Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.
Д.Д. Шостакович

Конкурсы и фестивали

Читайте о наших достижениях на странице Конкурсы и фестивали

Контакты

Саратов, ул. Аткарская 12/14
8 (8452) 51-38-79

 

Управление по культуре

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

 Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ К ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программы в области музыкального искусства

«Духовые и ударные инструменты»

Срок обучения 8 (9) лет

 

 

Саратов 2019 год


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

I. Паспорт фонда оценочных средств

 

1. Введение

 

2. Цель и задачи фонда оценочных средств

 

3. Виды контроля 

 

4. График и формы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации

 

5. Методы текущего контроля и промежуточной аттестации:

 

5.1. по предметам образовательной области «Музыкальное исполнительство»

 

5.2. по предметам образовательной области «Теория и история музыки»

 

6. Методы итоговой аттестации:

 

6.1. по учебному предмету «Специальность»

 

6.2. по учебному предмету «Сольфеджио»

 

6.3 по учебному предмету «Музыкальная литература»

 

7. Критерии оценивания

 

II. Комплект репертуарных перечней и тестовых заданий по учебному предмету

 

2.1. «Специальность (скрипка)» 

 

2.2. «Ансамбль»

 

2.3. «Сольфеджио»

 

2.4. «Слушание музыки»

 

2.5. «Музыкальная литература»

 

III. Комплект оценочных материалов итоговой аттестации.

 

 

 

 

 

I.                           ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Фонд оценочных средств (далее – ФОСы) для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебным предметам для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям программы «Духовые и ударные инструменты» создан в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. №163 и положением о порядке и формах проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09 февраля 2012 г. №86.

 

ФОС включают: объем и описание материала для зачетов по учебным предметам образовательной области «Музыкальное исполнительство», контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, контрольных работ, экзаменов по учебным предметам музыкально-теоретического цикла; тесты и компьютерные тестирующие упражнения; количество и примерную тематику исполнительских программ по учебным программам предметной области «Теория и история музыки». 

 

 

 

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

ФОС соответствует требованиям ФГТ по данной специальности, целям и задачам программы «Духовые и ударные инструменты», ее учебному плану. Целью создания ФОС является оценка качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

 

Задачи ФОС:

 

-          контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений и практических навыков;

 

-           контроль уровня сформированности компетенций, определенных по ФГТ подготовки в качестве результатов освоения предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства;

 

-          контроль и управление достижением целей реализации, определенных в виде набора общих компетенций к выпускникам.

 

 

 

3. ВИДЫ КОНТРОЛЯ

 

Критерии оценок успеваемости обучающихся по программе «Духовые и ударные инструменты» разработаны методическими комиссиями «Отделения духовых и ударных инструментов» и «Отделения музыкально-теоретических дисциплин» и утверждены директором школы. 

 

Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют: 

 

-          определить уровень освоения обучающимися материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету; 

 

-          оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач; 

 

-          оценить обоснованность изложения ответа.

 

Для оценки качества реализации программы «Духовые и ударные инструменты» проводится текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по учебным предметам: Специальность, Ансамбль, Хоровой класс, Сольфеджио, Слушание музыки, Музыкальная литература.

 

Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения обучающегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних заданий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем, проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

Формы текущего контроля успеваемости определяет преподаватель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. 

 

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоение им общеобразовательной программы на определенном этапе. Проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов в соответствии с учебными планами, графиками образовательного процесса и рабочими программами по учебным предметам.

 

Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.  Контрольные уроки и зачеты направлены на выявление знаний, умений и навыков, учащихся по определенным видам работы. Это проверка самостоятельной работы учащихся, технического продвижения, степени овладения навыками музицирования, проверки степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные уроки и зачеты проводятся на завершающих полугодия учебных занятиях.  Зачеты могут быть дифференцированными и недифференцированными с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный аналитический характер. При проведении недифференцированного зачета качество подготовки учащегося фиксируется словом «зачет» («незачет»). При проведении дифференцированного зачета качество подготовки учащегося оценивается по пятибалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

Экзамены проводятся в конце второго полугодия каждого года обучения. Проводятся с применением дифференцированной системы оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных занятий.

 

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

 

1. Специальность.

 

2. Сольфеджио.

 

3. Музыкальная литература.

 

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения, компетенции и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

 

-          знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

 

-          знание профессиональной терминологии, репертуара, в том числе, ансамблевого;

 

-          достаточный технический уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;

 

-          умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;

 

-          наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

 

 

 

4. ГРАФИК И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Учебный предмет «Специальность (флейта, саксофон, кларнет, ударные)»

 

Текущий контроль

Промежуточная аттестация 

 

Итоговая  аттестация

в течение года

октябрь

декабрь

март

май

май

1

Х

Зачет

Зачет

Зачет

Экзамен

Х

2

х

Зачет

Зачет

Зачет

Экзамен

 Х

3

Технический зачет

Зачет

Зачет

Зачет

Экзамен

Х

4

Технический зачет

Контрольный урок

Зачет

Зачет

Экзамен

Х

5

Технический зачет

Зачет

Зачет

Зачет

Экзамен

Х

6

Технический зачет

Зачет

Зачет

Зачет

Экзамен

Х

7

Технический зачет

Зачет

Зачет

Зачет

Экзамен

Х

8

Технический зачет

Зачет

Зачет

Академический концерт

Х

Экзамен

9

Технический зачет

Х

Экзамен

Х

Х

Экзамен

 

 

-                       

 

Учебный предмет «Ансамбль»

 

Текущий контроль

Промежуточная аттестация 

 

Итоговая  аттестация

в течение года

октябрь

декабрь

март

май

май

4

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Зачет

Х

5

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Зачет

Х

6

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Зачет

Х

7

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Зачет

Х

 

 

 

Учебный предмет «Сольфеджио»

 

Текущий контроль

Промежуточная аттестация 

 

Итоговая  аттестация

в течение года

октябрь

декабрь

март

май

май

1

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

2

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

 Х

3

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

4

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

5

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

6

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Экзамен

Х

7

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

8

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

Экзамен

9

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

 

-                       

 

Учебный предмет «Слушание музыки»

 

Текущий контроль

Промежуточная аттестация 

 

Итоговая  аттестация

в течение года

октябрь

декабрь

март

май

май

1

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

2

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

 Х

3

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

 

 

 

Учебный предмет «Музыкальная литература»

 

Текущий контроль

Промежуточная аттестация 

 

Итоговая  аттестация

в течение года

октябрь

декабрь

март

май

май

4

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

5

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

6

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Экзамен

Х

7

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

8

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

Экзамен

9

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х/Экзамен

 

Учебный предмет «Хоровой класс»

 

Текущий контроль

Промежуточная аттестация 

 

Итоговая  аттестация

в течение года

октябрь

декабрь

март

май

май

1

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

2

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

 Х

3

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

4

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Зачет

5

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

6

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

7

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

8

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Зачет

 

 

 

5. Методы текущего контроля и промежуточной аттестации:

 

5.1. по предметам образовательной области «Музыкальное исполнительство»

 

5.1.1. Учебный предмет «Специальность (флейта,саксофон, кларнет, ударные)

 

5.1.1.1. «Специальность (флейта)»

 

В рамках текущего контроля проводятся технический зачет (I полугодие, начиная со 2-7 классы) и зачет по творческим навыкам (II полугодие, 2-7 классы). Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты предполагают исполнение программы в классе в присутствии комиссии в составе двух-трех преподавателей и проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

На технический зачет выносятся:

 

-         этюд (в соответствии с требованиями по классу);

 

-         гамма (арпеджио, аккорды, вид гаммы в соответствии с требованиями по классу);

 

-         знание терминологии в соответствии с требованиями по классу.
На зачет по творческим навыкам выносятся:

 

-         пьеса для чтения с листа (на два класса ниже);

 

-         подбор по слуху;

 

-         коллоквиум;

 

-         самостоятельно выученная пьеса (в старших классах).

