Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.
Д.Д. Шостакович

Конкурсы и фестивали

Читайте о наших достижениях на странице Конкурсы и фестивали

Контакты

Саратов, ул. Аткарская 12/14
8 (8452) 51-38-79

 Управление по культуре

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

«Принято»

Педагогическим советом

        МБУДО «ДМШ №14»

        Протокол № 1 от  31.08.2021г.

«Утверждено»

 приказом директора

МБУДО «ДМШ №14»

от 31.08.2021г.

_____________  Щеникова Т.Н.

 

«Согласовано»

Советом родителей (законных представителей) учащихся МБУДО «ДМШ №14»

Протокол № 1 31.08.2021г.

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МБУДО «ДМШ №14»

на 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Саратов

 

Предназначение образовательной программы

Образовательная программа – нормативно-управленческий документ,
с одной стороны определяющий, содержание образования, с другой стороны, характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса МБУДО «ДМШ №14» (далее по тексту –Школа)

Образовательная программа разработана, принята и реализуется Школой самостоятельно. В образовательной программе:

·              отражается текущее состояние образовательного процесса в школе;

·              обосновывается выбор педагогическим коллективом содержания образования и технологий его реализации;

·              определяются перспективы развития образовательного учреждения.

Образовательная программа школы разработана на основе нормативных документов:

·              Конституции РФ;

·              Федерального Закона об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012. № 273- ФЗ; 

·              Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

·              Концепции развития ДШИ в РФ от 17.12.2012 Министерство культуры РФ; 

·              Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);

·              Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (письмо Министерства культуры РФ от 19.11.2013 г. № 191-01);

·              Федеральных государственных требований, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 162,163, 164, 165.

Образовательная программа является основой для деятельности администрации и педагогического коллектива школы.

Образовательная программа составлена с учетом миссии общеобразовательного учреждения.

Деятельность Школы строится на принципах общедоступности адаптивности образования к особенностям развития и подготовки обучающихся.

 

1.Пояснительная записка

Школа, как муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования призвана удовлетворять образовательные потребности граждан, общества и государства в области художественного образования и эстетического воспитания, целенаправленного обучения детей и подростков различным видам искусства в целях выявления художественно-одаренных детей, создания условий для самоопределения и самореализации личности обучающихся, развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

Школа реализует дополнительные общеобразовательные программы, в том числе дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств. Оказывает образовательные услуги, предусмотренные уставом в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения:

обеспечение духовно – нравственного, гражданстко-патриотического, трудового воспитания детей;

выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;

профессиональная ориентация детей;

Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

формирование общей культуры детей. 

Образовательная программа Школы представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий концепцию деятельности учреждения, содержательную и организационную характеристики деятельности,
в программе освещаются также вопросы методического, кадрового обеспечения деятельности Школы, приводятся способы отслеживания результатов реализации данной программы.

Программа разработана с учётом типа образовательного учреждения (детская школа искусств) в соответствии с образовательными потребностями обучающихся и их родителей, отражает стратегию развития дополнительного образования, приоритетные ценности и цели, определяет планируемые результаты, регламентирует содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса Школы. 

Образовательная программа школы адресована всем участникам образовательного процесса: обучающимся, родителям и преподавателям.

Школа гарантирует освоение всеми обучающимися выбранной образовательной программы при условии выполнения участниками образовательного процесса, преподавателями и администрацией школы, обучающимися, родителями, возложенных на них обязанностей:

- школа обязуется предоставить обучающимся качественное дополнительное образование в соответствии с требованиями образовательных
и учебных программ Министерства культуры РФ и с учетом запросов родителей
и обучающегося;

- родители обучающихся обязаны обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных мероприятий в соответствии
с планом работы на год Школы;

- родители обучающихся обязаны обеспечить подготовку обучающимися домашних заданий, выполнение обучающимися Устава и правил внутреннего распорядка и иных актов школы, регламентирующих ее деятельность;

- родители вправе выбирать общеобразовательную общеразвивающую программу, по которой будут обучаться дети и предметы по выбору, представленные в данной программе;

- родители вправе выбирать общеобразовательную предпрофессиональную программу при обязательном прохождении приемных экзаменов обучающимися;

- обучающиеся обязаны посещать занятия, указанные в учебном расписании; выполнять задания по подготовке к занятиям, соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка;

- обучающийся имеет право на получение образования в соответствии требованиями и учебным планом выбранной образовательной программы
и учебных программ;

- на бесплатное пользование информационными ресурсами библиотеки;

- на участие в управлении образовательным учреждением.

получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний
и критериях этой оценки.

Образовательная программа содержит следующие разделы:

1.            пояснительная записка;

2.            информационная справка.

3.            основные принципы образовательной политики Школы;

4.            содержание образовательного процесса;

5.            характеристика субъектов образовательного процесса;

6.            учебный план школы; 

7.            мониторинг качества образовательного процесса, система аттестации
и контроля качества обучения;

8.            управление реализацией образовательной программы Школы;

9.            заключение.

 

В разделе «Пояснительная записка» дана информация о роли, задачах школы, о требованиях ко всем участникам образовательного процесса. 

В разделе «Информационная справка» приводятся данные
о переименовании школы, дана общая информация о школе, образовательной среде, развитии социального партнерства, материально- технической базе, режиме работы школы.

В разделе «Основные принципы образовательной политики Школы» приводятся принципы, лежащие в основе образовательной программы ориентированные на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, сотрудничество преподавателей и учащихся, преподавателей
и родителей, на взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам. 

 

В разделе «Содержание образовательного процесса» приводится информация об образовательных программах, реализуемых в школе, особенностях организации образовательного процесса на всех ступенях в соответствии
с учебными планами, годовым календарным графиком; целостное представление учебного плана школы, оценка уровня учебно-методического обеспечения его выполнения, характеристика инвариантной и вариативной частей учебного плана, формы проведения занятий.  

В разделе «Характеристика субъектов образовательного процесса» приведены данные о кадровом составе, творческих достижениях учащихся
и преподавателей, системе повышения квалификации педагогических кадров, учебно-методическом обеспечении образовательного процесса, концертно-просветительской и воспитательной деятельности, профориентационной работе. 

В разделе «Учебный план школы» приводятся учебные планы Школы
с пояснительными записками. 

В разделе «Мониторинг качества образовательного процесса. Система аттестации и контроля качества обучения» приводится система мониторинга образовательного процесса Школы, график контроля система аттестации
и оценивания. 

В разделе «Управление реализацией образовательной программы Школы приводится структурная схема управления школой, кадровое
и методическое обеспечение выполнения программы, ТСО, учебно-методические комплексы по образовательным программам, материально-финансовое обеспечение выполнения программ. 

 

2. Информационная справка

2.1. Историческая справка

          Детская музыкальная школа № 14 г. Саратова была открыта 01.09.1989. на базе Вечерней школы общего музыкального образования №6

(Решение исполнительного комитета Саратовского городского Совета народных депутатов №201 от 29.09.1989. и Распоряжение исполнительного комитета Саратовского городского Совета народных депутатов №262-Р от 2212.1989.).                             

