Управление по культуре Администрации муниципального
образования «Город Саратов»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа № 14»
Предметная область ПО.02.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ.
Рабочая программа учебного предмета
«Сольфеджио»
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
в области музыкального искусства
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные и инструменты», «Народные инструменты», «Вокально-хоровое искусство», «Музыкальный фольклор», «Академический вокал», «Эстрадный вокал»
Срок обучения 5 лет.
Саратов 2019
«Одобрено» Методическим советом образовательного учреждения
дата рассмотрения |
«Утверждаю» Директор – фамилия, имя, отчество ______________ (подпись)
дата утверждения |
Разработчик: Михеева В. В. – преподаватель сольфеджио
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
1.2. Срок реализации учебного предмета;
1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;
1.5. Цель и задачи учебного предмета;
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета;
1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
2.1. Учебно-тематический план;
2.2. Распределение учебного материала по годам обучения; Формы работы на уроках;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
4.2. Критерии оценки;
4.3. Контрольные требования на разных этапах обучения;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам
5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
6.1. Учебная литература,
6.2. Учебно-методическая литература;
6.3. Методическая литература.
I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Предмет «Сольфеджио» является одной из обязательных дисциплин в учебных планах ДМШ и ДШИ. Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Рабочая программа «Сольфеджио» является частью дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области искусств «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Академический вокал», «Эстрадно-джазовый вокал», Музыкальный фольклор». Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств.
В структуре общеобразовательной программы в области музыкального искусства данный предмет приобретает особую важность, способствуя не только развитию музыкальных способностей, но также воспитанию музыкально – эстетического вкуса обучающихся, расширению общего кругозора, что является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального образования.
1.2. Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с девяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.
1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольфеджио»:
Таблица 1
Нормативный срок обучения – 5 лет
Классы |
1– 5 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) |
425 |
Количество часов на аудиторные занятия |
255 |
Количество часов на внеаудиторные занятия |
170 |
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 3 до 8 человек), продолжительность урока:40 минут
Нормативный срок обучения – 5 лет
Таблица 2
|
Распределение по годам обучения |
|||||
Классы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Продолжительность учебных занятий (в неделях) |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
|
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
Общее количество часов на аудиторные занятия |
255 |
|||||
Количество часов на самостоятельную работу в неделю |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Общее количество часов на самостоятельную работу по годам |
34 |
34 |
34 |
34 |
34 |
|
Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу |
170 |
|||||
1.5. Цели и задачи учебного предмета.
Цель программы:
- способствовать музыкально эстетическому воспитанию учащихся,
- расширению их общего музыкального кругозора,
- формированию музыкальной памяти, мышления, творческих навыков,
- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретённых им знаний, умений, навыков в области теории музыки.
Задачи:
- Целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей учащегося, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;
- Воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организаций музыкального языка;
- Формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования;
- Выработка у учащихся слуховых представлений;
- Расширение музыкального и общего кругозора учащихся;
- Формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом.
1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.
Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектовывается печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений. Основной учебной литературой по учебному предмету «Сольфеджио» обеспечивается каждый обучающийся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В младших классах активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающими ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов. В старших классах применяются плакаты с информацией по основным теоретическим сведениям.
Возможно использование звукозаписывающей аппаратуры для воспроизведения тембровых диктантов, прослушивания музыкального фрагмента для слухового анализа и т. д.
Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий в данном учебном учреждении, учебников, сборников для сольфеджирования, сборников диктантов, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.
II. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
1 класс
№№ |
Наименование раздела, темы
|
Вид учебного занятия |
Общий объем времени (в часах) |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||
1 |
Нотная грамота |
Урок |
5 |
2 |
3 |
2 |
Гамма До мажор. Устойчивые и неустойчивые ступени |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
3 |
Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
4 |
Опевание устойчивых ступеней. Тоническое трезвучие |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
5 |
Длительности, размер, такт |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
6 |
Размер 2/4 |
Урок |
5 |
2 |
3 |
7 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
8 |
Изучение элементов гаммы Соль мажор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
9 |
Размер 3/4 |
Урок |
5 |
2 |
3 |
10 |
Устные диктанты |
Урок |
5 |
2 |
3 |
11 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
12 |
Изучение элементов гаммы Ре мажор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
13 |
Изучение элементов гаммы Фа мажор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
14 |
Гамма ля минор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
15 |
Запись одноголосных диктантов в размере 2/4 |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
16 |
Затакт четверть, две восьмые в размере 2/4 |
Урок |
5 |
2 |
3 |
