Управление по культуре

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа    14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область В.01.

Рабочая программа   учебного предмета УП.01

 «Фольклорная хореография»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программы в области музыкального искусства

«Музыкальный фольклор»

 

 

Срок обучения 8(9) лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019


 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик – Шамеева Юлия Николаевна, преподаватель отделения фольклорного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент – Михайлова Алевтина Анатольевна, заведующий кафедрой народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, профессор, доктор искусствоведения

 

Рецензент – Лицова Анна Константиновна, заместитель директора, преподаватель хора.


Структура программы учебного предмета

 

I.       Пояснительная записка

1.1.          Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

1.2.          Срок реализации учебного предмета;

1.3.          Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

1.4.          Форма проведения учебных аудиторных занятий;

1.5.          Цели и задачи учебного предмета;

1.6.          Обоснование структуры программы учебного предмета;

1.7.          Методы обучения;

1.8.          Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

II.      Содержание учебного предмета                                                 

2.1.          Сведения о затратах учебного времени;

2.2.          Годовые требования по классам;

 

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                     

IV.    Формы и методы контроля, система оценок

4.1.          Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

4.2.           Критерии оценки;

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса      

5.1.          Методические рекомендации педагогическим работникам;

5.2.          Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

        

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 

6.1.          Учебно-методическая литература;

 

 

 

 

 

I.                  Пояснительная записка

 

1.                                   Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Рабочая программа учебного предмета «Фольклорная хореография» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор», и является составляющей ее вариативной части.

Предмет «Фольклорная хореография» направлен на получение учащимися специальных знаний и практическое освоение русского танцевального фольклора.

Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение танцевального и обрядового фольклора России.

Программа по данному предмету является частью комплекса предметов предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и находится в непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное творчество», «Сольное народное пение»,

Программа разработана с учетом обеспечения преемственности дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а также с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений.

Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.

Отдавая должное академическому способу обучения на классических образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования личности, ее эстетических потребностей является гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, художественных ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов других стран, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.

 

1.2.                                      Срок реализации учебного предмета «Фольклорная хореография» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок                       освоения               дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

 

1.3.            Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фольклорная хореография»:

Таблица 1

Срок обучения

8 лет

9-й год

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

263

33

Количество часов на аудиторные занятия

263

33

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

-

-


1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

 

Реализация учебного плана по предмету «Фольклорная хореография» может проводиться в форме групповых занятий (численностью от 11 человек).

 

 

 

1.5. Цель и задачи учебного предмета «Фольклорный ансамбль»

 

Цель: практическое освоение русского танцевального фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.

 

Задачи:

 

-         ознакомление со стилевыми и жанровыми разновидностями русского народного танца, в том числе танцевальным фольклором Саратовской области;

 

-         овладение элементами хореографической техники необходимыми для исполнения русского танца;

 

-         освоение типичных элементов движений русской народной хореографии, манеры исполнения фольклорного танца, композиции на основе фольклорной хореографии;

 

-         формирование          эмоциональной        отзывчивости, выразительности исполнения и культуры общения в ансамбле;

 

-         развитие творческих способностей, художественного воображения, актерской инициативы учащихся;

 

-         воспитание трудолюбия, привычки к регулярным занятиям, упорство, преодоление физических и творческих трудностей;

 

-         укрепления общего состояния здоровья, развитие опорно- двигательного аппарата, координации движений, постановка дыхания;

 

-         накопление танцевального репертуара для активного участия в семейно-бытовых праздниках.

 

-          

 

1.6.           Обоснование      структуры         учебного    предмета  «Фольклорная хореография»

 

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.

 

Программа содержит следующие разделы:

 

-                  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

 

-                  распределение учебного материала погодам обучения;

 

-                  описание дидактических единиц учебного предмета;

 

-                  требования к уровню подготовки обучающихся;

 

-                  формы и методы контроля, система оценок;

 

-                  методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

1.7. Методы обучения в     работе над постановками сценических композиций, представляют собой:

 

-         синтез теоретических знаний, профессиональных умений и практических навыков, учащихся для достижения высокого творческого результата;

 

-         синтез коллективного и индивидуального начал в деятельности учащихся, воспитание позитивных коммуникативных и этических качеств (ответственность, взаимопомощь, взаимозаменяемость);

 

-         создание яркой положительной мотивации, получение духовной радости и творческой удовлетворенности от публичных выступлений.

