Управление по культуре

 

Администрации муниципального образования

 

«Город Саратов»

 

 Муниципальное бюджетное учреждение      

 

дополнительного образования

 

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО.

 

Рабочая программа   учебного предмета

 

«Хоровой класс»

 

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

 

программы в области музыкального искусства

 

«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»,

 

«Народные инструменты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики: Лицова А.К.– преподаватель по хоровому классу.

 

                         Лежнева С.Ю.- преподаватель по хоровому классу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент – Селивахина Светлана Владимировна, преподаватель ДМШ №3 г. Саратова, преподаватель высшей категории

 

Рецензент – Алексашина Ольга Львовна, должность, преподаватель высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура программы учебного предмета

 

 

 

I. Пояснительная записка

 

 

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

 

1.2. Срок реализации учебного предмета;

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

 

1.5. Цель и задачи учебного предмета;

 

1.6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

 

1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

 

II. Содержание учебного предмета

 

2.1. Учебно-тематический план;

 

2.2. Распределение учебного материала по годам обучения;

 

2.3. Формы работы на уроках сольфеджио;

 

 

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

 

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок

 

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

 

4.2. Критерии оценки;

 

4.3. Контрольные требования на разных этапах обучения;

 

 

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам

 

5.2.  Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

 

 

 

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

 

6.1. Учебная литература,

 

6.2. Учебно-методическая литература;

 

6.3. Методическая литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Пояснительная записка.

 

 

 

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

 

Программа   учебного предмета «Хоровой класс» разработана   на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты». в соответствии с объемом времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ.

 

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта – инструменталиста.

 

 В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

 

Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации.

 

 

 

1.2. Срок реализации учебного предмета.  

 

Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы).

 

 

 

1.3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хоровой класс»:

 

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Хоровой класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия в рамках реализации предпрофессиональной программы:

 

ДПОП «Фортепиано»:

 

аудиторные занятия:

 

1 класс - 1 час в неделю,

 

     с 2 по 4 класс -   1,5 часа в неделю (1ч. – обязательная часть, 0,5ч. – вариативная часть, 4 класс 1,5 ч. – обязательная часть,

 

с 5 по 8 классы 2 часа в неделю (1,5ч. – обязательная часть., 0.5ч. - вариативная часть);

 

самостоятельные занятия: с 1 по 8 класс - 0,5 часа в неделю.

 

ДПОП «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»

 

аудиторные занятия:

 

1 класс - 1 час в неделю,

 

 с 2 по 4 класс -   1,5 часа в неделю; (2-3 класс: 1ч. – обязательная часть, 0,5ч. – вариативная часть, 4 класс – 1,5 ч. – вариативная часть))

 

 с 5 по 8 классы - 2 часа в неделю (2ч. – вариативная часть.);

 

самостоятельные занятия: с 1 по 8 класс - 0,5 часа в неделю.

 

С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации.

 

Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

 

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.

 

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

 

Виды внеаудиторной работы:

 

·           выполнение домашнего задания;

 

·           подготовка к концертным выступлениям;

 

·           посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов др.);

 

·           участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

 

Таблица 1.

 

Классы

Специальность

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)

 

32

33

33

33

33

33

33

33

Количество

часов на

 аудиторные занятия

(в неделю)

Фортепиано Струнные

Духовые и ударные

Народные

32

49,5

49,5

49,5

66

66

66

66

Количество

часов на

внеаудиторные занятия

(в неделю)

Фортепиано Струнные

Духовые и ударные

Народные

16

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

Максимальная нагрузка

Фортепиано Струнные

Духовые и ударные

Народные

38

66

66

66

82,5

82,5

82,5

82,5

 

Объем учебного времени за весь срок обучения составляет по всем специальностям:

 

Аудиторная нагрузка – 444.5 часов;

 

Самостоятельная работа -  131.5 часов;

 

Максимальная нагрузка – 576 часов.

 

 

 

1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

 

-  групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек).

