Заместитель директора по административно-хозяйственной работе
Юрашевич Татьяна Ивановна назначена заместителем директора по административно-хозяйственной работе 1 сентября 1996 года...
Block code for ProCulture <--> End block code for ProCulture <-->
Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.
Д.Д. Шостакович
Читайте о наших достижениях на странице Конкурсы и фестивали
Саратов, ул. Аткарская 12/14
8 (8452) 51-38-79
Управление по культуры
Администрации муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №14»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Подготовка детей к обучению в ДМШ»
Программа предназначена для учащихся в возрасте 5-6 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Саратов
2019г.
«Одобрено» Педагогическим советом «ДМШ №14»
дата рассмотрения 27.08.2019. |
«Утверждаю» И.о директора Юрашевич Т.И.
дата утверждения 27.08.2019. |
СОДЕРЖАНИЕ
I. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА |
4 |
|
|
|
|
|
II. |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН |
5 |
|
|
|
||
III. |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК |
6 |
|
|
|
|
|
IV. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБЫХ ПРЕДМЕТОВ |
6 |
|
|
|
||
|
|
||
V. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ |
7 |
|
|
|
||
VI. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
8 |
|
|
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ |
|
|
|
|
|
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка детей к обучению в ДМШ» (далее Программа) разработана МБУДО «ДМШ №14» (далее - Школа) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на основе Примерных учебных планов образовательных программ для детских школ искусств по программам раннего эстетического развития (Письмо министерства культуры Российской Федерации от 23.06.2003 № 66-01- 16/32«О новых примерных учебных планах для детских школ искусств), в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Письмо министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ), Уставом Школы.
Настоящая общеразвивающая программа «Подготовка детей к обучению в ДМШ» разработана с целью определения способностей и возможностей ребенка, обогащения его духовного мира, а также решения задач овладения навыками учебной деятельности и методической работы при реализации образовательной программы.
Основные цели музыкального образования:
обучающие: овладение знаниями и умениями необходимыми начинающему музыканту в освоении вокально – интонационных, метроритмических и слуховых навыков; грамотных любителей музыки;
развивающие: развитие познавательных интересов и творческих способностей, внимания, памяти, логического и творческого мышления, формирование желания дальнейшего музыкального обучении, развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
воспитательные: формирование средствами музыкального искусства любви к музыкальным традициям родного края и к классическому наследию мирового музыкального искусства; формирование таких качеств, как настойчивость, трудолюбие. Воспитать усидчивость в достижении необходимого уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для дальнейшего эффективного обучения в ДМШ.
Общеразвивающая программа способствует формированию музыкально-эстетических навыков, что является частью общего развития ребенка. Элементарные музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития образного, абстрактного, логического мышления, памяти, а также развития речи. Поэтому занятия с детьми носят комплексный характер, включают формирование общих предметных знаний, умений, навыков.
Кроме того, раннее художественно-эстетическое воспитание дает результаты в развитии способностей ребенка намного более эффективные и устойчивые, чем обучения с 7-8 лет. Данная программа призвана дополнить и совершенствовать знания и умения детей, получаемые в детском саду, осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой не только, и не столько по пути увеличения количества знаний, а более в сторону углубления их качества.
Само понятие музыкальное воспитание шире, чем только развитие музыкальных способностей. В процессе обучения детей подготовительного класса нужно учитывать законы становления личности, возрастные особенности.
Содержанием музыкального воспитания является также развитие образного мышления, воображения, воли, внимания, произвольности и т. д. Верное педагогическое воздействие средствами музыкального искусства формирует и развивает эмоциональную сферу ребёнка, возбуждая эмоции интереса и радости.
Положительный эмоциональный настрой в обучении малышей обязателен, как обязательны игровые, увлекательные формы, побуждающие ребенка к активной деятельности.
Первый методический принцип, лежащий в основе данной программы: взаимодействие средств, активизирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.
Необходимость этого взаимодействия обусловлена самой особенностью восприятия, которое связано с мышлением, памятью, вниманием (сфера интеллекта) и имеет эмоциональную окраску (сфера эмоций).
С этой особенностью восприятия связан и второй методический принцип - первичность накопления музыкальных впечатлений (принцип опережающего восприятия), которые затем ложатся в основу активной музыкальной деятельности. И лишь на заключительном этапе процесса происходит теоретическое осмысление музыкальных явлений, «рождается» теоретическое понятие.
С этим связан третий методический принцип - от частного к общему.
Четвертый принцип – концентрический метод обучения, понимаемый как необходимость, постоянного возвращения к пройденному на новом уровне. Использование этого метода позволяет возвращаться к пройденным проблемам на новом музыкальном материале, что прямо противоположно методу «прохождения» (и благополучного забывания) тем. Это важно ещё и потому, что предмет сольфеджио требует постоянной тренировки памяти и слуха в определенных направлениях. Без этого невозможно поступательное движение в развитии музыкальных способностей.
