Управление по культуре

администрации муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

Предметная область ПО.01.

Музыкальное исполнительство.

 

Рабочая программа   учебного предмета

«Музыкальный инструмент (фортепиано)»

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной

программы в области музыкального искусства

 «Фортепиано»

Срок обучения 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

 

 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

Разработчик – преподаватель Буданова Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

I. Пояснительная записка

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

1.2. Срок реализации учебного предмета;

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

1.5. Цель и задачи учебного предмета;

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

II. Содержание учебного предмета

2.1. Распределение учебного материала по годам обучения;

2.2. Примерный репертуарный список

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

4.2. Критерии оценки;

4.3. Контрольные требования на разных этапах обучения;

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам

5.2.  Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

 

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

6.1. Список нотной литературы;

6.2. Список методической литературы.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

 

 

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

 

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» составлена с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства в детских музыкальных школах.

 

Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое» (А. Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

 

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

 

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

 

Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения.

 

В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования.

 

Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.

 

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы – 9-12 лет.

 

 

 

1.2. Срок реализации учебного предмета

 

Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте 9 лет составляет 5 лет.

 

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 5лет, продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.

 

 

 

Сведения о затратах учебного времени

 

 

 

Вид учебной работы,

нагрузки,  аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4 – год

5 –й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Количество недель

16

18

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36

32

36

32

36

32

36

32

36

340

Самостоятельная работа

32

36

32

36

32

36

32

36

32

36

340

Максимальная учебная нагрузка

64

72

64

72

64

72

64

72

64

72

680

 

 

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

 

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» при 5-летнем сроке обучения составляет 680 часов. Из них: 340 часов – аудиторные занятия, 340 часов – самостоятельная работа.

 

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах: Аудиторные занятияпо 2 часа в неделю.

 

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка) по 2 часа в неделю.

 

 

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока – 40 минут.

 

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

 

 

 

1.5. Цель и задачи учебного предмета

 

Цель     учебного      предмета:      обеспечение     развития     творческих     способностей и индивидуальности      обучающегося,     овладение     знаниями     и     представлениями      о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано,    устойчивого     интереса     к     самостоятельной     деятельности    в    области музыкального искусства.

 

Задачи:

 

-          создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

 

-          формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

 

-          воспитание    активного      слушателя,     зрителя,          участника      творческой самодеятельности;

 

-          приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

 

-          приобретение            знаний           основ  музыкальной грамоты,        основных       средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

 

-          воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано.

 

 

 

1.6. Структура программы

 

Программа содержит следующие разделы:

 

-       сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

 

-       распределение учебного материала по годам обучения;

 

-       описание дидактических единиц учебного предмета;

 

-       требования к уровню подготовки обучающихся;

 

-       формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

 

-       методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

 

 

1.7. Методы обучения

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 

-          словесный (объяснение, беседа, рассказ);

 

-          наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); - практический (освоение приемов игры на инструменте);

 

-          эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

 

 

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

 

Реализация          программы     учебного      предмета      «Музыкальный      инструмент

 

(фортепиано)» обеспечивается:

 

-          доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;

 

-          учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.

 

В ДМШ должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

 

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

 

Материально-техническая        база      должна      соответствовать      санитарным      и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

 

 

II. Содержание учебного предмета

 

 

 

2.1. Требования по годам обучения. Годовые требования

 

В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

 

Содержание учебного          предмета    «Музыкальный    инструмент    (фортепиано)» соответствует     направленности     общеразвивающей     программы     на      приобщение обучающихся к любительскому музицированию.

 

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов обучающихся.

 

Для продвинутых обучающихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

 

1 класс

 

1. В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 20-30 музыкальных произведений, из них: 2-4 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 6-8 этюдов, 5-6 пьес (включая ансамбли).

 

2. Кроме разучивания пьес необходимо регулярно читать с листа, пока обучающийся не научится свободно разбирать новый текст. Также педагог занимается с обучающимся подбором по слуху.

 

3. Игра мажорных и минорных гамм (соответственно требованиям к техническому зачету по классам).

 

4. В течение года обучающийся должен сыграть на 1 зачете, на техническом зачете (по возможности обучающегося и на усмотрение преподавателя) на переводном экзамене.

 

На зачете исполняется 1-2 пьесы и полифония, на переводном экзамене: произведение крупной формы и 1-2 пьесы (либо пьеса и этюд).

 

Примерный репертуарный список

 

Полифонические произведения

 

1.                  Бах И.С. Ария d-moll

 

2.                  Бах И.С. Маленькая прелюдия C-dur

 

3.                  Бах И.С. Маленькая прелюдия c-moll

 

4.                  Бах И.С. Менуэт G-dur

 

5.                  Каттинг Ф. Куранта

 

6.                  Кригер И. Сарабанда

 

7.                  Майкапар С. Канон. соч.16 № 5

 

Произведения крупной формы

 

1.                  Бетховен Л. Сонатина F-dur

 

2.                  Гайдн И. Соната G-dur I ч.

 

3.                  Гедике А. Тема с вариациями. соч.26

 

4.                  Жилинский А. Жаворонок, вариации на латыш.нар.песню

 

5.                  Кикта В. Вариации на украинскую тему

 

6.                  Николаев А. Про лису, вариации на тему нем.нар.песни

 

Пьесы

 

1.                  Аллерм С. Время чая8

 

2.                  Аллерм С. Конфетки

 

3.                  Артоболевская А. Вальс собачек

 

4.                  Бах И.С. Менуэт g-moll

 

5.                  Беренс Г. Танец марионеток

 

6.                  Блок В. Чижи прилетели

 

7.                  Гурлитт К. Колокольчики звенят

 

8.                  Кабалевский Д. Маленькое скерцо

 

9.                  Книппер Л. Полюшко-поле

 

10.              Любарский И. Курочка

 

11.              Ляховицкая С. Где ты, Лека

 

12.              Майкапар С. Дождик

 

13.              Майкапар С. Прелюдия № 5

 

14.              Масон Г., Нафельян Г. Добрый король

 

15.              Накада Е. Танец дикарей

 

16.              Ой, лопнул обруч возле бочечки, укр.нар.песня

 

