Управление по культуре

администрации муниципального образования «Город Саратов» муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

дополнительная общеразвивающая общеобразовательная

программа в области музыкального искусства

«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

 

Срок обучения 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019


 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

Разработчики:

- Тарасова И.В. – заведующая отделением струнных смычковых инструментов;

- Асриева О.А. – преподаватель класса скрипки и ансамбля;

- Бычкова Н.А. – преподаватель класса скрипки;

- Чугунова М.Р. – преподаватель класса виолончели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.  Пояснительная записка

1. Используемые сокращения

2. Общие положения

3. Сроки реализации программы

4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДМШ

5. Формы проведения учебных аудиторных занятий

6. Цели и задачи программы «Струнные инструменты»

7. Условия реализации программы «Струнные инструменты»

 

    II. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы. 

 

    III. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения программы.

 

Приложение 1. Учебный план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Пояснительная записка

 

1.     Используемые сокращения

В настоящей программе используются следующие сокращения: 

·       программа «Струнные инструменты» - дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»;

·       ОП - образовательная программа;

·       ОУ - образовательное учреждение;

·       ФГТ - федеральные государственные требования.

·       ДМШ – муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 14» города Саратова.

 

2.     Общие положения

Данная программа специально разработана в целях сопровождения отдельных категорий обучающихся, в целях сохранения традиций муниципального образования «Город Саратов» и формирования патриотического сознания детей.

·      Настоящая программа разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом педагогического опыта в области исполнительства на струнных инструментах в детских школах. Данная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

·      создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; 

·      приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

·      приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из струнных инструментов, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;  

·      приобретение детьми опыта творческой деятельности; 

·      оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;    

·      формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

·      приобретение знаний в области музыкальной культуры;

·      воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

                          

3.     Сроки реализации программы

Срок освоения программы «Струнные инструменты» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте:

– с девяти до тринадцати лет, составляет 5 лет; 

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Струнные инструменты» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам. 

При приеме на обучение по программе «Струнные инструменты» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей — слуха, ритма, памяти.

Освоение обучающимися программы «Струнные инструменты», завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ДМШ. 

4.     Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом.

Программа «Струнные инструменты» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения.  Учебный план программы предусматривает следующие предметные области: 

·         музыкальное исполнительство; 

·          теория и история музыки

 и разделы: 

·         промежуточная аттестация;  

·         итоговая аттестация. 

 При реализации программы «Струнные инструменты» со сроком обучения 5 лет общий объем учебной нагрузки составляет:

ПО.01. Музыкальное исполнительство:  

УП.01. Специальность – 680 часов (340 часов - аудиторная, 340 часов - самостоятельная) 

УП.02. Хоровой класс – 374 часа (289 часов - аудиторная, 85 часов - самостоятельная)

УП.03. Общее фортепиано -  163 часа (102 часа – аудиторная, 51 час – самостоятельная)

УП.04. Предмет по выбору – 255 часов (170 часов – аудиторная, 85 часов – самостоятельная)

ПО.02. Теория и история музыки:

УП.01. Сольфеджио – 340 часов, (255 часов- аудиторная, 85 часов- самостоятельная) 

УП.02. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 272 часа (136 часов- аудиторная, 136 часов- самостоятельная)

При реализации учебных предметов предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).

При реализации программы «Струнные инструменты» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по пятые классы составляет 34 недели.

В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 5 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

5.     Формы проведения учебных аудиторных занятий

При реализации ОП «Струнные инструменты» используются следующие формы учебных занятий и численность обучающихся:

-        индивидуальные занятия,

-        групповые занятия (численностью 6-15 человек).

 

6.      Цели и задачи программы «Струнные   инструменты»

Программа «Струнные инструменты» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

Цели программы:

·         создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

·         приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из струнных инструментов, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

·         формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

·         овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

Задачи программы:

·         воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

·         формирование у   обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

·          формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

·         воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

·         выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению, в соответствии с программными требованиями учебной информации;

·         приобретение навыков творческой деятельности;

·         умение планировать свою домашнюю работу, осуществлять самостоятельно контроль за своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду;

·         формировать навыки взаимодействия преподавателей и обучающегося в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

 

7.     Условия реализации программы «Струнные инструменты»

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение программы «Струнные инструменты» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.

Программа «Струнные инструменты» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету. ОУ обеспечивает реализацию учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор.

Хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

Реализация программы «Струнные инструменты» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 34 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.

ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Струнные инструменты», использования передовых педагогических технологий. 

