Управление по культуре

 

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

 

Муниципальное бюджетное учреждение

 

дополнительного образования

 

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область   ПО.01.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

 

 

Рабочая программа   учебного предмета УП.01.

 

«Специальность (домра)»

 

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

 

программы в области музыкального искусства

 

 «Народные инструменты»

 

Срок обучения 8 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

 

 

 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

печать 2

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Разработчик – Исачкина А. В. –  преподаватель класса домры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент: Никульникова Н. В., преподаватель факультета СПО Сгк им. Л. В. Собинова

 

Рецензент: Глазнева Н. В., преподаватель класса домры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

 

 

I.       Пояснительная записка                                                              

 

1.1.              Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 

1.2.              Срок реализации учебного предмета;

 

1.3.              Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 

1.4.              Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

1.5.              Цели и задачи учебного предмета;

 

1.6.              Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

1.7.              Методы обучения;

 

1.8.              Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

 

II.      Содержание учебного предмета                                                 

 

2.1.              Сведения о затратах учебного времени;

 

2.2.              Годовые требования по классам;

 

 

 

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                     

 

IV.    Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1.          Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

4.2.           Критерии оценки;

 

        

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса      

 

                  

 

5.1.              Методические рекомендации педагогическим работникам;

 

5.2.              Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

 

 

 

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 

 

6.1.              Нотная литература

 

6.2.              Учебно-методическая литература;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

 

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

 

 Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «домра», далее – «Специальность (домра)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

 

Учебный предмет «Специальность (домра)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

 

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.

 

Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (домра)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

 

 

 

1.2.          Срок реализации учебного предмета «Специальность (домрадля детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

 

– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;

 

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

 

 

 

1.3.          Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (домра)»:                                                                                               

 

Таблица 1

 

Срок обучения

8 лет

9-й год

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1316

214,5

Количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757

132

 

 

 

1.   4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

 

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

 

 

 

1.5.          Цели и задачи учебного предмета «Специальность (домра)»

 

-          воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

 

-          формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

 

-          формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

 

-          воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

 

-          развитие творческих способностей детей;

 

-          формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

 

-          обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства;

 

-          воспитание у обучающихся  личностных качеств,  способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков  взаимодействия с преподавателями и обучающимися  в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/ неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результатов.

 

Задачи:

 

-          научить детей слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней;

 

-           вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы, самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

 

-          развивать музыкальные способности;

 

-          выявлять творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на домре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

 

-          дать учащимся первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;

 

-           научить учащихся основным исполнительскими навыкам игры на домре, позволяющим грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле;

 

-          выработать у учащихся навыки самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

 

-          выработать такие качества как умение планировать домашнюю работу, давать объективную оценку своему труду;

 

-          способствовать приобретению обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

 

-          сформировать уровень образованности, позволяющий  выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной

 

-           формировать у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

 

1.   6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (домра)».

 

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

 

-          сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

 

-          распределение учебного материала по годам обучения;

 

-          описание дидактических единиц учебного предмета;

 

-          требования к уровню подготовки обучающихся;

 

-          формы и методы контроля, система оценок;

 

-          методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

 

 

1.7. Методы обучения

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 

-          словесный (рассказ, беседа, объяснение);

 

-          метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

 

-          метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

 

-          объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

 

-          репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

 

-          метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,

 

-          показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

 

-            частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

 

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

 

 

 

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

 

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (домра)» должны иметь площадь не менее 9 кв. м, наличие фортепиано, пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных инструментов (домр), так необходимых для самых маленьких учеников.

 

 

 

II. Содержание учебного предмета

 

2. 1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (домра)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

 

Срок обучения 8(9) лет  

 

Таблица 2

 

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

(9)

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество   часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

641,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

757

132

889

Максимальное количество

часов занятия в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное

количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения

1316

214,5

1530,5

 

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

 

Виды внеаудиторной работы:

 

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

 

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

 

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

 

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев;

 

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской                    деятельности образовательного учреждения и др.

 

 

 

2.1. Годовые требования по классам

 

Первый класс (2 часа в неделю)

 

Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

 

Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем на домре.

 

Знакомство с инструментом. Основы и особенности при посадке, постановке игрового аппарата. Принципы звукоизвлечения. Постановка правой руки. Индивидуальный выбор медиатора (форма, материал, размер). Индивидуальный подход в определении сроков применения медиатора в игре на домре. Освоение приемов игры: пиццикато большим пальцем, ПV. Постановка левой руки. Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте, освоение мажорных и минорных тетрахордов. Принцип индивидуального подхода в освоении грифа (при маленькой и слабой правой руке, начинать следует с игры в IV позиции).

 

Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на домре ритма слов. Игра ритмических рисунков на открытых струнах и с чередованием извлекаемых звуков на грифе.

 

Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен.

 

Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

 

В течение 1 полугодия обучения ученик должен пройти:

 

-          8-12 песен-прибауток на открытых струнах;

 

-          2 этюда;

 

-          4 - 6 небольших пьес различного характера.

 

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:

 

Считалочки «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Паровоз», «Дождик» и др.

 

1 вариант

 

 Русская народная песня «Как под горкой, под горой»

 

 Метлов Н. «Паук и мухи»

 

 Русская народная песня «Не летай, соловей»

 

2 вариант

 

 Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

 

 Филиппенко А. «Цыплятки»

 

 Ильина Р. «Козлик»

 

2 полугодие

 

Продолжение «донотного» периода: освоение мажорных и минорных тетрахордов, игра по слуху (транспонирование попевок, знакомых мелодий от 2 до 7 позиций). Продолжение освоения нотной грамоты. Игра по нотам. Развитие первоначальных навыков игры на инструменте, освоение игры медиатором. Знакомство с основой динамики – форте, пиано.