17.              Ой, ты дивчино, укр.нар.песня

 

18.              Питерсон О. Зимний блюз

 

19.              Роули А. В стране гномов

 

20.              Руббах А. Воробей

 

21.              Сигмейстер Э. Поезд идет

 

22.              Скарлатти Д. Менуэт

 

23.              Соколова Н. Часы

 

24.              Штейбельт Д. Адажио

 

25.              Шуман Р. Солдатский марш

 

26.              Чайковский П. Старинная французская песенка

 

27.              Юуевич Е. Колыбельная

 

Этюды

 

1.                  Беркович И. Этюд C-dur № 77

 

2.                  Гнесина Е. Этюд C-dur № 43

 

3.                  Гуммель И. Два этюда

 

4.                  Ляховицкая С. Этюд № 38

 

5.                  Облакова Л. Этюд «Качели»

 

6.                  Черни К. Этюд «Скакалка»

 

7. Черни К. Этюд № 61 C-dur, ор.599 Ансамбли

 

1. Балакирев М. Уж вы гуси

 

2. Мордасов Н. Ансамбль в стиле джаза 104

 

3. Хренников Т., пер. И.Корольковой. Колыбельная Светланы

 

1.      Шмитц М. Worksong

 

Примерная программа для академического концерта

 

1-е полугодие

 

I вариант:

 

1. Бах И.С. Ария 20а d-moll

 

2. Книппер Л. Полюшко-поле

 

3. Любарский И. Курочка

 

II вариант:

 

1. Бах И.С. Маленькая прелюдия C-dur

 

2. Соколова Н. Часы

 

3. Юуевич Е. Колыбельная

 

Примерные программы переводного экзамена

 

2-е полугодие

 

I вариант:

 

1. Бетховен Л. Сонатина F-dur

 

2. Руббах А. Воробей

 

3. Черни К. Этюд № 61 C-dur, ор.599

 

II вариант:

 

1. Гайдн И. Соната G-dur I ч.

 

2. Кабалевский Д. Маленькое скерцо

 

3. Штейбельт Д. Адажио

 

2 класс

 

1. В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 14-20 различных                       музыкальных     произведений:     2-4     полифонических     произведения,     2 произведения крупной формы, 5-6 пьес (включая 2-3 ансамбля), 6-8 этюдов.

 

2. Чтение с листа мелодий песенного характера с несложным сопровождением в виде опорных звуков гармоний в басу, подбор по слуху песенных мелодий (например, «Как пошли наши подружки») из До-мажора в ближайшие тональности.

 

Опыты сочинения музыки (возможно на заданное стихотворение, например, ответных предложений).

 

3. Работа над пальцевой техникой на различный вид упражнениях, игра мажорных и минорных гамм по требованиям к техническому зачету.

 

4. В течение года обучающийся должен сыграть:

 

-          на двух технических зачетах в I полугодии (1-й зачет – гаммы и 1-2 этюда, 2зачет – гаммы без этюдов);

 

-          на зачете в конце II четверти (исполняется 1-2 разнохарактерные пьесы и 1 полифоническое произведение);

 

-          на зачете по творческим навыкам: подбор мелодий по слуху (типа «Перепелочка», подбор 3-х видов аккомпанемента (T-S-D-T) к этой мелодии, простейшее сопровождение, чтение с листа незнакомой мелодии из программы 1 класса;

 

-          на переводном экзамене: исполняется 1 произведение крупной формы и 1-2 контрастные пьесы.

 

Примерный репертуарный список Полифонические произведения

 

1. Барток Канон из сб. «Детям» № 31

 

2. Бах И.С. Ария g-moll 20а

 

3. Бах И.С. Маленькая прелюдия d-moll № 5

 

4. Бах И.С. Менуэт-трио № 10

 

5. Бах И.С. Полонез № 19

 

6. Корелли А. Сарабанда

 

7. Маттесон И. Сарабанда

 

Произведения крупной формы

 

1.      Андре А. Сонатина

 

2.      Бетховен Л. Сонатина F-dur

 

3.      Гедике А. Сонатина. соч.36

 

4. Клементи М. Соната. соч. 36 № 1

 

5. Моцарт Л. Фантазия d-moll

 

6. Чичков Ю. Маленькая сонатина Пьесы

 

1. Александров А. Новогодняя полька

 

2. Билль А. Два путешественника

 

3. Бетховен Л. Немецкий танец

 

4. Глинка М. Жаворонок

 

5. Кабалевский Д. Галоп

 

6. Кабалевский Д. Ёжик

 

7. Кабалевский Д. Клоуны

 

8. Кинбергер Ф. Кукушка

 

9. Купревич В. В пути

 

10. Лефельд Е. Осень

 

11. Ли У. Ореховый человечек

 

12. Майкапар С. Маленький командир

 

13. Майкапар С. Осенью

 

14. Майкапар С. Сиротка

 

15. Майкапар С. Прелюдия № 2

 

16. Майкапар С. Прелюдия № 7

 

17. Моцарт Л. Анданте

 

18. Моцарт Л. Жига

 

19. Роули А. Волшебное озеро

 

20. Роули А. Солдат

 

21. Стрибогг И. Вальс петушков

 

22. Шмитц М. Пьеса

 

23. Шпиндлер Ф. Мелодия осени

 

24. Шуман Р. Первая утрата

 

Этюды

 

1. Гедике Этюд e-moll

 

2. Гольденберг Н. Этюд на черных клавишах

 

3. Лекуппе Ф. Этюд. соч.24 № 3

 

4. Лемуан А. Этюд. соч.37 № 17

 

5. Сорокин К. Этюд C-dur № 67

 

6. Иштте А. Этюд e-moll № 91

 

Ансамбли

 

1. Глинка М. Кавалерийская рысь

 

2. Кемпферт Б. Переел. Г.Балаева. Путники в ночи

 

3. Комалькова Е. Утушка луговая

 

4. Моцарт В.-А. Колыбельная

 

5. Шуберт Ф. Вальс. Соч. 9а

 

 

 

Примерная программа для академического концерта

 

 

 

1-е полугодие

 

I вариант:

 

1. Бах И.С. Маленькая прелюдия d-moll № 5

 

2. Кабалевский Д. Клоуны

 

3. Майкапар С. Осенью

 

II вариант:

 

1. Бах И.С. Полонез № 19

 

2. Глинка М. Жаворонок

 

3. Моцарт В.-А. Колыбельная (ансамбль)

 

Примерная программа переводного экзамена

 

2-е полугодие

 

I вариант:

 

1. Моцарт Л. Фантазия d-moll

 

2. Александров А. Новогодняя полька

 

3. Шуман Р. Первая утрата

 

II вариант:

 

1. Клементи М. Сонатина. соч.36 № 1

 

2. Роули А. Волшебное озеро

 

3. Моцарт Л. Жига

 

3 класс

 

1. В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 7-10 различных музыкальных произведении, в том числе несколько в порядке ознакомления: 1-2 полифонических произведения, 1 произведение крупной формы, 2-3 пьесы (включая 1-2 ансамбля), 3-4 этюда.