17 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
18 |
Изучение элементов гаммы Си-бемоль мажор |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
19 |
Запись одноголосных диктантов в размере 3/4 |
Урок |
5 |
2 |
3 |
20 |
Размер 4/4 |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
21 |
Повторение |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
22 |
Промежуточный контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
|
ИТОГО: |
|
85 |
34 |
51 |
2 класс
1 |
Повторение материала 1 класса |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
2 |
Три вида минора. Тональность ля минор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
3 |
Тональность ми минор |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
4 |
Тональность ре минор |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
5 |
Затакт четверть в размере 3/ 4 |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
6 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
7 |
Интервалы ч.1, м.2, б.2 |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
8 |
Интервалы м.3, б.3 |
Урок |
5 |
2 |
3 |
9 |
Ритм четверть с точкой и восьмая |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
10 |
Затакт восьмая |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
11 |
Интервалы ч.4, ч.5 |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
12 |
Тоническое трезвучие |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
13 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
14 |
Ритмическая группа четыре шестнадцатых |
Урок |
5 |
2 |
3 |
15 |
Тональность си минор |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
16 |
Интервалы м.6, б.6 |
Урок |
5 |
2 |
3 |
17 |
Обращения интервалов |
Урок |
5 |
2 |
3 |
18 |
Обращения тонического трезвучия |
Урок |
5 |
2 |
3 |
19 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
20 |
Тональность соль минор |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
21 |
Повторение |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
22 |
Промежуточный контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
|
ИТОГО: |
|
85 |
34 |
51 |
3 класс
1 |
Повторение материала 2 класса |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
2 |
Тональности Ля мажор, фа-диез минор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
3 |
Ритмы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
4 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
5 |
Главные трезвучия лада |
Урок |
5 |
2 |
3 |
6 |
Тональности Ми-бемоль мажор, до минор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
7 |
Интервалы м.7, б.7 |
Урок |
5 |
2 |
3 |
8 |
Доминантовый септаккорд |
Урок |
7.5 |
3 |
4.5 |
9 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
10 |
Тональности Ми мажор, до-диез минор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
11 |
Пунктирный ритм |
Урок |
5 |
2 |
3 |
12 |
Обращения трезвучий |
Урок |
5 |
2 |
3 |
13 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
14 |
Тональности Ля-бемоль мажор и фа минор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
15 |
Размер 3/ 8 |
Урок |
5 |
2 |
3 |
16 |
Повторение |
Урок |
5 |
2 |
3 |
17 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
|
ИТОГО: |
|
85 |
34 |
51 |
4 класс
1 |
Повторение материала 3 класса |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
2 |
Тональности Си мажор, соль-диез минор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
3 |
Доминантовое трезвучие с обращениями |
Урок |
5 |
2 |
3 |
4 |
Ритм четверть с точкой и две шестнадцатые |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
5 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
6 |
Тритоны в натуральном мажоре и гармоническом миноре |
Урок |
5 |
2 |
3 |
7 |
Субдоминантовое трезвучие с обращениями |
Урок |
5 |
2 |
3 |
8 |
Синкопа |
Урок |
5 |
2 |
3 |
9 |
Отклонение, модуляция |
Урок |
5 |
2 |
3 |
10 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
11 |
Ув. 2, ум.7, в гармоническом миноре |
Урок |
5 |
2 |
3 |
12 |
Тональности Ре-бемоль мажор, си-бемоль минор |
Урок |
5 |
2 |
3 |
13 |
Триоль |
Урок |
5 |
2 |
3 |
14 |
Уменьшенное трезвучие на VII ступени мажора и гармонического минора |
Урок |
5 |
2 |
3 |
15 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
16 |
Размер 6/8 |
Урок |
5 |
2 |
3 |
17 |
Повторение |
Урок |
10 |
4 |
6 |
18 |
Промежуточный контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
|
ИТОГО: |
|
85 |
34 |
51 |
5 класс
1 |
Повторение материала 4 класса |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
2 |
Тональности Фа-диез мажор, ре-диез минор |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
3 |
Тональности Соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
4 |
Гармонический мажор |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
5 |
Обращения доминантового септаккорда |
Урок |
7.5 |
3 |
4.5 |
6 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
7 |
Ув.2 и ум.7 в гармоническом мажоре и миноре |
Урок |
5 |
2 |
3 |
8 |
Вводные септаккорды в мажоре и миноре |
Урок |
5 |
2 |
3 |
9 |
Ритмические фигуры с залигованными нотами |
Урок |
5 |
2 |
3 |
10 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
11 |
Тональности с 7 знаками в ключе. Квинтовый круг тональностей |
Урок |
5 |
2 |
3 |
12 |
Буквенные обозначения звуков и тональностей |
Урок |
5 |
2 |
3 |
13 |
Хроматизм, альтерация. Хроматические вспомогательные звуки |
Урок |
5 |
2 |
3 |
14 |
Хроматические проходящие звуки. Хроматическая гамма |
Урок |
5 |
2 |
3 |
15 |
Ритмические группы с шестнадцатыми в размерах 3/8,6/8 |
Урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
16 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
2,5 |
1 |
1,5 |
17 |
Повторение |
Урок |
7,5 |
3 |
4,5 |
18 |
Письменные контрольные работы |
Урок |
5 |
2 |
3 |
19 |
Текущий контроль |
Контрольный урок |
5 |
2 |
3 |
|
ИТОГО: |
|
85 |
34 |
51 |
Учебный предмет сольфеджио неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, оркестровый класс и другие).
В работе над реализацией вышеизложенных задач, используются различные формы и методы.
Формы работы:
- Пение вокально-интонационных упражнений на основе внутриладовых тяготений;
- Сольфеджирование музыкальных примеров в одноголосном и двухголосном изложении, в том числе и с листа;
- Интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада;
- Слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка;
- Метроритмические упражнения (индивидуально и в ансамбле);
- Различные виды творческих работ: подбор басового голоса, аккомпанемента, сочинение мелодии на заданный ритм или текст, досочинение ответных фраз, сочинение периодов, небольших пьес в разных жанрах, вариаций на предложенную тему и т.д.;
- Транспонирование мелодии в пройденные тональности.