 

 Возможно проведение занятий хором следующими группами:

 

·      хор 1х классов

 

·      младший хор: 2- 4 классы

 

·      старший хор: 5 - 8 классы

 

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

 

 

 

1.5. Цели и задачи учебного предмета «Хоровой класс».

 

ФГТ ориентированы на:

 

·           воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

 

·           формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

 

·           формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.

 

Цели:

 

·           воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

 

·           формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

 

·           развитие музыкально - творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей в области хорового исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

 

Задачи:

 

·           развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

 

·           развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

 

·           формирование умений и навыков хорового исполнительства;

 

·           обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

 

·           приобретение   обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

 

·           выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать оценку объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе,  уважительного отношения к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам, пониманию причин успеха / неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

 

·           формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

 

 

 

1.6. Обоснование структуры учебного предмета «Хоровой класс».

 

  Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

 

Программа содержит следующие разделы:

 

·      сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

 

·      распределение учебного материала по годам обучения;

 

·      описание дидактических единиц учебного предмета;

 

·      требования к уровню подготовки обучающихся;

 

·      формы и методы контроля, система оценок;

 

·      методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

 

 Методы обучения:

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются     следующие методы обучения:

 

·            словесный - (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

 

·            наглядный - (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

 

·            практический - (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

 

·            прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

 

·            применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

 

·           Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

 

1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

Для реализации программы учебного предмета «Хоровой класс» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

 

концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием, учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

 

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

 

 

 

II. Содержание учебного предмета.

 

Требования по годам обучения:

 

В течение учебного года планируется ряд творческих показов:

 

 

За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младший хор 10-12, старший хор 8-10 (в том числе a cappella).

 

Основные репертуарные принципы:

 

1.   Художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей).

 

2.   Решение учебных задач.

 

3.   Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с современными композиторами и народными песнями различных жанров).

 

4.   Содержание произведения.

 

5.   Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейно-эмоционального смысла).

 

6.   Доступность: а) по содержанию;

 

                                     б) по голосовым возможностям;

 

                                     в) по техническим навыкам;

 

7.        Разнообразие: а) по стилю;

 

                                     б) по содержанию;

 

                                     в) по темпу, нюансировке;

 

                                     г) по сложности.

 

 Вокально – хоровые навыки:

 

Певческая установка и дыхание:

 

Младший хор:

 

Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки  пения  сидя и стоя.

 

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Смена   дыхания   в процессе пения; различные приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном).

 

Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

 

 Старший хор:

 

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато).

 

Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Развитие навыков хорового исполнительства и артистизма.

 

Звуковедение и дикция:

 

Младший хор:

 

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato.

 

Нюансы - mf, mp, p, f.

 

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

 

Старший хор:

 

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах p и pp.

 

Ансамбль и строй:

 

Младший хор:

 

Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

 

Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосых песен без сопровождения.

 

Старший хор:

 

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.

 

Формирование исполнительских навыков:

 

Младший и старший хор:

 

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

 

Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

 

   Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

 

 

 

Примерный репертуарный список:

 

Младший хор:

 

1.        Аренский А. «Комар один, задумавшись», «Птичка летит, летает», «Спи дитя мое, усни»;

 

2.        Бетховен Л., слова Бюргера Г. «Малиновка», «Весною», «Край родной», «Походная песня»;

 

3.        Брамс И. «Колыбельная»;

 

4.        Вебер К. «Вечерняя песня» (обр. В. Попова);

 

5.        Глинка М. «Ложится в поле мрак ночной» (из оперы «Руслан и Людмила»); Гречанинов А. «Про теленочка», «Призыв весны», «Дон-дон», «Маки - маковочки», «Ай, Дуду»;

 

6.        Дунаевский И., слова Лебедева – Кумача В. «Спой нам ветер»;

 

7.        Долуханян А. «Прилетайте птицы»;

 

8.        Ипполитов-Иванов М. «Ноктюрн»;

 

9.        Калинников В. «Весна», «Тень-тень», «Киска»;

 

10.    Калныньш А. «Музыка»;

 

11.    Кюи Ц. «Майский день», «Белка»;

 

12.    Лядов А. «Колыбельная», «Окликание дождя»;

