Управление по культуре

 

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

 

Муниципальное бюджетное учреждение

 

дополнительного образования

 

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область   ПО.01.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета УП.02.

 

«Ансамбль»

 

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

 

программы в области музыкального искусства

 

 «Народные инструменты»

 

 

 

 

 

Срок обучения 4/5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Разработчик – Алферова Е. Г. преподаватель класса аккордеона.

 

 

 

 

 

Рецензент: Арон Б. А., заслуженный артист РФ, профессор кафедры народных инструментов СГК им. Л. В. Собинова

 

Рецензент: Мажникова О. А., преподаватель высшей категории отделения народных инструментов МБУ ДО «ДМШ №14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

 

 

I.       Пояснительная записка                                                              

 

1.1.              Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 

1.2.              Срок реализации учебного предмета;

 

1.3.              Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 

1.4.              Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

1.5.              Цели и задачи учебного предмета;

 

1.6.              Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

1.7.              Методы обучения;

 

1.8.              Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

 

II.      Содержание учебного предмета                                                 

 

2.1.              Сведения о затратах учебного времени;

 

2.2.              Годовые требования по классам;

 

 

 

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                    

 

IV.    Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1.          Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

4.2.           Критерии оценки;

 

        

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса      

 

                  

 

5.1.              Методические рекомендации педагогическим работникам;

 

5.2.              Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

 

 

 

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 

 

6.1.              Нотная литература

 

6.2.              Учебно-методическая литература;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 I.       Пояснительная записка

 

 

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

 

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

 

  В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

 

  Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра.

 

  Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности.

 

Данная программа разработана для ансамбля струнных народных инструментов.

 

  

 

  1.2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»

 

Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет)

 

 

 

  1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

 

                                                                                                                        Таблица 1     

 

Класс

с 4 по 8 классы

9 класс

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

330

132

Количество часов на аудиторные занятия

165

66

Количество часов на внеаудиторные занятия

165

66

Консультации (часов в неделю)

8

2

 

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

 

  1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

 

 

 

1.5. Цель и задачи учебного предмета

 

  Цель:

 

-          развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

 

        Задачи:

 

-          стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

 

-          формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

 

-          расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;

 

-          решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

 

-          развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

 

-          обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

 

-          приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.

 

Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты".

 

Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.

 

  Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.

 

 

 

  1.6. Обоснование структуры учебного предмета

 

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

 

Программа содержит следующие разделы:

 

-          сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

 

-          распределение учебного материала по годам обучения;

 

-          описание дидактических единиц учебного предмета;

 

-          требования к уровню подготовки обучающихся;

 

-          формы и методы контроля, система оценок;

 

-          методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

 

 

  1.7. Методы обучения

 

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:

 

-          возраста учащихся;

 

-          их индивидуальных способностей;

 

-          от состава ансамбля;

 

-          от количества участников ансамбля.

 

  Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 

-          словесный (рассказ, объяснение);

 

-          метод показа;

 

-          частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной  задачи).

 

Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и зада учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

 

  1.8. Описание материально – технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»

 

  Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

  В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.

 

 

 

                                   II. Содержание учебного предмета

 

  Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств – дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д.

 

Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов, (только из домр, балалаек, баянов, гитар, гуслей), так и из различных групп инструментов, куда могут входить домра, баян и балалайка, гусли, гитара.

 

Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут варьироваться.

 

  Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования.

 

  При наличии инструментов в учебном заведении и при наличии достаточного числа обучающихся возможно дублирование определенных партий по усмотрению руководителя ансамбля. 

 

 

 

2.1.                Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:                                                        

 

Аудиторные занятия: с 4 по 8 класс – 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа.

 

Самостоятельные занятия: с 4 по 9 класс – 1 час в неделю.