 

В рамках промежуточной аттестации проводятся академические концерты в конце первого полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и переводные экзамены в конце второго полугодия, которые проводятся в мае за пределами аудиторных учебных занятий. Академические концерты представляют собой публичное (на сцене) исполнении учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, обучающихся и других слушателей. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Академические концерты проводятся с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением.

 

Класс

I полугодие

II полугодие

1

Декабрь - академический концерт (две разнохарактерные пьесы)

Май     -     переводной     экзамен      (две разнохарактерные пьесы)

2-3

Октябрь    -    технический    зачет (одна гамма, один этюд, термины). Декабрь        -        академический концерт   (две   разнохарактерные пьесы)

Февраль - зачет по творческим навыкам (чтение    с    листа,    подбор    по    слуху, коллоквиум) Май      -      переводной      экзамен      (две разнохарактерные пьесы)

4-7

Октябрь    -   технический   зачет (гаммы       в       соответствии       с требованиями   по   классу, этюд, термины) Декабрь        -        академический концерт: 1. Полифония. 2. Пьеса.

Февраль - зачет по творческим навыкам (чтение    с    листа,     подбор    по    слуху коллоквиум) Май - переводной экзамен: Крупная форма и пьеса или этюд или Два разнохарактерных произведения.

8-9

Декабрь - дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (два произведения наизусть, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена)

Март - прослушивание 3-х произведений (два сыгранных в декабре плюс еще одно) Апрель - прослушивание всей программы (4 произведения) 4 неделя мая - 1 неделя июня - выпускной экзамен - выпускной экзамен (4  или 5 произведений)

 

1 класс

 

Примерная программа академического концерта

 

Вариант 1

 

1.      Чешская н. п. «Пастушок».

 

2.      Шапорин Ю. «Колыбельная».

 

Вариант 2

 

1.      Дунаевский И. «Колыбельная песня».

 

2.      Моцарт В. «Песня пастушка».

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся

 

1.  Где и когда появилась флейта?

 

2.             Назовите части флейты?

 

3.             Какие длительности нот ты знаешь?

 

4.             Назови знаки альтерации.

 

5.             Что такое тон?

 

6.             Какие лады ты знаешь?

 

7.             Что такое затакт?

 

8.             Какие динамические оттенки тебе известны?

 

9.             Сколько линеек в нотной строке?

 

10.      Какие ты знаешь духовые музыкальные инструменты?

 

11.      Назови произведения, которые ты играл в этом году и их авторов.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

Вариант 1

 

1.      Дварионас Б. «Прелюдия».

 

2.      Ревуцкий Л. «Песенка».

 

  Вариант 2

 

1.      Брамс И. «Колыбельная песня».

 

2.      Гедике А.  «Танец».

 

2          класс
Требования к техническому зачёту

 

1.        Гаммы в соответствии с требованиями по классу

 

-              Гамма Ре-мажор

 

-              Гамма си-минор

 

2.       Этюд

 

-          Г. Гарибольди №8 Фа-мажор

 

-          В. Попп №9 Си-бемоль-мажор

 

3.       Термины

 

2 класс

Динамические оттенки, штрихи

f

фортэ

громко

ff

фортиссимо

очень громко

mf

меццо фортэ

не очень громко

р

пиано

тихо

рр

пианиссимо

очень тихо

mp

мэцо пиано

очень тихо

поп legato

нон легато

не связно

legato

легато

связно

staccato

стаккато

отрывисто

ritenuto

ритэнуто

замедляя

diminuendo

диминуэндо

постепенно уменьшая силу звука

crescendo

крещендо

постепенно увеличивая силу звука

 

Примерная программа академического концерта

 

Вариант 1

 

1.              Моцарт В.А. «Аллегретто из оперы «Волшебная флейта».

 

2.              Хачатурян А. «Андантино».

 

Вариант 2

 

1.  Дюссек И. «Старинный танец».

 

2.             Чайковский П.И. «Старинная французская песенка».

 

Требования по чтению с листа

 

Умение сыграть пьесу с несложной мелодической линией (расширение диапазона до октавы) в пределах 8-16 тактов в тональностях до 2-х знаков.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Расскажите, как ухаживать за флейтой.

 

2.             Назовите ноты основного ряда от "до" вверх и от "до" вниз.

 

3.             Что такое ключевые и случайные знаки?

 

4.             Прочти динамические оттенки, которые встречаются в твоих произведениях.

 

5.             Каково строение мажорного лада?

 

6.             Каково строение минорного лада? Назовите виды минора.

 

7.             Назови знаки увеличения длительности нот.

 

8.             Назови известные тебе штрихи. Какие штрихи встречаются в твоих пьесах?

 

9.             Перечисли произведения, которые ты играл в этом году и определи их жанр.

 

10.      Какой размер используется в твоих произведениях?

 

11.      Рассказать о композиторах, произведения которых ты играешь?

 

Примерная программа переводного экзамена Вариант 1

 

1.  Моцарт, В.А. «Песня пастушка».

 

2.  Гедике А. Гавот

 

Вариант 2

 

1.  Чайковский. П. И. «Сладкая греза».

 

2.             Шуман Р. «Веселый крестьянин».

 

3 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

1.        Гаммы в соответствии с требованиями по классу

 

-              Гамма Ля-мажор

 

-              Гамма фа диез-минор

 

2.     В Попп Этюд №15 Ре-мажор

 

3.      Термины.

 

3 класс

dolce

дольче

нежно

andante

андантэ

спокойно

andantino

андантино

быстрее, чем андантэ

allegro

аллегро

скоро

allegretto

аллегретто

оживленно

moderato

модэрато

умеренно

a tempo

а тэмпо

в прежнем темпе

 

При проверке терминов, использовать термины 2 класса.

 

Примерная программа академического концерта

 

Вариант 1

 

1.  Бакланова Н. «Хоровод».

 

2.  Мусоргский М. «Слеза».

