Управление по культуре

 

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

 

Муниципальное бюджетное учреждение

 

дополнительного образования

 

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область ПО.02.

 

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

 

Рабочая программа   учебного предмета УП. 03

 

 «Музыкальная литература»

 

 

 

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

 

программы в области музыкального искусства

 

«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»,

 

«Народные инструменты».

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Саратов 2019 год

 

 

 

 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик – Михеева В.В. – преподаватель теоретических дисциплин, преподаватель высшей категории

 

 

 

 

 

Рецензент – Алексашина О. Л, преподаватель теоретических дисциплин высшей категории ДШИ №1 г. Саратова

 

Рецензент – Павлова Г. В., преподаватель теоретических дисциплин высшей категории ДМШ ДУИ им. А. Селянина г. Саратова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

 

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 

1.2. Срок реализации учебного предмета;

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

1.5. Цель и задачи учебного предмета;

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

 

II. Содержание учебного предмета

 

2.1. Учебно-тематический план;

 

2.2. Распределение учебного материала по годам обучения; Формы работы на уроках;

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

4.2. Критерии оценки;

 

4.3. Контрольные требования на разных этапах обучения;

 

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам

 

5.2.  Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

 

 

 

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

 

6.1. Учебная литература,

 

6.2. Учебно-методическая литература;

 

6.3. Методическая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Пояснительная записка.

 

 

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

 

Предмет «Музыкальная литература» является одной из обязательных дисциплин в учебных планах ДМШ и ДШИ. Рабочая программа «Музыкальная литература» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»,«Народные инструменты» и разработана в соответствии с ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпофессиональной общеобразовательной  программы в области музыкального искусства. В структуре предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства данный предмет приобретает особую важность. С одной стороны, в процессе изучения предмета происходит прикосновение к мировой художественной культуре, выстраивание в сознании этапов развития культуры разных стран в тесной связи с процессами, происходящими в истории. С другой стороны, тесное соприкосновение с произведениями искусства позволяет воспитывать у учащегося тонкий художественный вкус, формировать его духовный мир, нравственные позиции, уважение к духовной культуре разных народов, обогащать эрудицию, выражать своё мнение и уметь вести дискуссии по разным вопросам, общаться на различные темы в области искусства, что,  конечно же, подготовит благоприятную почву для дальнейшего постижения истории музыки в стенах среднего и высшего профессионального учебного заведения.

 

 

 

1.2. Срок реализации учебного предмета;

 

Срок освоения программы для детей, поступивших в школу в возрасте с 6.5 до 9 лет составляет 8 лет. Срок реализации программы по учебному предмету «Музыкальная литература» - 5 лет.

 

 

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 

Таблица 1.

 

 

 

Год обучения/класс

 

Специальность

1/4

2/5

3/6

4/7

5/8

Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)

 

33

33

33

33

33

Количество

часов на

 аудиторные занятия

(в неделю)

Фортепиано Струнные

Духовые и ударные

Народные

33

33

33

33

49,5

Количество

часов на

внеаудиторные занятия

(в неделю)

Фортепиано Струнные

Духовые и ударные

Народные

33

33

33

33

33

Максимальная нагрузка

Фортепиано Струнные

Духовые и ударные

Народные

66

66

66

66

82,5

 

 «Музыкальная литература» (зарубежная, отечественная) составляет 346,5 часов, из которых: 181,5 час – на аудиторные занятия и 165 часов - на внеаудиторную (самостоятельную) работу учащихся.  Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая, вид занятий – урок, продолжительностью 40 минут.

 

 

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

Высокие требования к уровню развития учащихся по данной программе предполагает обязательное сочетание аудиторной (под руководством и контролем преподавателя) и самостоятельной, внеаудиторной работы учащихся при поддержке, а, возможно, и заинтересованном участии родителей или других законных представителей.

 

Формы аудиторных занятий:

 

-          урок – объяснение материала

 

-          урок -   опрос (индивидуальный, фронтальный, экспресс (краткий)  

 

-          урок – диспут по изучаемому материалу или на предложенную тему;  

 

-          прослушивание музыкальных произведений или просмотр видеофильмов с комментариями преподавателя   или с последующим обсуждением учащимися)

 

-          представление «презентации» или конкурс «презентаций»;

 

-          написание рассказа – сочинения по музыкальному произведению;

 

-          написание «Музыкальной викторины».

 

-          урок – диспут по изучаемому материалу или на предложенную тему.

 

Формы   внеаудиторных занятий:

 

-          аккуратное и регулярное выполнение домашнего задания

 

-          самостоятельное подготовка к «Викторине» -  разучивание фрагментов пройденных музыкальных произведений

 

-          посещение концертных залов, оперного театра

 

-          участие в концертно – лекционной (просветительской) работе как внутри школы, так и за ее пределами;

 

-          участие в открытых уроках на уровне района, города, области.

 

 

 

1.5. Цель и задачи учебного предмета;

 

Целью реализации данной программы является приобщение детей к искусству

 

-          развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе

 

-          приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории и истории музыки,

 

-          выявление одаренных детей в области музыкального искусства, формирование основ культуры слушания музыки и приобретение ими начальных профессиональных навыков.

 

-          Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

 

-          воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

 

-          формирования у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

 

-          формирования умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

 

-          воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

 

-          приобретение навыков элементарного анализа нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

 

-          формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные образовательные программы в области музыкального искусства.

 

-          воспитание у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в    соответствии с программными требованиями учебной информации  и умения осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной деятельностью;

 

-          приобретения навыков творческой деятельности.

 

 

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 

-          словесный (объяснение, рассказ, беседа);

 

-          наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

 

-          практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

 

В процессе изучения предмета «Музыкальная литература», учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуя свой художественный вкус, учатся слушать музыку избирательно. Опираясь на опыт общения с музыкой во время уроков игры на инструменте, уроков совместного ансамблевого музицирования и сольфеджио, музыкальная литература, в свою очередь, способствует успешному овладению исполнительскими и слуховыми умениями. Знания, полученные в процессе обучения, по признанию самих учеников, помогают им и в общеобразовательной школе в изучении таких предметов, как литература и история. Поэтому сейчас уже можно говорить не только о важности межпредметных связей в ДМШ или ДШИ, но и о необходимости создания «Музыкального информационно – развивающего ПРОСТРАНСТВА», одним из звеньев которого, безусловно, является музыкальная литература.

 

 

 

II. Содержание учебного предмета.

 

2.1. Учебно-тематический план:

 

первый год обучения/ 4 класс.

 

Таблица 2

 

Наименование раздела, темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

  1.  

Роль музыки в нашей жизни

урок

2

1

1

  1.  

Содержание музыкальных произведений

урок

2

1

1

  1.  

Программно - изобразительная   музыка

урок

6

3

3

  1.  

Средства музыкальной выразительности.

урок

6

/16

3

/8

3

/8

     II           четверть

  1.  

