Управление по культуре

 

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

 

Муниципальное бюджетное учреждение

 

дополнительного образования

 

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

 

 

Рабочая  программа   учебного предмета УП. 01

 

«Специальность (скрипка)»

 

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

 

программы в области  музыкального искусства

 

«Струнные инструменты»

 

 

 

 

 

 

 

Срок  обучения  8  лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

 

Асриева О. А. – преподаватель класса скрипки, преподаватель высшей категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент – Маркина А. Г., доцент кафедры оркестровых струнных инструментов СГК им. Л. В. Собинова

 

Рецензент – Авазова Т. А., старший преподаватель кафедры оркестровых струнных инструментов СГК им. Л. В. Собинова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

 

 

I.       Пояснительная записка                                                              

 

1.1.              Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 

1.2.              Срок реализации учебного предмета;

 

1.3.              Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 

1.4.              Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

1.5.              Цели и задачи учебного предмета;

 

1.6.              Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

1.7.              Методы обучения;

 

1.8.              Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

 

II.      Содержание учебного предмета                                                 

 

2.1.              Сведения о затратах учебного времени;

 

2.2.              Годовые требования по классам;

 

 

 

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                     

 

IV.    Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1.          Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

4.2.           Критерии оценки;

 

        

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса      

 

                  

 

5.1.              Методические рекомендации педагогическим работникам;

 

5.2.              Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

 

 

 

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 

 

6.1.              Нотная литература

 

6.2.              Учебно-методическая литература;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка.

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

 

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «скрипка», далее – «Специальность (скрипка)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты».

 

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «скрипка», далее – «Специальность (скрипка)» разработана с учетом  обеспечения преемственности программы.

 

Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

 

Скрипка является не только сольным инструментом, но ансамблевым и

 

оркестровым. Поэтому, владея игрой на данном инструменте, учащийся имеет возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах. В классе ансамбля или оркестра учащийся оказывается вовлеченным в процесс коллективного музицирования, используя знания, умения и навыки, полученные в классе по специальности.

 

Настоящая программа отражает организацию учебного процесса, все разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность реализации индивидуального подхода к каждому ученику.

 

 

 

1.2. Срок реализации учебного предмета.

 

Срок реализации учебного предмета «Специальность (скрипка)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

 

– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

 

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

 

 

 

1.3. Объем учебного времени.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (скрипка)»:

 

Таблица 1

 

Срок обучения

8 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1777

Количество часов на аудиторные занятия

592

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

1185

 

 

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.

 

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

 

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные и физические возможности, эмоционально-психологические особенности.

 

 

 

1.5. Цели задачи учебного предмета «Специальность (скрипка)».

 

Цели:

 

-          выявление наиболее одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

 

-          создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно – нравственного развития детей;

 

-          приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из струнных инструментов (скрипке, альте, виолончели, контрабасе, арфе), позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

 

-          приобретение детьми умений, навыков сольного, ансамблевого или оркестрового исполнительства;

 

-          приобретение детьми опыта творческой деятельности;

 

-          овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

 

-          подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

 

Задачи:

 

-          Приобретение обучающимися следующих знаний, умений, и навыков:

 

-          знания художественно –эстетических и технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого или оркестрового исполнительства; знания музыкальной терминологии;

 

-          умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле или оркестре на струнном инструменте;

 

-          формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,

 

-          позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на скрипке произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

 

-          умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на струнном инструменте;

 

-          умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на струнном инструменте;

 

-          умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на струнном инструменте;

 

-          навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;

 

-          навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений, как на струнном инструменте, так ина фортепиано;

 

-          навыков подбора по слуху;

 

-          первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

 

-          навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых или оркестровых).

 

 

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (скрипка).

 

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты

 

работы преподавателя с учеником.

 

Программа содержит следующие разделы:

 

-          сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

 

-          распределение учебного материала по годам обучения;

 

-          описание дидактических единиц учебного предмета;

 

-          требования к уровню подготовки обучающихся;

 

-          формы и методы контроля, система оценок;

 

-          методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы

 

"Содержание учебного предмета".

 

 

 

1.7. Методы обучения

 

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.

 

Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 

-          словесный (объяснение, беседа, рассказ);

 

-          наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

 

-          практический (работа на инструменте, упражнения);

 

-          аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

 

-          эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

 

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях исполнительства на струнных смычковых инструментах.

 

 

 

1.8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Специальность (скрипка)».