        2 октября 1998 года на базе Детской музыкальной школы №14 учреждено муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №14» со статусом самостоятельного   юридического лица -    сокращенное наименование    МУДО    ДМШ №14

(Приказ №77 от 02.10.1998. по Управлению культуры администрации г. Саратова).                                                              

       13 мая 2003 года утверждено новое наименование муниципальных учреждений дополнительного образования в следующей редакции: полное наименование – муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 14»;

сокращенное наименование – МОУДОД «ДМШ № 14» (Приказ №50 от 13.05.2003. по Комитету по культуре администрации г. Саратова).

       В июле 2006 учреждение прошло государственную аккредитацию, по результатам которой   ему был установлен государственный статус образовательного учреждения дополнительного образования детей - детская музыкальная школа высшей категории (Свидетельство о государственной аккредитации АА 190370 от 10.06.2006.).

       В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.10.2011 года № 541-р «Об утверждении перечней муниципальных учреждений в целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» организационно-правовая форма Школы изменена на «бюджетное учреждение».

        На основании приказа управления по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27 июля 2015 № 146-ОД муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 14»  переименовано в муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа  № 14».

2.2. Информация о школе:

Официальное наименование организации в соответствии с записью
в ЕГРЮЛ:

 

Полное и сокращенное наименование образовательной организации

в соответствии с действующим Уставом:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 14» (МБУДО «ДМШ № 14»)

Организационно-правовая форма – бюджетное учреждение

Тип учреждения – организация дополнительного образования

Форма собственности – муниципальная

Свидетельство / лист записи о внесении изменений в ЕГРЮЛ от 21 .09.2015. за гос. регистрационным номером (ГРН)2156451376300.

Свидетельство о постановке на учет ИНН    6454049791                          ОГРН 1026403355538

Лицензия №2782 от 11.07.2016.  серия 64ЛО1 №0003943 бессрочно (Приказ министерства образования Саратовской области от 11.07.16. №2173)

Юридический и фактический адрес основного места ведения образовательной деятельности - Российская Федерация, 410054, г. Саратов, ул. Аткарская д. 12/14

Лицензированных филиалов, лицензированных иных мест ведения образовательной деятельности нет.

Контактный телефон школы – (8452) 51-38-79

Факс: 51-38-79

Адрес электронной почты (e-mail) – Dmsh14saratov@mail.ru

Адрес сайта – дмш14.рф

Сайт школы соответствует требованиям к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации.  Версия для слабовидящих категорий граждан присутствует.

Учредитель – Управление по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов»

Адрес Учредителя – 410012 г. Саратов, пр. Кирова, 29

Контактные телефоны Учредителя –(8452) 26-33-67

Адрес электронной почты (e-mail) Учредителя – uprkultura@mail.ru

 

2.3. Материально-техническая характеристика зданий

Характеристика зданий

Адрес

Общая площадь

Учебная площадь

Год постройки

Год последнего ремонта

410054, г. Саратов, ул. Аткарская д. 12/14

612,1 кв.м.

384,7 кв.м.

1985

1989

 

Распределение площадей

Наименование

Количество в основном здании

Количество в филиалах

Учебные классы

14

-

Кабинет директора

1

-

Концертный (актовый) зал

40 мест

-

Библиотека

1

-

Складские помещения

2

-

Комната отдыха для персонала

1

-

 

Наличие информационного и коммуникационного оборудования

Наименование показателей

Всего

в т.ч. используемых в учебных целях

Количество персональных компьютеров, из них:

2 компьютера

9 ноутбуков

8 ноутбуков

- имеющих доступ к Интернету

2 компьютера

9 ноутбуков

8 ноутбуков

 

Состояние материально-технической базы (МТБ) учреждения удовлетворительное: исправно функционируют системы отопления, водоснабжения и водоотведения, освещения здания, штатно с ежемесячным техническим обслуживанием функционируют автоматическая пожарная сигнализация, система диспетчеризации АПС «Стрелец-Мониторинг»
по радиоканалу, освещение помещений школы соответствует нормативам освещенности рабочих и учебных мест, установлены теплоэффективные пластиковые стеклопакетные окна, пожарные двери.

 

 

2.4. Сведения о развитии социального партнёрства школы 

Развитие социального партнёрства обусловлено спецификой образовательного процесса. Преподаватели и учащиеся школы организуют и проводят просветительские, тематические концерты

С участием учащихся и преподавателей школы проводятся различные мероприятия (концерты, лекции, выставки и т.д.)  Традиционно Школа оказывает методическую помощь различным учреждениям: детские сады «Бэмби» «Песенка» и «Белочка»; Лицее № 2, МОУ СОШ №7 и №82, ЧОУ «ЛИЕН»; библиотека № 9 и Областная библиотека для детей и юношества им. А. С. Пушкина.

Работая в тесном сотрудничестве с коллективом библиотеки № 9, школа часто проводит концерты для жителей Октябрьского района, учащихся школ и их родителей, посвященные различным праздничным датам. Такая работа позволяет расширить круг детей, желающих учиться в музыкальной школе, заинтересовать их, выявить одаренных детей и работать с ними при непосредственном участии их родителей.

Формы работы: Дни открытых дверей, лекции-концерты, тематические концерты и выставки, профориентационные концерты, участие творческих коллективов и солистов в совместных мероприятиях и концертах, в городских библиотеках, Краеведческом музее, Администрации города, области, законодательном собрании, на открытых площадках города и др. 

Преподаватели школы сотрудничают по вопросам учебно-методической работы с Саратовским областным учебно-методическим центром, Региональным центром поддержки одаренных детей, Саратовским областным колледжем искусств, Саратовской государственной консерваторией им Л.В. Собинова.    

Внутренние связи в учреждении обеспечиваются тесным взаимодействием обучающихся, родителей, преподавателей и администрации школы благодаря индивидуальным и мелкогрупповым формам организации учебного процесса. Анализ, текущее планирование работы, результаты учебного процесса обсуждаются на заседаниях методических объединений школы, заседаниях совета школы при администрации, заседаниях педагогического совета, заседаниях методического совета, классных и общешкольных родительских собраниях. 

Внешние связи школы обусловлены спецификой образовательного процесса. Школа взаимодействует как с образовательными учреждениями,
так и с учреждениями культуры и искусства, органами местного самоуправлениями, органами и учреждениями социального обеспечения. 

2.5. Режим работы школы.

Учебный год в Школе начинается с 1 сентября по 31 мая и длится не менее 34 учебных недель, делится на четверти. 

Продолжительность каникул для обучающихся в течение учебного года составляет четыре недели, в соответствии с графиком каникул
в общеобразовательных школах. Дополнительные каникулы составляют одну неделю в феврале месяце для обучающихся первого класса, обучающихся
на дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программах.

Организация образовательного процесса строится на основе взаимодействия с режимом работы общеобразовательных школ и детских садов города:

- занятия в школе проводятся в первую и вторую смену с учётом смен работы общеобразовательных школ;

- школьное расписание содержит индивидуальные и групповые занятия; 

- форма обучения – групповая и индивидуальная, занятия проводятся
в очной форме;

- продолжительность урока 30-40 минут, в расписании предусмотрены перемены не менее 5 минут;

- осуществляется контроль нагрузки обучающихся, посильной для каждой категории детей в зависимости от возраста. Обучающиеся младших классов посещают уроки в школе 2-3 раза в неделю, в старших классах количество посещений прибавляется в соответствии с учебным планом;

-для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в середине недели, обучающиеся имеют день свободный
от занятий;

- для проведения уроков оборудованы кассы;

-длительность непрерывного применения в учебном процессе аудиовизуальных технических средств обучения устанавливаются в соответствии с нормами СанПиНа. 