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.

урок

16/16

8/8

8/8

 

III   четверть

  1.  

Формы и жанры музыкальных произведений. Простые, сложные и циклические  формы.

урок

20

/20

10

/10

10

/10

 

IV   четверть

  1.  

Музыкальный театр. Опера.  М. И. Глинка  «Руслан и Людмила»

урок

6

3

3

  1.  

Музыкальный театр.  Балет.  П. И. Чайковский  «Щелкунчик»

урок

6

3

3

  1.  

Промежуточная аттестация

Итоговый  урок

урок

2

/14

1

/7

1

/7

 

Итого:

 

64 ч.

32 ч.

32 ч.

 

                                       Второй год обучения/ 5 класс.

 

Наименование раздела, темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

  1.  

Музыка в Древнем мире Искусство Античности.

урок

              2

1

1

  1.  

Барокко. Рождение оперы. Развитие жанра кантаты и оратории

урок

              2

1

1

 

  1.  

Инструментальная музыка XVIIXVIII веках. Д. Скарлатти, А. Вивальди.

урок

              8

4

4

  1.  

Композиторы предшественники и современники И. С. Баха

урок

              2

1

1

 

  1.  

Барокко

урок

2

/16

1

/8

1

/8

     II           четверть

  1.  

Творчество И. С. Баха

урок

2

1

1

  1.  

Клавирное творчество    И. С. Баха

урок

8

4

4

  1.  

Органное творчество И. С. Баха

урок

4

2

2

 

  1.  

Вокально инструментальное творчество И. С. Баха

урок

2

/16

1

/8

1

/8

III   четверть

  1.  

Классицизм.  Венская классическая школа.

урок

2

1

1

  1.  

Характеристика творчества  Й. Гайдна

урок

2

1

1

  1.  

Сонатно - симфонический цикл. Гайдн  Симфония № 103   Es  dur.

урок

4

2

2

  1.  

Гайдн Соната для клавира  D  dur.

урок

2

1

1

  1.  

Характеристика творчества В. Моцарта.

урок

2

1

1

  1.  

В. Моцарт  Соната для клавира № 11  А  Dur.

урок

2

1

1

  1.  

В. Моцарт   Симфония № 40 g moll.

урок

4

2

2

  1.  

В. Моцарт – опера «Свадьба Фигаро»

урок

2/20

1/10

1/10

IV   четверть

  1.  

Характеристика творчества Л. Бетховена

урок

2

1

1

  1.  

Характеристика творчества Л. Бетховена.

урок

2

1

1

  1.  

Л.Бетховен- l «Патетическая соната №8» c moll

урок

2

1

1

  1.  

Л.Бетховен -  Симфония № 5 с moll

урок

4

2

2

  1.  

Л.Бетховен-  Увертюра «Эгмонт»

урок

12

1

1

  1.  

Промежуточная аттестация

Итоговый  урок по теме  «Композиторы  Венской  классической  школы»

урок

2

/14

1

/7

1

/7

  1.  

Итого:

 

66 ч.

33 ч.

33 ч.

 

Третий год обучения/6 класс.

 

Наименование раздела, темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

  1.  

Романтизм. Характеристика творчества Ф. Шуберта

урок

2

1

1

  1.  

Ф. Шуберт «Неоконченная симфония  h  moll»

урок

2

1

1

  1.  

Вокальное  творчество   Ф. Шуберта

урок

4

2

2

  1.  

Характеристика творчества  Ф. Шопена.

урок

2

1

1

 

  1.  

Фортепианное творчество Ф. Шопена 

урок

6

/16

3

/8

3

/8

     II           четверть

  1.  

Русская музыка XVIII -   начала  XIX  веков

урок

2

1

1

  1.  

Творчество  А. Алябьева,  А. Гурилева, А. Варламова

урок

2

1

1

  1.  

М. И. Глинка – опера «Иван Сусанин»

урок

6

3

3

  1.  

Симфоническое  творчество  М. И. Глинки

урок

2

1

1

  1.  

Вокальное  творчество М. И. Глинки

урок

2

1

1

  1.  

Характеристика творчества А.С. Даргомыжского

урок

2

/16

1

/8

1

/8

III   четверть

  1.  

А. С. Даргомыжский опера «Русалка»

урок

4

2

2

  1.  

Вокальное творчество А.С.Даргомыжского

урок

2

1

1

  1.  

Русская музыкальная культура середины XIX века. «Могучая кучка»

урок

2

1

1

  1.  

Характеристика творчества А. П. Бородина

урок

2

1

1

  1.  

А. П.Бородин «Богатырская симфония» №2

урок

4

2

2

 

  1.  

А. П.Бородин – опера «Князь Игорь»

урок

6

/20

3

/10

3

/10

IV   четверть

  1.  

Характеристика творчества Н. А. Римского - Корсакова

урок

2

1

1

  1.  

Н. А. Римский – Корсаков – симфоническая сюита «Шехеразада»

урок

4

2

2

 

  1.  

Н. А. Римский – Корсаков- опера  «Снегурочка»

урок

6

3

3

 

  1.  

Контрольный урок на тему: «Русская музыка 2-й половины XIX века. (промежуточная аттестация).

урок

2

/14

1

/7

1

/7

 

Итого:

 

66

33

33

 

Четвертый год обучения/7 класс

 

Наименование раздела, темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

  1.  

Характеристика творчества М. П. Мусоргского

урок

2

1

1

  1.  

Вокальное творчество   М. П. Мусоргского

урок

4

2

2

  1.  

М. П. Мусоргский – опера «Борис Годунов»

урок

8

4

4

  1.  

Контрольный урок  по творчеству М. П. Мусоргского

урок

2

/16

1

/8

1

/8

     II           четверть

  1.  

Характеристика творчества П. И. Чайковского

урок

2

1

1

  1.  

П. И. Чайковский – первая симфония  «Зимние грезы»

урок

4

2

2

 

  1.  

Поздний симфонизм П. И. Чайковского

урок

2

1

1

  1.  

П. И. Чайковский    опера «Евгений Онегин»

урок

6

3

3

  1.  

 Контрольный урок на тему: «Русская  музыка XIX века» (промежуточная аттестация)

урок

2

/16

1

/8

1

/8

III   четверть

  1.  

Характеристика творчества П. И. Чайковского

урок

2

1

1

  1.  

П. И. Чайковский – первая симфония  «Зимние грезы»

урок

4

2

2

 

  1.  

Поздний симфонизм П. И. Чайковского

урок

2

1

1

  1.  

П. И. Чайковский    опера «Евгений Онегин»

урок

6

3

3

  1.  

 Контрольный урок на тему: «Русская  музыка XIX века» (промежуточная аттестация)

урок

2

/16

1

/8

1

/8

  1.  

Характеристика творчества П. И. Чайковского

урок

2

1

1

  1.  

П. И. Чайковский – первая симфония  «Зимние грезы»

урок

4

2

2

 

  1.  

