Block code for ProCulture <--> End block code for ProCulture <-->
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.
Д.Д. Шостакович

Конкурсы и фестивали

Читайте о наших достижениях на странице Конкурсы и фестивали

Контакты

Саратов, ул. Аткарская 12/14
8 (8452) 51-38-79

 

Управление по культуры

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №14»

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

 

«Подготовка детей к обучению в ДМШ»

  

ПРЕДМЕТ ПО ВЫБОРУ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (ГИТАРА)

 

Рабочая программа учебного предмета

для детей 5-6 лет

срок реализации 1 год

 

 

 

 

Саратов

 

2019г.


     «Одобрено»

      Педагогическим советом

      «ДМШ №14»

 

     

дата рассмотрения 27.08.2019.

«Утверждаю»

И.о директора Юрашевич Т.И.

 

 

 

дата утверждения 27.08.2019.

 

 

 

 

 

Разработчик программы Зяблова Надежда Константиновна –преподаватель класса гитары.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Шестиструнная гитара в нашей стране завоёвывает всё большую популярность. Любовь к инструменту и желание научиться гитарному аккомпанементу приводят детей в музыкальные школы, школы искусств, центры дополнительного образования и другие центры музыкальной направленности. Если для взрослых людей ограничений по возрасту не существует, то у детей – несколько иная ситуация, связанная с физиологией ребенка.  Вероятно, по этой причине для дошкольников практически не существует разработанных учебных программ в качестве подготовительного обучающего этапа.  Данный курс способен разрешить эту проблему. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность, новизна и актуальность создаваемого курса.

 

Цель программы: развитие музыкальных и эстетических способностей дошкольника через знакомство с инструментом и азами исполнительской гитарной техники. Развитие музыкальных и творческих способностей.

 

Задачи:

 

Обучающие:

 

-         формирование первых навыков исполнительской техники, закладывание знаний о музыкальных и ритмических основах гитарного аккомпанемента

 

-         формирование практических умений на основе показательных выступлений;

 

-         овладение приемами игры на инструменте сольно, в дуэте с руководителем.

 

Развивающие:

 

-         развитие познавательной активности и способности к обучению дошкольника;

 

-         развитие творческого, культурного, коммуникативного уровня воспитанника;

 

-         расширение музыкального кругозора воспитанника.

 

Воспитательные:

 

-         содействие личному росту дошкольника;

 

-         создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества.

 

Участники программы: дошкольники. Наличие музыкальной подготовки не является обязательным.  Готовность к обучению, особенности работы с ребенком определяется педагогом.

 

  Образовательный уровень предполагает формирование первичных навыков овладения игрой на инструменте, знакомство с требованиями гитарной школы, композиторами, произведениями, исполнение несложных музыкальных произведений, попевок и простых упражнений в аккордах 1-й позиции (на завершающем этапе). Обучение игре на гитаре детям можно начинать с того возраста, когда у них уже окрепла рука и пальцы, и они в состоянии охватить гриф той гитары, на которой собираются играть. То есть основные два критерия – это крепкие пальцы (так как придется подушечками пальцев прижимать струну к грифу) и хороший объем руки (ширина ладони + длина пальцев), чтобы можно было использовать различные аппликатурные позиции.  В возрасте 5-6 лет мускулатура пальцев еще не полностью сформирована, из-за чего процесс технического музыкального развития идет не столь интенсивно, как, например, у школьников среднего и старшего возраста.

 

На данном этапе еще не сформировано умение достигать цель через внимание и концентрацию на предмете – в данном случае: уроках игры на гитаре. В педагогике относительно гитары работает следующее правило: что интересно – то выполняется, что не интересно или не получается – то добровольно делаться не будет вообще. Поэтому, при работе с ребенком такого возраста очень важна правильная мотивация, своего рода игровой процесс, предназначенный для формирования музыкальных и творческих задатков личности. Когда интерес к игре на гитаре "пойман", важно не упустить этот момент и осторожно подложить требуемые игровые навыки.  Резюмируя вышесказанное: занятия на гитаре с данной возрастной категорией возможны, с учетом использования адаптированной к данному возрасту учебной программы.  С другой стороны, этот результат очень стабилен, остается на всю жизнь и воспринимается как само собой разумеющееся. Параллельно с основными процессами обучения игре на гитаре развивается тонкая психологическая связь нервной системы с музыкой – подобно изучению языка. Развивается слух, расширяются границы эмоционального восприятия и закладывается прочный фундамент, который в последствии может дать стремительный подъем развития ребенка как профессионального гитариста и музыканта.