 

Данная форма работы требует от педагогов организаторских способностей и режиссерских навыков. Создание сценария включает в себя выбор темы, цели и идеи задуманного действа, определение его драматургии (завязки, развитие сюжета, смыслового центра – кульминации, развязки), распределение танцевального, игрового материала по структуре сценария фольклорного спектакля. Работа над воплощением конкретного сценария включает в себя разбор эпизодов коллективом, распределение ролей, групповые и сводные репетиции. Каждый год необходимо найти оптимальное сочетание многократного повторения постоянной основы цикла сценариев с дополнениями к основной сюжетной схеме, с ротацией исполнителей, сменой сценического оформления и реквизита.

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 

-                  словесный (рассказ, беседа, объяснение);

 

-                  наглядный (наблюдение, демонстрация);

 

-                  практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

 

Методика работы с фольклорным ансамблем, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание уроков основано на изучении традиционного фольклора.

 

 

 

1.8.            Описание      материально-технических           условий          для      реализации учебного предмета

 

Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, а также нормам охраны труда.

 

Учебные аудитории для занятий по предмету «фольклорная хореография» имеют площадь не менее 9 кв.м, звукоизоляцию, оснащены фортепиано, учебной мебелью.

 

Учащиеся обеспечиваются доступом к библиотечным фондам, фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Библиотечный фонд Школы укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.

 

В Школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

 

 

 

II.   Содержание учебного предмета

 

 

 

2.1.          Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Фольклорная хореография», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

 

Таблица 2

 

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

(9)

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

 

32

 

33

 

33

 

33

 

33

 

33

 

33

 

33

 

33

Количество         часов        на аудиторные занятия

(в неделю)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Общее количество часов

на    аудиторные       занятия по годам

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество         часов        на внеаудиторные   занятия

(в неделю)

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Общее                 количество внеаудиторных/самостоятельных занятий по годам

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Максимальное количество учебных занятий в год

32

33

33

33

33

33

33

33

33

 

Учебный материал Программы распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, который отводится для освоения учебного материала.

 

Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели в год, со второго класса по восьмой класс – 33 недели в год. Режим занятий – 1 раз в неделю: с первого по восьмой класс 1 академический час в неделю (по 40 минут). Объем аудиторных занятий в 1 - 8 классах составляет 131,5 часов. При реализации Программы с дополнительным годом обучения, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели, режим занятий – 1 раз в неделю по 1 академическому часу (один урок 40 минут. Объем аудиторных занятий в 9 классе составляет 33 часа.

 

Объем максимальной учебной нагрузки с 1 по 8 классы составляет 263 часов, с дополнительным годом обучения - 296 часов.

 

Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Фольклорная хореография»:

 

-     освоение основ народной хореографии;

 

-     освоение технических приёмов хореографии

 

-     постановка концертных номеров и фольклорных композиций;

 

-     аудио/видео     демонстрация           записей         подлинных    исполнителей народных песен и др.

 

 

 

2.2. Годовые требования по классам;

 

В течение каждого года обучения в качестве итога освоения программного материала должны быть поставлены танцевальные композиции, где можно было бы проследить развитие физических возможностей учащихся, их технических навыков, чувства ансамбля, умения создать сценический образ. Кроме того, народно-танцевальные композиции обязательно входят в итоговые сценические постановки как неотъемлемая часть реализации творческого замысла.

 

Календарно-тематические планы по годам обучения (классам)

 

Календарно-тематические планы по годам обучения отражают последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.

 

1  класс

 

 

 

Наименование темы

Количество часов

Общее

Теор.

Практ.

1

Азбука народного танца. Музыка и движение. Такт. Темп. Танцевальный шаг. Простейшие виды танцевальных построений и перестроений. Хоровод

8

 

8

2

Практическое освоение элементов русского народного танца. Соединение танца с пением. Элементы русского народного танца: позиции рук,

простейшие танцевальные шаги, поклон, простейшие танцевальные перестроения

14

2

12

3

Танцевальная импровизация. Понятие импровизации. Первичные навыки импровизации на заданную тему

10

-

10

 

Итого часов

32

2

30

 

2  класс

 

 

 

Наименование темы

Количество часов

Общее

Теор.

Практ.

1

Азбука народного танца. Хороводы, местные особенности исполнения северных и среднерусских хороводов

5

1

4

2

Практическое освоение элементов русского народного танца. Новые элементы русского народного танца: положение рук в групповых фигурах,

различные ходы, каблучные движения, присядка

15

1

14

3

Танцевальная импровизация.