Поздний симфонизм П. И. Чайковского

урок

2

1

1

IV   четверть

  1.  

Характеристика творчества И. Ф. Стравинского

урок

4

2

2

  1.  

И. Ф. Стравинский  балет «Петрушка»

урок

2

1

1

  1.  

Отечественная музыкальная культура после 1917 года

урок

4

2

2

  1.  

Промежуточная  аттестация в форме экзамена

урок

4

/14

2

/7

2

/7

  1.  

Итого:

 

66

33

33

 

Пятый год обучения/8 класс.

 

Наименование раздела, темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

  1.  

Характеристика творчества С. С. Прокофьева

Балет «Ромео и Джульетта» (обзорно)

урок

2.5

1

1.5

  1.  

С. С. Прокофьев Симфония №7

урок

2.5

1

1,5

  1.  

С. С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Характеристика творчества

Д. Д.Шостаковича. Фортепианное творчество  

урок

2.5

1

1,5

  1.  

Д. Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская»

урок

5

2

3

  1.  

Д. Д. Шостакович  - вокально – симфоническая поэма «Казнь Степана Разина»

урок

5

/20

2

/8

3

/12

     II           четверть

  1.  

Характеристика творчества. А. И. Хачатуряна. Концерт для скрипки с оркестром

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Характеристика творчества Г. В. Свиридова.

Музыка к повести А. С. Пушкина «Метель»

урок

             2.5

1

1.5

  1.  

Г. В. Свиридов  - «Поэма памяти С. Есенина»

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Характеристика творчества А. Г. Шнитке

урок

5

2

3

  1.  

А. Шнитке  симфония  № 1

(обзорно)

урок

5

2

3

  1.  

Контрольный урок по теме: «Отечественная музыка конца XX века»  (промежуточная аттестация)

урок

2.5

/20

1

/8

1,5

/12

III   четверть

  1.  

Западно – европейская музыка конца XIX XX века.

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Импрессионизм в искусстве. Французские композиторы    - импрессионисты

урок

5

2

3

  1.  

Творчество К. Дебюсси (обзорно)

урок

5

2

3

  1.  

Творчество М. Равеля (обзорно)

урок

2,5

1

1.5

  1.  

Новая венская школа и ее представители: А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн

урок

5

2

3

  1.  

 Пути развития американской  музыки XX века.

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Творчество Д. Гершвина

урок

2.5

/25

1

/10

1.5

/15

IV   четверть

  1.  

Саратов – крупнейший культурный и музыкальный центр России.

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Музыкальная жизнь Саратова от ее истоков до наших дней.

урок

5

2

3

  1.  

История Саратовской консерватории.

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Композиторы Саратова-  Е. Гохман, В. Ковалев,  А. Бренинг.

урок

7.5/17,5

3/7

4.5/10.5

 

Итого:

 

82.5

33

49.5

 

 

 

2.2. Распределение учебного материала по годам обучения; Формы работы на уроках

 

Первый год обучения музыкальной литературе тесно связан с учебным предметом «Слушание музыки». Его задачи – продолжая развивать и совершенствовать навыки слушания музыки и эмоциональной отзывчивости на музыку, познакомить учащихся с основными музыкальными жанрами, музыкальными формами, сформировать у них навыки работы с учебником и нотным материалом, умение рассказывать о характере музыкального произведения и использованных в нем элементах музыкального языка.   Обучения ставит своей целью дать учащимся представление о богатстве и многообразии окружающего нас музыкального мира, определяющего многообразие содержания музыкальных произведений его многосторонних связях с жизнью людей, специфике самой музыке, как вида искусства; пробудить интерес к слушанию и анализу музыкальных произведений.

 

В разделе «Содержание музыкальных произведений» ставится задача научить «слышать» и «видеть» музыку на примере знакомства с классическими произведениями: «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Карнавал животных» К. Сен – Санса, вокальный цикл «Детская» М. Мусоргского, «Пер Гюнт» Э Грига; показать, что источником вдохновения для композитора могут стать картины природы, портреты людей, события реальной жизни, сказочные образы.

 

Раздел «Средства музыкальной выразительности» раскрывает значение мелодии, гармонии, ритма, метра, лада, темпа, тембра, регистра, динамики в создании художественного образа.

 

Раздел «Формы музыкальных произведений» предполагает знакомство с наиболее распространенными из них: периодом, 2-х частной (простой и сложной), 3-х частной (простой и сложной), вариационной, формой рондо, сонатной формой, а также дает представление об элементах музыкальной речи (мотив, фраза, предложение).

 

Знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) позволит учащимся понять единство содержания и выразительных средств, присущих жанру, приобрести аналитические навыки, освоить новые понятия и термины.

 

Раздел «Оркестр» предполагает краткое знакомство с духовым, шумовым, эстрадным, джазовым, камерным, оркестром народных инструментов и более подробное знакомство с симфоническим оркестром и группами инструментов, входящих в его состав.

 

В процессе изучения раздела «Музыкальный театр» учащиеся должны получить общее представление о театре, как виде искусства на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» и балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» или «Спящая красавица». Необходимые новые понятия и термины: увертюра, театральное представление (спектакль), сценическое действие, драматург, режиссер, действие (акт), картина, дивертисмент, ария, речитатив, кантилена, ансамбли, классический и характерный танец.

 

В четвертой четверти начинается изучение Зарубежной музыки, начиная с Древнего мира и включая Античность, Возрождение и эпоху Барокко.

 

Примерный образец вопросов для контрольного урока:

 

  1. Что изучает предмет «Музыкальная литература» и чем он отличается от «Литературы» в школе?
  2. Что такое музыка и какие виды искусства вы еще можете назвать?
  3. Что общего между всеми видами искусства и чем от них отличается музыка?
  4. Кто создает музыку? Назовите известных композиторов.
  5. Кто еще необходим для того, чтобы музыку услышал слушатель?
  6. Каких исполнителей вы можете назвать и на каких инструментах можно исполнять музыку?
  7. Какую роль играет музыка в жизни человека, где ее можно услышать?
  8. Зачем человеку нужна музыка?
  9. Где звучит музыка?
  10. Что произошло бы с нами, если бы музыка навсегда исчезла из нашей жизни?
  11. Возможно ли такое?
  12. Как вы понимаете определение «серьезная» и «легкая музыка»?
  13. Как вы считаете, легко ли «слушать» и «слышать музыку»?

 

Второй год обучения включает в себя исторический период с эпохи барокко до романтизма, в рамках которого подробно представлены монографические темы, посвященные крупнейшим представителям Западноевропейской музыки: И. С. Баху, Й. Гайдну, В. Моцарту, Л. Бетховену, Ф. Шуберту и Ф Шопену. Каждая тема – монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений (или их законченных частей), с последующим прослушиванием и обсуждением.

