Управление по культуре

 

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

 

Муниципальное бюджетное учреждение

 

дополнительного образования

 

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область ПО.01.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО.

 

Рабочая программа   учебного предмета УП.01.

 

«Специальность (гитара)»

 

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

 

программы в области музыкального искусства

 

 «Народные инструменты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок обучения 8(9) лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

 

 

 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик -  Маленко А. Е.  преподаватель класса гитары

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рецензент – Ольхов В. А., преподаватель МБУДО «ДШИ №18»

 

   Рецензент – Мурсалимов А. Б., преподаватель класса гитары

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

 

 

I.       Пояснительная записка                                                              

 

1.1.   Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 

1.2.   Срок реализации учебного предмета;

 

1.3.   Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

 

             учреждения на реализацию учебного предмета;

 

1.4.   Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

1.5.   Цели и задачи учебного предмета;

 

1.6.   Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

1.7.   Методы обучения;

 

1.8.   Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

 

II.      Содержание учебного предмета                                                 

 

2.1.Сведения о затратах учебного времени;

 

2.2.Годовые требования по классам;

 

 

 

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                      

 

IV.    Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

4.2. Критерии оценки;

 

           

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса      

 

                  

 

5.1.Методические рекомендации педагогическим работникам;

 

5.2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

 

           

 

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 

 

6.1.Учебная литература;

 

6.2.Нотная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.    Пояснительная записка

 

1.1.   Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «гитара», далее – «Специальность (гитара)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

 

Учебный предмет «Специальность (гитара)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на гитаре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно - нравственное развитие ученика.

 

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшее профессиональное обучение.

 

Одной из основных задач предмета «Специальность (гитара)» является приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

 

 

 

1.2.      Срок реализации учебного предмета;

 

Срок реализации учебного предмета «Специальность (гитара)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

 

– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8(9) лет;        

 

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (гитара)»:

 

                                                                                                                            Таблица 1

 

Срок обучения

8 лет

9-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1316

214,5

Количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757

132

 

 

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

 

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

 

 

 

1.5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (гитара)»

 

Цели:

 

-        развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на гитаре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

 

-        определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

 

Задачи:

 

-          выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на гитаре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

 

-          овладение знаниями, умениями и навыками игры на гитаре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;

 

-          приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

 

-          формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;

 

-          достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;

 

-          формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам  в профессиональное образовательное учреждение.

 

 

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (гитара)».

 

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

 

-          сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

 

-          распределение учебного материала по годам обучения;

 

-          описание дидактических единиц учебного предмета;

 

-          требования к уровню подготовки обучающихся;

 

-          формы и методы контроля, система оценок;

 

-          методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

1.7. Методы обучения

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 

-          словесный (рассказ, беседа, объяснение);

 

-          метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

 

-          метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

 

-          объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

 

-          репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

 

-          метод проблемного изложения (педагог ставит проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

 

-          частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

 

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

 

 

 

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

 

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (гитара)» должны иметь площадь не менее 9 кв. м, наличие фортепиано, пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных инструментов (гитар), так необходимых для самых маленьких учеников.

 

 

 

II. Содержание учебного предмета

 

2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (гитара)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

 

Таблица 2

 

Срок обучения 8 (9) лет

 

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

(9)

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество

часов на аудиторные занятия

559

82,5

641,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

757

132

889

Максимальное количество часов занятия в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1316

214,5

 

1530,5

 

Учебный материал распределяется по годам обучения ‑ классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

 

Виды внеаудиторной работы:

 

-          самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

 

-          подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

 

-          подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

 

-          посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),

 

-          участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

 

 

 

Годовые требования по классам.

 

Первый класс (2 часа в неделю)

 

1 полугодие

 

Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).

 

Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем на гитаре.

 

Знакомство с инструментом. Основы и особенности при посадке, постановке игрового аппарата.  Принципы звукоизвлечения. Постановка правой руки. Освоение приемов игры: пиццикато большим пальцем, ПV. Постановка левой руки. Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте, освоение мажорных и минорных тетрахордов. Принцип индивидуального подхода в освоении грифа (при маленькой и слабой правой руке, начинать следует с игры в IV позиции).

 

Знакомство с элементами музыкальной грамоты.  Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на гитареритма слов.  Игра ритмических рисунков на открытых струнах и с чередованием извлекаемых звуков на грифе.