 

Кроме того, самостоятельно подготовить 1-2 пьесы (по трудности на 2 класса ниже).

 

2. Чтение с листа пьес различного характера (уровня трудности 1 класса). Игра в ансамбле. Подбор по слуху мелодий, используя на опорных звуках простейшее аккордовое сопровождение. Транспонирование пьес из репертуара 1 класса, сочинение подголоска к песенным мелодиям.

 

3. Упражнения в виде различных позиционных фигур, коротких трелей. Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си b – в прямом движении; в противоположном движении – гаммы с симметричной аппликатурой.

 

Минорные гаммы (натуральный, гармонический, мелодический): ля, ми, ре, соль – в прямом движении двумя руками в 2 октавы.

 

Хроматические гаммы каждой рукой отдельно от всех клавиш; тонические трезвучия с обращениями, аккордами по 3 звука в пройденных тональностях двумя руками; арпеджио короткие по 4 звука каждой рукой отдельно.

 

Примерный репертуарный список Полифонические произведения

 

1. Армен Ж. Фугетта

 

2. Бах И.С. Маленькая прелюдия C-dur

 

3. Бах И.С. Маленькая прелюдия g-moll

 

4. Бах И.С. Ария

 

5. Бах И.С. Менуэт G-dur

 

6. Бах И.С. Менуэт g-moll

 

7. Бах В.Ф. Аллегро

 

8. Бах Ф.Э. Менуэт f-moll

 

9. Балтин А. Фугетта

 

10. Гайдн И. Менуэт G-dur

 

11. Гедике А. Инвенция

 

12. Гедике А. Трехголосная инвенция

 

13. Гедике А. Инвенция F-dur соч. 60

 

14. Зноско-Борявский А. Менуэт

 

15. Корелли А. Сарабанда

 

6. Кунау И. Прелюдия

 

17. Моцарт Л. Буррэ

 

18. Пахельбель И. Фугетта

 

19. Слонима В. Уж ты сад, р.н.п.

 

20. Скарлатти Д. Менуэт C-dur

 

21. Фробергер И. Сарабанда

 

22. Шпиндлер Ф. Сонатина (рондо) соч. 157 № 4

 

23. Эйгес И. Вдоль по улице, р.н.п.

 

Произведения крупной формы

 

1.      Андрэ И. Сонатина I, II ч.

 

2.      Беркович И. Сонатина G-dur

 

3.      Бетховен Л. Сонатина G-dur

 

4.      Бетховен Л. Сонатина F-dur

 

5. Глиэр Р. Рондо

 

6. Дмитриев Г. Вариации в очень старинном стиле

 

7. Диабелли А. Сонатина № 1 III ч.

 

8. Жилинский А. Вариации на тему латыш.нар.песни «5 лет служил пастушком»

 

9. Жилинский А. Тема с вариациями

 

10. Кабалевский Д. Легкие вариации на тему р.н.песни

 

11. Клементи М. Сонатина G-dur

 

12. Клементи М. Сонатина C-dur соч. 36 № 3

 

13. Кулау Ф. Вариации

 

14. Моцарт В.А. Рондо F-dur

 

15. Моцарт Л. Сонатина C-dur

 

16. Халаимов С. Легкие вариации на тему чеш.нар.песни. «Аннушка»

 

17. Холминов А. У ворот, ворот

 

18. Щуровский Ю. Тема с вариациями Пьесы

 

1. Александров А. Песенка

 

2. Беркович И. Танец куклы

 

3. Беркович И. Волчок

 

4. Билаш О. Тарантелла

 

5. Ваньгал Я. Марш

 

6. Ваньгал Я. Аллегретто

 

7. Гедике А. Маленькая пьеса

 

8. Гречанинов А. Моя лошадка

 

9. Жилинский А. Мышки

 

10. Игнатьев В. Бык и комар на пахоте

 

11. Игнатьев В. Ожидание

 

12. Кабалевский Д. Медленный вальс

 

13. Кайданешкин С. Кукольный вальс

 

14. Клова В. Танец

 

15. Козергин Ю. Ослик

 

16. Кребс И. Менуэт

 

17. Купревич В. «В пути» из цикла «Путевые эскизы»

 

18. Моцарт В.А. Немецкий танец

 

19. Маргусте А. Кусочек орехового шоколада

 

20. Николаева Т. Старинный вальс

 

21. Парцхаладзе М. Вальс

 

22. Парцхаладзе М. Ожидание

 

23. Парцхаладзе М. Размышление

 

24. Сигмейстер Э. Обезьяньи проделки

 

25. Сигмейстер Э. Квохчущая курица

 

26. Тевдорадзе О. Музыкальная шкатулка

 

27. Франк С. Пьеса

 

28. Хачатурян А. Андантино

 

29. Шостакович Д. Шарманка

 

30. Штейбельт А. Адажио

 

31. Щуровский Ю. Часы

 

32. Эйгес И. Праздник

 

Этюды

 

1. Беркович И. Маленькие этюды

 

2. Беренс Г. Этюд соч.88 № 7

 

3. Беренс Г. Этюд

 

4. Гедике А. Этюд соч.60 № 2

 

5. Гедике А. Миниатюра в форме этюда

 

6. Гедике А. Пьеса. соч. 6

 

