Управление по культуре

 

администрации муниципального образования «Город Саратов»

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дополнительная общеразвивающая общеобразовательная

 

программа в области музыкального искусства

 

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»

 

 

 

Срок обучения 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019 год.

 

 

 

 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик – преподаватель Буданова Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.  Пояснительная записка

 

1. Используемые сокращения

 

2. Общие положения

 

3. Сроки реализации программы

 

4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДМШ

 

5. Формы проведения учебных аудиторных занятий

 

6. Цели и задачи программы «Музыкальный фольклор»

 

7. Условия реализации программы «Музыкальный фольклор»

 

 

 

    II. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы. 

 

 

 

    III. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения программы.

 

 

 

Приложение 1. Учебный план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Пояснительная записка

 

 

 

1.     Используемые сокращения

 

В настоящей программе используются следующие сокращения: 

 

·         программа «Музыкальный фольклор» - дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»;

 

·         ОП - образовательная программа;

 

·         ОУ - образовательное учреждение;  

 

·         ДМШ – муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 14» города Саратова.

 

 

 

2.     Общие положения

 

Данная программа специально разработана в целях сопровождения отдельных категорий обучающихся, в целях сохранения традиций муниципального образования «Город Саратов» и формирования патриотического сознания детей.

 

·           Настоящая программа разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом педагогического опыта в области музыкального фольклора в детских музыкальных школах. Данная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

 

·           создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; 

 

·           приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

 

·           приобретение детьми знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;  

 

·           приобретение детьми опыта творческой деятельности; 

 

·           оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;    

 

·           формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

 

·           приобретение знаний в области музыкальной культуры;

 

·           воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

 

                          

 

3.     Сроки реализации программы

 

Срок освоения программы «Музыкальный фольклор» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте:

 

– с девяти до тринадцати лет, составляет 5 лет; 

 

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Музыкальный фольклор» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам. 

 

При приеме на обучение по программе «Музыкальный фольклор» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей — слуха, ритма, памяти.        

 

Освоение обучающимися программы «Музыкальный фольклор», завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ДМШ.

 

 

 

4.     Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДМШ.

 

Программа «Музыкальный фольклор» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения.  Учебный план программы предусматривает следующие предметные области: 

 

·         музыкальное исполнительство; 

 

·          теория и история музыки

 

 и разделы:   

 

·         промежуточная аттестация;  

 

·         итоговая аттестация. 

 

При реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 5 лет общий объем учебной нагрузки составляет:

 

ПО.01. Музыкальное исполнительство: 

 

УП.01. Фольклорный ансамбль – 680 часов (340 часов - аудиторная, 340 часов - самостоятельная)  

 

УП.02. Музыкальный инструмент (саратовская гармошка) – 340 часов (170 часов – аудиторная, 170 часов – самостоятельная)

 

УП.03. Оркестр народных инструментов – 595 часов (510 часов – аудиторная, 85 часов – самостоятельная)

 

УП.04. Народная хореография– 255 часов (170 часов - аудиторная, 85 часов - самостоятельная)

 

ПО.02. Теория и история музыки:

 

УП.01. Сольфеджио – 340 часов (255 часов - аудиторная, 85 часов - самостоятельная)  

 

УП.02. Народное творчество – 157 часов (102 часа - аудиторная, 51 часов - самостоятельная).

 

При реализации учебных предметов предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

 

Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).

 

При реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по пятые классы составляет 34 недели.

 

В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 5 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

 

 

 

5.     Формы проведения учебных аудиторных занятий

 

При реализации ОП «Музыкальный фольклор» используются следующие формы учебных занятий и численность обучающихся:

 

-        индивидуальные занятия,

 

-        групповые занятия (численностью 6-15 человек).

 

 

 

6.      Цели и задачи программы «Музыкальный фольклор»

 

Программа «Музыкальный фольклор» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения ими опыта освоения высокохудожественных образцов русского песенного фольклора и самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

 

Цели программы:

 

·           создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

 

·           воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

 

·           овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

 

·           приобретение навыков творческой деятельности в области музыкального фольклора.

 

Задачи программы:

 

·         духовно-нравственное развитие личности учащихся и их творческих возможностей на основе русского народного фольклора.

 

·         воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать культурные ценности разных народов;

 

·         формирование у   обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

 

·          формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

 

·         выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению, в соответствии с программными требованиями учебной информации;

 

·         умение планировать свою домашнюю работу, осуществлять самостоятельно контроль за своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду;

 

 

 

7.     Условия реализации программы «Музыкальный фольклор»

 

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение программы «Музыкальный фольклор» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.

 

Программа «Музыкальный фольклор» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

 

Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

 

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

 

Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.

 

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 34 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

 

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.

 

ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Музыкальный фольклор» использования передовых педагогических технологий. 

 

Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

 

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы.

 

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

 

Для реализации программы «Музыкальный фольклор» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

 

·         концертный зал с роялем или пианино, пультами и звуковым техническим оборудованием,

 

·         библиотеку,

 

·         помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку),

 

·         учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий.