 

Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен.

 

Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

 

В течение 1 полугодия обучения ученик должен пройти:

 

8-12 песен-прибауток на открытых струнах;

 

2 этюда;

 

4-6 небольших пьес различного характера.

 

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

 

1.Каркасси М. Вальс до мажор
Иванов-Крамской А. Прелюдия ми минор
Джулиани М. Этюд до мажор ор. 100, № 1

 

2.Карулли Ф. Аллегретто ми минор
Поврозняк Ю. Марш
«Ходила младешенька», обр. В. Яшнева.

 

3. Неизвестный автор XVII в. Ария
Каркасси М. Андантино ля минор
Нейланд В. Галоп

 

2 полугодие

 

Продолжение «донотного» периода: освоение мажорных и минорных тетрахордов, игра по слуху (транспонирование попевок, знакомых мелодий от 2 до 7 позиций). Продолжение освоения нотной грамоты. Игра по нотам. Развитие первоначальных навыков игры на инструменте, освоение игры медиатором. Знакомство с основой динамики – форте, пиано.       

 

Игра гамм C-dur, G-dur, A-dur, E-dur – начиная с открытой струны.

 

Чтение нот с листа. Упражнения на развитие координации.

 

В течение 2-го полугодия обучения ученик должен пройти:

 

гаммы C-dur, G-dur ударом П, переменный удар ПV, дубль- штрих;

 

2 этюда;

 

8-10 песен и пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

 

            Чтение нот с листа. Подбор по слуху.  Игра в ансамбле с педагогом.

 

За учебный год учащийся должен исполнить:

 

                                                                                                                                  Таблица 3

 

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – зачет

(3 разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет  (одна гамма, один этюд).

Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерные пьесы).

 

 

 

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

 

1.Кригер И. Бурре
«Как по .морю», обр. А. Иванова-Крамского
Таррега Ф. Этюд до мажор

 

2.Молино Ф. Рондо до мажор
Фортеа Д. Вальс ля минор
Сор Ф. Этюд до мажор ор. 31

 

3.Филипп И. Колыбельная
Каркасси М. Аллегретто до мажор № 2
Мессоньер А. Немецкая песенка

 

Второй класс (2 часа в неделю)

 

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (стаккато, легато). Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.

 

Освоение I, II, III позиций. Освоение переходов в смежные позиции.

 

Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Контроль над свободой игровых движений. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами.

 

Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений, охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента.

 

В течение 2 года обучения ученик должен пройти:

 

мажорные и минорные однооктавные гаммы: F-dur, B-dur,a-moll, c-moll от 1-го пальца;

 

штрихи в гаммах: ПП, VV, ПV, дубль штрих, пунктирный ритм, пиццикато большим пальцем, пунктирный ритм и элементы тремоло (по возможности);

 

3-5 этюдов;

 

10-12 пьес различных по характеру, стилю, жанру.

 

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

За учебный год учащийся должен исполнить:

 

                                                                                                                                  Таблица 4

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Декабрь – зачет

(2 разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерные пьесы).

 

 

 

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:

 

1.Паганини Н. Вальс
Иванов-Крамской А. Танец
Таррега Ф. Этюд ми минор.

 

2.Шуман Р. Военный марш
Гречанинов А Мазурка
Каркасси М. Аллегретто ре мажор

 

3.Вайс С. Л. Менуэт
«I шумить, i гуде», обр. А Иванова-Крамского
Каркасси М. Вальс фа мажор

 

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

 

1.«Чешская песенка», обр. Л. Шумеева
де Визе Р. Менуэт
Сагрерас Х. Этюд ре мажор

 

2.Карулли Ф Ларгетто.
Агуадо Д. Маленький вальс соль мажор.
«Мазурка», обр. К. Сосиньского

 

3.Циполи Д. Менуэт ре минор
Мертц Й. Чардаш
Агуадо Д. Этюд в форме мазурки

 

Третий класс (2 часа в неделю)

 

  Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных деталей и иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой -приобретает качественно иной характер и должна быть более критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры.

 

Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов.

 

В программу включаются пьесы кантиленного характера.

 

Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, соната, вариации).

 

Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное  привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа).

 

Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли, секстоли, синкопы, двойные ноты).