Режим работы школы – шестидневная учебная неделя, график работы
с 8.00 до 20.00 час.

 

3. Основные принципы образовательной политики школы 

Все принципы, лежащие в основе образовательной политики школы сориентированы на личность ребёнка и создание условий для развития
его способностей, на сотрудничество преподавателей и учащихся, преподавателей и родителей, на взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам.

Основные принципы образовательной политики школы:

1. Принцип развития – систематическая деятельность педагогического коллектива школы по стимулированию и поддержке эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, по созданию условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребёнка в различных видах творческой деятельности. 

2. Принцип культуросообразности - создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культур современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость компонентов содержания образовательных программ. 

3. Принцип вариативности образования – возможность обучения
по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии
со способностями и темпом развития обучающихся, возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, при этом сохранение инвариантного минимума образования.

4. Принцип гуманизации -  реальное соблюдение прав педагога и ребенка, закрепленных Законом «Об образовании в РФ», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства. 

5. Принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе
на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства
в отношении преподавателей, повышающих уровень самооценки учащихся,
на взаимном уважении и доверии всех участников образовательного процесса.

6. Принцип развивающего обучения -  развитие умственных способностей, использование новейших педагогических технологий, с помощью которых формируются навыки рационального умственного труда, применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. 

7. Принцип индивидуализации обучения - всесторонний учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.

8.  Принцип целостности - предполагает: построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся. 

9.  Принцип творчества и успеха – создание ситуации успеха в том или ином виде деятельности, формирование позитивной концепции личности обучающегося.

10. Принцип доверия и поддержки - обогащение арсенала педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания - веры в ребенка, доверия к нему, поддержки
его устремлений к самореализации и самоутверждению.   

 

4. Содержание образовательного процесса 

4.1. Информация об образовательных программах.

Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» предусмотрены два вида программ в детских школах искусств:

- дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы
в области искусств;

- дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств.  

Основная цель общеразвивающих программ – эстетическое воспитание, привлечение наибольшего количества детей к художественному образованию.

Основными задачами общеразвивающих программ являются: воспитание творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации
в условиях быстро меняющегося мира, самореализация интеллектуальных
и художественно – творческих способностей, личностных и духовных качеств ребенка.

Общеразвивающие общеобразовательные программы в области искусства разработаны Школой самостоятельно на основании рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности от19.11.2013 г. № 191-01-39-ГИ Министерства культуры РФ Реализация общеразвивающих программ должна способствовать:

- формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

- воспитанию активного слушателя, зрителя. 

Основная цель дополнительных предпрофессиональных программ - приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков.

Основными задачами дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств являются: формирование грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи, а также выявление одаренных детей и подготовка их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля.

Предпрофессиональные общеобразовательные программы разработаны Школой самостоятельно на основании федеральных государственных требований, установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации (далее по тексту - ФГТ).

Предпрофессиональные общеобразовательные программы определяют содержание и организацию образовательного процесса с учетом:

- обеспечения преемственности с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств;

- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства; Предпрофессиональные общеобразовательные программы в области ориентированы на:

- воспитание и развитие личностных качеств обучающихся, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата;

- выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства
в раннем возрасте и подготовку одаренных детей к поступлению
в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства.  Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности обеспечивается комфортной, развивающей образовательной средой Школы, включающей:

- организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер- классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, и др.);

- организацию посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- организацию творческой и культурно-просветительной деятельности совместно с другими образовательными учреждениями, в том числе среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в области искусств;

- построение содержания образовательной программы в области искусств
с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных социально- культурных особенностей субъекта Российской Федерации;

- эффективное управление образовательным учреждением.

 

В Школе стабильный контингент, он составляет 277 человек обучающихся на бюджетной основе, по следующим общеобразовательным программам:

4.1.1. дополнительные предпрофессиональные программы в области музыкального искусства:

 

- «Фортепиано» (срок обучения 8 лет)

Программы учебных предметов обязательной части «Музыкальное исполнительство»:

1. Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

2. Программа учебного предмета «Ансамбль»

3. Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»

4. Программа учебного предмета «Хоровой класс»

Программы учебных предметов обязательной части «Теория и история музыки»:

1. Программа учебного предмета «Сольфеджио»

2. Программа учебного предмета «Слушание музыки»

3. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»

 

«Духовые и ударные инструменты» (срок обучения – 8 лет)

(Программы учебных предметов прилагаются)

Программы учебных предметов обязательной части «Музыкальное исполнительство»:

1. Программа учебного предмета «Специальность»

2. Программа учебного предмета «Ансамбль»

3. Программа учебного предмета «Фортепиано»

4. Программа учебного предмета «Хоровой класс»

Программы учебных предметов обязательной части «Теория и история музыки»:

1. Программа учебного предмета «Сольфеджио»

2. Программа учебного предмета «Слушание музыки»

3. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»

 

«Народные инструменты» (срок обучения – 8 лет)

Программы учебных предметов обязательной части «Музыкальное исполнительство»:

1. Программа учебного предмета «Специальность»

2. Программа учебного предмета «Ансамбль»

3. Программа учебного предмета «Фортепиано»

4. Программа учебного предмета «Хоровой класс»

Программы учебных предметов обязательной части «Теория и история музыки»:

1. Программа учебного предмета «Сольфеджио»

2. Программа учебного предмета «Слушание музыки»

3. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»

 

«Струнные инструменты» (срок обучения – 8 лет)

Программы учебных предметов обязательной части «Музыкальное исполнительство»:

1.   Программа учебного предмета «Специальность (скрипка)»

2.   Программа учебного предмета «Специальность (виолончель)»

3.   Программа учебного предмета «Ансамбль»

4.   Программа учебного предмета «Фортепиано»

5.   Программа учебного предмета «Хоровой класс»

Программы учебных предметов обязательной части «Теория и история музыки»:

1. Программа учебного предмета «Сольфеджио»

2. Программа учебного предмета «Слушание музыки»

3. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»

 

- Музыкальный фольклор (срок обучения – 8 лет)

Программы учебных предметов обязательной части «Музыкальное исполнительство»:

1.     Программа учебного предмета «Фольклорный ансамбль»

2.     Программа учебного предмета «Фортепиано»

Программы учебных предметов обязательной части «Теория и история музыки»:

1. Программа учебного предмета «Сольфеджио»

2. Программа учебного предмета «Народное музыкальное творчество»

3. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»

Программы учебных предметов «Вариативная часть»:

1.     Программа учебного предмета «Фольклорная хореография»

2.     Программа учебного предмета «Сольное пение»

 

- Хоровое пение (срок обучения – 8 лет)

Программы учебных предметов обязательной части «Музыкальное исполнительство»:

1.     Программа учебного предмета «Хор»

2.     Программа учебного предмета «Фортепиано»

3.     Программа учебного предмета «Основы дирижирования»

Программы учебных предметов обязательной части «Теория и история музыки»:

1. Программа учебного предмета «Сольфеджио»

2. Программа учебного предмета «Народное музыкальное творчество»

3. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»

Программы учебных предметов «Вариативная часть»:

1.     Программа учебного предмета «Вокал»

2.     Программа учебного предмета «Ансамбль»

 

 

«Духовые и ударные инструменты» (срок обучения – 5 лет)