 

 

 

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Срок реализации программы 1 год. Индивидуальные занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут. Общее число занятий в год 68 часов.

 

 Ожидаемые результаты:

 

-          овладение воспитанником системой знаний и умений, позволяющих ему пользоваться нотными текстами, системой аккордов и аппликатурой, расширение музыкального кругозора;

 

-          приобретение практических умений по участию в концертной деятельности;

 

-          овладение приемами игры на инструменте сольно, в дуэте с руководителем.

 

-          личностный рост, формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере;

 

-          создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

 

Донотный период - освоение упражнений и песенок для игры без нот.

 

Следующий этап – знакомство с нотной грамотой. Освоение игры на фортепиано отдельно каждой рукой и двумя руками. Обучение игре разными штрихами. Знакомство с динамическими оттенками, ритмическими рисунками, знаками альтерации.

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

 

 

 

№ п/п

Раздел, тема занятия

Количество часов

1

Основы игры на инструменте. Технические приемы. Упражнения, пьесы начального уровня

20 часов

2

Основы техники аккомпанемента

20 часов

3

Техника игры в дуэте с руководителем простых упражнений, пьес начального уровня

20 часов

4

Подготовка концертной программы в рамках отчетного концерта для родителей

8 часов

 

Итого:

68 часов

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

 

 

Тема №1. Основы игры на инструменте. Технические приемы.

 

Теория. Устройство гитары, условия хранения, эксплуатации, транспортировки, техника безопасности. История гитары. Андрес Сеговия – творческий путь известного исполнителя Посадка гитариста. Постановка правой и левой руки.  Приемы игры апояндо и тирандо. Бой, виды боя. Условные обозначения: пальцы левой, правой руки, нумерация струн, ладов.  Настройка гитары, перетяжка струн. Контрольное тестирование.

 

Практика. Прослушивание музыкальных произведений. Отработка классической, свободной посадки гитариста. Работа с переборами, игра боем. Игра в ансамбле. Работа с песенниками, самоучителями, программой для ПК «Gitar pro». Практические работы по самостоятельному освоению музыкальных произведений на основе детских подпевок и песенок.

 

Тема №2. Репертуар начинающего гитариста.

 

Теория. Особенность посадки, звукоизвлечения, пения при исполнении музыкальных произведений разного характера, для разной аудитории. Ведение песенника. Игра в дуэте. Аккорды первой позиции и их последовательности. Разновидности аккомпанемента

 

Практика. Отработка навыков игры на инструменте. Отработка умения играть и петь для зрителей. Подбор мелодических линий «на слух». Самостоятельный поиск репертуара с использованием песенников, самоучителей, средств Интернета. Игры на сплочение коллектива, на преодоление сложностей общения. Организация мини-концертов. Работа с классическими произведениями для гитары, работа с текстами и аккордами. Практические работы по самостоятельному освоению музыкальных произведений.

 

Тема №3. Игра в дуэте по разным партиям.

 

Теория. Ансамблевая игра. Понятие сольной партии, аккомпанемента. Разбивка по партиям. Заменяемость музыкальных инструментов. Работа со средствами программы «Gitar pro». Знаменитые ансамбли России, мира.

 

Практика. Игра в дуэте. Сыгрывание по партиям, замена партий. Прослушивание музыкальных произведений, исполняемых различными музыкальными группами и ансамблями. Авторские песни и поэзия – песни для души.

 

Тема №4. Организация и проведение концерта для родителей.

 

Теория. Сценическая культура (основы). Работа с микрофоном. Знакомство с музыкальными стилями.

 

Практика. Подбор и исполнение индивидуально и ансамблем концертных номеров. Отчетный концерт. Конкурсное прослушивание.

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ.

 

По истечению года обучения учащиеся  должны знать:

 

Устройство гитары, условия хранения, эксплуатации, транспортировки, техника безопасности. Историю гитары, известных исполнителей и композиторов, работавших с гитарой. Посадку гитариста. Постановку правой и левой руки. Приемы игры. Условные обозначения пальцев левой, правой руки, нумерацию струн, ладов. Аккорды. Особенности исполнения музыкальных произведений, написанных в мажоре, миноре. Знать систему аккордов,  уметь ее читать. Настройку гитары. Особенность посадки, звукоизвлечения, пения при исполнении музыкальных произведений: авторской  песни в кругу друзей, классического произведения на концерте и др. Особенности записи мелодии, подбора «на слух» мелодии и аккомпанемента. Особенности игры в дуэте. Имена известных авторов и исполнителей.