7. Гедике А. Этюд соч.32 № 19

 

8. Геллер С. Этюд соч.45 № 2

 

9. Геллер С. Этюд соч.47 № 3

 

10. Гурлит И. Этюд

 

11. Зейналлог А. Спор

 

12. Лекуппэ Ф. Этюд

 

13. Лекуппэ Ф. 25 легких этюдов Этюды № 1, 3, 6. соч. 17

 

14. Лемуан А. Этюд

 

15. Лемуан А. Этюд соч.37 № 20

 

16. Лемуан А. 2 этюда соч.37 № 5

 

17. Лемуан А. Этюд соч.37 № 29

 

18. Лемуан А. Этюд соч.37 № 37

 

19. Лешгорн А. Этюд соч.65 № 3

 

20. Черни К. Этюд соч.139 № 71

 

21. Черни К. Этюд соч.139 № 36

 

22. Черни К. Этюд соч.599 № 61

 

23. Черни К. Этюд соч.599 № 63

 

24. Черни К. Этюд

 

25. Шитте Этюд Ансамбли

 

1. Азарашвили В. Прогулка

 

2. Азарашвили В. Вальс

 

3.   Баркаускас В. Мерцание искр

 

4. Бетховен Л. 3 немецких танца

 

5. Глинка М. «Марш Черномора» из оп. «Руслан и Людмила»

 

6. Гречанинов А. Пьеса. соч. 99 № 6

 

7. Дмитриев Г. Дразнилка

 

8. Зив М. Мы шагаем

 

9. Зив М. Веретено

 

10. Зив М. Предчувствие

 

11. Кенель А. На лодке

 

12. Мендельсон Ф. «Свадебный марш» из музыки к комедии У.Шекспира «Сон в летнюю ночь»

 

13. Моцарт В. Ария Фигаро из оп. «Свадьба Фигаро»

 

14. Моцарт В. Колыбельная песня

 

15. Рубинштейн А. Мелодия

 

16. Старокадомский М. Веселые путешественники

 

17. Фрид Г. Танец

 

18. Флярковский А. Ты река ль, моя реченька

 

19. Халаимов С. Сладкоежка

 

20. Халаимов С. Ночная сказка

 

21. Чайсовский П. Вальс из балета «Спящая красавица»

 

22. Чайковский П. Уж ты, поле мое, поле чистое, р.н.п.

 

23. Черняк М. Танец кузнечика с Красной шапочкой

 

24. Штраус И. Анна-полька

 

25. Шуберт Ф. Серенада

 

Примерная программа для академического концерта

 

1-е полугодие

 

I вариант:

 

1. Бах И.С. Менуэт G-dur

 

2. Кулау. Вариации G-dur

 

3. Шостакович Д. Шарманка

 

II вариант:

 

1. Свиридов. Звонили звоны

 

2. Клементи. Сонатина G-dur

 

3. Жилинский. Мышки

 

III вариант:

 

1. Бах И.С. Ария

 

2. Глиэр. Рондо

 

3. Беркович И. Танец куклы

 

Примерная программа переводного экзамена

 

2-е полугодие

 

I вариант:

 

1. Бах И.С. Менуэт g-moll

 

2. Бетховен Л. Сонатина F-dur

 

3. Игнатьев В. Ожидание

 

II вариант:

 

1. Гайдн И. Менуэт G-dur

 

2. Жилинский А. Тема с вариациями

 

3. Тевдорадзе О. Музыкальная шкатулка

 

III вариант:

 

1. Гедике А. Трехголосная инвенция

 

2. Кабалевский Д. Легкие вариации на тему р.н.песни

 

3. Франк С. Пьеса

 

4 класс

 

В течение учебного года ученик должен освоить под руководством преподавателя 13-18              различных    по     жанру    музыкальных     произведений:    1-2     полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 4-5 пьес, 4-5 этюда, 2 ансамбля, 1-2 аккомпанемента.

 

Кроме того, самостоятельно подготовить за летние каникулы 1-2 пьесы (по трудности на два класса ниже).

 

В течение учебного года ученик показывает освоение технического материала на двух технических зачетах в I и II полугодии.

 

Также ученик принимает участие в академических концертах, конкурсах различного уровня, фестивалях, отчетных концертах, сольных и класс-концертах. Количество выступлений не менее трех.

 

Примерный репертуарный список Полифонические произведения

 

1. Бердышев. Имитации № II, III, IV

 

2. Гуммель. Анданте

 

3. Гедике. Трехголосная прелюдия a-moll

 

4. Герштейн. Канон

 

5. Кирнбергер. Менуэт.

 

6. Купревич. Инвенции № 1, 2

 

7. Майкапар. Канон

 

8. Ляпунов. Пьеса

 

9. Симонов. Инвенция e-moll

 

10. Я с комариком плясала. Обработка рус.нар.песни

 

11. Ой, из-за горы каменной. Обработка рус.нар.песни

 

 

 

Произведения крупной формы

 

 1. Беренс. Сонатина G-dur

 

2. А. Мюллер. Сонатина C-dur II и III ч. Пьесы

 

1. Весняк. Сказочка

 

2. Весняк. Вальс бабочек

 

3. Весняк. Вальс «Диана»

 

4. Весняк. Скерцо

 

5. Весняк. Нежность

 

6. Гладковский. Маленькая танцовщица

 

7. Купревич. Синие дожди. соч. 97

 

8. Купревич Старинный танец

 

9. Купревич Фиорды

 

10. Купревич Осенний эскиз

 

11. Купревич Весенний эскиз

 

12. Купревич Мазурка

 

13. Металлиди Ж. Беги, мой олененок

 

14. Металлиди Ж. Карнавальная полька

 

15. Подгайц Е. Марш

 

16. Подгайц Е. Грустная история

 

17. Подгайц Е. Рассказ куклы

 

18. Подгайц Е. О Моцарте

 

19. Подгайц Е. Прелюдия

 

20. Симонов В. Осенний листок

 

21. Симонов В. Русский напев

 

Этюды

 

1. Иванов А. Веселая игра G-dur

 

2. Леммик Х. Песня птиц

 

3. Парцхаладзе М. Этюд g-moll

 

4. Стоянов А. Веселое приключение

 

5. Фрид Г. Галоп. соч. 41 № 9

 

6. Худолей И. Этюд

 

7. Шмитц М. Микки-Маус

 

8. Шмитц М. Буги-бой

 

Ансамбли

 

1. В.Симонов. Венгерское танго b-moll

 

2. В.Симонов. Кадриль

 

3. В.Симонов. Венгерское танго g-moll

 

Примерная программа для академического концерта

 

1-е полугодие

 

I вариант:

 

1. Раков. Вальс.

