Управление по культуре

 

Администрации муниципального образования

 

«Город Саратов»

Муниципальное образовательное учреждение      дополнительного образования детей

 

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область ПО.02.

 

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ.

 

Рабочая программа   учебного предмета УП.02

 

«Слушание музыки»

 

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

 

программы в области музыкального искусства

 

«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»,

 

«Народные инструменты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

Разработчики:

 

Михеева В. В. - преподаватель теоретических дисциплин, преподаватель высшей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент – Зайцева З. Н., заведующая секцией музыкальной литературы Городского методического совета преподаватель высшей категории

 

Рецензент – Алексашина О. Л, преподаватель теоретических дисциплин высшей категории ДШИ №1 г. Саратова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

 

 

I.       Пояснительная записка

 

1.1.          Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

 

1.2.          Срок реализации учебного предмета;

 

1.3.          Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 

1.4.          Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

1.5.          Цели и задачи учебного предмета;

 

1.6.          Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

1.7.          Методы обучения;

 

1.8.          Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

 

II.      Содержание учебного предмета                                                 

 

2.1.          Сведения о затратах учебного времени;

 

2.2.          Годовые требования по классам;

 

 

 

III.    Требования к уровню подготовки обучающихся                     

 

IV.    Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1.          Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

4.2.           Критерии оценки;

 

        

 

V.      Методическое обеспечение учебного процесса      

 

5.1.          Методические рекомендации педагогическим работникам;

 

5.2.          Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

 

        

 

VI.    Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 

 

6.1.          Нотная литература

 

6.2.          Учебно-методическая литература;

 

6.3.          Список рекомендуемых аудио и видеоматериалов

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Пояснительная записка

 

 

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

 

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным   предпрофессиональным общеобразовательным программам   в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты, «Народные инструменты». Предмет «Слушание музыки» является неотъемлемой частью музыкально - исторических дисциплин и занимает важнейшее место в учебно-воспитательном процессе музыкальных школ. Программа «Слушание музыки» направлена на приобретение первоначальных умений и навыков и ориентирована на интеллектуальное развитие ребенка. «Слушание музыки», так­ же, как и «Музыкальная литература», ставит своей целью приобщить детей к музыкальной культуре через пробужде­ние интереса, формирование эстетического вкуса и практи­ческих музыкальных умений

 

Специфика курса «Слушания музыки» состоит в том, что главным в нем является живое восприятие и осмысление музыки. Эстетические цели преобладают над дидактическими.  Целенаправленное воздействие шедевров мирового музыкального искусства формирует основы музыкальной культуры обучающихся, как части их духовной культуры.

 

«Слушание музыки» позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта. О важности развития этих качеств у ребенка говорил исследователь С. Морозов: «Способность чувственной, эмоциональной отзывчивости, если ее развивать в себе, научит куда больше "слышать в звуках", чем слышит иной человек, наделенный тонким слухом, но с холодным сердцем и равнодушным умом относящийся к музыкальному искусству».

 

Предмет «Слушание музыки» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное и нравственное развитие детей, чем на заучивании ими определенных понятий и терминов. Он даёт возможность приобщить детей к музыкальному искусству практически с начального этапа обучения в ДМШ и ДШИ. В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию музыкально – литературного лексикона обучающихся.  

 

 

 

1.2. Срок реализации учебного предмета;

 

Срок освоения программы по учебному предмету «Слушание музыки» для детей, поступивших в школу в возрасте с 6.5 до 9 лет составляет 3 года  (1, 2, 3 классы).

 

 

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 

Таблица 1.

 

Классы

Специальность

1

2

3

Продолжительность

учебных занятий (в неделях)

 

32

33

33

Количествочасов на

 аудиторные занятия

(в неделю)

Фортепиано Струнные

Духовые и ударные

Народные

32

33

33

Количество часов на

внеаудиторные занятия

(в неделю)

Фортепиано Струнные

Духовые и ударные

Народные

16

16,5

16,5

Максимальная нагрузка

Фортепиано Струнные

Духовые и ударные

Народные

48

49,5

49,5

 

 

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного на реализацию учебного предмета «Слушание музыки составляет:

 

аудиторные занятия – 98 час; 

 

внеаудиторная (самостоятельная) работа - 49 часов;

 

максимальная нагрузка - 147 часов,

 

 

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

Форма проведения учебных аудиторных занятий    -  групповая.