 

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

 

Виды внеаудиторной работы:

 

-          выполнение  домашнего  задания;

 

-          подготовка к концертным  выступлениям;

 

-          посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и  др.);

 

-          участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и   культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

 

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

 

                  

 

2.2.              Требования по годам обучения

 

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально-технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

 

-          сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой    игре    единство    исполнительских    намерений    и    реализацию исполнительского замысла;

 

-          знание     ансамблевого     репертуара     (музыкальных     произведений, созданных для ансамблей народных инструментов, переложений, произведений  отечественных    и    зарубежных композиторов и обработки мелодий народов мира;

 

-          знание основных направлений ансамблевой музыки различных
эпох;

 

-          навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства,       обусловленных       художественным       содержанием       и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

 

Данная программа отражает разнообразие репертуара, индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

 

4 класс (1 год обучения)

 

На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом. В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. Развитие музыкально-исполнительских навыков игры в ансамбле: «солирование» – когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирование» – умение отойти на второй план ради единого целого.

 

В течение учебного года проработать с учащимися 2 – 4 ансамбля. В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1-2 произведений. Зачетом может считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере.

 

Примерный репертуарный список:

 

Пьесы для ансамбля - баян, аккордеон

 

Лук Х. «Прогулка»

 

Лук Х. «Сказка»

 

Лук Х. «Танец медвежат»

 

Фрике Р. «Весёлая кукушка»

 

Из сборника Доренского А. «Музыка для детей» 2-3 класс, выпуск 2. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г.

 

Прелюдия

 

Родные напевы

 

Юмористический вальс на тему детской песенки «Козлик»

 

Из сборника Гречухиной Р., Лихачёва М. «Хрестоматия для баяна», 1 – 2 класс, выпуск 2. – Санкт-Петербург: «Композитор», 2004 г.

 

Итальянская народная песня «Санта Лючия»

 

Латышская полька

 

Паулс Р. «Колыбельная»

 

Польская народная песня «Висла»

 

Польский народный танец «Мазурка»

 

Мотов В. «Весёлый танец»

 

Свиридов Г. «Парень с гармошкой»

 

Шишаков Ю. «Песенка»

 

Пьесы для ансамбля струнных народных инструментов

 

Мендельсон Ф. - «У колыбели»

 

Рамо Ж. - Менуэт

 

Даргомыжский А. – «Ванька – Танька»

 

«Ты не стой, не стой, колодец». Обр. русской народной песни. А.Лядова

 

Мильман М. «В школе на перемене»

 

Майкапар С. «Музыкальная шкатулка», «Мотылёк» из Цикла «Бирюльки»

 

Бетховен Л. Менуэт

 

«Тонкая рябина». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

 

Трояновский Б. «Ах ты, береза»

 

Андреев В. «Как под яблонькой»

 

«Степь да степь кругом». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

 

«Во поле береза стояла». Русская плясовая. Обр. В Авксентьева

 

Будашкин Н. Родные напевы

 

5 класс (2 год обучения)

 

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования. Развитие навыков игры в дуэте с другим учащимся: умение слушать себя и партнёра, ясно прослушивая главную мелодическую линию, чтобы фактура не заглушала мелодию, а бас давал хорошую метроритмическую основу.

 

В течение учебного года следует пройти 2 – 4 ансамбля. В конце года - зачет из 1-2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету.

 

Примерный репертуарный список:

 

Пьесы для ансамбля - баян, аккордеон

 

Из сборника Сударикова А.Ф., Талакина А.Д. «Ансамбли для баяна, аккордеона». – Санкт-Петербург: «Композитор», 1999г.

 

Белорусский народный танец «Янка»

 

Украинская народная песня «Ой лопнув обруч»

 

Украинская народная песня «Солнце низенько»

 

Русская народная песня «Как у наших у ворот»

 

Итальянская народная песня «Санта Лючия»

 

Латвийская полька

 

Из сборника Крылусов А.С. «Хрестоматия баяниста» ДМШ, изд. 6.

 

Русская народная песня «Перевоз Дуня держала»

 

Из сборника «Ансамбли баянов в музыкальной школе», выпуск 9, 10 (составители Судариков А. и Талакин А.) – Москва: «Композитор», 1993г.