При работе над закреплением теоретического материала и для удобства выполнения письменных и практических работ, рекомендуется использовать «Рабочие тетради по сольфеджио».
Методы работы:
- Метод развивающего обучения;
- Словесный;
- Наглядный (использование пособий «Столбица», «Подвижная нота», дидактические карточки, ритмо - карточки, таблицы аккордов и интервалов, принадлежности для дидактических игр);
- Проблемно-поисковый;
- Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр);
- Научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса);
- Концентрический метод изучения теоретических сведений.
Гармоничное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления учащихся в классе сольфеджио может быть осуществлено лишь в том случае, если все формы работы, предусмотренные программой, будут находиться между собой в тесной взаимосвязи.
Теоретические знания, получаемые учащимися в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Но любое явление в музыке не может быть осмысленно вне связи с его конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач педагога по сольфеджио является выработка у учащихся слуховых представлений. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской практики учащегося, а также для дальнейшей деятельности как музыканта - профессионала, так и любителя.
Программа курса сольфеджио включает следующие разделы:
- Вокально-интонационные навыки.
- Сольфеджирование и пение с листа.
- Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух).
- Воспитание чувства метроритма.
- Музыкальный диктант.
- Воспитание творческих навыков.
- Теоретические сведения.
Необходимость освоения обучающимися сложного комплекса знаний и приобретение ими целого ряда навыков, определённых программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, творческой инициативы, любви к своей работе.
Большую роль играет планирование учебного процесса в целом, а также тщательная подготовка каждого урока, подбор музыкального материала.
Преподаватель самостоятельно систематизирует обучающий тематический материал, руководствуясь различными методиками для начального обучения, собственными наработками и планомерно выстраивает его изучение.
Примерные формы проведения уроков и домашних заданий:
Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:
- Открытые уроки с присутствием родителей учащихся;
- Зачёт по накопленным творческим навыкам;
- Контрольный урок-эстафета в младших классах;
- Урок-состязание;
- Конкурсы, викторины, познавательные игры по сольфеджио.
Участие детей в таких уроках помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки; способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.
Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности.
Младшие классы:
- Рисунки к музыкальным произведениям;
- Задания на сольфеджирование;
- Пение интонационных упражнений;
- Выполнение ритмических упражнений;
- Транспонирование;
- Подбор мелодии и аккомпанемента, досочинение мелодий на заданный ритм (и другие творческие задания);
- Анализ произведений (в том числе исполняемых в классе на инструменте).
Старшие классы:
- Письменные теоретические задания;
- Задания на сольфеджирование;
- Пение интонационных упражнений;
- Выполнение ритмических упражнений;
- Транспонирование;
- Подбор мелодии и аккомпанемента;
- Запись сочинённых мелодий.
2.2. Распределение учебного материала по годам обучения.
1 класс
Понятие о высоких и низких звуках. Регистр.
Октавы. Знакомство с клавиатурой фортепиано.
Названия звуков.
Нотный стан.
Формирование навыков нотного письма.
Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание.
Цифровое обозначение ступеней.
Устойчивость и неустойчивость.
Тональность, тоника, тоническое трезвучие.
Мажор и минор (сопоставление одноименных ладов).
Аккорд.
Тон, полутон.
Строение мажорной гаммы.
Скрипичный и басовый ключи.
Диез, бемоль.
Ключевые знаки.
Тональности До, Соль, Ре, Фа, Си-бемоль мажор.
Тональность ля минор.
Транспонирование.
Темп.
Размер. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Такт, тактовая черта, сильная доля.
Длительности: четверть, две восьмые, половинная, половинная с точкой в простых ритмических группах.
Паузы: целая, половинная, четвертная, восьмая.
Затакт четверть, две восьмые.
Фраза.
2 класс
Тональности до 2-х знаков в ключе.
Параллельные тональности.
Натуральный, гармонический, мелодический вид минора.
Тетрахорд.
Бекар.
Переменный лад.
Интервалы ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, ч.8 и их обращения.
Обращение трезвучий.
Тоническое трезвучие с обращениями
Секвенция.
Ритмическая группа четверть с точкой и восьмая.
Ритмическая группа четыре шестнадцатых.
Затакты четверть, две восьмые, одна восьмая.
3 класс
Тональности до 4 знаков в ключе.
Главные трезвучия лада.
Обращения трезвучий.
Доминантовый септаккорд.
Ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая.
Пунктирный ритм.
Размер 3/8.
Интервалы м.7, б.7.
4 класс
Тональности до 5 знаков в ключе.
Тритоны: ув.4 на IV ступени, ум.5 на VII (повышенной) ступени в мажоре и гармоническом миноре.
Ув.2,ум.7 в гармоническом миноре.
Трезвучия главных ступеней с обращениями.
Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом миноре.
Отклонение, модуляция.
Ритмическая группа восьмая с точкой и две шестнадцатые.
Синкопа.
Триоль.
Размер 6/8.
5 класс
Квинтовый круг тональностей.
Тональности до 7 знаков в ключе.