 

 

 

1.5. Цель и задачи учебного предмета;

 

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры обучающихся и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста. Развитие эмоционального восприятия и формирование навыков осмысления музыки, развитие творческого начала, развитие личности ребенка, его интеллекта и кругозора.

 

Основные задачи:

 

-          Знакомить с эмоциями (разумеется, что само слово «эмоция» в первом классе на уроках не произносится, а заменяется более понятным для детей словом «настроение»). Научить детей распознавать их по мимике, жестам и т.д. и самим проявлять эмоции.

 

-            Формировать, тренировать устойчивые навыки распознавания эмоций в музыке и выбора адекватных словесных определений, эпитетов.

 

-          Прививать навыки наблюдения – осмысления за течением музыки, научить осознавать ее как процесс и сформировать активное музыкальное мышление, способное к самостоятельным суждениям на доступном детям уровне.

 

-          Освоить музыкальную терминологию без «нажима», в игровой форме.

 

-          Создавать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;

 

-          Создавать условия для художественного образования, эстетического воспитания, духовно- нравственного развития детей;

 

-          Формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;

 

-          Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;

 

 

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

 

Программа содержит следующие разделы:

 

-          сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

 

-          учебного предмета;

 

-          распределение учебного материала по годам обучения;

 

-          описание дидактических единиц учебного предмета;

 

-          требования к уровню подготовки обучающихся;

 

-          формы и методы контроля, система оценок;

 

-          методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

 

Курс является преамбулой к изучению музыкальной литературы.

 

Существует несколько вариантов учебных программ по слушанию музыке и в том числе программа Е. Б. Лисянской, Н. А. Царевой.  Каждая из них имеет   свои достоинства и недостатки.  В данной программе используется принципиально новый подход в работе с детьми на начальном этапе обучения, разработанный и успешно прошедший адаптацию преподавателем   МОУДОД «ДМШ ДУИ» Павловой Г. В. Для автора предлагаемой программы очевидно, что начинать обучение на уроках по слушанию музыки следует не с элементов музыкального языка, а собственно с музыки, с ее содержания, ее сути, т. к.  элементы музыкального языка – это всего лишь средство передачи содержания, и прежде чем разлагать музыку на составляющие элементы и учиться их слушать в произведении, что, несомненно, очень важно, надо воспринять музыку, как таковую, целостно. Часто говорят, что музыка – это язык чувств. Следовательно, научить понимать музыку –  значит научить, прежде всего, чувствовать ее, понимать выраженные в ней эмоции. Поэтому на первом, раннем этапе обучения в программе ставится задача развития эмоциональной сферы ребенка и развитие навыков распознавания эмоций в музыкальных произведениях. Важный момент методики обучения по данной программе заключается в том, что при сосредоточенности на эмоциях, обучение этим не ограничивается. Прослушав конкретное произведение и осознав его эмоциональное содержание, попутно привлекается внимание учащихся к другим моментам, таким как исполнительский состав, тип произведения или способ исполнения, отдельные элементы музыкального языка, наиболее доступные детям в начале обучения. Так, в обиход учащихся вводятся понятия «вокальная, инструментальная, сольная музыка», «дуэт», «оркестр», «скерцо», «вокализ», «контраст», форте, стаккато, «а капелла» и многие другие.   

 

В результате пересмотра подхода к сути данного предмета, значительно меняется цель, а вместе с ней   расширяется спектр задач, встающих перед преподавателем:

 

 

 

1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда

 

Реализация программы учебного предмета «Слушание музыки» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.

 

Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

 

Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений. Основной учебной литературой по учебному предмету «Слушание музыки» обеспечивается каждый обучающийся.

 

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета, оснащаются пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

 

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

 

                    

 

II. Содержание учебного предмета

 

2.1. Учебно-тематический план;

 

                                Первый год обучения

 

Наименование раздела, темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1-я четверть «Настроения», связанные с выражением радости и печали, их различные оттенки. Некоторые термины, связанные со способом исполнения, элементами музыкального языка и типом произведений, а также строением произведений

1.1

Введение: эмоциональное содержание музыки. «Грустно» - «весело». Понятие об инструментальной и вокальной музыке. Оркестр, хор, фортепиано, сольная музыка

урок

1.5

0.5

1

1.2

«Бодро», «беззаботно». Трепак.

