Block code for ProCulture <--> End block code for ProCulture <-->
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.
Д.Д. Шостакович

Конкурсы и фестивали

Читайте о наших достижениях на странице Конкурсы и фестивали

Контакты

Саратов, ул. Аткарская 12/14
8 (8452) 51-38-79

 

Управление по культуры

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №14»

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

 

«Подготовка детей к обучению в ДМШ»

 

 

 

ХОР  

Рабочая программа учебного предмета

для детей 5-6 лет

срок реализации 1 год

 

 

 

 

Саратов

 

2019г.


     «Одобрено»

      Педагогическим советом

      «ДМШ №14»

 

 

 

 

     

дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик  программы Шамеева Юлия Николаевна – преподаватель хора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Хор - это вид музыкальной колективной деятельности, который имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату детей. Важным моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства, есть наиболее эффективная форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.

 

 

 

Цель программы:

 

Создание детского хорового коллектива как основы музыкально-эстетического воспитания его участников, инструмента развития их творческих задатков и личностных качеств.

 

 

 

Задачи:

 

1. Развитие познавательного интереса к вокально-хоровому творчеству;

 

2. Овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, дыхания и артикуляции;

 

3. Воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания;

 

4. Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры;

 

5. Воспитание учащегося как «гражданина мира» через знакомство с различными культурно-историческими направлениями и национально-музыкальными традициями разных стран;

 

6. Развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, усидчивости и внимательности, дисциплинирующих волю и целеустремлённость, а также чувства потребности в саморазвитии.

 

 

 

Основные направления работы:

 

1. Певческая установка и дыхание.

 

2. Звуковедение, дикция.

 

3. Ансамбль и строй.

 

4. Формирование исполнительских навыков.

 

 

 

Формы реализации задач:

 

-                       коллективное пение;

 

-                       сводные репетиции;

 

-                       концертные выступления;

 

 

 

Основные направления в подборе репертуара.

 

·                   Классическая музыка (знакомство, пение, прослушивание, разбор произведения);

 

·                   Народная песня, попевки (пение, прослушивание);

 

·                   Произведения современных авторов (пение, прослушивание).

 

В течение учебного года должно быть пройдено примерно 8-10 произведений.

 

Формирование первоначальных слуховых представлений.

 

Понятие о звуке. Звуковысотность. Низкие и высокие певческие голоса. Сопоставление звуков разных регистров на фортепиано. Характеристика этих регистров. Слуховое определение звуков разной высоты, воспроизводимых голосом и на инструменте. Чёткая постановка вопроса: какой звук выше или ниже. Постепенно сопоставляемые звуки сближаются. В этой работе целесообразно знакомить детей с другими музыкальными инструментами. Учащиеся должны научиться выделять качество высоты звука из разных тембров. Это важно для развития анализирующей способности слуха.

 

Знакомство и освоение понятий: протяжность звука, музыкальный-немузыкальный, высокий-низкий-средний, короткие-длинные звуки.

 

Характер произведения.

 

Лад. Весёлый-грустный. Тёмный-светлый. Грозный-ласковый. Графическое изображение песни. Движение мелодии вверх-вниз, поступенно-скачками.

 

Работа по развитию ритмических навыков.

 

Движения под музыку. Ритмические упражнения. Использование детских музыкальных инструментов (пульс, акценты, ритм и т.п.).

 

Работа над координацией слуха и голоса.

 

Слушание и исполнение вокальных упражнений. Музыкальные скороговорки. Ансамблевая работа в группе хора.

 

Работа над репертуаром.

 

«Для того чтобы развить голос, надо начать учиться петь».

 

Объясняются общие правила пения, так называемая «певческая установка»: положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. Корпус прямой, плечи расправлены, но свободны. Подбородок не задирается, голова держится несколько наклонённой вперёд. Обучение пению на одном звуке, добиваясь унисона (едино звучания). Правильное певческое дыхание (не поднимая плеч, пение с мягкой атакой). Понятие хорового дирижирования, дирижёрский жест, начало пения по руке, снятие звука также по руке. Умение слушать друг друга. Культура поведения и исполнения в хоре. Первоначальные хоровые навыки.

 

Концертная деятельность.

 

Воспитательный характер исполнительской культуры в коллективе. Чувство ответственности за выполняемую работу. Эмоциональный отклик и прочувствованность. Умение передать характер и содержание произведения. Развитие слуховых навыков.