 

В процессе обучения учащиеся должны познакомиться с произведениями различных жанров (песня, фортепианная миниатюра, сюита, соната, симфония, увертюра, опера, сонатно – симфонический цикл), уметь определять фрагменты произведений на слух и исполнять отрывки на инструменте, делать выводы об особенностях стиля композитора, его роли в истории западноевропейской музыки и музыкальной культуры в целом, находить общие черты и различия в их творчестве.  В качестве самостоятельной домашней работы учащимся предлагается составление «Таблицы биографий» композиторов, вырабатывающее навыки   работы с учебным материалом (конспектирование), составление «Таблиц сонатной формы». Обучение по данной программе не ограничиваться только аудиторными занятиями, необходима самостоятельная внеаудиторная подготовка учащихся, включающая чтение дополнительной литературы, самостоятельное прослушивание музыки, посещение концертов, участие в проведении лекций – концертов.

 

Примерный образец вопросов для итогового урока по творчеству композиторов Венской классической школы:

 

1.      Дать определение художественному стилю «классицизм».

 

2.      Какие важнейшие исторические события повлияли на рождение этого стиля?

 

3.      Ранний и поздний классицизм и его представители.

 

4.      Композиторы Венской классической школы.

 

5.      Что общего у венских классиков и что их отличает друг от друга?

 

6.      Как складывались личные отношения между композиторами?

 

7.      Назвать жанры, ставшие классическими в творчестве каждого из композиторов.

 

8.      Особенности сонатной формы и сонатно – симфонического цикла в творчестве венских     классиков.

 

9.      Назовите разделы сонатной формы, темы экспозиции.

 

10.  Чем необычна 1 часть сонаты Моцарта № 11?

 

Третий   год обучения посвящен знакомству с отечественной музыкой   с начала XVIII до середины XIX века. В этом разделе учащиеся знакомятся с творчеством основных представителей русской классической музыки XIX века – М. И. Глинкой, А.С. Даргомыжзским, А. П. Бородиным, и  Н. А. Римским – Корсаковым, Помимо монографических тем, этот раздел  включает в себя два обзорных урока – «Русская музыка конца XVII – начала XVIII веков», который рисует картину развития  русской музыки «доглинкинского периода» с момента создания русской композиторской школы, и «Русская музыка второй половины XIX века» («Могучая кучка»).

 

Основное внимание в этом разделе уделено опере – ведущему и любимому жанру русских композиторов. Знакомство с творчеством композиторов и их произведениями предполагает рассмотрение вопросов их связи с историей России, произведениями литературы, живописи. На примере русских классических опер учащиеся смогут хорошо усвоить общие закономерности жанра, и некоторые особенности, характерные для творчества композиторов. А знакомство с произведениями других жанров даст учащимся представление о богатстве содержания и жанровом многообразии отечественной музыки.

 

Примерный образец вопросов контрольного урока по творчеству

 

 Н. А. Римского- Корсакова:

 

Урок состоит из 2-х разделов – музыкальной викторины, включающей   отрывки из оперы «Снегурочка», симфонической сюиты «Шехеразада» и устного опроса.

 

1.      Назвать годы жизни композитора.

 

2.      Многогранность творческой и общественной деятельности композитора, педагога, музыкального писателя и редактора, дирижера и пропагандиста русской музыки.

 

3.      С кем из известных композиторов был знаком Римский – Корсаков, представителем какого «содружества композиторов» он являлся?

 

4.      Кто еще входил в «Могучую кучку»? Как дружба помогала в творчестве?

 

5.      Что объединяло этих композиторов и что можно отнести к творческой индивидуальности?

 

6.      Чем занимался композитор до того, как окончательно отдал предпочтение музыке?

 

7.      Как служба морского офицера повлияла на музыку композитора?

 

8.      Назовите художника –«мариниста».

 

9.      Литературное наследие Римского Корсакова.

 

10.  Перечислить музыкальные произведения по жанрам.

 

11.  Назовите программные сочинения Римского Корсакова.

 

12.  Назвать учеников Римского – Корсакова.

 

13.  С какими важнейшими историческими событиями в России совпала   жизнь       композитора?

 

14.  Как эти события повлияли на жизнь и творчество Римского – Корсакова.

 

15.  Объяснить смысл названия оперы «Снегурочка» - «весенняя сказка» и оперы – сатиры «Золотой петушок» - «осенняя сказочка», с чем это связано?

 

16.  Какое литературное произведение положено в основу оперы «Снегурочка»?

 

17.  О чем эта опера? Назовите ее героев.

 

18.  Чем заканчивается опера и как финал соотносится праздничным заключительным хором?

 

19.  Назовите примеры аналогичных финалов в произведениях других авторов.

 

20.  Дайте определение жанра оперы «Снегурочка»

 

21.  Особенности строения (драматургии) оперы.

 

22.  В чем «народность» оперы, отношение к фольклору, подтвердите конкретными примерами.

 

23.  Назовите подлинно – народные темы и авторские темы, близкие народным.

 

24.  Назовите «обрядовую сцену» сцену в опере.  Что такое «обряд» и какие еще обряды вы знаете?

 

25.  Образы природы в опере.

 

26.  Дать музыкальную характеристику главным героям оперы.

 

27.  Что такое лейтмотивы и есть ли они в опере?

 

28.  В каких других музыкальных произведениях встречаются лейтмотивы (привести примеры).

 

29.  Дайте определение жанра произведения для оркестра «Шехеразада».

 

30.  По мотивам какого литературного произведения оно написано, в каком году и кому посвящено.

 

31.  Какие Арабские сказки «1001 ночь» читали вы? Каков их смысл?

 

32.  Почему это сочинение программное?                                                                                                            

 

33.  Дать название всем частям и определить их формы.                                                                                        

 

34.  Назвать темы – лейтмотивы и рассказать, что происходит с ними в процессе развития. 

 

35.  Роль оркестра в данном сочинении.

 

 Примерный образец вопросов промежуточной аттестации (дифференцированного зачета) по разделу:

 

                         «Русская музыка 2-й половины XIX века».

 

  1. Когда и где существовала «Могучая кучка», кто входил в ее состав,
  2. кому принадлежит это название?
  3. Что объединяло всех «кучкистов»?
  4. В чем их самобытность?
  5. Любимый жанр «кучкистов» и почему?
  6. Чьи традиции продолжали «кучкисты»?
  7. Какие произведения мы называем программными? Какие признаки
  8. указывают на то, что это программное произведение? Приведите
  9. несколько примеров (автор, жанр, название).
  10. Назовите программные произведения этих композиторов.
  11. Какие два важнейших принципа унаследовали «кучкисты» от М. И. Глинки?
  12. Объясните эти понятия.
  13. Назовите самые известные оперы этих композиторов.
  14. Какие из них написаны на сюжеты А. С. Пушкина?
  15. Кто из «кучкистов» преподавал и где?
  16. Чем еще занимались «кучкисты»?
  17. Кто из них не смог завершить свои произведения и кто их все - таки завершил?
  18. Отношение «кучкистов» к народной музыке.
  19. Какие оперы или симфонические произведения «кучкистов» вы слышали?
  20. Ваше собственное отношение к этим сочинениям.
  21. Какие из опер есть в репертуаре Театра оперы и балета им. Н. Г. Чернышевского? Что вы слушали?

