Управление по культуре

администрации муниципального образования «Город Саратов»

 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства

«Струнные инструменты»

Срок обучения 8 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 


     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

Разработчики:

- Тарасова И.В. – заведующая отделением струнных смычковых инструментов;

- Асриева О.А. - преподаватель класса скрипки и ансамбля;

- Бычкова Н.А. - преподаватель класса скрипки;

- Чугунова М.Р. - преподаватель класса виолончели;

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

1.1. Используемые сокращения

1.2. Общие положения

1.3. Сроки реализации программы

1.4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДМШ

1.5. Формы проведения учебных аудиторных занятий

1.6. Цели и задачи программы «Струнные инструменты»

1.7. Условия реализации программы «Струнные инструменты»

 II. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы. 

 III. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения программы.

 IV. Программа творческой, культурно-просветительной и  методической деятельности Школы

Приложение 1. Учебный план.

Приложение 2. График образовательного процесса.

Приложение 3 Программы учебных предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.             Пояснительная записка

 

1.1.          Используемые сокращения

В настоящей программе используются следующие сокращения:

·                программа «Струнные инструменты» - дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»;

·                ОП - образовательная программа;

·                ОУ - образовательное учреждение;

·                ФГТ - федеральные государственные требования.

·                ДМШ – муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 14» города Саратова.

 

1.2.          Общие положения

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты» по виду инструмента – скрипка, виолончель (далее  -  программа «Струнные инструменты»), утвержденными Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года № 164 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» и сроку обучения по этой программе» и предназначена для реализации в  МБУДО «ДМШ №14» г. Саратова (далее – ДМШ).

Данная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

·                выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

·                воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

·                формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

·                формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

·                воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

·                формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

·                выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

·                подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. 

Программа «Струнные инструменты» разработана с учетом:

·                обеспечения преемственности программы «Струнные инструменты» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства; 

·                сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

 

1.3. Сроки реализации программы

Срок освоения программы «Струнные инструменты» для детей, поступивших в ОУ в первый класс с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;

 Срок освоения программы «Струнные инструменты» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Струнные инструменты» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.

При приеме на обучение по программе «Струнные инструменты» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на струнном инструменте.

Освоение обучающимися программы «Струнные инструменты», разработанной образовательным учреждением на основании Федеральных государственных требований, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

1.4.     Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ.

Учебный план программы «Струнные инструменты» должен предусматривает следующие предметные области:

·           музыкальное исполнительство;

·           теория и история музыки

и разделы:

·           консультации;

·           промежуточная аттестация;

·           итоговая аттестация.

Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

При реализации программы «Струнные инструменты» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 1711 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01. Музыкальное исполнительство:

УП.01. Специальность - 592 часа,

УП.02. Ансамбль – 165 часов,

УП.03. Фортепиано - 198 часов,

УП.04. Хоровой класс – 98 часов;

ПО.02. Теория и история музыки:

 УП.01. Сольфеджио - 378,5 часа,

 УП.02. Слушание музыки - 98 часов,

 УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.

Вариативная часть дает возможность углубления подготовки обучающихся по учебным предметам обязательной части ОП, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются ОУ самостоятельно. При реализации ДПОП «Струнные инструменты» со сроком обучения 8 лет вариативная часть включает предметы со следующим объемом времени:

«Сольфеджио» - 16 часов;

«Хоровой класс» - 346,5 часов;

«Фортепиано» - 33 часа.

Объем времени вариативной части, предусматриваемый ОУ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя составляет 23% (может составлять до 40 процентов) от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.

При формировании ОУ вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитываются исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.

Таким образом, с учетом введения в вариативную часть времени для углубления существующих учебных предметов общий объем аудиторной нагрузки составляет 2106,5 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01. Музыкальное исполнительство:

УП.01. Специальность - 592 часа,

УП.02. Ансамбль – 165 часов,

УП.03/В.01.УП.03 Фортепиано - 198 часов+33 часа=231 час

УП.04/В.01.УП.02. Хоровой класс – 98 часов+346,5 часов=444,5часов;

ПО.02. Теория и история музыки:

 УП.01/В.01.УП.01. Сольфеджио - 378,5 часа+16 часов= 394,5 часов,

 УП.02. Слушание музыки - 98 часов,

 УП.03. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 181,5 часа.