 

Савельев Б. «На крутом бережку»

 

Савельев Б. «Песня Леопольда» из мультфильма «Автомобиль кота Леопольда»

 

Из сборника Гречухиной Р., Лихачёва М. «Хрестоматия для баяна», 2 – 3 класс, выпуск 3. – Санкт-Петербург: «Композитор», 2006 г.

 

Жилинский А. «Весёлые ребята»

 

Русская народная песня «Я на горку шла»

 

Чайкин Н. «Полька»

 

Пьесы для  ансамбля струнных народных инструментов

 

Фибих З. «Поэма»

 

Пёэрль П. «Три танца»

 

Корелли А. «В темпе менуэта»

 

Польдяев В. Гавот

 

Дербенко Е. «Лирическое настроение»

 

Шостакович Д. «Детская полька»

 

Боккерини Л. Менуэт

 

Люли Ж. Гавот

 

Дербенко Е. «Вальс снежинок», «Веселая игра» из «Детского альбома»

 

Янгель Ф. К. «Юля – вальс»

 

Бах И. С. Сицилиана

 

Сор Ф. Старинный испанский танец

 

«Тонкая рябина». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

 

«Во лесочке комарочков много уродилось». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

 

«Заставил меня муж парнубанюшку топить». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

 

«Полянка». Русская плясовая. Обр. Б Авксентьева

 

Белецкий В., Розанов А. Марш – гротеск

 

Тамарин И. Кубинский танец

 

« У ворот гусли вдарили». Вариации на тему русской народной песни

 

Страделла А. Аллегро

 

Россини Дж. Пять дуэтов

 

Авксеньтьев В. «Барыня»

 

Авксеньтьев В. «От села до села»

 

Панин В. Музыкальный момент

 

«Ой, да ты, калинушка». Русская народная песня. Обр. А.Шалова

 

«Научить ли тя, Ванюша». Обр. Г.Андрюшенков

 

6 класс (3 год обучения)

 

Продолжение работы над умением определять характер музыки, форму, уяснить смысл и функцию каждой партии ансамбля.Знакомство с вариационной формой с включением ритмических и технических сложностей.Продолжение развития умения учащихся играть вместе, добиваясь единства поставленных художественных задач и эмоционального состояния произведения

 

В течение учебного года необходимо пройти  2 – 4 ансамбля.В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.

 

Примерный репертуарный список:

 

Пьесы для ансамбля - баян, аккордеон

 

Из сборника Доренского А. «Музыка для детей» 2-3 класс, выпуск 2. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г. Весёлое настроение

 

Русская народная песня «Летел голубь»

 

Из сборника Гречухиной Р., Лихачёва М. «Хрестоматия для баяна», 1 – 2 класс, выпуск 2. – Санкт-Петербург: «Композитор», 2004 г.

 

Белорусский народный танец «Янка»

 

Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

 

Штейбельт Д. «Адажио»

 

Из сборника Алексеева И., Корецкого Н. «Баян 5 класс». – Киев: «Музична Украина», 1987г.

 

Шостакович Д. «Хороший день»

 

Украинская народная песня «Над рiчкою бережком»

 

Леонтович Н. «Игра в зайчика»

 

Голубев Е. «Колыбельная»

 

Моцарт В. «Колокольчики звенят»

 

Бах И.С. «Волынка»

 

Русская народная песня «Липа вековая»

 

Томази А. «Флейта и барабан»

 

Шевченко С. «Пьеса»

 

Шуман Р. «Кукушка – невидимка»

 

Ребиков В. «Игра в солдатики»

 

Шостакович Д. «Шарманка»

 

Чайковский П. «Новая кукла»

 

Чайковский П. «Камаринская»

 

Русская народная песня «Ивушка»

 

Русская народная песня «Полосынька»

 

Белорусский народный танец «Крыжачок»

 

Украинская народная песня «Засвистали козаченьки»

 

Пьесы для ансамбля струнных народных инструментов

 