(Программы учебных предметов прилагаются)

Программы учебных предметов обязательной части «Музыкальное исполнительство»:

1. Программа учебного предмета «Специальность»

2. Программа учебного предмета «Ансамбль»

3. Программа учебного предмета «Фортепиано»

4. Программа учебного предмета «Хоровой класс»

Программы учебных предметов обязательной части «Теория и история музыки»:

1. Программа учебного предмета «Сольфеджио»

2. Программа учебного предмета «Слушание музыки»

3. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»

 

«Народные инструменты» (срок обучения – 5 лет)

Программы учебных предметов обязательной части «Музыкальное исполнительство»:

1. Программа учебного предмета «Специальность»

2. Программа учебного предмета «Ансамбль»

3. Программа учебного предмета «Фортепиано»

4. Программа учебного предмета «Хоровой класс»

Программы учебных предметов обязательной части «Теория и история музыки»:

1. Программа учебного предмета «Сольфеджио»

2. Программа учебного предмета «Слушание музыки»

3. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»

 

- Музыкальный фольклор (срок обучения – 5 лет)

Программы учебных предметов обязательной части «Музыкальное исполнительство»:

1.     Программа учебного предмета «Фольклорный ансамбль»

2.     Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент»

Программы учебных предметов обязательной части «Теория и история музыки»:

1. Программа учебного предмета «Сольфеджио»

2. Программа учебного предмета «Народное музыкальное творчество»

3. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)»

Программы учебных предметов «Вариативная часть»:

1.     Программа учебного предмета «Фольклорная хореография»

2.     Программа учебного предмета «Сольное пение»

3.     Программа учебного предмета «Сольфеджио»

 

 

 Примечание:

Программы учебных предметов по ДПОП обязательной части «Теория и история музыки»: «Сольфеджио», Программа учебного предмета «Слушание музыки», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» являются общими для всех ДПОП в области музыкального искусства.

 

4.1.2. дополнительные общеразвивающие программы в области музыкального искусства

 

- «Фортепиано» (срок обучения 5 лет)

1.     Программа учебного предмета «Специальность»

2.     Программа учебного предмета «Хоровой класс»

3.     Программа учебного предмета «Предмет по выбору»

4.     Программа учебного предмета «Сольфеджио»

5.     Программа учебного предмета «Музыкальная литература»

 

- «Струнные инструменты» (срок обучения 5 лет)

1.   Программа учебного предмета «Специальность»

2.   Программа учебного предмета «Общее фортепиано»

3.   Программа учебного предмета «Хоровой класс»

4.   Программа учебного предмета «Предмет по выбору»

5.   Программа учебного предмета «Сольфеджио»

6.   Программа учебного предмета «Музыкальная литература»

 

- «Народные инструменты» (срок обучения 5 лет)

1.   Программа учебного предмета «Специальность»

2.   Программа учебного предмета «Общее фортепиано»

3.   Программа учебного предмета «Хоровой класс»

4.   Программа учебного предмета «Предмет по выбору»

5.   Программа учебного предмета «Сольфеджио»

6.   Программа учебного предмета «Музыкальная литература»

 

- «Духовые и ударные инструменты» (срок обучения 5 лет)

1.   Программа учебного предмета «Специальность»

2.   Программа учебного предмета «Общее фортепиано»

3.   Программа учебного предмета «Хоровой класс»

4.   Программа учебного предмета «Предмет по выбору»

5.   Программа учебного предмета «Сольфеджио»

6.   Программа учебного предмета «Музыкальная литература»

 

- «Музыкальный фольклор» (срок обучения 5 лет)

1.   Программа учебного предмета «Фольклорный ансамбль»

2.   Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (саратовская гармоника)

3.   Программа учебного предмета «Оркестр»

4.   Программа учебного предмета «Народная хореография»

5.   Программа учебного предмета «Сольфеджио»

6.   Программа учебного предмета «Народное творчество»

 

- «Вокально-хоровое искусство» (срок обучения 5 лет)

1.   Программа учебного предмета «Вокальный ансамбль»

2.   Программа учебного предмета «Хоровой класс»

3.   Программа учебного предмета «Общее фортепиано»

4.   Программа учебного предмета «Сольфеджио»

5.   Программа учебного предмета «Музыкальная литература»

 

- «Академический/эстрадный вокал» (срок обучения 5 лет)

1.   Программа учебного предмета «Специальность»

2.   Программа учебного предмета «Общее фортепиано»

3.   Программа учебного предмета «Хоровой класс»

4.   Программа учебного предмета «Предмет по выбору»

5.   Программа учебного предмета «Сольфеджио»

6.   Программа учебного предмета «Музыкальная литература»

Примечание:

Программы учебных предметов по ДООП «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Хоровой класс» являются общими для всех ДООП в области музыкального искусства.

Образовательный процесс в школе на 100% обеспечен учебными программами. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса дано в разделе «Управление реализацией образовательного процесса».

 

4.2. Формы проведения занятий:

Индивидуальная форма,

мелкогрупповая форма (от 2 учащихся),

групповая форма (от 10 человек).

Внеаудиторные занятия (самостоятельная работа обучающихся - посещение концертов, подготовка к участию в концертах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, научно-практических конференциях и т.д.) 

Схема образовательного процесса представлена следующим образом: 

1-я ступень – младшие классы – возраст – 6-7 лет.  

2-я ступень – средние, старшие классы – возраст – 10-18 лет соответственно.

На первой ступени образовательного процесса решается важная задача -  выявление и развитие способностей к какому – либо виду искусства каждого обучающегося с целью определения дальнейшей траектории развития этих способностей и возможности выбора оптимального учебного плана по одной из предложенных образовательных программ. Основной целью образовательного процесса является развитие учебных навыков и общих способностей, а также создание условий для проявления, раскрытия интересов, склонностей, природных задатков ребенка.

На первой ступени происходит формирование: 

коммуникативных качеств;

желания и умения учиться;

исполнительских навыков;

навыков самостоятельной работы. 

На второй ступени образовательного процесса решается ряд не менее важных задач: с одной стороны, продолжается общее развитие детей, которые не планируют связать свою профессиональную жизнь с искусством, с другой стороны происходит постоянный мониторинг обучающихся, настроенных продолжать обучение в профильных средних и высших профессиональных образовательных учреждениях, происходит переход с общеразвивающей программы на предпрофессиональные программы.

На второй ступени происходит; формирование основ творческой деятельности и критичности мышления; создание благоприятных условий для самовыражения самоопределения каждого учащегося; расширение и углубление знаний по всем предметам;

создание оптимальных условий для формирования активной жизненной позиции личности;

формирование и развитие познавательных интересов, самообразовательных навыков учащихся.

По окончании обучения по той или иной образовательной программе после прохождения итоговой аттестации обучающиеся получают свидетельство
об окончании Школы.

 

4.3. Содержание образовательного процесса:

4.3.1. Содержание образовательного процесса в предпрофессиональных программах. Реализация ДПОП направлена на решение следующих задач:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии
с необходимым уровнем музыкальной грамотности стилевыми традициями; 

- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы нацелены на:

-         воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

-         формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

-         формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать
и оценивать культурные ценности;

-         воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

-         формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

-         выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою индивидуальную домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями
и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Учебный план дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства включает
в себя три образовательные области учебного плана Министерства культуры
и соответствующий им набор учебных предметов. 