 

Четвертый год обучения посвящен творчеству М. П. Мусоргского и П. И. Чайковского и отечественной музыке конца XIX -  XX веков. Монографические темы, связанные с творчеством С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. С.С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А, И, Хачатуряна рассматриваются более подробно, включая жизненный путь, разбор нескольких произведений разных жанров.  Творческие портреты С. И. Танеева, А. К. Лядова, А. К. Глазунова, И. Ф. Стравинского более кратко и обобщенно.

 

Пятый год обучения посвящен изучению музыки конца   XX -  начала XXI веков. Из отечественных композиторов, он представлен именами А. Г. Шнитке, Э.  В. Денисова, Р. К. Щедрина, А. Петрова,  С. Слонимского, С. А. Губайдулиной,  творчество которых  дает повод коснуться  особенностей  развития музыкального искусства  последней четверти XX века, отмеченного  такими чертами,  как:  новые пути развития национального искусства в условиях интернационализации музыкальной речи; проявление фольклорных элементов в музыке; концерты для оркестра и хора в творчестве современных композиторов;  поиск новых выразительных средств, создания звуковых эффектов с помощью синтезатора; новые композиторские техники и их отражение в нетрадиционной нотной записи. Из зарубежных композиторов учащиеся познакомятся с французскими импрессионистами, композиторами новой венской школы и представителем американской музыки – Д. Гершвиным.  Последняя четверть посвящена музыкальной истории Саратова, старейшего ВУЗа   России - Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова и ярких представителей саратовской композиторской школы. Задачей последнего года обучения становится приобщение учащихся к современной музыке, формирование интереса учащихся к событиям музыкальной жизни, умения ориентироваться в окружающей их звуковой среде, знания истории родного края.

 

Содержание предмета «Музыкальная литература» при девятилетнем курсе обучения направлено на подготовку учащихся к дальнейшему поступлению в профессиональные ученые заведения. В тоже время освоение учениками данной программы создает благоприятные условия для развития личности, укрепляет мотивацию к познанию и творчеств, эмоциональному обогащению.

 

 Содержание программы рассчитано на один год обучения. Обоснованность последовательности тем в программе отвечает ходу музыкально - исторического развития последних трех веков и включает темы по творчеству ведущих композиторов европейских стран. Главная цель занятий – научить –  учащихся вслушиваться в звучащую музыку при максимальном звуковом внимании, иметь представление о пути развития мировой музыкальной культуры в хронологическом порядке. Регулярное знакомство с выдающимися творениями великих композиторов способствует формированию художественного вкуса, умению слышать красоту художественных образов, осознавать талант их авторов.

 

Шестой год обучения в курсе «Музыкальной литературы» является дополнительным к основному курсу. Назначение занятий по музыкальной литературе - способствовать профессиональной ориентации учащихся, их сознательному выбору профессии музыканта через расширение и углубление знаний, навыков и умений, приобретенных в процессе изучения основного курса и в самостоятельном общении с музыкой.

 

Одной из основных целей предмета является дальнейшее художественно – эстетическое развитие учащихся, приобретение ими знаний, умений, навыков, необходимых для поступления в профессиональные учебные заведения. Из подбора и последовательности тем и произведений, у учащихся должно сложиться представление о музыкальном процессе в Европе XVIII -  XX веков, об основных жанрах музыки, художественных направлениях и композиторских школах в их наиболее ярких проявлениях.

 

Отличительная особенность программы шестого года обучения:

 

Учитывая, что русская музыкальная классика XVIII - XX веков в лице ее основных представителей уже достаточно глубоко изучена, целесообразно вновь вернуться к классическому периоду европейской музыки и, не дублируя темы основного курса и познакомить учащихся с именами основными произведениями композиторов Италии, Германии, Франции, ряда других стран, музыкальное искусство которых входит в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

 

Примерный учебно – тематический план.

 

Наименование раздела, темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

  1.  

Вводный урок. Музыка в античном мире в эпоху Средневековья и Ренессанса

урок

5

2

3

  1.  

Итальянская музыка XVIII века: А Вивальди, Д Скарлятти;

Скрипка и клавесин, камерны оркестр.

урок

5

2

3

  1.  

Опера и оратория в XVIIIвеке, Г. Ф Гендель, К. В. Глюк.

урок

5

2

3

  1.  

Немецкие романтики 1-й половины XIX века: К, М, Вебер,Р. Шуман, Ф. Мендельсон.

урок

5

2

3

  1.  

Ф. Лист.

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Г. Берлиоз

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Н. Паганини

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Д. Россини.

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Контрольные уроки

 

10/40

4/16

6/24

  1.  

К. Сен – Санс.

урок

5

2

3

  1.  

И. Брамс.

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Д. Верди.

урок

5

2

3

  1.  

Р. Вагнер.

урок

5

2

3

  1.  

А. Дворжак или

Б. Сметана

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Г. Малер

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Французские композиторы – импрессионисты: М. Равель, К. Дебюсси,   П. Дюка

урок

5

2

3

  1.  

Б Бриттен и английская музыка.

урок

5

2

3

  1.  

Д. Гершвин и американская музыка

урок

2.5

1

1.5

  1.  

О. Мессиан и французская музыка  композиторы Нововенской школы.

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Выдающиеся исполнители XX  XXIека.

урок

2.5

1

1.5

  1.  

Итоговый семинар, коллоквиум.

урок

2.5

/42.5

1

/17

1.5

/25.5

  1.  

Итого:

 

82.5

33

49.5

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

   Требования к уровню подготовки обучающихся, ожидаемые результаты:

 

Содержание программы учебного предмета «Музыкальная литература» обеспечивает художественно-эстетическое развитие личности приобретение ею теоретических знаний, умений и навыков:

 

-          первичных знаний о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно – нравственном развитии человека;

 

-          знаний творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

 

-          знаний в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей жанров и форм от эпохи барокко до современности;

 

-          умения исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

 

-          навыков по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

 

-          знания основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусства, основных стилистических направлений, жанров;

 

-          знания особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

 

-          знания профессиональной музыкальной терминологии;

 

-          пробуждения интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

 

-          умения в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

 

-          умения определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

 

-          навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусства.

 

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

Цель аттестационных (контрольных) мероприятий – определить успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

 

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

 

 Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного учебным планом и представляет собой контрольный урок. Текущий контроль – осуществляется регулярно преподавателем на уроках и направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий. Текущий контроль учитывает темпы продвижения ученика, инициативность на уроках и при выполнении домашней работы, качество выполнения заданий.  Особой формой проверки знаний, умений, навыков является форма самостоятельного анализа нового (незнакомого) музыкального произведения.