С концентрическим методом связаны ещё два важных (особенно при обучении дошкольников) методических подхода: принцип повторяемости и принцип «от простого к сложному».
Цель программы: Развитие музыкальных способностей учащихся и подготовка детей к поступлению в музыкальную школу с целью обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства.
Задачи программы:
1) общее художественно-эстетическое развитие личности ребенка;
2) развитие музыкального слуха, интонации, чувства ритма, музыкальной памяти;
3) формирование первичных представлений о средствах музыкального языка;
4) выявление одаренных детей в раннем возрасте
5) формирование первичных знаний, умений и навыков в области элементарной теории музыки и инструментального исполнительства;
6) формирование первичных навыков учебной и творческой деятельности детей к обучению в детской музыкальной школе.
7) предназначена для комплексного изучения предметов художественно-эстетической направленности, учащимися, поступающими в детскую музыкальную школу в возрасте 5-6 лет.
Прием на обучение по Программе осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) в порядке, установленном локальным актом Школы.
Проведение каких-либо форм отбора и оценки творческих способностей детей при приеме не предусмотрено. Срок освоения программы составляет 1 год.
Программа основана на принципе вариативности, формируется с учетом пожелания родителей. Вариативность учебного плана заключается в возможности по желанию ребенка и его родителей изучать предмет по выбору или отказаться от него. Остальные учебные предметы являются обязательными.
Учебный план включает предметы художественно-эстетической направленности:
· «Сольфеджио»
· «Хор»
· «Предмет по выбору» («Специальность» по ряду музыкальных инструментов: фортепиано, скрипка, блокфлейта, гитара))
«Предмет по выбору» вводится с личного согласия родителей (законных представителей) ребенка.
По предметам учебного плана не проводятся промежуточные и итоговая аттестации, оценки не выставляются. Документ об обучении не выдается.
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием, утвержденными Школой.
Форма обучения - очная.
Занятия проводятся в группах (по учебным предметам «Сольфеджио», «Хор») и индивидуально («Предмет по выбору» («Специальность»). Количество детей в группах в среднем 8-10 человек. В рамках реализации учебного предмета «Специальность» ведется обучение на следующих инструментах: фортепиано, скрипка, блокфлейта, гитара.
Режим занятий устанавливается в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормативами. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1-2 урока в учебный день. Продолжительность одного урока- 40 минут. Перемены между уроками - 10 минут.
Предметы «Специальность» и «Сольфеджио» предполагают домашнюю работу обучающихся по закреплению полученных навыков в области инструментального исполнительства и теории музыки, полученных на уроке. Рекомендуемый объем времени на домашнюю работу обучающихся по предмету «Музыкальный инструмент» - от 15 до 30 минут в день, по предмету «Сольфеджио» - от 15 до 30 минут в неделю. По учебному предмету «Хор» домашние задания для обучающихся не предусмотрены.
Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время уроков несут преподаватели по соответствующим предметам, прошедшие в установленном законодательством РФ порядке инструктаж по охране труда и технике безопасности.
На переменах детей сопровождает преподаватель, который осуществляет безопасный перевод детей из одного кабинета в другой.
Для детей в Школе организуется питьевой режим.
В целях контроля качества результатов реализации Программы, в течение учебного года проводится не менее двух открытых уроков для родителей, не менее двух праздников/концертов, на которых в творческой, игровой форме представляются формы и результаты работы с детьми.
По окончанию обучения по Программе ребенок может по заявлению родителей (законных представителей) пройти процедуру отбора в целях обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства, реализуемым Школой. Прием и отбор детей, окончивших подготовительный класс, осуществляется на общих основаниях, в порядке и по правилам, установленным локальным нормативным актом Школы.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№№ |
Наименование учебного предмета |
Количество уроков |
|
В неделю |
В год |
||
1. |
Сольфеджио |
1 |
34 |
2. |
Хор |
1 |
34 |
3. |
Предмет по выбору (Специальность) |
(2) |
(68) |
|
Всего уроков |
2 (4) |
68 (136) |
Примечания
1. Для профилактики утомления детей в середине занятий необходимо применять смену вида активности детей.
2. В целях выполнения учебного плана необходимо предусмотреть часы работы концертмейстерам: 1 из расчета 100% общего количества часов, отводимых на групповые занятия по предмету «Хор».
III. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Продолжительность учебных занятий 34 недели.
Учебный процесс организуется по четвертям, разделенным каникулами.
Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются календарным учебным графиком, утверждаемым педагогическим советом и приказом директора Школы.
