Управление по культуре

 

администрации муниципального образования «Город Саратов»

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область   ПО.01.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

 

 

 

Рабочая программа   учебного предмета

 

«Музыкальный инструмент (виолончель)»

 

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной

 

программы в области музыкального искусства

 

 «Струнные инструменты»

 

Срок обучения 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

 

 

 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

     

дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

печать 2

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Разработчик - Асриева О.А.- преподаватель класса скрипки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

 

 

I.       Пояснительная записка                                                              

 

1.1.              Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 

1.2.              Срок реализации учебного предмета;

 

1.3.              Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 

1.4.              Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

1.5.              Цели и задачи учебного предмета;

 

1.6.              Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

1.7.              Методы обучения;

 

1.8.              Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

 

II.      Содержание учебного предмета                                                 

 

2.1.              Сведения о затратах учебного времени;

 

2.2.              Годовые требования по классам;

 

 

 

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                     

 

IV.    Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1.          Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

4.2.           Критерии оценки;

 

        

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса      

 

                  

 

5.1.              Методические рекомендации педагогическим работникам;

 

5.2.              Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

 

 

 

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 

 

6.1.              Нотная литература

 

6.2.              Учебно-методическая литература;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

 

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

 

 Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (виолончель)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на аккордеоне в детских музыкальных школах.

 

Учебный предмет «Музыкальный инструмент (виолончель)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

 

Формирование навыков игры на виолончели позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, помогает в освоении учебных предметов историко-теоретической подготовки.

 

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

 

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

 

Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: популярные образцы классической музыки, детские пьесы и песни, эстрадная музыка.

 

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся.

 

 

 

1.2. Срок реализации учебного предмета для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

 

– с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

 

 

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом                                                              

 

Срок обучения

Кол-во часов

Максимальная учебная нагрузка  (в часах)

680

Количество часов на аудиторные занятия

340

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

340

 

 

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

 

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

 

 

 

1.5. Цели и задачи учебного предмета

 

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о скрипичном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на скрипке, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

Задачами предмета являются:

 

-          ознакомление детей с инструментом виолончель, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;

 

-          формирование навыков игры на музыкальном инструменте; приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

 

-          приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;

 

-          формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

 

-          оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

 

-          воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

 

-          воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

 

 

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета.

 

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

 

-          сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

 

-          распределение учебного материала по годам обучения;

 

-          описание дидактических единиц учебного предмета;

 

-          требования к уровню подготовки обучающихся;

 

-          формы и методы контроля, система оценок;

 

-          методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

 

 

1.7. Методы обучения

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 

-          словесный (рассказ, беседа, объяснение);

 

-          наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

 

-          практический (освоение приемов игры на инструменте);

 

-          эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

 Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

 

 

 

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

 

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

Реализация данной программы предполагает наличие учебного кабинета с хорошо настроенным пианино. В классе необходимо иметь пюпитр, который можно легко приспособить к любому росту ученика.

 

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться интернетом для сбора дополнительных материалов по изучению предложенных тем.

 

Библиотечный фонд укомплектовывается учебно-методической и нотной литературой.

 

Инструменты: фортепиано для концертмейстера и виолончели для учащихся (размеры 1/8,1/4,1/2,3/4,4/4 в соответствии с антропометрическими параметрами учащихся), а также наличие смычков размерами 1/2 ,3/4,4/4.

 

Стулья, соответствующей высоты: низкие - для младших, стандартные - для старших учащихся.

 

 

 

II. Содержание учебного предмета

 

 

 

2.1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (виолончель)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

 

Вид учебной работы,

нагрузки,  аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4 – год

5 –й год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Количество недель

16

18

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36

32

36

32

36

32

36

32

36

340

Самостоятельная работа

32

36

32

36

32

36

32

36

32

36

340

Максимальная учебная нагрузка

64

72

64

72

64

72

64

72

64

72

680

 

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

 

Виды внеаудиторной работы:

 

-          самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

 

-          подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

 

-          подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

 

-          посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев;

 

-          участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской                    деятельности образовательного учреждения и др.

 

 

 

2.3.                     Годовые требования по классам

 

Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога – выполнение требования учебной программы, направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика.