 

Освоение мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной), мордент, трель.

 

Освоение красочных приемов (игра у подставки, игра на грифе, игра на полуприжатых струнах).

 

Освоение натуральных флажолет. Освоение приемов: «пиццикато средним пальцем».

 

В течение 3 года обучения ученик должен пройти:

 

хроматические упражнения, упражнения различных авторов;

 

мажорные однооктавные гаммы в четвертой и пятой позициях на трех струнах от 1-2-3-го пальцев и их арпеджио: A-dur, B-dur, H-dur, C-dur, a-moll, c-moll, h-moll.

 

Играть всеми штрихами, пройденными во 2 классе, и ритмическими группировками (дуоль, триоль, квартоль) хроматические гаммы на 2-х струнах от звуков E, F, G.

 

Кроме того, в течение 3 года обучения ученик должен пройти:

 

4- 6 этюдов до трех знаков при ключе, на различные виды техники;

 

10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

 

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

За учебный год учащийся должен исполнить:

 

                                                                                                                                  Таблица 5

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, 2 этюда на разные виды техники).

Декабрь – зачет

(2 разнохарактерных пьесы).

Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных произведения).

 

 

 

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

 

1. Бах И. С. Менуэт ми минор
Карулли Ф. Рондо соль мажор
Таррега Ф. «Слеза» (прелюдия)
«Пойду ль я, выйду ль я», обр. А. Иванова-Крамского

 

2.Бах И. С. Менуэт соль мажор
Паганини Н. Сонатина до мажор № 2 (для синьоры де Лукка)
«Уж как пал туман», обр. М. Высотского
Сор Ф. Этюд ля минор ор. 31, № 20

 

3.Галилей В. Лютневая пьеса си минор
Кост Н. Рондолетто
Чайковский П. И. «В церкви»
Каркасси М. Этюд ля минор ор. 60, № 7

 

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

 

1.  Гендель Г. Ф. Сарабанда ми минор
Сор Ф. Аллегретто фа мажор
«Сосница», обр. М. Александровой
Джулиани М. Этюд ля минор ор. 100, № 11»).

 

2. Санс Г. Эспаньолета и Руджеро
Калатаюд Б. Гавот
Рокамора М. Мазурка
Каркасси М. Этюд ля мажор ор. 60, № 3

 

3.Бах И. С. Полонез ля минор
Роч П. Хабанера
Чайковский П. И. Старинная французская песенка
Карулли Ф. Этюд соль мажор

 

Четвертый класс (2 часа в неделю)

 

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над игровыми движениями обеих рук в отдельности и их координацией. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Работа над техникой перехода из позиции в позицию. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.

 

В программе основное внимание уделяется работе над крупной формой.

 

В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции.

 

Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д.

 

Упражнения на разные виды техники.

 

В течение 4 года обучения ученик должен пройти:

 

хроматические упражнения, упражнения различных авторов;

 

двухоктавные гаммы: в первом полугодии мажорные, во втором -минорные (натуральный вид) - F-dur, G-dur, A-dur, e-moll, g-moll, a-moll, тонические трезвучия в них;

 

4-6 этюдов до трех знаков при ключе на различные виды техники;

 

10-12 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

 

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

За учебный год учащийся должен исполнить:

 

                                                                                                                                  Таблица 6

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, 2 этюда на различные виды техники).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет  (одна гамма, один этюд).

Май – экзамен (зачет)  (3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).

 

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

 

1.Вайс С. Л. Фантазия
Джулиани М. Сонатина до мажор op. 71, № 1, ч. 1.
«Ох, болиm, что болит», обр. М. Высотского
Сор Ф. Этюд си минор ор. 35, № 22

 

2. Бах И. С. Бурре ми минор BWV 996
Паганини Н. Сонатина до мажор
Лауро А. Негрито (венесуэльский вальс)
Каркасси М. Этюд до мажор ор. 60, № 15

 

3.Галилей В. Канцона и Гальярда
Таррега Ф. «Аделита» (мазурка)
Пернамбуко Ж. Звуки колокольчиков
Каркасси М. Этюд ля мажор ор. 60, № 23

 

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

 

1. Бах И. С. Сарабанда (и Дубль) си минор
Иванов-Крамской А Вальс
«Аргентинская народная мелодия» обр. М.-Л. Анидо
Джулиани М. Этюд ми минор ор. 48, № 5

 

2. де Визе Р. Пассакалья
Кост Н. Рондо соль мажор
Кардосо Х. Милонга
Джулиани М. Этюд ми минор ор. 100, № 13

 

3.Неизвестный автор. Жига ре мажор
Каркасси М. Андантино ля мажор
«Разжигаю я костер», обр. С. Орехова
Таррега Ф. Этюд в форме менуэта

 

Пятый класс (2 часа в неделю)

 

Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формированиеобъективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.