Буквенные обозначения звуков, тональностей.
Гармонический мажор.
Альтерация, хроматизм.
Хроматические проходящие и вспомогательные звуки.
Хроматическая гамма.
Характерные интервалы ув.2, ум.7 в гармоническом мажоре и миноре.
Вводные септаккорды в натуральном и гармоническом мажоре, гармоническом миноре.
Ритмические группы с залигованными нотами.
Ритмические группы шестнадцатыми в размерах 3/8, 6/8.
Переменный размер.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Виды деятельности |
Уровень общего художественно-эстетического образования |
Учебно-исполнительская |
Овладение минимумом знаний, умений, навыков, необходимых для исполнительской деятельности в сфере музыкального искусства: умение самостоятельно и грамотно, выразительно исполнять (петь) произведения различных жанров и направлений, читать с листа, играть (петь) в ансамбле, владеть навыками аккомпанирования и подбора по слуху. |
Учебно-теоретическая |
Овладение основами музыкальной грамоты. Овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений в музыкальном искусстве. Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности. |
Творческая |
Формирование навыков сочинения простейших музыкальных построений. |
Культурно-просветительская |
Формирование навыков коллективной творческой деятельности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях. |
IV. Формы и методы контроля, система оценок
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Контроль и учёт успеваемости по предмету «Сольфеджио» имеет разные виды аттестаций: текущая, промежуточная, итоговая.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала сольфеджио. Она проводится в форме контрольных уроков по определённой теме, письменных работ, устных опросов. Оценка выставляется не реже, чем раз в три урока.
Основными формами промежуточной аттестации являются: зачёт, контрольный урок.
Контрольные уроки и зачёты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий. По итогам четверти преподаватель выставляет оценку. По результатам учебного года - итоговая отметка.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
- отношение ребёнка к учёбе в ДШИ (домашняя подготовка, систематичность посещения уроков, старание и прилежность);
- оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;
- оценки ученика за выступления на зачётах, контрольных уроках, концертах, конкурсах, олимпиадах разного уровня, экзаменах.
- другие выступления ученика в течение учебного процесса.
Требования к зачётным формам работы учащихся.
На протяжении всех лет обучения учащиеся сдают зачёты и контрольные уроки 2 раза в течение учебного года (в 1 и 2 полугодии).
На итоговые занятия могут выносится: материал по определённой теме; весь пройденный материал, требуемый по программе.
Примерные требования к концу учебного года:
- Теоретический вопрос по материалу учебного года (в рамках программных требований).
- Исполнить предложенную гамму в одной из пройденных тональностей.
- Спеть одну из пройденных в учебном году песен с аккомпанементом преподавателя (в младших классах) или без него, со словами или называя ноты, с дирижированием.
- Простучать ритмический рисунок, одновременно отмечая метрическую пульсацию.
- Построение интервалов и аккордов (в тональности, от звука) с обращением.
- Определить на слух элементы музыкального языка.
- Диктант (форма диктанта – на усмотрение преподавателя).
В выпускных классах проводятся два контрольных прослушивания (контрольные уроки) с приглашением администрации ДШИ (директор, зав. учебной частью, зав. теоретическим отделением).
В первом полугодии учащиеся сдают контрольный урок, где выполняют письменные задания, аналогичные экзаменационным требованиям: диктант, определение на слух (вид лада).
В начале четвёртой четверти – второе прослушивание в устной форме по всему курсу «Сольфеджио», с требованиями по программе данного уровня, аналогичные проведению выпускного экзамена: теоретический вопрос, исполнение гамм, музыкальных упражнений; построение интервалов, аккордов с обращением (от звука, в тональности); простучать ритмический рисунок, одновременно отмечая метрическую пульсацию; выполнение заданий по билетам.
По результатам данного прослушивания выставляется отметка (по 5-тибальной системе): 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
4.2. Критерии оценки;
Сольфеджио - дисциплина практическая, предполагающая выработку ряда практических навыков. По окончании ДМШ обучающийся должен уметь применить свои знания и навыки на практике: уметь правильно и интонационно точно петь выученный или незнакомый музыкальный отрывок, подобрать мелодию, несложный аккомпанемент, записать музыкальную фразу, тему и т.д. Для выработки таких навыков на уроке уделяется большое внимание практической значимости предмета «Сольфеджио», т.е. развитию и воспитанию умения импровизировать, подбирать аккомпанемент, сочинять несложные музыкальные темы, мелодии, их варьировать и т.д.
Механизм оценки:
- Фронтальный опрос;
- Беглый текущий опрос;
- Систематическая проверка домашнего задания;
- Самостоятельная работа на закрепление теоретического материала по индивидуальным карточкам;
- Тестирование на закрепление теоретических знаний;
- Контрольные уроки в конце полугодий;
- Итоговый экзамен.
В Детской Школе Искусств практикуется пятибалльная система оценок. По этой причине при выставлении отметок могут учитываться все «+» и «-».
Оценка «Отлично» выставляется за безупречное исполнение музыкальных упражнений, выполнение всех заданий по всем формам работы на уроке сольфеджио. Продемонстрировано уверенное использование изученного материала в практике.
Оценка «Хорошо» выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого упражнения, но допущены ритмические, интонационные неточности. Допускаются небольшие погрешности в выполнении других форм работы.
