Управление по культуре

 

администрации муниципального образования «Город Саратов»

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область   ПО.01.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

 

 

Рабочая программа   учебного предмета

 

«Музыкальный инструмент (скрипка)»

 

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной

 

программы в области музыкального искусства

 

 «Струнные инструменты»

 

Срок обучения 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

 

 

 

 

 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

     

дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Разработчик – Асриева О. А. –  преподаватель класса скрипки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

 

 

I.       Пояснительная записка                                                              

 

1.1.              Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 

1.2.              Срок реализации учебного предмета;

 

1.3.              Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 

1.4.              Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

1.5.              Цели и задачи учебного предмета;

 

1.6.              Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

1.7.              Методы обучения;

 

1.8.              Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

 

II.      Содержание учебного предмета                                                 

 

6.1.              Сведения о затратах учебного времени;

 

6.2.              Годовые требования по классам;

 

 

 

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                     

 

IV.    Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1.          Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

4.2.           Критерии оценки;

 

        

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса      

 

                  

 

5.1.              Методические рекомендации педагогическим работникам;

 

5.2.              Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

 

 

 

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 

 

6.1.              Нотная литература

 

6.2.              Учебно-методическая литература;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

 

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

 

 Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на аккордеоне в детских музыкальных школах.

 

Учебный предмет «Музыкальный инструмент (скрипка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

 

Скрипка – самый распространенный струнный смычковый инструмент.   Является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых как в профессиональной, так и в любительской исполнительской практике

 

Формирование навыков игры на скрипке позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, помогает в освоении учебных предметов историко-теоретической подготовки.

 

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

 

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

 

Очень широкое распространение получила скрипка как сольный инструмент, благодаря исключительной певучести, выразительности звука и технической подвижности. Чаще всего именно ее возможности являются мотивацией для начала обучения игре на скрипке. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: популярные образцы классической музыки, детские пьесы и песни, эстрадная музыка.

 

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся.

 

 

 

1.2. Срок реализации учебного предмета для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

 

– с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

 

 

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом                                                              

 

Срок обучения

Кол-во часов

Максимальная учебная нагрузка  (в часах)

680

Количество часов на аудиторные занятия

340

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

340

 

 

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

 

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

 

 

 

1.5. Цели и задачи учебного предмета

 

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о скрипичном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на скрипке, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

Задачами предмета являются:

 

-          ознакомление детей с инструментом скрипка, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;

 

-          формирование навыков игры на музыкальном инструменте; приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

 

-          приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;

 

-          формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

 

-          оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

 

-          воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

 

-          воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

 

 

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета.

 

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

 

-          сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

 

-          распределение учебного материала по годам обучения;

 

-          описание дидактических единиц учебного предмета;

 

-          требования к уровню подготовки обучающихся;

 

-          формы и методы контроля, система оценок;

 

-          методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

 

 

1.7. Методы обучения

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 

-          словесный (рассказ, беседа, объяснение);

 

-          наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

 

-          практический (освоение приемов игры на инструменте);

 

-          эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

 Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

 

 

 

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

 

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

Реализация данной программы предполагает наличие учебного кабинета с хорошо настроенным пианино. В классе необходимо иметь пюпитр, который можно легко приспособить к любому росту ученика.

 

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться интернетом для сбора дополнительных материалов по изучению предложенных тем.

 

Библиотечный фонд укомплектовывается учебно-методической и нотной литературой.

 

 

 

II. Содержание учебного предмета

 

2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (домра)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

 

 

 

Вид учебной работы,

нагрузки,  аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4 – год

5 –й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Количество недель

16

18

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36

32

36

32

36

32

36

32

36

340

Самостоятельная работа

32

36

32

36

32

36

32

36

32

36

340

Максимальная учебная нагрузка

64

72

64

72

64

72

64

72

64

72

680

 

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

 

Виды внеаудиторной работы:

 

-          самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

 

-          подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

 

-          подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

 

-          посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев;

 

-          участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской                    деятельности образовательного учреждения и др.

 

 

 

2.3.          Годовые требования по классам

 

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» отражает разнообразие скрипичного репертуара и возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Учебный материал распределяется по годам обучения (классам).

 

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся.

 

В работе над репертуаром необходимо учитывать, что часть произведений осваивается для концертного или экзаменационного исполнения, а остальные – для ознакомления в классе с целью расширения музыкального кругозора и развития навыков разбора и чтения нот с листа. Степень завершенности работы над музыкальным произведением устанавливается индивидуально.