 

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, освещение и хорошо проветриваться. Должна быть обеспечена ежедневная уборка учебной аудитории.

 

Учебные классы для занятий по специальности оснащаются роялем или пианино, в классе необходимо иметь пюпитр, который можно легко приспособить к любому росту ученика.

 

Рояль или пианино должны быть хорошо настроены.

 

 

 

II. Содержание учебного предмета.

 

2.1. Сведения о затратах учебного времени

 

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

 

учебного предмета «Специальность (скрипка)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

 

Распределение по годам обучения

 

Таблица 2

 

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

(9)

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на

аудиторные занятия

(в неделю)

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

592

82,5

674,5

Количество часов на

самостоятельнуюработу в неделю

3

3

4

4

5

5

6

6

6

Общее количество часов на самостоятельную работу по годам

96

99

132

132

165

165

198

198

198

Общее количество часов на внеаудиторную

(самостоятельную работу)

1185

198

 

1383

Общее максимальное количество часов навесь период обучения (аудиторные и самостоятельные)

1777

 

 

Объем времени на

консультации (по годам)

6

8

8

8

8

8

8

8

8

62

8

Общий объем времени на консультации

70

                       

 

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

 

Виды внеаудиторной работы:

 

- выполнение домашнего задания;

 

- подготовка к концертным выступлениям;

 

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов);

 

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

 

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

 

 

 

2.2. Требования по годам обучения.

 

1 класс.

 

В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на скрипке. Освоение 1-й позиции. Штрихи деташе и легато в простейшем их сочетании. Учащийся должен знать и играть гаммы до двух знаков, а также уметь исполнять разнохарактерную музыку (песня-танец).

 

В этот период желательно проходить большой объем музыкального материала ввиду его достаточной лаконичности, формировать навыки чтения с листа, внимание к звукоизвлечению и чистому интонированию.

 

Примерный репертуарный список:

 

пьесы, произведения крупной формы, этюды, упражнения из следующих сборников

 

1. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000

 

2. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962

 

3. Якубовская В. Вверх по ступенькам. С-Пб «Композитор», 2003

 

4. Гуревич Л. – Зимина Н. Скрипичная азбука 1, 2 тетр. М., «Композитор», 1998

 

5. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1986

 

6. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980

 

7. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

 

8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы (1-2 классы). Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., Музыка, 1990

 

9. Юный скрипач, вып.1. Редактор-составитель  К.Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992.

 

Примеры программ переводного зачета:

 

Вариант 1 (самый несложный)

 

Р.Н.П. «Как под горкой…» обр. Комаровского А.

 

Р.Н.П. « На зеленом лугу…» обр. Захарьиной Т.

 

Вариант 2

 

Моцарт В. Аллегретто

 

Метлов Н. «Баю-баюшки, баю»

 

Вариант 3

 

Гендель Г.Ф. Гавот с вариациями

 

Вариант 4

 

Ридинг О. Концерт си минор 1 часть

 

 

 

2 класс.

 

Продолжение работы над постановкой, свободой игровых движений.

 

Усложнение и детализация игровых навыков. Изучение гамм мажора и минора.

 

Начало изучений позиций и переходов в простейших вариантах. Работа над более разнообразным звучанием инструмента в зависимости от характера музыкального материала.

 

Штрихи деташе, легато, мартеле и их сочетание. Культура распределения смычка. Чтение с листа на уроке.

 

Развитие навыка анализа музыкальных и технических задач.

 

Примерный репертуарный список:

 

пьесы, произведения крупной формы, этюды, упражнения из следующих сборников

 

1. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., Музыка, 2000

 

2. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962

 

3. Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб, «Композитор», 2003

 

4. Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука, 1, 2 тетр. М., «Композитор», 1998

 

5. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1986

 

6. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980

 

7. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

 

8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы (1-2 классы)

 

Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М.,

 

Музыка, 1990

 

9. Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы, 2-3 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка, 2008

 

10. Юный скрипач, вып.1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992

 

Примеры программ переводного зачета:

 

Вариант 1

 

Бакланова Н. Романс

 

Бакланова Н. Мазурка

 

Вариант 2

 

Бах И. Марш

 

Караев К. «Задумчивость»

 

Вариант 3

 

Ридинг О. Концерт си-минор, 2,3 часть

 

Вариант 4

 

Зейтц Ф. Концерт Соль мажор, 1 часть

 

 

 

3 класс.