 

Особое вниманиепреподавателя должно быть направлено на составление  программ с учетом ясной дифференциации репертуара  на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие. 

 

Освоение техники исполнения искусственных флажолет. Освоение аккордовой техники.

 

В течение 5 года обучения ученик должен пройти:

 

упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игры;

 

при повторении ранее освоенных гамм  по программе 4 класса особое место необходимо уделить игре минорных гамм гармонического и мелодического видов, а также освоению в них более сложных приемов: чередование штрихов legato, staccato, триоли, чередование длительностей (восьмые-шестнадцатые); особое внимание направить на динамическое развитие;

 

гаммыE-dur, H-dur, B-dur, f-moll, fis-voll, h- moll;

 

хроматические гаммы от звуков E, F, G;

 

4 этюда до  четырех знаков при ключе на различные виды техники;

 

8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

 

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

За учебный год учащийся должен исполнить:

 

                                                                                                                                  Таблица 7

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, 2 этюда на разные виды техники/один этюд может быть заменен виртуозной пьесой).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет

(одна гамма, один этюд).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы).

 

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

 

1. Бах И. С. Прелюдия ре мажор, BWV 1007.
Паганини Н. Соната до мажор.
Понсе М. «Звездочка».
Дамас Т. - Таррега Ф. Этюд-скерцо ля мажор.

 

2. Бах И. С. Прелюдия ре минор, BWV 999.
Альберт Г. Соната ми минор, № 1, 1 ч.
Лауро А. Венесуэльский вальс № 2.
Каркасси М. Этюд ля мажор, ор. 60, № 9.

 

3. Бах И. С. Гавот ми мажор, BWV 1012.
Сор Ф. Рондо ре мажор.
Лауро А. La negra (венесуэльский вальс).
Джулиани М. Этюд ми мажор, ор. 48, № 9.

 

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

 

1.Бах И. С. Бурре (и Дубль) си минор, BWV 1002.
Альберт Г. Соната ми минор, № 1, III ч. (Рондо).
Иванов-Крамской А. «Грезы».
Каркасси М. Этюд ре мажор. op. 60, № 14.

 

2. Санс Г. Канариос.
Фулич С. Прелюд.
Савио И. Музыкальная шкатулка.
Каркасси М. Этюд ми минор, op. 60, № 19.

 

3. Гендель Г. Ф. Сарабанда с вариациями.
Скарлатти А. - Понсе М. Гавот.
Абреу С. «Тико-тико» (самба).
Каркасси М. Этюд до мажор, ор. 60, № 1.

 

Шестой класс (2часа в неделю)

 

Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть)

 

В течение 6 года обучения ученик должен пройти:

 

упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;

 

двухоктавные гаммы H-dur, fis-mol  (трех видов), повторение гамм за 5 класс, игра  в них ломаных арпеджио;

 

4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники;

 

8-10 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

 

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

За учебный год учащийся должен исполнить:

 

                                                                                                                                  Таблица 8

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна гамма, показ самостоятельно выученной пьесы).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение).

 

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

 

1. Бах И. С. Прелюдия ля мажор, BWV 1009.
Сор Ф. Вариации на тему «Фолии», ор.15 bis.
Понсе М. Мексиканское скерцино.
Джулиани М. Этюд до мажор, ор. 48, № 19.

 

2.  Понсе М. Гавот (в стиле С. Л. Вайса)
Джулиани М. Сонатина соль мажор, op. 71, № 2, I ч.
Морель Х. Романс.
Каркасси М. Этюд до мажор, ор. 60, № 22.

 

3.Бах И. С. Куранта ля мажор, BWV 1009.
Джулиани М. Сонатина ре мажор, ор. 71, № 3, IV ч.
Вила-Лобос Э. Шоро № 1.
Пухоль Э. «Шмель» (этюд).

