Block code for ProCulture <--> End block code for ProCulture <-->
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.
Д.Д. Шостакович

Конкурсы и фестивали

Читайте о наших достижениях на странице Конкурсы и фестивали

Контакты

Саратов, ул. Аткарская 12/14
8 (8452) 51-38-79

 

Управление по культуры

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №14»

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

 

 

«Подготовка детей к обучению в ДМШ»

 

Программа предназначена для учащихся в возрасте 5-6 лет.

 

Срок реализации программы 1 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов

 

2019г.


     «Одобрено»

      Педагогическим советом

      «ДМШ №14»

 

дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

 

 

 

II.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

5

 

 

III.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

6

 

 

 

IV.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И АННОТАЦИИ К

РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБЫХ ПРЕДМЕТОВ

6

 

 

 

 

V.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

7

 

 

VI.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

8

 

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

 

 

 

 

       


I.                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка детей к обучению в ДМШ» (далее Программа) разработана МБУДО «ДМШ №14» (далее - Школа) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на основе Примерных учебных планов образовательных программ для детских школ искусств по программам раннего эстетического развития (Письмо министерства культуры Российской Федерации от 23.06.2003 № 66-01- 16/32«О новых примерных учебных планах для детских школ искусств), в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Письмо министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ), Уставом Школы.

 

 

 

Настоящая общеразвивающая программа «Подготовка детей к обучению в ДМШ» разработана с целью определения способностей и возможностей ребенка, обогащения его духовного мира, а также решения задач овладения навыками учебной деятельности и методической работы при реализации образовательной программы.

 

 

 

Основные цели музыкального образования:

 

обучающие: овладение знаниями и умениями необходимыми начинающему музыканту в освоении вокально – интонационных, метроритмических и слуховых навыков; грамотных любителей музыки;

 

развивающие: развитие познавательных интересов и творческих способностей, внимания, памяти, логического и творческого мышления, формирование желания дальнейшего музыкального обучении, развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;

 

воспитательные: формирование средствами музыкального искусства любви к музыкальным традициям родного края и к классическому наследию мирового музыкального искусства; формирование таких качеств, как настойчивость, трудолюбие. Воспитать усидчивость в достижении необходимого уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для дальнейшего эффективного обучения в ДМШ.

 

Общеразвивающая программа способствует формированию музыкально-эстетических навыков, что является частью общего развития ребенка. Элементарные музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без развития образного, абстрактного, логического мышления, памяти, а также развития речи. Поэтому занятия с детьми носят комплексный характер, включают формирование общих предметных знаний, умений, навыков.

 

 

 

Кроме того, раннее художественно-эстетическое воспитание дает результаты в развитии способностей ребенка намного более эффективные и устойчивые, чем обучения с 7-8 лет. Данная программа призвана дополнить и совершенствовать знания и умения детей, получаемые в детском саду, осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой не только, и не столько по пути увеличения количества знаний, а более в сторону углубления их качества.

 

Само понятие музыкальное воспитание шире, чем только развитие музыкальных способностей. В процессе обучения детей подготовительного класса нужно учитывать законы становления личности, возрастные особенности.

 

Содержанием музыкального воспитания является также развитие образного мышления, воображения, воли, внимания, произвольности и т. д. Верное педагогическое воздействие средствами музыкального искусства формирует и развивает эмоциональную сферу ребёнка, возбуждая эмоции интереса и радости.

 

Положительный эмоциональный настрой в обучении малышей обязателен, как обязательны игровые, увлекательные формы, побуждающие ребенка к активной деятельности.

 

Первый методический принцип, лежащий в основе данной программы: взаимодействие средств, активизирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.

 

Необходимость этого взаимодействия обусловлена самой особенностью восприятия, которое связано с мышлением, памятью, вниманием (сфера интеллекта) и имеет эмоциональную окраску (сфера эмоций).

 

С этой особенностью восприятия связан и второй методический принцип - первичность накопления музыкальных впечатлений (принцип опережающего восприятия), которые затем ложатся в основу активной музыкальной деятельности. И лишь на заключительном этапе процесса происходит теоретическое осмысление музыкальных явлений, «рождается» теоретическое понятие.

 

С этим связан третий методический принцип - от частного к общему.

 

Четвертый принцип – концентрический метод обучения, понимаемый как необходимость, постоянного возвращения к пройденному на новом уровне. Использование этого метода позволяет возвращаться к пройденным проблемам на новом музыкальном материале, что прямо противоположно методу «прохождения» (и благополучного забывания) тем. Это важно ещё и потому, что предмет сольфеджио требует постоянной тренировки памяти и слуха в определенных направлениях. Без этого невозможно поступательное движение в развитии музыкальных способностей.

 

С концентрическим методом связаны ещё два важных (особенно при обучении дошкольников) методических подхода: принцип повторяемости и принцип «от простого к сложному».

 

 

 

Цель программы: Развитие музыкальных способностей учащихся и подготовка детей к поступлению в музыкальную школу с целью обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства.