Инвариантная часть плана представлена двумя областями – музыкальное исполнительство, теория и история музыки. 

Представленные в учебном плане образовательные области и предметы содержат учебный материал, изучение которого способствует целостному художественно-эстетическому развитию личности обучающихся и приобретение ими в процессе освоения образовательных программ музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.   

4.3.2. Содержание образовательного процесса в общеразвивающих программах: Представленные в учебном плане образовательные области
и компоненты содержат учебный материал, изучение которого способствует интеллектуальному и духовно-нравственному развитию обучающихся, формированию умений и навыков познания и преобразования самих себя и окружающей действительности: 

- коллективные формы музицирования и творческой деятельности (хор, ансамбль), ритмика, танец, партерная гимнастика направлены
на формирование коммуникативного и творческого потенциала;

музыкальный инструмент, сольное пение, малые составы ансамблей, направлены на формирования эстетического потенциала;

сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, чтение с листа для формирования нравственного и познавательного потенциала.

В индивидуальном плане обучающегося отслеживается динамика его развития за прошедший учебный год, выполнение учебного плана и программных требований, участие в концертно-просветительской деятельности
и рекомендуемый уровень обучения на следующий учебный год. Таким образом, уже в младшей ступени учебный процесс и выбор учебного плана происходит в пользу каждого отдельно взятого ребенка.

5. Характеристика субъектов образовательного процесса

5.1. Педагогические кадры

На сегодняшний день в школе работает стабильный, высококвалифицированный состав преподавателей, часть из которых является выпускниками школы. Все преподаватели имеют профильное образование.

Кадровый состав на 31.05.2021 составлял 49 человек, 52 % имеют квалификационные категории. Все педагогические работники соответствуют профессиональным стандартам.

Участие в обучающих мероприятиях (КПК, семинары, мастер-классы и т.д.).

Наименование мероприятий

Кол-во мероприятий

Кол-во участников

КПК

6

6

Семинары

7

6

Мастер-классы, открытые уроки

2

2

 

Инновационная деятельность организации

Введение новых специальностей

Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа «Хоровое пение»

Использование в учебном процессе мультимедийных технологий

Аудио- и видеозапись концертных и конкурсных выступлений учащихся и коллективов, их прослушивание, просмотр и анализ  в процессе обучения, создание аудио- и видеоархивов

Официальный сайт школы

В 2013 году создан официальный сайт школы. адрес http://дмш14.рф/

 

Преподаватели, имеющие правительственные и другие награды:

Ф.И.О.

От кого:

За что:

Васильева А.С.

 

Благодарность оргкомитета Всероссийского открытого онлайн-фестиваля исполнителей на духовых и ударных инструментах «Новое дыхание»

За высокий профессионализм при подготовке участников фестиваля

Алферова Е.Г.

Бецмон Е.И.

Дивятаева Н.О.

Лиховидова Л.Н.

Лицова А.К.

Савенко Т.Я.

Тарасова И.В.

Шамаев М.В.

Благодароность оргкомитета Международного конкурса-фестиваля славянской культуры «Славянскае сваяцтва» г. Минск

За талант и непровзойденное мастерство в работе педагога и наставника. За успешную работу по подготовке лауреатов в международном конкурсе.

Лежнева С.Ю.

Лиховидова Л.Н.

Шамаев М.В.

Асриева О.А.

Ольхов В.А.

Лицова А.К.

Алферова Е.Г.

Бецмон Е.И.

Савенко Т.Я.

Тарасова И.В.

Шамеева Ю.Н.

Баксаляр В.В.

Дивятаева Н.О.

Васильева А.С.

Грякалова Ж.В.

Благодарность администрации ГУЗ «Саратовского областного клинического госпиталя для ветеранов войн»

За участие в акции и организации концерта, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Алферова Е.Г.

Благодарственное письмо оргкомитета Международного конкурса-фестиваля «Star Fest»

За подготовку победителей Международного конкурса, за большой личный вклад в выявление, воспитание и развитие талантливой молодежи, за высокий профессионализм.

Михеева В.В.

Благодарственное письмо центра поддержки и развития культуры, искусства и образования «Серебряный век»

За качественную и профессиональную подготовку участников I Всероссийской олимпиады по музыкально теоретическим дисциплинам, посвящѐнной Дню знаний!

Михеева В.В.

Почетная грамота Саратовской областной думы

За достижение высоких показателей в воспитании и образовании, а также активную социально значимую деятельность.

Скрипинская М.Н.

Шамаев М.В.

Благодарность оргкомитета

Международного инструментального конкурса «Симфония осени»

За подготовку лауреатов

Лицова А.К. Лиховидова Л.Н.

Благодарность оргкомитета Международного конкурса исполнителей инструментальной и хоровой музыки,
академического, народного, эстрадного и джазового пения «Наследие»

 

Оргкомитет Международного конкурса исполнителей инструментальной и хоровой музыки,
академического, народного, эстрадного и джазового пения «Наследие»

 

Шамаев М.В.

Благодарность Администрации муниципального образования «Город Саратов»

За добросовестный труд и высокий профессионализм

Михеева В.В.

Благодарность Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова

За подготовку учащегося к открытому уроку доцента кафедры истории музыки Саратовской  государственной  консерватории им. Л.В. Собинова Сергеевой  И.В. на  тему: «Русская музыка  в городском  литературно–музыкальном салоне середины XIX века»

Поволоцкий Д.В.

Шамаев М.В.

Благодарность ГАУ ДПО «СОУМЦ»

За подготовку учащегося к мастер-классу в рамках заседания секции ОМО «Духовые и ударные инструменты»

Михеева В.В.

Бецмон Е.И.

Перевозчикова Л.В.

Дивятаева Н.О.

 

Благодарственное письмо администрации ЧОУ ЛИЕН

За подготовку и проведении лекции-концерта «Фортепиано – от истоков к современности» в рамках социально-значимого проекта «Музыкальные встречи»

Баксаляр В.В.

Благодарственное письмо администрации ЧОУ ЛИЕН

Благодарственное письмо администрации ЧОУ ЛИЕН

Шамеева Ю.Н.

Шалимов Н.С.

Благодарственное письмо администрации ЧОУ ЛИЕН

За подготовку, проведение и личное участие в лекции-концерте «Широкая масленица» в рамках социально-значимого проекта «Музыкальные встречи»

Васильева А.С.

Асриева О.А.

Лежнева С.Ю.

Шамеева Ю.Н.

Мажникова О.А.

Диплом в номинации «Лучший преподаватель» Чувашского государственного института культуры и искусств

За неисчерпаемый педагогический талант, высокий профессионализм и поддержку сферы искусства России

Грякалова Ж.В.

Бецмон Е.И.

Боровскомий Е.Д.

Шалимов Н.С.

Благодарность Чувашского государственного института культуры и искусств

За высокий уровень исполнительского мастерства

Директор МБУДО «ДМШ № 14» Щеникова Т.Н.

Благодарность Чувашского государственного института культуры и искусств

За неоценимую работу по развитию личности учащихся через приобщение к лучшим сокровищам мирового искусства.

Лежнева С.Ю.

Благодарственное письмо Оргкомитета Межрегионального конкурса детского и юношеского конкурса «Как стать звездой»

За подготовку лауреата

Симонова С.Л.