 

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

 

1. Бах И. С. Аллеманда ля минор, BWV 996.
Диабелли А. Соната до мажор, I ч.
Альбенис И. «Шумы залива» (малагенья).
Вила-Лобос Э. Этюд № 1.

 

Седьмой класс (2, 5 часа в неделю)

 

Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности.

 

Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты.

 

Самостоятельная работа над произведением.

 

В течение 7 года обучения ученик должен пройти:

 

упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений;

 

игра гамм должна иметь четкую, последовательную схему по принципу «от простого к сложному», направлена на стабилизацию всех ранее освоенных штрихов и приемов;

 

4 этюда до четырех знаков при ключе на различные виды техники; требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения;

 

6-8 пьес разного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.

 

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

 

За учебный год учащийся должен исполнить:

 

                                                                                                                                  Таблица 9

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма, показ самостоятельно выученной пьесы, значительно легче усвоенного предыдущего материала).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных произведения).

Март – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение кантиленного характера).

 

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

 

1. Бах И. С. Гавот I- II ля минор, BWV 995.
Сор Ф. Соната до мажор, op. 22, IV ч. (Рондо)
Иванов-Крамской А. Тарантелла.
Таррега Ф. Этюд Ми мажор (de velocidad).

 

2. Бах И. С. Аллeманда ля мажор, BWV 1009.
Диабелли А. Соната фа мажор, № 3, I ч.
Гранадос Э. Испанский танец № 5.
Джулиани М. Этюд ми мажор, ор. 48. № 23.

 

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

 

1. Бах И. С. Прелюдия ля минор, BWV 997
Леньяни Л. Скерцо с вариациями, ор. 10.
Высотский М. «Пряха».
Сор Ф. Этюд ми минор, op. 6, № 11.

 

2. Мударра А. Фантазия № 10.
Карулли Ф. Соната ля мажор, I ч.
Понсе М. Аллеманда (в стиле С. Л. Вайса).
Вила-Лобос Э. Этюд № 8.

 

Восьмой класс (2,5 часа в неделю)

 

Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте.

 

Подготовка к выпускному экзамену.

 

В течение 8 года обучения ученик должен продемонстрировать:

 

умение сыграть любую (одно- двухоктавную минорную, мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д. в максимально быстром темпе;

 

исполнение 3-х этюдов, один из которых может быть заменен виртуозной пьесой.

 

 

 

За учебный год учащийся должен исполнить:

 

                                                                                                                                  Таблица 10

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма,1 этюд или виртуозная пьеса).

Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (2 произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена).

Март –прослушивание перед комиссией оставшихся двух произведений из выпускной программы, не сыгранных в декабре.

Май – выпускной экзамен

(4 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение, написанное для гитары).

 

Примерный репертуарный список итоговой аттестации:

 

1. Бах И. С. Гавот в форме рондо ми мажор, BWV 1006а.
Джулиани М. Соната до мажор, op. 15, I ч.
Малатс Х. Испанская серенада.
Вила-Лобос Э. Этюд № 2.

 

2. Бах И. С. Жига ля мажор, BWV 1009.
Сор Ф. Интродукция и вариации на тему Моцарта. ор. 9.
Таррега Ф. Арабское каприччио.
Сагрерас Х. «Колибри» (этюд).

 

Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе.

 

Девятый класс (2, 5 часа в неделю)

 

Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительству ставятся повышенные требования:

 

-  к работе над техникой в целом;

 

-  к работе над произведением,

 

 - к качеству самостоятельной работы;

 

-  к сформированности музыкального мышления.

 

  Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, конкурсах.

 

С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)

 

           

 

За учебный год учащийся должен исполнить:

 

                                                                                                                                  Таблица 11

 

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический минимум в виде контрольного урока

(1 гамма,1 этюд или виртуозная пьеса).

Декабрь – зачет

(2 новых произведения).

Март – академический вечер

(3 произведения из программы 8-9 классов, приготовленных на выпускной экзамен).

Май – выпускной экзамен

(4 разнохарактерных произведения).

 

Примерный репертуарный список

 

1. Фрескобальди Дж. Ария с вариациями.
Морено-Торроба Ф. Сонатина, I ч.
Лауро А. Ангостура (венесуэльский вальс).
Кост Н. Этюд ля мажор, ор. 38, № 22.