При реализации программы «Струнные инструменты» планируется работа концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:

Реализация программы «Струнные инструменты» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Струнные инструменты».

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы «Струнные инструменты» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

·         концертный зал с роялем или пианино, пультами и звуковым техническим оборудованием,

·         библиотеку,

·         помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку),

·         учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,

·         учебные аудитории для занятий по учебным предметам «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, пианино или роялем).

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Специальность» и «Фортепиано» оснащены пианино.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» оснащены пианино или роялями, звуковым техническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

ОУ имеет комплект струнных инструментов для детей разного возраста.

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

В ОУ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

 II. Планируемые результаты освоения обучающимися ОП

 1. Минимум содержания программы «Струнные инструменты» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

 2. Результатом освоения программы «Струнные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 в области музыкального исполнительства:

-        знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного исполнительства;

-        знания музыкальной терминологии;

-        умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло на струнном инструменте;

-        умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на струнном инструменте;

-        умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на струнном инструменте;

-        умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на струнном инструменте;

-        чтения с листа несложных музыкальных произведений на струнном инструменте;

-        навыков подбора по слуху;

-        первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

-        навыков публичных выступлений (сольных); 

в области теории и истории музыки:

-        знания музыкальной грамоты;

-        знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

-        первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

-        умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на струнном инструменте;

-        умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

-        навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

-        навыков восприятия элементов музыкального языка;

-        навыков анализа музыкального произведения;

-        навыков записи музыкального текста по слуху;

-        навыков вокального исполнения музыкального текста;

-        первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

3. Результаты освоения программы «Струнные инструменты» по учебным предметам:

3.1. Специальность:

-        наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

-        сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности струнного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

-        знание репертуара струнного инструмента, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

-        знание художественно-исполнительских возможностей струнного инструмента;

-        знание профессиональной терминологии;

-        умение читать с листа несложные музыкальные произведения;

-        навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

-        навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

-        наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

-        наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

-        наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.

3.2. Хоровой класс:

-        знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

-        умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

-        навыки коллективного хорового исполнительского творчества;

-        сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей.

-        наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

3.3. Общее фортепиано:

-          знание    инструментальных   и    художественных   особенностей   и возможностей фортепиано;

-          знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами

-          владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

-          знания музыкальной терминологии;

-          умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано; умения   самостоятельного разбора   и разучивания   на   фортепиано   несложного музыкального произведения;

-          умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

-          навыки публичных   выступлений   на   концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;

-          навыки чтения с листа легкого музыкального текста;

-         навыки   игры в   фортепианном   или   смешанном инструментальном ансамбле; первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.    

3.4. Сольфеджио:

-        сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

-        знание профессиональной музыкальной терминологии;

-        умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

-        умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

-        навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

3.5. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

-        первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

-        знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

-        знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов;

-        умение исполнять тематический материал пройденных музыкальных произведений;

-        навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения;

-        знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

-        знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

-        знание профессиональной музыкальной терминологии;

-        сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

-        умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

-        навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

 

III. Система и критерии оценок, используемые при промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися ОП

Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены проходят в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты и экзамены в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.

Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.

По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому изучаемому предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Специальность;

2) Сольфеджио;

3) Музыкальная литература.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

-          знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

-          знание профессиональной терминологии, репертуара для струнных инструментов, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

-          достаточный технический уровень владения струнным инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;

-          умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;

-          наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

Приложение 1.

Учебный план

п/п

Наименование

учебных предметов

Годы обучения (классы),

количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная/

итоговая аттестация

I

II

III

IV

V

 

ПО.01

Учебные предметы области музыкального исполнительства

ПО.01.УП.01

Специальность

2

2

2

2

2

I, II, III, IV/V

ПО.01.

УП.02.

Хоровой класс

1

1,5

2

2

2

I, II, III, IV, V

ПО.01.

УП.03

Общее фортепиано

-

-

1

1

1

III, IV, V

ПО.01.

УП.04.

Предмет по выбору

1

1

1

1

1

I, II, III, IV, V

ПО.02

Учебные предметы области теории и истории музыки

ПО.02.УП.01

 Сольфеджио 

 

1,5

 

1,5

 

1,5

 

1,5

 

1,5

 

I, II, III, IV/V

ПО.02.УП.02

Музыкальная литература

-

1

1

1

1

II, III, IV/V

 

ВСЕГО :

5,5

7

8,5

8,5

8,5