 

2. Черни-Гермер. Этюд № 42.

 

II вариант:

 

1. Бах. Двухголосная инвенция. C-dur.

 

2. Кабалевский. Новелла.

 

3. Черни. Этюд № 4. Ор.299.

 

III вариант:

 

1. Бах. Маленькая прелюдия c-moll

 

2. Симонов. Токката.

 

3. Черни. Этюд № 1. Ор.299.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

2-е полугодие

 

I вариант:

 

1. Клементи. Соната I часть. Соч.38 № 3 F-dur.

 

      2. Купревич. Элегическая серенада.

 

3. Беркович. Токкатина.

 

II вариант:

 

1. Клементи. Соната I часть. Соч.36 № 5.

 

2. Дворжак. Розовое облачко.

 

3. Пешетти. Престо.

 

III вариант:

 

1. Кабалевский. Легкие вариации на тему словацкой нар.песни.

 

2. Пахульский. Прелюдия.

 

3. Беренс. Этюд № 3. Соч.88 № 17.

 

5 класс

 

В течение учебного года ученик должен освоить под руководством преподавателя 13-18              различных    по     жанру    музыкальных     произведений:    1-2     полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 4-5 пьес, 4-5 этюда, 2 ансамбля, 1-2 аккомпанемента.

 

Кроме того, самостоятельно подготовить за летние каникулы 1-2 пьесы (по трудности на два класса ниже).

 

В течение учебного года ученик показывает освоение технического материала на техническом зачете в I полугодии.

 

Также ученик принимает участие в академических концертах, конкурсах различного уровня, фестивалях, отчетных концертах, сольных и класс-концертах.

 

Примерный репертуарный список Полифонические произведения

 

1. Гладковский. Ария

 

2. Гольденвейзер. Фугетта

 

3. Маттесон. Дубль

 

4. Майкопар С. Прелюдия и фугетта e-moll

 

5. Пахельбель. Гавот с вариациями

 

6. Пахульский. Двухголосная фуга D-dur

 

7. Симонов В. Инвенция a-moll

 

8. Скрябин. Канон

 

9. Телеман. Ариозо fis

 

10. У ворот, ворот. Обработка рус.нар.песни

 

11. Вдоль по улице. Обработка рус.нар.песни

 

Произведения крупной формы

 

1. Моцарт В. Соната № 16 C-dur I ч. К № 545

 

2. Турини. Тема с вариациями A-dur

 

Пьесы

 

1. Бердышев. Северные россыпи I, III, V

 

2. Бердышев. Эстрадинки № 1

 

3. Весняк. Баркарола

 

4. Весняк. Элегия

 

5. Весняк. Тайна

 

6. Купревич В. Новеллетта

 

7. Купревич В. Элегическая серенада

 

8. Купревич В. Эпитафия

 

9. Купревич В. Прелюдии № 1, 2, 3

 

10. Металлиди Ж. Умолкнувшие колокола

 

11. Металлиди Ж. Вологодские кружева

 

12. Пофайц Е. Ручей

 

13. Симонов В. Токката

 

14. Симонов В. Колыбельная

 

15. Слонимский С. «Серенада» из мюзикла

 

16. Слонимский С. Марш Бармалея

 

17. Свиридов Г. Колдун

 

18. Франк С. Медленный танец Этюды

 

1. Бурмюллер Ф. Жемчужины. соч. 109 № 2 C-dur

 

2. Дворжак М. Этюд

 

3. Сигмейстер Э. Новый Лондон

 

4. Черни К. Этюд. соч. 139 № 86 f-moll 5. Шмитц М. Тип-топ-буги G-dur

 

Ансамбли

 

1. В.Симонов. «Школьные годы». Переложение на темы песен о школе

 

2. Симонов В. «Ожидание» из к«И это все о нем». Муз. Крылатова.

 

3. Штраус И. Полька «Трик-трак»

 

4. Рубин В. Вальс из оперы «Три толстяка»

 

Примерные программы итогового экзамена

 

I вариант:

 

1. Хачатюрян. Этюд.

 

2. Бах. Маленькая прелюдия D-dur.

 

3. Скулте. Ариэтта.

 

4. Майкапар. Токкатина.

 

II вариант:

 

1. Черниермер. Этюд № 18.

 

2. Бах-Вивальди. Концерт для органа II часть a-moll.

 

3. Моцарт. Соната C-dur I часть. К 545.

 

4. Глизр. Эскиз. Соч.38 № 18.

 

III вариант:

 

1. Черни. Этюд № 3. Ор.299.

 

2. Кулау. Сонатина I ч. соч.55 № 3. C-dur.

 

3. Мясковский. Элегическое настроение с-moll.

 

4. Щуровский. Баркарола.

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Результатом    освоения    программы    по    учебному    предмету    «Музыкальный инструмент (фортепиано)» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

 

-          навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

 

-          умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

 

-          умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

 

-          знаний основ музыкальной грамоты;

 

-          знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

 

-          знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

 

-          навыков публичных выступлений;

 

-          навыков         общения         со        слушательской          аудиторией    в          условиях            музыкально-просветительской деятельности школы искусств.

 

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

 

 

4.1. Аттестация: цели, виды, формы, содержание

 

Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

 

Основными видами контроля успеваемости по предмету   «Музыкальный инструмент (фортепиано)» являются:

 

-        текущий контроль успеваемости обучающихся,

 

-        промежуточная аттестация,

 

-        итоговая аттестация.

 

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какогоибо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

 

Текущий        контроль     осуществляется      регулярно     преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося. В них учитываются:

 

-          отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность; качество выполнения домашних заданий;

 

-          инициативность и проявление самостоятельности – как на уроке, так и во время домашней работы;

 

-          темпы продвижения.