 

На основе текущего контроля выводятся четвертные оценки. 

 

Проведение контрольных уроков продиктовано спецификой учебного предмета - направленностью содержания на общее эстетическое воспитание детей, а также необходимостью контроля качества освоения какого-либо раздела учебного материала учебного предмета (знакомство с творчеством композитора и его сочинениями). 

 

Контрольный урок может включать вопросы по изучаемому разделу, письменную работу в виде «музыкальной викторины», письменную работу в виде тестов. При проведении контрольного урока качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

 

Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

 

-          качества реализации образовательного процесса;

 

-          качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

 

-          уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

 

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков или дифференцированных зачетов, которые могут проходить в форме письменных работ и устных опросов, а также – экзамена. Контрольные уроки проводятся на завершающих четвертях или полугодиях учебных занятиях в счет аудиторного времени. Таким образом промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета по предмету «Музыкальная литература» проводится в 9,10,11,12,13, 15 полугодиях; аттестация в виде экзамена – в 14 полугодии.

 

Реализация образовательных программ в области искусств предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточенно или в счет резерва учебного времени образовательного учреждения в объеме, установленном ФГТ.

 

В данной учебной программе по Учебному плану для консультаций отводится 10 часов, которые могут проводиться по мере необходимости рассредоточено (перед контрольными уроками) или итоговой аттестацией.

 

Возможны два варианта проведения данного зачета:

 

 1.Письменная работа – «музыкальная викторина» и устный опрос по билету:

 

 2.Письменная работа – «музыкальная викторина» и тестирование.

 

Примерный образец вопросов промежуточной аттестации (экзамена)

 

в форме тестирования

 

1-й вариант:

 

1.      В каких странах жили и творили композиторы: Г.Ф.Гендель, Г.Перселл, К.В.Глюк, А.Сальери, К.М.Вебер, В.Беллини, Д.Верди, Ф.Мендельсон?

 

2.      Расположите эти события в хронологическом порядке:

 

- Великая французская буржуазная революция,

 

- первое исполнение «Страстей по Матфею» И.С.Баха,

 

- год рождения В.А.Моцарта,

 

- год рождения И.С.Баха,

 

- год смерти В.А.Моцарта,

 

3.      Чем отличается экспозиция сонатной формы от репризы?

 

4.      Как называется последняя часть сонатно-симфонического цикла?

 

5.      Кого из композиторов мы называем «венскими классиками» и почему?

 

6.      Какие жанры являются главными в их творчестве?

 

7.      Какие важные исторические события произошли в России за время жизни Глинки?

 

8.      Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны, чьи имена носят?

 

9.      Вспомните музыкальные произведения, рисующие картины природы (напишите автора, название, жанр). Как мы называем музыку такого характера?

 

10.  Объясните, что такое финал в инструментальном произведении и в опере.

 

11.  Вспомните, какие партии мужских персонажей в опере исполняет женский голос (автор, название оперы, персонаж).

 

12.  Какие музыкальные произведения возникли как отклик на современные исторические события (автор, жанр, название)?

 

13.  Назовите самые известные концертные залы Саратова, Москвы.

 

14.  В чем отличие ариозо от арии? Приведите примеры ариозо.

 

15.  С. И. Танеев, А. К. Лядов, С.В. Рахманинов, А. С. Даргомыжский А. Н. Скрябин… -  кто в этом списке «лишний» и почему?

 

16.  В каких произведениях отечественных композиторов нашли отражение события Великой Отечественной войны?

 

 2-й вариант:

 

1.      Назовите не менее 5 композиторов, большая часть жизни и творчества которых приходится на XVIII век.

 

2.      Чем отличается экспозиция сонатной формы от репризы?

 

3.      Укажите жанр этих произведений, их авторов и объясните названия:

 

«Страсти по Матфею», «Кофейная кантата», «Времена года», «Неоконченная», «Пасторальная», «Лесной царь», «Зимний путь».

 

4.      Продолжите последовательность: барокко – классицизм …

 

5.      В основе каких музыкальных форм лежат две темы? три темы?

 

6.      Что происходит в разработке сонатной формы?

 

7.      Чем отличается соната от симфонии?

 

8.      Сколько симфоний у Гайдна. Моцарта, Бетховена?

 

9.      Какие важные исторические события произошли в России за время жизни Глинки?

 

10.  Назовите композиторов предшественников и современников Глинки.

 

11.  Когда и где возникли первые консерватории в России, кем они основаны, чьи имена носят?

 

12.  Назовите композиторов «Могучей кучки», кто ее так назвал?

 

13.  Вспомните произведения русских композиторов, в которых есть образы Востока, Испании, Италии (напишите автора, жанр, название).

 

14.  Вспомните, какие партии мужских персонажей в опере исполняет женский голос (автор, название оперы, персонаж).

 

15.  Что такое либретто, концерт (по 2 значения каждого термина).

 

16.  В чем отличие ариозо от арии? Приведите примеры ариозо.

 

17.  Какие музыкальные произведения возникли как отклик на современные исторические события (автор, жанр, название)?

 

18.  Назовите композиторов XX века.

 

19.  Какую консерваторию и как окончили А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов?

 

Итоговая аттестация по предмету «Музыкальная литература» согласно требованиям ФГТ проводится в виде выпускного экзамена в 16 полугодии (конец 8 класса), по результатам которого выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».  Временной интервал между предыдущим и последующим экзаменами должен быть не менее 3-х календарных дней. К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году.

 

Экзамен включает в себя письменную работу – «Музыкальную викторину» (25 – 30 музыкальных фрагментов из произведений композиторов разных стран и эпох) и устный ответа по билету, состоящему из трех вопросов:

 

 1.Творческий портрет композитора:

 

 (эпоха, в которую жил, круг общения, творческие предпочтения многогранность творческой деятельности, вклад в историю музыки, основная направленность творчества, произведения по жанрам, с кем из представителей других видов искусства можно провести параллель.)

 

2.Анализ музыкального произведения

 

(определить жанровую принадлежность, период работы композитора над произведением и историческую эпоху создания произведения; какое литературное произведение положено в основу (если таковое есть) или с какими произведениями возникают ассоциации, рассказать о содержании и форме, какую роль играет это произведение в творчестве самого композитора, ваше отношение к этому произведению)

 

3.«Короткий» вопрос, предполагающий теоретические знания   профессиональной музыкальной терминологии по предмету.

 

Образец экзаменационного билета по предмету «Музыкальная литература»

 

вариант № 1:

 

1.                     П. И. Чайковский    - характеристика творчества.

 

2.                     С. С. Прокофьев Симфония № 7 – итоговое сочинение композитора (традиции и     новаторство).

 

3.                     Увертюра и ее разновидности.

 

вариант № 2:

 

1.        И. С. Бах – характеристика творчества.