 

Вариант 2

 

1.  Бетховен.Л. «Вальс».

 

2.             Глинка М. «Чувство».

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа пьес (уровень 1 класса).

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Что такое мелодия?

 

2.             Что такое аккомпанемент?

 

3.             Что такое период, предложение, фраза?

 

4.             Что такое акцент?

 

5.             Что значит слово "ансамбль", "оркестр"?

 

6.             Назови инструменты деревянной группы инструментов симфонического оркестра.

 

7.             Какие ты знаешь интервалы?

 

8.             Какие трезвучия называются главными? На какой ступени они строятся?

 

9.             Что такое обращение аккорда? Назови обращения трезвучия.

 

10.      С какого интервала начинаются пьесы, которые ты исполняешь?

 

11.      Каких ты знаешь исполнителей-флейтистов?

 

12.       Посещаешь ли ты концерты исполнителей (пианистов, флейтистов, вокалистов и т.д.). Назови тобой посещенные концерты.

 

13.      Что означает "кульминация"?

 

14.      Что ты знаешь из истории флейты?

 

15.      Назови тональности, размеры исполняемых тобой произведений.

 

Примерная программа переводного экзамена      

 

Вариант 1

 

1.  Шостакович Д. «Шарманка».

 

2.  Калинников В. «Грустная песенка».

 

Вариант 2

 

1.  Чайковский П. «Грустная песенка».

 

2.              Шостакович Д. Танец из «Балетнй сюиты».

 

4 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

1. Гаммы в соответствии с требованиями по классу

 

-              Гаммы Ми-мажор, до диез-минор.

 

-              Гаммы Ля бемоль –мажор, фа-минор.

 

2.    Этюд

 

-              Э. Келлер Этюд№22 Соль-мажор.

 

-              Н. Платонов Этюд №26 Фа-мажор.

 

3.    Термины

 

4 класс

grazioso

грациозо

грациозно

ledgiero

леджьеро

легко

cantabile

кантабиле

певуче

vivo

виво

живо

vivace

виваче

живее, чем виво

presto

прэсто

очень быстро

adagio

адажио

медленно

largo

лярго

очень медленно

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта

 

Вариант 1

 

1.  Металлиди Ж. «Танец кукол».

 

2.  Шостакович Д. Романс из к/ф «Овод».

 

Вариант 2

 

1.  Чайковский П. «Вальс» из «Детского альбома».

 

2.             Таррега Ф. «Воспоминание о замке Альгамбра».

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа пьес (уровень 2 класса).

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Что такое темп?

 

2.              Приведи примеры терминов, обозначающих быстрый темп.

 

3.              Приведи примеры медленных темпов.

 

4.              Приведи примеры умеренных темпов.

 

5.              Какие средства музыкальной выразительности тебе известны?

 

6.              Что такое секвенция?

 

7.              Что такое кульминация?

 

8.              Что ты знаешь из истории своего инструмента?

 

9.              Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

 

10.       Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

 

-               назвать композитора, его национальную принадлежность, годы жизни или век

 

-               определить характер, образное содержание произведения

 

-               назвать жанр произведения

 

-               определить тональность, размер, темп, форму

 

-               проанализировать динамический план, указать кульминацию

 

-               назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания данного образа (в т. ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т. д.), типы движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации?

 

Примерная программа переводного экзамена

 

Вариант 1

 

1.  Мендельсон Ф. «Весенняя песня».

 

2.             Парцхаладзе М. «Веселая прогулка».

 

Вариант 2

 

1.  Шуберт Ф. «Колыбельная песня».

 

2.             Раков Н. «Скерцино».

 

5 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

1.        Гаммы в соответствии с требованиями по классу:

 

-              Гаммы Си- мажор, соль диез-минор.

 

-              Гаммы Ре бемоль-мажор, си бемоль-минор.

 

2.       Этюд

 

-              Л. Друэ Этюд №29 Ми бемоль мажор.

 

-              В.Попп Этюд №32 Соль мажор.

 

3.       Термины.

 

5 класс

piumosso

пиу моссо

более подвижно

accelerando

аччелерандо

ускоряя

menomosso

Мэно моссо

менее подвижно

da capo al fine

дэ капо эль финэ

повторить с начала до слова конец

agitato

аджитато

взволнованно

marcato

маркато

подчеркивая

maestoso

маэстозо

торжественно

molto

мольто

очень, весьма

grave

гравэ

тяжело

sostenuto

состэнуто

сдержанно

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта

 

 Вариант 1

 

1.  Глинка М. «Кадриль»

 

2.  Рубинштейн А. «Романс».

 

Вариант 2

 

1.  Григ Э «Поэтическая картинка ми минор»

 

2.             Обер Ж. «Жига»

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа легких пьес из репертуара 2-3 класса.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.              Каких ты знаешь исполнителей-флейтистов?

 

2.              Какие виды флейтовых штрихов тебе известны?

 

3.              Что такое мелизмы?

 

4.              Классифицируй свой репертуар по жанрам.

 

5.              Какие концерты ты посетил в этом году?

 

6.              Какие виды искусства тебе известны?

 

7.              Кто твой любимый композитор? Расскажи о нем.

 

8.              Проанализируй одно из произведений своего репертуара, охарактеризуй образное
содержание и выразительные средства.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

Вариант 1

 

1.  Данкла Ш. Вариации на тему Маркаданте.

 

2.             Поплянова Е. «Прелюдия для флейты и гитары».

 

Вариант 2

 

1.  Лойе Ж. Соната си минор.

 

2.             Мошковский М. «Испанский танец».

 

 

 

6 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

1.        Гаммы в соответствии с требованиями по классу:

 

-              Гамма Фа-диез мажор, ре-диез минор.

 

-              Гамма Соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор.

 

2.       Этюд

 

-          Г. Гарибольди Этюд №39 Ля-бемоль мажор.

 

-          Т. Бем Этюд № 56 до-диез минор.

 

-          Э. Келлер Этюд № 2 ми минор.

 

3.       Термины.

 

6 класс

ritardando

ритэрдандо

замедляя

allargando

алляргандо

расширяя

calando

саляндо

затихая

assai

ассаи

весьма

giocoso

джиокозо

игриво

espressivo

эспрэссиво

выразительно

risoluto

ризолюто

решительно

brilliante

брильянтэ

блестяще

animato

анимато

воодушевленно

morendo

морэндо

замирая

pesante

пэзантэ

тяжело

scherzando

скерцандо

шутливо

tranguillo

транкуилло

спокойно

sempre

сэмпрэ

все время

con anima

кон анима

с душой

non troppo

нон троппо

не слишком

simile

симиле

также

tempo prima

тэмпо прима

в прежнем темпе

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта

 

Вариант 1

 

1.  Моцарт В. Анданте G-dur.

 

2.  Раков Н. «Вальс».

 

Вариант 2

 

1.  Андерсен И. «Тарантелла».

 

2.              Форе Г. «Павана».

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа легких пьес из репертуара 3-4 класса.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Что такое тембр?