Оценка «Удовлетворительно» выставляется, если учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неточное исполнение музыкальных упражнений; показывает недостаточное владение знаниями, требуемыми по программе.
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется за отсутствие исполнения музыкальных упражнений, грубые интонационные, ритмические ошибки при исполнении; невыполнение заданий, предложенных преподавателем, предусмотренных программой; отсутствие знаний терминологии.
4.3. Контрольные требования на разных этапах обучения;
Примерные требования
на выпускных экзаменах по сольфеджио в ДМШ
Одна из главных задач педагога по сольфеджио в условиях групповых занятий - найти индивидуальный подход к каждому учащемуся и максимально развить его музыкальные способности. Одновременно в процессе занятий, особенно в старших классах, педагог должен дифференцировать учащихся, т.е. выделить из них наиболее способных и подготовить их для дальнейшего профессионального обучения.
Индивидуальный подход к учащимся должен быть и на выпускных экзаменах. Подобно тому, как на экзамене по инструменту (специальности) каждый учащийся исполняет обязательную программу, так и на экзамене по сольфеджио каждый учащийся должен быть опрошен по ряду обязательных тем, пунктов (см. «Экзаменационные требования»). Трудность музыкального материала при этом может быть различной. К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по данному предмету. При составлении расписания экзаменов следует учитывать, что для обучающегося в один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами для обучающегося должен быть не менее двух-трех календарных дней.
Выпускные экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в мае месяце (состоят из письменной работы и устного индивидуального опроса).
Для проведения выпускных экзаменов по сольфеджио создаётся единая комиссия, состоящая из преподавателей отделения, в том числе преподавателя, который вёл учебный предмет, и администрации ДМШ. Кандидатуры преподавателей должны быть согласованы с методическим советом и утверждены руководителем образовательного учреждения.
Музыкальный материал для экзаменационных диктантов может быть подобран заведующим теоретическим отделением или самим педагогом и утверждён на заседании теоретического отделения. Педагог выбирает диктант, соответствующий уровню группы. В случае, когда состав группы неровный - можно давать два разных диктанта.
Диктант проигрывается педагогом 8-10 раз в течение 20-25 минут (зависит от объёма и трудности), записывается учащимися на нотных листах со штампом учебного заведения.
Для устного опроса учащиеся делятся на небольшие группы по 3-4 человека (из расчёта по 10-15 минут на каждого учащегося). Устный опрос проводит педагог, ведущий данную группу. Каждый учащийся должен быть опрошен по всем пунктам, перечисленным в экзаменационных требованиях.
Оценки за письменные задания и устный опрос выставляются комиссией. При этом учитывается полнота и правильность ответов, быстрота реакции, чистота интонирования, выразительность исполнения, владение дирижёрским жестом. В спорных ситуациях может учитываться успеваемость учащегося за предыдущий год обучения. Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная). По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку.
Экзамен предполагает оценку не столько работы ученика (его прилежания), сколько промежуточный или итоговый уровень знаний и навыков. В таком случае очень важно оценивать этот уровень с учётом исходных музыкальных способностей ученика, так как именно разница между исходным и достигнутым уровнем развития и является основным объектом экзаменационной оценки.
К зачётным формам могут относиться не только контрольные уроки и экзамены, но и участие детей в концертных, конкурсных программах, на олимпиадах разного уровня. По решению педсовета успешное выступление на конкурсе, олимпиаде по теоретическим дисциплинам (не ниже окружного уровня) может быть засчитано за экзаменационную отметку.
Экзаменационные требования
1. Написать диктант в одной из пройденных тональностей, включающий изученные мелодические и ритмические обороты. Объём-период из 8-ми тактов, однотональный.
2. Дать полный ответ на один из вопросов, касающийся теоретического материала (в рамках программных требований), привести пример.
3. Исполнить (спеть) одну из предложенных гамм в мажорной или минорной тональности.
4. Спеть одну из выученных в году мелодий с дирижированием (например, «Сольфеджио 1 часть - Одноголосие» - Б. Калмыков, Г. Фридкин- № 156, 306, 250).
5. Построить и исполнить несколько интервалов от звука, аккордов в тональности.
6. Простучать двухголосное ритмическое упражнение, одновременно обозначая метрическую долю левой рукой.
7. Определить вид лада в прослушанных музыкальных фрагментах.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам
Вокально-интонационные навыки
Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-интонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т.д.). Данная форма работы помогает развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух.
Вокально-интонационные упражнения дают возможность практически закрепить теоретические сведения, которые обучающиеся получают на уроках сольфеджио.
При работе над интонационными упражнениями педагог должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь распевно, легато). Как и при сольфеджировании большую роль играет тональная настройка.
На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами, затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения вначале выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме и по руке педагога. В дальнейшем интонационные упражнения следует ритмически оформлять. Упражнения следует давать как в ладу, так и от заданного звука. К ладовым интонационным упражнениям относится пение гамм (мажорных, минорных), отдельных ступеней лада, в разбивку и составленных из них мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и т.д.