Корелли А. Гавот из Камерной сонаты

 

Цинцадзе С. Мелодия

 

Делиб Л. Пиццикато из балета «Сильвия»

 

Дербенко Е. «Веселая игра» из «Детского альбома»

 

«Ой, да ты, калинушка». Обр. русской народной песни А. Шалова

 

Вивальди А. Анданте из Концерта для двух мандолин

 

Мусоргский М. Раздумье

 

«Как в лесу, лесу – лесочке». Обр. русской народной песни

 

« Вечерком красна девица». Обр. русской народной песни В. Евдокимова

 

«На горе было, горе». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

 

«Кольцо души девицы». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

 

Дербенко Е. Прелюдия

 

«Тум – балалайка». Еврейская народная песня. Обр. А. Шалова

 

Дюран О. Чакона

 

«Как по травке». Русская народная песня. Обр. Г. Андрюшенкова

 

Майкапар С. «Музыкальная шкатулка» из цикла «Бирюльки»

 

Гречанинов А. «Маленькая сказка» из «Детского альбома»

 

Городовская В. «Памяти Есенина»

 

Шостакович Д. Романс из кинофильма «Овод»

 

«Заиграй же мне, дударочку». Русская народная песня. Обр. В. Котельникова

 

Дитель В. «Коробейники». Обр. русской народной песни

 

«Во лесочке комарочков много уродилось». Обр. В.Глейхмана

 

Куперен Ф. Рондо

 

Рамо Ж. Ф. Тамбурин

 

Тамарин И. «Музыкальный привет»Чиполони А. «Венецианская баркарола»Мусоргский М. РаздумьеМеццакапо Э. Песня гондольера Шишаков Ю. «Ой, веночки»

 

«Во лузях». Русская народная песня. Обр. В.Авксентьева

 

«Выйду ль я на реченьку». Русская народная песня. Обр. В.Авксентьева

 

Римский – Корсаков Н. Колыбельная из оперы «Садко»Бетховен Л. Немецкий танец

 

7 класс (4 год обучения)

 

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Развитие музыкального мышления и усложнение задач. Работа над произведениями различных жанров: полифония, обработки народных песен и танцев, популярные мелодии, эстрадные пьесы.

 

В течение учебного необходимо пройти  2 -4 ансамбля. В конце учебного года проходит зачет, на котором исполняется 1-2 произведения.

 

Примерный репертуарный список:

 

Пьесы для ансамбля - баян, аккордеон

 

Из сборника Коробейникова А. «Альбом для детей и юношества», пьесы для баяна и аккордеона, часть 2. –С-Пб: «Композитор», 2003г.

 

Танец кукол

 

Попрыгунья – стрекоза

 

Серебряная флейта

 

Русский напев

 

Прелюдия

 

Брукс Ш. «Однажды»

 

Каждый вечер (фольклорный блюз)

 

Из сборника Алексеева И., Корецкого Н. «Баян 4 класс». – Киев: «Музична Украина», 1987г.

 

Селиванов В. Шуточка

 

Из сборника Бажилина Р. «Пьесы для ансамбля аккордеонистов». – Москва: «Издательский дом В. Катанского», 2004г.

 

Вильямс Х.- Вершюрен А. «Французский аккордеон»

 

Григ Э. «Духовная песня»

 

Из сборника Гречухиной Р., Лихачёва М. «Хрестоматия для баяна», 4– 5 класс, выпуск 5. – Санкт-Петербург: «Композитор», 2007 г.