 

Работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане обучающегося.

 

Первый класс (2 часа в неделю)

 

Развитие музыкально – слуховых представлений. Работа над развитием музыкального слуха. Работа над постановкой, интонацией и ритмом. Изучение штрихов деташе и легато (до двух нот на смычок). Переходы со струны на струну, плавное соединение движений смычка. Гаммы и трезвучия в наиболее легких тональностях, исполнение народных мелодий и несложных пьес.

 

В течение года необходимо пройти:

 

1-2 мажорных и минорных гамм и арпеджио (тонические трезвучия) в одну октаву,

 

2-4 этюдов,

 

4-6 пьес.               

 

В первом полугодии (декабрь) в рамках текущего контроля в классе проводится контрольный урок (текущий материал).

 

Во втором полугодии:

 

-        академический концерт в марте (1 любое произведение)

 

-        переводной зачет в конце учебного года (2 разнохарактерные произведения)

 

Примерные исполнительские программы переводного зачета:

 

1.        Народные песни: «На зелёном лугу» (обр. Т. Захарькиной)

 

2.        «Как под горкой» (обр. Ю. Фортунатовой)

 

3.        Бакланов Н.   Колыбельная

 

4.        Моцарт В.   Аллегретто

 

Примерный репертуарный список.

 

1.        Осенний дождичек. Т. Захарьина

 

2.        Барашеньки У Н П

 

3.        Красная коровка У Н П

 

4.        Как у нашего кота У Н П

 

5.        Андрей –воробей Р Н П

 

6.        Лиса по лесу ходила Р Н П

 

7.        Прогоним курицу Ч Н П

 

8.        Сорока р.н.п.

 

9.        Козочка р.н.п.

 

10.    Во саду ли р.н.п.

 

11.    Скок-скок р.н.п.

 

12.    На зелёном лугу р.н.п.

 

13.    Перепёлочка р. н. п.

 

14.    Журавель У.н.п.

 

15.    Ходит зайка по саду Р Н П

 

16.    Как под горкой Р Н П

 

17.    На зелёном лугу Р Н П

 

18.    Бекман. Ёлочка

 

19.    Бакланова Н. Колыбельная

 

20.    Марш октябрят

 

21.    Барток Б. Детская песня

 

22.    Бах И. Песня

 

23.    Гайдн Песенка

 

24.    Ж.Б. Люли Жан и Пьеро

 

25.    Магиденко М. Петушок

 

26.    Маилян А. Зима

 

27.    Моцарт В. Аллегретто

 

28.    Полонский С. Перепёлочка

 

29.    Попатенко Т. Эхо

 

30.    Филиппенко А. Цыплята

 

Второй класс (2 часа в неделю)

 

Работа над постановкой, интонацией, звукоизвлечением и ритмом. Изучение штрихов деташе, легато, (до четырех нот на смычок) и их чередований. Начало работы над мартле. Динамика звучания. Гаммы однооктавные и двухоктавные мажорные и минорные. Развитие начальных навыков чтения с листа.

 

В течение года необходимо пройти:

 

1-2 мажорных и минорных гамм и арпеджио (тонические трезвучия и квартсекстаккорды ),

 

2-4 этюдов на различные виды техники,

 

4-6 пьес различного характера.

 

Навыки самостоятельного разбора несложных произведений. 

 

В первом полугодии проводятся:                                                                            

 

-        контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                            

 

-        академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

 

Во втором полугодии проводятся:                                                                                  

 

-        контрольный урок - март (гамма, музыкальные термины);                                

 

-        переводной зачет в конце года – (2 разнохарактерные произведения).

 

Примерные исполнительские программы переводного зачета:

 

1.        Украинская народная песня: «Журавель»

 

2.        Чешская народная песня: «Пастушок» 

 

3.        Дунаевский И. Колыбельная

 

4.        Комаровский А.  «Весёлая пляска»

 

Примерный репертуарный список:

 

1.        Кабалевский Д. Вроде марша

 

Маленькая полька

 

Прогулка

 

В лесу

 

Марш

 

Шуточная

 

Про Петю

 

2.        Калинников А. Тень-тень

 

Журавель

 

3.        Заинька Р.Н. П.

