соль мажор

 

II полугодие:

 

Примерные программы  итогового академического зачёта:

 

I вариант

 

Й. Гайдн Соната –партита (Дивертисмент)

 

А. Грибоедов «Вальс№2»ми минор

 

II вариант

 

Г. Гендель «Пассакалья»

 

Ж. Оффенбах «Баркарола»

 

III вариант

 

Я. Дюссек Сонатина №6 ми-бемоль мажор.соч.20.часть1

 

Дж. Гершвин «Колыбельная»

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Уровень   подготовки   обучающихся   является   результатом   освоения программы учебного предмета «Фортепиано»»   и   включает  следующие знания, умения, навыки:

 

знание    инструментальных   и    художественных   особенностей   ивозможностей фортепиано;

 

знание  в  соответствии  с  программными  требованиями музыкальныхпроизведений,  написанных  для  фортепиано  зарубежными  и  отечественнымикомпозиторами;

 

владение  основными  видами  фортепианной  техники,  использование художественно  оправданных  технических  приемов,  позволяющих  создаватьхудожественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

 

знания музыкальной терминологии;

 

умения  технически грамотно исполнять произведения  разной степени трудности на фортепиано;умения   самостоятельного  разбора   и  разучивания   на   фортепианонесложного музыкального произведения;

 

умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

 

навыки публичных   выступлений   на   концертах,   академическихвечерах, открытых уроках и т.п.;

 

навыки чтения с листа легкого музыкального текста;

 

навыки   игры  в   фортепианном   или   смешанноминструментальном ансамбле; первичные навыки  в области  теоретического  анализа  исполняемыхпроизведений.

 

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

Оценка  качества  реализации  программы  "Общее фортепиано"  включает  в  себя:текущий контрольуспеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

 

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, ответственную подготовку домашнего задания, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий.

 

Одной из форм может стать контрольный урок без присутствия комиссии.

 

На основании результатов текущего контроля, а также публичных выступлений на концертах или открытом уроке выставляется четвертная оценка. Текущая аттестация проводится за счёт времени аудиторный занятий на всём протяжении обучения.

 

Промежуточная аттестация проводиться в конце каждого полугодия за счёт аудиторного времени. Форма её проведения контрольный урок с приглашением комиссии, методическим обсуждением  и выставлением оценки. Концертные публичные выступления могут быть засчитаны как промежуточная аттестация.

 

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений включая участие в конкурсах, концертах. На зачётах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония,  пьесы, этюды, крупная форма. Во время занятий в классе и на технических зачётах осуществляется проверка навыков чтения с листа, исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.

 

Контроль успеваемости учащихся проводится в виде  академического зачёта  в конце первого полугодия, в виде контрольного урока (технического зачёта в III четверти (в классном порядке) и  переводного академического зачёта в конце года.

 

Выступление на конкурсах, фестивалях может засчитываться как сдача академического зачёта, экзамена.

 

     Для оптимизации обучения используются  нетрадиционные академические  концерты – такие, как внутришкольный конкурс-концерт «Любимые пьесы», проводимый в конце  I четверти, академический зачёт в форме концерта для родителей в конце полугодий.

 

 Этим концертам отводится важная роль. Они  развивают интерес к дополнительному инструменту, стимулирует самостоятельную работу уч-ся, а также решает учебно-воспитательные задачи, является вечером отдыха для детей  и  их родителей. С этих выступлений все участники  уходят с призами  или грамотами.

 

 

 

4.2. Критерии оценки;

 

По итогам исполнения программы на зачёте, академическом прослушивании выставляется оценка по 5-балльной шкале.

 

Оценка  5 (отлично)-  предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно, отличное знание текста, владение необходимыми техническими приёмами, штрихами, хорошее звукоизвлечение,  понимание стиля исполняемого произведения, использование оправданных технических приёмов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

 

Оценка 4 (хорошо) -  грамотное исполнение программы, соответствующей году обучения. Допускается наличие мелких технических недочётов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения.