 

Дальнейшее техническое развитие. Изучение хроматических последовательностей. Навыки игры в позициях и игра 3-октавных гамм. Работа над интонированием. Вибрато. Работа над звуком.

 

Кантилена, работа над пластикой ведения смычка. Жанровые пьесы и характер штрихов. Изучение музыки разных стилей и эпох.

 

Чтение с листа, самостоятельный разбор произведений и музыкальный анализ.

 

Навыки ансамблевого музицирования.

 

Примерный репертуарный список:

 

пьесы, произведения крупной формы, этюды, упражнения из следующих сборников

 

1. Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. М. Гос. муз. изд., 1987

 

2. Избранные этюды 1-3 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

 

3. Избранные этюды 3-5 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

 

4. Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы». М., « Композитор», 1992

 

5. Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы, 2-3 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка, 2008

 

6. Хрестоматия для скрипки Пьесы и произведения крупной формы, 3-4 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М., Музыка, 1991

 

7. Юный скрипач, вып. 1 (составитель К. Фортунатов). М., «Советский

 

композитор», 1992

 

8. Юный скрипач, вып.2 (редактор К.Фортунатов). М., «Советский

 

композитор», 1992

 

Примеры программ переводного зачета:

 

Вариант 1

 

Чайковский П. Старинная французская песенка

 

Шостакович Д. Гавот

 

Вариант 2

 

Чайковский П. Неаполитанская песенка

 

Брамс И. Колыбельная

 

Вариант 3

 

Данкля Ш. Вариации на т. Вейгля

 

Вариант 4

 

Вивальди А. Концерт ля минор, 1 часть

 

 

 

4 класс.

 

Дальнейшее изучение грифа. Гаммы мажор и минор до 4-х знаков.

 

Работа над штрихами (деташе, легато, мартле, сотийе, спиккато). Пунктирный штрих.

 

Развитие навыков более виртуозной игры, легкость и точность артикуляции пальцев левой руки, разнообразное вибрато. Продолжение работы над кантиленой и звуковедением. Стилевое разнообразие репертуара, классическая и романтическая пьеса.

 

Ансамблевое музицирование. Чтение с листа более сложных произведений.

 

Примерный репертуарный список:

 

пьесы, произведения крупной формы, этюды, упражнения из следующих сборников

 

1. Избранные этюды, 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

 

2. Бакланова Н. Этюды средней трудности. М., «Советский композитор»,

 

1983

 

3. Мазас К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор», 2004

 

4. Донт Я. Этюды, соч. 37. М., Музыка, 1988

 

5. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5

 

классы (Составитель Ю.Уткин). М., Музыка, 1987

 

6. Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка,

 

1995

 

7. Юный скрипач, вып.2 (редактор К.Фортунатов). М., «Советский

 

композитор», 1992

 

8. Юный скрипач, вып.3 (редактор К.Фортунатов). М., «Советский

 

композитор», 1987

 

Примеры программ переводного зачета:

 

Вариант 1

 

Спендиаров А. Колыбельная

 

Яньшинов  А. Прялка

 

Вариант 2

 

Раков Н. Вокализ

 

Безверхний  М. Концертное аллегро

 

Вариант 3

 

Акколаи А. Концерт 1 часть

 

Вариант 4

 

Роде П. Концерт: 2,3 части

 

 

 

5 класс.

 

Изучение гамм в более сложных тональностях. Двойные ноты (терции, сексты, октавы). Развитие беглости. Трели. Пунктирный ритм.

 

Продолжение работы над штрихами в более сложном их сочетании. Старинная соната. Пьесы и концерты виртуозно-романтического характера.

 

Ансамблевое музицирование в разных составах. Игра в оркестре. Чтение с листа более сложных произведений.

 

Примерный репертуарный список:

 

пьесы, произведения крупной формы, этюды, упражнения из следующих сборников

 

1. Избранные этюды, вып.2, 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

 

2. Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004

 

3. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009

 

4. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987

 

5. Донт Я. Соч. 37. Этюды. М., Музыка, 1987

 

6. Донт Я. Соч. 38. Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980

 

7. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы. Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987

 

8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы, 5-6 классы. М., Музыка, 1987

 

9. Хрестоматия. Концерты. Вып.2. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3, Холлендер Г. «Легкий концерт»)

 

10. Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 (Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С. Концерт ля минор: 1 часть, Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти Дж. Концерт №23: 1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть, Шпор К. Концерт №2: 1 часть).