«Ритмическое эхо», «ритмические загадки», ролевые этюды- импровизации

13

-

13

 

Итого часов:

33

2

31

 

3  класс

 

Наименование темы

Количество часов

Общее

Теор.

Практ.

1

Азбука народного танца. Южно-русские хороводы, их фигуры и рисунки. Пляски.

5

1

4

2

Практическое освоение элементов русского народного танца. Новые элементы русского народного танца: дробные движения, верёвочка, положение рук в парном танце, навык обращения с платочком и т.д.

15

1

14

3

Танцевальная импровизация. Сочинение танцевально-ритмических импровизаций на заданный песенный текст.

13

-

13

 

Итого часов:

33

2

31

 

4  класс

 

 

 

Наименование темы

Количество часов

Общее

Теор.

Практ.

I.

Азбука народного танца. Орнаментальные и игровые хороводы. Основные фигуры плясок.

5

1

4

 

 

II.

Практическое освоение элементов русского народного танца. Усложнение дробей, верёвочки. Элементы техники мужского танца для мальчиков.

Соединение известных элементов в композиции.

15

1

14

 

III.

Танцевальная импровизация. Импровизация движений в пляске и хороводе. Вопросно-ответная импровизация.

13

-

13

 

Итого часов:

33

2

31

 

5  класс

 

 

 

Наименование темы

Количество часов

Общее

Теор.

Практ.

1

Азбука народного танца. Новые типы плясок: с инструментами, перепляс, сольная пляска.

5

1

4

2

Практическое освоение элементов русского народного танца. Техника прыжков, пляски с инструментами, соединение танцующих в пары, тройки, четвёрки, вращение.

15

1

14

3

Танцевальная импровизация. Импровизация-инсценировка шуточных песен, их положительны и отрицательных героев.

13

-

13

 

Итого часов:

33

2

31

 

6  класс

 

 

 

Наименование темы

Количество часов

Общее

Теор.

Практ.

1

Азбука народного танца. Кадрили, их формы и локальные особенности. Парный танец

5

1

4

2

Практическое освоение элементов русского народного танца. Голубец, перекат, усложнённые веревочка, дроби, присядка, вращение

15

1

14

3

Танцевальная импровизация. Сольная и групповая импровизация

13

-

13

 

Итого часов:

33

2

31

 

7  класс

 

 

 

Наименование темы

Количество часов

Общее

Теор.

Практ.

1

Азбука народного танца. Многообразие русского народного танца (повторение пройденного) Происхождение некоторых украинских народных движений «дорожка плетена», «тынок».

5

1

4

2

Практическое освоение элементов русского народного танца. «метелочка», Ходы «двели». Элементы украинского танца. Совершенствование танцевальных

навыков

15

1

14

3

Танцевальная импровизация. Самостоятельное составление композиций по предложенному музыкальному образцу

13

-

13

 

Итого часов:

33

2

31

 

8-9 класс

 

 

 

Наименование темы

Количество часов

Общее

Теор.

Практ.

1

Азбука народного танца. Многообразие русского народного танца (повторение пройденного)

5

1

4

2

Практическое освоение элементов русского народного танца.

Совершенствование танцевальных навыков

15

1

14

3

Танцевальная импровизация. Самостоятельное составление композиций по предложенному музыкальному образцу

13

-

13

 

Итого часов:

33

2

31

 

1 класс

 

I.                   Азбука народного танца

 

-                  Понятия такта, затакта, темпа, виды темпов;

 

-                  Соотношение пространственных построений и музыки;

 

-                  Виды пространственных построений: шеренга, круг, звёздочка. Ломка перестроений из одной фигуры в другую.

 

-                  Хоровод как типичный жанр танцевального фольклора.

 

II.              Практическое освоение элементов русского народного танца

 

-         Музыкально-пространственные упражнения: шаги на месте, вокруг себя, вправо, влево в темпе и в ритме музыки.

 

-         Основные позиции ног.

 

-         Танцевальные шаги с носка на пятку, простой шаг в движении, переменный шаг вперёд, боковой шаг.

 

-         Притоп (удар всей стопой), шаг с притопом в сторону, тройной притоп, проскальзывание, ковырялочка.

 

-         Подготовка к присядке, полуприсядка.

 

-         Лёгкие прыжки по VI позиции.