 

Оценка 3  - (удовлетворительно)  -  программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, слабое владение навыками игры, подразумевающее плохую посещаемость занятий и  слабую самостоятельную работу.

 

Оценка 2 (неудовлетворительно)- незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте из-за плохой посещаемости занятий и слабой самостоятельной работы.

 

Зачет (без оценки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

 

В  критерии  оценки  уровня  исполнения  должны  входить следующиесоставляющие:

 

·        техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

 

·        художественная трактовка произведения;

 

·        стабильность исполнения;

 

·        выразительность исполнения.

 

Текущий   и   промежуточный   контроль   знаний,   умений   и   навыковучащихся  несет  проверочную,  воспитательную  и  корректирующую  функции,обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

 

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам

 

Предлагаемые  репертуарные  списки,  требования  по технике,  программыконтрольных   уроков   являются   примерными,   предполагают   дополнение,варьирование  со стороны  преподавателей в  соответствии с  их  методическимиустановками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.

 

В  зависимости  от  желания педагога и способностей учащегося репертуарможет изменяться и дополняться.

 

Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичныхвыступлений  на  контрольных  уроках,  зачетах,  концертах.  Но,  если  позволяетвремя ученика,  часть программы можно использовать для работы в  классе илиознакомления с новым произведением.

 

В   течение  учебного  года   успешно  занимающиеся  учащиеся   имеютвозможность  выступать  на  классных  и  отчетных   концертах  (1-3  за  учебныйгод). В   работе  с  учащимися  используется основная  форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверкудомашнего задания, рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе учащегося.

 

Работа  в  классе    сочетает  словесное  объяснение  материала  споказом  на  инструменте  фрагментов  изучаемого музыкального произведения.

 

Преподаватель   должен   вести   постоянную   работу   над   качеством   звука,развитием чувства ритма, средствами выразительности.

 

 Работа с учащимся включает:

 

·        решение   технических  учебных  задач  -  координация  рук,  пальцев, наработка   аппликатурных   и   позиционных   навыков, освоение   приемовпедализации;

 

·        работа над приемами звукоизвлечения;

 

·        тренировка   художественно-исполнительских   навыков:   работа   надфразировкой, динамикой, нюансировкой;

 

·        формирование  теоретических  знаний:  знакомство  с   тональностью,гармонией, интервалами и др.;

 

·        разъяснение    учащемуся    принципов    оптимально    продуктивнойсамостоятельной работы над музыкальным произведением.

 

В   работе   с   учащимися   преподавателю  необходимо  придерживатьсяосновных    принципов     обучения:     последовательности,     постепенности,доступности,  наглядности  в  изучении  предмета.  В  процессе  обучения  нужноучитывать  индивидуальные  особенности  учащегося,  степень его музыкальныхспособностей и уровень его подготовки на данном этапе.

 

Важнейшим    фактором,    способствующим    правильной   организации учебного  процесса,   повышению  эффективности  воспитательной  работы  иуспешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося являетсяпланирование  учебной  работы  и  продуманный  подбор  репертуара.

 

В  работе  педагогу необходимо  использовать  произведения  различныхэпох,  форм, жанров, направлений произведения  русской  и  зарубежной  классической  и  современной  музыки  для  расширения  музыкального  кругозора ученика  и  воспитания  в  нем  интереса  к  музыкальному творчеству.  Основнойпринцип  работы:  сложность  изучаемых  произведений  не  должна  превышатьвозможности ученика.

 

Важно сочетать изучение  небольшого количества  относительно сложныхпроизведений,  включающих в себя  новые, более  трудные технические  приемыи  исполнительские  задачи,  с  прохождением  большого числа  довольно  легкихпроизведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.

 

В работе над этюдами необходимо выработать у учащихся рациональный точный подход к использованию аппликатуры, создающий удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио, аккордов, на основе которых возможен подбор различных упражнений.Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному  сходству,  что  дает  хорошие  и  прочные  результаты.  Такая

 

работа приводит к успешному обеспечению технических задач.