 

4.        Бетховен Л. Прекрасный цветок

 

5.        Комаровский А. Летел голубь сизый

 

Кукушечка

 

Песенка

 

Маленький вальс

 

6.        Красёв М. Весёлые гуси

 

7.        Лысенко Н. Лисички

 

8.        Луканюк Ж. Хороводная

 

9.        Люли Ж.  Песенка

 

Жан и пьеро (ст. фр. п.)

 

Майская песня

 

Вальс

 

10.    Сорокин   По дороге жук

 

11.    Чайковский П. Зелёное, моё ты виноградье

 

12.    Шарнас Т. Мелодия

 

Игра

 

Прогулка

 

Вечерняя песня  

 

13.    Александров Гуси- Гусенята

 

14.    Спи малыш А. Н. П.

 

15.    Я на камушке сижу Р.н.п

 

16.    Перепёлочка Б. Н. П.

 

17.    Как пошли наши подружки р. н. п.

 

18.    Во поле берёза Р. н. п.

 

19.    Журавель У. н.  п.

 

20.    Барток Детская песенка

 

21.    Бах И. С. Гавот

 

22.    Бекман Л. Ёлочка

 

23.    Березовский М. Мелодия

 

24.    Бетховен Сурок

 

25.    Гайдн Й. Анданте

 

26.    Гедике А. Заинька

 

Колыбельная

 

Марш

 

27.    Глюк К. Весёлый хоровод

 

28.    Гречанинов А. Колыбельная

 

Утренняя прогулка

 

29.    Григ Менуэт, галоп

 

30.    Дварионас Б. Прелюдия

 

31.    Дунаевский Колыбельная

 

32.    Кабалевский Д. Наш край

 

Игры

 

Хоровод

 

Песня

 

33.    Качурбина   Мишка с куклой

 

34.    Калинников Тень-тень, Журавель

 

35.    Лысенко Н.  Колыбельная

 

36.    Люли Песенка

 

37.    Майкапар С. Марш

 

Юмореска

 

Ариетта

 

38.    Пёрселл Г. Ария

 

39.    Потоловский Н. Зайка, Охотник

 

40.    Рзаев А. Игра в мяч

 

41.    Спендиаров М. Воздушная песня

 

42.    Степневский С. Журавель

 

43.    Стеценко К. Колыбельная

 

Журавель

 

44.    Чайковский Ст. фр. пеня

 

45.    Шебалин В. Колыбельная

 

Менуэт

 

46.    Шостакович Д. Маленький марш

 

Хороший день

 

47.    Шуберт Ф. Экосез

 

48.    Шуман Р. Первая утрата

 

Маленький романс

 

Весёлый крестьянин

 

Смелый наездник

 

Третий класс (2 часа)

 

Дальнейшая работа над интонацией, динамикой звучание, ритмом. Изучение штрихов: деташе, легато, мартле и их чередованием. Ознакомление со штрихом стаккато. Работа над интонацией, ритмом и звукоизвлечением. Гаммы двухоктавные мажорные и минорные для хорошо продвигающихся обучающихся предложить изучение гамм с переходом в позицию. Развитие начальных навыков чтения с листа.

 

В течение года необходимо пройти:

 

1-2 мажорных и минорных гамм и арпеджио (тонические трезвучия и квартсекстаккорды ),

 

2-4 этюдов на различные виды техники,

 

4 -6 пьес.

 

В первом полугодии проводятся:

 

-          контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                           

 

-          академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

 

Во втором полугодии проводятся:                                                                                  

 

-          технический зачет - март (гамма, этюд, музыкальные термины);

 

-          концертное выступление - май - 3 произведения (этюд, 2 разнохарактерных произведения).

 

Примерные исполнительские программы концертного выступления:

 

Вариант 1

 

  1. Дулов Г. Этюд №31 Соль мажор
  2. Бетховен Л. «Прекрасный цветок»
  3. Калинников В. «Журавель»

 

Вариант 2

 

  1. Комаровский А.  Этюд №10 Соль мажор
  2. Бетховен Л. Из симфонии №9
  3. Люлли Ж. «Песенка»

 

Вариант 3

 

  1. Бакланов Н.  Этюд №16 Ля мажор
  2. Кюи Ц. «Песенка»
  3. Чайковский П. «Утреннее размышление»

 

Примерные исполнительские программы переводного зачета:

 

Вариант 1  

 

  1. Бакланов Н «Колыбельная»
  2. Кабалевский Д. «Галоп»

 

Вариант 2

 