 

-         Хлопушки: хлопки в ладони и удары по бедру.

 

-         Приглашение к танцу, поклон.

 

-         Построение и перестроение в ширину, в один и два круга, в звёздочку.

 

-         Дыхательные упражнения и упражнения на постановку корпуса.

 

-         Позиции рук I, II, III.

 

Все упражнения выполняются в медленном темпе.

 

III.         Танцевальная импровизация

 

Формирование ассоциативного мышления, пластической выразительности, творческой активности с помощью следующих примерных заданий на импровизацию:

 

Задание № 1

 

Передать характер и образ «Красна девица идёт, словно павушка плывёт» и «Молодец идёт, улыбается, широко шагает, крепко ступает» (под соответствующее музыкальное сопровождение).

 

Задание № 2

 

Этюд «Цирк». Изобразить цирковую лошадку, дрессированных собачек, птиц. Передать весёлое настроение.

 

В конце учебного года сдается зачет. На зачет выносятся задания, пройденные в течение учебного года.

 

2   класс

 

I.                   Азбука народного танца

 

-          Знакомство с особенностями северных и средне-русских хороводов, их основные фигуры и рисунки (восьмёрка, воротца, колонна, корзиночка).

 

-          Практическое освоение элементов русского народного танца

 

-          Совершенствование навыков полученных в предыдущий год обучения;

 

-          Упражнения у станка:

 

а) движения из подготовительной позиции в первую, вторую, закрыть на талию;

 

б) деми плие и гранд плие по I, II открытым позициям, плавные и резкие;

 

в) батман тандю с переводом ноги с носка на ребро каблука (вперёд, в сторону, назад);

 

г) переступания на полупальцах в различных ритмических сочетаниях.

 

-          Упражнения на середине зала:

 

а) ходы: простой шаг с продвижением вперёд и назад, дробная дорожка, ёлочка, гармошка, ковырялочка, с подскоком и без подскока;

 

б) для мальчиков: хлопки в ладоши, по бедру, по голени, полная присядка;

 

в) положение рук в групповых фигурах: звёздочка, круг, цепочка, карусель, корзиночка.

 

-          Постановка среднерусского орнаментального хоровода с фигурами: восьмёрка, корзиночка, воротца, колонна.

 

-          Танцевальная импровизация

 

-          Развитие навыка импровизации  с помощью           следующих    примерных заданий:

 

Задание № 1

 

«Ритмическое эхо». Один учащийся импровизирует танцевальное движение в характере, другие учащиеся должны повторить его движения.

 

Задание № 2

 

«Ритмическая загадка» (без музыкального сопровождения). Педагог лёгкими хлопками даёт ритмический рисунок (в музыкальных размерах 2/4; 3/4; 4/4), ученики отвечают движениями ног (переступания, притопы, шаги).

 

Задание № 3

 

Этюд на тему из русской народной сказки или басни («Колобок»,«Стрекоза и муравей»).

 

-         

 

 

В конце учебного года сдается зачет. На зачет выносятся задания, пройденные в течение учебного года.

 

 

3 класс

 

I.                   Азбука народного танца

 

-          Особенности исполнения южнорусских хороводов;

 

-          Изучение новых фигур хороводов: улитка, змейка, гребень, стенка, круг в круге и т.д.;

 

-          Понятие народной пляски;

 

-          Характер женской и мужской пляски;

 

-          Влияние народного быта и природы на образность народного танца.

 

II.             Практическое освоение элементов русского народного танца

 

-          Закрепление навыков, полученных ранее.

 

-          Усложнение упражнений за счёт некоторого ускорения исполнения движений и рисунков;

 

-          Новые упражнения у станка: батман тандю жете по всем направлениям и усложнённый ударом стопы по V позиции; батман тандю с полуприседанием на опорной ноге; батман фондю с поворотом колена работающей ноги; девелоппе с одновременным ударом каблука опорной ноги в полуприседании (плавные, резкие), подготовка к верёвочке;

 

-          Упражнения на середине зала. Ходы: переменный шаг с каблука (вперёд, назад), шаг на полупальцах (девичий), шаги с приступанием;

 

-          Двойная дробь сверху, «трилистник», «горошек», и дробные комбинации;

 

-          Верёвочка простая. Припадание – первоначальное изучение. Для мальчиков - комбинация присядок и «хлопушек»;

 

-          Положение рук в парном танце. Движения рук: переводы в различные положения; навыки обращения с платочком;

 

-          Постановка хоровода Брянской области «Плетень».