 

2.        «Богатырская симфония» А. П. Бородина – программного эпического симфонизма

 

3.        Сонатно – симфонический цикл.

 

вариант № 3:

 

1.                     С. В. Рахманинов – творческий портрет композитора.

 

2.                     Н. А. Римский – Корсаков – симфоническая сюита «Шехеразада».

 

3.                     Оркестры. Симфонический оркестр. Партитура.

 

Содержание экзаменационных материалов разрабатываются преподавателем  учебного предмета, обсуждаются на заседаниях отделов (отделений) или методического совета и утверждаются заместителем директора по учебной работе не позднее, чем за месяц до начала проведения  итоговой аттестации.

 

До экзамена содержание экзаменационных заданий обучающимся не сообщается.

 

В начале соответствующего учебного полугодия обучающимся сообщается вид проведения экзамена по учебному предмету

 

Основные условия подготовки к экзамену:

 

К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:

 

-     экзаменационные билеты;

 

-     музыкальный материал для «Викторины»

 

-     практические задания;

 

-     наглядные пособия, материалы справочного характера, рекомендованные к использованию на экзамене методическим советом;

 

-     экзаменационная ведомость.

 

          Экзамен принимается двумя-тремя преподавателями соответствующего отдела (отделения), в том числе преподавателем, который вел учебный предмет, кандидатуры которых были согласованы с методическим советом и утверждены руководителем образовательного учреждения. На выполнение задания по билету обучающимся отводится заранее запланированный объем времени (по теоретическим и историческим учебным предметам – не более одного академического часа).

 

4.2. Критерии оценки;

 

Критерии оценки качества подготовки обучающегося должны позволить:

 

-     определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;

 

-      оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

 

-      оценить обоснованность изложения ответа.

 

-      Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная).

 

        Критерии оценки качества подготовки обучающегося:

 

Оценка 5 – «отлично» - дан полный, развернутый ответ по всем трем вопроса; учащийся продемонстрировал очень хорошую подготовку по всему материалу; речь хорошо поставлена, материал изложен эмоционально, выразительно, получены убедительные ответы на все, поставленные преподавателем вопросы.

 

Без ошибок определены весь музыкальный материал «Викторины».

 

Оценка 4 – «хорошо» - дан достаточно полный ответ на все вопросы, но речь отвечающего   -  не всегда гладкая, много «лишних слов», при ответе на один из вопросов, понадобились «наводящие вопросы».

 

В «Викторине» допущены 2-3 незначительные неточности или одна серьезная ошибка.

 

Оценка 3 - «удовлетворительно» - даны неполные, поверхностные ответы на все вопросы; речь – «корявая», много фактологических неточностей. Во время ответа, учащемуся часто нужны были наводящие вопросы преподавателя.

 

В «Викторине» допущены 3-4 серьезные ошибки или 4-5 незначительные неточности.

 

В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке обучающегося.

 

Оценка 2   - «неудовлетворительно» - учащийся продемонстрировал полное незнание материала. Большая часть устного или письменного ответа неверна; в определении на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны. Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие виды искусства.

 

По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена должны быть определены в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».

 

4.3. Контрольные требования на разных этапах обучения;

 

Содержание и требование программы «Музыкальная литература» определяет уровень подготовки обучающихся. В соответствии с ними ученики должны уметь:

 

-          грамотно и связно рассказывать о том или ином сочинении или историческом событии,

 

-          знать специальную терминологию,

 

-          ориентироваться в биографии композитора,

 

-          представлять исторический контекст событий, изложенных в биографиях композиторов,

 

-          определить на слух тематический материал пройденных произведений,

 

-          играть на фортепиано тематический материал пройденных произведений,

 

-          знать основные стилевые направления в культуре и определять их характерные черты,

 

-          знать и определять характерные черты пройденных жанров и форм.

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам

 

5.2.  Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

 

Эффективность уроков музыкальной литературы определяется применением разнообразных методов обучения. На аудиторных занятиях должны присутствовать различные формы работы: лекционная; форма беседы, диалога; активное прослушивание музыки с последующим обсуждением; диспут; тестирование; выступления с сообщением, контрольный опрос.

 

Знакомство с творчеством композитора не должно сводиться лишь к констатации фактов биографии (эту работу можно предложить в качестве домашнего задания, которое продемонстрирует навыки учащегося работы с текстом). Живой и образный рассказ о творчестве композитора с привлечением «Презентации», цитат из эпистолярного наследия и т. д., предполагает повествование, описание, рассуждения, риторические вопросы, поиск ответов на которые повысит внимание и активное участие учащихся. Наивысшей активности учащихся можно добиться обращением в форме беседы, суть которой – в диалоге, процесс которого привлекает к поиску новых знаний, что в обучении несомненно предпочтительнее преподнесения знаний в готовом виде.  Одной из важнейших особенностей современного обучения стало наличием компьютера и доступом в ИНТЕРНЕТ практически в каждой семье. В связи с огромным расширением информационного поля, безграничными стали возможности поиска музыкальных произведений, сведений о них и о композиторах. Учащиеся с удовольствием готовят презентации, работая в программе Power Point, что помогает сделать обучение более качественным, отвечающим современным требованиям.

 

Источником художественных впечатлений в классе должна быть звучащая музыка. Ее эстетическое воздействие на подростков служит основой для решения учебных задач. На уроке произведения должны обязательно прозвучать целиком или в виде законченного фрагмента. Демонстрация музыки в классе возможна как в виде ее исполнения преподавателем или приглашенным иллюстратором, так и в виде записи. Оба способа должны дополнять друг друга, т. к. каждый имеет свои достоинства. Прослушивание музыке очень полезно проводить вместе с нотным текстом (особенно важно для опер и балетов). Сочетание слуховой и зрительной наглядности концентрирует внимание учащихся и развивает полезные музыкальные навыки: ноты должны помогать полнее воспринимать музыку. Прослушивание музыки в звукозаписи надо использовать и как повод для бесед об исполнительском искусстве, его выдающихся представителях. Внимание школьников к вопросам исполнения музыки может послужить дополнительным стимулом развития их музыкальных интересов и способствовать успехам в классе игры на инструменте.

 

Постоянного внимания преподавателя и процесс усвоения учащимися знаний. Работа в классе под руководством преподавателя и дома самостоятельно должна помочь учащимся осмыслить и запомнить необходимые сведения из содержания предмета, уметь их узнавать, воспроизводить и самостоятельно применять в музыкальной практике. Этой цели могут служить и специальные приемы по закреплению знаний и тренировке навыков. Закрепление учебного материала возможно в процессе его изложения (первичное закрепление) и в конце урока, при повторении пройденного, а также в самостоятельной домашней работе.

 

Задания на дом должны быть продуманными, целесообразными, доступными, способствовать проявлению творческой индивидуальности.