 

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и

 

степень освоения им учебных задач на данном этапе.

 

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.

 

Итоговая аттестация

 

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать

 

знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

 

Итоговая аттестация проходит в форме экзамена (академического концерта).

 

 

 

4.2. Критерии оценки

 

Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

 

При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

 

-          формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

 

-          наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

 

-          овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

 

-          степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.

 

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми     техническими     приемами,     штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических         приемов,        позволяющих         создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа    соответствует    году    обучения,    грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое        несоответствие        темпа,        недостаточно убедительное         донесение         образа         исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

программа     не     соответствует     году     обучения,     при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

 

 

5.     1. Методические рекомендации педагогическим работникам

 

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к обучающимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

 

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей                            обучающихся,    полнее    учитывать    индивидуальные    возможности    и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:

 

-          разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

 

-          разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных заданий;

 

-          вариативность темпа освоения учебного материала;

 

-          индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

 

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала обучающимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

 

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

 

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских                          данных    ученика зависят    непосредственно от    того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.

 

Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.

 

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана обучающегося.

 

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного и ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков обучающийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух.

 

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

 

Важным      элементом      обучения      является       накопление      художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

 

 

 

5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

 

периодичность занятий – каждый день;

 

количество занятий в неделю – 2 часа.

 

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

 

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

 

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

 

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных          произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

 

 

 

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

 

 

 

6. 1. Список нотных сборников

 

1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 класса / Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина. – М.: Композитор, 2003

 

2. Альбом советской детской музыки. – Т. 7. – М.: Сов. композитор, 1980

 

3. Альбом для детей и юношества. – Л., Музыка, 1983

 

4. Альбом сонатин. – Вып.2. – М., 1971

 

5. Альбом сонатин для фортепиано. 3 класс. – Р/н-Д.: Феникс, 2004

 

6. Аренский А. Фортепианные пьесы. – М.: Музыка, 2000

 

7. Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. – М.: Советский композитор, 1991

 

8. Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. – М.: Музыка, 2012

 

9. Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но. – М.: Музыка, 2010

 

10. Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные. – М.: Музыка, 2011

 

11. Бах И. С. Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана. – М.: Музыка, 2011

 

12. Бах И. С. Хорошо темперированный клавир, тт.1,2 / Ред. Муджеллини, – М.: Музыка, 2012

 

13. Бах И. С. Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, – М.: Музыка, 2009

 

14. Бах И. С. Концерт фа минор для ф-но с оркестром. – М.: Музыка, 2009

 

15. Бах И. С. Концерт соль минор для ф-но с оркестром. – М.: Музыка, 2008

 

16. Бах И.С. Избранные произведения. – М., 1960

 

17. Беркович. Маленькие этюды для фортепиано. – Киев: Сов. композитор, 1971

 

18. Брага. Серенада ангелов (Румынская легенда) / Сост. П. Юргенсон. – СПб., 1864 19. Беренс Г. Этюды для фортепиано. – М.: Музыка, 2005

 

20. Бертини А. Избранные этюды. – М.: Музыка, 1992

 

21. Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей. – М.: Музыка, 2012 22. Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано. – М.: Музыка, 1992

 

23. Бетховен Л. Легкие сонаты онатины) для ф-но. – М.: Музыка, 2011

 

24. Бетховен Л. Сонаты № 1, 2, 3, 4, 5. – М.: Музыка, 2010

 

25. Бетховен Л. Соната № 8, ред. Гольденвейзера. – М.: Музыка, 2010 26. Бетховен Л. Сонаты № 9,10. – М.: Музыка, 2006

 

27. Бородин А. Сочинения для фортепиано. – М.: Музыка, 2010

 

28. Гаврилин В. Зарисовки. – Тетр.1, 2, 3. – СПб.: Композитор, 1994

 

29. Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.1. – М.: Музыка, 2011

 

30. Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.2. – М.: Музыка, 2010

 

31. Гайдн Й. Концерт Соль мажор для ф-но с орк.. – М.: Музыка, 2000

 

32. Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях / Сост. Н. Ширинская. – М.: Музыка, 2011

 

33. Гендель Г. Избранные произведения для фортепиано. – М.: Музыка, 2010

 

34. Гнесина Е. Фортепианная азбука. – М.: Музыка, 2003

 

35. Глиэр Р. Пьесы для фортепиано. – М.: Музыка, 2010

 

36. Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2. – М.: Музыка, 2011

 

37. Григ Э. Концерт для ф-но с оркестром. – М.: Музыка, 2005

 

38. Гурник. Джаз-пикколо. – Киев, 1987

 

39. Джаз для детей. Фортепиано средние и старшие классы. – Вып.6 / Сост. С. Барсукова. – Р/н-Д.: Феникс, 2003

 

40. Джаз для детей младших и средних классов ДМШ. – Вып.1, 2 / Ред. С. Барсукова. – Р/н-Д.: Феникс, 2004

 

41. Джаз для детей. Фортепиано средние и старшие классы. – Вып.1, 2 / Сост. С. Барсукова. – Р/н-Д.: Феникс, 2003

 

42. Джаз для детей. Фортепиано средние и старшие классы. – Вып.5 / Сост. С. Барсукова. – Р/н-Д.: Феникс, 2003

 

43. Дебюсси К. Детский уголок. – СПб, Композитор, 2004

 

44. Дювернуа. 25 прогрессивных этюдов. – М.: Музыка, 1999

 

45. Избранные сонатины. – Польское издание «Muzyczne», 1978

 

46. Кабалевский Д. 24 прелюдии для фортепиано. – М.: Музыка, 2011

 

47. Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано. – М.: Музыка, 2004

 

48. Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано. – М.: Музыка, 2006

 

49. Кобылянский А. Шесть октавных этюдов для фортепиано. – М.: Музыка, 2010

 

50. Классика 21 века. – Вып.1, 2. – М., 2002

 

51. Купревич В.В. Альбом пьес. – М.: Сов. композитор, 1986

 

52. Легкие переложения произведений русских композиторов / Сост. Ватансон. – М., 1980

 