  1. Пантильон Г. «Аллегретто»
  2. Комаровский А. «Песенка»

 

Вариант 3

 

  1. Дулов Г. «Мелодия»
  2. Кабалевский Д. «Про Петю»

 

Примерный репертуарный список:

 

  1. Багиров З. Романс
  2. Бакланова Н. Романс

 

Хоровод

 

Колыбельная

 

  1. Моцарт В.   Колыбельная

 

Менуэт

 

Буре

 

Марш

 

  1. Бах И. Марш

 

Маленькая прелюдия

 

Гавот

 

  1. Барток Детская песенка
  2. Брамс Петрушка

 

Колыбельная

 

  1. Бакланова Мазурка
  2. Богословский Н. Колыбельная
  3. Кабалевский Д. Вроде вальса

 

Галоп

 

Старинный танец

 

Мелодия

 

  1. Вебер Хор охотников
  2. Комаровскитй А. Перепёлочка

 

Русская песня

 

Тропинка в лесу

 

Весёлая пляска

 

  1. Магомаев М. Грустная песенка      
  2. Моцарт Л. Волынка

 

Песня пастушка

 

Менуэт

 

  1. Муффат Г. Колыбельная
  2. Мушель Г. Песенка без слов
  3. Стоянов В. Юмореска
  4. Фрид Г. Грустный вальс
  5. Хаджиев П. Вальс

 

Песня без слов

 

  1. Хачатурян   Андантино
  2. Шостакович Д. Шарманка

 

Заводная кукла

 

Хороший день

 

  1. Шуберт Экосез

 

Четвертый класс (2 часа в неделю)

 

Дальнейшая работа над штрихами: деташе, легато, мартле, стаккато их различные чередования. Усвоение трех позиций. Дальнейшая работа над интонацией, динамикой звучания и ритмом. Продолжить изучение двухоктавных гамм и арпеджио с переходами во вторую и третью позицию

 

В течение года необходимо пройти:

 

1-2 мажорных или минорных двухоктавных гамм и арпеджио (тонические трезвучия, квартсекстаккорды),

 

2-4 этюдов,

 

4-6 пьес.

 

В первом полугодии проводятся:                                                                              

 

-          контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                           

 

-          академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

 

Во втором полугодии проводятся:                                                                                   

 

-          технический зачет - март (гамма, музыкальные термины);

 

-          переводной зачет в конце года – (2 разнохарактерных произведения).

 

Примерные исполнительские программы переводного зачета:

 

  Вариант 1  

 

1.      Брамс И.   Колыбельная

 

2.      Ганн Н. Раздумье

 

Вариант 2  

 

1.      Бах Гавот

 

2.      Чайковский П.   «Сладкая грёза»

 

Примерный репертуарный список:

 

1.      Чайковский П. Шарманщик поёт

 

Игра в лошадки

 

Старинная Фр. Песенка

 

Неаполитанская песенка

 

2.      Вебер К. Хор охотников из оперы «волшебный стрелок»

 

3.      Глинка М.  Полька

 

Танец из оперы «Иван Сусанин»

 

Песня Вани

 

4.      Глиэр Р. Русская песня

 

Монгольская песня

 

5.      Глюк К. Буре

 

   Весёлый танец

 

6.      А Рамо Ж. Ригодон

 

7.      Александров Песенка

 

8.      Алябьев А. Соловей

 

9.      Бакланова Хоровод

 

Романс

 

10.  Багиров Романс

 

11.  Бах И. Гавот ре-мажор

 

Рондо

 

Марш

 

12.  Богословский Грустный рассказ

 

13.  Брамс Й. Колыбельная (обр.Мостраса)

 

14.  Габриэль Мари. Ария в старинном стиле

 

15.  Глинка М.  Вальс

 

16.  Гречанинов Весельчак

 

Колыбельная

 

17.  Глиэр Р. Народная песня

 

18.  Дварионас Б. Вальс

 

19.  Дженкинсон Э. Танец

 

20.  Эноско-Боровский А. Мазурка

 

21.  Ильинский А.Колыбельная

 

22.  Кабалевский Д. Клоуны

 

    Полька

 

    На празднике

 

23.  Караев К.   Маленький вальс

 

Задумчивость

 

24.  Косенко В.  Мазурка

 

Скерцо

 

Вальс

 

25.  Люли Ж. Гавот и волынка

 

26.  Моцарт В. Колыбельная

 

       Менуэт

 