 

Воспитанники объединения по истечению года обучения должны уметь:

 

Работать с самоучителем, правильно сидеть, перемещать руки при игре на инструменте,  самостоятельно определять аккорды 1-й позиции,  знать несколько видов арпеджио. Играть в дуэте по партиям с руководителем. Уметь играть «с листа». Выступать со сцены сольно или в составе дуэта.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

 

1.     Кабинет для проведения индивидуальных занятий.

 

2.     Нотная литература для начальной ступени обучения.

 

3.     Методические разработки и рекомендации.

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

Для занятий по программе каждый воспитанник обязан  иметь музыкальный инструмент – гитару с нейлоновыми струнами.

 

Возможно использование на занятиях магнитофона или ПК для прослушивания музыкальных произведений в учебных целях, так же для просмотра концертов различных групп и исполнителей.

 

При проведении концертов следует использовать усиливающую звук аппаратуру, микрофоны. Возможно использование видеоряда (мультимедийный экран, проектов, ПК).

 

Для лучшего усвоения учащимися учебного материала используется система раздачи текстов песен, памяток с аккордами, другой информацией.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.          Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. М.: Всесоюзное издательство Советский композитор, 1985 г.- 110 с.

 

2.          Гитаристу-любителю. Шестиструнная гитара. Выпуск №1.// Сост. Оскарович Вещицкий П. М.: «Советский композитор». – 1977. – 16 с.

 

3.          Гитаристу-любителю. Шестиструнная гитара. Выпуск №12.// Сост. Агабабов В. П. М.: «Советский композитор». – 1987. – 40 с.

 

4.          Иванов И.П. Энциклопедия творческих дел. – М.:  «Педагогика», 1989 г. – 209 с.

 

5.          Казанский О.А. Основы педагогический деятельности. – Липецк, 1991 г. – 111 с.

 

6.          Кирьянов Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Московский центр содействия развитию искусств «Тоника», 1991., 1 тетрадь.

 

7.          Кирьянов Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Московский центр содействия развитию искусств «Тоника», 1991.,  2 тетрадь I и II части.

 

8.          Кирьянов Н. Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Московский центр содействия развитию искусств «Тоника», 1991.,  3 тетрадь.

 

9.          Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России: материалы первоначального доклада Российской Федерации Комитету по правам ребенка. М.: «Информпечать», 1993 г. – 72 с.

 

10.      Конституция Российской Федерации. – М.: Издательство «Ось-89», 2001 г. – 48 с.

 

11.      Молодежная палитра (содержательные аспекты деятельности молодежных и детских общественных объединений)./ Сост. Грушихин А.М.  , Головлева И.В., Боева Л.А. - Липецк: Комитет по делам молодежи администрации Липецкой области, 2004 г. – 147 с.

 

12.      Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ Ред. Сластенин В. А.  Исаев И. Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. – М.: «Школа-Пресс», 2000 г. – 510 с.

 

13.      Сольфеджио. Одноголосие. Часть 1. // Сост. Калмыков Б., Фридкин Г. М.: «Музыка». – 1984. – 156 с.

 

14.      Татьянин Е.В., Золотухина И.Н. Использование технических и аудиовизуальных средств в учебном процессе. Методическое пособие. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2004. - 78 с.

 

15.      Татьянин Е.В., Золотухина И.Н. Методика использования технических и аудиовизуальных средств в учебном процессе. Методические рекомендации. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет, 2004. - 43 с.

 

 

 

                                                                                           

 

              

 

 

 

Директор

 

Асриева Оксана Анатольевна назначена директором МБУДО "Детская музыкальная школа №14" приказом Комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов" № 64-лс от 09.11.2023 г. Образование - высшее специальное

Подробнее »

Заместитель директора по учебной работе

 

Лицова Анна Константиновна назначена заместителем  директора по учебной работе 1 ноября 2018 года. Образование - высшее специальное...

Подробнее »

Заместитель директора по учебной работе

 

Шамеева Юлия Николаевна назначена заместителем  директора по учебной работе 09.11.2023 года. Образование - высшее специальное...

Подробнее »

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе

 

Юрашевич Татьяна Ивановна назначена заместителем директора по административно-хозяйственной работе 1 сентября 1996 года...

Подробнее »