урок

1.5

0.5

1

1.3

«Уныло», «жалобно». Вальс, танец XVIII века. Солирующая флейта.

урок

1.5

0.5

1

1.4.

 «Ликующе», «приподнято». Опера. Древняя Греция, Орфей, фурии, лира. Древняя Русь, скоморохи. Мелодия, «быстро – медленно», «громко – тихо».

урок

1.5

0.5

1

1.5

.«Горестно», «страдальчески».  Ария, сопрано. Солирующая скрипка. Вступление.

урок

1.5

0.5

1

1.6

«Озорно», «задорно». Балет, скерцо, пьеса. «Стаккато – легато».

урок

1.5

0.5

1

1.7.

Смена настроений в произведении. Контраст, «мажор – минор». Куплетное строение. Музыка и живопись (значение цвета).

урок

1.5

0.5

1

 

Контрольный урок.

урок

1.5/12

0.5/4

1/8

2-я четверть «Настроения», связанные с ощущением покоя.                                                            Контраст и сочетание настроений.

2.1.

«Спокойно», «ласково», «задумчиво». Колыбельная.

урок

1.5

0.5

1

2.2

«Умиротворенно», «пасторально», «Лукаво», «кокетливо». Пастораль. Сочетание настроений. Реприза, трехчастное строение. Темп.

урок

1.5

0.5

1

 

«Настроения», связанные с ощущением силы, мощи.

3. 1-2

«Сурово», «грозно».Унисон, «низко – высоко» (регистр).    Богатырь. Скандинавия, варяги. Квартет, альт, виолончель. Вокализ. Бас, контральто, дуэт.    

урок

3

1

2

3.3.

 «Торжественно», «гордо». Триумф. Гимн, марш. Рондо. Труба.

урок

1.5

0.5

1

 

«Настроения», связанные с ощущением красоты движений.

4.1.

 «Грациозно», «изящно». Гобой. Грации.

урок

3

1

2

4.2

Контрольный урок. Контраст: «женственно» - «мужественно».  Валторна.

урок

1.5/12

0.5/4

1/8

3-я четверть «Настроения», связанные с передачей страха и  гнева.

5.1.

Повторение. Рыцарь, Средневековье. Тутти.

урок

1.5

0.5

1

5.2

«Гневно» - «тревожно». Медные духовые инструменты (труба, тромбон, туба). Нечистая сила в русских народных сказках.

урок

1,5

0,5

1

5.3

«Зловеще» - «возбужденно». Челеста, английский рожок. Пейзаж.

урок

1,5

0,5

1

 

«Настроения», связанные с необычностью происходящего.

6.1

.«Причудливо»,  «таинственно». Фагот, арфа. Ансамбль, трио. Ориенталь.

урок

1,5

0,5

1

6.2

«Волшебно», «завораживающе». Тенор.

урок

1,5

0,5

1

 

Закрепление, введение новых оттенков к изучаемым настроениям (синонимы к словам-настроениям).

7.1.

 «Страстно»; «насмешливо». Ритм, стаккато. Петрушка, балаган. Славянские народы. Прелюдия, баркарола. Аккомпанемент.

урок

1,5

0,5

1

7.2.

«Величаво», «эпически». Кларнет, литавры.

урок

1,5

0,5

1

7.3.

«Возвышенно». Христианство, 4.грезы. Кода, а capella.

урок

1,5

0,5

1

7.4.

 

7.5.

 «Героически» - «меланхолично». Менуэт.

«Важно, манерно». Контрольный урок Ш четверти

урок

1.5/13.5

0.5/4.5

1/9

4-я четверть

7.7.

 «Энергично», «темпераментно». Ударные инструменты (ксилофон).

урок

1,5

0,5

1

7.8.

 «Скорбно». Мадонна (богоматерь). Меццо-сопрано, баритон.

урок

1,5

0,5

1

7.9-10

 «Мечтательно», «созерцательно». Ноктюрн. Марина, маринист, сирены. Кастаньеты.