 

13.    Левитан В., слова Интер В. «Сороконожки»;

 

14.    Мендельсон Ф. «Воскресный день»;

 

15.    Морозов И. «Про сверчка»;

 

16.    Нисс С. «Сон»;

 

17.    Потоловский Н. «Восход солнца;

 

18.    Парцхаладзе М. «Здравствуй, школа», «Наш край», «Весна», «Кукла», «Конь вороной»

 

19.    Попатенко Т. «Горный ветер»;

 

20.    Подгайц Е.«Облака»;

 

21.    Пьерпонта Д.  «Звените колокольчики»;

 

22.    Римский-Корсаков Н., слова Пушкина А. «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане»);

 

23.    Синявский П.  – слова и музыка, обработка Гоголина М. «Лягушенция»; 

 

24.    Струве Г., слова Исаковой И. «Музыка»;

 

25.    Чайковский П. «Мой садик», «Осень», «Хор мальчиков» (из оперы «Пиковая дама»), «Песня о счастье» (из оперы «Орлеанская дева», обр. В. Соколова);

 

26.    Чайковский П.  слова Плещеева А. «Весна», «Мой садик»;

 

27.    Чесноков П. «Нюта - плакса»;

 

28.    Шаинский В. «Мир похож на цветной луг»;

 

29.    Красев М. Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха»

 

30.    Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек» (обр. С. Полонского);

 

31.    Шостакович Д. слова Долматовского Е. «Родина слышит»;

 

32.    Шуман Р. «Домик у моря»;

 

33.    Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима» (обр. Н. Римского - Корсакова);

 

34.    Русская народная песня «Как на тоненький ледок» (обр. М. Иорданского);

 

35.    Русская народная песня в обработке Абелян Л. «На зеленом лугу»;

 

36.    Русская народная песня в обработке Юрлова А «Дрема»;

 

37.    Литовская народная песня «Солнышко вставало» 60 русский народных песен» (в свободной обр. Григоренко).

 

Старший хор:

 

1.        Анцев М. «Задремали волны»;

 

2.        Бах И. Хорал № 7 из кантаты «Иисус - душа моя», Хорал № 381 из кантаты «Моей жизни последний час», «Весенняя песня» (перел. В. Попова);

 

3.        Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»;

 

4.        Бородин А. «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь»);

 

5.        Бортнянский Д. «Славу поем», «Утро», «Вечер»;

 

6.        Бетховен Л. «Весенний призыв», «Гимн ночи», «Восхваление природы человеком»;

 

7.        Брамс И. «Колыбельная», «Холодные горы», «Канон»;

 

8.        Гайдн Й. «Пришла весна», «Kyrie» (Messa brevis) ;

 

9.        Глинка М. «Разгулялися, разливалися» (хор из оперы «Иван Сусанин»), «Попутная песня» (перел. В. Соколова»), «Патриотическая песня», «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин»);

 

10.    Гречанинов А., слова Есенина С. «Черемуха»;

 

11.    Гречанинов А., слова Боротынского Е.  «Осень»;

 

12.    Гречанинов А. «Пчелка», «Весна идет», «Васька», «Урожай»

 

13.    Даргомыжский А. «Тише-тише» (Хор русалок из оперы «Русалка»)

 

14.    Ипполитов-Иванов М. «Горные вершины», «Ноктюрн», «Крестьянская пирушка», «В мае», «Утро», «Сосна», «Острою секирой» Калинников В. «Жаворонок», «Зима»

 

15.    Кюи Ц. «Весна», «Задремали волны»;

 

16.    Дубравин Л. 2 хора из кантаты «Хлеб остается хлебом»;

 

17.    Каччини Д. «Ave Магia» обработка для детского хора Славнитского Ю.;

 

18.    Кюи Ц.  слова Белоусова И «Весеннее утро»;

 

19.    Кодай З. «День за окном лучится», «Мадригал»

 

20.    Перголези Д. «Stabat Mater» №№ 11, 12.;

 

21.    Лассо О. «Тик-так»;

 

22.    Новиков А. «Эх, дороги»;

 

