Управление по культуре

 

администрации муниципального образования «Город Саратов»

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дополнительная общеразвивающая общеобразовательная

 

программа в области музыкального искусства

 

«ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЕ ИСКУССТВО»

 

 

 

Срок обучения 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2019

 

 

 

 

 

     «Одобрено»

      Методическим советом

      образовательного учреждения

 

      дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик Лицова А.К. – преподаватель хорового класса и академического пения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.  Пояснительная записка

 

1. Используемые сокращения

 

2. Общие положения

 

3. Сроки реализации программы

 

4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДМШ

 

5. Формы проведения учебных аудиторных занятий

 

6. Цели и задачи программы «Вокально-хоровое искусство»

 

7. Условия реализации программы «Вокально-хоровое искусство»

 

 

 

    II. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы. 

 

 

 

    III. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения программы.

 

 

 

Приложение 1. Учебный план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Пояснительная записка

 

 

 

1.     Используемые сокращения

 

В настоящей программе используются следующие сокращения: 

 

·         программа «Вокально-хоровое искусство» - дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Вокально-хоровое искусство»;

 

·         ОП - образовательная программа;

 

·         ОУ - образовательное учреждение;  

 

·         ДМШ – муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 14» города Саратова.

 

 

 

2.     Общие положения

 

Данная программа специально разработана в целях сопровождения отдельных категорий обучающихся, в целях сохранения традиций муниципального образования «Город Саратов» и формирования патриотического сознания детей.

 

·           Настоящая программа разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом педагогического опыта в области вокально-хорового исполнительства в детских музыкальных школах. Данная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

 

·           создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; 

 

·           приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

 

·           приобретение детьми знаний, умений и навыков в области вокально-хорового искусства, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности; 

 

·           приобретение детьми опыта творческой деятельности; 

 

·           оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;    

 

·           формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

 

·           приобретение знаний в области музыкальной культуры;

 

·           воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

 

                          

 

3.     Сроки реализации программы

 

Срок освоения программы «Вокально-хоровое искусство» для детей, поступивших в ОУ в первый класс в возрасте:

 

– с девяти до тринадцати лет, составляет 5 лет; 

 

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Вокально-хоровое искусство» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам. 

 

При приеме на обучение по программе «Вокально-хоровое искусство» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей — слуха, ритма, памяти.  Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные вокальные произведения.      

 

Освоение обучающимися программы «Вокально-хоровое искусство», завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ДМШ.

 

 

 

4.     Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДМШ.

 

Программа «Вокально-хоровое искусство» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения.  Учебный план программы предусматривает следующие предметные области: 

 

·         музыкальное исполнительство; 

 

·          теория и история музыки

 

 и разделы:   

 

·         промежуточная аттестация;  

 

·         итоговая аттестация. 

 

При реализации программы «Вокально-хоровое искусство» со сроком обучения 5 лет общий объем учебной нагрузки составляет:

 

ПО.01. Музыкальное исполнительство: 

 

УП.01. Вокальный ансамбль – 510 часов (340 часов – аудиторная, 170 часов – самостоятельная)

 

УП.02 Хоровой класс – 374 часа (289 часов - аудиторная, 85 часов - самостоятельная)

 

УП.03. Общее фортепиано – 340 часов (170 часов – аудиторная, 170 часов – самостоятельная)

 

ПО.02. Теория и история музыки:

 

УП.01 Сольфеджио – 340 часов (255 часов - аудиторная, 85 часов - самостоятельная) 

 

УП.02. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) – 272 часа (136 часов- аудиторная, 136 часов- самостоятельная).

 

При реализации учебных предметов предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

 

Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не превышает 26 часов в неделю. Аудиторная учебная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не превышает 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).

 

При реализации программы «Вокально-хоровое искусство» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года с первого по пятые классы составляет 34 недели.

 

В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе для обучающихся по ОП со сроком обучения 5 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

 

 

 

5.     Формы проведения учебных аудиторных занятий

 

При реализации ОП «Вокально-хоровое искусство» используются следующие формы учебных занятий и численность обучающихся:

 

-        индивидуальные занятия,

 

-        групповые занятия (численностью от 6-15 человек).

 

 

 

6.      Цели и задачи программы «Вокально-хоровое искусство»

 

Программа «Вокально-хоровое искусство» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики, и самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства.

 

Цели программы:

 

·           создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

 

·           воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

 

·           овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

 

·           приобретение навыков творческой деятельности в области вокально-хорового искусства.

 

Задачи программы:

 

·         духовно-нравственное развитие личности учащихся и их творческих возможностей.

 

·         воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать культурные ценности разных народов;

 

·         формирование у   обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

 

·          формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

 

·         выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению, в соответствии с программными требованиями учебной информации;

 

·         умение планировать свою домашнюю работу, осуществлять самостоятельно контроль за своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду;

 

 

 

7.     Условия реализации программы «Вокально-хоровое искусство»

 

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение программы «Вокально-хоровое искусство» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.

 

Программа «Вокально-хоровое искусство» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

 

ОУ обеспечивает реализацию учебного предмета «Хоровой класс» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор.

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

 

Внеаудиторная работа используется на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.

 

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, партитурами, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

 

Реализация программы «Вокально-хоровое искусство» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.

 

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 34 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

 

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.

 

При реализации программы «Вокально-хоровое искусство» планируется работа концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности.

 

ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Вокально-хоровое искусство», использования передовых педагогических технологий. 

 

Реализация программы «Вокально-хоровое искусство» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

 

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Вокально-хоровое искусство».