 

2.              Как строится хроматическая гамма?

 

3.              Что такое интонация и какова ее роль в музыкальном произведении?

 

4.              Назови свой репертуар?

 

5.              Назови основные выразительные средства музыки.

 

6.              Что такое переложение?

 

7.              Назови деревянные духовые инструменты.

 

8.              Что ты знаешь из истории флейты?

 

9.              Расскажи о посещенных тобой концертах. Вырази свое отношение, проанализируй
выступления исполнителей.

 

10.        Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на
следующие вопросы:

 

-           Назвать композитора, его национальную принадлежность, годы жизни или век.

 

-           Определить характер, образное содержание произведения

 

-           Назвать жанр произведения

 

-           Определить тональность, размер, темп, форму

 

-           Проанализировать динамический план, указать кульминацию.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

Вариант 1

 

1.  Данкла Ш Вариации на тему Доницетти.

 

2.  Ямпольский Т. «Шутка».

 

Вариант 2

 

1.  Бах.И.С. «Сицилиана» из сонаты Ми-бемоль мажор.

 

2.             Шуберт Ф. «Баркаролла».

 

7 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

1.      Гаммы в соответствии с требованиями по классу:

 

-          Гамма До-диез мажор, ля-диез минор

 

-          Гамма До-бемоль мажор, ля-бемоль минор.

 

2.      Этюд (на разные виды техники в быстром темпе)

 

-          Г. Гарибольди Этюд №1 До-мажор.

 

-          Г. Гарибольди Этюд№2 Фа-мажор.

 

-          Г. Гарибольди Этюд № 4 ми-минор.

 

3.      Термины.

 

7 класс

rubato

рубато

свободно

conbrio

кон брио

с жаром

appassionato

аппасионато

страстно

con fuoco

кон фуоко

с огнем

veloce

вэлоче

быстро, скоро

comodo

комодо

удобно

spirituoso

спиритозо

увлеченно

deciso

дэчизо

решительно, смело

secco

сэкко

жестко, коротко

ad libitum

ад либитум

по желанию, по усмотрению, свободно

amoroso

аморозо

страстно, любовно

capriccioso

каприччиозо

капризно, причудливо

festivo

фестиво

празднично, радостно

furioso

фуриозо

яростно, неистово

lacrimoso

лакримозо

печаль, жалобно

severo

сэвэро

строго, серьезно

stringendo

стринжендо

ускоряя

tempo giusto

темпо джусто

строго в темпе

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта

 

Вариант 1

 

1.  Брамс И. «Венгерский танец»

 

2.  Сен-Санс К. Адажио и вариации для флейты и ф-но.

 

Вариант 2

 

1.  Глюк К. «Мелодия» из оперы «Орфей».

 

2.             Бизе Ж. Песня Тореодора для флейты и ф-но.

 

Требования по чтению с листа Чтение с листа легких пьес из репертуара 4-5 класса.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Что ты знаешь из истории флейты?

 

2.              Назови известных тебе исполнителей-флейтистов?

 

3.              Чем отличается ансамбль от оркестра?

 

4.              Перечислите выразительные средства музыки, что они означают.

 

5.              Назови виды искусства.

 

6.              На каких художественных выставках ты был, что запомнилось?

 

7.              Назови   композиторов   прошлого   и   современности, создававших   флейтовые концерты.

 

8.              Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

 

-              Назвать композитора, его национальную принадлежность, годы жизни или век.

 

-              Определить характер, образное содержание произведения

 

-              Назвать жанр произведения

 

-              Определить тональность, размер, темп, форму

 

-              Проанализировать динамический план, указать кульминацию.

 

-           Назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания
данного образа (в т.ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т.д.), типы
движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации?

 

-           Назвать знаменитых современников композитора, произведение которого
исполняли. Назвать другие произведения автора.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

Вариант 1

 

1.  Бах И.С. Соната Ми бемоль- мажор 1 часть.

 

2.              Моцарт В. «Турецкое рондо».

 

Вариант 2

 

1.  Гендель Г. Соната №1 ми-минор, 1,2 части.

 

2.              Массне Д. «Размышление».

 

8 класс

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся

 

Коллоквиум включает вопросы с 1 по 7 класс. Количество вопросов - до 40.

 

 

 

5.1.1.2. «Специальность (саксофон)»

 

В рамках текущего контроля проводятся технический зачет (I полугодие, начиная со 2-7 классы) и зачет по творческим навыкам (II полугодие, 2-7 классы). Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты предполагают исполнение программы в классе в присутствии комиссии в составе двух-трех преподавателей и проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

На технический зачет выносятся:

 

-        этюд (в соответствии с требованиями по классу);

 

-        гамма (арпеджио, аккорды, вид гаммы в соответствии с требованиями по классу);

 

-        знание терминологии в соответствии с требованиями по классу.
На зачет по творческим навыкам выносятся:

 

-        пьеса для чтения с листа (на два класса ниже);

 

-        подбор по слуху;

 

-        коллоквиум;

 

-        самостоятельно выученная пьеса (в старших классах).

 

В рамках промежуточной аттестации проводятся академические концерты в конце первого полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и переводные экзамены в конце второго полугодия, которые проводятся в мае за пределами аудиторных учебных занятий. Академические концерты представляют собой публичное (на сцене) исполнении учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, обучающихся и других слушателей. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Академические концерты проводятся с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением.

 

Класс

I полугодие

II полугодие

1

Декабрь - академический концерт (две разнохарактерные пьесы)

Май     -     переводной     экзамен      (две разнохарактерные пьесы)

2-3

Октябрь    -    технический    зачет (одна гамма, один этюд, термины). Декабрь        -        академический концерт   (две   разнохарактерные пьесы)

Февраль - зачет по творческим навыкам (чтение    с    листа, подбор    по    слуху, коллоквиум)

Май      -      переводной      экзамен      (две разнохарактерные пьесы)

4-7

Октябрь    -   технический   зачет (гаммы       в       соответствии       с требованиями   по   классу, этюд, термины)

Декабрь        -        академический концерт: 1. Полифония. 2. Пьеса.

Февраль - зачет по творческим навыкам (чтение    с    листа, подбор    по    слуху коллоквиум)

Май - переводной экзамен: Крупная форма и пьеса или этюд или Два разнохарактерных произведения.

8-9

Декабрь - дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (два произведения наизусть, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена)

Март - прослушивание 3-х произведений (два сыгранных в декабре плюс еще одно) Апрель - прослушивание всей программы

(4 произведения)

4 неделя мая - 1 неделя июня - выпускной экзамен - выпускной экзамен (4  или 5 произведений)

 

1 класс

 

Примерная программа академического концерта

 

I вариант

 

1.      Бетховен Л. «Сурок»

 

2.      Кабалевский Д. «Ночью на реке», «Труба и барабан»

 

II вариант

 

1.   Лядов А. «Пойду ль я, выйду ль я»

 

2.   Моцарт Л. Аллегретто

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся

 

1.  Где и когда появился саксофон?