27.  Раков Н. Рассказ

 

Маленький вальс

 

Прогулка

 

28.  Свиридов Г. Грустная песня

 

29.  Смирнов Т.  Прогулка

 

30.  Соколовский Н. Мелодия

 

31.  Стоянов В. Колыбельная

 

32.  Фрид Г. Заинька

 

33.  Чайковский П. Неаполитанская песенка

 

     Вальс

 

     Мазурка

 

Пятый класс (2 часа в неделю)

 

Дальнейшая работа над развитием музыкально-исполнительских навыков. Изучение штрихов: деташе, легато, мартле, стаккато. Развитие техники левой руки: беглости, трели, различных видов соединение позиций. Изучение более сложных ритмов. Усвоение трех позиций их чередование.

 

В течение года необходимо пройти:

 

2-3 мажорных или минорных двухоктавных гамм и арпеджио (тонические трезвучия, квартсекстаккорды),

 

2-4 этюдов,

 

2-5 пьес,

 

1 произведение крупной формы.

 

В первом полугодии проводятся:                                                                             

 

-          контрольный урок – октябрь (этюд);                                                                            

 

-          академический концерт – декабрь (2 любых произведения)

 

Во втором полугодии проводятся:                                                                                  

 

-          технический зачет - март (гамма, музыкальные термины);

 

-          концертного выступления в конце года - 3 произведения (этюд, 2 разнохарактерные пьесы или пьеса и крупная форма).

 

    Примерные исполнительские программы концертного выступления:

 

  Вариант 1  

 

  1. Бах Марш
  2. Перголези Сицилиана
  3. Вольфарт этюд № 37 F dur

 

Вариант 2

 

  1. Чайковский П. Колыбельная в бурю         
  2. Рамо Ригодон                                
  3. Комаровский Вариации Соль мажор

 

Примерный репертуарный список:

 

  1. Мясковский Н. Мазурка
  2. Муффат Бурре
  3. Обер Тамбурин

 

Ария

 

  1. Рамо Ригодон
  2. Пёрсел Ария
  3. Синисало Г. Миниатюра
  4. Шуман Грёзы
  5. Боккерини Менуэт
  6. Бетховен Л. Менуэт
  7. Боккерини Л. Жига 
  8. Бах Марш
  9. Глинка М.Чувство

 

Простодушие

 

  1. Глюк К.Гавот
  2. Мусоргский М. Слеза
  3. Муффат Г. Жига
  4. Моцарт В. Багатель
  5. Назирова Э. Прелюдия
  6. Перголези Дж. Ария
  7. Поленц А. Марш
  8. Косенко В. Мазурка

 

Скерцо

 

Вальс

 

  1. Попатенко Т. Скерцо
  2. Прокофьев С. Вальс из оперы «Война и мир»
  3. Раков Н Вальс
    1. Мазурка
  4. Рамо Ж. Гавот

 

   Тамбурин

 

  1. Соколовский Н. В темпе менуэта
  2. Спендиаров А. Колыбельная
  3. Чайковский П. Сладкая грёза

 

  Мазурка

 

  Грустная песня

 

  Вальс

 

  Неаполитанская песенка

 

  1. Шуман Р. Майская песня

 

Грёзы

 

  1. Обер Л. Престо
  2. Бетховен Л. Менуэт
  3. Бах С Рондо
  4. Ридинг Концерт Соль -мажор
  5. Ридинг Концерт 1часть си-минор
  6. Комаровский А. Вариации на тему У. Н. П. «Вышли в поле косари»
  7. Селени Прелюдия и Рондино
  8. Бакланова Н. Вариации Соль мажор
  9. Вивальди А. Концерт Соль мажор
  10. Зейтц Концерт 1 часть Соль-мажор
  11. Стоянов В. Концертино

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

 

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

 

-          знать основные исторические сведения об инструменте;

 

-          знать конструктивные особенности инструмента;

 

-          знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;

 

-          знать оркестровые разновидности инструмента скрипка;

 

-          знать основы музыкальной грамоты;

 

-          знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;

 

-          знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);

 

-          знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);

 

-          знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на скрипке;

 

-          знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;

 

-          уметь самостоятельно настраивать инструмент;

 

-          уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;

 

-          уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;

 

-          уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;

 

-          уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;

 

-          уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;

 

-          иметь навык игры по нотам;

 

-          иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;

 

-          приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;

 

-          приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.