53. Лекуппэ Ф. Азбука. 25 легких этюдов. – М.: Музгиз, 1970

 

54. Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37. – М.: Музыка, 2010

 

55. Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66. – М.: Музыка, 2005

 

56. Лист Ф. Нетрудные транскрипции для ф-но. – М.: Музыка, 2010 57. Лядов А. Избранные сочинения. – М.: Музыка, 1999

 

58. Музыкальная мозаика для фортепиано. – Вып.6. – Р/н-Д.: Феникс, 2003

 

59. Музыкальная мозаика. 2-4 класс. – Вып.4 / Сост. С. Барсукова. – Р/н-Д.: Феникс, 2003

 

60. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес. – СПб.: Композитор, 1999

 

61. Мендельсон Ф. Песни без слов. – М.: Музыка, 2011

 

62. Милич Б. Маленькому пианисту. – М.: Кифара, 2012

 

63. Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс. – М.: Кифара , 2006

 

64. Фортепиано 4 класс. – М.: Кифара, 2001; 6 кл. – 2002; 7 класс – 2005

 

65. Моцарт В. Шесть сонатин. – М.: Музыка, 2011

 

66. Моцарт В. Сонаты для фортепиано. – М.: Музыка, 1975

 

67. Мошковский М. 15 виртуозных этюдов. Соч. 72. – М.: Музыка, 2010

 

68. Наседкин А. Шесть прелюдий для фортепиано. – М.: Музыка, 2008

 

69. Нескучная антология. Обучение с увлечением. – Вып. 1, 3, 9, 10, 11, 12 , 13. Облегченные переложения для фортепиано / Сост. Веденина, Соколов. – М.: Мелограф, 2000

 

70. Обучение    с    увлечением.    Нескучная    антология    облегченных    переложений популярных мелодий. – Вып.4, 5 / Сост. И.Т. Веденина, А.П.Соколов. – М.: Мелограф, 1999

 

71. Обучение    с    увлечением.    Нескучная    антология    облегченных    переложений популярных мелодий. – Вып.6,7,8,9,10,11,12,13 / Сост. И.Т. Веденина, А.П.Соколов. – М.: Мелограф, 2000

 

72. Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых лет обучения / Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. – М.: Музыка, 2012

 

73. Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано 2 класс / Ред. Любомудрова. – М.: Музыка, 1983

 

74. Педагогический репертуар. Хрестоматия для фортепиано 2 класс / Ред. А. Бакулов. – М.: Музыка, 1989

 

75. Педагогический репертуар для фортепиано. 3 класс. – М.: Музгиз, 1970

 

76. Педагогический репертуар для фортепиано. 3 класс / Ред. В.С. Белова – М., 1978

 

77. Педагогический репертуар для фортепиано. 3 класс. – Вып.4. – М., 1975

 

     78. Педагогический репертуар для фортепиано. 3 класс. – Вып.5. – М., 1978

 

     79. Педагогический репертуар для фортепиано. 3 класс. – Вып.6. – М., 1967

 

80. Педагогический         репертуар ДМШ. Пьесы для виолончели и фортепиано 1-4 кл. – Вып.1. – М.: Сов. композитор, 1959

 

81. Произведения крупной формы. 1-2 класс. – Вып.2 / Ред. С.И. Голованова. – М.: Крипто-Логос, 1997

 

82. Произведения крупной формы. Тетр. № 3 / Сост. С.И. Голованова. – М.: Крипто-Логос, 1996

 

83. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс. – Вып.1. – Р/н-Д.: Феникс, 2003

 

84. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс. – Вып.2. – Р/н-Д.: Феникс, 2003

 

85. Прокофьев С. Мимолетности. – М.: Музыка, 2003

 

86. Прокофьев С. Ромео и Джульетта. 10 пьес для ф-но. – М.: Музыка, 2004

 

87. Рахманинов С. Пьесы-фантазии. Соч.3. – М.: Музыка, 2009

 

88. Рахманинов С. Десять прелюдий. Соч.23. – М.: Музыка, 2009

 

89. Рахманинов С. Тринадцать прелюдий. Соч.32. – М.: Музыка, 2009

 

90. Рахманинов С. Шесть музыкальных моментов. Соч.16. – М.: Музыка, 2009

 

91. Сборник полифонических пьес для фортепиано / Сост. С. Ляховицкая. – Л., Музгиз, 1957

 

92. Сборник пьес для фортепиано. 3-4 класс. – Вып.1. – Р/н-Д.: Феникс, 2004

 

93. Сидун Л. Нетрудные пьесы, переложения, ансамбли. – Магнитогорск, 2002

 

94. Симонов В.В. Фортепианные пьесы для детей. – Магнитогорск, 2005

 

95. Сонатины и вариации для фортепиано. – Вып.2. – М.: Сов. композитор, 1987

 

96. Соколова Н. Ребенок за роялем. – Л.: Музыка, 1989

 

97. Старинные вальсы в переложении для 3-х домры и фортепиано / Сост. С.И. Фурмин. – М., 1996

 

98. Скрябин А. 24 прелюдии для ф-но. Соч.11. – М.: Музыка, 2011

 

99. Слонимский С. От 5 до 50. – СПб., 1998

 

100.Слонимский С. Альбом популярных пьес. – М.: Музыка, 2011

 

101.Фортепианные вариации русских композиторов XVIII-XIX веков. – М.: Музыка, 2011

 

102.Фортепиано. 1 класс. – Киев: Музична Украина, 1986 103.Фортепиано. 2 класс. – Киев: Музична Украина, 1978 104.Фортепиано. 3 класс. – Киев: Музична Украина, 1986 105.Фортепиано. 4 класс. – Киев: Музична Украина, 1975

 

106.Фортепиано. Старшие классы ДШИ. – Вып.3. 2изд. / Сост. С.Барсукова. – Р/н-Д.: Феникс, 2004

 

107.Фортепиано 5-7 класс ДМШ. – Вып.3. / Сост. С. Барсукова. – Р/н-Д.: Феникс, 2003 108.Фортепианные пьесы. Мое концертное выступление. – I ч. – СПб.: Композитор,

 

1997

 

109.Французская фортепианная музыка для детей. 4-5 класс. – Вып.2. – М.: Сов. композитор, 1980