 

2. Гендель Г. Ф. Чакона.
Джулиани М. Соната до мажор. op. 15, III ч.
Альбенис И. «Кадис» (серенада).
Вила-Лобос Э. Этюд № 3.

 

 

 

III.   Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

 

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

 

-          знать основные исторические сведения об инструменте;

 

-          знать конструктивные особенности инструмента;

 

-          знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;

 

-          знать основы музыкальной грамоты;

 

-          знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;

 

-          знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);

 

-          знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);

 

-          знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на гитаре;

 

-          знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;

 

-          уметь самостоятельно настраивать инструмент;

 

-          уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;

 

-          уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;

 

-          уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;

 

-          уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;

 

-          уметь на базе приобретенных специальных знаний   давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;

 

-          иметь навык игры по нотам;

 

-          иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;

 

-          приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;

 

-          приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.

 

Реализация программы обеспечивает:

 

-          наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

 

-          комплексное совершенствование игровой техники гитариста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;

 

-          сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности гитары для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

 

-          знание художественно-исполнительских возможностей гитары;

 

-          знание музыкальной терминологии;

 

-          знание репертуара для гитары, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;

 

-          наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;

 

-          умение транспонировать и подбирать по слуху;

 

-          навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

 

-          навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

 

-          наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

 

-          наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

 

 

 

IV.      Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

 

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

 

Оценки качества знаний по «Специальности (гитара)» охватывают все виды контроля:

 

-        текущий контроль успеваемости;

 

-        промежуточная аттестация учащихся;

 

-        итоговая аттестация учащихся.

 

Цель промежуточной аттестации -  определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

 

                                                                                                                                  Таблица 12  

 

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

-             поддержание учебной дисциплины,

-             выявление отношения учащегося к изучаемому предмету,

-             повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок.  Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

контрольные уроки,

академические концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам

Промежуточная аттестация

определение успешности развития учащегося и усвоения им  программы на определенном этапе обучения

зачеты (показ части программы, технический зачет),    академические концерты,  переводные  зачеты, экзамены

Итоговая аттестация

определяет уровень и качество освоения  программы учебного предмета

экзамен проводится в выпускных классах: 8 (9)

 

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков, учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

 

Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.  

 

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.  

 

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы, или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.  

 

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

 

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

 

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

 

 

 

4.2. Критерии оценок

 

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.                          

 

     Таблица 13

 

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком  художественном уровне игры.

4 («хорошо»)

Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер.

3 («удовлетворительно»)

Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения.  Можно говорить  о том, что качество исполняемой программы  в данном случае зависело от времени, потраченном на работу  дома или  отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.

2 («неудовлетворительно»)

Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования.

Зачет (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

 

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

 

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

 

1.                      Оценка годовой работы учащегося.

 

2.                      Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.

 

3.                      Другие выступления учащегося в течение учебного года.

 

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

 

1.                      Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.

 

2.                      Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.

 

3.                      Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.

 

При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

 

Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

 

 

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса

 

 

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам

 

В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

 

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

 

Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.

 

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников, обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

 

Необходимым условием для успешного обучения на гитаре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

 

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

 

При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).

 

Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению   мышечного напряжения.

 

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

 

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.

 

Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного инструмента - гитары.

 

В классе гитары при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры.

 

Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги-гитаристы, в связи с определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).

 

 

 

5.2.                     Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

 

-          самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

 

-          периодичность занятий - каждый день;

 

-          объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.

 

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

 

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

 

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

 

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

 

Посадка

 

Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом.

 

При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого жесткого стула без поручней, высотой пропорционально его росту. Левая нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол, колено находится на воображаемой линии между левым плечом и ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед. Нос исполнителя и самая высокая точка корпуса гитары находятся на одной вертикальной линии, головка грифа располагается на уровне нижней части головы гитариста, плечи сохраняют свое естественное положение.

 

Постановка правой руки

 

Постановка правой руки - один из важнейших компонентов для формирования качества звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев.

 

Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью расположиться на большом овале гитары. Руку необходимо чувствовать всю от плечевого сустава, держа ее как бы навесу, хотя   предплечье и касается корпуса гитары. Нельзя опираться на обечайку всем весом руки - ни предплечьем, ни локтевым сгибом.