урок

3

1

2

 

Закрепление и повторение. Контрольный урок.

урок

4.5/10.5

1.5/3.5

3/7

 

Итого:

 

48

16

32 ч.

 

 

 

Второй  год обучения

 

Наименование раздела, темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1-я четверть     Музыкальный пейзаж

1.1

Введение. Музыкальный образ: взаимодействие эмоциональной и изобразительной составляющей. Пейзаж.

урок

1.5

0.5

1

1.2

Взаимосвязь музыкального образа и музыкального языка. Ассоциации.

урок

1.5

0.5

1

1.3

Изображение водной стихии. Изобразительная роль аккомпанемента.

урок

1.5

0.5

1

1.4.

Передача ощущения простора. «Бесконечная мелодия». Охват регистров, взаимоотношение голосов музыкальной ткани, значение темпа. Английский рожок.

урок

1.5

0.5

1

1.5

Передача ощущения холода и тепла. Соотношение мелодии и аккомпанемента, подвижность голосов музыкальной ткани. Значение лада.

урок

1.5

0.5

1

 

Музыкальный портрет. Портреты животных.

2.1.

Художник-анималист. Передача характера движений «героев». Настроение: «капризно, прихотливо». Кантиленная мелодия, ровный ритм. Виолончель.

урок

1.5

0.5

1

2.2.

Подражание звукам «природы». Пародия (карикатура). Канкан.

урок

1.5

0.5

1

 

Контрольный урок.

урок

1.5/12

0.5/4

1/8

2-я четверть  Музыкальный портрет. Портреты людей.

3.1.

Отражение характера героя и его состояния через манеру движений. Настроение: «порывисто, страстно». Острый ритм, скерцозная мелодия.

урок

1.5

0.5

1

3.2.

Отражение характера героя и его состояния через манеру движений. Контрабас, колокольчики, флейта-пикколо. Вальсовый аккомпанемент.

урок

1.5

0.5

1

3.3.

Отражение характера героя и его состояния через манеру речи. Настроение: «суетливо». Речитативная мелодия. Типы речи (скороговорка, мольба). Рондо.

урок

1.5

0.5

1

3.4.

Отражение характера героя и его состояния через манеру речи. Настроение: «высокомерно, презрительно». Повелительная речь. Диалог.

урок

1.5

0.5

1

3.5.

Отражение характера героя и его состояния через манеру речи. Типы речи (повествование, пафос). Настроение: «патетически», «раздраженно». Монолог. Разложенные аккорды.

урок

1.5

0.5

1

3.6.

Отражение характера героя и его состояния через манеру речи. Речевые интонации (вопросительные).

урок

1.5

0.5

1

 

Музыкальные сценки, изображение неодушевленных объектов.

4.1.

Бытовая, комическая сценка. Сказочная сценка.

урок

1.5

0.5

1

 

Контрольный урок

урок

1.5/12

0.5/4

1/8

3-я четверть

4.2.

 

 

 

Батальные сцены. Крестоносцы. Хорал. Контрастная полифония. Диссонансы. Канон, имитация. Секстет.

урок

1,5

0,5

1

4.3.

Закрепление. Валькирии. Германские мифы. Симфоническая картина.

урок

1,5

0,5

1

4.4.

Драматическая сцена. Драма. Настроение: «драматично». Изобразительность в вокальной музыке (значение аккомпанемента, характеристичность вокальной партии).

урок

1,5

0,5

1

4.5.

Закрепление. Изобразительность в вокальной музыке (звукоподражание, использование голоса как инструмента оркестра).

урок

1,5

0,5

1

4.6.

Изображение неживых объектов. Портрет «портрета». Скульптура. Барельеф. Остинатный аккомпанемент. Диминуэндо.

урок

1,5

0,5

1

4.7.

Изображение неживых объектов. Сценка – «портрет эпохи». Натюрморт. Крещендо. Ритенуто. Фанфарная мелодия. Колокола.

урок

1,5

0,5

1

 

Программность.

5.1.

Программная и непрограммная музыка.  Названия, указывающие на тип произведения или способ исполнения. Прелюдия.  Basso ostinato. Полька.

урок

1,5

0,5

1

5.2.

 

Одна программа – разный образ. Аккордовый склад.