23.    Норвежская народная песня «Камертон»;

 

24.    Перселл Г. «Вечерняя песня» (перел. для детского хора В. Попова)

 

25.    Подгайц Е. «Речкина песня»;

 

26.    Рахманинов С. «Славься», «Ночка», «Сосна» («6 песен для детского хора и фортепиано» соч. 15);

 

27.    Римский-Корсаков Н. Хор птиц из оперы «Снегурочка», «Ночевала тучка золотая»;

 

28.    Рубинштейн А. «Квартет», «Горные вершины»;

 

29.    Русские народные песни «Во лузях» (обр. В. Попова) «Милый мой хоровод» (обр. В. Попова) «Пойду ль, выйду ль я» (обр. В. Соколова) «Как у нас во садочке» (обр. В. Калинникова) Скворцы прилетели» (обр. В. Калистратова);

 

30.    Русская народная песня «Как-кума- то к куме», обработка Худоши В.;

 

31.    Стравинский. И. «Овсень»;

 

32.    Струве Г. «Музыка»;

 

33.    Скарлятти А. «Фуга»;

 

34.    Синенко. В., слова Плахутиной С. «На ладонях рассвета»;

 

35.    Свиридов Г. «Колыбельная»;

 

36.    Сен-Санс Ш. «Ave Maria»;

 

37.    Танеев С. «Вечерняя песня», «Сосна», «Горные вершины» Чайковский П. «Весна», «Осень», «Вечер», «На море утушка купалась» (Хор девушек из оперы «Опричник»);

 

38.    Теплеков А., слова Скифа В. «Песня о России»;

 

39.    Чайковский П. слова Сурикова «Рассвет»;

 

40.    Чесноков П., слова Некрасова Н. «Несжатая полоса»;

 

41.    Чесноков П., слова Потресова С.  «Яблоня»; «Лотос», «Зеленый шум», «Распустилась черемуха»;

 

42.    Прокофьев С. «Многая лета»;

 

43.    Фалик Ю.  слова Маршака С.  «Дружная семейка»;

 

44.    Фалик Ю.  слова Рудниковой И. «Птичий спор»;

 

45.    Форе Г. «Sanctus» (Messa basse) Грубер Ф. «Ночь тиха, ночь свята».

 

Примерные программы выступлений:

 

Младший хор:

 

1.         Аренский А. «Комар»;

 

2.         Кабалевский Д. «Подснежник»;

 

3.         Компанеец З. «Встало солнце»;

 

4.         Русская народная песня «Как на речке, на лужочке»;

 

5.         Бетховен Л. «Край родной»;

 

6.         Гречанинов А. «Дон-дон»;

 

7.         Полонский С. «Сел комарик на дубочек»;

 

8.         Итальянская народная песня «Макароны» (обр. В. Сибирского);

 

9.         Гайдн Й. «Пастух»;

 

10.     Гречанинов А. «Призыв весны»;

 

11.     Дунаевский И. «Спой нам, ветер»;

 

12.     Украинская народная песня «Козел и коза» (обр. В. Соколова).

 

Старший хор:

 

1.         Глинка М. «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин, перел. А. Луканина);

 

2.        Моцарт В.  «Откуда приятный и нежный тот звон» (хор из оперы «Волшебная флейта»);

 

3.         Русская народная песня «Ты не стой, колодец» (обр. В. Соколова);

 

4.         Дубравин Л. «Песня о земной красоте»;

 

5.         Глинка М. «Жаваронок»;

 

6.         Мендельсон Ф. «Воскресный день»;

 

7.         Русская народная песня «Милый мой хоровод» (обр. В. Попова);

 

8.         Калныньш А. «Музыка»;

 

9.         Гайдн Й. «Пришла весна»;

 

10.    Чайковский П. «Соловушка»;

 

11.     Болгарская народная песня «Посадил полынь я» (обр. И. Димитрова);

 

12.     Гладков Г. «Песня друзей».