 

110.Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы / Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова. – М.: Музыка, 2010

 

111.Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ / Сост. Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков. – М.: Музыка, 2011

 

112.Хрестоматия педагогического репертуара / Сост. Н. Копчевский. – М.: Музыка, 2011

 

113.Хиты века. Русская коллекция. – Вып.1. – СПб.: Композитор, 1997 114.Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 3-4 класс. – Вып.2. – М.:

 

Музыка, 1975

 

115.Хромушин О. Лунная дорожка. 2-5 класс / Сост. С. Барсукова. – Р/н-Д.: Феникс, 2003

 

116.Чайковский П. Детский альбом. Соч.39. – М.: Музыка, 2006 117.Чайковский П. 12 пьес средней трудности. Соч.40. – М.: Музыка, 2005 118.Чайковский П. Времена года. Соч.37-bis. – М.: Музыка, 2005 119.Черни К. Избранные этюды / Ред. Г. Гермера. – М.: Музыка, 2011

 

120.Черни К. Школа беглости. Соч. 299. – М.: Музыка, 2009

 

121.Черни К. Искусство беглости пальцев. Соч. 740. – М.: Музыка, 2004 122.Шесть каприсов. У моря. – М.: Музыка, 2009

 

123.Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68. – М.: Музыка, 2003

 

124.Школа игры на ф-но / Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. – М.: Музыка, 2011

 

125.Шопен Ф. Ноктюрны для фортепиано / Ред. Л. Оборина, Я. Мильштейна. – М.: Музыка, 2011

 

126.Шопен Ф. Экспромты. – М.: Музыка, 2011 127.Шопен Ф. Вальсы. Вып.1 и 2. – М.: Музыка, 2010 128.Шмитц М. – Вып.1-4. – М., 2004

 

129.Шуберт Ф. Четыре экспромта. Соч. 90. – М.: Музыка, 2007 130.Шуберт Ф. Шесть музыкальных моментов. Соч. 94. – М.: Музыка, 2007 131.Шуман Р. Альбом для юношества. – М.: Музыка, 2011

 

132.Щедрин Р. Юмореска. В подражание Альбенису. – М.: Музыка, 2007

 

133.Этюды и упражнения для фортепиано / Сост. И.Сорокин. – М.: Кифара, 1994

 

134.Юному музыканту-пианисту. 4 класс. Хрестоматия для обучающихся муз. школ. – Р/н-Д.: Феникс, 2004

 

 

 

6. 2. Список методической литературы

 

1. Алексеев А. Клавирное искусство, 1 вып. – М.,1952

 

2. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.,1978

 

3. Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. – М.: Музыка, 1997

 

4. Аберт Герман Моцарт. Монография. – М.: Музыка, 1990

 

5. Барабошкина, Ляховицкая. Практическое пособие для развития музыкального слуха. – М.: Музыка, 1987

 

6. Бадура-СкодаЕ.и П. Интерпретация Моцарта. – М.,1972

 

7. Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». – М.: Классика - XXI, 2008

 

8. Браудо И. Артикуляция. – Л.,1961

 

9. Браудо И. Об органной и клавирной музыке. – Л.,1976

 

10. Брянская, Ефимова, Ляховицкая. Пособие по чтению с листа на фортепиано, 2 часть. – Л.: Музыка, 1969

 

11. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном Искусстве. – М.,1966

 

12. Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, – Л.,1974

 

13. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.,1961

 

14. Дроздова М. Уроки Юдиной. – М.: Композитор, 1997

 

15. Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии 16-18 вв. – Л.,1960

 

16. Зимин П. История фортепиано и его предшественников. – М.,1968

 

     17. Игнатьев В., Игнатьев Л. Я музыкантом стать хочу. – Л.: Сов. Композитор, 1986

 

     18. Клейнова Э. Школа игры с листа. – Прага: Супрафон, 1986

 

19. Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., – М.,1979 20. Коган Г. Вопросы пианизма. – М.,1969

 

21. Копчевский Н. И. С.Бах. Исторические свидетельства и аналитические данные об исполнительских и педагогических принципах. «Вопросы музыкальной педагогики», 1 выпуск. – М.,1979

 

22. Копчевский Н. Клавирная музыка, вопросы исполнения. – М.: Музыка, 1966

 

23. Ландовска В. О музыке. – М.: Классика - XXI век, 2001

 

24. Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. – М.,1988

 

25. Лонг М. За роялем с Дебюсси. – М.: Советский композитор, 198526

 

26. Ляховицкая С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. – Л.: Музыка, 1970

 

27. Маккинон Л. Игра наизусть. – Л., 1967

 

28. Маранц Б. О самостоятельной работе студента-пианиста. Фортепиано, 2004, №3,4

 

29. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. – М.,1966

 

30. Мейлих Е. У истоков музицирования. Сборник «Музыка детям» / Вып 3. – Л., 1976 31. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. – М.,1963

 

32. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М.: Кифара, 2002

 

33. Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. – М.,1967 34. Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. – М.,1983

 

35. Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. – М., 2005 36. Наумов Л. Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, – М., 2002

 

37. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. – М., 1982 38. Носина В. Символика музыки И.С.Баха. – М.: Классика – XXI, 2006

 

39. Петрушин В. Музыкальная психология. – М.,1997

 

40. Рябов И., Рябов С. Чтение с листа в классе фортепиано. 1-2 класс. – Киев: Музична Украина, 1988

 

41. Савшинский С. Пианист и его работа. – М.: Классика - XXI, 2002

 

42. Самошина Е. основные принципы формирования навыков чтения нот с листа в классе специального фортепиано. Сб. метод. работ преподавателей ДШИ (по итогам обл. конкурса 2002 г.). – Челябинск, 2003

 

43. Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. – М., 1997

 

44. Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. – М.: Советский композитор, 1989

 

45. Фейнберг С. Пианизм как искусство. – М., 1969

 

46. Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. – СПб, Композитор, 2008

 

47. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М.,1974

 

48. Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. – М., 1988 49. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Классика – XXI, 2011

 

50. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. – М., 1996

 

51. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л., 1985 52. Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом. – М.: Классика - XXI, 1999 53. Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. – М.,1926

 

54. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975