При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа учащихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

Выполнение учащимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

По учебным предметам обязательной части, а также ряду учебных предметов вариативной части объем самостоятельной нагрузки учащихся в неделю планируется следующим образом:

Таблица 1.  Объем самостоятельной работы учащихся

 

Учебный предмет

Классы

Всего

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

часов

ПО.01.УП.01

Специальность и чтение с листа

3

3

4

4

5

5

6

6

1185

ПО.01.УП.02

Ансамбль

-

-

-

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

247,5

ПО.02.УП.03/
В.01.УП.03

Фортепиано

-

2

2

2

2

2

2

2

462

ПО.01.УП.04/

В.01.УП.02

Хоровой класс

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

131,5

ПО.02.УП.01

Сольфеджио

1

1

1

1

1

1

1

1

263

ПО.02.УП.02

Слушание музыки

0,5

0,5

0,5

-

-

-

-

-

49

ПО.02.УП.03/

В.01.01

 

 

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

-

-

-

1

1

1

1

1

165

Объем самостоятельной работы учащихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей

5

7

8

10

11

11

12

12

2503

 

Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).

Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе - 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Струнные инструменты» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе - 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели.

В течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

 

1.5.          Формы проведения учебных аудиторных занятий

При реализации ОП «Струнные инструменты» используются следующие формы учебных занятий и численность обучающихся:

·           индивидуальные занятия,

·           мелкогрупповые занятия (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек),

·           групповые занятия (численностью от 11 человек).

 

1.6.          Цели и задачи программы «Струнные инструменты»

Программа «Струнные инструменты» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Цели программы:

·                выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

·                создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

·                приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из народных инструментов, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

·                 воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования; приобретение детьми опыта творческой деятельности;

·                овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

·                подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Задачи программы:

·                воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

·                формирование у   обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

·                 формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

·                воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

·                формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

·                выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению, в соответствии с программными требованиями учебной информации;

·                приобретение навыков творческой деятельности;

·                умение планировать свою домашнюю работу, осуществлять самостоятельно контроль за своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду;

·                формировать навыки взаимодействия преподавателей и обучающегося в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

 

1.7.          Условия реализации программы «Струнные инструменты»

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП «Струнные инструменты» со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение данной ОП по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.

ОУ учреждение должно обеспечивать изучение учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор.

Хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Программа «Струнные инструменты» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

Реализация программы «Струнные инструменты» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме 192 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет.

 Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Реализация программы «Струнные инструменты» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.

ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Струнные инструменты», использования передовых педагогических технологий. 

При реализации программы «Струнные инструменты» планируется работа концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:

Реализация программы «Струнные инструменты» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Струнные инструменты».

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы «Струнные инструменты» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

·                концертный зал с роялем или пианино, пультами и звукотехническим оборудованием,

·                библиотеку,

·                помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку),

·                учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,

·                учебные аудитории для занятий по учебным предметам «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, пианино или роялем).

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Специальность» и «Фортепиано» оснащены пианино и роялями.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» оснащены пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

ОУ имеет комплект струнных инструментов для детей разного возраста.

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

В ОУ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися ОП

2.1. Минимум содержания программы «Струнные инструменты» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

2.2. Результатом освоения программы «Струнные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

-        знания художественно-эстетических и технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;

-        знания музыкальной терминологии;

-        умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле и (или) оркестре на струнном инструменте;

-        умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на струнном инструменте;

-        умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на струнном инструменте;

-        умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на струнном инструменте;

-        навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;

-        навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений, как на струнном инструменте, так и на фортепиано;

-        навыков подбора по слуху;

-        первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

-        навыков публичных выступлений (сольных, ансамблевых и (или) оркестровых);

2.3. Результатом освоения программы «Струнные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 в области теории и истории музыки:

-        знания музыкальной грамоты;

-        знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

-        первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

-        умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на струнном инструменте и фортепиано;

-        умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

-        навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

-        навыков восприятия элементов музыкального языка;

-        навыков анализа музыкального произведения;

-        навыков записи музыкального текста по слуху;

-        навыков вокального исполнения музыкального текста;

-        первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

2.4. Результаты освоения программы «Струнные инструменты» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

2. 4.1. Специальность:

-        наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

-        сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности струнного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

-        знание репертуара для струнного инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры) в соответствии с программными требованиями;