Благодарственное письмо Фонда поддержки детского и юношеского творчества «Новое поколение»

За высокий профессионализм и педагогический талант в подготовке лауреата Международного конкурса «Весенний перезвон»

Асриева О.А.

Васильева А.С.

Поволоцкий Д.В.

Благодарственное письмо ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

За подготовку лауреата

Щеникова Т.Н.

Асриева О.А.

Михеева В.В.

Скрипинская М.Н.

Михеев Е.С.

Мажникова О.А.

Лежнева С.Ю.

Терентьев В.Г.

 Благодарность ГПОУ «СОКИ»

За организацию и проведение открытых уроков в рамках производственной педагогической практики для студентов колледжа

Шамеева Ю.Н.

Благодарность ГАУ ДПО «СОУМЦ»

За подготовку учащейся Цукановой Александры к участию в онлайн-концерте младших классов ДМШ и ДШИ «Давайте знакомиться!»

Шамаев М.В.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ ЖЮРИ Оргкомитета VIII Детско-юношеского хорового Чемпионата

Лучший концертмейстер VIII Детско-юношеского хорового Чемпионата

Лицова А.К.

Диплом Оргкомитета VIII Детско-юношеского хорового Чемпионата

За подготовку Лауреата 1 степени Детско-юношеского хорового чемпионата; за мастерство, педагогический талант и сохранение хоровых традиций; за творческий и профессиональный подход к работе; за большой личный вклад в развитие хоровой культуры

Шамаев М.В.

Лицова А.К.

Диплом Оргкомитета VIII открытого регионального конкурса вокального мастерства «Серебряный голос»

За высокий уровень профессионального мастерства

Асриева О.А.

Бецмон Е.И.

Диплом Оргкомитета I Областного конкурса детских инструментальных коллективов «Берега Поволжья» в рамках Областного фестиваля «Одаренные дети. Путь к мастерству - 2021»

За высокий уровень профессионального мастерства

Лицова А.К.

Благодарность ГАУ ДПО «СОУМЦ»

За работу в составе жюри VIII открытого регионального конкурса вокального мастерства «Серебряный голос», посвященный памяти народной артистки РСФСР В.В. Толкуновой, проходящий в рамках Областного фестиваля "Одаренные дети. Путь к мастерству – 2021"

Михеев Е.С.

Благодарственное письмо Администрации Саратовского государственного художественного музея им. А.Н.Радищева

За участие в музыкальной программе Поэзия и музыка в залах музея «Зимы причудливой узоры….» (четвертый концерт цикла)

Лицова А.К.

Лиховидова Л.Н.

Благодарственное письмо директора МБУДО «ДШИ им. А.И.Хачатуряна»

За высокий профессиональный уровень подготовки участника IV Международного детско-юношеского конкурса академического сольного пения народной артистки России Галины Алексеевны Писаренко

Буданова Е.С.

Мерзляков Ф.Г.

Благодарность оргкомитета Международного многожанрового патриотического конкурса «Мое отечество»

За большой личный вклад в культурное воспитание учеников и активное участие в конкурсе

Лицова А.К.

Грамота Министерства культуры Саратовской области ГАУ ДПО в сфере культуры и искусства «Саратовской областной учебно-методический центр»

За большой вклад в дело эстетического воспитания подрастающего поколения, плодотворное сотрудничество с ГАУ ДПО «Саратовской областной учебно-методический центр»

Лицова А.К.

Благодарственное письмо Губернатора Саратовской области

Благодарность за многолетний плодотворный труд и значительный личный вклад в музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения

Скрипинская М.Н.

Шамаев М.В.

Благодарственное письмо Мин.просвещения России ФГБОУ ВО «Волгоградский учреждение высшего образования»

За подготовку лауреата Всероссийского конкурса исполнителей-инструменталистов

Лиховидова Л.Н.

Диплом Министерство культуры РФ ФГБОУ ВО «СГК им. Л.В.Собинова»

За подготовку лауреата в номинации «сольное исполнение»

Лиховидова Л.Н.

Шамаев М.В.

Лицова А.К.

Диплом Департамента администрации г. Омска, Факультет культуры и искусства ОмГУ

 им. Ф.М. Достоевского

За подготовку лауреатов

Лиховидова Л.Н.

Лицова А.К.

Благодарственное письмо Оргкомитета Международных конкурсов Музыкантофф

За успешную подготовку лауреатов конкурса «Звездный марафон»

 

 

Мероприятия по распространению собственного педагогического опыта, участие педагогических работников в методических и обучающих мероприятиях областного, районного, городского уровня:

30.10.2020 – Заседание секции ГМО народных инструментов (домра, балалайка»)

Доклад на тему: «Как играть на балалайке в разных стилях: от фолка до рок-н-ролла?» (Мажникова О.А.)

03.11.2020 – Методическое сообщение преподавателя вокально-хорового отделения Лицовой А.К. на тему «Обзор хоровых методических ассамблей Санкт-Петербурга и Москвы». В Рамках заседания ГМО хоровой секции.

29.01.2021- Презентация методической работы преподавателей Лежневой С.Ю. и Поволоцкого Д.В. на тему: «Разнообразие форм работы с детским хоровым коллективом в условиях дистанционного обучения. Методический практикум». В рамках заседания хоровой секции ГМО.

29.03.2021 – Проведение мастер-класса в рамках секции ОМО «Духовые и ударные инструменты» преподавателем Поволоцким Д. В. с учеником 2 класса Асриевым А.Д.      

20.04.2021 – Методическое сообщение Алферовой Е.Г. на тему: «К вопросу о взаимодействии с родителями, в процессе обучении игре на музыкальном инструменте» в рамках заседании лаборатории педагогических инноваций по теме «Формы взаимодействия с семьей в работе педагога».

5.2. Характеристика контингента обучающихся

Общая численность учащихся на 2019-2020 учебный год составляет 277 человек, что обеспечивает выполнение школой муниципального задания. Это связано
с  доступностью дополнительного образования, заинтересованностью родителей в развитии творческих наклонностей детей, а также с чётко выраженной стратегией администрации школы, направленной на сохранение контингента.

 

Распределение контингента по реализуемым
дополнительным общеобразовательным программам на 2021-2022 год

Наименование дополнительной общеобразовательной программы

Количество обучающихся

1.

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»

74

2.

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты»

56

3.

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»

39

4.

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Струнные смычковые инструменты»

42

5.

Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»

41

    

общеразвивающие

 

1.      

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Фортепиано»

13

2.      

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Народные инструменты»

29

3.      

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»

5

4.      

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Струнные смычковые инструменты»

4

5.

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Сольное-пение»

22

6.

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Подготовка к музыкальной школе»

22

 

Итого

367

 

 

В МБУДО «ДМШ №14» успешно работают творческие коллективы:

- хор старших классов (руководитель преп. Лицова А.К., концертмейстеры Шамаев М.В., Лиховидова Л.Н.)

- хор младших классов (руководитель Лежнева С.Ю., концертмейстер Шамаев М.В.)

- ансамбль скрипачей «Мелодия» (руководитель Асриева О.А., концертмейстер Бецмон Е.И.),

- ансамбль скрипачей «Смычок-новичок» (руководитель Тарасова И.В., концертмейстер Мальцева Е.С.)

- детский фольклорный ансамбль «Лельник» (руководитель Шамеева Ю.Н., концертмейстер Мерзляков Ф.Г.)

- ансамбль саратовских гармоник «Озорные планочки» (руководитель Баксаляр В.В.)