 

Примеры программ переводного зачета:

 

Вариант 1

 

Корелли А. Соната Ля мажор

 

Вариант 2

 

Мострас К. Хоровод

 

Сен-Санс К. Лебедь

 

Вариант 3

 

Роде П. Концерт № 8: 1 часть

 

Вариант 4

 

Шпор Л. Концерт № 2: 1часть

 

 

 

6 класс.

 

Гаммы 3-х и 4-октавные, двойные ноты.

 

Продолжение развития техники левой руки, совершенствование различных видов штрихов и их вариантов в этюдах и пьесах.

 

Работа над более разнообразным звучанием инструмента, более

 

эмоциональное и смысловое наполнение исполняемого произведения.

 

Игра в ансамблях и школьном оркестре. Изучение партий, чтение с листа.

 

Примерный репертуарный список:

 

пьесы, произведения крупной формы, этюды, упражнения из следующих сборников

 

1. Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

 

2. Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004

 

3. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009

 

4. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987

 

5. Донт Я. Соч. 37 Этюды. М., Музыка, 1987

 

6. Донт Я. Соч. 38 Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980

 

7. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы. Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987

 

8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы 5-6 классы. М., Музыка, 1987

 

9. Хрестоматия. Концерты, вып.2, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3, Холлендер Г. «Легкий концерт»)

 

10. Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995  (Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С. Концерт ля минор: 1 часть, Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти Дж. Концерт №23: 1 часть,Берио К. Концерт №9: 1 часть, Шпор К. Концерт №2: 1 часть.)

 

Примеры программ переводного зачета:

 

Вариант 1

 

Х. Глюк «Мелодия».

 

Ф. Крейслер «Прелюдия и аллегро».

 

Вариант 2

 

Й. Рафф «Каватина».

 

Г. Эллертон «Тарантелла».

 

Вариант 3

 

Берио Ш. Концерт № 9: 1 часть

 

Вариант 4

 

Виотти Дж. Концерт № 22: 1 часть

 

 

 

7 класс.

 

Активное освоение скрипичного репертуара разностильной направленности. Сонаты Корелли, Вивальди, Локателли, Генделя, Бенды.

 

Романтическая кантилена и виртуозные пьесы. Крупная форма более сложной фактуры и содержания.

 

Активное участие в концертах отдела и школы, как в сольном исполнительстве, так и в составе ансамблей и школьного оркестра.

 

Примерный репертуарный список:

 

пьесы, произведения крупной формы, этюды, упражнения из следующих сборников

 

1. Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

 

2. Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004

 

3. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009

 

4. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987

 

5. Донт Я. Соч. 37. Этюды. М., Музыка, 1987

 

6. Донт Я. Соч. 38 Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980

 

7. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы

 

Составитель Ю.Уткин. М., Музыка, 1987

 

8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы. М., Музыка, 1987

 

9. Хрестоматия. Концерты, вып.2, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3, Холлендер Г. «Легкий концерт»)

 

10. Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 (Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С. Концерт ля минор: 1 часть, Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти Дж. Концерт №23: 1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть, Шпор К. Концерт №2: 1 часть).

 

Примеры программ переводного зачета:

 

Вариант 1

 

С. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка»

 

А. Дакен «Кукушка».

 

Вариант 2

 

Ж. Массне «Размышление»

 

Ф. Шуберт «Пчелка»

 

Вариант 3

 

Шпор Л. Концерт № 2: 1 часть

 

Вариант 4

 

Вьетан А. Баллада и полонез

 

 

 

8 класс.

 

В выпускном классе учащийся может пройти одну или две программы. В некоторых случаях может повторить произведение ранее исполнявшееся.

 

В течение года ученик должен иметь возможность обыгрывать ее на классных вечерах и школьных концертах.

 

Программа должна быть построена с учетом индивидуальных возможностей ученика, показать его с лучшей стороны.

 

Этот класс является подготовительным для поступления в музыкальный колледж.

 

Программу необходимо построить так, чтобы она дала возможность развить у учащегося все его технические и музыкальные потенциальные возможности, привести исполнительские и инструментальные навыки к порогу профессиональных для дальнейшего обучения в музыкальном колледже.

 

Требования к выпускной программе:

 

Этюд

 

Концерт: 1 часть или 2 и 3 часть или 2 части старинной сонаты

 

2 разнохарактерные пьесы

 

Примерный репертуарный список:

 

пьесы, произведения крупной формы, этюды, упражнения из следующих сборников

 

1. Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

 

2. Мазас К. Артистические этюды, соч.36, 1 тетрадь. СПб, «Композитор», 2004

 

3. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2009

 

4. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987

 

5. Донт Я. Соч. 37 Этюды. М., Музыка, 1987

 

6. Донт Я. Соч. 38 Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980

 

7. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы.