 

III.                                                        Танцевальная импровизация Задание № 1.

 

Сочинить ритмический рисунок дробных движений на стихотворный текст песни. Например: «Сел ко-ма-рик на ду-бок, на ра-ки-то-вый кус-ток». Движения: переступания, притопы.

 

Задание № 2

 

Проиллюстрировать предложенную педагогом русскую народную песню с использованием изученных движений (сольно или группой).

 

В конце учебного года сдается зачет. На зачет выносятся задания, пройденные в течение учебного года.

 

4 класс

 

I.                   Азбука народного танца

 

-          Отличительные черты орнаментальных и игровых хороводов;

 

-          Сюжеты и темы игровых хороводов;

 

-          Виды плясок (по названию песни, по количеству исполнителей, по сюжету, на основе трудовых процессов, на основе характерных движений).

 

II.             Практическое освоение элементов русского народного танца

 

-       Дальнейшее совершенствование технических навыков, полученных в предыдущих классах;

 

-       Упражнения у станка: рон де жамб пар тер; положение ноги сюр ле ку де пьед; флик-фляк по всем направлениям и в закрытом положении ноги;

 

-       Упражнение на середине: ход «моталочка», исполнение «верёвочки» двойным ударом, с переступанием, с продвижением); ключ (простой, двойной), синкопированные дроби;

 

-       Элементы мужского танца: прыжки (с поджатыми ногами, с полуповоротом, поворот 1/4 круга), двойные удары по бедру и голенищу сапога с поворотом ноги;

 

-                                                       Постановка массовой пляски под песню «Из-под дуба, из-под вяза».

 

III.        Танцевальная импровизация

 

-          Импровизация движений в пляске и хороводе;

 

-          Развитие и усложнение танцевальной координации на отдельных движениях;

 

-          Упражнение «Вопрос ответ». Музыка народная. Ученикам предлагается встать против друг друга, затем исполнить импровизацию: один ученик задаёт ритмический рисунок - вопрос, другой отвечает движением - ответ.

 

В конце учебного года сдается зачет. На зачет выносятся задания, пройденные в течение учебного года.

 

5 класс

 

I.         Азбука народного танца Новые типы плясок:

 

-          С инструментами (трещотки, ложки, бубен);

 

-          Сольная импровизация;

 

-          Перепляс соревнование.

 

II.      Практическое освоение элементов русского народного танца.

 

-          Совершенствование технических  навыков,        танцевальности, артистичности;

 

-          Упражнения у станка: опускание на колено (с шага, с прыжка), гранд батман во всех направлениях, повороты (по III, V открытых позициях, на одной ноге), растяжка с перегибом корпуса;

 

-          Упражнения на середине: русский бег (с молоточками, дробями), «моталочка» в прямом положении, подбивка (на месте, с переступаниями);

 

-          Для мальчиков: комбинация присядок «ковырялочкой», с ударом по голенищу, ступне, мяч, гусиный шаг, «ползунок»). Прыжки с ногами, поджатыми к груди, полуповоротами, поворотами.

 

-          Соединение в пары, тройки, четвёрки, вращения на месте (притопы, припадания). Понятие «точка». Умение владеть ложками, бубном, трещотками;

 

-          Постановка танца Читинской области «Подгорная»

 

III.    Танцевальная импровизация

 

Педагог задаёт первую часть любой комбинации (у станка, на середине).

 

Вторую часть импровизируют учащиеся.

 

Инсценировка шуточных песен. Образы положительных и отрицательных героев.

 

В конце учебного года сдается зачет. На зачет выносятся задания, пройденные в течение учебного года.

 

6 класс

 

I.                   Азбука народного танца

 

-          Кадрили: квадратные (Тверская область), линейные (Ярославская область), круговые (Самарская область).

 

-          Понятие выходки, проходки.

 

-          Правила обращения с партнёром в парном танце.

 

II.             Практическое освоение элементов русского народного танца

 

-          Совершенствование исполнения уже изученных элементов за счёт усложнения комбинаций;

 

-          Упражнения у станка: гранд батман с полукругом на всей стопе (с проведением ноги по I позиции), подбивка («голубец») в сторону на 45 градусов;

 

-          Упражнения на середине: перекат, верёвочка (с перетопами, с «ковырялочкой», простая и двойная, с подскоками на одной ноге, другая нога у щиколотки, с поворотом, исполнение «голубца» в сторону, дробные дорожки с заключительным ударом и соединением в комбинации, присядки (с растяжкой, на каблук и носок в сторону и вперёд-назад), вращение по диагонали (бег, дробь);

 

-          Постановка фрагментов различных типов кадрилей.

