Block code for ProCulture <--> End block code for ProCulture <-->
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.
Д.Д. Шостакович

Конкурсы и фестивали

Читайте о наших достижениях на странице Конкурсы и фестивали

Контакты

Саратов, ул. Аткарская 12/14
8 (8452) 51-38-79

 

Управление по культуры

 

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 

«Детская музыкальная школа №14»

 

  

 

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

 

«Подготовка детей к обучению в ДМШ»

 

 СОЛЬФЕДЖИО

 

Рабочая программа учебного предмета

 

для детей 5-6 лет

 

срок реализации 1 год

 

 

 

 

Саратов

 

2019г.

 

     «Одобрено»

      Педагогическим советом

      «ДМШ №14»

 

 

 

 

     

дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель программы – Валерия Валентиновна Михеева, преподаватель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

 

 

 В настоящее время как никогда остро стоит вопрос о необходимости духовно - нравственного и эстетического воспитания детей.  Одной из важных составляющих этого процесса является музыкальное воспитание.  Оно осуществляется   с самого раннего возраста - в яслях, детских садах, общеобразовательных школах.  Чем раньше для детей оно начнется, тем более вероятны его положительные результаты.  Осознавая   важность этого   воспитания, родители приводят детей в музыкальную школу, изначально не ставя вопрос об обязательном дальнейшем профессиональном обучении. Музыкальные занятия в детском саду, музыкальной и общеобразовательной школах   направлены на «пробуждение» и формирование интереса к музыке, выявление способностей ребенка.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета:

 

Обучение в подготовительном классе проводится    в форме   традиционного группового урока 1 раз в неделю по 40 мин.

 

 

 

ОБЪЕМ КУРСА

 

Данная программа по сольфеджио рассчитана на 1 год обучения    в ДМШ для учащихся 5 – 6 лет. Обучение в подготовительном классе проводится    в форме   традиционного группового урока 1 раз в неделю по 40 мин.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета: 34 часа.

 

Распределение часов по четвертям:

 

четверть

Количество часов

1 четверть

8  часов

2 четверть

8 часов

3 четверть

11часов

4 четверть

7 часов

Итого

34 часа

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

  Главной целью реализации данной программы является приобщение детей к искусству, а также:

 

-         формирование   интереса     учащихся   для дальнейшего обучения;

 

-         развитие мотивации ребенка   к познанию и творчеству

 

-         достижение наибольших результатов в развитии музыкальных способностей детей;

 

-         формирование музыкальных навыков;

 

-         воспитание грамотных любителей музыки;

 

-         создание условий для развития личности ребенка;

 

-         развитие мотивации ребенка   к познанию и творчеству;

 

-         целостность процесса психического, физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

 

-         укрепление психического и физического здоровья   ребенка.

 

Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

 

-         пробудить у детей любовь и интерес к музыке:

 

-         дать учащимся необходимые   умения и навыки практического применения получаемых знаний и вызвать у них потребность   в    дальнейшем обучении музыкой;

 

-         вызвать у учащихся   желания творческого музицирования (подбор по слуху, сочинения, импровизации);

 

-         сформировать у детей   интонационные, метро - ритмические, слуховые навыки, необходимые для дальнейшего обучения   в школе.

 

Приводя ребенка в музыкальную школу, родители   в первую очередь решают вопрос о том, на каком музыкальном инструменте будет он заниматься.  Однако, практика показывает, что на первом этапе обучения и знакомства с музыкой, особенно важна роль групповых занятий -  сольфеджио и хора, так как коллективное музицирование, проходящее чаще всего в игровой форме очень нравится детям и они с удовольствием вовлекаются в этот процесс.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Предмет сольфеджио -  один из предметов цикла музыкально - эстетического воспитания и обучения в детской музыкальной школе, направлен на достижение важнейшей цели: развитие личности ученика в процессе воспитания его художественного мышления.

 

Первый год общения ребенка с музыкой должен восприниматься не как собственно процесс обучения, во время которого ребенок должен строго подчиняться учебному процессу, усвоению теоретических знаний, точному и регулярному выполнению домашней работы. Посещение уроков сольфеджио должно превратиться для ребенка в игру, в процессе которой он может приобретать определенные навыки:

 

-       чисто интонировать (по - возможности) на 1-3х и более звуках,

 

-       повторять за преподавателем ритмические рисунки,

 

-       подбирать на шумовых инструментах ритмические аккомпанементы,

 

-       сочинять простейшие песенки на знакомые стихи   на 1-2х звуках. 