 

2.              Назовите части саусофона?

 

3.              Какие длительности нот ты знаешь?

 

4.              Назови знаки альтерации.

 

5.              Что такое тон?

 

6.              Какие лады ты знаешь?

 

7.              Что такое затакт?

 

8.              Какие динамические оттенки тебе известны?

 

9.              Сколько линеек в нотной строке?

 

10.       Какие ты знаешь духовые музыкальные инструменты?

 

11.       Назови произведения, которые ты играл в этом году и их авторов.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

I вариант

 

1.      Иванов В. Хрестоматия для саксофона, I часть. Этюд № 158 До мажор

 

2.      Бетховен Л. «Сурок»

 

II вариант

 

1.      Галкин И. Пьесы и этюды для саксофона. Этюд ля минор

 

2.      Рамо Ж.-Ф. Ригодон

 

 

 

2 класс
Требования к техническому зачёту

 

1.   Мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно. Все виды исполняются на одну или две октавы. На зачёт: две гаммы (мажорная и минорная тональности)

 

2.      Этюд

 

-          Галкин И. Пьесы и этюды для саксофона, I - II классы.

 

3.      Термины

 

2 класс

Динамические оттенки, штрихи

f

фортэ

громко

ff

фортиссимо

очень громко

mf

меццо фортэ

не очень громко

р

пиано

тихо

рр

пианиссимо

очень тихо

mp

мэцо пиано

очень тихо

поп legato

нон легато

не связно

legato

легато

связно

staccato

стаккато

отрывисто

ritenuto

ритэнуто

замедляя

diminuendo

диминуэндо

постепенно уменьшая силу звука

crescendo

крещендо

постепенно увеличивая силу звука

 

Примерная программа академического концерта

 

Вариант 1

 

1.              Моцарт В. А.  «Деревенские танцы»

 

2.                            Хачатурян А. «Андантино».

 

Вариант 2

 

1.             Глюк К. В. «Весёлый хоровод»

 

2.                            Чайковский П.И. «Старинная французская песенка».

 

Требования по чтению с листа

 

Умение сыграть пьесу с несложной мелодической линией (расширение диапазона до октавы) в пределах 8-16 тактов в тональностях до 2-х знаков.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Расскажите, как ухаживать за саксофоном.

 

2.              Назовите ноты основного ряда от "до" вверх и от "до" вниз.

 

3.              Что такое ключевые и случайные знаки?

 

4.              Прочти динамические оттенки, которые встречаются в твоих произведениях.

 

5.              Каково строение мажорного лада?

 

6.              Каково строение минорного лада? Назовите виды минора.

 

7.              Назови знаки увеличения длительности нот.

 

8.              Назови известные тебе штрихи. Какие штрихи встречаются в твоих пьесах?

 

9.              Перечисли произведения, которые ты играл в этом году и определи их жанр.

 

10.       Какой размер используется в твоих произведениях?

 

11.       Рассказать о композиторах, произведения которых ты играешь?

 

Примерная программа переводного экзамена

 

I вариант

 

1.      Дунаевский И. «Колыбельная» из к/ф «Цирк»

 

2.      Майкапар С. Полька

 

II вариант

 

1.    Перселл Г.  Ария

 

2.    Моцарт В. «Деревенские танцы»

 

3 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

1.   Мажорные и минорные гаммы до трёх знаков включительно. Все виды исполняются на две-три октавы. На зачёт: две гаммы (мажорная и минорная тональности

 

2.   Этюд

 

-        Иванов В. Хрестоматия для саксофона, I часть. Этюды по выбору.

 

-        Ривчун А. «Школа игры на саксофоне». Этюды по выбору.

 

3.   Термины.

 

3 класс

dolce

дольче

нежно

andante

андантэ

спокойно

andantino

андантино

быстрее, чем андантэ

allegro

аллегро

скоро

allegretto

аллегретто

оживленно

moderato

модэрато

умеренно

a tempo

а тэмпо

в прежнем темпе

 

При проверке терминов, использовать термины 2 класса.

 

Примерная программа академического концерта

 

Вариант 1

 

1. Бакланова Н. «Мелодия»

 

2.    Дебюсси К. «Маленький негритёнок»

 

Вариант 2

 

3.   Моцарт В.А.  «Аллегретто» из оперы «Волшебная флейта»

 

4.   Рахманинов С.  Романс

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа пьес (уровень 1 класса).

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Что такое мелодия?

 

2.              Что такое аккомпанемент?

 

3.              Что такое период, предложение, фраза?

 

4.              Что такое акцент?

 

5.              Что значит слово "ансамбль", "оркестр"?

 

6.              Назови инструменты деревянной группы инструментов симфонического оркестра.

 

7.              Какие ты знаешь интервалы?

 

8.              Какие трезвучия называются главными? На какой ступени они строятся?

 

9.     Что такое обращение аккорда? Назови обращения трезвучия.

 

10.       С какого интервала начинаются пьесы, которые ты исполняешь?

 

11.       Каких ты знаешь исполнителей-саксофонистов?

 

12.      Посещаешь ли ты концерты исполнителей. Назови тобой посещенные концерты.

 

13.       Что означает "кульминация"?

 

14.       Что ты знаешь из истории саксофона?

 

15.       Назови тональности, размеры исполняемых тобой произведений.

 

Примерная программа переводного экзамена      

 

I вариант

 

Косма Ж. «Опавшие листья»

 

Люлли Ж. Б.  Гавот

 

II вариант

 

Хренников Т.  «Колыбельная Светланы»

 

Моцарт В.А.  «Аллегретто» из оперы «Волшебная флейта»

 

4 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

1. Мажорные и минорные диезные тональности до четырёх знаков включительно. На зачёт: две гаммы (мажорная и минорная тональности)

 

2.    Этюд

 

-          Мюль М. «Двадцать четыре лёгких этюда»

 

-          Галкин И. Пьесы и этюды для саксофона, III- IV классы.

 

3.    Термины

 

4 класс

grazioso

грациозо

грациозно

ledgiero

леджьеро

легко

cantabile

кантабиле

певуче

vivo

виво

живо

vivace

виваче

живее, чем виво

presto

прэсто

очень быстро

adagio

адажио

медленно

largo

лярго

очень медленно

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта

 

Вариант 1

 

1.      Лансен С. «Саксофониана»

 

2.      Мусоргский М. «Старый замок»

 

Вариант 2

 

1.  Чайковский П. «Песня без слов»

 

2.  Рамо Ж.Ф. «Тамбурин»

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа пьес (уровень 2 класса).

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Что такое темп?

 

2.              Приведи примеры терминов, обозначающих быстрый темп.

 

3.              Приведи примеры медленных темпов.

 

4.              Приведи примеры умеренных темпов.

 

5.              Какие средства музыкальной выразительности тебе известны?

 

6.              Что такое секвенция?

 

7.              Что такое кульминация?