 

III.        Танцевальная импровизация

 

Самостоятельная работа учащихся с помощью педагога над составлением комбинаций для сольной и групповой импровизации на музыку народно- танцевального склада.

 

В конце учебного года сдается зачет. На зачет выносятся задания, пройденные в течение учебного года.

 

7 класс

 

I.                   Азбука народного танца

 

Многообразие русского народного танца, устойчивые танцевальные движения. Классификация русского народного танца по жанрам. Особенности происхождения украинского народного танца

 

II.             Практическое освоение элементов русского народного танца

 

-          Упорядоченное исполнение всех элементов и движений у станка и на середине.

 

-          Упражнения у станка. Упражнения на середине: соединение изученных дробей в комбинации, «маятник», «моталочка» в различных сочетаниях и комбинациях с притопами, верёвочка в различных комбинациях, присядки в комбинациях с «хлопушками». Прыжки с согнутыми ногами (одна спереди, другая сзади; одна нога прямая, другая согнута в колене спереди или сзади) - для мальчиков. Вращение на середине и по диагонали в комбинациях с танцевальными движениями для девочек.Элементы украинского народного танца ходы «двели»

 

Для постановочной работы (этюд, танец) педагогом выбирается материал за весь учебный курс (перепляс, пляска, кадриль и т.д.)

 

III.        Танцевальная импровизация

 

Самостоятельное составление комбинации для упражнений у станка и на середине (с консультацией педагога) на предложенную или самостоятельно выбранную тему.

 

В конце учебного года сдается зачет. На зачет выносятся задания, пройденные в течение учебного года.

 

8(9) класс

 

I.                                               Азбука народного танца

 

Многообразие русского народного танца, устойчивые танцевальные движения - элементы, выражающие характер русского народа. Классификация русского народного танца по жанрам.

 

II. Практическое освоение элементов русского народного танца

 

-          Упорядоченное исполнение всех элементов и движений у станка и на середине.

 

-          Увеличение степени сложности комбинаций;

 

-          Упражнения у станка: все известные упражнения исполняются в более развёрнутых комбинациях в различных темпах и характерах. В движения у станка вводятся большие и маленькие позы. Упражнения на середине становятся боле танцевальными: соединение изученных дробей в комбинации, «маятник», «моталочка» в различных сочетаниях и комбинациях с притопами, верёвочка в различных комбинациях, присядки в комбинациях с «хлопушками». Прыжки с согнутыми ногами (одна спереди, другая сзади; одна нога прямая, другая согнута в колене спереди или сзади) - для мальчиков. Вращение на середине и по диагонали в комбинациях с танцевальными движениями для девочек.

 

Для постановочной работы (этюд, танец) педагогом выбирается материал за весь учебный курс (перепляс, пляска, кадриль и т.д.)

 

II.             Танцевальная импровизация

 

Самостоятельное составление комбинации для упражнений у станка и на середине (с консультацией педагога) на предложенную или самостоятельно выбранную тему. Проведение занятия с обучающимися младших классов.

 

В конце учебного года сдается зачет. На зачет выносятся задания, пройденные в течение учебного года.

 

III.   Требования к уровню подготовки обучающихся

 

К концу учебного курса учащийся должен овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

 

-          правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку и навык лёгкого шага;

 

-          правильно тактировать размеры 2/4; 3/4; 4/4 и вовремя начинать движения, в том числе и на мелодию с затактом;

 

-          знать правила постановки рук, ног, корпуса;

 

-          уметь исполнить препарасьон у станка и на середине зала;

 

-          знать правила исполнения основных движений русского народного танца у станка и на середине зала;

 

-          иметь навыки актёрской выразительности, уметь изобразить втанцевальном шаге и других движениях заданный образ, включая и разное эмоциональное состояние;

 

-          уметь импровизировать на заданную и свободную тему, в том числе исполнить простейший русский народный танец;

 

-          понимать и интересоваться танцевальным фольклором, связывать характер танца с образом жизни народа и окружающей природой.

 

 

 

IV.   Формы и методы контроля, система оценок

 

 

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

 

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных особенностей обучаемого и коллегиальность.

 

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося.