урок

1,5

0,5

1

 

Контрольный урок Ш четверти

урок

1.5/15

0.5/5

1/10

4-я четверть

5.3.

Закрепление. Гомофония. Кульминация, кода.

урок

1,5

0,5

1

5.4., 5.5.

Соотношение программы и образа. Арпеджиато. Библейские сюжеты. Киевская Русь, православие.

урок

3

1

2

5.6.

Подробная последовательная программа.

урок

1,5

0,5

1

5.7.

Отсутствие изобразительности в программном произведении.  Симфония.Настроение: трепетно, с умилением. Лирическая пьеса (лирика). Лира.

урок

1,5

0,5

1

5.8.

Изобразительность в непрограммной музыке. Скерцозная мелодия. Подражание инструментам.

урок

1,5

0,5

1

5.9.

Закрепление.

урок

1,5

0,5

1

 

Контрольный урок

урок

1.5/10.5

0.5/3.5

1/7

 

Итого:

 

49.5

16.5

33 ч

 

 

 

Третий год обучения.

 

Наименование раздела, темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1-я четверть      Повторение: музыкальный образ. Введение некоторых новых терминов.*

1.1

Повторение: музыкальный образ, ассоциации, музыкальный язык, инструменты, типы произведений. Балет, хореография.

урок

1.5

0.5

1

1.2

Настроения: элегично. Повторение: голоса, типы произведений. Элегия, романс.

урок

1.5

0.5

1

1.3

Повторение: соотношение программности и образа. Повторение: связь изобразительности с текстом; лирическая пьеса. Серенада, болеро.

урок

1.5

0.5

1

1.4.

Повторение: изобразительность в непрограммной музыке. Симфония. Жанр.

*Новые термины выделены подчеркиванием.

урок

1.5

0.5

1

Музыкальный образ: эстетическая составляющая (наслаждение красотой звучания).

2.1.

Концерт. Цикл. Мазурка.  Пантомима и классический танец в балете.

урок

1.5

0.5

1

2.2.

Закрепление. Гармония. Духовная музыка, песнопение. Бель канто. Павана.

урок

1.5

0.5

1

2.3.

Фантазия. Экспромт.

урок

1.5

0.5

1

 

Контрольный урок.

урок

1.5/12

0.5/4

1/8

2-я четверть   Динамический (эмоциональный) рельеф произведения. Развитие по типу «крещендо». .

3.1.

Повторение (связь ассоциаций с параметрами звучания музыки). Тембр. Изменение образа – изменение элементов музыкального языка.

урок

1.5

0.5

1

3.2.

Динамический (эмоциональный) рельеф произведения. Развитие по типу «крещендо». Динамическое варьирование.

урок

1.5

0.5

1

3.3.

«Эмоциональное развитие» образа: усиление образа, его постепенное раскрытие. Оркестровое (тембровое) варьирование. Малый барабан, саксофон, глиссандо.

урок

1.5

0.5

1

3.4.

Закрепление. Вариации на сопрано остинато. Развитие за счет изменения ритма, аккомпанемента. Сквозное развитие – «прорастание» мелодии.

урок

1.5

0.5

1

3.5.

«Сюжетное развитие» образа: переход образа в новое качество. Развитие образа выражает некую идею. Фактура.

урок

1.5

0.5

1

3.6.

Отражение характера героя и его состояния через манеру речи. Речевые интонации (вопросительные).

урок

1.5

0.5

1

 

«Ровный рельеф» произведения.

4.1.

«Ровный рельеф» пр-ия как отражение длящегося состояния. Детализация образа. Орнаментальное варьирование.

урок

1.5

0.5

1

4.2.

Закрепление. «Обратная» фактура. Развивающая середина.

урок

1.5

0.5

1

 

Контрольный урок

урок

1.5/12

0.5/4

1/8

3-я четверть  Развитие образа по типу «волна».

5.1.

 

 

Развитие по типу «волна». Развитие образа: «эмоциональный» сюжет. Полифонизация фактуры.

урок

1,5

0,5

1

5.2.

Эмоции: блаженство, экстаз. Варьированная реприза. Плотная и разреженная (прозрачная) фактура. Мелодия «внутри» фактуры.