-        знание художественно-исполнительских возможностей струнного инструмента;

-        знание профессиональной терминологии;

-        наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений;

-        навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

-        навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

-        наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

-        наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

-        наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

2.4.2. Ансамбль:

-        сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

-        знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для различных камерно-инструментальных составов) из произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствующее формированию способности к коллективному творческому исполнительству;

-        знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки - эпохи барокко, в том числе сочинений И.С. Баха, венской классики, романтизма, русской музыки XIX века, отечественной и зарубежной музыки XX века;

-        навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

2.4.3. Фортепиано:

-        знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

-        знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

-        владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

2.4.4. Хоровой класс:

-        знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

-        умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

-        навыки коллективного хорового исполнительского творчества;

-        сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

-        наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

2.4.5. Сольфеджио:

-        сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

-        знание профессиональной музыкальной терминологии;

-        умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

-        умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

-        навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

2.4.6. Слушание музыки:

-        наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

-        способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

-        умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

2.4.7. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

-        первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

-        знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

-        знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

-        умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

-        навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

-        знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

-        знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

-        знание профессиональной музыкальной терминологии;

-        сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-        умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

-        умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

-        навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

III. Система и критерии оценок, используемые при промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися ОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

3.1. Общие положения

Данный раздел ДПОП «Струнные инструменты» регламентирует деятельность педагогического коллектива по системе оценивания знаний, умений и навыков обучающихся.

Формы оценивания – текущий контроль, промежуточная аттестация и итоговая аттестация.

 

3.2.   Цель и задачи системы аттестации учащихся

Цель: формирование и развитие мотивационной, информационной, диагностической и воспитательной деятельности для выявления уровня образования в области искусств.

Задачи:

·           регламентация оценочной деятельности педагогов;

·           выявление успешности ученика;

·           поддержка индивидуальности и самобытности   личности обучающегося.

 

3.3.   Порядок и формы системы аттестации учащихся в области искусств

Текущий контроль обучающихся при реализации ДПОП «Струнные инструменты» – это оценивание знаний, умений и навыков, обучающихся в течение четверти.

В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация обучающихся при реализации ДПОП «Струнные инструменты» – это оценивание знаний, умений и навыков, обучающихся за четверть, полугодие и учебный год. Она проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены проходят в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.

Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ДШИ самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ДШИ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.

По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому изучаемому предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу. Допускаются промежуточные отметки: «5-», «4+» и т.д.

Требования к содержанию итоговой аттестации учащихся определяется Школой на основании ФГТ.

Итоговая аттестация – это оценка степени и уровня освоения учащимися образовательной программы. Она проводится в форме выпускных экзаменов:

1)                 Специальность;

2)                 Сольфеджио;

3)                 Музыкальная литература.

Программы, темы, билеты, исполнительский репертуар, предназначенные для выпускных экзаменов, утверждаются директором Школы не позднее, чем за три месяца до начала проведения итоговой аттестации.

Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:

·           «5» — отлично;

·           «4» — хорошо;

·           «3» — удовлетворительно;

·           «2» — неудовлетворительно.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка:

·           «отлично»;

·           «хорошо»;

·           «удовлетворительно»;

·           «неудовлетворительно».

Временной интервал между выпускными экзаменами составляет не менее трех календарных дней.

Требования к выпускным экзаменам определяются Школой самостоятельно. Школа разработала критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с ФГТ.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

·           знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

·           знание профессиональной терминологии фортепианного репертуара, в том числе ансамблевого;

·           достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;

·           умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом   аккордовые, интервальные и мелодические построения;

·           наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

 

3.4.   Критерии системы аттестации обучающихся.

Критерии оценки выступления по учебным предметам.

ПО.01. УП. 01.  «Специальность»

Оценка «5» («отлично»):

·           отличное качество исполнения;

·           стабильность исполнения нотного текста наизусть;

·           свободное и выразительное исполнение произведения;

·           исполнение в целом органичное по форме и содержанию, верное по стилистике;

·           соблюдение верного темпа;

·           ритмическая и интонационная точность;

·           использование средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения,

·           хорошая артикуляция,

·           яркая и точная динамика,

·           точность и координация игровых движений,

·           артистичность, сценическая выдержка.