 

 Процесс обучения должен восприниматься ребенком в первую очередь как игра.

 

Так как внимание детей концентрируется на очень небольшое время, все занятия должны обязательно   сочетать в себе разнообразные формы работы и чередоваться    с игровыми моментами.  Даже задачу работы над интонацией можно свести   к игре.

 

На каждом уроке должны быть представлены разнообразные формы работы, цель которых - выработать у детей определенные навыки, сохранив интерес и продуктивную работоспособность.

 

1.                     Вокально - интонационные: 

 

-       Работа над интонацией   в системе относительной сольмизации: пение по столбице   с «ручными знаками» и слоговой системой

 

-       умение чисто интонировать на 1 звуке: песни «Я иду с цветами», «Прозвенел звонок», «Всем нам нет семи лет», «Андрей - воробей»,

 

-       умение чисто интонировать на 2-х звуках:

 

ü V - III ступени: песни «Два кота», «Бедный маленький верблюд», «Кап -кап», «Дождик»

 

ü III - I ступени: песни «Тук -тук молотком», «Сел комарик»,

 

ü V - VI ступени - « Уж как шла лиса по травке»

 

-       умение чисто интонировать на 3-х звуках:

 

ü  VI - V - III ступени:  «Маленькая Юлька»,

 

ü  V - III I ступени:  «Бубенчики», «Ах, качи».

 

-       умение чисто интонировать на 4-х звуках: «Про белое и черное»

 

-       поступенное движение вверх и вниз: песни В. Карасева «В октябре», «Пляшут зайцы», «Зима».

 

Во втором полугодии можно разучивать с детьми несложные песенки, исполняя их по ролям и превращая в маленькие сценки:

 

1.     П. Вейс «Песенка долей»,

 

2.     Немецкая народная песня «Гусята»,

 

3.     Г. Курина «Киска»

 

4.     Г.Эрнесакс «Паровоз»

 

5.     Арцибашева «Уточка»

 

6.     В. Герчик «Песенка друзей»

 

7.     Словенская народная песня «Маленькая Юлька»

 

8.     Д. Кабалевский «Артистка»

 

9.     А. Филиппенко «Цыплятки»

 

10. Ф. Лещинская «Две лошадки»

 

11. В. Блага «Чудак»

 

-         Вокальная импровизация на 1 - 2-х звуках: сочинение песенки на знакомые стихи А. Барто, С. Маршака и т.д.

 

-         Определение на слух мажорного и минорного ладов:

 

1.     М. И. Глинка «Полька»

 

2.     М. Лерман «На морозе»

 

3.     Ж. Металлиди «Утро - вечер»

 

4.     Г. Свиридов «Весна и осень»

 

2.                     Работа над метро - ритмом

 

Повторение за преподавателем простейших ритмических рисунков, «ритмическая пульсация», определение сильных и слабых долей в музыке, определение 2-х и 3-х дольных тактов, музыкально - ритмические упражнения с мячом, музыкально - ритмические игры.

 

Дети должны научиться:

 

-       двигаться в соответствии с характером, темпом, динамическими оттенками музыкального произведения,

 

-       двигаться в соответствии со строением музыкального произведения: различать вступление к музыке и уметь использовать его как сигнал к движению, узнавать музыкальные фразы и части, начинать и заканчивать движение точно в соответствии с музыкой,

 

-       различать длительности (четверти и восьмые), несложные ритмические рисунки, уметь исполнять их с движением - хлопками, шагом, бегом, прыжками

 

-       узнавать высокий и низкий регистры, реагировать движением на переход из одного регистра в другой

 

-       легко, правильно и выразительно двигаться.

 

Одной из самых любимых детьми форм работы   является «Шумовой оркестр», предполагающий исполнение классических и народных произведений   в сопровождении шумовых инструментов.

 

Предлагаемые произведения:

 

1.     Ф. Шуберт «Экосез»,

 

2.     П. И. Чайковский   Отрывок из балета «Лебединое озеро»,

 

3.     А. Гречанинов «Мазурка»,

 

4.     Ф. Лещинская «Две лошадки»

 

5.     Е. Марченко «Марш», Е Марченко «Танец»,

 

6.     А. Гречанинов «Моя лошадка»,

 

7.     Русская пляска «Пойду ль, выйду ль я»

 

8.     Чешская народная песня «Аннушка»

 

9.     А. Гречанинов «Вальс»

 

3.     Развитие слухового внимания и памяти

 

Слушание музыки - знакомство с классическими произведениями, умение говорить о музыке:

 

1.     П. Чайковский «Детский альбом»,

 

2.     С. Прокофьев «Детская музыка»,

 

3.     Н. Римский - Корсаков - фрагменты из опер «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка»,

 

4.     М. Глинка «Руслан и Людмила».