 

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

 

Для реализации программы «Вокально-хоровое искусство» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

 

-          концертный зал с роялем или пианино, пультами и звуковым техническим оборудованием,

 

-          библиотеку,

 

-          помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку),

 

-          учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий.

 

-          учебные аудитории для занятий по учебным предметам «Хоровой класс» со специализированным оборудованием (подставками для хора, пианино или роялем).

 

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Вокальный ансамбль», «Общее фортепиано» оснащены пианино и роялями.

 

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов, «Сольфеджио», «Музыкальная литература» оснащены пианино, звуковым техническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.

 

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию.

 

В ОУ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

 

 

 

 II. Планируемые результаты освоения обучающимися ОП

 

 1. Минимум содержания программы «Вокально-хоровое искусство» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

 

 2. Результатом освоения программы «Вокально-хоровое искусство» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 

Музыкального исполнительства:

 

в области вокально-хорового исполнительства:

 

-        знания характерных особенностей вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;

 

-                    знания музыкальной терминологии;

 

-                    умения грамотно исполнять музыкальные произведения в составах хоровых коллективов;

 

-                    умения самостоятельно разучивать вокальные партии;

 

-                    первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

 

-                    навыков публичных выступлений;

 

в области инструментального исполнительства:

 

-        умения грамотно исполнять музыкальные произведения соло на фортепиано;

 

-        умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на фортепиано;

 

-        умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на фортепиано;

 

-        умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на фортепиано;

 

-        чтения с листа несложных музыкальных произведений;

 

-        навыков подбора по слуху;

 

-        первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

 

в области теории и истории музыки:

 

-        знания музыкальной грамоты;

 

-        знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

 

-        первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

 

-        умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений;

 

-        умения осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

 

-        навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

 

-        навыков восприятия элементов музыкального языка;

 

-        навыков анализа музыкального произведения;

 

-        навыков записи музыкального текста по слуху;

 

-        навыков вокального исполнения музыкального текста;

 

-        первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

 

3. Результаты освоения программы «Вокально-хоровое искусство» по учебным предметам:

 

3.1. Вокальный ансамбль

 

-        наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, вокальному исполнительству;

 

-        знание начальных основ вокального искусства, художественно исполнительских возможностей вокального коллектива;

 

-        знание профессиональной терминологии;

 

-        умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

 

-        навыки коллективного ансамблевого исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и ансамблем;

 

-        сформированные практические навыки исполнения ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе вокальных произведений для детей;

 

-        наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля;

 

-        знание устройства и принципов работы голосового аппарата;

 

-        обладание диапазоном в рамках принятой классификации;

 

-        владение всеми видами вокально-хорового дыхания;

 

-        умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

 

-        слышание своего голоса в хоровой вертикали и понимание его функционального значения;

 

-        знание метроритмических особенностей разножанровых музыкальных произведений

 

3.2. Хоровой класс:

 

-        знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

 

-        умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

 

-        навыки коллективного хорового исполнительского творчества;

 

-        сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей.

 

-        наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

 

3.3. Общее фортепиано:

 

-          знание    инструментальных   и    художественных   особенностей   и возможностей фортепиано;

 

-          знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

 

-          владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

 

-          знания музыкальной терминологии;

 

-          умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано; умения   самостоятельного разбора   и разучивания   на   фортепиано   несложного музыкального произведения;

 

-          умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

 

-          навыки публичных   выступлений   на   концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;

 

-          навыки чтения с листа легкого музыкального текста;

 

3.4. Сольфеджио:

 

-        сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства ритма, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

 

-        знание профессиональной музыкальной терминологии;

 

-        умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

 

-        умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

 

-        навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

 

3.5. Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

 

-        первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

 

-        знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

 

-        знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

 

-        умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

 

-        навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

 

-        знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;

 

-        знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

 

-        знание профессиональной музыкальной терминологии;

 

-        сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

 

-        умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; 

 

-        умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

 

-        навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

 

 

 

III. Система и критерии оценок, используемые при промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися ОП в области музыкального искусства «Вокально-хоровое искусство»

 

Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

 

В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены проходят в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.

 

Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.

 

По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому изучаемому предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

 

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

 

1) Хоровой класс;

 

2) Сольфеджио;

 

3) Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

 

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

 

Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно. ОУ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации.

 

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

 

·         знание музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыки во взаимосвязи с другими видами искусств;

 

·         знание профессиональной терминологии, репертуара, включающего произведения разных жанров в соответствии с программными требованиями;

 

·         достаточный технический уровень владения голосом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;

 

·         умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;

 

·         наличие кругозора в области вокально-хорового искусства.

 

Приложение 1.

 

Учебный план

 

п/п

Наименование

учебных предметов

Годы обучения (классы),

количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная/

итоговая аттестация

I

II

III

IV

V

 

ПО.01

Учебные предметы области музыкального исполнительства

ПО.01.

УП.01

Вокальный ансамбль

2

2

2

2

2

I, II, III, IV/V

ПО.01.

УП.02

Хоровой класс

1

1,5

2

2

2

I, II, III, IV,V

ПО.01.

УП.03.

Общее фортепиано

1

1

1

1

1

I, II, III, IV,V

ПО.02

Учебные предметы области теории и истории музыки

ПО.02.

УП.01

 Сольфеджио 

 

1,5

 

1,5

 

1,5

 

1,5

 

1,5

 

I, II, III, IV/V

ПО.02.УП.02

Музыкальная литература

-

1

1

1

1

II, III, III, IV/V

 

ВСЕГО :

5,5

7

7,5

7,5

7,5