 

Игра гамм C-dur, G-dur, A-dur, E-dur – начиная с открытой струны.

 

Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации.

 

В течение 2-го полугодия обучения ученик должен пройти:

 

-          гаммы C-dur, G-dur ударом П, переменный удар ПV, дубль- штрих;

 

-          2 этюда;

 

-          8-10 песен и пьес различного характера, включая переложения зарубежных отечественных композиторов.

 

Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.

 

За учебный год учащийся должен исполнить                                  

 

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь

Зачет (Академический концерт)

 (2 разнохарактерных пьесы).

Март 

 

 

технический зачет

 (одна гамма, один этюд).

Май

Переводной экзамен 

(2 разнохарактерные пьесы).

 

Примерный репертуарный список переводного экзамена:

 

1 вариант

 

Моцарт В. А. Allegretto

 

    Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»

 

2 вариант

 

Гайдн Й. Песенка

 

Русская народная песня «Вы послушайте, ребята»

 

Второй класс (2 часа в неделю)

 

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (стаккато, легато). Освоение приема «Тремоло». Дальнейшее освоение игры медиатором. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата. Освоение I, II, III позиций. Освоение переходов в смежные позиции.

 

Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.

 

Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений, охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента.

 

В течение 2 года обучения ученик должен пройти:

 

-          мажорные и минорные однооктавные гаммы: F-dur, B-dur, a-moll, c-moll от 1-го пальца (на двух струнах);

 

-          штрихи в гаммах: ПП, VV, ПV, дубль штрих, пунктирный ритм, пиццикато большим пальцем, тремоло (по возможности.), пунктирный ритм и элементы тремоло (по возможности);

 

-          3-5 этюдов;

 

-          10-12 пьес различных по характеру, стилю, жанру.

 

-          Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

За учебный год учащийся должен исполнить                                                                           

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь

 

технический зачет

(одна гамма, этюд).

Март

 

технический зачет

(одна гамма, этюд).

Декабрь 

Академический концерт

(2 разнохарактерных пьесы).

Май 

Переводной экзамен

(2разнохарактерные пьесы).

 

Примерный репертуарный список академического концерта:

 

1 вариант

 

Бах И. С. Гавот

 

Шаинский В. «Антошка», обработка Олейникова Н.

 

Римский-Корсаков Н. Мазурка

 

2 вариант

 

 Бетховен Экосез № 2

 

Чайковский П. Камаринская

 

Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни»

 

Примерный репертуарный список переводного экзамена:

 

1 вариант

 

Моцарт В.А. Майская песня

 

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

 

2 вариант

 

Перселл Г. Ария

 

Кабалевский Д. Клоуны

 

Третий класс (2 часа в неделю)

 

Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных деталей и иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой - приобретает качественно иной характер и должна быть более критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры. Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов. Работа над тремоло. В программу включаются пьесы кантиленного характера. Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, соната, вариации). Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот. Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа). Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли, секстоли, синкопы, двойные ноты). Освоение мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель. Освоение красочных приемов (игра у подставки, игра на грифе, игра на полуприжатых струнах). Освоение натуральных флажолет. Освоение приемов: «пиццикато средним пальцем», игра за подставкой.

 

В течение 3 года обучения ученик должен пройти:

 

хроматические упражнения, упражнения различных авторов; мажорные однооктавные гаммы в четвертой и пятой позициях на трех струнах от 1-2-3-го пальцев и их арпеджио: A-dur, B-dur, H-dur, C-dur, a-moll, cmoll, h-moll. Играть всеми штрихами, пройденными во 2 классе, и ритмическими группировками (дуоль, триоль, квартоль) хроматические гаммы на 2-х струнах от звуков E, F, G.

 

Кроме того, в течение 3 года обучения ученик должен пройти:

 

-          4- 6 этюдов до трех знаков при ключе, на различные виды техники;

 

-          10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

 

-          Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

За учебный год учащийся должен исполнить                                                                                                               

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь

технический зачет

(1 гамма, этюд)

Март

технический зачет

(одна гамма, этюд).

Декабрь

Академический концерт

(2 разнохарактерных пьесы).

Май

Переводной экзамен

(2 разнохарактерных произведения).

 

Примерный репертуарный список академического концерта:

 

1 вариант

 

Муффат Г. Буре

 

Дербенко Е. Сюита «Приключения Буратино» (2 и 3части)

 

2 вариант

 

Моцарт В.А. Сюита «Маленькая ночная серенада» (Немецкий танец или Менуэт)

 

Чайковский П. Трепак из балета «Щелкунчик»

 

Примерный репертуарный список переводного экзамена:

 

1 вариант

 

Бах И.С. Весной

 

Рахманинов С. Русская песня

 

2 вариант

 

Чекалов П. Сюита «Васька-футболист» («Маскарадный марш», Песня, «Васька-футболист»).

 

 

 

Четвертый класс (2 часа в неделю)

 

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Усовершенствование приема «тремоло», а также перехода от тремоло к удару и наоборот. Освоение двойных нот в исполнении «тремоло». Работа над техникой перехода из позиции в позицию. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

 

В программе основное внимание уделяется работе над крупной формой.