 

Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а держится в нужном положении. Для ее удержания требуется необходимое и достаточное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. В этом случае пясть располагается параллельно деке гитары, либо запястье находится чуть выше пястных суставов относительно деки, но обязательно не ниже. Пальцы располагаются над правой половиной розетки.

 

Звукоизвлечение

 

Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что сама по себе постановка - не цель, а необходимое средство для обеспечения рациональной работы пальцев. Главной же задачей является формирование основ правильного звукоизвлечения, культуры звука.

 

Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует предварительно оттягивать струну пальцем и только потом отпускать. Для этого необходим важный предшествующий этап: установка пальца на струну, своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до автоматизма. Оттягивание струны производится всем пальцем целиком от пястного сустава по направлению к передней деке и к соседней струне одновременно. Ладонь при этом располагается непосредственно над струнами, и палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажима на струну вторая фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе. Передние фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев, напротив, немного упруго прогибаются. При этом струна естественно оттягивается  в направлении передней деки, и звук обладает более красивым, глубоким тембром.

 

Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой. После звукоизвлечения возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлечения осуществляется  только пястным суставом. Нельзя тянуться к струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе.

 

В настоящее время профессиональная игра на гитаре может осуществляться только ногтевым способом, и учащийся с самого начала должен быть ориентирован на это. В то же время, если у ученика ногти  тонкие  и хрупкие, то приходится применять безногтевой способ. При описанной выше постановке правой руки в процессе извлечения звука одновременно участвуют и мякоть пальца, и ноготь: кончик пальца левой стороной нажимает на струну, подушечка проминается, струна касается ногтя, оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода.

 

Приемы звукоизвлечения

 

Существует два основных приема звукоизвлечения: тирандо и апояндо.  Тирандо может быть исполнена любая фактура без исключения, так как траектория движения кончика пальца при этом такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну.

 

Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, то после звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до этой струны. Такой прием называется апояндо. Апояндо - прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию. Принципы работы пальцев и направление оттягивания струны при правильном выполнении обоих приемов отличаются друг от друга незначительно.

 

Постановка левой руки

 

Удобнее всего рука располагается на грифе, если пальцы стоят в V - VI позициях на третьей струне. Плечо должно быть свободно опущено, рука круто согнута (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье и пясть представляют собой единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив первого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать нельзя. Кисть почти параллельна грифу, пальцы слегка наклонены влево. Такое положение пальцев в позиции на одной струне можно считать оптимальным. Мизинец, в зависимости от длины и физиологических особенностей,  может стоять прямо или даже быть склоненным чуть вправо. На шестой струне наклон пальцев практически отсутствует, а по мере приближения к первой струне - увеличивается.

 

С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может меняться, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного положения кисти для каждого конкретного случая.

 

При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец касается обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец перемещается к середине, или даже к верхней части обратной стороны грифа. Запястье становится более плоским, а пальцы круче сгибаются.

 

Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагогам-гитаристам в связи с теми или иными проблемами в своей области необходимо обращаться к научным и методическим исследованиям по другим специальностям, прежде всего, к скрипичным и фортепианным.

 

 

 

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

 

6.1.   Учебная литература;

 

1.    Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., Музыка, 2007

 

2.    Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., престо, 2003

 

3.    Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., престо, 1995, 1999, 2002

 

4.    Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2013

 

5.    Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009

 

6.    Кирьянов Н.  Искусство игры на классической шестиструнной гитаре. Часть 1. - М., Торопов, 2002

 

7.    Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977 - 2009

 

Методическая литература

 

1.    Ашер Т. Звук и его тоновые оттенки. // Гитаристъ.-1993: №1. С. 15-17

 

2.    Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., Престо, 2002

 

3.    Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004

 

4.    Как научить играть на гитаре. Сост. В. Кузнецов. - М., Классика-XXI, 2006, 2010

 

5.    Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание. Материалы  I-VII Междунар. науч.-практ. конференций.  Тамбов, 2005-2012

 

6.    Кузнецов В. К вопросу о гитарной аппликатуре. // Проблемы содержания и методики учебного процесса в музыкальном колледже и вузе: Труды МГИМ им. А. Шнитке, вып.3. М., 2001