 

В   работе   над   разнохарактерными   пьесами   педагогу   необходимопробуждать    фантазию    ученика,    рисовать    яркие    образы,    развиватьэмоциональную сферу его восприятия музыки. Рекомендуется начинать с изучения пьес различной штриховой фактуры отдельными руками; затем пьес с элементами объединения обеих рук,исполнение пьес двумя руками с использованием nonlegato, legato,staccato, Параллельно необходимоработать над кантиленой, звуковедением. Прививать навыки исполнения     аккордовой фактуры.

 

Освоение педали необходимо начинать желательно со второго и обязательно с третьего года обучения, на произведениях, где педаль является неотъемлемым элементом, определяющим характер пьесы. Осваивается сначала прямая, затем запаздывающая педаль.

 

Работа   над  крупной   формой   учит   способности  мыслить   крупнымипостроениями,  сочетать контрастные  образы,  свободно владеть  разнообразнойфактурой, получить представление о форме музыкального произведения. При  разучивании  произведений  крупной  формы  ученик   должен  с помощью   педагога   разобраться    в   его   строении,   разделах,  характере  тематического  материала.

 

Важную  роль  в  освоении  игры  на  фортепиано  играет  навык  чтения  слиста.  Владение  этим  навыком  позволяет  более  свободно  ориентироваться  внезнакомом   тексте,   развивает   слуховые,   координационные,   ритмические способности  ученика.  В  конечном  итоге,  эта  практика  способствует  болеесвободному  владению  инструментом,  умению  ученика  быстро  и  грамотно выучить новый материал.Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.Материал подбирается по возрастающей трудности.

 

 

 

Полифония

 

В учебном процессе большое внимание следует уделять работе над полифонией, освоение которой выдвигает перед учеником важную задачу-умение слышать и вести одновременно или поочерёдно самостоятельные линии голосов.Работа над произведениями полифонического склада  заключается в игре  линии каждого голоса  отдельно, затем соединяя их, прослеживая  соотношение данных  голосов,  их  развитие.  Полезно  в  многоголосных  произведениях  петь один из голосов, играя при этом другие.

 

При работе над подголосочной и контрастной полифонией необходимо осуществлять разбор исполнительских задач при сочетании голосов; при этомстараться сохранить их тембровые окраски, обращать внимание учащегося на несовпадение фаз развития, вступлений и окончаний, кульминаций и спадов в голосах.

 

В работе над имитационной полифонией ведётся анализ структуры произведений,интонационная характеристика тем, обращается внимание на противосложение и его роль в развитии формы. Необходимо работать над непрерывностью развития каждого голоса,над фразировкой,темпом, динамикой.

 

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

 

 

 

5.2.  Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

 

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобыпри  наименьших  затратах  времени  и  усилий,  достичь  поставленных  задач  ибыть осознанными и результативными.

 

Объем    времени  на  самостоятельную  работу  определяется  с  учетомметодической    целесообразности,    минимальных    затрат    на    подготовкудомашнего   задания,   параллельного   освоения   детьми   программ   общегообразования.  Рекомендуемый  объем  времени  на  выполнение  самостоятельнойработы  учащимися  струнного  отделения,    отделения   духовых  и  ударныхинструментов    по    предмету     "Фортепиано"    с    учетом    сложившихся педагогических  традиций  -  1  час  в  неделю.  Для  организации  домашнихзанятий    обязательным    условием    является    наличие    дома    у   ученикамузыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

 

Самостоятельные   занятия   должны   быть   регулярными   (2-3   раза   в неделю).   Они   должны   проходить   при   хорошем   физическом   состоянииучащегося,  занятия  при  повышенной  температуре  и  плохом  самочувствииопасны для здоровья и не продуктивны.