IV. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
И АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБЫХ ПРЕДМЕТОВ
№ п/п |
Наименование предмета |
Аннотация к рабочей программе учебного предмета |
1. |
Сольфеджио |
Сольфеджио – главный компонент предметной области «Теория и история музыки». Программа направлена на комплексное развитие музыкального слуха, формирует первоначальные базовые основы восприятия и анализа элементов музыкального языка, развивает интонационный и гармонический слух, чувство ритма. Закладывает базовые основы будущей музыкальной грамотности обучающихся. Виды деятельности на уроках: - знакомство с основами музыкальной грамоты; - слушание музыки и элементарный слуховой анализ; - сольфеджирование; -метроритмические упражнения; - музыкальный диктант; - игровые упражнения на развитие творческих навыков. Составитель программы – В. В. Михеева, преподаватель высшей квалификационной категории |
2. |
Хор |
Цель программы: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, музыкальных способностей детей, формирование первоначальных певческих навыков и навыков коллективного музицирования. Задачи программы: развитие речевого аппарата, в том числе снятие мышечных зажимов при звукоизвлечении, работа над четкостью дикции, формирование первичных навыков певческого дыхания и вокального интонирования, формирование чувства ансамбля, работа над унисоном, формирование навыка понимания дирижерского жеста и взаимодействия с дирижером во время исполнения. Виды деятельности на уроках: - логопедическая гимнастика; - дыхательная гимнастика; - игровая распевка; - игры-звукоподражания; - пение: детские песни русских и зарубежных композиторов, народные песни с сопровождением; - репетиции и выступления на концертах Составитель программы преподаватель Шамеева Ю. Н. |
3. |
Предмет по выбору (Специальность) |
Задачи программы: развитие эмоциональной сферы, творческих способностей, эстетических представлений, музыкального слуха, чувства ритма, формирование элементарных базовых основ исполнительства на соответствующем инструменте. Виды деятельности на уроках: - игровые упражнения на развитие исполнительского аппарата; - простейшие технические упражнения; - знакомство с элементарными основами музыкальной грамоты; - разучивание и игра простейших музыкальных пьес; - слушание музыки; - репетиции к концертам и открытые выступления. Составители программ: «Фортепиано» - И. Н. Давыдова; «Скрипка» – И. В. Тарасова, Н. А. Бычкова; «Блокфлейта» – Д. Н. Машкова; «Гитара» – Н. К. Зяблова |
V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Подготовка детей к обучению в ДМШ» Школа руководствуется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41, противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации Программы необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- кабинеты для групповых занятий, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам расчета учебной площади на одного ученика, с достаточным количеством парт и стульев, соответствующих возрасту обучающихся, а также досками, стеллажами, шкафами;
- кабинеты для индивидуальных занятий, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам расчета учебной площади на одного ученика, оснащенные необходимой мебелью;
- хоровой класс площадью 58 кв. м;
- гардероб для верхней одежды.
Кабинеты для музыкальных занятий, оснащаются фортепиано, аудиоаппаратурой, детскими шумовыми и ударными инструментами, соответствующими профилю обучения музыкальными инструментами (скрипки, блок-флейты, гитары), наглядными пособиями, дидактическими играми и игрушками.
Методическое сопровождение Программы включает рабочие программы учебных предметов, нотные сборники, аудио и видеоматериалы.
Кадровое обеспечение:
- преподаватели дополнительного образования по различным направлениям деятельности: музыкальный инструмент, преподаватель теоретических дисциплин, хорового пения, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета;
- концертмейстеры, имеющие среднее профессиональное или высшее образование.
VI. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру искусства, эмоционально отзывчив на музыку, может словесно выразить эмоциональное впечатление от музыкального произведения;
- ребенок имеет навыки элементарного вокального и инструментального музицирования, способен самостоятельно исполнить простейшее музыкальное произведение (песню, инструментальную пьесу), проявляет внимание к собственной музыкальной интонации, стремится эмоционально выражать характер музыки;
- ребенок имеет первичные представления о средствах музыкального языка (мелодии, ритме, темпе, ладе);
- у ребенка сформированы первичные навыки музыкальной учебной деятельности, в том числе – домашней работы;
- ребенок имеет первоначальные навыки творческой деятельности (выступления на концертах в качестве солиста-инструменталиста, участника хорового коллектива и др.) и положительную мотивацию к ее развитию.
Асриева Оксана Анатольевна назначена директором МБУДО "Детская музыкальная школа №14" приказом Комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" № 64-лс от 09.11.2023 г. Образование - высшее специальное
Лицова Анна Константиновна назначена заместителем директора по учебной работе 1 ноября 2018 года. Образование - высшее специальное...
Шамеева Юлия Николаевна назначена заместителем директора по учебной работе 09.11.2023 года. Образование - высшее специальное...
Юрашевич Татьяна Ивановна назначена заместителем директора по административно-хозяйственной работе 1 сентября 1996 года...