 

Первый класс (2 часа в неделю)

 

Работа над посадкой и постановкой рук, организация целесообразных групповых движений. Нотная грамота, чтение нот в особом ключе, простейшие динамические, штриховые и аппликатурные обозначения. Изучение первой позиции. Игра pizz и arko. Развитие навыков ведения и и распределения смычка, изучение простейших видов штрихов: целым смычком, деташе нижней половиной смычка, легато по 2-4 ноты, переход со струны на струну. Развитие музыкально- слуховых представлений. Качество звучания, интонация, ритм.

 

Простейшие упражнения для левой руки. Гаммы в одну октаву, исполнение народных мелодий и несложных пьес для начинающих.

 

В течение учебного года проработать с учащимися:

 

-          2-3 простейшие гаммы в одну – две октавы,

 

-          4-6 этюдов упражнений; 4-6 легких пьес.

 

По окончании первого года обучения учащиеся должны:

 

Знать:

 

-        музыкальную терминологию (динамика, штрихи, аппликатура)

 

-        Названия частей инструмента,

 

-        Нотную грамоту.

 

Уметь:

 

-        исполнять простейшие произведения на инструменте.

 

-        просольфеджировать мелодию, определяя хлопками сильные доли;

 

-        играть гамму в пределах одной октавы штрихом деташе целым смычком и его частями, легато по две и четыре ноты на смычок, комбинированные штрихи;

 

-        освоить основные приемы звукоизвлечения: пиццикато и arco;

 

-        иметь начальный навык разбора и чтения нотного текста;

 

-        определять на слух характер, жанр (песня, танец, марш), лад.

 

Владеть навыками:

 

-        Свободной постановки игрового аппарата.

 

Примерный репертуарный список:

 

Гаммы в одну октаву: соль мажор, ре мажор, ре минор, до мажор, ля минор. В 2 октавы: до мажор. Штрихи: всем смычком, 2 легато, деташе. Трезвучия.

 

Упражнения Волочков И. «Избранные упражнения для виолончели № 1-13,

 

Пьесы

 

  1. Доброхотов Б. Марш.
  2. Доброхотов Б. Вальс.
  3. Доброхотов Б. Прогулка.
  4. Доброхотов Б. Дождь идет.
  5. Григорян А. Как на толький ледок.
  6. Захарьина Т. Как пошли наши подружки.
  7. Захарьина Т. Колыбельная.
  8. Захарьина Т. Маленький вальс.
  9. Захарьина Т. Мелодия.
  10. Захарьина Т. Не летай соловей у окошечка.
  11. Захарьина Т. Полька.
  12. Захарьина Т. Шагай смело.
  13. Захарьина Т. Яблочко.
  14. Н. Новинский Первые уроки игры на виолончели.
  15. Потапенко Т. Эхо.
  16. Русская народная песня «Во саду ли в огороде»
  17. Потебухин Б. «Маленькому виолончелисту»: «Зайчик», «Эхо».
  18. Белорусская народная песня «Перепелочка»
  19. Моцарт В. Аллегретто.
  20. Русская народная песня «Василек».
  21. Русская народная песня «Во поле береза стояла»
  22. Русская народная песня «Как под горкой под горой»
  23. Русская народная песня «Не летай соловей»
  24. Русская народная песня «Я на горку шла»

 

Второй класс (2 часа в неделю)

 

Продолжение работы над постановочно - двигательными навыками, звукоизвлечением, интонацией, ритмом, фразировкой. Изучение комбинированных нессимметричных штрихов. Изучение широкой позиции. Работа над развитием артикуляции пальцев. Начальное развитие навыков в смене позиции. Двухоктавные мажорные и минорные гаммы: ре мажор ре минор, соль мажор соль минор, ля минор ми минор фа мажор.

 

В течение учебного года рекомендуется пройти: две мажорных, одну минорную гамму в одну октаву, одну гамму в две октавы.

 

-          4-6 этюдов упражнений.

 

-          4-6- пьес.

 

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:

 

-          Нахождение первой и половинной позиции,

 

-          Основные музыкальные термины,

 

-          Строение мажорной и минорной гаммы.

 

Уметь:

 

-          самостоятельно разучивать несложные музыкальные произведения,

 

-          самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании,

 

-          читать с листа несложные произведения.