 

Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987

 

8. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы. М., Музыка, 1987

 

9. Хрестоматия. Концерты. Вып.2. Средние и старшие классы ДМШ. М.,

 

Музыка, 1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3,

 

Холлендер Г. «Легкий концерт»)

 

10. Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 (Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С. Концерт ля минор: 1 часть, Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти Дж. Концерт №23: 1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть, Шпор К. Концерт №2: 1 часть).

 

11. Крейцер Р. Этюды (ред. А.Ямпольского). М., Музыка, 1987

 

12. Юный скрипач, вып. 3. М., «Советский композитор», 1992

 

13. Классические пьесы для скрипки и фортепиано (составитель и редактор

 

С.Шальман). СПб, «Композитор», 2004

 

1. Крейцер Р. Этюды (ред. А.Ямпольского). М., Музыка, 1987

 

2. Данкля Ш. Этюды соч. 73

 

3. Роде П. 24 каприса

 

4. Флеш К. Гаммы и арпеджио

 

5. Гендель 6 сонат для скрипки и ф-но

 

6. Вивальди А. Сонаты

 

7. Корелли А. Сонаты

 

8. Верачини Ф. Сонаты

 

(все сонаты желательно под редакцией российских скрипачей)

 

9. Хрестоматия. Концерты. Вып.2. Средние и старшие классы ДМШ. М.,

 

Музыка, 1995 (Вивальди А. Концерт Соль мажор, Зейтц Ф. Концерт №3,

 

Холлендер Г. «Легкий концерт»)

 

10. Хрестоматия. Концерты, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995 (Зейтц Ф. Концерт №1, Акколаи Ж. Концерт ля минор, Бах И.С. Концерт ля минор: 1 часть, Крейцер Р. Концерт №13: 1 часть, Виотти Дж. Концерт №23: 1 часть, Берио К. Концерт №9: 1 часть, Шпор К. Концерт №2: 1 часть).

 

11. Юный скрипач, вып. 3. М., «Советский композитор», 1992

 

12. Классические пьесы для скрипки и фортепиано (составитель и редактор

 

С.Шальман). СПб, «Композитор», 2004

 

 

 

Примеры экзаменационных программ:

 

Вариант 1

 

Р. Крейцер. Этюд № 32.

 

Локателли П. Соната соль минор, две части

 

А. Рубинштейн «Мелодия»

 

С. Прокофьев «Тарантелла».

 

Вариант 2

 

Ф. Фиорилло. Этюд № 28.

 

Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя из оперы «Садко».

 

С. Прокофьев «Скерцо».

 

Виотти Дж. Концерт № 20: 1 часть

 

Вариант 3

 

 Р. Крейцер. Этюд № 31.

 

Гендель Г.Ф. Соната Ми мажор: 1,2 части

 

А. Аренский «Незабудка».

 

Шер А. Бабочки

 

Вариант 4

 

Ж. Мазас. Этюд № 6, тетр. I.

 

Шпор Л. Концерт № 9

 

К. Караев. Адажио из балета «Семь красавиц».

 

Венявский Г. Мазурка «Куявяк»

 

Вариант 5

 

Крейцер Р. Этюд № 12

 

Виотти Дж. Концерт № 22: 1 часть с каденцией

 

Дакен Дж. Кукушка

 

Д. Шостакович «Романс».

 

Вариант 6

 

Данкля Ш. Этюд № 1

 

Вьетан А. Баллада и Полонез

 

Г. Гендель. Соната E-dur

 

Вариант 7

 

Роде П. Каприс № 4

 

Шпор Л. Концерт № 9

 

Венявский Г. Мазурка

 

Д. Шостакович «Элегия».

 

Вариант 8

 

Роде П. Каприс № 3

 

Вьетан А. Концерт № 2: 1часть

 

Рис А. Вечное движение

 

А. Хачатурян «Ноктюрн».