 

Аверкин А. «Полька»

 

Пьесы для ансамбля струнных народных инструментов

 

Маляров В. Хрустальный замок

 

Моцарт В.А. Дуэт № 1 (D-dur)

 

«Лук» Чешский народный танец. Обр. А Комаровского

 

«Ивушка». Обр. русской народной песни А. Александрова

 

Глазунов А. Пиццикато

 

«При долинушке». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

 

Дербенко Е. Ливенский ковбой

 

Конов В. Импровизация на тему «Подмосковные вечера»

 

Чайковский П. Танец пастушков из балета «Щелкунчик»

 

Юн-Сын-Дин «У родника»

 

«От села до села» Обр. русской народной песни Е. Авксентьева

 

Гречанинов А. «В разлуке», «Верхом на лошадке» из «Детского альбома»

 

Феоктистов Б. Плясовой наигрыш

 

8 класс  (5 год обучения)

 

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования: умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать, умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру, совместно работать над динамикой произведения, анализировать содержание и стиль музыкального произведения

 

В течение учебного года следует пройти 2 -4 ансамбля.В конце 2-го полугодия - зачет со свободной программой.

 

Примерный репертуарный список:

 

Пьесы для ансамбля - баян, аккордеон

 

Из сборника  «Альбом ансамблей для детей и юношества», пьесы для баяна и аккордеона, часть 2. –С-Пб: «Композитор», 2003г.

 

Хачатурян А. Танец с саблями из балета «Гаянэ»

 

Хачатурян А.  Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад».

 

« Три пьесы для ансамбля баянов.» перелож. П. Смирново. М. Л., 1950.

 

Огинский М. Полонез.

 

Ипполитов-Иванов М. «В ауле» из сюиты «Кавказские эскизы».(8

 

Ризоль Н. Вариации на тему русской народной песни «Ах ты, зимушка - зима»

 

Из сборника Алексеева И., Корецкого Н. «Баян 5 класс». – Киев: «Музична Украина», 1987г.

 

«Волжские припевки»

 

Из сборника Бажилина Р. «Пьесы для ансамбля аккордеонистов». – Москва: «Издательский дом В. Катанского», 2004г.

 

Вершюрен А. Вальс

 

Григ Э. «В стране гномов»

 

AnderssonL. «Jass-legato»

 

Пьесы для ансамбля струнных народных инструментов

 

Моцарт В.А. Дивертисмент №12

 

Марини Б. Куранта

 

Лядов А. Шуточная

 

Чайковский П. Танец Феи драже из балета « Щелкунчик»

 

«Чтой - то звон» Русская народная песня. Обр. А. Шалова

 

Авксеньтьев Б. «Кумушки»

 

Чайковский П. Марш из балета «Щелкунчик»

 

Бах И. С. Два дуэта

 

Польдяев В. Марш

 

Мильман М. «В школе на перемене»

 

Гречанинов А. «В разлуке», «Танец» из « Детского альбома»

 

«Я с комариком плясала». Обр. русской народной песни Б. Трояновского

 

Мошковский М. Испанский танец

 

Штраус И. Трик – трак (Полька)

 

«Винят меня в народе». Русская народная песня. Обр. А. Шалова

 

Милано Ф. де Канцона

 

Марчелло Б. Аллегро из Сонаты d-moll

 

9 класс (6 год обучения)

 

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры. Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука между партиями. Воспитание внимания к точному прочитыванию авторского текста.

 

В конце первого полугодия учащиеся сдают зачет по ансамблю.

 

Примерный репертуарный список:

 

Пьесы для ансамбля - баян, аккордеон

 

Ансамбли баянов. Вып. 11. Сост. А. Крылусов. М., 1979.

 

Двоскин А. Скерцо

 

Пуленк Ф. «Цыганский танец»

 

Штраус И. Полька

 

Глюк К. « Гавот»

 

МачулаА. «Пьесы и обработки для двух аккордеонов».Казань.,1993.

 

«Карело – финская  полька.»

 

Вариации на темуРНП «Что стоишь качаясь тонкая рябина»

 

«Рио-Рита»

 

Маркин А. «Эспанья – Канья»

 

Вариация на городской романс «Крутится, вертится…»

 

Пьесы для ансамбля струнных народных инструментов

 

Венявский Г. Мазурка

 

Глинка М.«Я встретил Вас»

 

Дакен К. Кукушка

 

Цинцадзе С. Хоруми (Грузинский танец)

 

Писарев Е. Осеннее настроение

 

Горбенко В. Вариации в старинном стиле

 

Польдяев В. «Старинный дилижанс»

 

Польдяев В. Полька – диалог.