Для большей наглядности при осознании и восприятии ступеней лада можно использовать элементы существующих современных систем начального музыкального образования: показ ступеней по болгарской столбице, ручными знаками из венгерской системы относительной сольмизации, а также некоторые другие приёмы (числовой показ ступеней пальцами рук, пение ступеней по таблицам, карточки с римскими цифрами, обозначающими порядковый номер ступени и т.д.).
В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля и как подготовительные упражнения к многоголосному сольфеджированию необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании.
Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов (в мелодическом и гармоническом виде) от заданного звука.
Вокально-интонационные упражнения чаще всего используют вначале урока, при распевании или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так как это вспомогательное средство воспитания основных навыков. Вокальным материалом для интонационных упражнений могут служить фрагменты из музыкальной литературы, а также упражнения, составленные педагогом.
Сольфеджирование и пение с листа
Сольфеджирование является основной формой работы по предмету сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитание чувства лада.
Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам (в начале - выученных на слух мелодий, в дальнейшем - незнакомых мелодий, песен). При этом педагог должен обращать внимание на правильность и чёткость дирижёрского жеста обучающегося.
С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, фразировкой, обращать внимание на посадку обучающихся при пении.
Педагог должен ориентироваться на голосовой диапазон обучающихся младших классов («до первой октавы - «ми» второй октавы). В старших классах его можно расширить. Встречаются обучающиеся с ограниченным голосовым диапазоном. Следует систематически работать над его расширением, не перегружая голосовой аппарат. В отдельных случаях целесообразно менять тональность исполняемого произведения, транспонируя его в соответствии с голосовым диапазоном учащихся.
На уроках сольфеджио должно преобладать пение без сопровождения (a capella). Не рекомендуется дублировать исполняемую мелодию на фортепиано. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах при потере ощущения лада можно поддержать пение ученика гармоническим сопровождением. Но, наряду с пением без сопровождения, необходимо использовать (особенно в младших классах) пение песен с текстовым и фортепианным сопровождением.
Для развития ансамблевого чувства и гармонического слуха следует вводить элементы двухголосных примеров.
Пение с листа – один из важнейших практических навыков. Это пение мелодий незнакомых мелодий.
Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу момента работы наличие у обучающегося значительного слухового опыта, ощущение метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность.
В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха (научить учащихся мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней).
В процессе развития навыка пения с листа следует добиваться осмысленного и выразительного пения. Нельзя допускать механического пения от ноты к ноте, следует обучать ученика всё время смотреть по нотному тексту как бы вперёд и петь без остановок, не теряя ощущение конкретной тональности.
Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать. В младших классах учащиеся это делают совместно с педагогом, в старших - самостоятельно. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические и другие особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать приём сольмизации (проговаривание названия звуков в ритме).
При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной тональности. Примерная форма настройки: педагог играет в данной тональности свободную гармоническую последовательность (несколько аккордов, утверждающих данную тональность).
Музыкальные примеры пения с листа должны быть легче разучиваемых в классе. В них должны преобладать знакомые обучающимся мелодические и ритмические обороты. Очень важно уделять внимание художественной ценности примеров, доступности для данного возраста, стилистическому разнообразию.
Как сольфеджирование выученных примеров, так и пение с листа в младших классах, следует проводить большей частью коллективно, группами и лишь потом переходить к индивидуальному пению.
Важным и полезным приёмом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, транспонирование с листа незнакомых мелодий.
Воспитание чувства метроритма
Воспитание чувства метроритма столь же необходимо, как и развитие ладово-интонационных навыков.
Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.). Но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.
При подборе первоначальных ритмических упражнений следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией. Именно с этими движениями ассоциируются первоначальные представления детей о длительностях (четверть - «шаг», восьмые - «бег»).
К ритмическим упражнениям также относятся:
- простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии;
- простукивание (карандашом, хлопками, на ударных инструментах) ритмического рисунка, исполненного педагогом;
- простукивание ритмического рисунка, записанного на доске;
- по специальным карточкам, по нотной записи;
- проговаривание ритмического рисунка слогами с тактированием или без него;
- ритмическое остинато, аккомпанемент к песням;
- чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур на ударных инструментах;
- ритмические диктанты (запись ритмического рисунка мелодии или ритмического рисунка, исполненного другим способом).
Все упражнения предлагаются в разных размерах и темпах. Педагог может и сам составлять варианты таких упражнений и продумывать новые. Необходимо помнить, что каждая ритмическая фигура, обороты должны быть прежде всего восприняты эмоционально, затем практически проработаны, лишь потом дано их теоретическое обоснование.
Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование, но следует делать его самостоятельно. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для учащегося значительную трудность. Поэтому его можно заменить любым другим движением, отмечающим равномерную пульсацию доли, например, тактированием. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.
Вначале лучше работать над дирижёрским жестом при пении знакомых, выученных мелодий, упражнений, а также при слушании музыки.
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух)
Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха обучающихся. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача – научить учащихся правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создаёт необходимую слуховую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пеним с листа, творческой работой, диктантом).
Систематическая работа по анализу на слух даёт возможность обучающемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое значение данная работа имеет в развитии гармонического слуха. Анализ на слух связывает предмет сольфеджио с музыкальной практикой обучающихся, помогает им в разборе и исполнении произведений на инструменте.
Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях:
- целостный анализ музыкальных произведений или фрагментов;
- анализ отдельных элементов музыкального языка.