 

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика.Она    заключается   в    необходимости    обучения    ребенка    эффективномуиспользованию    учебного    внеаудиторного    времени.    Педагогу    следуетразъяснить ученику,  как  распределить по времени  работу над  разучиваемымипроизведениями,  указать очередность работы,  выделить наиболее  проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

 

Самостоятельные     домашние     занятия     учащегося    предполагаютпродолжение  работы  над  освоением  произведения,   которая  была  начата  в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работанад  деталями  исполнения  (звуком,  техническими  трудностями,  педализацией,динамикой, нюансировкой,  артикуляцией),  а также  запоминание  и исполнениепроизведений  наизусть.  Для  плодотворной  и  результативной самостоятельнойработы  ученику  необходимо  получить точную  формулировку посильного длянего  домашнего  задания,   которое   будет   записано  педагогом   в   дневникучащегося.

 

Так,  для  начинающих  можно  предложить  следующие  виды  домашнейработы:

 

1.        пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием;

 

2.        игра отдельно каждой рукой;

 

3.        чтение с листа легкого музыкального текста;

 

4.        игра  гамм,   аккордов,   арпеджио;

 

5.        упражнений   на   постановку  рук,   показанныхпедагогом и т. п.

 

При  работе  над произведениями следует  добиваться   технической  свободыисполнения,  используя  оптимальную  аппликатуру, предложенную  педагогом.

 

Педагог  должен  также  указать способы проработки технических трудностей втом или ином произведении, предложить упражнения на данный вид техники.

 

Заниматься  дома  следует   по  нотам,  следить  заправильным   исполнением  штрихов, аппликатуры,  нюансировки,   педали   идругих указаний автора, редактора или педагога.

 

Работа над пьесами   должна   заключаться   не   вмногократном  проигрывании  их  с  начала  до  конца,  а  в  проработке  трудных мест, указанных педагогом,  выполнении его замечаний, которые  должны бытьотражены   в   дневнике.  Полезно  повторение   учеником   ранее   пройденногорепертуара.

 

Результаты    домашней    работы    проверяются, корректируются    и оцениваются преподавателем на уроке.Проверка результатов   самостоятельной   работы  учащегося должна проводиться  педагогом регулярно.

 

 

 

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

 

6.1. Список нотной литературы;

 

1.        Барахтина – Ю. В.  «Музицирование для детей и взрослых», издательство «Окарина», Новосибирск 2007 г. Выпуски №1, 2, 3

 

2.        Бах И.С.    Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012

 

3.        Бах И.С.    Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И. А. Браудо. СПб.: Композитор, 1997

 

4.        Беренс Г.    Этюды. М.: Музыка,2005.

 

5.        Бургмюллер Ф.«25 лёгких этюдов для фортепиано» соч. 100 М. 2003

 

6.        ДиабеллиА.«Мелодические упражнения на пяти нотах» для ф-но в 4 руки. Опус 149, М, «Музыка» 2006 г.

 

7.        Дулова В. «Малыш и американская музыка» облегчённые переложения для ф-но.  издательство «Союз художников», 2005 г. Санкт-Петербург.

 

8.        Катанский А. В. «Учимся играть на ф-но»  - популярные американские и европейские мелодии в облегчённом переложении. Тетрадь №1, №2., М, издательство «Дом», 2010г.

 

9.        Кузнецова С. В., Е.Б. Ярамышева «За роялем всей семьёй» -  популярные произведения П.И. Чайковского в переложении для ф-но в 4 руки  -  «Композитор» Санкт-Петербург 2003 г.

 

10.    Костромитина  Л. В., Е.Б. Борисова «Альбом юного музыканта» вып. 3, произведения сонатной формы для младших классов, издательство «Союз художников», 2001 г. Санкт-Петербург.

 

11.    Королькова И. С.«Первые шаги маленького пианиста», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г.

 

12.    Королькова И. «Крохе-музыканту» - Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006  23.Шуман Р. Альбом для юношества,Москва, «Музыка»,2003                                       

 

13.    ЛяховицкаяС.Сборник полифонических пьес для фортепиано», Москва, «Музыка»,1960

 

14.    Металлиди   Ж. Л.«Мой Штраус» популярные мелодии в лёгком переложении для ф-но в 4 руки.. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2004 г.