- ансамбль гитаристов (руководитель Шашков В.Б.).

 

6. Учебный план на 2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

I. Общие положения

I.1. Учебный план Школы разработан в соответствии с:

п.4 ст.83 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.12. № 273) и приказом Министерства культуры РФ №998 от 16.07.2013 г.;

примерными учебными планами детской школы искусств, рекомендованными Министерством культуры РФ -1996 года (письмо Министерства культуры РФ от 23.12.96. № 01-266/16-12); 

учебными планами, рекомендованными Министерством культуры РФ - 2003 года (письмо Министерства культуры РФ от 23.06.03. № 66-0116/32
«О новых примерных учебных планах для детских школ искусств»); 

примерными учебными планами для детских школ искусств на 2005-2006г, рекомендованных Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ (02.06.2005 №1814-18-074);

рекомендациями Министерства Культуры РФ по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств № 191-01-39/06 –ГИ от 21.11.2013 г.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 декабря 2014г №1601 г. Москва
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 

I.2. Учебный план Школы является нормативным документом, регламентирующим организацию и содержание образовательного процесса
в соответствии с лицензией.

I.3Учебный план как часть образовательной программы школы регламентирует планирование и организацию образовательного процесса, определяет направленность и содержание обучения по образовательным программам и классам. Учебный план составлен в соответствии с целями и задачами деятельности школы искусств и с учётом обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств.

I.4. В соответствии со статьей 108 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.12. № 273) образовательные программы, реализующиеся
в школе до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом: дополнительные общеобразовательные программы - дополнительным общеобразовательным программам; дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств - дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств; Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. 

I.5. Учебный план разработан по каждой из реализуемых образовательных программ и определяет объем учебной нагрузки для каждого обучающегося, рассчитанной на индивидуальную и групповую работу, регламентируется годовым

календарным учебным графиком и расписанием занятий, разработанным
и утвержденным Педагогическим советом школы самостоятельно.

I.6. В учебном плане Школы представлены два блока общеобразовательных программ:

дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
в области искусства;

дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального искусства. 

I.7. Два блока в структуре школы дают возможность:

ориентироваться на способности, склонности и потребности каждого обучающегося;

обеспечивать открытость школы для детей с разным уровнем способностей;

обеспечивать содержательную и методическую преемственность
на всех этапах обучения в развитии ребенка; 

вести образовательный процесс, учитывая валеологический подход (здоровье психическое, физическое, нравственное, как интегральный показатель эффективности функционирования школы).

I.8. Все образовательные программы учебного плана имеют обязательную и вариативную часть.

I.9. Использование возможностей предмета по выбору в вариативной части учебного плана позволяет применить на практике методы дифференцированного обучения и индивидуального подхода. Определяющим принципом введения в учебные планы того или иного предмета по выбору должно быть добровольное желание обучающегося заниматься той или иной учебной дисциплиной. Вместе с тем, необходимо вести разъяснительную работу по осознанию обучающимися и родителями необходимости и полезности предметов по выбору, их особой роли
в развитии каждого обучающегося. При определении перечня предметов
по выбору, а также количества часов, выделяемых на тот или иной предмет, школа должна принимать во внимание наличие соответствующих педагогических кадров и материально-технической базы. Обучающимся на оркестровых инструментах, в рамках предмета по выбору рекомендуется изучение фортепиано, что отвечает сложившейся традиции преподавания. Распределение часов и выбор предметов должны не просто дополнять учебный план, но применяться с учетом наибольшей их пользы для данного этапа обучения, возраста или индивидуальных склонностей обучающегося. При введении предметов по выбору необходимо учитывать общую недельную нагрузку каждого обучающегося, а также индивидуальные физические возможности детей.


ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства
«Духовые и ударные инструменты»

Срок обучения - 8 лет

Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов

Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов

Максим альная учебная нагрузка

Самосто

ятельная работа

Аудиторные занятия
(в часах)

Промежуто чная

аттестация
(по

полугодиям)2)

Распределение по годам обучения

 

 

 

 

Трудоемкость  в часах

Трудоемкость  в часах

Групповые занятия

Мелкогруппов ые занятия

Индивидуальн ые занятия

Зачеты, контрольные уроки

Экзамены

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

5-й класс

6-й класс

7-й класс

8-й класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

 

Структура и объем ОП

3557-
4574
1)

 

 

1778-2058,5

 

 

1775-2515,5

 

 

 

 

Количество недель аудиторных занятий

 

 

32

33

33

33

33

33

33

33

 

Обязательная часть

3488

1909

1579

 

 

Недельная нагрузка в часах

ПО.01.

Музыкальное исполнительство

2353

1432

921

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.01.УП.01

Специальность и чтение
с листа

 

1612

1053

 

 

559

1,3,5
...-15

2,4,6…-14

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

ПО.01.УП.02

Ансамбль

330

165

 

165

 

10,12

14

 

 

 

1

1

1

1

1

ПО.01.УП.03

Фортепиано

264

165

 

 

99

8-16

 

 

 

 

0,5

 

0,5

0,5

0,5

1

ПО.01.УП.04

Хоровой класс

147

49

98

 

 

6

 

1

1

1

 

 

 

 

 

ПО.02.

Теория и история музыки

1135

477

658

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.02.УП.01

Сольфеджио

641,5

263

 

378,5

 

2,4...-

10,14, 15

12

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

ПО.02.УП.02

Слушание музыки

147

49

 

98

 

6

 

1

1

1

 

 

 

 

 

ПО.02.УП.03

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

346,5

165

 

181,5

 

9,11,

13,15

14

 

 

 

1

1

1

1

1,5

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:

 

 

1579

 

 

5

5,5

5,5

6

6

6

6,5

7,5

Максимальная нагрузка по двум предметным областям:

3488

1909

 

 

 

10

11,5

12,5

14,5

14,5

14,5

17

17,5

Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям:

 

 

 

31

10

 

 

 

 

 

 

 

 

В.00.

Вариативная часть

709

214,5

494,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.01.УП.01

Фортепиано

264

132

 

 

132

4

 

 

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

 

В.01.УП.02

Сольфеджио

16

 

 

16

 

 

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

В.01.УП.03

Хоровой класс

429

82,5

346,5

 

 

 

 

 

0,5

0,5

1,5

2

2

2

2

Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:

 

 

2073,5

 

 

5,5

7

7

7,5

8,5

8,5

9

9,5

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:

4197

2123,5

 

 

 

10

14

13,5

16

17

17

19,5

19,5

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:

 

 

 

43

10

 

 

 

 

 

 

 

 

К.03.00.

Консультации

196

-

196

 

 

Годовая нагрузка в часах

К.03.01.

Специальность

 

 

 

 

62

 

 

6

8

8

8

8

8

8

8

К.03.02.

Сольфеджио

 

 

 

20

 

 

 

 

2

2

2

2

4

4

4

К. 03.03

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

4

К.03.04.

Ансамбль/ Концертмейстерский класс

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

 

К. 03.05.

Сводный хор

 

 

60

 

 

 

 

4

8

8

8

8

8

8

8

А.04.00.

Аттестация

Годовой объем в неделях

ПА.04.01.

Промежуточная (экзаменационная)

7

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

-

ИА.04.02.

Итоговая аттестация

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ИА.04.02.01.

Специальность

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.04.02.02.