 

В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции.

 

Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д.

 

Упражнения на разные виды техники.

 

В течение 4 года обучения ученик должен пройти:

 

-          хроматические упражнения, упражнения различных авторов;

 

-          двухоктавные гаммы: в первом полугодии мажорные, во втором -минорные (натуральный вид) - F-dur, G-dur, A-dur, e-moll, g-moll, a-moll, тонические трезвучия в них;

 

-          4-6 этюдов до трех знаков при ключе на различные виды техники;

 

-          10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

 

-          Чтение нот с листа. Подбор по слуху

 

За учебный год учащийся должен исполнить:                                                                                                                                               

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь

 

Технический зачет

(1 гамма, этюда).

Март 

 

Технический зачет

(одна гамма, этюд).

Декабрь

Академический концерт

(2 разнохарактерных произведения).

 

Май

Переводной экзамен

(2 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).

 

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:

 

1 вариант

 

Бах И. С. Рондо из сюиты h-moll

 

Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени», обработка Дителя В.

 

2 вариант

 

Госсек Ф. Тамбурин

 

Русская народная песня «Соловьем залетным», обработка Камалдинова В.

 

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

 

1 вариант

 

Вивальди А. Концерт для скрипки a-moll (1-я или 2-я, 3-я части)

 

Цыганков А. «Веселая прогулка»

 

2 вариант

 

Гайдн Й. Венгерское рондо

 

Русская народная песня «У зари-то, у зореньки», обработка Городовской В.

 

Пятый класс (2 часа в неделю)

 

Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.

 

Особое внимание преподавателя должно быть направлено на составление программ с учетом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие.

 

Освоение техники исполнения искусственных флажолет. Освоение аккордовой техники.

 

В течение 5 года обучения ученик должен пройти:

 

-          упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игры;

 

-          при повторении ранее освоенных гамм по программе 4 класса особое место необходимо уделить игре минорных гамм гармонического и мелодического видов, а также освоению в них более сложных приемов: чередование штрихов legato, staccato, триоли, чередование длительностей (восьмые-шестнадцатые);

 

-          особое внимание направить на динамическое развитие;

 

-          гаммы E-dur, H-dur, B-dur, f-moll, fis-voll, h- moll;

 

-          хроматические гаммы от звуков E, F, G;

 

-          4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники;

 

-          8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

 

-          Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

За учебный год учащийся должен исполнить:                                                                                                                                             

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь

технический зачет

(гамма,  этюд или произведение виртуозного характера).

Март

 

технический зачет

(гамма,  этюд или произведение виртуозного характера).

Декабрь

Академический концерт

(2 разнохарактерных произведения).

Май 

экзамен (2 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).

 

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:

 

1 вариант

 

Линике И. Маленькая соната

 

Русская народная песня «Светит месяц», обработка Цыганкова А.

 

2 вариант

 

Моцарт В.А. Турецкое рондо

 

Сапожнин В. «Веселая скрипка»

 

Примерный репертуарный список переводного экзамена:

 

1 вариант

 

Лаптев В. Импровизация

 

Русская народная песня «Веселая голова», обработка Лаптева В.

 

2 вариант

 

Бортнянский Д. Соната C-dur

 

Дмитриев В. «Старая карусель»

 

Шестой класс (2 часа в неделю)

 

Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть).

 

В течение 6 года обучения ученик должен пройти:

 

-          упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;

 

-          двухоктавные гаммы H-dur, fis-mol (трех видов), повторение гамм за 5 класс, игра в них ломаных арпеджио;

 

-          4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники;

 

-          8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

 

-          Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

За учебный год учащийся должен исполнить:                                                                                                                                       

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь

технический зачет

(1 гамма, показ самостоятельно выученной пьесы).

Март 

 

технический зачет

(одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху).

Декабрь

Зачет

(2 разнохарактерных произведения).

 

Май

Переводной экзамен

(3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной

формы, виртуозное произведение)

 

Примерный репертуарный список академического концерта:

 

1 вариант

 

Бах И.С. Концерт a - moll, 1 часть

 

Сибирская народная песня, обработка Лаптева В.

 

2 вариант

 

Барчунов П. Концерт для домры

 

Цыганков А. «По Муромской дорожке» из «Старогородской сюиты»

 

Примерный репертуарный список переводного экзамена:

 

1 вариант

 

Лоскутов А. Концерт для домры

 

Русская народная песня «Не одна во поле дороженька», обработка Городовской В.

 

2 вариант

 

 Вивальди А. Концерт для скрипки G - dur, 1 часть

 

Аренский А. Незабудка

 

Седьмой класс (2, 5 часа в неделю).

 

Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности.

 

Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты.

 

Самостоятельная работа над произведением.

 

В течение 7 года обучения ученик должен пройти:

 

-          упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;

 

-          игра гамм должна иметь четкую, последовательную схему по принципу «от простого к сложному», направлена на стабилизацию всех ранее освоенных штрихов и приемов;

 

-          4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники;

 

-          требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;

 

-          6-8 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

 

-          Чтение нот с листа. Подбор по слуху

 

За учебный год учащийся должен исполнить:                                                                                  

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь

технический зачет

(гамма, показ самостоятельно выученной пьесы, значительно легче усвоенного предыдущего материала).

Март

 

технический зачет

(гамма, этюд или виртуозное произведение, чтение нот с листа, подбор по слуху).

Декабрь

зачет

(2 разнохарактерных произведения).