 

Городовская В. «Пряха». Обр. русской народной песни.

 

Чайковский П. Чардаш из балета «Лебединое озеро»

 

Бызов А. Новелла из Сюиты для двух домр

 

Дакен К. Кукушка

 

Куперен Ф. Рондо

 

«Ай, все кумушки, домой». Обр. русской народной песни Б. Авксентьева

 

Моцарт В.А. Романс из «Маленькой ночной серенады»

 

Тамарин И. Старинная прялка

 

Римский – Корсаков Н. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

 

Андреев В. Торжественный полонез

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

 

-          развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;

 

-          реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;   

 

-          приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);

 

-          развитие навыка чтения нот с листа;

 

-          развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;

 

-          знание репертуара для  ансамбля;

 

-          наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;

 

-          повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.  

 

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1.              Аттестация: цели, виды, форма, содержание

 

Основными видами контроля успеваемости являются:

 

-        текущий контроль успеваемости учащихся;

 

-        промежуточная аттестация;

 

-        итоговая аттестация.

 

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

 

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

 

-          отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

 

-          качество выполнения предложенных заданий;

 

-          инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;

 

-          темпы продвижения.

 

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

 

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

 

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

 

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть, как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

 

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

 

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

 

Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.

 

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Ансамбль». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

 

К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания.

 

По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».

 

 

 

4.2.          Критерии оценок

 

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. 

 

Критерии оценки качества исполнения 

 

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

Таблица 4

 

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3

 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

 

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

 

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам

 

В отличие от другого вида коллективного музицирования  - оркестра, где  партии,  как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий, выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.

 

Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использование часов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом. Консультации проводятся с целью подготовки учеников к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям, по усмотрению учебного заведения.

 

Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в данном учебном заведении.  При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.

 

В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.

 

На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.

 

Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.

 

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также  на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка -  залог успешных выступлений.

 

В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля. 

 

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности.

 

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному,      опирается      на      индивидуальные      особенности      учащегося интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

 

Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения ансамблевой музыки.

 

Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

 

Необходимо совместно с учащимися анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учащимися отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

 

Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

 

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала учащийся работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.

 

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные   особенности  и  степень  подготовки  обучающихся.   В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

 

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов,а также обработки народных мелодий.

 

 

 

5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

 

С учетом того, что образовательная программа «Народные инструменты» содержит одновременно два предмета, связанные с исполнительством «Специальность» и «Ансамбль», учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий.

 

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

 

 

 

  VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

 

 

 

6.1.          Учебная литература

 

1.         Андрюшенков Г.И. «Формы и методы работы с самодеятельным инструментальным ансамблем», учебное пособие – Ленинград, 1983

 

2.         Бажилин Р. «Пьесы для ансамбля аккордеонистов». – Москва: «Издательский дом В. Катанского», 2004

 

3.         Бойцова Г. «Юный аккордеонист», часть 1. - Москва: «Музыка», 2013

 

4.         Бойцова Г. «Юный аккордеонист», часть 2 – Москва: «Музыка», 2013

 

5.         Гимерверт Ф. – составитель сборника «Играем вдвоём», облегчённые переложения популярной музыки для средних классов ДМШ – СПб.: «Союз художников», 2001

 

6.         Голиков В. «Пьесы и ансамбли для русских народных инструментов» - М.: «Владос», 2004г.

 

7.         Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 5, 4 – 5 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2007г.

 

8.         Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 4, 3 – 4 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2007г.

 

9.         Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 2, 1 – 2 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2004г.

 

10.     Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 3, 2 – 3 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2006г.

 

11.     Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 3, 2 – 3 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2006г.

 

12.     Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 2, 1 – 2 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2004г.

 

13.     Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 4, 3 – 4 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2007г.

