Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.
Д.Д. Шостакович

Конкурсы и фестивали

Читайте о наших достижениях на странице Конкурсы и фестивали

Контакты

Саратов, ул. Аткарская 12/14
8 (8452) 51-38-79

 

Аннотация

 к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

 

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты» (далее - ДПОП) определяет содержание и организацию образовательного процесса в МБУДО ДМШ №14 г. Саратова (далее ДМШ)

 

Настоящая ДПОП составлена на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-Ф3 от 29. 12. 2012 г., вступившего в силу с 01.09.2013г., в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее - ФГТ) к ДПОП «Струнные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года № 164; «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств», утвержденном приказом Министерства культуры Российской Федерации № 86 от 09 февраля 2012 г. и др.

 

В процессе обучения  по данной программе обеспечивается преемственность ДПОП и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а также сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

 

ДПОП составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и направлена на:

 

-          выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

 

-          создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития учащихся;

 

-          приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на струнных инструментах, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями, а также опыта творческой деятельности;

 

-          воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;

 

-          овладение школьниками духовными и культурными ценностями народов мира;

 

-          подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

 

Цель программы - создание педагогических условий, направленных на развитие музыкально-творческих способностей обучающихся, выявление одаренных детей, формирование полного комплекса знаний, умений и навыков у детей в области исполнительства на струнных инструментах с учетом ФГТ.

 

Срок освоения ДПОП для детей, поступивших в ДМШ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

 

ДМШ имеет право реализовывать ДПОП в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.

 

При приеме на обучение по данной программе ДМШ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей, необходимых для освоения программы данной программы. Порядок и сроки проведения отбора детей устанавливаются ДМШ самостоятельно в соответствии с локальным нормативным актом, отражающим правила приема, вопросы проведения приемной компании; формирования и деятельности приемной комиссии, комиссии по отбору и апелляционной комиссии и др.

 

До проведения отбора ДМШ вправе проводить предварительные прослушивания консультации в порядке, установленном Школой самостоятельно. Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний (экзаменов), содержащих творческие задания, позволяющие определить наличие музыкально-ритмических и координационных способностей ребенка (музыкальность, артистичность и т.п.), а также его физические данные.

 

ДПОП, разработанная ДМШ на основании ФГТ, содержит разделы образовательной, методической, творческой и культурно-просветительской деятельности. Данные виды деятельности направлены на создание условий для достижения поставленных целей и выполнения задач образовательной деятельности.

 

Результатом освоения данной ДПОП является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

 

в области музыкального исполнительства:

 

-          знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

 

-          умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

 

-          навыков публичных выступлений.

 

в области теории и истории музыки:

 

-          знания музыкальной грамоты;

 

-          знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений.

 

Освоение обучающимися данной программы завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ДМШ.

 

Обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию, выдается заверенное печатью ДМШ свидетельство об освоении указанной ДПОП. Форма свидетельства устанавливается Министерством культуры РФ.

 

 

 

Перечень учебных предметов ДПОП «Струнные инструменты»

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ПО.01 «Музыкальное исполнительство»

ПО.01.УП.01.

Специальность

ПО.01.УП.02.

Ансамбль

ПО.01.УП.03.

Фортепиано

ПО.01.УП.04.

Хоровой класс

ПО.02. «Теория и история музыки»

ПО.02.УП.01.

Сольфеджио

ПО.02.УП.02.

Слушание музыки

ПО.02.УП.03.

Музыкальная литература

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

 

Фортепиано

 

Хоровой класс

 

Сольфеджио

 

 

 

Программы всех учебных предметов разработаны на основе и с учетом ФГТ к ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты».

 

Программы учебных предметов в соответствии с ФГТ являются неотъемлемой частью данной ДПОП, разработанной педагогическим коллективом ДМШ. Все программы учебных предметов разработаны, в соответствии с учебными планами ДПОП, прошли обсуждение на заседании Педагогического совета ДМШ, имеют внешние и внутренние рецензии.

 

Программы учебных предметов выполняют следующие функции:

 

-          нормативную (являются документом, обязательным для выполнения в полном объеме);

 

-          процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы, методы, средства и условия обучения;

 

-          оценочную, выявляющую уровень усвоения элементов содержания, устанавливающую принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков.

