Заместитель директора по административно-хозяйственной работе
Юрашевич Татьяна Ивановна назначена заместителем директора по административно-хозяйственной работе 1 сентября 1996 года...
Block code for ProCulture <--> End block code for ProCulture <-->
Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.
Д.Д. Шостакович
Читайте о наших достижениях на странице Конкурсы и фестивали
Саратов, ул. Аткарская 12/14
8 (8452) 51-38-79
Аннотация
к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области музыкального искусства
«Музыкальный фольклор»
Настоящая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» составлена на основе федеральных государственных требований, которые устанавливают обязательные требования к минимуму её содержания, структуре и условиям реализации.
Программа «Музыкальный фольклор» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
-выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
-приобретение детьми знаний, умений и навыков в области ансамблевого пения;
-приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на музыкальном инструменте, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
-приобретение детьми опыта творческой деятельности;
-овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;
-подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Программа разработана с учётом:
-обеспечения преемственности программы «Музыкальный фольклор» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
-сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Цели программы:
-воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
-формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
-воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
-формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
-выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Музыкальный фольклор» для детей, поступивших в МБУДО ДМШ №14 в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Срок освоения программы «Музыкальный фольклор» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Перечень учебных предметов ОП «Музыкальный фольклор»
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
|
ПО.01 «Музыкальное исполнительство» |
|
ПО.01.УП.01. |
Фольклорный ансамбль |
ПО.01.УП.02. |
Музыкальный инструмент. Фортепиано. |
ПО.02. «Теория и история музыки» |
|
ПО.02.УП.01. |
Сольфеджио |
ПО.02.УП.02. |
Народное музыкальное творчество |
ПО.02.УП.03. |
Музыкальная литература (зарубежная, русская) |
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ |
|
ВО.01.УП.01 |
Фольклорная хореография |
ВО.01.УП.02 |
Сольное пение |
Оценка качества образования по программе «Музыкальный фольклор» производится на основе ФГТ.
Освоение обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Музыкальный фольклор» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ДМШ.
Программа «Музыкальный фольклор» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.
Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Аннотации к рабочим программам
Аннотация
к Рабочей программе по учебному предмету «Фольклорный ансамбль» (ПО.01.УП.01)
Программа учебного предмета «Фольклорный ансамбль» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Предмет «Фольклорный ансамбль» направлен на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения.
Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение и собирание песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора России.
Программа по данному предмету является частью комплекса предметов предпрофессиональной общеобразовательной программе и находится в непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное творчество», «Сольное пение», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Музыкальный инструмент», «Фольклорная хореография».
Программа разработана с учетом обеспечения преемственности дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а также с учетом сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства в условиях многообразия образовательных систем, типов и видов образовательных учреждений.
Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
Срок реализации учебного предмета «Фольклорный ансамбль» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Форма проведения учебных аудиторных занятий Реализация учебного плана по предмету «Фольклорный ансамбль» может проводиться в форме групповых занятий (численностью от 10 человек) или мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
-развитие мотивации к познанию народных традиций и овладению специфическими чертами народной музыки; получение учащимися необходимых знаний об аутентичных народных традициях и песенной культуре;
-создание условий для передачи знаний и представлений о разнообразных жанрах музыкально-поэтического творчества (вокальном, инструментальном, литературном, танцевальном и др.);
-развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти);
-обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения, а также навыкам импровизации; освоение учащимися навыков и умений ансамблевого и сольного пения;
-развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусства.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
-распределение учебного материала погодам обучения;
-описание дидактических единиц учебного предмета;
-требования к уровню подготовки обучающихся;
-формы и методы контроля, система оценок;
-методическое обеспечение учебного процесса.
Разработчик – Шамеева Ю. Н., преподаватель отделения фольклорного искусства ДМШ №14.
Аннотация
к Рабочей программе по учебному предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиано» (ПО.01.УП.02)
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент. Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Цель: раскрытие творческой индивидуальности учащихся, формирование художественно-творческих компетенций, развитие музыкальных способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.
Результаты освоения:
-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
-владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
-умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;
-навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.
Программа обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению (учет возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки учащихся) и использование новых информационных технологий, в том числе – компетентностный подход к содержанию показателей результата достижений обучающихся по предмету «Музыкальный
инструмент. Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной образовательной программы «Музыкальный фольклор».
Разработчик Перевозчикова Л. В. – заведующая отделением и преподаватель класса общего фортепиано ДМШ №14.
Аннотация
к Рабочей программе по учебному предмету «Сольфеджио» (ПО.02.УП.01),
Программа разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Музыкальный фолклор» в соответствии с объемом времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ.