Оценка 4(«хорошо»):

·           грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле);

·           в целом, стабильность исполнения нотного текста наизусть,

·           выразительность интонирования,

·           убедительное исполнение в указанном темпе с небольшими погрешностями,

·           владение учащимся техническими приёмами и средствами,

·           незначительная нестабильность психологического поведения на сцене,

·           грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности,

·           недостаточный слуховой контроль собственного исполнения,

·           попытка передачи динамического разнообразия,

·           недостаточный артистизм.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

·           исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

·           исполнение произведения наизусть,

·           исполнение с допустимыми погрешностями,

·           игра в темпе более спокойном, чем необходимо,

·           ритмическая неточность;

·           недостаточно выразительное исполнение,

·           пробелы в исполнении технических приёмов,

·           неустойчивое психологическое состояние на сцене;

·           прочтение нотного текста без образного осмысления музыки;

·           слабый слуховой контроль собственного исполнения;

·           ограниченное понимание динамических, аппликатурных задач;

·           однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

·           Комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий. Выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведении, слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.

·           плохое знание нотного текста наизусть;

·           частые «срывы» и остановки при исполнении;

·           отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

·           низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

·           отсутствие выразительного интонирования;

·           метроритмическая неустойчивость;

·           однообразие и монотонность звучания.

«зачет» (без отметки)        

·           Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

ПО.01.УП.02. «Ансамбль», ПО.01.УП.04 «Хоровой класс»

Оценка «5» («отлично»):

·           продемонстрирована согласованность работы всех групп и солирующих инструментов (голосов),

·           выступление яркое, текст ансамблевой партитуры исполнен точно, есть звуковой баланс и взаимопонимание участников коллектива, его руководителя и концертмейстера.

·           Отдельная оценка участникам ансамбля (хора) выставляется за качественное знание партий (и текстов песен (хор)), умение слаженно играть (петь) в ансамбле.

Оценка 4, повышенный уровень «хорошо»):

·           хорошее исполнение с ясным художественно-музыкальным намерением, не все технически проработано, есть определенное количество погрешностей,

·           отдельная оценка участникам ансамбля (хора) выставляется за качественное, но с небольшими погрешностями, знание партий (и текстов песен (хор)), умение слаженно играть (петь) в ансамбле (парами, тройками и т.д.).

Оценка «3» («удовлетворительно»):

·         слабое, невыразительное выступление, технически вялое;

·          ошибки в тексте отдельных партий;

·          звуковой баланс не соблюден;

·          расхождения в темпах между отдельными партиями.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

·           технически вялое выступление;

·           грубые ошибки в тексте отдельных партий;

·           звуковой баланс не соблюден;

·           фрагментарное исполнение произведения.

ПО.02. УП. 01. /В.01.УП.02. «Сольфеджио», ПО.02. УП. 03.  «Музыкальная литература», ПО.02. УП. 02. «Слушание музыки»

Оценка «5» («отлично»):

·           полное раскрытие содержания материала в объеме, предусмотренном программой;

·           изложение материала грамотным языком в определенной логической последовательности с правильным  использованием терминологии и символики;

·            иллюстрирование теоретических положений конкретными примерами с применением их в новой ситуации при выполнении практического задания;

·           сформированность  устойчивых  умений и навыков;

·           полная самостоятельность в выполнении заданий;

·           эмоциональная выразительность ответов учащихся;

·           допускаются две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Оценка 4 («хорошо»):

·           в основном раскрыто содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

·           в изложении материала допущены небольшие пробелы, не исказившие в целом его  содержания;

·            иллюстрирование теоретических положений конкретными примерами с применением их в новой ситуации;

·            в выполнении заданий допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

·           допущены неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик  исправил по замечанию учителя.

Оценка  «3» («удовлетворительно»):

·           неполное или непоследовательное раскрытие содержания материала;

·           общее понимание вопроса;

·           демонстрация умений, достаточных для дальнейшего усвоения программного материала;

·            затруднения или  ошибки в определении понятий и терминологии;

·           сложность в    применении теории в новой ситуации при выполнении практического задания;

·            выполнение задания обязательного уровня сложности по данной теме;

·           недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» («неудовлетворительно»):

·           не раскрыто основное содержание учебного материала;

·            незнание или непонимание  большей или наиболее важной части учебного материала.