 

 

 

 

 

Задачи программы:

 

1) общее художественно-эстетическое развитие личности ребенка;

 

2) развитие музыкального слуха, интонации, чувства ритма, музыкальной памяти;

 

3) формирование первичных представлений о средствах музыкального языка;

 

4) выявление одаренных детей в раннем возрасте

 

5) формирование первичных знаний, умений и навыков в области элементарной теории музыки и инструментального исполнительства;

 

6) формирование первичных навыков учебной и творческой деятельности детей к обучению в детской музыкальной школе.

 

7) предназначена для комплексного изучения предметов художественно-эстетической направленности, учащимися, поступающими в детскую музыкальную школу в возрасте 5-6 лет.

 

 

 

Прием на обучение по Программе осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) в порядке, установленном локальным актом Школы.

 

Проведение каких-либо форм отбора и оценки творческих способностей детей при приеме не предусмотрено. Срок освоения программы составляет 1 год.

 

 

 

Программа основана на принципе вариативности, формируется с учетом пожелания родителей. Вариативность учебного плана заключается в возможности по желанию ребенка и его родителей изучать предмет по выбору или отказаться от него. Остальные учебные предметы являются обязательными.

 

Учебный план включает предметы художественно-эстетической направленности:

 

 

 

·                               «Сольфеджио»

 

·                               «Хор»

 

·                               «Предмет по выбору» («Специальность» по ряду музыкальных инструментов: фортепиано, скрипка, блокфлейта, гитара))

 

«Предмет по выбору» вводится с личного согласия родителей (законных представителей) ребенка.

 

 

 

По предметам учебного плана не проводятся промежуточные и итоговая аттестации, оценки не выставляются. Документ об обучении не выдается.

 

 

 

Занятия проводятся в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием, утвержденными Школой.

 

Форма обучения - очная.

 

Занятия проводятся в группах (по учебным предметам «Сольфеджио», «Хор») и индивидуально («Предмет по выбору» («Специальность»). Количество детей в группах в среднем 8-10 человек. В рамках реализации учебного предмета «Специальность» ведется обучение на следующих инструментах: фортепиано, скрипка, блокфлейта, гитара.

 

 

 

 

 

Режим занятий устанавливается в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормативами. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1-2 урока в учебный день. Продолжительность одного урока- 40 минут. Перемены между уроками - 10 минут.

 

Предметы «Специальность» и «Сольфеджио» предполагают домашнюю работу обучающихся по закреплению полученных навыков в области инструментального исполнительства и теории музыки, полученных на уроке. Рекомендуемый объем времени на домашнюю работу обучающихся по предмету «Музыкальный инструмент» - от 15 до 30 минут в день, по предмету «Сольфеджио» - от 15 до 30 минут в неделю. По учебному предмету «Хор» домашние задания для обучающихся не предусмотрены.

 

 

 

 

 

Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время уроков несут преподаватели по соответствующим предметам, прошедшие в установленном законодательством РФ порядке инструктаж по охране труда и технике безопасности.

 

 

 

На переменах детей сопровождает преподаватель, который осуществляет безопасный перевод детей из одного кабинета в другой.

 

Для детей в Школе организуется питьевой режим.

 

 

 

В           целях контроля качества результатов реализации Программы, в течение учебного года проводится не менее двух открытых уроков для родителей, не менее двух праздников/концертов, на которых в творческой, игровой форме представляются формы и результаты работы с детьми.

 

По окончанию обучения по Программе ребенок может по заявлению родителей (законных представителей) пройти процедуру отбора в целях обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства, реализуемым Школой. Прием и отбор детей, окончивших подготовительный класс, осуществляется на общих основаниях, в порядке и по правилам, установленным локальным нормативным актом Школы.

 

 

 

II.                            УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

 

 

№№

Наименование учебного предмета

Количество уроков

В неделю

В год

1.      

Сольфеджио

1

34

2.      

Хор

1

34

3.      

Предмет по выбору (Специальность)

(2)

(68)

 

Всего уроков

2 (4)

68 (136)

 

Примечания

 

 

 

1.       Для профилактики утомления детей в середине занятий необходимо применять смену вида активности детей.

 

 

 

2.       В целях выполнения учебного плана необходимо предусмотреть часы работы концертмейстерам: 1 из расчета 100% общего количества часов, отводимых на групповые занятия по предмету «Хор».

 

 

 

III.               КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

 

 

Продолжительность учебных занятий 34 недели.

 

Учебный процесс организуется по четвертям, разделенным каникулами.

 

 

 

Конкретные даты начала и окончания учебных четвертей, каникул ежегодно устанавливаются календарным учебным графиком, утверждаемым педагогическим советом и приказом директора Школы.

 

 

 

IV.     ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

 

И АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБЫХ ПРЕДМЕТОВ

 

 

 

п/п

Наименование предмета

Аннотация к рабочей программе учебного предмета

1.      

Сольфеджио

Сольфеджио – главный компонент предметной области «Теория и история музыки». Программа направлена на комплексное развитие музыкального слуха, формирует первоначальные базовые основы восприятия и анализа элементов музыкального языка, развивает интонационный и гармонический слух, чувство ритма. Закладывает базовые основы будущей музыкальной грамотности обучающихся.