 

III.Требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс», являются следующие знания, умения, навыки:

 

·         знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

 

·         знание профессиональной терминологии;

 

·         умение самостоятельно разучивать вокально – хоровые партии;

 

·         умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

 

·         умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

 

·         навыки чтения с листа несложных вокально - хоровых произведений;

 

·         первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;

 

·         навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

 

·         сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

 

·         наличие практических навыков грамотного исполнения музыкальных произведений или партий сольно и в составе вокального ансамбля или хорового коллектива.

 

 

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок.

 

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

 

В программе обучения младшего и старшего хоров используются две основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная.

 

Методы текущего контроля:

 

-           оценка за работу в классе;

 

-           текущая сдача партий;

 

-           контрольный урок в конце каждой четверти.

 

Виды промежуточного контроля:

 

-           переводной зачет в старший хор и по окончании освоения предмета.

 

Методы текущего контроля:

 

-           сдача партий в квартетах.

 

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.

 

При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

 

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

 

            оценка годовой работы ученика;

 

            оценка на зачете (академическом концерте);

 

            другие выступления ученика в течение учебного года.

 

 

 

2. Критерии оценок:

 

по итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:

 

5 («отлично»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива;

4 («хорошо»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально- интонационная неточность), участие в концертах хора;

3 («удовлетворительно»)

нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий;

2 («неудовлетворительно»)

пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт;

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям.

 

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

 

Фонды оценочных средств   призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального хорового искусства.

 

При осуществлении итоговой аттестации, необходимо учитывать, что весь процесс приобретения знаний, умений, навыков в хоре предусматривает коллективное исполнительство как основную форму учебной деятельности. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года в форме хорового концерта для выпускников. Необходимо участие в концерте всех выпускников. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать вокально-хоровые навыки именно в процессе концертного исполнения. Поэтому важно, чтобы в программе выступления хора присутствовали произведения различных музыкальных направлений.

 

Данный вид аттестации оценивается по пятибалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

5 «Отлично»:

 

1.        Артистичное и выразительное исполнение всей концертной программы.

 

2.        Высокий технический уровень владения вокально-хоровыми навыками для воссоздания художественного образа и стиля исполнения сочинений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов.

 

3.        Внимательность и чуткость к дирижерскому жесту.

 

4.        При проведении итоговой аттестации по хоровому пению также необходимо учитывать: отличное знание выпускника текущего материала, активное участие в концертах, посещение репетиционных занятий и концертных выступлений.

 

4 «Хорошо»:

 

1.        Недостачно эмоциональное пение. Некоторые программные произведения исполняются невыразительно.

 

2.        Владение       основными вокально-хоровыми навыками, но не во всех партитурах технически ровное звучание.

 

3 «Удовлетворительно»:

 

1.       Безразличное пение концертной программы.

 

2.   Невнимательное         отношение к дирижерскому показу.

 

3.   Недостаточное          овладение вокально-хоровыми навыками.

 

2 «Неудовлетворительно»:

 

1.       Неявка            на экзамен по неуважительной причине.

 

2.       Плохое           знание своей партии в исполняемой программе.

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса.

 

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам:

 

Программа учебного предмета «Хоровой класс» основана на следующих педагогических принципах:

 

1.        соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся;

 

2.        комплексность решения задач обучения и воспитания;

 

3.        постоянство требований и систематическое повторение действий;

 

4.        гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого ученика;

 

5.        единство развития коллективной формы творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;

 

6.        художественная ценность исполняемых произведений;

 

7.        создание художественного образа произведения, выявление идейного и эмоционального смысла;

 

8.        доступность используемого музыкального материала:

 

а)         по содержанию,

 

б)         по голосовым возможностям,

 

в)         по техническим навыкам;

 

9.        разнообразие:

 

    а)          по стилю,

 

    б)          по содержанию,

 

    в)          темпу, нюансировке,

 

    г)          по сложности.

 

Задача руководителя хорового класса - пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в   систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение - наиболее доступный вид подобной деятельности.

 

На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

 

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

 

Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение - мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

 

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты   как всего произведения, так и отдельных его частей.