 

Реализация программы обеспечивает:

 

-          наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

 

-          комплексное совершенствование игровой техники скрипача, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие техники;

 

-          сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности скрипки для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

 

-          знание художественно-исполнительских возможностей скрипки;

 

-          знание музыкальной терминологии;

 

-          знание репертуара для скрипки, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями;

 

-          наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;

 

-          умение транспонировать и подбирать по слуху;

 

-          навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

 

-          навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

 

-          наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

 

-          наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

 

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

 

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

 

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

 

Оценки качества знаний по «Специальности (скрипка)» охватывают все виды контроля:

 

-          текущий контроль успеваемости;

 

-          промежуточная аттестация учащихся;

 

-          итоговая аттестация учащихся.

 

Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

 

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий

контроль

 

поддержание учебной дисциплины,

выявление отношения учащегося к изучаемому предмету,

повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

Контрольные уроки,

академические концерты,

прослушивания

к конкурсам,

отчетным концертам

 

Промежуточная

аттестация

 

определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения

 

Зачеты (показ части

программы,

технический зачет),

академические

концерты, переводные зачеты, экзамены

Итоговая

аттестация

определяет уровень и качество освоения

программы учебного предмета

Экзамен проводится в

выпускных классах

 

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков, учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

 

Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.

 

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, редусмотренного на учебный предмет.

 

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

 

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

 

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

 

 

 

4.2. Критерии оценок

 

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале                                                                                                            

 

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

 

Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком               художественном уровне игры.

4 («хорошо»)

 

Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер.

3 («удовлетворительно»)

 

Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя

художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.

2(«неудовлетворительно»)

 

Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного

участия самого ученика в процессе музицирования.

Зачет (без оценки)

 

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

 

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

 

1. Оценка годовой работы учащегося.

 

2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.

 

3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.

 

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

 

1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.

 

2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.

 

3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.

 

При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

 

Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

 

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

 

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам

 

      Срок реализации данной программы учебного предмета позволяет продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

 

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

 

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей скрипке, рассказать о выдающихся скрипачах.

 

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

 

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных песен, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.

 

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

 

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

 

 

 

5.2. Методические рекомендации преподавателям                                    

 

На первом году обучения важна постановка рук ученика. От этого зависит дальнейшие успехи юного музыканта. Важно чтобы ученик испытывал комфорт при исполнении на инструменте как физический, так и психический. Следует чередовать игру на скрипке с физическими упражнениями.

 

Поэтому в первом классе для развития координации движений и постановки рук рекомендуется выполнять следующие физические упражнения:

 

Упр. 1. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Делаем вращательные движения головой вправо и влево по четыре раза.

 

Упр. 2. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Делаем вращательные движения кистью вперед и назад по четыре раза. Повторять от одного до четырех раз.

 

Упр. 3. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Согнуть руки в локтях. Делаем вращательные движения влево, вправо, навстречу друг другу и в обратную сторону. Повторять от одного до четырех раз.

 

Упр. 4. Круговые вращательные движения всей рукой вперед и назад. Одновременно двумя руками. Повторять от одного до четырех раз.

 

Упр. 5. Руки на поясе. Круговые движения вокруг туловища вправо, влево. Повторять от одного до четырех раз.

 

Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, которые применяются при анализе музыкальных произведений. 

 

В годовых требованиях дается общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития, природных способностей, состояния здоровья. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

 

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

 

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

 

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической, современной и народной музыки, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике

 

 

 

5.3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

 

-        самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

 

-        периодичность занятий - каждый день;

 

-        объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.

 

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

 

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

 

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

 

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными

 

деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

 

 

 

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы:

 

 

 

6.1. Учебная литература:

 

Учебно-методическая литература

 

Нотная литература

 

  1. Григорян А.  Начальная школа игры на скрипке.  М. 1961
  2. Родионов К.  Начальные уроки игры на скрипке   М. 1960
  3. Гарлицкий Н. Г. Шаг за шагом.
  4. Якубовская В.  Вверх по ступенькам. Начальная школа игры на скрипке.  (общ.  ред. Л. Раабена ). Л. 1974
  5. Юный скрипач, вып 1,2,3 (сост. Фортунатов)
  6. Хрестоматия педагогического репертуара (Гарлицкий, Родионов,Уткин, Фортунатов)
  7. Гнесина-Витачек Е.   18 лёгких этюдов. М.  Л. 1945
  8. Григорян А.  Гаммы и арпеджио. М., 1973