 

14.     Гречухина Р., Лихачёв М. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 5, 4 – 5 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2007г.

 

15.     Иванов В. «Ансамбли баянов и аккордеонов» - М.: «Музыка», 1990г.

 

16.     Катанский А.В. – составитель сборника «Пьесы для ансамблей аккордеонистов». - М.: издательский дом В. Катанского, 2004г.

 

17.     Коробейников А. «Альбом для детей и юношества» - СПб.: «Композитор», 2003г.

 

18.     Коробейников А. П. «Детский альбом» - М.: Русское музыкальное товарищество, 2004г.

 

19.     Кривенцова Т., Петухова Н. – составители сборника «Мелодии, которые всегда с тобой» – СПб.: «Композитор», 2003г.

 

20.     Крылусов А. «Ансамбли баянов», выпуск 13.- М.: «Музыка», 1982г.

 

21.     Крылусов А. С. «Хрестоматия баяниста», 1-2 класс, издание 6.- М.: «Музыка», 1987г.

 

22.     Лихачёв М.Ю., Гречухина Р.Н. – составители сборника «Хрестоматия для баяна», выпуск 6, 6-7 классы ДМШ – СПб.: «Композитор», 2009г.

 

23.     Лихачёв С.Ю. – составитель сборника «Эстрадные миниатюры» для аккордеона или баяна, выпуск 2 – СПб.: «Композитор», 2002г.

 

24.     Лихачёв С.Ю. – составитель сборника «Эстрадные миниатюры» для аккордеона или баяна, выпуск 1 – СПб.: «Композитор», 2002г.

 

25.     А.Мачула «Пьесы и обработки для двух аккордеонов».Казань.,1993.

 

26.     Мирек А. «Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона», 1 -2 класс ДМШ. - М.:1962г.

 

27.     Мирек А. «Школа игры на аккордеоне» - М.: 1962г.

 

28.     Мотов В.Н., Шахов Г.Н. – составители сборника «Аккордеон. Хрестоматия 5-7 класс ДМШ» – Москва: «Кифара», 2005г.

 

29.     Произведения для ансамбля баянов.- Минск: «Творческая лаборатория», 1995г.

 

30.     Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Тонин А. М., 1962

 

31.     Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 1. Составитель Лондонов П. М., 1961

 

32.     Пьесы, народные песни и танцы. Вып 2. Составитель Мурзин В. М., 1963

 

33.     Пьесы, народные песни и танцы. Вып.3. Составитель Мурзин В. М., 1964

 

34.     Пьесы, народные песни и танцы. Вып.4. Составитель М., 1965

 

35.     Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.1. М., 1963

 

36.     Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7. М., 1967

 

37.     Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.12. М., 1967

 

38.     Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.13. М., 1970

 

39.     Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.19. М., 1971

 

40.     Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 20. М., 1972

 

41.     Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 22. М.,1973

 

42.     Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26.

 

43.     Составитель Гаврилов Л.-М., 1975

 

44.     Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 27.

 

45.     Составитель Розанов В. М., 1975

 

46.     Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29.

 

47.     Составитель Розанов В. М., 1977

 

48.     Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 30.

 

49.     Составитель Гаврилов Л. М., 1978

 

50.     Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 31

 

51.     Составитель Гаценко А. М., 1978

 

52.     Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.32.

 

53.     Составитель Розанов В. М., 1979 40

 

54.     Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.33.

 

55.     Составитель Розанов В. М., 1981

 

56.     Розанов В. – составитель сборника «Ансамбли баянов в музыкальной школе», выпуск 3. – Москва: «Советский композитор», 1985г.

 

57.     Розанов В. – составитель сборника «Репертуар для АРНИ», выпуск 22 – М.: «Советский композитор», 1973г.

 

58.     Рубинштейн С. – составитель сборника «Репертуар для АРНИ», выпуск 21- ансамбли аккордеонов. - М.: «Советский композитор», 1972г.

 

59.     Рыцарева М.Г. Музыка и я, популярная энциклопедия для детей.- М.: Музыка, 1998г.