 

Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру, содержат:

 

-          титульный лист;

 

-          структуру программы учебного предмета;

 

-          пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДМШ на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета, методы обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты;

 

-          учебно-тематический план для теоретических и исторических учебных предметов (слушание музыки, музыкальная литература, сольфеджио);

 

-          содержание учебного предмета;

 

-          требования к уровню подготовки обучающихся;

 

-          формы и методы контроля, систему оценок;

 

-          методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения;

 

-          список литературы и средств обучения, необходимый для реализации программы учебного предмета.

 

В программах учебных предметов ДПОП отражено обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания.

 

 

 

Аннотации к программам по учебным предметам

 

 

 

Аннотация

 

 к Рабочей программе по учебному предмету «Специальность (скрипка, виолончель)» (ПО.01.УП.01)

 

Учебный предмет "Специальность" направлен на приобщение обучающихся к музыкальному искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими знаний, умений и начальных профессиональных навыков игры на одном из струнных инструментов, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие каждого ученика. Владение исполнительскими умениями и навыками позволяет учащимся соприкоснуться с лучшими образцами мировой музыкальной культуры различных эпох, стилей и жанров.

 

Данный учебный предмет ориентирован на выявление одаренных детей в области скрипичного исполнительства, обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащихся, на основе приобретенных ими комплекса знаний, умений и навыков в области скрипичного исполнительства для дальнейшей самореализации, как профессиональной по образовательным программам среднего и высшего профессионального образования, так и в сфере домашнего музицирования.

 

Этому способствует

 

-          развитие интереса обучающихся к различным направлениям музыкального искусства и музыкальному творчеству;

 

-          развитие их музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

 

-          освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;

 

-          овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на струнном инструменте, позволяющими грамотно и выразительно исполнять музыкальное произведение;

 

-          обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

 

-          формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

 

Программа выстраивает процесс обучения на струнных инструментах с опорой на основные методические разработки и школы скрипичной игры: Л. Ауэра, А. Ямпольского, Ю. Янкелевича, К. Родионова, К. Флеша и с учетом современных достижений музыкальной педагогики, обеспечивая дифференцированный подход обучения каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

 

Обучение игре на одном из струнных музыкальных инструментов включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами коллективного музицирования и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности и публичных выступлений, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

 

В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цель стать профессиональными музыкантами, оставаясь ценителями и любителями, воспитанными на высокохудожественном наследии музыкального искусства.

 

Разработчик: Асриева О. А. – преподаватель класса скрипки, преподаватель высшей категории, Чугунова М. Р., преподаватель виолончели ДМШ №14.

 

 

 

Аннотация

 

 к Рабочей программе по учебному предмету «Ансамбль» (ПО. 01. УП. 02)

 

Ансамблевое музицирование обладает огромными развивающими возможностями: игра в ансамбле дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ему огромное удовольствие и радость.

 

Занятия в ансамбле учат слушать партнера, учат музыкальному мышлению: это искусство вести диалог, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать: в процессе исполнения несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера.

 

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать интерпретации музыкальных произведений на высоком художественном уровне. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое - чувствовать и творить вместе.

 

Игра в ансамбле представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на основе участия в различных составах ансамблей (как по количеству участников, так и по составу инструментов), путем исполнения произведений различных форм, художественных стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует их художественное воображение, а также расширяет границы творческого общения инструменталистов-струнников с учащимися других отделений.

 

Особое внимание в программе акцентируется на следующих методических и организационных принципах:

 

-          взаимосвязь учебных предметов инструментальной направленности ПО.01. «Музыкальное исполнительство»;

 

-          преемственность их репертуара и методов работы во всех возрастных группах;

 

-          участие в ансамбле всех учеников класса разного возраста и разных индивидуальных способностей;

 

-          занятия в ансамбле с первого года обучения;

 

-          применение развивающих методов обучения и творческого музицирования;

 

-          гибкость в подборе репертуара и методах работы;

 

-          «уход» от единообразия и ориентации на среднего ученика путем реализации творческих возможностей каждого обучающегося.

 

Разработчики: Тарасова И. В. заведующая отделением струнных смычковых инструментов, Асриева О. А.– преподаватель класса скрипки, Бычкова Н. А., преподаватель скрипки ДМШ №14.