 

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

 

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет без присутствия комиссии.

 

Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

 

-          качества реализации образовательного процесса;

 

-          качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

 

-          уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

 

Формы аттестации - контрольный урок, зачёт, экзамен.Виды промежуточной аттестации: исполнение концертных программ, творческие просмотры, творческие показы, театрализованные выступления.

 

Итоговая аттестация может проводиться в виде концерта (театрализованного выступления), исполнения концертных программ, творческого показа.

 

 

 

4.2. Критерии оценки

 

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, контрольные задания, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

 

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков.

 

Контрольные задания в рамках текущих аттестаций могут включать в себя и индивидуальный показ элементов хореографии(импровизация)

 

Методы контроля в промежуточных и итоговой аттестации должны быть направлены на оценку сформированных навыков сценического выступления, ансамблевого взаимодействия.

 

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

Выступление участников ансамбля может быть названо концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная танцевальная техника, безупречные стилевые признаки, выразительность и убедительность артистического

облика в целом

4 («хорошо»)

Хорошее, крепкое исполнение, с ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество погрешностей

стилевых

3 («удовлетворительно»)

Слабое     выступление.            Удовлетворительные технические данные, но очевидны с вялость или закрепощенность            мышечного            аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля.

Ансамблевое взаимодействие на низком уровне

2 («неудовлетворительно»)

Очень слабое исполнение, без стремления к выразительности. Танец исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок. Отсутствует

ансамблевое взаимодействие

 

Критерии оценки качества исполнения

 

Критериями оценки качества исполнения могут являться:

 

-         точное знание терминологии;

 

-         точное знание партии;

 

-         стремление к соответствующему стилю исполнения

 

-         эмоциональность исполнения;

 

-         соответствие художественному образу песни.

 

По               итогам       исполнения        программы        на      зачете,       академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

В связи  с  возрастными  особенностями  аттестуемых  в 1-4 классах система оценки может быть скорректирована в сторону упрощения.

 

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения она может быть отредактирована/дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

 

 

 

V.               Методическое обеспечение учебного процесса

 

 

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам

 

Основная форма учебной и воспитательной работы – урок, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и учащихся над песней, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы участников ансамбля. Урок может иметь различную форму:

 

-         работа над мышечным аппаратом;

 

-         постановка дыхания; выворотности

 

-         разбор материала по партиям;

 

-         постановка концертных номеров и т.п.

 

Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом необходимых фрагментов

 

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, а также уровня подготовки.

 

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

 

 

 

5.2. Рекомендации       по     организации       самостоятельной работы обучающихся

 

Особенности работы с фольклорным ансамблем, предусмотренные данной программой, заключаются в подробном изучении подлинных народных традиций. Освоение материала в первую очередь должно идти через обращение к первоисточникам (аудио прослушивание, видео просмотр,)

 

Самая главная задача для участников процесса - научиться музыкально-поэтической, хореографической также комплексной импровизации, в рамках предложенных жанровых и стилистических образцов.

 

Значительное место в освоении программы занимает работа над изучением диалекта того или иного певческого стиля, поскольку диалект влияет на формирование певческой и тембральной позиции.

 

Музыкальный фольклор, как синкретический вид искусства, предполагает одновременное овладение певческим, инструментальным, хореографическим и драматическим исполнительством. Такой подход позволит обучающимся по данной программе качественно усвоить пройденный материал, овладеть необходимыми певческими и исполнительскими навыками и      принимать активное участие в творческой деятельности коллектива.

 

 

 

VI.           Списки рекомендуемой методической литературы

 

1.      Богданов А.Г. Урок русского народного танца. – М.: 1995.

 

2.      Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.:

 

3.      Гусев  Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). – М.: 2002.

 

4.      Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (танцевальные движения и комбинации на середине зала). – М.: 2004.

 

5.      Гусев Г.П. Урок народного танца в хореографической школе. – М.: 1999.

 

6.      Жорницкая М. Северные танцы. – М.: 1960.

 

7.      Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Ф. Народно-сценический танец. – М.: 1976.

 

8.      Климов А. Основы русского народного танца. – М.: 1994.

 

9.      Лапухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца. – Л. – М.: 1939.

 

10.  Народный танец: проблемы изучения. – СПб.: 1991.

 

11.  Ткаченко Т. Народные танцы. – М.: 1975.

 

12.  Устинова Т. Избранные русские народные танцы. – М.: 1999