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения образовательной программы учебного предмета «Специальность (скрипка)»,который приводит к формированию комплекса знаний, умений и навыков, таких как:

 

·           наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

 

·           самостоятельному музыкальному исполнительству;

 

·           сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,

 

·           позволяющий использовать многообразные возможности струнного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

 

·           знание репертуара для струнного инструмента, включающего произведения

 

·           разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

 

·           знание художественно-исполнительских возможностей струнного инструмента;

 

·           знание профессиональной терминологии;

 

·           наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

 

·           навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом

 

·           исполнения музыкального произведения;

 

·           навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

 

·           наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

 

·           наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

 

·           наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

 

 

 

IVФормы и методы контроля, система оценок.

 

4. 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

 

Оценка качества занятий по «Специальности (скрипка)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

 

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться прослушивания, формами текущего контроля могут быть контрольные уроки.

 

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ и др.

 

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих четверть или полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на данный учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

 

Экзамен проводится:

 

- по окончании 8 класса (выпускной экзамен) при 8-летнем сроке обучения или по окончании 9 класса (выпускной экзамен) при 9-летнем сроке обучения.

 

Учащиеся остальных классов в конце каждого учебного года сдают переводной дифференцированный зачет.

 

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

 

 

 

4.2. Критерии оценки.

 

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

 

Критерии оценки качества исполнения.

 

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

 

Таблица 4

 

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

 

 

 

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

 

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

 

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

 

1. Оценка годовой работы учащегося.

 

2. Оценки за академические концерты и дифференцированные зачеты

 

3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.

 

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

 

1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень

 

владения инструментом.

 

2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.

 

3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации понятия стиля

 

исполняемого произведения.

 

При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

 

 

 

4.3.Контрольные требования на разных этапах обучения

 

Оценки выставляются по окончании четверти  учебного года. В конце учебного года выставляется итоговая (переводная) оценка.

 

 В1-м классе учащиеся выступают не менее 3-х раз:

 

-          по окончании 1-й четверти преподаватель выводит оценку, соответствующую качеству работы и успехам  учащегося  в начальном периоде обучения.

 

-          2-я четверть - декабрь -  академический дифференцированный зачет в форме концерта «Первые успехи» (2-3 пьесы)

 

-          3-я четверть -  март – академический дифференцированный зачет в форме концерта «Подарок для мамы» (2-3 пьесы)

 

-          4 четверть -  апрель-май – переводной дифференцированный зачет   (крупная форма  или 2 пьесы)

 

В течение учебного года учащийся  2-7 классов должен выступать не менее 5-и раз:

 

-          1–я четверть -  сентябрь - конкурс на лучшее исполнение пьес «Осенние мелодии»;

 

-          октябрь – технический дифференцированный зачет (гамма и этюд)

 

-          2-я четверть -  декабрь –академический дифференцированный зачет (2 пьесы или крупная форма).

 

-          3-я четверть -  февраль – конкурс на лучшее исполнение гаммы и этюд «Дорожка к мастерству».

 

-          4 четверть - апрель-май –переводной дифференцированный зачет(крупная форма  или 2 пьесы).

 

Выпускной 8  класс

 

-          1–я четверть - сентябрь - конкурс на лучшее исполнение пьес «Осенние мелодии»;

 

-          октябрь – технический дифференцированный зачет (гамма и этюд).

 

-          2-я четверть - декабрь – прослушивание 1-й части выпускной программы (2 пьесы или крупная форма).

 

-          3-я четверть - февраль – конкурс на лучшее исполнение гаммы и этюда «Дорожка к мастерству»;

 

-          март - прослушивание 2-й части выпускной программы (2 пьесы или крупная форма).

 

-          4 четверть -  апрель-май – выпускной  экзамен  (этюд, крупная форма , 2 пьесы).

 

-          Четвертные оценки выставляются преподавателем, обеспечивающим оценку качества знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащегося к выпускному экзамену.

 

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса.

 

5.1.Методические рекомендации педагогическим работникам.

 

Необходимым условием для успешного обучения игре на скрипке является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной поставки правой и левой рук, корпуса. Что же касается учащихся, которые нуждаются в значительной перестановке рук и освобождении мышечного аппарата, то данную работу необходимо вести по программе, которая в первую очередь предусматривает решение этих задач. В связи с этим в одном и том же классе даны четыре варианта зачетной программы, где наиболее полно отражены все аспекты художественного и технического развития ученика и его возможности на данном этапе.

 

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

 

Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой– важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.

 

В работе над музыкальными произведениями необходимо постоянно поддерживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

 

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над произведением, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.