 

Начальная школа игры на скрипке. М., 1961

 

  1. Яньшинов А.   Гаммы и арпеджио. М., 1947
  2. Яньшиновы А. и Н.  30 лёгких этюдов, тетр. 1-2. М., 1960
  3. Алексеев А.  гаммы и арпеджио. М.-Л.,1951
  4. Бакланов Н.  Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24 тональностях. М.1959
  5. Гнесина-Витачек Е. 17 мелодичных этюдов. М.-Л.,1945
  6. Кайзер Г. Соч. 20. Этюды М.-Л.,1948

 

                                            36 этюдов, тетр. 1-2. М.-Л.,1973

 

  1. Комаровский А.   Этюды (1, 2, 3 позиции). М.-Л.,1952
  2. Мострас К.  Этюды-дуэты. чч. 1 и 2    М.,1949

 

Этюды в четвёртой позиции. М., 1954

 

  1. Шевчик О.  Школа скрипичной техники (отдельные номера по выбору   педагога), соч. 1, тетр. 1-2. М., 1938

 

                       Школа техники смычка (отдельные номера по выбору педагога), соч. 2, тетр. 1.         М., 1939

 

  1. Шрадик Г. Упражнения, тетр. 1(позиции). М.-Л.,1960
  2. Донт Я.  Этюды, соч. 37. М.-Л., 1958
  3. Мазас Ж. Этюды. тетр. 1ю М.,1971
  4. Сборник избранных этюдов, вып. 2 (сост. К. Фортунатов). М., 1968
  5. Бакланова Н.  6 этюдов средней трудности. М.-Л., 1951
  6. Крейцер Р. Этюды. (ред. А. Ямпольского) М., 1973
  7. Глиэр Р. Семь художественно-инструктивных пьес.
  8. Мострас К. Лёгкие пьесы русских композиторов, тетр. 1
  9. Прокофьев С. Избранные пьесы, вып. 1, 2 (перелож. М.Рейтиха и Г.Зингера)
  10. Раков Н. Сборник пьес
  11. Хрестоматия педагогического репертуара, вып. 1,2

 

6. 2. Учебно – методическая литература

 

1.    Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке» М. Музыка, 1965

 

2.    Зенин В. «некоторые вопросы организации игровых движений левой руки          скрипача» Учебно- воспитательная работа в струнно- смычковых классах ДМШ 1975

 

3.    Камилларов Е. О технике левой руки скрипача. Под ред. Л. И. Раабена. Л., Гос. Муз. Издательство, 1961.                                      

 

4.    Мострас К. Г. Виды техники. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М музгис 1960

 

5.    Мострас К. Г. Работа над гаммами. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М Музгиз, 1960

 

6.    Мострас К. Г. Упражнения. Очерки по методике обучения игре на скрипке М Музгиз, 1960

 

7.    Семёнов- Огиевский К. М. Искусство скрипичных смен. М «наука»,1996

 

8.    Скибн В Историческая эволюция постановки л. р. Скрипача. Скрипка, альт: история, муз. Наследие, педагогика. Вып. 112 М: ГМПИ им Гнесиных,1990

 

9.    Стеценко В. Принцип движения как основа формирования игр. Навыков скрипача. Вопросы музыкальной педагогике. Вып.2 М Музыка, 1980

 

10.     Третьяченко В. Ф. Этапы становления скрипичного этюда. Красноярск, 2003

 

11.     Флеш К. Искусство скрипичной игры. Т.1 М: «Музыка», 1967.

 

12.     Бопино Г.К. «Игры-задачи для начинающих музыкантов». - М., «Музыка», 1974

 

13.     Благовещенский И.П. «Из истории скрипичной педагогики». – Минск,

 

 «Высшая школа», 1980

 

14.     Лесман И.А. «Очерки по методике обучения игре на скрипке». - М., «Гос.муз.изд-во», 1964

 

15.     Шальман С. «Я буду скрипачом», 1-я и 2-я книги. – СПб, «Композитор»,2002

 

16.     Гуревич Л. «Воспитание аппликатурного мышления юного скрипача». - М., «Музыка», 1990

 

17.     Либерман М. Некоторые вопросы развития техники левой руки скрипача. Вопросы музыкальной педагогики. Новосибирск. Зап- сиб. Книжное изд-во, 1973