 

8.              Что ты знаешь из истории своего инструмента?

 

9.              Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

 

10.          Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

 

-               назвать композитора, его национальную принадлежность, годы жизни или век

 

-               определить характер, образное содержание произведения

 

-               назвать жанр произведения

 

-               определить тональность, размер, темп, форму

 

-               проанализировать динамический план, указать кульминацию

 

-               назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания данного образа (в т. ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т. д.), типы движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации?

 

Примерная программа переводного экзамена

 

I вариант

 

Гуно Ш. Мелодия

 

Глинка М. «Танец» из оперы «Жизнь за царя»

 

II вариант

 

Дворжак А. Ларгетто

 

Григоруцэ Д. «Попурри на темы песен И. Дунаевского»

 

5 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

1.             Мажорные и минорные тональности до четырёх - пяти знаков включительно. Все виды исполняются на две - три октавы. На зачёт: две гаммы (мажорная и минорная тональности)

 

2.    Этюд

 

-          Видеман Л. Этюд № 1

 

-          Ривчун А. 40 этюдов для саксофона

 

3.       Термины.

 

5 класс

piumosso

пиу моссо

более подвижно

accelerando

аччелерандо

ускоряя

menomosso

Мэно моссо

менее подвижно

da capo al fine

дэ капо эль финэ

повторить с начала до слова конец

agitato

аджитато

взволнованно

marcato

маркато

подчеркивая

maestoso

маэстозо

торжественно

molto

мольто

очень, весьма

grave

гравэ

тяжело

sostenuto

состэнуто

сдержанно

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта

 

Вариант 1

 

1.  Дворжак А. «Юмореска»

 

2.        Марчелло Б. Адажио

 

Вариант 2

 

1.    Розов А.  «В подражание Бенни Гудмену»

 

2.                  Обер Ж. «Жига»

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа легких пьес из репертуара 2-3 класса.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.              Каких ты знаешь исполнителей-саксофонтистов?

 

2.              Какие виды штрихов тебе известны?

 

3.              Что такое мелизмы?

 

4.              Классифицируй свой репертуар по жанрам.

 

5.              Какие концерты ты посетил в этом году?

 

6.              Какие виды искусства тебе известны?

 

7.              Кто твой любимый композитор? Расскажи о нем.

 

8.              Проанализируй одно из произведений своего репертуара, охарактеризуй образное
содержание и выразительные средства.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

I вариант

 

Гранадос Э. «Интермеццо»

 

Рахманинов С. «Итальянская полька»

 

II вариант

 

Чайковский П. «Сентиментальный вальс»

 

Обер Ж. Жига

 

6 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

1.              Мажорные и минорные тональности до пяти знаков включительно. На зачёт: две гаммы (мажорная и минорная тональности)

 

 

 

2.       Этюд

 

-          Дэкуэ Р. Этюд № 10

 

-          Ривчун А. 40 этюдов для саксофона (по выбору)

 

3.       Термины.

 

6 класс

ritardando

ритэрдандо

замедляя

allargando

алляргандо

расширяя

calando

саляндо

затихая

assai

ассаи

весьма

giocoso

джиокозо

игриво

espressivo

эспрэссиво

выразительно

risoluto

ризолюто

решительно

brilliante

брильянтэ

блестяще

animato

анимато

воодушевленно

morendo

морэндо

замирая

pesante

пэзантэ

тяжело

scherzando

скерцандо

шутливо

tranguillo

транкуилло

спокойно

sempre

сэмпрэ

все время

con anima

кон анима

с душой

non troppo

нон троппо

не слишком

simile

симиле

также

tempo prima

тэмпо прима

в прежнем темпе

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта

 

Вариант 1

 

1.  Берд Ч. «Самба» Моцарт В. Анданте G-dur.

 

2.        Глиэр Р. «Романс»

 

Вариант 2

 

1.  Чайковский П. И. «Сентиментальный вальс» Андерсен И. «Тарантелла».

 

2.      Паркер Ч. «Пьеса № 1»

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа легких пьес из репертуара 3-4 класса.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Что такое тембр?

 

2.              Как строится хроматическая гамма?

 

3.              Что такое интонация и какова ее роль в музыкальном произведении?

 

4.              Назови свой репертуар?

 

5.              Назови основные выразительные средства музыки.

 

6.              Что такое переложение?

 

7.              Назови медные духовые инструменты.

 

8.              Что ты знаешь из истории флейты?

 

9.              Расскажи о посещенных тобой концертах. Вырази свое отношение, проанализируй выступления исполнителей.

 

10.       Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

 

-           Назвать композитора, его национальную принадлежность, годы жизни или век.

 

-           Определить характер, образное содержание произведения

 

-           Назвать жанр произведения

 

-           Определить тональность, размер, темп, форму

 

-          Проанализировать динамический план, указать кульминацию.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

I вариант

 

Чайковский П. «Романс». Соч. 5

 

Равель М. Сонатина фа минор    

 

II вариант

 

Глиэр Р. «Романс»

 

Альбинони Т. Концерт соль минор, аллегро, ч. II  

 

III вариант

 

Чайковский П. «Времена года»: «Осенняя песня»

 

Винчи Л. Соната Фа мажор, ч.ч. I, II            

 

7 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

1.             Мажорные и минорные тональности до шести знаков включительно. На зачёт: две гаммы (мажорная и минорная тональности)

 

2.       Этюд (на разные виды техники в быстром темпе)

 

-          Ривчун А. «Школа игры на саксофоне».

 

-          David Hite, Melodious Progressive Studies for saxophone.

 

3.            Термины.

 

7 класс

rubato

рубато

свободно

conbrio

кон брио

с жаром

appassionato

аппасионато

страстно

con fuoco

кон фуоко

с огнем

veloce

вэлоче

быстро, скоро

comodo

комодо

удобно

spirituoso

спиритозо

увлеченно

deciso

дэчизо

решительно, смело

secco

сэкко

жестко, коротко

ad libitum

ад либитум

по желанию, по усмотрению, свободно

amoroso

аморозо

страстно, любовно

capriccioso

каприччиозо

капризно, причудливо

festivo

фестиво

празднично, радостно

furioso

фуриозо

яростно, неистово

lacrimoso

лакримозо

печаль, жалобно

severo

сэвэро

строго, серьезно

stringendo

стринжендо

ускоряя

tempo giusto

темпо джусто

строго в темпе

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта

 

Вариант 1

 

1.      Григ Э.  «Листок из альбома»

 

2.      Гайдн Й. Менуэт

 

Вариант 2

 

1.      Крейслер Ф. «Синкопы»

 

2.      Шопен Ф. «Ноктюрн»

 

Требования по чтению с листа Чтение с листа легких пьес из репертуара 4-5 класса.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Что ты знаешь из истории саксофона?

 

2.              Назови известных тебе исполнителей-саксофонистов?

 

3.              Чем отличается ансамбль от оркестра?

 

4.              Перечислите выразительные средства музыки, что они означают.

 

5.              Назови виды искусства.