 

 

 

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Срок реализации программы 1 год. Групповые занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Общее число занятий в год 34 часа.

 

                                           

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

-          Для реализации Программы необходим хоровой класс площадью 58-60 кв. м;

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

 

Певческая установка и дыхание.

 

Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения, сидя и стоя.

 

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

 

Звуковедение и дикция.

 

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f.

 

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

 

Ансамбль и строй.

 

Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

 

Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе.

 

Работа над формированием исполнительских навыков.

 

Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.

 

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие алогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

 

К концу года дети овладевают приемами легато при пении, свободным, спокойным вдохом, навыками пения без сопровождения.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

 

Программа обеспечена нотными сборниками, аудио и видеоматериалами, шумовыми инструментами

 

 

 

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

 

 

 

-                преподаватель дополнительного образования в области хорового пения, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета;

 

-              концертмейстер, имеющий среднее профессиональное или высшее образование.

 

 

 

ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

 

Открытые занятия для родителей, тематические концерты, утренники.

 

Мероприятий промежуточной аттестации не проводится, оценки не предусмотрены.

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР.

 

1.       Александров А. Ласточки.

 

2.       Блантер М. Морские волки

 

3.       Бойко Р. Улетели журавли.

 

4.       Герчик В. Праздничное солнышко. Капризный бычок. Весенний лес. Подснежник. На праздник. Праздничный марш. Песенка дружбы

 

5.       Гладков Г. Морошка

 

6.       Долуханян А. «Прилетайте, птицы»

 

7.       Жилинский А. С удочкой

 

8.       Жубинская В. Чудак. Песенка

 

9.       Иорданский М. Утка —пестрая грудка.

 

10.   Кабалевский Д. Праздник в интернате. Звездочка. Первое мая. Три песни-игры. Подснежник. «Две песенки» из к/ф «Первоклассница»

 

11.   Корганов Т. Снежки. Не задавите машину. Колокольчик

 

12.   Компанеец 3. Родина. Встало солнце. Искра за искрой

 

13.   Морозов И. Про сверчка

 

14.   Парцхаладзе М. «Здравствуй, школа». В дождь. Чуку-чуку. Наш край. Весна. Кукла. Конь вороной. Хорошая моя земля

 

15.   Пахмутова А. Кто пасется па лугу?

 

16.   Песков А. Пробуждальная песня. Самый лучший дом. У Барбоса будет дом

 

17.   Попатенко Т. Знакомый дом. В школу. Веселый гопачек. «Шумит в Разливе дуб зеленый»

 

18.   Птичкин Е. Это будет здорово

 

19.   Слонов Ю. Скворушка

 

20.   Стемпневский С. Ручеек

 

21.   Солодухо Я. Гуси. Грустный кондитер. Петух. В деревянном башмаке. Из норвежской поэзии. Цикл детских песен

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.   Детский голос под ред. В. Шацкой. Москва, 1970.

 

2.   Развитие голоса. Координация и тренинг. В. Емельянов. Санкт- Петербург, 1997.

 

3.   Г. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва, 1992.

 

4.   Е. Пиксарская. Вокальный букварь. Москва, 1996.

 

5.   Поет детская хоровая студия «Веснянка». (Составитель Л. Дуганова, Л. Алдаков. Москва, 2002).

 

6.   Хоровой класс. Коллективное музицирование. Программа для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ (составитель В. Попов. Москва, 1988).

 

7.   Хоровой класс. Г. Струве. Москва, 1986.

 

 

 

Директор

 

Асриева Оксана Анатольевна назначена директором МБУДО "Детская музыкальная школа №14" приказом Комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" № 64-лс от 09.11.2023 г. Образование - высшее специальное

Подробнее »

Заместитель директора по учебной работе

 

Лицова Анна Константиновна назначена заместителем  директора по учебной работе 1 ноября 2018 года. Образование - высшее специальное...

Подробнее »

Заместитель директора по учебной работе

 

Шамеева Юлия Николаевна назначена заместителем  директора по учебной работе 09.11.2023 года. Образование - высшее специальное...

Подробнее »

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе

 

Юрашевич Татьяна Ивановна назначена заместителем директора по административно-хозяйственной работе 1 сентября 1996 года...

Подробнее »