Целостный анализ
Основная задача этого вида анализа - научить обучающихся слушать музыкальные произведения.
При прослушивании одноголосной мелодии учащиеся должны не только эмоционально воспринять её, но и проанализировать структуру мелодии, принцип, логику её построения и развития (направление мелодической линии, повторность, секвентность и т.д.) узнать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты, услышать альтерации, хроматизмы, модуляции и т.д. и дать всему словесное объяснение.
При анализе многоголосной музыки учащиеся должны услышать в ней пройденные гармонии (аккорды, интервалы), разобраться в фактуре (мелодия, аккомпанемент), определить тип полифонии (имитационная, подголосочная, контрастная).
Решающую роль играет подбор музыкального материала. Музыкальные произведения, особенно вначале, должны быть небольшими по объёму, доступными по содержанию, разнообразными по содержанию, характеру, стилистическим особенностям. Это могут быть примеры из музыкальной литературы.
Желательно максимально использовать произведения, исполняемые учащимися в инструментальных классах. Одним из обязательных условий для успешной работы по слуховому анализу является яркое, эмоциональное и грамотное исполнение музыкальных произведений педагогом. Возможно также использование пособий и примеров в аудио - записи. Целостным анализом необходимо заниматься на протяжении всех лет обучения, но особенно важно уделять внимание данной форме работы в начальных классах (в 1-3), т.е. до начала предмета «музыкальная литература».
Анализ элементов музыкального языка
Задачей этого вида анализа является слуховая проработка (определение на слух и осознание) тех элементов музыкального языка, которые определяют собой выразительность музыкального произведения:
- анализ звукорядов, гамм, отдельных ступеней лада, мелодических оборотов;
- ритмических оборотов;
- интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз, в гармоническом звучании, от звука, в тональностях на ступенях лада, взятых отдельно и в последовательности;
- аккордов и их обращений в тесном расположении, в мелодическом и гармоническом звучании.
Следует помнить, что этот раздел работы, несмотря на своё значение, не должен превалировать на уроках сольфеджио, а определение на слух интервалов и аккордов не может быть целью.
В качестве материала для анализа на слух элементов музыкального языка могут быть использованы как примеры из художественной литературы, так и сочинённые педагогом специальные слуховые упражнения (мелодия с характерными интонационными оборотами, последовательности интервалов и аккордов и т.д.). Желательно, чтобы они были организованы метроритмически, музыкально исполнены.
Музыкальный диктант
Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.
В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки обучающихся, определяется уровень их слухового развития. Не следует торопиться с введением этой формы работы, а некоторое время (зависит от продвинутости группы) заниматься различными подготовительными упражнениями. Успешная запись диктанта зависит и от индивидуальности учащегося, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладавого мышления, ориентировки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по звукам аккордов и т.д.
Не менее важно для учащихся разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), иметь чёткое представление о метроритмической структуре мелодии: её размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.
Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Учащиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, её размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, затем приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 8-10 минут.
Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора. Такой диктант записывается учащимися при определённом количестве проигрываний. Вначале мелодия исполняется 2-3 раза подряд (в это время учащиеся слушают и запоминают мелодию), затем диктант проигрывается ещё несколько раз с интервалом 3-4 минуты.
Необходимо широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию обучающимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.
Для развития внутреннего слуха следует предлагать учащимся запись знакомой мелодии, ранее прочитанные с листа или выученные наизусть. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучаниия с его нотным изображением.
Возможны и другие формы диктанта:
-гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов);
-ритмический;
-фото-диктант (проанализировав знакомую мелодию, записанную на доске, оформить в тетради по памяти) и др.
Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок. Формы проверки могут быть различны (педагог проверяет тетради, обучающиеся проверяют тетради друг у друга, один из учащихся записывает диктант на доске или проигрывает на фортепиано, класс поёт диктант с названием звуков и дирижированием и т.д.)
В качестве домашнего задания можно выучить диктант наизусть, транспонировать, подбирать на инструменте.
Воспитание творческих навыков
Развитие творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и осмысленному отношению учащихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из детей, вызывает интерес к предмету, что является неотъемлемой предпосылкой для успешного исполнения им музыкальных произведений, помогает в исполнительской практике.
Поскольку творчество ребёнка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить.
Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, развивают слух и наблюдательность.
Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, является наличие эмоционального начала. Вместе с тем, упражнения необходимо связывать с основными разделами курса. Цель этих упражнений – не только развивать у учащихся творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков: пения с листа, записи диктанта, определения на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания учащихся.
Творческие задания должны быть доступны обучающимся. Творческую работу можно начинать с первого класса, но лишь после того, как у детей накопится хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений и знаний. Основным видом творчества является импровизация:
- допевание ответной фразы:
- досочинение ответной фразы на заданный ритмический рисунок;
- сочинение мелодии на заданный текст.
К творческой работе также относится и подбор аккомпанемента.
Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с условием обязательной проверки или обсуждением работ всем классом. Лучшие работы можно использовать в качестве материала для записи диктанта, пения с листа, транспонирования и т.д.
Творческие приёмы развития слуха особенно эффективны в младших классах.
Теоретические сведения
Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.