 

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

 

Для учащихся инструментальных отделений хоровой класс является одним из обязательных предметов, способствующих формированию навыков коллективного   музицирования. Всемерно используя возможности групповых занятий, предусмотренных действующими учебными планами, нельзя забывать о том, что хор - это коллектив. Лишь  исходя из  этого можно  профессионально строить работу над всеми компонентами хорового звучания. Так, при организации учебного процесса в школе целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.

 

При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.

 

В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса, в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведёт к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.

 

К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения - точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в ансамбле и т.д.

 

У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков, mp и mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет добиваться яркой выразительности исполнения. В репертуаре используются преимущественно одно- двухголосные произведения.

 

У учащихся старшей возрастной группы развивается грудное звучание, индивидуальный тембр, диапазон расширяется. У некоторых девочек появляются глубоко окрашенные тоны, голоса детей отличаются насыщенностью звучания.

 

11-12 лет - предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации.

 

13-14 лет - мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д.

 

В организме подростков происходят значительные физиологические изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат.

 

Голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина зачастую не меняется, рост гортани опережает развитие резонаторных полостей, при этом надгортанник часто остается детским.

 

Эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани, характеризующий период мутации, является наиболее опасным моментом в работе  с обучающимися. Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение пения во время мутации может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования. Обязательна консультация врача - фониатора.

 

При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями хоровых коллективов, что значительно расширит музыкальный кругозор учащихся. Особое внимание следует уделять прослушиванию и просмотру собственных выступлений в видео   и аудиозаписях с последующим коллективным разбором.

 

Воспитательная работа играет особую роль в формировании хорового коллектива. Используются различные формы внеклассной работы: выездные экскурсии по культурно-историческим местам, участие в творческих школах и лагерях, где происходит передача опыта старших классов младшим, проведение тематических бесед, посвященных юбилеям различных композиторов и хоровых деятелей, встречи хоровых коллективов, участие в мастер-классах.

 

Содержание программы учебного предмета «Хоровой класс» должно обеспечивать художественно - эстетическое развитие личности и приобретение ею художественно-исполнительских и/или теоретических знаний, умений и навыков и в том числе:

 

·         выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации;

 

·         приобретение навыков творческой деятельности;

 

·         умение планировать свою домашнюю работу;

 

·         осуществление самостоятельного контроля    за своей учебной деятельностью;

 

·         умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;

 

·         уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;

 

·         определение наиболее эффективных способов достижения результата.

 

 

 

5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы:

 

Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

 

  Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.

 

   Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.

 

VI. Список рекомендуемых нотных сборников:

 

1.        Бандина А., Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения», вып. 1,2. М.,1966;

 

2.        «Каноны для детского хора», сост. Струве Г. М., 2001;

 

3.        «Песни для детского хора», выпуск 5. Хоровые произведения русских и зарубежных композиторов, сост. Соколов В. М., 1963;

 

4.        «Песни для детского хора», выпуск 12, сост. Соколов В. М., 1975;

 

5.        «Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989;

 

6.        «Поющее детство». Произведения для детского хора (сост. Мякишев И.), М., 2002

 

7.        Рубинштейн А. «Избранные хоры», М., 1979;

 

8.        Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М., 1969;

 

9.        Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора», 2-е издание. «Современная музыка», 2009;

 

10.    «Хоры без сопровождения», для начинающих детских хоровых коллективов. Сост. Соколов В. выпуск 1, 2. М., 1965;

 

11.    Чесноков П. «Собрание духовно-музыкальных сочинений», Тетр.4, М.,1995.

 

Список рекомендуемой методической литературы:

 

1.        Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000;

 

2.        Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987;

 

3.        Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, «Академия развития», 1997;

 

4.        Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально- хоровым коллективом. - М.: Academia, 1999;

 

5.        Струве Г. Школьный хор. М.,1981;

 

6.        Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е. Д.Критская и др. - М., 1998;

 

7.        Халабузарь  П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. - Санкт-Петербург, 2000;

 

8.        Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990;

 

9.        Соколов В. Работа с хором. 2-е издание. - М.,1983;

 

10.   Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002;

 

11.   Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. - М.,1988;

 

12.   Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961