Программа учебного предмета «Сольфеджио» находится в непосредственной связи с программами других учебных предметов и занимает важное место в комплексе предметов, развивающих музыкальный слух, являющийся необходимым инструментом в любом виде деятельности музыканта. Слух развивается в ходе исполнительской, творческой и слушательской деятельности. Сольфеджио решает задачи двоякого рода: техническое совершенствование слухо-двигательного аппарата, выработка быстрой, точной слуховой реакции, чистое грамотное интонирование; и развитие музыкального мышления, памяти и внутренних слуховых представлений.
Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.
Предметом особой педагогической заботы становится воспитание активного, гибкого слуха, ориентирующегося в разных исторических, национальных и авторских стилях.
Уроки сольфеджио развивают не только слух, память, ритм, но и помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими предметами они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки помогают ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов ДПОП в области искусств.
Цель обучения по предмету сольфеджио – развитие профессиональных музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области теории музыки, связанных с выявлением одаренных детей в области музыкального искусства и подготовкой их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Разработчик Михеева В. В. – преподаватель теоретических дисциплин, преподаватель высшей категории ДМШ №14.
Аннотация
к Рабочей программе по учебному предмету «Народное музыкальное творчество» (ПО.02.УП.02)
Программа учебного предмета «Народное музыкальное творчество» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»..
Отличительная особенность и новизна программы заключаются в том, что в отличие от других образовательных программ, действующих в настоящее время в системе образования, данная программа ориентирована не только на приобретение определенных знаний в этой области, но и на сценическое воплощение фольклорного материала.
Срок освоения - четыре года. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы - 6-9 лет.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая. Наполняемость группы от четырех человек. занятия по народному музыкальному творчеству являются связующим звеном в цепочке познаний между предметами «Сольное пение», «Фольклорный ансамбль» и «Фольклорная хореографии».
Цель программы учебного предмета: развитие музыкально-творческих способностей на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно
воспринимать, осваивать и оценивать произведения народного музыкального творчества.
Задачи:
- освоение различных жанров устного и музыкального творчества,
- формирование круга представлений о народных традициях и устоях;
- обучение навыкам восприятия фольклорного материала;
- обучение разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному;
- приобщение детей к совместным формам творческой деятельности.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используется комплекс методов обучения, включающий словесный (устное изложение, беседа, анализ), наглядный (показ разнообразных видеопособий, видеоматериалов, исполнение педагогом, наблюдение, работа с образцом), практический (тренинг, вокально-хоровой).
Результатом обучения по программе учебного предмета «Народное музыкальное творчество» является:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося знаний жанров народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников; особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей; специфики средств выразительности музыкального фольклора; музыкальной терминологии;
- умений анализировать устный и музыкальный фольклор;
- владение навыками записи музыкального фольклора; применения теоретических знаний в исполнительской практике.
Разработчик – Шамеева Ю. Н., преподаватель отделения фольклорного искусства ДМШ №14.
Аннотация
к Рабочей программе по учебному предмету «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» (ПО.02.УП.03)
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Народное музыкальное творчество».
Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачами учебного предмета являются:
- развитие навыков осознанного и эмоционального восприятия музыки;
- формирование основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» групповая.
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.
Разработчик Михеева В. В. – преподаватель теоретических дисциплин, преподаватель высшей категории ДМШ №14.
Аннотация
к Рабочей программе по учебному предмету «Фольклорная хореография» (ВО.02.УП.01)
Программа по учебному предмету «Фольклорная хореография» составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Учебный предмет «Фольклорная хореография» относится к вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы.
Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение и собирание песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора России.
Программа по данному предмету является частью комплекса предметов предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и находится в непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное творчество», «Фольклорный ансамбль».
Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.
Танец является неотъемлемой частью календарных и семейно-обрядовых праздников и обрядов, теснейшим образом связан с песней, инструментальными наигрышами, народным костюмом.
Срок реализации учебного предмета «Фольклорная хореография» для детей, поступивших в ДМШ в первый класс в возрасте шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Цель программы учебного предмета:
- формирование прочных навыков и умений в сборе, записи и исполнении русского фольклорного танца.
Задачи:
- сформировать представление о фольклорном танце, как составной части русской традиционной культуры.
- практическое освоение образцов этнографических форм танца.
- развить координацию движений, чувство ритма, основы импровизации.
- Развить зрительную память и ориентацию в пространстве.