 

Май

экзамен (зачет)

(2 разнохарактерных произведения,

включая произведение крупной формы, произведение кантиленного

характера).

 

Примерный репертуарный список академического характера:

 

1 вариант

 

Гендель Г. Соната G–dur, 1, 2 части

 

Цыганков А. Плясовые наигрыши

 

2 вариант

 

 Марчелло Б. Скерцандо

 

 Русская народная песня «Ах, Настасья», обработка Дителя В.

 

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

 

1 вариант

 

 Фрескобальди Дж. Токката

 

 Аренский А. Романс

 

2 вариант

 

Моцарт В.А. Маленькая ночная серенада

 

  Сен-Санс К. Лебедь

 

Восьмой класс (2,5 часа в неделю). 

 

Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. Подготовка к выпускному экзамену.

 

В течение 8 года обучения ученик должен продемонстрировать:

 

-          умение сыграть любую (одно - двухоктавную минорную, мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д. в максимально быстром темпе;

 

-          исполнение 3-х этюдов, один из которых может быть заменен виртуозной пьесой solo.

 

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, выпускной экзамен переносится на 18 полугодие – конец 9 класса.

 

За учебный год учащийся должен исполнить:

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь

 

технический зачет

(1 гамма,1 этюд или виртуозная пьеса).

Март

 

прослушивание перед

комиссией оставшихся двух

произведений из выпускной

программы, не сыгранных в декабре

Декабрь

дифференцированное

прослушивание части программы выпускного экзамена

(2 произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного

экзамена).

Май

выпускной экзамен

(4 разнохарактерных произведения,

включая произведение крупной

формы, виртуозное произведение,

произведение, написанное для домры).

 

 

Примерный репертуарный список итоговой аттестации:

 

1 вариант

 

Гендель Г. Пассакалия

 

Венявский Г. Романс

 

Прокофьев С. Маски

 

Цыганков А. «Ах, Вермланд мой, ты прекрасен», шведская народная песня

 

2 вариант

 

Шнитке А. Менуэт, Фуга из «Сюиты в старинном стиле»

 

Дварионас Б. Элегия

 

Щедрин Р. В подражание Альбенису

 

Цыганков А. «Гусляр и скоморох»

 

Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе.

 

Девятый класс (2, 5 часа в неделю)

 

Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительству ставятся повышенные требования:

 

-          к работе над техникой в целом;

 

-          к работе над произведением,

 

-          к качеству самостоятельной работы;

 

-          к сформированности музыкального мышления.

 

Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, конкурсах.

 

С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)

 

За учебный год учащийся должен исполнить:

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь

технический минимум в

виде контрольного урока

(1 гамма,1 этюд или виртуозная пьеса).

Март

академический вечер

(3 произведения из программы 8-9 классов, приготовленных на

выпускной экзамен).

Декабрь

зачет

(2 новых произведения).

Май

выпускной экзамен

(4 разнохарактерных произведения).

 

Примерный репертуарный список:

 

1 вариант

 

Будашкин Н. Концерт для домры, 1 часть

 

Эльгар Э. Капризница

 

Барчунов П. Элегия

 

Городовская В. Скоморошина

 

2 вариант

 

Бах И.С. Концерт a-moll для скрипки, 1 часть

 

Крейслер Ф. Маленький венский марш

 

Кюи Ц. Аппассионато

 

Цыганков А. Вариации на тему русской народной песни «Травушка, муравушка»

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

 

 

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую  направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

 

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

 

-          знать основные исторические сведения об инструменте;

 

-          знать конструктивные особенности инструмента;

 

-          знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;

 

-          знать оркестровые разновидности инструмента домра;

 

-          знать основы музыкальной грамоты;

 

-          знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;

 

-          знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);

 

-          знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);

 

-          знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на домре;

 

-          знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;

 

-          уметь самостоятельно настраивать инструмент;

 

-          уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;

 

-          уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;

 

-          уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;

 

-          уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;

 

-          уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;

 

-          иметь навык игры по нотам;

 

-          иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;

 

-          приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;

 

-          приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.

 

 

 

Реализация программы обеспечивает:

 

-          наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

 

-          комплексное совершенствование игровой техники домриста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;

 

-          сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности домры для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

 

-          знание художественно-исполнительских возможностей домры;

 

-          знание музыкальной терминологии;

 

-          знание репертуара для домры, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;

 

-          наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;

 

-          умение транспонировать и подбирать по слуху;

 

-          навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

 

-          навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

 

-          наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

 

-          наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

 

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

 

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

 

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

 

Оценки качества знаний по «Специальности (домра)» охватывают все виды контроля:

 

-          текущий контроль успеваемости;

 

-          промежуточная аттестация учащихся;

 

-          итоговая аттестация учащихся.

 

Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

 

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий

контроль

 

поддержание учебной дисциплины,

выявление отношения учащегося к изучаемому предмету,

повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

Контрольные уроки, академические концерты,

прослушивания к конкурсам, отчетным концертам

 

Промежуточная

аттестация

 

определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения

 

Зачеты (показ части

программы, технический зачет),академические концерты, переводные зачеты, экзамены

Итоговая

аттестация

 

определяет уровень и качество освоения

программы учебного предмета

 

Экзамен проводится в

выпускных классах: 8 (9)

 

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

 

Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.

 

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, редусмотренного на учебный предмет.

 

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

 

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

 

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

 

 

 

4.2. Критерии оценок

 

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,

 

включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале                                                                                   

 

         Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

 

Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.