урок

1,5

0,5

1

5.3.

Самостоятельная работа.

урок

1,5

0,5

1

5.4.

Волнообразное развитие. Смена тональностей (модуляция). Цветной слух.

урок

1,5

0,5

1

5.5., 5.6.

Закрепление. Соната.

урок

3

1

2

 

Сочетание контраста и развития.

6.1.

Принцип контраста. Калейдоскопичность развития. Сочетание контраста (между разделами) и развития (внутри разделов).

урок

1,5

0,5

1

6.2., 6.3.

Закрепление. Органный пункт. Интродукция

урок

3

1

2

 

Контрольный урок Ш четверти

урок

1.5/15

0.5/5

1/10

4-я четверть

6.4., 6.5.

Контраст внутри образа. Двуплановость образа. Траурное шествие.

урок

3

1

2

6.6.

Внезапный (вклинивающийся) контраст. Тарантелла.

урок

1,5

0,5

1

6.7.

Закрепление. Динамизированная реприза.

урок

1,5

0,5

1

6.8.

Перелом в развитии. Передача процесса размышления.

урок

1,5

0,5

1

6.9., 6.10.

Закрепление. Кульминация - катастрофа. Синтетическая реприза.

урок

3

1

2

 

Контрольный урок

урок

1.5/10.5

0.5/3.5

1/7

 

Итого:

 

49.5

16.5

33 ч

 

 

 

                        2.2. Распределение учебного материала по годам обучения;

 

На первом году обучения (1 класс) изучаются все основные эмоции и их градации, а также слова-эпитеты для определения настроения. На уроках в основном звучат небольшие фрагменты или небольшие пьесы с контрастом эмоций.

 

Содержание второго года обучения повторяет, расширяет и углубляет круг эмоций, добавляются новые слова-настроения, а также новые задания, например, различные тесты, а также творческие, «композиторские» задания –  сыграть (сочинить) «пьесу» (например, «Дождик», «Великан и гномы» и т.д.). Произведения для прослушивания становятся более развернутыми, более сложными в образном отношении. Центральная тема второго года обучения – это соотношение эмоционального и изобразительного начала, составляющего вместе музыкальный образ. Вводится такое понятие, как программная музыка, рассматривается соотношение программности и музыкального образа, обращается внимание на ассоциативные связи.

 

Третий год обучения опять-таки расширяет круг понятий. Рассматриваются произведения, в которых присутствуют не только множественные контрасты, сочетания настроений, но и рост, развитие эмоций и переход их в другое качество, сочетание в произведении и контраста и эмоционального развития. Вводится понятие «музыкальное содержание», которое включает в себя образ и его развитие, но и мысли, идеи, которые возникают после прослушивания. Перед учащимися ставится задача попытаться обобщить свои впечатления и наблюдения.

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Раздел содержит перечень знаний умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Слушание музыки»:

 

- наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

 

- способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

 

- умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

 

- первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах выразительности;

 

- владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).

 

Педагог оценивает следующие виды деятельности учащихся:

 

-          умение давать характеристику музыкальному произведению;

 

-          создание музыкального сочинения;

 

-          «узнавание» музыкальных произведений;

 

-          элементарный анализ строения музыкальных произведений.

 

Ожидаемые результаты:

 

-          Свободное и осмысленное определение эмоций в музыке в их последовательности, сочетании, развитии

 

-          Знание, понимание слов, отражающих эмоциональные состояния, их градации и умение свободно пользоваться ими в разговоре о музыке

 

-          Знание терминологии, умение определять тип произведения, тип и способ его исполнения, отдельных элементов музыкального языка в рамках программы

 

-          Умение использовать навыки и знания, полученные на слушании музыки при встрече с музыкальным произведением в других ситуациях, на других уроках.

 

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

 

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

 

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого.

 

Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах:

 

-          - беседа, устный опрос, викторины по пройденному материалу;

 

-          - обмен мнениями о прослушанном музыкальном примере;

 

-          - представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций, письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки).

 

Программа «Слушание музыки» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме итоговых контрольных уроков, которые проводятся во 2, 4, 6 полугодиях. Контрольный урок проводится на последнем уроке полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Рекомендуется в 6 полугодии провести итоговый зачет, оценка по которому заносится в свидетельство об окончании школы.