 

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов, «Сольфеджио», «Музыкальная литература» оснащены пианино или роялями, звуковым техническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

 

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

 

В ОУ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

 

 

 

 II. Планируемые результаты освоения обучающимися ОП

 

 1. Минимум содержания программы «Музыкальный фольклор» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

 

 2. Результатом освоения программы «Музыкальный фольклор» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 

Музыкального исполнительства:

 

а) вокального ансамблевого:

 

-        знания характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства;

 

-                    знания музыкальной терминологии;

 

-                    умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов;

 

-                    умения самостоятельно разучивать вокальные партии;

 

-                    умения           сценического воплощения   народной       песни, народных       обрядов

 

и         других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;

 

-                    навыков фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;

 

-                    первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

 

-                    навыков публичных выступлений;

 

 б) инструментального:

 

-        знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

 

-                    знания музыкальной терминологии;

 

-                    умения грамотно исполнять музыкальные произведения на народном инструменте;

 

-                    умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

 

-                    умения создавать художественный образ при исполнении на народном инструменте музыкального произведения;

 

-                    умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

 

-                    умения           аккомпанировать     при      исполнении   несложных    вокальных музыкальных произведений;

 

-                    навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

 

-                    навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

 

-                    первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

 

-                    навыков публичных выступлений;

 

в области теории и истории музыки:

 

-        знания музыкальной грамоты;

 

-        знания основных исторических этапов, жанров народной музыки. особенностей оформления нотации народной песни;

 

-        первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

 

-        умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений;

 

-        навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

 

-        навыков восприятия элементов музыкального языка;

 

-        навыков анализа музыкального произведения;

 

-        навыков записи музыкального текста по слуху;

 

-        навыков вокального исполнения музыкального текста;

 

-        первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

 

3. Результаты освоения программы «Музыкальный фольклор» по учебным предметам:

 

3.1. Фольклорный ансамбль:

 

-        знание начальных основ песенного фольклорного искусства, художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива;

 

-         знание профессиональной терминологии;

 

-        навыки коллективного ансамблевого исполнительского творчества, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;

 

-        умения самостоятельно разучивать вокальные партии;

 

-        умения           сценического воплощения  народной       песни, народных       обрядов

 

и         других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;

 

-        сформированные практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;

 

-        формирование навыков владения различными манерами пения;

 

-        навыки фольклорной импровизации (соло и в ансамбле).

 

3.2. Музыкальный инструмент:

 

-       воспитание у обучающегося интереса       к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;

 

-       сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности музыкального инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

 

-        знание инструментального репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

 

-        знание художественно-исполнительских возможностей музыкального инструмента;

 

-        наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений разных жанров и форм;

 

-        навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

 

-        навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

 

-        навыки аккомпанирования голосу в работе и концертном исполнении вокальных произведений различных жанров.

 

3.3. Оркестр

 

-        сформированный комплекс навыков и умений в области коллективного творчества, позволяющий демонстрировать единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

 

-        знание оркестрового репертуара, способствующее воспитанию на разнообразной литературе способностей к коллективному творчеству;

 

-         навыки по решению музыкально-исполнительских задач оркестрового исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

 

3.4. Народная хореография

 

3.5. Сольфеджио:

 

-        сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

 

-        знание профессиональной музыкальной терминологии;

 

-        умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

 

-        умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

 

-        навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

 

3.6. Народное музыкальное творчество:

 

-        знание жанров отечественного народного музыкального творчества, обрядов и народных праздников;

 

-        знание особенностей исполнения народных песен;

 

-        знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;

 

-        умение анализировать музыкальный фольклор, владение навыками его записи;

 

-        умение применять теоретические знания в исполнительской практике.

 

 

 

III. Система и критерии оценок, используемые при промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися ОП в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»

 

Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

 

В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены проходят в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.

 

Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.

 

По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому изучаемому предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

 

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

 

1) Специальность (фольклорный ансамбль);

 

2) Сольфеджио;

 

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

 

Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации.

 

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

 

·         знание музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального фольклора во взаимосвязи с другими видами искусств;

 

·         знание профессиональной терминологии, репертуара, включающего произведения разных жанров в соответствии с программными требованиями;

 

·         достаточный технический уровень владения голосом и народным инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;

 

·         умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;

 

·         наличие кругозора в области музыкального фольклора, классического искусства и культуры.

 

Приложение 1.

 

Учебный план

 

п/п

Наименование

учебных предметов

Годы обучения (классы),

количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная/

итоговая аттестация

I

II

III

IV

V

 

ПО.01

Учебные предметы области музыкального исполнительства

ПО.01.УП.01

Фольклорный ансамбль

2

2

2

2

2

I, II, III, IV/V

ПО.01.

УП.02.

Музыкальный инструмент (саратовская гармошка)

1

1

1

1

1

I, II, III, IV,V

ПО.01.УП.03

Оркестр

3

3

3

3

3

I, II, III, IV,V

ПО.01.

УП.04

Народная хореография

1

1

1

1

1

I, II, III, IV,V

ПО.02

Учебные предметы области теории и истории музыки

ПО.02.УП.01

 Сольфеджио 

 

1,5

 

1,5

 

1,5

 

1,5

 

1,5

 

I, II, III, IV/V

ПО.02.УП.02

Народное творчество

1

1

1

-

-

I, II, III.

 

ВСЕГО :

9,5

9,5

9,5

8,5

8,5