 

 

 

Аннотация

 

 к Рабочей программе по учебному предмету «Фортепиано» (ПО.01.УП.03)

 

 

 

Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты».

 

 

 

Цель:    раскрытие      творческой    индивидуальности   учащихся, формирование художественно-творческих компетенций, развитие музыкальных способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

 

 

 

Результаты освоения:

 

 

 

-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

 

 

 

-владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

 

-умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;

 

 

 

-навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.

 

 

 

Разработчик Перевозчикова Л. В. – заведующая отделением и преподаватель класса общего фортепиано ДМШ №14.

 

 

 

Аннотация

 

 к Рабочей программе по учебному предмету «Хоровой класс» (ПО.01.УП.04)

 

 

 

Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» в соответствии с объемом времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ.

 

Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

 

 

 

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.

 

 

 

Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровой класс», являются:

 

 

 

-          знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых

 

-          особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

 

-          навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

 

-          сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей.

 

 

 

Разработчики Лежнева С. Б, преподаватель хорового класса первой квалификационной категории, Лицова А. К., преподаватель хорового класса ДМШ №14.

 

 

 

Аннотация

 

к Рабочей программе по учебному предмету «Сольфеджио» (ПО.02.УП.01),

 

 

 

Программа разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Музыкальный фолклор» в соответствии с объемом времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ.

 

 

 

Программа учебного предмета «Сольфеджио» находится в непосредственной связи с программами других учебных предметов и занимает важное место в комплексе предметов, развивающих музыкальный слух, являющийся необходимым инструментом в любом виде деятельности музыканта. Слух развивается в ходе исполнительской, творческой и слушательской деятельности. Сольфеджио решает задачи двоякого рода: техническое совершенствование слухо-двигательного аппарата, выработка быстрой, точной слуховой реакции, чистое грамотное интонирование; и развитие музыкального мышления, памяти и внутренних слуховых представлений.

 

Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.

 

Предметом особой педагогической заботы становится воспитание активного, гибкого слуха, ориентирующегося в разных исторических, национальных и авторских стилях.

 

Уроки сольфеджио развивают не только слух, память, ритм, но и помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими предметами они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки помогают ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов ДПОП в области искусств.

 

 

 

Цель обучения по предмету сольфеджио – развитие профессиональных музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области теории музыки, связанных с выявлением одаренных детей в области музыкального искусства и подготовкой их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

 

 

 

Разработчик Михеева В. В.  – преподаватель теоретических дисциплин, преподаватель высшей категории ДМШ №14.

 

 

 

Аннотация

 

 к Рабочей программе по учебному предмету «Слушание музыки» (ПО.02.УП.02)

 

 

 

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе с учетом федеральных государственных требований к

 

 

 

дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».

 

 

 

Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года.

 

 

 

Цель: воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

 

 

 

Требования к уровню подготовки:

 

 

 

-     наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

 

 

 

-     владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации).

 

 

 

Разработчик Михеева В. В.  – преподаватель теоретических дисциплин, преподаватель высшей категории ДМШ №14.

 

 

 

Аннотация

 

 к Рабочей программе по учебному предмету «Музыкальная литература» (ПО.02.УП.03)

 

 

 

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты».

 

 

 

Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».

 

 

 

Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

 

 

 

Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» групповая.

 

 

 

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

 

 

 

Разработчик Михеева В. В.  – преподаватель теоретических дисциплин, преподаватель высшей категории ДМШ №14.

 

 

 

 

 

http://www.zoofirma.ru/

Директор

 

Щеникова Татьяна Николаевна  назначена директором «Детской музыкальной школы № 14»   приказом   Управления культуры г. Саратова №12 от 21.01.1998 года. Образование  - высшее специальное....

Подробнее »

Заместитель директора по учебной работе

 

Асриева Оксана Анатольевна назначена заместителем  директора по учебной работе 1 сентября 2015 года. Образование - высшее специальное...

Подробнее »

Заместитель директора по учебной работе

 

Лицова Анна Константиновна назначена заместителем  директора по учебной работе 1 ноября 2018 года. Образование - высшее специальное...

Подробнее »

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе
 

Юрашевич Татьяна Ивановна назначена заместителем директора по административно-хозяйственной работе 1 сентября 1996 года...

Подробнее »

http://www.zoofirma.ru/