 

7.    Кузнецов В. Основы звукоизвлечения и игры в позиции на классической гитаре. // Музыкальное исполнительство на народных инструментах. Вопросы обучения и воспитания: Труды МГИМ им. А. Шнитке, вып.7. М., 2003

 

8.    Кузнецов В. Подготовительный период обучения на классической гитаре. // Современные проблемы музыкального образования: Труды МГИМ им. А. Шнитке, вып.8. М., 2004

 

9.    Михайленко Н. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, Музична Украина, 2003

 

10.     Петропавловский А. Гитара в камерном ансамбле. Автореферат диссертации на соиск. уч. степени канд. искусствоведения. Специальность 17.00.02. Нижний Новгород, 2007

 

11.     Титов Е. Приемы игры на гитаре: от теории к практике. М., Композитор, 2005

 

 

 

6.2.   Нотная литература

 

1.   Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары / Ред. Х. Ортеги. - М., 1979

 

2.   Барриос А.  Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко.- М., 1989

 

3.   Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. - М., Музыка, 1986

 

4.   Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - М., Музыка, 1984

 

5.   Вила-Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко. - М., Музыка, 1984, 1988

 

6.   Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В.Кузнецов. - М., Дека-ВС, 2004

 

7.   Из репертуара А. Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н. Иванова-Крамская. - М., Музыка, 1983

 

8.   Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. /М., Советский композитор, 1977

 

9.   Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов. - М., Музыка, 1972

 

10.   Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре /М., Тоника, 1991

 

11.   Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А. Гитмана. - М.,  Престо, 1997

 

12.   Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А. Гитман. - М., Престо,1998

 

13.   Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., Престо, 2002

 

14.   Морено-Торроба Ф. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев. - М., Музыка, 1981, 1984

 

15.   От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып.1 / Сост. и ред. И. Пермяков. - Л., Музыка, 1987

 

16.   От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып.2 / Сост. и ред. И. Пермяков. - Л., Музыка, 1989

 

17.   От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып.3 / Сост. и ред. И. Пермяков. - Л., Музыка, 1992

 

18.   Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. - М., Престо, 2005.

 

19.   Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. - М., Престо, 1999, 2004

 

20.   Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.3 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. - Л., Музыка, 1977

 

21.   Педагогический репертуар: Сборник этюдов для шестиструнной гитары / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. - Л., Музыка, 1973

 

22.   Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., Престо, 2011

 

23.   Произведения для шестиструнной гитары. Ступени к мастерству. Вып. 1/ Сост. В. Кузнецов. - М., Владос, 2005

 

24.   Произведения для шестиструнной гитары. Ступени к мастерству. Вып. 2/ Сост. В. Кузнецов. - М., Владос, 2005

 

25.   Санс Г. Пять сюит /  Ред. Х. Ортеги.- М.,1979

 

26.   Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары./ Ред. А. Сеговии. - М., ГИД, 1997

 

27.   Старинная музыка: Для шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов. - М., Советский композитор, 1971

 

28.   Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев. - М., Музыка, 1983

 

29.   Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е. Ларичев. - М., Музыка, 1983, 1985

 

30.   Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е. Ларичев. - М., Музыка, 1984, 1986

 

31.   Хрестоматия гитариста 1-5 классы. /Ред. Ю.Зырянов, Новосибирск

 

32.   Хрестоматия гитариста  2-4 классы. /Ред. Зубченко О.,Ростов-на-Дону

 

33.   Хрестоматия гитариста  3-5 классы. /Ред. Зубченко О., Ростов-на-Дону

 

34.   Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. / Сост. Н. Михайленко. - Киев, Музична Украина, 1983

 

35.   Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, Музична Украина, 1984

 

36.   Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, Музична Украина, 1980, 1984

 

37.   Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, Музична Украина, 1981, 1985

 

38.   Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). / Сост. Н. Михайленко. - Киев, Музична Украина, 1982, 1986

 

39.   Этюды для шестиструнной гитары / Сост. И. Пермяков. - Л., Музыка, 1987

 

40.   Klassiker der Gitarre. Band 1.- Leipzig, 1977

 

41.   Klassiker der Gitarre. Band 2. - Leipzig, 1978

 

42.   Klassiker der Gitarre. Band 3. - Leipzig, 1979