 

Владеть навыками:

 

-          Ощущения горизонтальной плоскости струн,

 

-          Ощущения движения плеча, предплечия и кисти.

 

Примерный репертуарный список:

 

Гаммы Соль минор, ля минор, си бемоль мажор, В две октавы: ре мажор, ре минор, соль мажор. Штрихи: Всем смычком, легато 2/4, деташе, два легато, два деташе.

 

Трезвучия на весь смычок

 

Упражнения Волочков И. Избранные упражнения для виолончели.15, 16, 20, 38, 42, 45.

 

Этюды Тетрадь № 1 /Сост.и ред. Н.Н. Шаховская –М.: Дека- ВС»: Ли №9, № 12, № 19, № 30, № 42, №42, № 46,

 

Сапожников № 10.

 

Пьесы

 

Проводы зимы. Римский- Корсаков. (отрывок из оперы «Снегурочка»)

 

Бетховен Л. «Прекрасный цветок».

 

Калинников В. «Журавель».

 

Глинка М. «Ты соловушка, умолкни».

 

Моцарт В. «Алегретто»

 

Бакланова Н. «Мазурка»

 

Бакланова Н. Романс.

 

Гречанинов А. «Весельчак»

 

Крупная форма

 

Волочков И. Вариации.

 

Греща Я. Сонатина до мажор

 

Третий класс (2 часа)

 

Работа над развитием музыкального образного мышления. Работа над качеством звука, сменой позиций, интонацией и ритмом. Изучение более сложных штрихов: деташе, легато (до 8 нот). Развитие беглости пальцев. Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками. Закрепление навыков смены позиций. Освоение навыка вибраций. Навыки самостоятельного разбора несложных произведений. Подготовка к изучению крупной формы.

 

В течении учебного года рекомендуется пройти:

 

-          Двухоктавные гаммы и трезвучия с применением различных штрихов,

 

-          4 - 6 этюдов,

 

-          4 - 6 пьес, для сильных учеников – одно произведение крупной формы.

 

По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать:

 

-          музыкальную терминологию (динамика, штрихи, аппликатура)

 

-          нахождение I, пониженной, II, III , IV уметь: самостоятельно разучивать несложные произведения, преодолевать трудности при изучении несложных пьес, читать с листа несложные произведения. владеть навыками:

 

-          чистого интонирования,

 

-          вибрации,

 

-          уверенной смены позиции.

 

Примерный репертуарный список

 

Гаммы Си бемоль мажор, до минор, ля мажор, ля минор

 

Этюды 10 Григорян Л. «Школа этюдов для виолончели», этюды № 31,32,37, 44. Нотная папка виолончелиста № 1. Гаммы, упражнения, этюды. Ли С. № 69, 65, 67.

 

Пьесы

 

Шуман Р. «Романс».

 

Шуман Р.«Веселый крестьянин».

 

Глинка М.«Ходит ветер у ворот».

 

Варламов А. «Красный сарафан».

 

Евлахов О. «Романс».

 

Глинка М. «Ходит ветер у ворот».

 

Крупная форма

 

Иордан И. Вариации.

 

Вивальди А. Концерт До мажор 1 часть.

 

Бреваль Ж. Соната до мажор

 

Ромберг Б. Сонатина си-бемоль мажор

 

Четвертый класс (2 часа в неделю)

 

Дальнейшая работа над повышением исполнительских навыков, повышение требований к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над интонацией, динамика ритма. Развитие штриховой техники: деташе, легато, мартле стаккато, развитие беглости пальцев левой руки. Закрепление навыков игры в первых четырех позициях, изучение трезвучий с обращениями.

 

В течение учебного года рекомендуется пройти:

 

-          2-3 гаммы единой аппликатуры,

 

-          4 - 6 этюдов на различные виды техники,

 

-          4- 6 пьес,

 

-          1-2 произведение крупной форм.

 

По окончании 4 года учащиеся должны знать:

 

-          Стилевые особенности исполняемого произведения. Соотносить содержание и средства художественной выразительности (штрихи, динамика)

 

Уметь:

 

-          Анализировать форму музыкального произведения.

 

-          Самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании произведения.