- освоение основ работы с информаторами, исполнениями народной пляски.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит сведения о затратах учебного времени, содержании учебного предмета и распределении учебного материала по годам обучения, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, описание системы оценок, методическое обеспечение учебного процесса, список литературы и средств обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используется комплекс методов обучения, включающий:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (творческие упражнения, деление целого танца на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
Проучивание фольклорного танца начинается с информации об особенностях этого танца, где и кем записан, когда и где исполняется. Приурочен ли танец к обряду, празднику. Затем дается характеристика особенностей этого танца (рисунок, шаг, содержание). После этого следует практическое освоение танца. Танец и песня неотделимы друг от друга. Они гармонично сочетаются во всех обрядах, играх, плясках и хороводах. Поэтому изучение танцевального и песенного материала должно быть взаимосвязано как на занятиях фольклорного танца, так и на занятиях фольклорного ансамбля.
Результатом обучения по программе учебного предмета «Фольклорная хореография» является:
- сформированный комплекс знаний, умений и навыков начальных основ танцевального фольклорного искусства, а также особенностей оформления записи танца. Условные обозначения. Запись рисунка танца. Описание танца.
- знание характерных особенностей фольклорного танца;
- навыки фольклорной импровизации в танце;
- навыки владения различными манерами в фольклорном танце;
- навыки ориентации в пространстве;
- навыки ритмической импровизации;
- навыки координации движения рук, ног, головы;
- навыки движения в паре;
- знание отличительных особенностей танцев других регионов России.
Разработчик – Шамеева Ю. Н., преподаватель отделения фольклорного искусства ДМШ №14.
Аннотация
к Рабочей программе по учебному предмету «Сольное пение» (ВО.02.УП.02)
Программа учебного предмета «Сольное пение» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Предмет «Сольное пение» направлен на получение учащимися специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения.
Сольное пение – учебный предмет, который входит в вариативную часть учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства.
Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры
Срок освоения программы учебного предмета для детей, поступивших в ДМШ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 6 лет.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная.
Цели программы учебного предмета:
- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального фольклора, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.
Задачи:
- развитие интереса к народной музыке и музыкальному творчеству;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
- формирование умений и навыков вокального исполнительства;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
- обучение исполнительским навыкам (овладение специфическими приемами, характерными для различных жанров вокальной музыки;
- обучение средствам вокальной выразительности (тембр, темп, дикция; нюансы, динамика);
- обучение сольному пению в сопровождении народно- музыкальных инструментов;
- обучение работе с фонограммой, микрофоном, вокально- усилительной аппаратурой;
- обучение работе с текстом;
- развитие важнейших музыкальных навыков учащихся (дыхание, звуковедение, строй, дикция);
- обучение певческим навыкам (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, высокая певческая позиция, точное интонирование, певучесть, напевность голоса);
- обучение вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения, а также навыкам импровизации;
- освоение учащимися навыков и умений сольного пения; развитие художественных способностей учащихся до уровня, необходимого для дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях культуры и искусства.
Для достижения поставленных целей и реализации задач предмета используются методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
Методика работы с солистом, предложенная в программе, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Она включает в себя конкретные формы разнообразной практики, которые позволяют в полном объёме комплексно изучить традиционную культуру любой этнографической местности, реализовать методику музыкально-эстетического воспитания детей посредством фольклора. Содержание уроков основано на изучении традиционного фольклора.
Результатом освоения программы учебного предмета «Сольное пение» являются следующие знания, умения, навыки:
- наличие у обучающегося интереса к народному искусству, вокальному исполнительству;
- знание начальных основ вокального искусства, диалектические особенности исполнения, навыки исполнения песенных жанров конкретного региона, художественно исполнительских возможностей вокалиста;
- знание профессиональной терминологии;
- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
- обладание диапазоном;
- владение навыком вокально-хорового дыхания;
- умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
- умение ярко, эмоционально исполнять музыкальные произведения;
- знание метроритмических особенностей разножанровых произведений;
- навыки чтения с листа.
Разработчик – Шамеева Ю. Н., преподаватель отделения фольклорного искусства ДМШ №14.
Асриева Оксана Анатольевна назначена директором МБУДО "Детская музыкальная школа №14" приказом Комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" № 64-лс от 09.11.2023 г. Образование - высшее специальное
Лицова Анна Константиновна назначена заместителем директора по учебной работе 1 ноября 2018 года. Образование - высшее специальное...
Шамеева Юлия Николаевна назначена заместителем директора по учебной работе 09.11.2023 года. Образование - высшее специальное...
Юрашевич Татьяна Ивановна назначена заместителем директора по административно-хозяйственной работе 1 сентября 1996 года...