 

15.    Милич Б.« Фортепиано» 1, 2, 3, 4, 5 , 6 кл. М. Кифара 2006 г.

 

16.    Николаева А. «Школа игры на фортепиано», Москва, «Музыка»,1963

 

17.    Николаева А. «Фортепианная игра» М. Музыка 1983

 

18.    Поливода  Б., В. Сластененко «Школа игры на ф-но» 110 новых пьес, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г.

 

19.    Петров  А.«То, что хочется играть в 4 руки» песни и романсы из кинофильмов для фортепиано, издательство «Союз художников», 2001 г. Санкт-Петербург.

 

20.    Смирнова  Т. И. «Аллегро» тетрадь №12 «Праздничный вечер» издательство ЦСДК, М, 2010 г.

 

21.    Смирнова Т. И. «Аллегро» тетрадь №15 «Слушаем и играем» фрагменты произведений мировой музыкальной классики, М, издательство ЦСДК 2010 г.

 

22.    Стрелецкий С. «Шедевры танцевальной музыки», М, издательство В. Зайцева, 2012г.

 

23.    Шмуклер И. «отрывки из классических произведений в лёгких переложениях для фортепиано» М. Музыка 1962 вып. 1-2

 

24.    Цыганова  Г. Г., И.С. Королькова Альбом  ученика-пианиста» хрестоматии с 1 по 5 класс, учебно-методическое пособие, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.

 

25.    Юдовина-Гальперина Т.«Большая музыка – маленькому музыканту», альбом №2, издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2004 г.

 

26.    Юдовина-Гальперина Т.«Большая музыка – маленькому музыканту», альбом №3, издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2005 г.

 

27.    Юдовина-Гальперина Т.«Большая музыка – маленькому музыканту», альбом №4, издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2006 г.

 

28.    «Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 кл. «Музична Украина» 1988

 

29.    «Альбом юного музыканта» вып. 3 М. 1998

 

30.    «Обучение с увлечением. Нескучная онтология облегчённых переложений популярных мелодий для фортепиано» вып. 1-5, 7 Мелограф 2002

 

31.    «Забытые мелодии» ч. 1 Криптологос М. 1977

 

32.    «Хиты зарубежной эстрады» вып. 1-3 Издательский дом Катанского М. 2000

 

33.    «Аллегро. Интенсивный курс фортепиано» Тетради №1, 2, 3, 10 и др. ЦСДК 1997

 

34.    Черни  К.«Избранные этюды для фортепиано» Ред. Гермера М. Музыка 1984

 

35.    «Этюды для фортепиано»1 кл, 2 кл,  3 кл,4 кл,5 кл. «Музична Украина» 1983.

 

6.2. Список методической литературы

 

1.        Коган Г. Работа пианиста.- Москва, «Классика XXI», 2004

 

2.        Коган Г. У врат мастерства.- Москва, «Классика XXI», 2004

 

3.        Как научить играть на рояле. Первые шаги.- Москва, «Классика XXI», 2005

 

4.        Как исполнять Бетховена.- Москва, «Классика XXI»,2004

 

5.        Как исполнять Гайдна.- Москва, «Классика XXI», 2004

 

6.        Как исполнять Моцарта.- Москва, «КлассикаXXI»,2003

 

7.        Как исполнять Шопена.- Москва, «Классика XXI», 2005

 

8.        Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.- Москва, «Таланты – XXI век», 2004

 

9.        Корто А.О.    О фортепианном искусстве.- Москва, «Классика XXI», 2005

 

10.    Корыхалова Н. Играем гаммы.-Москва, «Музыка», 1995

 

11.    Милич Б. Воспитание ученика-пианиста.- Москва, «Кифара», 2002

 

12.    Смирнова Т.И. Фортепиано- интенсивный курс Аллегро. «Музыка»,1992

 

13.    Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я- детский педагог.-СПб., «Союз художников», 2002.