 

6.              На каких художественных выставках ты был, что запомнилось?

 

7.              Назови   композиторов   прошлого   и   современности,   создававших   концерты для саксофона.

 

8.              Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

 

-              Назвать композитора, его национальную принадлежность, годы жизни или век.

 

-              Определить характер, образное содержание произведения

 

-              Назвать жанр произведения

 

-              Определить тональность, размер, темп, форму

 

-              Проанализировать динамический план, указать кульминацию.

 

-              Назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания
данного образа (в т.ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т.д.), типы
движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации?

 

-              Назвать знаменитых современников композитора, произведение которого
исполняли. Назвать другие произведения автора.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

I вариант

 

1.      Паркер Ч. «Пьеса №1»   

 

2.      Гайдн Й. «Венгерское рондо»

 

II вариант

 

1.      Барток Б. Сонатина

 

2.      Амброзио А. «Канцонетта»

 

III вариант

 

1.      Дэвис М. «Фредди-грузчик»   

 

2.      Скарлатти Д. Соната e-moll

 

8 класс

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся

 

Коллоквиум включает вопросы с 1 по 7 класс. Количество вопросов - до 40.

 

 

 

5.1.1.3. «Специальность (кларнет)»

 

В рамках текущего контроля проводятся технический зачет (I полугодие, начиная со 2-7 классы) и зачет по творческим навыкам (II полугодие, 2-7 классы). Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты предполагают исполнение программы в классе в присутствии комиссии в составе двух-трех преподавателей и проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

На технический зачет выносятся:

 

-              этюд (в соответствии с требованиями по классу);

 

-              гамма (арпеджио, аккорды, вид гаммы в соответствии с требованиями по классу);

 

-              знание терминологии в соответствии с требованиями по классу.
На зачет по творческим навыкам выносятся:

 

-              пьеса для чтения с листа (на два класса ниже);

 

-              подбор по слуху;

 

-              коллоквиум;

 

-              самостоятельно выученная пьеса (в старших классах).

 

В рамках промежуточной аттестации проводятся академические концерты в конце первого полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и переводные экзамены в конце второго полугодия, которые проводятся в мае за пределами аудиторных учебных занятий. Академические концерты представляют собой публичное (на сцене) исполнении учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, обучающихся и других слушателей. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Академические концерты проводятся с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением.

 

Класс

I полугодие

II полугодие

1

Декабрь - академический концерт (две разнохарактерные пьесы)

Май     -     переводной     экзамен      (две разнохарактерные пьесы)

2-3

Октябрь    -    технический    зачет (одна гамма, один этюд, термины). Декабрь        -        академический концерт   (две   разнохарактерные пьесы)

Февраль - зачет по творческим навыкам (чтение    с    листа, подбор    по    слуху, коллоквиум)

Май      -      переводной      экзамен      (две разнохарактерные пьесы)

4-7

Октябрь    -   технический   зачет (гаммы       в       соответствии       с требованиями   по   классу, этюд, термины)

Декабрь        -        академический концерт: 1. Полифония. 2. Пьеса.

Февраль - зачет по творческим навыкам (чтение    с    листа, подбор    по    слуху коллоквиум)

Май - переводной экзамен: Крупная форма и пьеса или этюд или Два разнохарактерных произведения.

8-9

Декабрь - дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (два произведения наизусть, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена)

Март - прослушивание 3-х произведений (два сыгранных в декабре плюс еще одно) Апрель - прослушивание всей программы (4 произведения)

4 неделя мая - 1 неделя июня - выпускной экзамен - выпускной экзамен (4  или 5 произведений)

 

1 класс

 

Примерная программа академического концерта

 

I вариант

 

Гайдн Й. Анданте

 

Кабалевский Д. «Маленькая полька», «Напев»

 

II вариант

 

Моравская народная песня «На лугу зелёном»

 

Моцарт Л. Аллегретто

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся

 

1.  Где и когда появился кларнет?

 

2.              Назовите части кларнета?

 

3.              Какие длительности нот ты знаешь?

 

4.              Назови знаки альтерации.

 

5.              Что такое тон?

 

6.              Какие лады ты знаешь?

 

7.              Что такое затакт?

 

8.              Какие динамические оттенки тебе известны?

 

9.              Сколько линеек в нотной строке?

 

10.       Какие ты знаешь духовые музыкальные инструменты?

 

11.       Назови произведения, которые ты играл в этом году и их авторов.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

I вариант

 

Русская народная песня «Коровушка»

 

Розанов С. «Школа игры на кларнете». Этюд № 32, ля минор

 

II вариант

 

Гречанинов А. «Татарская песня»

 

Розанов С. «Школа игры на кларнете». Этюд № 39, До мажор

 

2              класс
Требования к техническому зачёту

 

1.        Мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно. Все виды исполняются на одну или две октавы На зачёт: две гаммы (мажорная и минорная тональности)

 

2.       Этюд

 

-        Гофман Р. 40 этюдов: №№ 1 - 19 (по выбору)

 

-       Штарк А. 36 лёгких этюдов: №№ 1 - 27

 

3.       Термины

 

2 класс

Динамические оттенки, штрихи

f

фортэ

громко

ff

фортиссимо

очень громко

mf

меццо фортэ

не очень громко

р

пиано

тихо

рр

пианиссимо

очень тихо

mp

мэцо пиано

очень тихо

поп legato

нон легато

не связно

legato

легато

связно

staccato

стаккато

отрывисто

ritenuto

ритэнуто

замедляя

diminuendo

диминуэндо

постепенно уменьшая силу звука

crescendo

крещендо

постепенно увеличивая силу звука

 

Примерная программа академического концерта

 

Вариант 1

 

Моцарт В.А «Деревенские танцы»

 

Хачатурян А. «Андантино».

 

Вариант 2

 

Госсек Ф. «Гавот»

 

Чайковский П.И. «Старинная французская песенка».

 

Требования по чтению с листа

 

Умение сыграть пьесу с несложной мелодической линией (расширение диапазона до октавы) в пределах 8-16 тактов в тональностях до 2-х знаков.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1. Расскажите, как ухаживать за кларнетом.

 

2.         Назовите ноты основного ряда от "до" вверх и от "до" вниз.

 

3.         Что такое ключевые и случайные знаки?

 

4.         Прочти динамические оттенки, которые встречаются в твоих произведениях.

 

5.         Каково строение мажорного лада?

 

6.         Каково строение минорного лада? Назовите виды минора.

 

7.         Назови знаки увеличения длительности нот.

 

8.         Назови известные тебе штрихи. Какие штрихи встречаются в твоих пьесах?

 

9.         Перечисли произведения, которые ты играл в этом году и определи их жанр.

 

10.  Какой размер используется в твоих произведениях?

 

11.  Рассказать о композиторах, произведения которых ты играешь?