 

 

 

4.2. Критерии оценки;

 

«5» - осмысленный и выразительный ответ, учащийся ориентируется в пройденном материале;

 

«4» - осознанное восприятие музыкального материала, но учащийся не активен, допускает ошибки;

 

«3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работы.

 

 

 

4.3. Контрольные требования на разных этапах обучения;

 

Класс

Форма промежуточной аттестации/ требования

Содержание промежуточной аттестации

1

Итоговый контрольный урок – обобщение пройденного    понятийного и    музыкального материала.

•   Наличие первоначальных знаний    и представлений о средствах выразительности, элементах музыкального языка.

•    Наличие умений и навыков:

- слуховое восприятие элементов музыкальной речи, интонации;

-  умение передавать свое впечатление в словесной          характеристике (эпитеты, сравнения);

- воспроизведение    в жестах, пластике, графике, в песенках-моделях ярких деталей музыкальной   речи    (невербальные    формы выражения собственных впечатлений).

• Первоначальные знания и представления о некоторых музыкальных явлениях: звук и его характеристики, метр, фактура, кантилена, речитатив, скерцо, соло, тутти, кульминация, диссонанс, консонанс, основные типы интонаций, некоторые танцевальные жанры, инструменты симфонического оркестра.

• Музыкально-слуховое осознание средств выразительности в незнакомых          произведениях с ярким программным содержанием: Э. Григ, К. Сен-Санс, детские альбомы П. И. Чайковского, Р. Шумана, И. С. Баха, С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина, В. А. Гаврилина.

2

Итоговый контрольный урок.

• Наличие     первоначальных     знаний  и музыкально-слуховых представлений о способах развития   темы и особенностях музыкально-образного содержания.

• Наличие первичных умений и навыков:

- умение    охарактеризовать         некоторые стороны   образного   содержания   и   развития музыкальных интонаций;

- умение работать с графическими моделями, отражающими детали музыкального развития

- в   незнакомых   произведениях,   избранных  с         учетом   возрастных    и  личностных  возможностей учащихся.

• Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления:

- выразительные свойства звуковой ткани, средства создания

музыкального образа;

- способы развития музыкальной   темы (повтор, контраст);

- исходные типы интонаций (первичные жанры);

- кульминация в процессе развития

интонаций.

• Осознание особенностей      развития музыкальной фабулы и   интонаций в музыке, связанной с     театрально-сценическими жанрами и в произведениях   с ярким   программным содержанием.

3

Итоговый контрольный урок (зачет).

• Наличие первоначальных знаний и музыкально-слуховых представлений о        музыкальных жанрах, простых формах, инструментах симфонического оркестра.

• Наличие умений и навыков:

- умение передавать свое впечатление в словесной характеристике с опорой на

элементы музыкальной речи и средства выразительности;

- зрительно-слуховое восприятие особенностей музыкального жанра, формы;

- умение работать с графической моделью музыкального произведения, отражающей

детали музыкальной ткани и развития интонаций;

- навык творческого  взаимодействия в         коллективной работе.

• Первоначальные знания и музыкально-слуховые представления:

- об исполнительских коллективах;

- о музыкальных жанрах;

- о строении простых музыкальных форм и способах             интонационно-тематического развития.

• Музыкально-слуховое      осознание и характеристика    жанра и формы в произведениях разных стилей:

А. Вивальди, И. С. Бах, К. В. Глюк, Ж. Б. Рамо, Г. Ф. Гендель,

Д. Скарлатти, Дж. Россини, В. Моцарт, Э. Григ, К. Дебюсси,

Н. А. Римский-Корсаков, П.    И. Чайковский, А. П. Бородин, А. К. Лядов, С. С. Прокофьев, Б. Бриттен.

 

Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание выразительных средств (согласно календарно-тематическому плану), владение первичными навыками словесной характеристики.

 

Письменные задания - умение работать с графическими моделями произведений, отражающими детали музыкального развития и выбранными с учетом возрастных и личностных возможностей учащихся.

 

 

 

V.     Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации педагогическим работникам

 

Изучение учебного предмета «Слушание музыки» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий.

 

В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности.