4 («хорошо»)

 

Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер.

3 («удовлетворительно»)

 

Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя

художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.

2

(«неудовлетворительно»)

 

Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного

участия самого ученика в процессе музицирования.

Зачет (без оценки)

 

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

 

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

 

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

 

1. Оценка годовой работы учащегося.

 

2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.

 

3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.

 

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

 

1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.

 

2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.

 

3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.

 

При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

 

Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

 

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

 

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам

 

В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

 

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

 

Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.

 

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников, обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

 

Необходимым условием для успешного обучения на домре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

 

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

 

При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).

 

Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.

 

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

 

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.

 

Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного инструмента - домры.

 

В классе домры при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры.

 

Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги-домристы, в связи с определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).

 

 

 

5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

 

-          самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

 

-          периодичность занятий - каждый день;

 

-          объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.

 

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

 

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

 

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

 

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными

 

деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

 

 

 

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы:

 

 

 

6. 1.Учебная литература:

 

1.Азбука домриста для трехструнной домры. / Составитель Разумеева Т. М., 2006

 

2. Александров А. Гаммы и арпеджио. М., 1967

 

3. Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ. С- Петербург, 2002

 

4. Альбом для детей. Вып. 1/ Составитель Евдокимов В., М., 1986

 

5. Альбом для детей. Вып. 2 / Составитель Демченко Л. М.,1988

 

6. Альбом для детей и юношества / Составитель Цыганков А.М., 1996

 

7. Альбом для детей и юношества Вып. 1/ Составитель Круглов В.М., 1984

 

8. Альбом для детей и юношества Вып. 2/ Составитель Круглов В.М., 1985

 

9. Альбом для детей и юношества Вып. 3/ Составитель Чунин В.М., 1987

 

10. Альбом начинающего домриста. Вып.1. М., 1969

 

11. Альбом начинающего домриста. Вып.2/ Составитель Фурмин С.М., 1970

 

12. Альбом начинающего домриста. Вып.3/ Составитель Фурмин С.М., 1971

 

13. Альбом начинающего домриста. Вып.4/ Составитель Фурмин С.М., 1972

 

14. Альбом начинающего домриста. Вып.5/ Составитель Фурмин С.М., 1973

 

15. Альбом начинающего домриста. Вып.6/ Составитель Фурмин С.М., 1975

 

16. Альбом начинающего домриста. Вып.7/ Составитель Фурмин С.М., 1975

 

17. Альбом начинающего домриста. Вып.8/ Составитель Фурмин С.М., 1976

 

18. Альбом начинающего домриста. Вып.9/ Составитель Фурмин С.М., 1977

 

19 Альбом начинающего домриста. Вып.10/ Составитель Фурмин С.М., 1978

 

20. Альбом начинающего домриста. Вып.11/ Составитель Фурмин С.М., 1979

 

21.Альбом начинающего домриста. Вып.12/ Составитель Фурмин С.М., 1980

 

22. Альбом начинающего домриста. Вып.13/ Составитель Фурмин С.М., 1981

 

23. Альбом начинающего домриста. Вып.14/ Составитель Фурмин С.М., 1983

 

24. Альбом начинающего домриста. Вып.15/ Составитель Фурмин С.М., 1984

 

25. Альбом начинающего домриста. Вып.16/ Составитель Фурмин С.М., 1985

 

26. Альбом начинающего домриста. Вып.17/ Составитель Фурмин С.М., 1986

 

27. Альбом начинающего домриста. Вып.18/ Составитель Фурмин С.М., 1987

 

28. Альбом ученика – домриста. Вып. 1. / Составители Герасимов В., Литвиненко С.Киев, 1971

 

29. Альбом ученика – домриста. Вып. 2. / Составители Герасимов В., Литвиненко С. Киев, 1973

 

30. Бейгельман Л. 50 этюдов для трехструнной домры. М., 2000

 

31. Бейгельман Л. 60 этюдов для трехструнной домры. М., 2001

 

32. Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной u1076 домры. М., 1996

 

33. Библиотека домриста. Вып. 31, М., 1960

 

34. Библиотека домриста. Вып. 35, М., 1960

 

35. Библиотека домриста. Вып. 40, М., 1961

 

36. Библиотека домриста. Вып. 44, М., 1961

 

37. Библиотека домриста. Вып. 51, М., 1962

 

38. Библиотека домриста. Вып. 53, М.,1962

 

39. Библиотека домриста. Вып. 58, М., 1962

 

40. Библиотека домриста. Вып. 59, М.,1963

 

41. Библиотека домриста. Вып. 61, М., 1963

 

42. Библиотека домриста. Вып. 62, М., 1963

 

43. Библиотека домриста. Вып. 65, М., 1964

 

44. Библиотека домриста. Вып. 68, М., 1964

 

45. Библиотека домриста. Вып. 74, М.,1965

 

46.Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром. М., 1963

 

47. Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре. Екатеринбург, 1995

 

48.Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996

 

49.Джоплин С. Регтаймы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2002

 

50.Домра с азов. / Составитель Потапова А., С-Петербург, 2003

 

51. Домристу – любителю. Вып.1/Составитель Дроздов М.М., 1977

 

52. Домристу – любителю. Вып.2. М., 1978

 

53. Домристу – любителю. Вып.3 /Составитель Шелмаков И.М., 1979

 

54. Домристу – любителю. Вып.4. М., 1980

 

54. Домристу – любителю. Вып.5. М., 1981

 

55. Домристу – любителю. Вып.6. М., 1982

 

56. Домристу – любителю. Вып.7. М., 1983

 

57. Домристу – любителю. Вып.8. М., 1984

 

58. Домристу – любителю. Вып.9. М., 1985

 

59. Домристу – любителю. Вып.10. М., 1986

 

60.Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трехструнной домры. М., 2002

 

61. Зверев А. Сборник пьес для трехструнной домры. С-Петербург, 1998

 

62.Знакомые мелодии. Вып. 1/Составитель Александров А.М., 1969

 

63.Знакомые мелодии. Вып. 2/Составитель Лачинов А.М., 1970

 

64. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста.