В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть освоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Исключение составляет седьмой класс, где подводится итог знаниям, приобретённым учащимися к моменту окончания музыкальной школы.
Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом учащихся. Это особенно относится к младшим классам, где каждому теоретическому
Материалу должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале.
Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в тональностях приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодические и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.
Обучающиеся на уроках сольфеджио исполняют, записывают, анализируют музыкальные произведения и их фрагменты. Поэтому необходимо познакомить учащихся с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения. Это должно происходить на протяжении всех лет обучения, а окончательно закрепляется и систематизируется в выпускном классе.
5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
6.1. Учебная литература
Обязательная литература
Андреева М. «От примы до октавы», - М.,1976.
Андреева М. «От примы до октавы», ч.2. – М.,1972.
Баева Н., Зебряк Т. «Сольфеджио для 1 – 2 классов ДМШ» М., 1975.
Барабошкина А. «Сольфеджио: учебник для 1 класса ДМШ». – М., 1975.
Барабошкина А. «Сольфеджио: учебник для 2 класса ДМШ». – М., 1977.
Вахромеев В. «Сольфеджио». – М., 1968.
Ветлугина Н. «Детский оркестр». – М., 1976.
Давыдова Е., Запорожец С. «Сольфеджио: учебник для 3 класса ДМШ». - М., 1976.
Давыдова Е. «Сольфеджио: учебник для 4 класса ДМШ». - М., 1978.
Давыдова Е. «Сольфеджио: учебник для 5 класса ДМШ». - М., 1981.
Далматов Н. «Музыкальный диктант». – М., 1972.
Драгомиров П. «Учебник сольфеджио». – М., 1965.
Калмыков Б., Фридкин Г. «Сольфеджио, часть 1». – М., 2000.
Калмыков Б., Фридкин Г. «Сольфеджио, часть 2». – М., 2000.
«Музыкальные диктанты для ДМШ»/сост. Ж. Металлиди, А. Перцовская. – Л., 1989.
Дополнительная литература
Алексеева Л., Голубева Е. «Интонационно-смысловое сольфеджио». – М., 2007.
Вахромеев В. А. «Элементарная теория музыки». – М., 1983.
Дадиомов Е. А. «Начальная теория музыки. Учебное пособие по сольфеджио для музыкальных школ и школ искусств», изд. В Катанского – М., 2006.
Ладухин Н. «Одноголосное сольфеджио». - М.,1980.
Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». – М., 1987.
Максимов С. Е. «Музыкальная грамота». – М., 1979
Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для подготовительного класса ДМШ». – М., 1989.
Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 1 класса ДМШ». – М., 1989.
Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 2 класса ДМШ». – М., 1989.
Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 3 класса ДМШ». – М., 1989.
Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 4 класса ДМШ». – М., 1989.
Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 5 класса ДМШ». – М., 1989.
Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для 6 класса ДМШ». – М., 1989.
Металлиди Ж. «Сольфеджио. Учебник для 7 класса ДМШ». – М., 1989.
Ромм Р. «Изучение тональностей в ДМШ». – М., 1977.
Середа В. «Каноны». – М., 1997.
Фридкин Г. «Чтение с листа на уроках сольфеджио». – М., 1976.
Фридкин Г. «Практическое руководство по музыкальной грамоте». – М., 1974.
6.2. Учебно-методическая литература;
6.3. Методическая литература.
Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ». – М., 1975.
Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 класса ДМШ». – М., 1977.
Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса ДМШ». – М., 1978.
Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 4 класса ДМШ». – М., 1975.
Барабошкина А. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 5 класса ДМШ». – М., 1981.
Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио». – М., 1975.
Давыдова Е. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса». – М., 1976.
Давыдова Е. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 4 класса». – М., 1978.
Давыдова Е. «Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 5 класса». – М., 1981.
Как преподавать сольфеджио в XXI веке. – М., 2006.
Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио» – М., 1989.
Котляревская - Крафт М., Москалькова И., Бахтан Л. «Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений». – М., СПб., 1995.
Островский А. «Методика теории музыки и сольфеджио». – Л., 1970.
Стоклицкая Т. «Сто уроков сольфеджио для самых маленьких». – М., 1998.
Рекомендуемый музыкальный репертуар
Бах И. С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». – М., 1975.
Бах И. С. «Хорошо темперированный клавир. Т.1.» /ред. Б. Муджеллини. – М., 1974.
Бородин А. «Князь Игорь» / клавир. – М., 1973.
Верди Д. «Аида» / клавир. – М., 1978.
Глинка М. «Иван Сусанин» / клавир. – М., 1978.
«Маленькому виртуозу: пьесы для фортепиано» / сост. А. Самонов. Вып. 3. – М., 1989.
Мендельсон Ф. «Песни без слов». – М., 1977.
Мусоргский М. «Борис Годунов» / клавир. – Л., 1974.
Римский – Корсаков Н. «Снегурочка» / клавир. – М., 1974.
Чайковский П. «Детский альбом». – М., 1979.
«Школа игры на фортепиано» / ред. А. Николаева. – М., 1987.
Шопен Ф. «Вальсы». – М., 1968.
Шопен Ф. «Мазурки». – М., 1940.
Шопен Ф. «Ноктюрны». – М., 1973.
Шуман Р. «Альбом для юношества». – М., 1973.