 

IV.            Программа творческой, культурно-просветительной и методической деятельности Школы

Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для учащихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности обеспечивается созданием в Школе комфортной, развивающей образовательной среды и предполагает организацию творческой, методической и культурно-просветительской деятельности. Программа творческой, методической и культурно-просветительской деятельности Школы разрабатывается ежегодно на текущий учебный год, утверждается приказом директора Школы.

Программа творческой, культурно-просветительской и методической деятельности содержит описание целей и задач каждого вида деятельности, их содержание, направленность и результаты, включается ежегодно в единые планы работы Школы на учебный год. Она включает в себя мероприятия, имеющие периодический системный характер, такие как внутришкольные, районные и областные олимпиады и конкурсы, педагогические чтения, концерты, тематические вечера и др. посещений учащимися учреждений и организаций культуры.

Цели творческой и культурно-просветительской деятельности Школы:

·           развитие творческих способностей учащихся,

·           приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства,

·           пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоёв населения,

·           приобщение их к духовным ценностям,

·           создание необходимых условий для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).

Задачи:

·           выявление и развитие одаренных детей в области фортепианного искусства;

·           активное участие учащихся и преподавателей в творческих мероприятиях, путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

·           организация творческой деятельности учащихся организации посещений учащимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, театров, филармоний и др.);

·           организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области фортепианного искусства;

·           использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития фортепианного искусства и образования;

·           построение эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

·           построения содержания программы «Струнные инструменты» с учетом индивидуального развития детей, а также социально-культурных особенностей Саратовской области;

·           совершенствование воспитательной функции Школы, поиск новых эффективных форм сотрудничества с родителями;

·           организация эффективного управления Школой.

С целью реализации творческой и культурно-просветительной деятельности в Школе созданы учебные творческие коллективы. Деятельность коллективов регулируется локальными актами Школы и осуществляется в рамках как учебного, так и внеучебного времени.

Школа обладает правом использования творческих работ, выполненных учащимися в процессе освоения ДПОП «Струнные инструменты» в методической деятельности, если иные условия не оговорены договором между Школой и родителями (законными представителями) учащихся.

Формы творческой и культурно-просветительской деятельности ДМШ:

·           Участие в исполнительских конкурсах, фестивалях, теоретических олимпиадах мастер-классах разных уровней.

·           Участие в тематических внутришкольных, районных, городских, областных концертах, посвященных юбилейным и праздничным датам.

·           Участие в творческих вечерах, театрализованных представлениях: новогодние классные, отделенческие концерты, музыкально-поэтические композиции, тематические музыкальные вечера.

·           Совместные мероприятия, концерты учреждений СПО, ДШИ, профессиональных коллективов.

·           Проведение агитационных и шефских концертов в детсадах и начальных классах общеобразовательной школы в рамках деятельности организации «Детская филармония».

При реализации ДПОП «Струнные инструменты» в Школе осуществляется методическая деятельность.

Цель методической работы:

·           совершенствование образовательного процесса (в том числе — образовательных программ, форм и методов обучения) с учетом развития творческой индивидуальности учащегося.

Задачи:

·           организация активного участия членов педагогического коллектива в планировании развития учреждения и его реализации, а также в инновационной, опытно-экспериментальной деятельности школы;

·           обеспечение условий повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала преподавателей;

·           экспертно-диагностическое и аналитическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса.

В ДМШ создан и постоянно функционирует методический совет. Реализация ДПОП «Струнные инструменты» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

Формы работы:

·           разработка и корректировка учебных программ по преподаваемым предметам в рамках образовательной программы в области соответствующей области искусств, а также их учебно-методическое обеспечение;

·           использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также на современном уровне его развития;

·           создание педагогами методических разработок и рекомендаций, написание методических работ различных жанров, способствующих повышению качества образовательного процесса;

·           разработка дидактических материалов по предметам;

·           использование в образовательном процессе современных информационных средств и компьютерных технологий;

·           изучение и внедрение инноваций в области образования и воспитания;

·           изучение, обобщение, популяризация передового педагогического опыта;

·           изучение и распространение новых методик, технологий, программ, учебников и др.;

·           реализация решений педагогического совета по методическим вопросам;

·           организация выставок научно-методической и учебно-методической литературы;

·           методическая помощь молодым преподавателям;

·           организация работы кураторов из образовательных учреждений культуры и искусства среднего звена с целью проведения систематических консультаций и повышения качества преподавания в Школе.