 

60.     Самойлов Д. – составитель сборника 15 уроков игры на баяне. – М.: «Кифара», 1996г.

 

61.     Самойлов Д. «Баян 3 – 5 класс ДМШ», хрестоматия. – Москва: «Кифара», 2005г.

 

62.     Самойлов Д. «Баян 5 – 7 класс ДМШ», хрестоматия. – Москва: «Кифара», 2005г.

 

63.     Сборник произведений для инструментальных ансамблей. М., 1960

 

64.     Селиванов Г. – составитель сборника «Гармонь - моя отрада», аранжировки русских народных песен и танцев, произведений советских композиторов. – Котлас: Школа искусств «Гамма», 2005г.

 

65.     Селиванов Г. – составитель сборника Гармонь - моя отрада; выпуск 2; аранжировки русских народных песен и танцев, произведений советских композиторов, вокальных произведений. – Котлас: Школа искусств «Гамма», 2005г.

 

66.     Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.1. 1969 Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.5. 1974 Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.8. 1974 Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.10. 1980 Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.11. 1981

 

67.     Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.12. 1

 

68.     Судариков А. – составитель и исполнительный редактор сборника «Хрестоматия ансамблей аккордеонов».- М.: «Музыка», 1985г.

 

69.     Судариков А., Талакин А. – составители сборника «Ансамбли баянов в музыкальной школе», выпуск 10.- СПб.: « Композитор», 1993г.

 

70.     Судариков А., Талакин А. – составители сборника «Ансамбли баянов в музыкальной школе», выпуск 9.- СПб.: « Композитор», 1993г.

 

71.     Судариков А.Ф., Талакин А.Д. – составители сборника «Ансамбли баянов в музыкальной школе», выпуск 6.- СПб.: «Композитор», 1988г

 

72.     Судариков А.Ф., Талакин А.Д. – составители сборника «Ансамбли баянов в музыкальной школе», выпуск 7.- СПб.: «Композитор», 1989г.

 

73.     Ушаков В. – составитель сборника «Композиции для дуэта аккордеонов», выпуск 1 – СПб.: «Композитор», 1998г.

 

74.     Ушаков В. – составитель сборника «Композиции для дуэта аккордеонов», выпуск 2 – СПб.: «Композитор», 1998г.

 

75.     Ушаков В. – составитель сборника «Композиции для дуэта аккордеонов», выпуск 3 – СПб.: «Композитор», 1998г.

 

76.     Ушаков В. – составитель сборника «Композиции для дуэта аккордеонов», выпуск 4 – СПб.: «Композитор», 1998г.

 

77.     Ушаков В. – составитель сборника «Композиции для дуэта аккордеонов», выпуск 5 – СПб.: «Композитор», 1998г.

 

78.     Ушаков В. – составитель сборника «Чарльстон». – СПб.: «Композитор», 2001г.

 

79.     Ходукин В. – составитель сборника «Просчитай до трёх», эстрадные композиции для дуэта аккордеонистов.– СПб.: «Композитор», 1999г.

 

 

 

6.2.  Методическая литература

 

    1. Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах М., 1986

 

    2. Демидов А. Вопросы формирования ансамбля русских народных инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах. Вып.1.С- П., 2004

 

    3. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987

 

    4. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов М., 1984

 

    5. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1999

 

    6. Методика обучения игре на народных инструментах. Составитель Говорушко П. М., 1975

 

    7. Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера. Сборник трудов. Вып. 85. Составитель Зиновьев В.  М., 1986

 

    8. Поздняков А. Работа дирижера с оркестром русских народных инструментов. Методические указания для студентов – заочников отделений народных музыкальных инструментов высших учебных заведений и училищ. М.,1964

 

    9. Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. М. 1984

 

    10. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. М., 1985

 

    11. Ушенин В. Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов в ВУЗе. Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах М., 1984

 

    12. Шишаков Ю. Инструментовка для русского народного оркестра. Учебное пособие. М., 2005.