Виды деятельности на уроках:

- знакомство с основами музыкальной грамоты;

- слушание музыки и элементарный слуховой анализ;

- сольфеджирование;

-метроритмические упражнения;

- музыкальный диктант;

- игровые упражнения на развитие творческих навыков.

Составитель программы – В. В. Михеева, преподаватель высшей квалификационной категории

2.      

Хор

Цель программы: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, музыкальных способностей детей, формирование первоначальных певческих навыков и навыков коллективного музицирования.

Задачи программы: развитие речевого аппарата, в том числе снятие мышечных зажимов при звукоизвлечении, работа над четкостью дикции, формирование первичных навыков певческого дыхания и вокального интонирования, формирование чувства ансамбля, работа над унисоном, формирование навыка понимания дирижерского жеста и взаимодействия с дирижером во время исполнения.

Виды деятельности на уроках:

- логопедическая гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- игровая распевка;

- игры-звукоподражания;

- пение: детские песни русских и зарубежных композиторов, народные песни с сопровождением;

- репетиции и выступления на концертах

Составитель программы преподаватель Шамеева Ю. Н.

3.      

Предмет по выбору (Специальность)

Задачи программы: развитие эмоциональной сферы, творческих способностей, эстетических представлений, музыкального слуха, чувства ритма, формирование элементарных базовых основ исполнительства на соответствующем инструменте.

Виды деятельности на уроках:

- игровые упражнения на развитие исполнительского аппарата;

- простейшие технические упражнения;

- знакомство с элементарными основами музыкальной грамоты;

- разучивание и игра простейших музыкальных пьес;

- слушание музыки;

- репетиции к концертам и открытые выступления.

Составители программ:

«Фортепиано» - И. Н. Давыдова;

«Скрипка» – И. В. Тарасова, Н. А. Бычкова;

«Блокфлейта» – Д. Н. Машкова;

«Гитара» – Н. К. Зяблова

 

 

 

V.                 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

 

 

При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Подготовка детей к обучению в ДМШ» Школа руководствуется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41, противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

 

 

 

Для реализации Программы необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

 

 

 

-          кабинеты для групповых занятий, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам расчета учебной площади на одного ученика, с достаточным количеством парт и стульев, соответствующих возрасту обучающихся, а также досками, стеллажами, шкафами;

 

-          кабинеты для индивидуальных занятий, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам расчета учебной площади на одного ученика, оснащенные необходимой мебелью;

 

-          хоровой класс площадью 58 кв. м;

 

 

 

 

 

-            гардероб для верхней одежды.

 

 

 

Кабинеты для музыкальных занятий, оснащаются фортепиано, аудиоаппаратурой, детскими шумовыми и ударными инструментами, соответствующими профилю обучения музыкальными инструментами (скрипки, блок-флейты, гитары), наглядными пособиями, дидактическими играми и игрушками.

 

 

 

 

 

Методическое сопровождение Программы включает рабочие программы учебных предметов, нотные сборники, аудио и видеоматериалы.

 

Кадровое обеспечение:

 

 

 

-                преподаватели дополнительного образования по различным направлениям деятельности: музыкальный инструмент, преподаватель теоретических дисциплин, хорового пения, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета;

 

-       концертмейстеры, имеющие среднее профессиональное или высшее образование.

 

 

 

 

 

VI.      РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

 

 

 

-         ребенок обладает установкой положительного отношения к миру искусства, эмоционально отзывчив на музыку, может словесно выразить эмоциональное впечатление от музыкального произведения;

 

-         ребенок имеет навыки элементарного вокального и инструментального музицирования, способен самостоятельно исполнить простейшее музыкальное произведение (песню, инструментальную пьесу), проявляет внимание к собственной музыкальной интонации, стремится эмоционально выражать характер музыки;

 

-         ребенок имеет первичные представления о средствах музыкального языка (мелодии, ритме, темпе, ладе);

 

-         у ребенка сформированы первичные навыки музыкальной учебной деятельности, в том числе – домашней работы;

 

-         ребенок имеет первоначальные навыки творческой деятельности (выступления на концертах в качестве солиста-инструменталиста, участника хорового коллектива и др.) и положительную мотивацию к ее развитию.

 

 

 

Директор

 

Асриева Оксана Анатольевна назначена директором МБУДО "Детская музыкальная школа №14" приказом Комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" № 64-лс от 09.11.2023 г. Образование - высшее специальное

Подробнее »

Заместитель директора по учебной работе

 

Лицова Анна Константиновна назначена заместителем  директора по учебной работе 1 ноября 2018 года. Образование - высшее специальное...

Подробнее »

Заместитель директора по учебной работе

 

Шамеева Юлия Николаевна назначена заместителем  директора по учебной работе 09.11.2023 года. Образование - высшее специальное...

Подробнее »

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе

 

Юрашевич Татьяна Ивановна назначена заместителем директора по административно-хозяйственной работе 1 сентября 1996 года...

Подробнее »