 

Примерная программа переводного экзамена

 

I вариант

 

Хачатурян А. Андантино

 

Комаровский А. «Пастушок»

 

II вариант

 

Гендель Г. Сарабанда

 

Бетховен Л. «Народный танец»

 

3 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

1.        Мажорные и минорные гаммы до трёх знаков включительно. Все виды исполняются на две-три октавы. На зачёт: две гаммы (мажорная и минорная тональности)

 

2. Этюд

 

-        Гофман Р. 40 этюдов: №№ 1 - 19 (по выбору)

 

-       Штарк А. 36 лёгких этюдов: №№ 1 - 27

 

3. Термины.

 

3 класс

dolce

дольче

нежно

andante

андантэ

спокойно

andantino

андантино

быстрее, чем андантэ

allegro

аллегро

скоро

allegretto

аллегретто

оживленно

moderato

модэрато

умеренно

a tempo

а тэмпо

в прежнем темпе

 

При проверке терминов, использовать термины 2 класса.

 

Примерная программа академического концерта

 

Вариант 1

 

Гедике А. «Маленькая пьеса»

 

Барток Б. «Вечер в деревне»

 

Вариант 2

 

Моцарт В.А.  «Песня пастушка» (перел. Н. Смагина)

 

Римский-Корсаков Н. «Песня Любаши» из оперы «Царская невеста»

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа пьес (уровень 1 класса).

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1. Что такое мелодия?

 

2.        Что такое аккомпанемент?

 

3.        Что такое период, предложение, фраза?

 

4.        Что такое акцент?

 

5.        Что значит слово "ансамбль", "оркестр"?

 

6.        Назови инструменты деревянной группы инструментов симфонического оркестра.

 

7.        Какие ты знаешь интервалы?

 

8.        Какие трезвучия называются главными? На какой ступени они строятся?

 

9.         Что такое обращение аккорда? Назови обращения трезвучия.

 

10. С какого интервала начинаются пьесы, которые ты исполняешь?

 

11. Каких ты знаешь исполнителей-флейтистов?

 

12.  Посещаешь ли ты концерты исполнителей. Назови тобой посещенные концерты.

 

13. Что означает "кульминация"?

 

14. Что ты знаешь из истории кларнета?

 

15. Назови тональности, размеры исполняемых тобой произведений.

 

Примерная программа переводного экзамена      

 

I вариант

 

Лядов А. Прелюдия

 

Моцарт В. «Песня пастушка» (перел. Н. Смагина)

 

II вариант

 

Гуно Ш. «Мелодия»

 

Кабалевский Д. «Полька»

 

4 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

1. Мажорные и минорные диезные тональности до четырёх знаков включительно. Все виды исполняются на две - три октавы.  На зачёт: две гаммы (мажорная и минорная тональности)

 

2.         Этюд

 

-        Диков Б. Этюды: №№ 1 - 7

 

-        Штарк А. 30 этюдов: №№ 1 - 6

 

3.    Термины

 

4 класс

grazioso

грациозо

грациозно

ledgiero

леджьеро

легко

cantabile

кантабиле

певуче

vivo

виво

живо

vivace

виваче

живее, чем виво

presto

прэсто

очень быстро

adagio

адажио

медленно

largo

лярго

очень медленно

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта

 

Вариант 1

 

Делиб Л. «Пиццикато-полька»

 

Лансен С. «Саксофониана»

 

Вариант 2

 

Мендельсон Ф. «Песня без слов»

 

Перголези Дж. «Сицилиана»

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа пьес (уровень 2 класса).

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Что такое темп?

 

2.              Приведи примеры терминов, обозначающих быстрый темп.

 

3.              Приведи примеры медленных темпов.

 

4.              Приведи примеры умеренных темпов.

 

5.              Какие средства музыкальной выразительности тебе известны?

 

6.              Что такое секвенция?

 

7.              Что такое кульминация?

 

8.              Что ты знаешь из истории своего инструмента?

 

9.              Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

 

10.       Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

 

-        назвать композитора, его национальную принадлежность, годы жизни или век

 

-        определить характер, образное содержание произведения

 

-        назвать жанр произведения

 

-        определить тональность, размер, темп, форму

 

-        проанализировать динамический план, указать кульминацию

 

-        назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания данного образа (в т. ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т. д.), типы движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации?

 

Примерная программа переводного экзамена

 

I вариант

 

Перголези Дж. «Сицилиана»

 

Григ Э. «Танец Анитры»

 

II вариант

 

Шопен Ф. Прелюдия № 6

 

Брамс Й. «Венгерский танец № 5»

 

5 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

1.          Мажорные и минорные тональности до четырёх - пяти знаков включительно. Все виды исполняются на две - три октавы.  На зачёт: две гаммы (мажорная и минорная тональности)

 

2.         Этюд

 

-        Берман К. Этюды. Соч. 63: № 1 «Романтический этюд»

 

-        Гетман В. Этюд

 

3.         Термины.

 

5 класс

piumosso

пиу моссо

более подвижно

accelerando

аччелерандо

ускоряя

menomosso

Мэно моссо

менее подвижно

da capo al fine

дэ капо эль финэ

повторить с начала до слова конец

agitato

аджитато

взволнованно

marcato

маркато

подчеркивая

maestoso

маэстозо

торжественно

molto

мольто

очень, весьма

grave

гравэ

тяжело

sostenuto

состэнуто

сдержанно

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта

 

 Вариант 1

 

Бетховен Л. «Аделаида»

 

Даргомыжский А. «Славянская тарантелла»

 

Вариант 2

 

Раков Н. «Вокализ», «Русская песня»

 

Шуберт Ф. «Марш» (Гедике А. «12 пьес для кларнета и фортепиано»)

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа легких пьес из репертуара 2-3 класса.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.              Каких ты знаешь исполнителей-кларнетистов?

 

2.              Какие виды штрихов тебе известны?

 

3.              Что такое мелизмы?

 

4.              Классифицируй свой репертуар по жанрам.

 

5.              Какие концерты ты посетил в этом году?

 

6.              Какие виды искусства тебе известны?

 

7.              Кто твой любимый композитор? Расскажи о нем.

 

8.              Проанализируй одно из произведений своего репертуара, охарактеризуй образное
содержание и выразительные средства.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

I вариант

 

Бакланова Н. Вариации (8 лёгких пьес)

 

II вариант

 

Бетховен Л. Менуэт из фортепианной сонаты. Соч. 22 (Гедике А. «12 пьес для кларнета и фортепиано». Тетрадь 2)

 

Мусоргский М. «Каприччио»

 

III вариант

 

Хофмейстер Ф. Концерт ре минор, ч. I

 

6 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

1.        Мажорные и минорные тональности до пяти знаков включительно. Все виды исполняются на две - три октавы.  На зачёт: две гаммы (мажорная и минорная тональности)

 

2.       Этюд

 

-        Штарк А. Этюды

 

-        Ривчун А.40 этюдов для саксофона (по выбору)

 

3.       Термины.

 

6 класс

ritardando

ритэрдандо

замедляя

allargando

алляргандо

расширяя