 

Репертуар учащихся состоит из технического и художественного материала. Репертуар должен быть разнообразным по стилю, содержанию, форме, жанру, фактуре. При формировании экзаменационных программ за основу был взят общий принцип «сплошной вертикали», т.е. последовательность, постепенность и нарастающая сложность репертуара. При составлении зачетной или экзаменационной программы важно соблюсти все аспекты музыкальных и технических сложностей, освоение которых ученик должен продемонстрировать на данном этапе своего развития. Например, если один этюд посвящен проблемам левой руки, то желательно, чтобы во втором этюде акцент делался на технике штрихов; если выбрана классическая крупная форма, то пьеса должна быть романтически- виртуозного характера (и наоборот).

 

Комплексный подход, продуманный выбор учебного материала–важнейшие факторы успешного развития учеников.

 

К началу каждого полугодия преподаватель составляет на каждого ученика индивидуальный план, который утверждает заведующий струнным отделением.

 

В конце полугодия преподаватель вносит изменения, если они были, и информацию обо всех выступлениях ученика с оценкой и краткой характеристикой учащегося.

 

При составлении индивидуального плана необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности, а также степень подготовки учащегося. В репертуар следует включать произведения, доступные с точки зрения технической и образной сложности, разнообразные по стилю, жанру, форме.

 

Важнейший раздел индивидуального плана – работа над этюдами, гаммами, упражнениями и другим учебно-вспомогательным материалом. При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня исполнительской законченности).

 

Путь развития ученика определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические требования к ученикам должны быть строго дифференцированы, главное, недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности ученика и несоответствующие его возрастным особенностям.

 

Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. Очень важно показать учащимся, как рационально использовать время, отведенное для работы дома. На уроке необходимо четко ставить конкретные задачи и показывать пути их решения, фиксировать их в дневнике. Это поможет более осознанно строить домашние занятия, развивает навыки самостоятельной работы. В результате учебный процесс проходит значительно плодотворнее.

 

 

 

5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы:

 

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Они должны быть ежедневными. Количество времени, расходуемого в домашних занятиях, обуславливается степенью сложности проходимого музыкального материала, подготовкой к выступлениям на зачетах и концертах. Кроме того, желательно, чтобы ежедневные домашние занятия были четко распланированы следующим образом:

 

1) работа над техническим материалом (гаммы, этюды);

 

2) работа над пьесами и произведениями крупной формы;

 

3) проработка наиболее трудных эпизодов в изучаемых произведениях;

 

4) самостоятельный разбор нового музыкального материала;

 

5) посещение концертов, спектаклей, а также непосредственное участие

 

учащегося в концертной деятельности класса и школы.

 

Необходимо научить ребенка самостоятельно ставить задачи и решать их в ходе домашних занятий. Кроме того, важно регулярное посещение различных филармонических концертов, музыкальных вечеров, театров, музеев, культурных мероприятий.

 

Чтобы занятия дома были продуктивнее и интереснее, необходимо научить учащегося самостоятельно и творчески мыслить, уметь четко формулировать проблему на уроке и находить пути ее решения.

 

Для большей мотивации в домашней работе необходимо чаще менять репертуар, заинтересовывать участием во всевозможных выступлениях, как в качестве солиста, так и в ансамбле. Недопустимо играть одну программу в течение учебного года – это притупляет ощущения музыки, тормозит творческий процесс, вследствие чего самостоятельные занятия дома становятся рутинными, неинтересными и малопродуктивными.

 

 

 

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

 

6.1.  Список рекомендуемой нотной литературы:

 

1. Бакланова Н. Этюды средней трудности. М., «Советский композитор», 1983

 

2. Верачини Ф. Сонаты для скрипки. Elibron Classics, 2002

 

3. Вивальди А. Двенадцать сонат для скрипки и фортепиано. Харвест, 2004

 

4. Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. М., Гос. муз. изд., 1987

 

5. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1980

 

6. Гарлицкий М. Шаг за шагом, раздел «Переходы». М., «Композитор», 1992

 

7. Гендель Г.Ф. 6 сонат для скрипки и ф-но

 

8. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор»,1986

 

9. Гуревич Л., Зимина Н. Скрипичная азбука, 1, 2 тетради. М., «Композитор»,1998

 

10. Данкля Ш. Этюды соч. 73. М., Музыка, 1970

 

11. Донт Я. Этюды соч. 37. М., Музыка, 1988

 

12. Донт Я. Соч. 37 Этюды. М., Музыка, 1987

 

13. Донт Я. Соч. 38 Этюды для 2-х скрипок. М., Музыка, 1980

 

14. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962

 

15. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М., «Кифара», 1996

 

16. Избранные этюды, 1-3 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

 

17. Избранные этюды, 3-5 классы ДМШ. М., «Кифара», 1996

 

18. Избранные этюды, вып.2. 3-5 классы. М., «Кифара», 1996

 

19. Классические пьесы (составитель и редактор С.Шальман). СПб, «Композитор»,2009

 

20. Корелли А. 10 сонат для скрипки и фортепиано. Харвест, 2004

 

21. Крейцер Р. Этюды (ред. А.Ямпольского). М., Музыка, 1987

 

22. Мазас К. Артистические этюды, соч. 36, 1 часть. СПб, «Композитор», 2004

 

23. Мазас К. Блестящие этюды, соч. 36, 2 тетрадь. М., Музыка, 2004

 

24. Роде П. 24 каприса. М., Музыка, 1988

 

25. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000

 

26. Тартини Дж. Соната соль минор «Покинутая Дидона»

 

27. Фиорилло Ф. 36 этюдов и каприсов для скрипки. М., Музыка, 1987

 

28. Флеш К. Гаммы и арпеджио. М., Музыка, 1966

 

29. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 1-2 классы. Составители: М. Гарлицкий, К. Родионов, Ю. Уткин, К. Фортунатов. М., Музыка, 1990

 

30. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка, 2008

 

31. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 классы. Составители: М.Гарлицкий, К.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов, М., Музыка, 1991

 

32. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы. (Составитель Ю.Уткин). М., Музыка, 1987

 

33. Хрестоматия для скрипки. Средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995

 

34. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 классы. Составитель Ю.Уткин, М., Музыка, 1987

 

35. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы. М., Музыка, 1987

 

36. Хрестоматия. Концерт, вып.2, средние и старшие классы ДМШ. М., Музыка, 1995

 

37. Юный скрипач. Вып. 1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992

 

38. Юный скрипач. Вып.2. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992

 

39. Юный скрипач. Вып.3. М., «Советский композитор», 1992

 

40. Якубовская В. Вверх по ступенькам. СПб, «Композитор», 2003

 

 

 

6.2. Список рекомендуемой методической литературы:

 

1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., «Музыка», 1965

 

2. Безродный Игорь. Искусство, мысли, образ. ООО «Века-ВС», 2010

 

3. Беленький Б. – Эльбойм Э. Педагогические принципы Л.М. Цейтлина. М., «Музыка», 1990

 

4. «Как учить игре на скрипке в школе». Составитель Берлянчик М. Сборник статей. М., «Классика ХХI», 2006

 

5. «Вопросы совершенствования преподавания на оркестровых инструментах». Сборник статей. Составитель Берлянчик М. - М., «Музыка», 1978

 

6. «Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1980. Выпуск 2,

 

составитель Руденко В.И.

 

7. «Вопросы музыкальной педагогики». М., «Музыка», 1986. Выпуск 7,

 

составитель Руденко В.И.

 

8. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. Москва, «Классика ХХI», 2006

 

9. Гутников Борис. Об искусстве скрипичной игры. Л., «Музыка», 1988

 

10. Давид Ойстрах. Воспоминания, статьи. Сост. Григорьев В.

 

М., «Музыка», 2008

 

11. Иегуди Менухин. Странствия. Издательство КоЛибри, 2008

 

12. Карл Флеш. Искусство скрипичной игры. М., «Классика ХХI», 2007

 

13. Корыхалова Н.П. Музыкально-исполнительские термины. СПб,

 

«Композитор», 2004

 

14. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. М., «Музыка», 1985

 

15. Либерман М. Некоторые вопросы развития техники левой руки. М.,

 

«Классика XXI», 2006

 

16. Либерман М. Развитие вибрато как средства художественной

 

выразительности. М., «Классика ХХI», 2006

 

17. Мострас К. Система домашних занятий скрипача. М., Музгиз, 1956

 

18. Натансон В., Руденко В. «Вопросы методики начального музыкального образования». М., Музыка, 1981

 

19. Порсегов А., Тагиев М. «Проблемы мышечных ощущений при игре на

 

скрипке». Ишыг, Баку, 1978

 

20. Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М., Музгиз, 1983

 

21. Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. М.,

 

«Музыка», 1973

 

22. Юрьев А.Ю. Очерки по истории и теории смычковой культуры скрипача. СПб, 2002

 

23. Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. М., «Музыка», 2009.