 

Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младших классов - это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, двигательно-пластическими действиями. Педагог, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки.

 

Программа учебного предмета «Слушание музыки» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний. Однако все формы работы направлены не просто на знания и накопление информации, а на приобретение умений и навыков музыкально-слуховой деятельности - ключа к пониманию музыкального языка.

 

В программе учебного предмета «Слушание музыки» заложен интонационный подход в изучении музыкальных произведений. Интонация и в речи, и в музыке является носителем смысла. Путь к глубокому изучению музыкальной ткани и музыкального содержания проходит через интонацию (В.В. Медушевский). Сам процесс непрерывного слухового наблюдения и слежения заключается в способности интонирования мотивов, фраз внутренним слухом. Интонационный слух лежит в основе музыкального мышления.

 

С целью активизации слухового внимания в программе «Слушание музыки» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования. Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества. Слушание музыки сочетается с практическими заданиями по сольфеджио, теории, с творческими заданиями.

 

На уроке создаются модели - конструкции, которые иллюстрируют наиболее яркие детали музыкального текста и вызывают множественный ассоциативный ряд. С помощью таких моделей - конструкций обучающимся легче понять и более общие закономерности (характер, герой, музыкальная фабула).

 

Приемы игрового моделирования:

 

-  отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей метроритма, рисунка мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста;

 

- сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации;

 

- графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций;

 

-   игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жесты-позы) с опорой на импровизацию в процессе представления;

 

- исполнение на инструментах детского оркестра ритмических аккомпанементов, вариантов оркестровки небольших пьес.

 

Осваивая программу, учащиеся должны выработать примерный алгоритм слушания незнакомых произведений.   В процессе обучения большую роль играют принципы развивающего (опережающего) обучения: поменьше давать готовых определений и строить педагогическую работу так, чтобы вызывать активность детей, подводить к терминам и определениям путем «живого наблюдения за музыкой» (Б. Асафьев). Термины и понятия являются итогом работы с конкретным музыкальным материалом, используются как обобщение слухового опыта, но не предшествуют ему. «Термин должен обобщать уже известное, но не предшествовать неизвестному» (А. Лагутин).

 

Слушая музыку, учащиеся могут выступать в роли «ученого-наблюдателя» (когда речь идет о элементах музыкального языка), воспринимать ее в формате сопереживания (эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится встреча с музыкальным произведением. Сущность слушания музыки можно определить, как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки.

 

 

 

VI.         Список рекомендуемой учебной и методической литературы

 

 

 

6.1. Список методической литературы

 

1.        Асафьев Б. Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий. М., 1978

 

2.        Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л., 1991

 

3.        Выгодский Л. Психология искусства. М., 1968

 

4.        Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1-2 годы обучения. М., 1996

 

5.        Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006

 

6.        Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989

 

7.        Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. М.,1986

 

8.        Книга о музыке. Составители Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988

 

9.        Конен В. Дж. Театр и симфония. М., 1975

 

10.    Лядов А. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. М., 1959

 

11.    Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979

 

12.    Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990

 

13.    Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982

 

14.    Новицкая М. Введение в народоведение. Классы 1 - 2. Родная земля. М., 1997

 

15.    Попова Т. Основы русской народной музыки. Учебное пособие для музыкальных училищ и институтов культуры. М.,1977

 

16.    Римский-Корсаков Н. 100 русских народных песен. М.-Л., 1951

 

17.    Рождественские песни. Пение на уроках сольфеджио. Вып 1. Сост. Г. Ушпикова. М.,1996

 

18.    Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М.,1958

 

19.    Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. Учебное пособие для музыкальных училищ. Сост. Б. Фраенова. М., 2000

 

20.    Русское народное музыкальное творчество. Сост. З.Яковлева. М., 2004

 

21.    Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973

 

22.    Слушание музыки. Для 1-3 кл. Сост. Г.Ушпикова. СПб, 2008

 

23.    Способин И. Музыкальная форма. М., 1972

 

24.    Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М.,2007

 

25.    Яворский Б. Строение музыкальной речи. М., 1908

 

26.     Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. М., 1972

 

27.    Учебная литература Царева Н. «Уроки госпожи Мелодии». Учебные пособия (с аудиозаписями), 1,2,3 классы. М., 2007