 

-           Владеть навыками: Координацией движений пальцев левой и правой рук, развитие беглости пальцев левой и правой руки.

 

-          Осознанное применение штрихов (деташе, легато, мартле, стаккато).

 

Примерный репертуарный список

 

Гаммы Ля мажор, до минор, ре мажор, ми бемоль мажор.

 

Этюды Григориан Л. Школа этюдов для виолончели №46 – 56 Поппер Д. «15 легких этюдов виолончели», этюды №№1,8

 

Пьесы

 

Бетховен Л. Контраданс.

 

Шлимюллер Г. «Серенада»

 

Шлимюллер Г. «Непрерывные движения»,

 

Хачатурян А. «Андантино», Шуман Р. «Дед Мороз»

 

Русская народная песня «Ах, ты, ноченька»

 

Моцарт В. «Колыбельная»

 

Бабаджанян А. «Ария» 12

 

Крупная форма

 

Бриваль Ж. «Соната до мажор» (I часть)

 

Бромберг Б. «Соната си-бемоль мажор».

 

Пятый класс (2 часа в неделю)

 

Развитие самостоятельности учащегося, повышение требовательности к выразительному исполнению. Работа над штрихами: деташе, легато, мартле, стаккато, спиккато, соттие. Изучение двойных нот в гамме: терии и сексты. Изучение V, IV, IIV позиции. Изучение трехоктавных гамм.

 

В течение учебного года пройти:

 

-          2- 3 трехоктавные гаммы,

 

-          4-6 этюдов,

 

-          3 -5 разнохарактерных пьес,

 

-          2 произведения крупной формы.

 

По окончании пятого года обучения учащиеся должны знать:

 

-          биографию композиторов изучаемых произведений,

 

-          терминологию,

 

-          методы самостоятельной работы над произведениями.

 

Уметь:

 

-          самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных стилей,

 

-          самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании музыкальных произведений,

 

-          осознанно применять технические приемы при создании художественного образа музыкальных произведений.

 

Владеть навыками:

 

-          развития беглости,

 

-          штриховой техникой: мартле, стаккато, спиккато, соттие,

 

-          чтение с листа несложных музыкальных произведений.

 

Примерный репертуарный список

 

Гаммы Гаммы до мажор, до минор, соль мажор, соль минор, ре мажор, ре минор,

 

Этюды Григориан Л. Школа этюдов для виолончели с 57-69.

 

Пьесы

 

Бабаджанян А. Ария

 

Гольтерман Г. На охоте.

 

Глинка М. Андалусский танец.

 

Дворжак А. Мелодия

 

Караев К. Задумчивость.

 

Рамо Ж. Сельский танец.

 

Шлимюллер Г. Скерцино.

 

Гольтерман Г. В непогоду.

 

Чайковский П. Колыбельная

 

Крупная форма

 

Бетховен Л. Сонатина ре минор.

 

Гольтерман Г. Концерт № 4.

 

Марчелло Б. Соната соль мажор.1-2, 3-4ч.

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

 

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

 

-          знать основные исторические сведения об инструменте;

 

-          знать конструктивные особенности инструмента;

 

-          знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;

 

-          знать основы музыкальной грамоты;

 

-          знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;

 

-          знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);

 

-          знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);

 

-          знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на виолончели;

 

-          знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;

 

-          уметь самостоятельно настраивать инструмент;

 

-          уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;

 

-          уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;

 

-          уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;

 

-          уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;

 

-          уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;

 

-          иметь навык игры по нотам;

 

-          иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;

 

-          приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;

 

-          приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.

 

Реализация программы обеспечивает:

 

-          наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

 

-          комплексное совершенствование игровой техники виолончелиста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;

 

-          сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности виолончели для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

 

-          знание художественно-исполнительских возможностей виолончели;

 

-          знание музыкальной терминологии;

 

-          знание репертуара для виолончели, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями;

 

-          наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;

 

-          умение транспонировать и подбирать по слуху;

 

-          навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

 

-          навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

 

-          наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

 

-          наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

 

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

 

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

 

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

 

Оценки качества знаний по «Специальности (виолончель)» охватывают все виды контроля:

 

-          текущий контроль успеваемости;

 

-          промежуточная аттестация учащихся;

 

-          итоговая аттестация учащихся.