 

5.     А. Лядов «Музыкальная табакерка»

 

Сольфеджио для малыша – это целостный мир музыки, фокусирующий в себе все элементы музыкальных дисциплин и видов музыкальной деятельности. Поэтому в программе предложен широкий комплексный подход с привлечением различных видов искусств, основанный на принципах творческой педагогики. Такой подход помогает полнее осуществить главную цель музыкального воспитания ребенка - гармоничное развитие музыкального слуха, памяти, навыков элементарного музицирования.

 

Программа «Сольфеджио» имеет художественно-эстетическую направленность на:

 

-         создание условий для развития личности ребенка,

 

-         развитие мотиваций к познанию и творчеству,

 

-         приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям,

 

-         реализацию задач музыкального воспитания и обучения,

 

-         развитие художественных интересов и вкусов.

 

Методика музыкальных занятий ориентирована на раскрытие эстетических, художественных, певческих, двигательно-пластических и коммуникативных особенностей личности ребенка.

 

Данная программа опирается на   методические разработки    авторов учебных пособий для подготовительного класса, а также личный опыт преподавателя.

 

 

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

Промежуточной аттестацией являются итоговые уроки в конце каждой четверти, которые проводятся в игровой форме. В конце второй четверти проводится открытый урок - концерт   для родителей, приуроченный к новогодним праздникам.

 

 Итоговой аттестацией

 

В конце 4 четверти проводится открытый урок, проводимый в форме прослушивания для администрации школы, результаты которого являются основанием для зачисления учащихся    в 1 класс.

 

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

 

Критерием оценок является комплексное выполнение всех задач, поставленных педагогом, в любой форме работы.

 

 

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

 

·          наличие в классе фортепиано,

 

·          индивидуальные   комплекты карточек   с разными по длительностям нотами,

 

·          наличие комплекта шумовых инструментов,

 

·          наличие комплекта аудио-  и видео- дисков,

 

·          наличие компьютера и мультимедийного оборудования.

 

·          наличие методических пособий,

 

·          дифференцированный подход к каждому учащемуся.

 

 

 

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И СБОРНИКИ:

 

1.       Т. Бырченко «С песенкой по лесенке» М. «Советский композитор» 1983 г.;

 

2.       Н. Ветлугина «Музыкальный букварь» М. «Музыка» 1985 г.;

 

3.       П. Вейс «Ступеньки в музыку» пособие для сольфеджио   для подготовительного и первого классов ДМШ под редакцией М. Ройтерштейна   М.«Советский композитор» 1987 г.;

 

4.       М. Котляревская – Крафт, И. Москалькова, Л. Бахтан «Сольфеджио для подготовительных отделений ДМШ» Л.  «Музыка» 1988 г.:

 

5.       Ж. Металлидии А. Перцовская «Сольфеджио для дошкольной группы», М. 1998 г.;

 

6.       И. Москалькова, М. Рейниш Уроки сольфеджио   в дошкольных группах детских музыкальных школ   М. «Музыка» 1998 г.

 

7.       Б. Л. Цейтлин «По ступенькам музыкальных знаний» учебное пособие для учащихся подготовительных групп М. 1994 г.:

 

8.       М. Андреева, Е. Конорова «Первые шаги в музыке» М. «Советский композитор» 1991 г.

 

Директор

 

Асриева Оксана Анатольевна назначена директором МБУДО "Детская музыкальная школа №14" приказом Комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" № 64-лс от 09.11.2023 г. Образование - высшее специальное

Подробнее »

Заместитель директора по учебной работе

 

Лицова Анна Константиновна назначена заместителем  директора по учебной работе 1 ноября 2018 года. Образование - высшее специальное...

Подробнее »

Заместитель директора по учебной работе

 

Шамеева Юлия Николаевна назначена заместителем  директора по учебной работе 09.11.2023 года. Образование - высшее специальное...

Подробнее »

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе

 

Юрашевич Татьяна Ивановна назначена заместителем директора по административно-хозяйственной работе 1 сентября 1996 года...

Подробнее »