 

Тетрадь 1, 2, 3, 4. Составитель Чунин В., 2003

 

65.Камалдирнов Г. Пьесы и этюды. М., 1983

 

66.Клебанов Д. Концерт для домры с оркестром. М., 1958

 

67.Концертные пьесы. Вып. 1. М., 1961

 

68. Концертные пьесы. Вып. 2. М., 1967

 

69. Концертные пьесы. Вып. 3. М., 1968

 

70. Концертные пьесы. Вып. 4. М., 1971

 

71. Концертные пьесы. Вып. 5/Составитель Евдокимов В.М., 1972

 

72.Концертные пьесы. Вып. 6. М., 1973

 

73. Концертные пьесы. Вып. 7. М., 1975

 

74. Концертные пьесы. Вып. 8. М., 1980

 

75. Концертные пьесы. Вып. 9. М., 1981

 

76. Концертные пьесы. Вып. 10. М., 1982

 

77. Концертные пьесы. Вып. 11. М., 1983

 

78. Концертные пьесы. Вып. 12. М., 1984

 

79. Концертные пьесы. Вып. 13/Составитель Чунин В.М., 1985

 

80. Концертные пьесы. Вып. 14/Составитель Крючков А.М., 1987

 

81. Концертные пьесы. Вып. 15/Составитель Чунин В.М., 1987

 

82.Концертный репертуар домриста. М.,1962

 

83.Концертный репертуар. М.,1967

 

84. Концертный репертуар. М.,1981

 

85. Концертный репертуар. Вып. 2. М.,1983

 

86. Концертный репертуар. Вып. 3/Составитель Цыганков А. М.,1984

 

87. Концертный репертуар. Вып. 4 /Составитель Цыганков А. М.,1991

 

88. Концерты для трехструнной домры и фортепиано. Вып. 1. М., 2006

 

89.Концертные произведения для домры и фортепиано. Вып.4 / Составитель Семаков С. Петрозаводск, 2006

 

90.Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998

 

91.Курченко А. «Детский альбом». Пьесы для трехструнной домры. М., 1999

 

92.Лаптев В. Концерты для домры. М.,1997

 

93.Легкие пьесы. Вып. 1/ Составитель Лачинов А.М., 1958

 

94. Легкие пьесы. Вып 2. М., 1959

 

95. Легкие пьесы. Вып 3 / Составитель Лачинов А.М., 1961

 

96. Легкие пьесы. Вып 4/ Составитель Лачинов А.М., 1961

 

97. Легкие пьесы. Вып 5 / Составитель Лачинов А.М., 1961

 

98. Легкие пьесы. Вып 6. М., 1963

 

99. Легкие пьесы. Вып 7/ Составитель Лачинов А.М., 1964

 

100. Легкие пьесы западноевропейских композиторов. С-Петербург, 200

 

101. Мироманов В. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. М., 2006

 

102.Меццакапо Е. Пьесы для домры и фортепиано. / Составитель Иванов В., С-Петербург, 2002

 

103. На досуге. Вып. 1/ Составитель Рузаев Е.М., 1982

 

104. На досуге. Вып. 2/ Составитель Гарцман Г.М., 1984

 

105.На досуге. Вып. 3/ Составитель Чунин В.М., 1985

 

106.Начинающему домристу. Вып.1. М.,1969

 

107.От классики до джаза. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. С-Петербург, 2007

 

108. Педагогический репертуар. Вып.1 / Составитель Климов Е.М.,1967

 

109. Педагогический репертуар. Вып.2 / Составитель Климов Е.М., 1967

 

110. Педагогический репертуар. Вып.3 / Составитель Шелмаков И.М., 1968

 

111. Педагогический репертуар. Вып.4 / Составитель Климов Е.М., 1968

 

112. Педагогический репертуар. Вып.5/ Составитель Александров А.М., 1969

 

113. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 1/ Составитель КлимовЕ.М.,1972

 

114. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 2/ Составитель Александров А.М., 1977

 

115. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 3/ Составитель Александров А.М., 1979

 

116. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 4/ Составитель Александров А.М., 1981

 

117. Педагогический репертуар.1-2 классы ДМШ. Вып. 5/ Составитель Александров А.М., 1982

 

118. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 1/ Составители Александров А. и Климов Е.М., 1973

 

119. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 2/ Составитель Александров А.М., 1977

 

120. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 3/ Составитель Александров А.М., 1979

 

121.Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 4/ Составитель Александров А.М., 1981

 

122. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. Вып. 5/ Составитель Красноярцев В. М., 1982

 

123. Педагогический репертуар. 3–5 классы ДМШ. М.,1982

 

124. Педагогический репертуар. Вып. 1. Для музыкальных училищ/Составитель

 

 Александров А. М., 1968

 

125. Педагогический репертуар. Вып. 2. Для музыкальных училищ/ Составитель

 