 

Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

 

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий

контроль

 

поддержание учебной дисциплины,

выявление отношения учащегося к изучаемому предмету,

повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

Контрольные уроки,

академические концерты,

прослушивания

к конкурсам,

отчетным концертам

 

Промежуточная

аттестация

 

определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения

 

Зачеты (показ части

программы,

технический зачет),

академические

концерты, переводные зачеты, экзамены

Итоговая

аттестация

определяет уровень и качество освоения

программы учебного предмета

Экзамен проводится в

выпускном классе

 

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков, учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

 

Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.

 

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы, или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, редусмотренного на учебный предмет.

 

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

 

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

 

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускном 5 классе в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

 

 

 

4.2. Критерии оценок

 

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале                                                                                                            

 

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

 

Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком               художественном уровне игры.

4 («хорошо»)

 

Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер.

3 («удовлетворительно»)

 

Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя

художественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.

2(«неудовлетворительно»)

 

Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного

участия самого ученика в процессе музицирования.

Зачет (без оценки)

 

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

 

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

 

1. Оценка годовой работы учащегося.

 

2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.

 

3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.

 

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

 

1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.

 

2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.

 

3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.

 

При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

 

Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года..

 

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

 

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам

 

Разностороннее и гармоническое развитие учащегося достигается в процессе работы над музыкальными произведениями разных стилей, жанров и форм, в слушании и совместном обсуждении музыки.

 

Одним из важнейших принципов музыкальной педагогики является гармоничность, согласованность художественного и технического развития юного музыканта. В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала:

 

-          Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.

 

-          Необходимым условием для успешного обучения игре на виолончели является формирование у ученика уже на начальном этапе правильного исполнительского аппарата (постановки рук и корпуса).

 

-          Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.

 

-          Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности –должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. - При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

 

-          В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности виолончели.

 

-          В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

 

Очень важен начальный этап обучения. Основное содержание первых уроков с детьми:

 

-         Развитие музыкально-слуховых представлений - основная задача педагога в работе с начинающими обучение на скрипке.

 

-         Пение песен и попевок.

 

-         Слушание музыки в исполнении педагога, накопление слушательского опыта.

 

-         Ознакомление ученика с основами нотной грамоты.

 

-         Нотная запись как фиксация слуховых представлений.

 

-         Организация занятий с начинающими. Контакт с родителями. О заинтересованности и внимании ученика.

 

-         О работе и свойствах мышц в процессе обучения.

 

-         Условия образования навыка.

 

-         Правильное распределение материала на уроке.

 

-         Возрастные особенности младшего школьника.

 

-         Индивидуальный подход.

 

-         Воспитание творческого подхода к любому заданию.

 

-         Опора на результаты наблюдений за личностью ребенка с целью выбора методов.

 

-         Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика - основной метод воздействия при обучении игре на любом инструменте.

 

-         Дополнительные способы - словесные пояснения, показ двигательных приемов и т.д.

 

-         Прямая и наводящая формы воздействия.

 

-         Развитие мышления, творческой инициативы.

 

-         Роль «исполнения» и «показа» преподавателя.

 

-         Гибкость и многообразие «показа» в зависимости от конкретных задач данного момента работы с учеником.

 

-         Разумное сочетание различных методов и приемов обучения в зависимости от индивидуальности ученика (его способностей, характера, уровня развития, мотивации и т.д)

 

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

 

Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие - для показа в условиях класса, третьи - с целью ознакомления. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 

-          словесный (объяснение, беседа, рассказ);

 

-          наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

 

-          практический (освоение приемов игры на инструменте);

 

-          эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и народной музыки, современной и советской, опыт игры в ансамбле.

 

Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.

 

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков. Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

 

Пятилетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам. Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей и просмотр музыкальных фильмов.

 

5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

 

-        самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

 

-        периодичность занятий - каждый день;

 

-        объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 часов.