Сольфеджио

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.04.02.03.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв учебного времени

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

1. В общей трудоемкости на выбор Школы предлагается минимальное и максимальное количество часов (без учета и с учетом вариативной части). При формировании учебного плана обязательная часть в отношении количества часов, сроков реализации предметов и количества часов консультаций остается неизменной, вариативная часть разрабатывается Школой самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый Школой на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 60 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части необходимо планировать до 100% от объема времени аудиторных занятий. При формировании Школой вариативной части, а также при введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области музыкального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников.

В колонках 8 и 9 цифрой указываются учебные полугодия за весь период обучения, в которых проводится промежуточная аттестация обучающихся. Номера учебных полугодий обозначают полный цикл обучения – 16 полугодий за 8 лет. При выставлении многоточия после цифр необходимо считать «и так далее» (например «1,3,5… 15» имеются в виду все нечетные учебные полугодия, включая 15-й; «9–12» – и четные, и нечетные учебные полугодия с 9-го по 12-й).  Форму проведения промежуточной аттестации в виде зачетов и контрольных уроков (колонка 8) по учебным полугодиям, а также время их проведения в течение учебного полугодия Школа устанавливает самостоятельно в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В случае окончания изучения учебного предмета формой промежуточной аттестации в виде контрольного урока обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании Школа. По усмотрению Школа оценки по учебным предметам могут выставляться и по окончании учебной четверти.

2.По учебному предмету «Специальность» в рамках промежуточной аттестации обязательно должны проводиться технические зачеты, зачеты или контрольные уроки по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа. Часы для концертмейстера предусматриваются по предмету «Специальность» в объеме от 50 до 100% аудиторного времени.

3.Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются: по учебному предмету «Хоровой класс» и консультациям по «Сводному хору» в объеме 100% от аудиторного времени; по учебному предмету и консультациям «Ансамбль» – от 50% до 100% аудиторного времени в случае отсутствия обучающихся по другим ОП в области музыкального искусства.

4.Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной – 14 часов.

5.Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

 

Примечание к учебному плану

1.При реализации ОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия – от 11 человек; мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек (по ансамблевым дисциплинам – от 2-х человек); индивидуальные занятия.

2.При реализации учебного предмета «Хоровой класс» могут одновременно заниматься обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства. Учебный предмет «Хоровой класс» может проводиться следующим образом: хор из обучающихся первого класса; хор из обучающихся 2-4-го классов, хор из обучающихся 5-8 классов. В зависимости от количества обучающихся возможно перераспределение хоровых групп. При наличии аудиторного фонда с целью художественно-эстетического развития обучающихся рекомендуется реализовывать учебный предмет «Хоровой класс» на протяжении всего периода обучения.

3.Учебный предмет «Оркестровый класс» предполагает занятия духового или эстрадно-джазового оркестра. В случае необходимости учебные коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами (в качестве концертмейстеров), но не более чем на 25% от необходимого состава учебного коллектива. В случае отсутствия реализации данного учебного предмета, часы, предусмотренные на консультации «Оркестр», используются по усмотрению Школа на консультации по другим учебным предметам.

4.Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. По учебным предметам обязательной части, а также ряду учебных предметов вариативной части объем самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:

«Специальность» – 1-3 классы – по 2 часа в неделю; 4-6 классы – по 3 часа в неделю; 7-8 классы – по 4 часа в неделю;

 «Ансамбль» – 1 час в неделю;

«Оркестровый класс» – 1 час в неделю;

 «Фортепиано» – 2 часа в неделю;

«Хоровой класс» – 0,5 часа в неделю;

 «Сольфеджио» – 1 час в неделю;

«Слушание музыки» – 0,5 часа в неделю;

«Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)» – 1 час в неделю.

 

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области музыкального искусства
«Народные инструменты»

 

Срок обучения - 8 лет

Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов

Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов

Максим альная учебная нагрузка

Самосто

ятельная работа

Аудиторные занятия
(в часах)

Промежуто чная

аттестация
(по

полугодиям)2)

Распределение по годам обучения

 

 

 

 

Трудоемкость  в часах

Трудоемкость  в часах

Групповые занятия

Мелкогруппов ые занятия

Индивидуальн ые занятия

Зачеты, контрольные уроки

Экзамены

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

5-й класс

6-й класс

7-й класс

8-й класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

 

 

Структура и объем ОП

3557-
4574
1)

 

 

1778-2058,5

 

 

1775-2515,5

 

 

 

 

Количество недель аудиторных занятий

 

 

32

33

33

33

33

33

33

33

 

Обязательная часть

3225

1646

1579

 

 

Недельная нагрузка в часах

ПО.01.

Музыкальное исполнительство

2090

1169

937,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.01.УП.01

Специальность и чтение
с листа

 

1316

757

 

 

559

1,3,5
...-15

2,4,6…-14

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

ПО.01.УП.02

Ансамбль

330

165

 

165

 

10,12

14

 

 

 

1

1

1

1

1

ПО.01.УП.03

Фортепиано

297

198

 

 

99

8-16

 

 

 

 

0,5

 

0,5

0,5

0,5

1

ПО.01.УП.04

Хоровой класс

147

49

98

 

 

6

 

1

1

1

 

 

 

 

 

ПО.02.

Теория и история музыки

1135

477

658

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.02.УП.01

Сольфеджио

641,5

263

 

378,5

 

2,4...-

10,14, 15

12

1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

ПО.02.УП.02

Слушание музыки

147

49

 

98

 

6

 

1

1

1

 

 

 

 

 

ПО.02.УП.03

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

346,5

165

 

181,5

 

9,11,

13,15

14

 

 

 

1

1

1

1

1,5

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:

 

 

1579

 

 

5

5,5

5,5

6

6

6

6,5

7,5

Максимальная нагрузка по двум предметным областям:

3225

 

 

 

 

9

9,5

9,5

13

13

13

14,5

16,5

Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям:

 

 

 

31

10

 

 

 

 

 

 

 

 

В.00.

Вариативная часть

841

346,5

494,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.01.УП.01

Фортепиано

396

264

 

 

132

4

 

 

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

 

В.01.УП.02

Сольфеджио

16

 

 

16

 

 

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

В.01.УП.03

Хоровой класс

429

82,5

346,5

 

 

 

 

 

0,5

0,5

1,5

2

2

2

2

Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:

 

1992,5

2073,5

 

 

5,5

7

7

8

8,5

8,5

9

10

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:

4066

 

 

 

 

10

11

11

16

17

17

18.5

17

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:

 

 

 

43

10

 

 

 

 

 

 

 

 

К.03.00.

Консультации

196

-

196

 

 

Годовая нагрузка в часах

К.03.01.

Специальность

 

 

 

 

62

 

 

6

8

8

8

8

8

8

8

К.03.02.

Сольфеджио

 

 

 

20

 

 

 

 

2

2

2

2

4

4

4

К. 03.03

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

4

К.03.04.

Ансамбль/ Концертмейстерский класс

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

 

К. 03.05.

Сводный хор

 

 

60

 

 

 

 

4

8

8

8

8

8

8

8

А.04.00.

Аттестация

Годовой объем в неделях

ПА.04.01.

Промежуточная (экзаменационная)

7

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

-

ИА.04.02.

Итоговая аттестация

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ИА.04.02.01.

Специальность

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.04.02.02.

Сольфеджио

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.04.02.03.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв учебного времени

8