 Александров А.М., 1968

 

126. Педагогический репертуар. Вып. 3. Для музыкальных училищ/Составитель

 

Александров А.М., 1970

 

127.Педагогический репертуар. Вып. 1. 1-2 курсы музыкальных училищ/Составитель Александров А.М., 1976

 

128. Педагогический репертуар. Вып. 1. 3-4 курсы музыкальных училищ/Составитель Александров А.М., 1976

 

129 Педагогический репертуар. Вып. 2. 3-4 курсы музыкальных училищ/Составитель Александров А.М., 1978

 

130. Педагогический репертуар. Вып. 3. 3-4 курсы музыкальных училищ. М.,1982

 

131. Педагогический репертуар домриста / Составитель Шитенков И.М., 1985

 

132. Первые шаги. Вып. 1. М., 1964

 

133. Первые шаги. Вып. 2. М., 1964

 

134. Первые шаги. Вып. 3. М., 1965

 

135. Первые шаги. Вып. 4. М., 1966

 

136. Первые шаги. Вып. 5. М., 1966

 

137. Первые шаги. Вып. 6. М., 1967

 

138. Первые шаги. Вып. 7. М.., 1968

 

139. Первые шаги. Вып. 8. М.., 1969

 

140. Первые шаги. Вып. 9. М.., 1969

 

141. Первые шаги. Вып. 10. М.., 1969

 

142. Первые шаги. Вып. 11. М.., 1970

 

143. Первые шаги. Вып. 12. М., 1973

 

144. Первые шаги. Вып. 13 / Составитель Александров А.М., 1974

 

145. Первые шаги. Вып. 14/ Составитель Климов Е.М.,1975

 

146. Первые шаги. Вып. 15 / Составитель Викторов В.М., 1976

 

147. Петров Ю. Десять этюдов. Л. 1965

 

148. Пильщиков А. Этюды. Л.,1982

 

149. Популярные произведения. Вып.1. М., 1969

 

150. Произведения советских композиторов./ Составитель Александров А.М.,1970

 

151. Популярные джазовые композиции для трехструнной домры и фортепиано.

 

С-Петербург, 2003

 

152. Произведения Н.Будашкина в переложении для трехструнной домры и балалайки. Тетрадь 1/ Составитель Дьяконова И., 2004

 

153. Пьесы для домры и фортепиано. Композиторы Испании, Италии и Франции рубежа 19-20 веков/ Составители Иванов В. и Николаев А. С-Петербург, 2007

 

154. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. Старшие классы ДМШ./Составитель Зверев А., С-Петербург, 1998

 

155. Пьесы. Вып. 1. / Составитель Александров А.М., 1961

 

156. Пьесы. Вып. 2. М., 1962

 

157. Пьесы. Вып. 3. М., 1963

 

158. Пьесы. Вып. 1/ Составитель Шитенков И.Л., 1972

 

159. Пьесы. Вып. 2/ Составитель Шитенков И.Л., 1976

 

160. Пьесы. Вып. 3/ Составитель Шитенков И.Л., 1976

 

161. Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 1.С-Петербург, 1998

 

162. Пьесы для трехструнной домры. Тетрадь 2.С-Петербург, 1998

 

163. Пьесы для младших классов ДМШ. С-Петербург, 1996

 

164. Пьесы советских композиторов. / Составитель Шитенков И.Л., 1975

 

165. Пьесы советских композиторов. / Составитель Шитенков И.Л., 1980

 

166. Пьесы. / Составитель Шитенков И.Л., 1983

 

167. Пьесы. / Составитель Шитенков И.Л., 1985

 

168. Пьесы. Вып. 2. / Составитель Шитенков И.Л., 1985

 

169. Пьесы для трехструнной домры. Играет Цыганков А.М.,1979

 

170. Репертуар домриста. Вып.1. М., 1966

 

171. Репертуар домриста. Вып.2. М., 1966

 

172. Репертуар домриста. Вып.3. М., 1968

 

173. Репертуар домриста. Вып.4. М., 1968

 

174. Репертуар домриста. Вып.5. М., 1970

 

175. Репертуар домриста. Вып.6. М., 1970

 

176. Репертуар домриста. Вып.7. М., 1970

 

177. Репертуар домриста. Вып.8. М., 1972

 

178. Репертуар домриста. Вып.9/Составитель Фурмин С.М., 1973

 

179. Репертуар домриста. Вып.10/Составитель Евдокимов В.М., 1973

 

180. Репертуар домриста. Вып.11. М., 1975

 

181. Репертуар домриста. Вып.12/Составитель Гнутов В.М., 1976

 

182 Репертуар домриста. Вып.14/Составитель Евдокимов В.М.,1978

 

183. Репертуар домриста. Вып.15/Составитель Лобов В.М., 1979

 

184. Репертуар домриста. Вып.16. М., 1979

 

185. Репертуар домриста. Вып.17. М., 1980

 

186. Репертуар домриста. Вып.18. М., 1981

 

187. Репертуар домриста. Вып.19. М., 1981

 

188. Репертуар домриста. Вып.20/ Составитель Шелмаков И.М., 1982

 

189. Репертуар домриста. Вып.21. М., 1982

 

190. Репертуар домриста. Вып.22. М., 1983

 

191. Репертуар домриста. Вып.22/ Составитель Круглов В.П., 1984

 

192. Репертуар домриста. Вып.25/ Составитель Лобов В.М., 1986

 