 

Очень большую роль в заинтересованном обучении играет внеклассная работа, проводимая в школе. Ее задача – расширить представление учащихся о музыкальном мире, познакомить с наиболее значительными событиями музыкальной жизни, дать простор для проявления интересов и творческий инициативы. С этой целью необходимо устраивать музыкальные вечера, посвященные памятным датам, встречи с музыкантами. Очень полезным будет личное участие учащихся в роли исполнителей, а также – ведущих – лекторов. Учащихся старших классов можно привлекать к посильному участию в музыкально – просветительской деятельности, что будет способствовать формированию у них потребности быть пропагандистами музыки и эстетических знаний.

 

Современные требования   диктуют необходимость освоения новых форм и методов обучения, обращения к инновационным методикам.

 

Поэтому, наряду с уже ставшими традиционными методиками, изложенными в работах:

 

1.             А. Лагутина «Методика преподавания «Музыкальной литературы» в ДМШ». М., 1982;

 

2.             Примерной программой и методическими рекомендациями по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств А. Лагутина, М. 2002;

 

3.             Примерной программой и методическими рекомендациями по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств Б. Р. Иофи, М. 2004;

 

можно также использовать:

 

Г. Тараева: «Компьютер и инновации в музыкальной педагогике», включающую 3 книги – «Стратегии и методики», «Технология презентации», «Интерактивное тестирование» «Классика XXI» Москва 2007.

 

                Необходимое техническое обеспечение:

 

-        Учебный класс для групповых занятий со столами и стульями;

 

-        Фортепиано;

 

-        Доска;

 

-        CD и DVD   проигрыватели;

 

-        Музыкальный центр с двумя колонками;

 

-        Компьютер, проектор и экран;

 

                Дидактические пособия:

 

-        Портреты композиторов;

 

-        Клавиры опер: М. И. Глинка «Иван Сусанин» (3); А. С. Даргомыжский «Русалка»         (2); А. П. Бородин  «Князь Игорь» (2);   Н. А. Римский –Корсаков «Снегурочка» (1);  М. П. Мусоргский «Борис Годунов»  (2);  П. И. Чайковский «Евгений Онегин» (2);

 

-        Таблички с вариантами определения характера произведения;

 

-        Комплект CD дисков аудио-пособие по музыкальной литературе М.Б.Кушнира (40 CD-дисков);

 

-        Викторины по музыкальной литературе (второй и третий годы обучения),        составители: Метелица С.В., Арама К.В.;

 

-        фонохрестоматия по музыкальной литературе(mp3), составители Зайцева З.Н.,       Метелица С.В., Орлов В.В.;

 

-        аудио и видео - кассеты, mp3 , CD, DVD диски;

 

-        видео – фильмы (балеты оперы, фильмы о композиторах)

 

-        Комплект «Детские шумовые музыкальные инструменты».

 

 

 

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

 

6.1. Учебная литература,

 

6.2. Учебно-методическая литература;

 

6.3. Методическая литература.

 

1.      Аверьянова О. И. Отечественная музыкальная литература XX века. Учебник для ДМШ: четвертый год обучения. М.: Музыка, 2004

 

2.      Аверьянова О. И. Русская музыка второй половины ХХ века : Р. Щедрин, Э. Денисов, А. Шнитке. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004

 

3.      Аверьянова О. И. Русская музыка до середины XIX века. М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003

 

4.      Белоусова С. С. Романтизм. Ф. Шуберт. Р. Шуман. Ф. Шопен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальной литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003

 

5.      Белоусова С. С. Русская музыка второй половины XIX века. А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальной литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2003

 

6.      Брянцева В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для ДМШ: второй год обучения.  М.: Музыка, 2004

 

7.      Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. Советский композитор 1976

 

8.      Газарян .С.  «В мире музыкальных инструментов»  Москва. «Просвещение» 1989

 

9.      Демченко А. И. Саратовская консерватория (1912 – 2012)  Вехи, события, лица Саратов  2012

 

10.  Енукидзе Н. И. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004

 

11.  Енукидзе Н. И. Русская музыка конца XIX - начала XX века: П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн-пресс, 2004

 

12.  Ильичева А. В., Иофис Б. Р. Европейская музыка ХХ века. Группа «Шести». Новая венская школа. Б. Барток. П. Хиндемит. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2004

 

13.  Калинина Н.  С. В. Рахманинов Москва. Детская литература, 1989

 

14.  Калинина Г.Ф. Вопросы, задания, тесты. Выпуск 1. М.,2000.

 

15.  Калинина Г.Ф. Тесты по зарубежной музыке. Выпуск 2.М.,2000.

 

16.  Калинина Г.Ф. Тесты по русской музыке. Выпуск 3.М.,2000.

 

17.  Калинина Г.Ф., Егорова Л.Н. Тесты по отечественной музыке XX века. Выпуск 4.М., 2000.

 

18.  Кирнарская Д. К. Классицизм. Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ.  М.: Росмэн, 2002

 

19.  Клёнов А.С. Там, где музыка живёт. М., 1986

 

20.  Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Учебник для ДМШ: третий год обучения.  М.: Музыка, 2004

 

21.  Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебник для 4 кл. ДМШ и ДШИ: первый год обучения. М.: Престо, 2004

 

22.  Могилевская С. У лиры семь струн. М.. 1982.

 

23.  Осовицкая З. Е., Казаринова А. С. Музыкальная литература. Учебник для ДМШ: первый год обучения.  М.: Музыка, 2004

 

24.  Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. Первый год обучения. С.-Петербург, 1998.

 

25.  Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебник для 5 кл. ДМШ. М.: Музыка, 2004

 

26.  Прохорова И., Скудина Г. Музыкальная литература советского периода. Учебник для ДМШ, 4-ый год обучения. М., 2001.

 

27.  Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова 1912 – 2012     - энциклопедия.  Саратов 2012

 

28.  Савенко С.И. История русской музыки XX столетия. От Скрябина до Шнитке. М., 2008.

 

29.  С Столова Е., Кельх Е., Нестерова Н. Музыкальная литература. Экспресс-курс.

 

Учебное пособие для ДМШ и ДШИ. С.-Петербург, 2009.

 

30.  Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Учебник для 6-7 кл. ДМШ.  М.: Музыка, 2004

 

31.  Тихонова А. И. Возрождение и барокко. К. Монтеверди, Г. Пёрселл, Ф. Куперен, А. Вивальди, И.-С. Бах, Г.-Ф. Гендель. Книга для чтения. Учебное пособие по предмету «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ. М.: Росмэн, 2003

 

32.  Фролов. Музыкальная литература. Учебник для 4-го класса класса детских музыкальных школ. Санкт-Петербург, 2005.

 

  1. Финкельштейн Э. От «А» до «Я». Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Санкт-Петербург, 2008.
  2. М.Шорникова. Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры.

 

Первый год обучения. Издательство «Феникс», 2005.  

 

Энциклопедический словарь юного музыканта. М.,1985.