 

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

 

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

 

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

 

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными

 

деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

 

 

 

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы:

 

 

 

6.1. Методическая литература

 

  1. Беккер Х., Ринар Д. Техника и исскуство игры на виолончели/ Х. Беккер Д. Ринар –М., 1978.
  2. Бирина В. М. Особенности начального обучения игре на виолончели (дошкольная группа). Методическая разработка для преподавателей ДМШ, ДШИ/ В. М. Бирина.- М., 1988.
  3. Броун А.В. Очерки по методике игры на виолончели / А. Броун- М., 1967.
  4. Давыдов К. Школа игры на виолончели / К. Давыдов- М., 1956.
  5. Сапожников Р. Основы методики игры на виолончели/ Р.Сапожников – М., 1965.
  6. Федорченко А. К. Некоторые закономерности формирования навыков звукоизвлечения у начинающих виолончелистов// Вопросы методики начального музыкального образования// Вопросы методики начального музыкального образования/ Ред.- сост. В. Натансон, В. Руденко. - М., 1981.
  7. Янкелевич Ю. И. Педагогическое наследие/ Ю. И. Янкелевич. - М., «Музыка», 2009.

 

6.3. Учебная литература:

 

1. Антонова. В. Музыкальная азбука маленького виолончелиста/ Л. Антонова. - СПб.: «Композитор», 2005.

 

2. Волков. И Избранные упражнения для виолончели/ И. Волчков- М., 1987,1994.

 

3. Гольтерман, Г. Пьесы для виолончели и фортепиано II-IV класса ДМШ/ Г. Гольрман.- СПб.: «Композитор» 2003.

 

4. Григорян Л. Школа этюдов для виолончели/ Л. Григорян.-М., 1999.

 

5. Доброхотов В. Сборник легких пьес для виолончели и фортепиано/ В. Доброхотов. - М.-Л.,1976.

 

6. Кальянов С. Виолончельная техника/ C.Кальянов.- М.1968. 21

 

7. Ли С. Соч. 113. 12 мелодических этюдов/ А. Лазько.- СПб.: «Композитор», 2005.

 

8. Мардероровский Л. Уроки игры на виолончели / Л. Мардеровский.- М., 1995, 2000.

 

9. Новинский Н. Первые уроки игры на виолончели / Н. Новинский. - Л.,1961.

 

10. Педагогический репертуар для виолончели и фортепиано 3-5 кл. ДМШ/ Переложение Л. Фаяра.- М., 1958.

 

11. Педагогический репертуар для виолончели. ДМШ I- IV кл./ Сост. И пед. Ред. С.Кальянова.- М., 1974.

 

12. Педагогический репертуар. Этюды ДМШ 1-3 кл./Сост. Р.Сапожников.-М.1989.

 

13. Потребухин Б. Маленькому виолончелисту (метод. Пособие) / Б. Потребухин.- М. 1994.

 

14. Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система упражнений) / Р. Сапожников – М., 1963, 1977.

 

15. Сапожников Р. Избранные этюды для виолончели (старшие классы ДМШ) Вып.2 / Р. Сапожников – М., 1955.

 

16. Сапожников Р. Школа игры на виолончели (для начинающих)/ Р. Сапожников- М., 1987.

 

17. Струев. Б. Сборник этюдного материала для виолончели (на I позиции) /Б. Струев.- М.-Л., 1948

 

18. Хрестоматия для виолончели 3-4 кл. ДМШ, Пьесы/ Cост. И Куус, И. Оликова, Н. Полупан.- М.,1994,1999.

 

19. Хрестоматия для виолончели. 5 класс ДМШ/Ред. И сост. И. Волчков. - М., 1982

 

20. Хрестоматия для виолончели.1 и 2 классы ДМШ/ Сост. И. Куус, И. Оликова, Н. Полупан.- М., 1974.

 

21. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Вып. 2, часть I/ Пьесы для 1 и 2 классов ДМШ / Р. Сапожников. - М., 1967, 1997.

 

22. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Этюды для V класса ДМШ. Вып. 3, часть 2 / Сост. Р. Сапожников. - М., 1961

 

23. Чайковский П. Пьесы/ Сост. и ред. Ю. Челкаускас.- М., 1984, 2000

 

24. Шаховская Н. Н. Нотная папка виолончелиста № 1 Тетрадь № 4/ Cост. И ред. Н. Н. Шаховская. - М.: «Дека-ВС»

 

25. Ямпольский М., Виолончельная техника/ М. Ямпольский. - М.- Л., 1939.