193. Репертуар домриста. Вып.30. М., 1991

 

194. Репертуар начинающего домриста. Вып.1 / Составитель Яковлев В.М.,1979

 

195. Репертуар начинающего домриста. Вып.2 / Составитель Яковлев В.М.,1980

 

196. Репертуар начинающего домриста. Вып.3/ Составитель Яковлев В.М., 1981

 

197.Сборник пьес/ Составитель Осмоловская Г. Минск, 1981

 

198.Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984

 

199. Старинные вальсы / Составитель Фурмин С. М., 1982

 

200. Тамарин И. Пьесы для домры и фортепиано./ Составитель Глейхман В.М.,2007

 

201. Упражнение, этюды, пьесы / Составитель Тихомиров В.М., 1964

 

202. Хренников Т. Пьесы на темы опер и балетов. М., 1984

 

203. Хрестоматия. 1 – 2 класс ДМШ / Составитель Лачинов А.М., 1968

 

204. Хрестоматия домриста 1 – 3 класс ДМШ / Составитель Евдокимов В.М.,1985

 

205. Хрестоматия домриста 1 – 3 класс ДМШ / Составитель Чунин В.М., 1963

 

206. Хрестоматия домриста 1–2 класс ДМШ / Составитель Александров А.М., 1971

 

207. Хрестоматия. 5 класс ДМШ / Составитель Лачинов А.М., 1963

 

208. Хрестоматия домриста 1 – 2 курсы музыкальных училищ / Составитель Александров А.М., 1974

 

209. Хрестоматия домриста 1 – 2 курсы музыкальных училищ / Составитель Чунин В.М., 1986

 

210. Хрестоматия домриста 3 - 4 курсы музыкальных училищ / Составитель Чунин В.М.,1986

 

211. Хрестоматия домриста средние классы / Составитель Дьяконова И., 1995

 

212. Хрестоматия для трехструнной домры. 1 часть. Для средних и старших классов ДМШ, начальных курсов музыкальных училищ / Составитель Бурдыкина Н.М., 2003

 

213. Хрестоматия для трехструнной домры. 2 часть/ Составитель Бурдыкина Н.М., 2003

 

214. Хрестоматия домриста. Трехструнная домра. Старшие классы ДМШ. 3 часть/ Составитель Бурдыкина Н.М., 2004

 

215.Хрестоматия для домры и фортепиано. Младшие классы ДМШ/Составитель Быстрицкая Л., С-Петербург, 2005

 

216. Хрестоматия домриста старшие классы / Составитель Дьяконова И.М.,1997

 

217.Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. М., 1982

 

218. Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. М., 1985

 

219.Чекалов П. Избранные произведения для трехструнной домры. М., 1978

 

220. Чунин В. Гаммы и арпеджио М., 1967

 

221.Шалов А. Пьесы в переложении для трехструнной домры С–Петербург, 2000

 

222. Шишаков Ю. 12 этюдов М.,1961

 

223. Этюды. Вып. 1/ Составитель Климов Е. М., 1962

 

224. Этюды. Вып. 2/ Составитель Болдырев И. М., 1960

 

225. Этюды. Вып. 2/ Составитель Болдырев И. М., 1960

 

226. Этюды. Вып. 3. М.,1961

 

227. Этюды. Вып. 4 / Составитель Климов Е. М., 1962

 

228. Этюды. Вып. 5/ Составитель Блинов Ю. М., 1964

 

229. Этюды для трехструнной домры соло. / Составители Сазонова Г. и Сиваков В., 2004

 

230.Юный домрист / Составитель Бурдыкина u1053 Н.М., 1998

 

231.Юному домристу. «Ассоль». Альбом упражнений и пьес, ансамблей и этюдов для начинающих. Вып. 1 / Составитель Владимиров В., Новосибирск, 1999

 

 

 

6. 2. Учебно – методическая литература

 

1. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.,1990

 

2. Круглов В. Искусство игры на трехструнной домре. М., 2001

 

3. Круглов В. Школа игры на домре М., 2003

 

4. Мироманов В. К вершинам мастерства. Развитие техники игры на трехструнной домре. М., 2003

 

5.Чунин В. Школа игры на трехструнной домре М.,1986

 

 

 

6. 3. Методическая литература

 

1.Александров А. Азбука домриста. М., 1963

 

2. Аппликатура начального этапа обучения домриста. Методическая разработка для преподавателей ДМШ. Составитель Чунин В.М., 1988

 

3.Климов Е. Совершенствование игры на трехструнной домре. М., 1972

 

4. Круглов В. Новые приемы игры в оригинальном репертуаре для домры. В сб. Музыкальная педагогика и исполнительство на народных инструментах. Вып.74. М., 1984

 

5. Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка для преподавателей исполнительских отделов музыкальных училищ. Составитель Терликова Л. М., 1989

 

6. О пластике движений домриста (техника правой руки). В сб. Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 95.М., 1987

 

7. Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, 1993

 

8. Примерная программа к базисному учебному плану для детских школ искусств г. Санкт - Петербурга

 

9. Развитие художественного мышления домриста. Методическая разработка для педагогов ДМШ и ДШИ. Составитель Чунин В.М. 1988

 

10. Ритмика. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ. Составитель Франио Г.С., 1989

 

11. Свиридов Н. Основы методики обучения игре на домре. Л., 1968

 

12. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. Л., 1984

 

13. Шитенков И. Специфика звукоизвлечения на домре. В сб. Методика обучения игре на народных инструментах. Л., 1975