Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.
Д.Д. Шостакович

Конкурсы и фестивали

Читайте о наших достижениях на странице Конкурсы и фестивали

Контакты

Саратов, ул. Аткарская 12/14
8 (8452) 51-38-79

 

Управление по культуре

Администрации муниципального образования «Город Саратов»

 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 14»

 

 

 

 

 

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ К ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программы в области музыкального искусства

«Народные инструменты»

Срок обучения 8 (9) лет.

 

 

Саратов 2019 год


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

I. Паспорт фонда оценочных средств

 

1. Введение

 

2. Цель и задачи фонда оценочных средств

 

3. Виды контроля 

 

4. График и формы текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации

 

5. Методы текущего контроля и промежуточной аттестации:

 

5.1. по предметам образовательной области «Музыкальное исполнительство»

 

5.2. по предметам образовательной области «Теория и история музыки»

 

6. Методы итоговой аттестации:

 

6.1. по учебному предмету «Специальность (скрипка)»

 

6.2. по учебному предмету «Сольфеджио»

 

6.3 по учебному предмету «Музыкальная литература»

 

7. Критерии оценивания

 

II. Комплект репертуарных перечней и тестовых заданий по учебному предмету

 

2.1. «Специальность (скрипка)» 

 

2.2. «Ансамбль»

 

2.3. «Сольфеджио»

 

2.4. «Слушание музыки»

 

2.5. «Музыкальная литература»

 

III. Комплект оценочных материалов итоговой аттестации.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   ПАСПОРТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Фонд оценочных средств (далее – ФОСы) для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебным предметам для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям программы «Струнные инструменты» создан в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. №163 и положением о порядке и формах проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09 февраля 2012 г. №86.

 

ФОС включают: объем и описание материала для зачетов по учебным предметам образовательной области «Музыкальное исполнительство», контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, контрольных работ, экзаменов по учебным предметам музыкально-теоретического цикла; тесты и компьютерные тестирующие упражнения; количество и примерную тематику исполнительских программ по учебным программам предметной области «Музыкальное исполнительство». 

 

 

 

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

ФОС соответствует требованиям ФГТ по данной специальности, целям и задачам программы «Струнные инструменты», ее учебному плану. Целью создания ФОС является оценка качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

 

Задачи ФОС:

 

-          контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений и практических навыков;

 

-           контроль уровня сформированности компетенций, определенных по ФГТ подготовки в качестве результатов освоения предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства;

 

-          контроль и управление достижением целей реализации, определенных в виде набора общих компетенций к выпускникам.

 

 

 

3. ВИДЫ КОНТРОЛЯ

 

Критерии оценок успеваемости обучающихся по программе «Народные инструменты» разработаны методическими комиссиями «Отделения народных инструментов» и «Отделения музыкально-теоретических дисциплин» и утверждены директором школы. 

 

Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют: 

 

-          определить уровень освоения обучающимися материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету; 

 

-          оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач; 

 

-          оценить обоснованность изложения ответа.

 

Для оценки качества реализации программы «Народные инструменты» проводится текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по учебным предметам: Специальность, Ансамбль, Сольфеджио, Слушание музыки, Музыкальная литература, Хоровой класс.

 

Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения обучающегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних заданий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем, проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

Формы текущего контроля успеваемости определяет преподаватель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. 

 

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и усвоение им общеобразовательной программы на определенном этапе. Проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов в соответствии с учебными планами, графиками образовательного процесса и рабочими программами по учебным предметам.

 

Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.  Контрольные уроки и зачеты направлены на выявление знаний, умений и навыков, учащихся по определенным видам работы. Это проверка самостоятельной работы учащихся, технического продвижения, степени овладения навыками музицирования, проверки степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные уроки и зачеты проводятся на завершающих полугодия учебных занятиях.  Зачеты могут быть дифференцированными и недифференцированными с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный аналитический характер. При проведении недифференцированного зачета качество подготовки учащегося фиксируется словом «зачет» («незачет»). При проведении дифференцированного зачета качество подготовки учащегося оценивается по пятибалльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

Экзамены проводятся в конце второго полугодия каждого года обучения. Проводятся с применением дифференцированной системы оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных занятий.

 

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

 

1. Специальность.

 

2. Сольфеджио.

 

3. Музыкальная литература.

 

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения, компетенции и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

 

-          знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;

 

-          знание профессиональной терминологии, репертуара, в том числе, ансамблевого;

 

-          достаточный технический уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;

 

-          умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;

 

-          наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

 

 

 

4. ГРАФИК И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

 

Учебный предмет «Специальность (баян, аккордеон, гитара, домра, балалайка))»

 

Текущий контроль

Промежуточная аттестация 

 

Итоговая  аттестация

в течение года

октябрь

декабрь

март

май

май

1

Х

Зачет

Зачет

Зачет

Экзамен

Х

2

х

Зачет

Зачет

Зачет

Экзамен

 Х

3

Технический зачет

Зачет

Зачет

Зачет

Экзамен

Х

4

Технический зачет

Контрольный урок

Зачет

Зачет

Экзамен

Х

5

Технический зачет

Зачет

Зачет

Зачет

Экзамен

Х

6

Технический зачет

Зачет

Зачет

Зачет

Экзамен

Х

7

Технический зачет

Зачет

Зачет

Зачет

Экзамен

Х

8

Технический зачет

Зачет

Зачет

Академический концерт

Х

Экзамен

9

Технический зачет

Х

Зачет

Х

Х

Х/Экзамен

 

 

Учебный предмет «Ансамбль»

 

Текущий контроль

Промежуточная аттестация 

 

Итоговая  аттестация

в течение года

октябрь

декабрь

март

май

май

4

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Зачет

Х

5

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Зачет

Х

6

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Зачет

Х

7

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Зачет

Х

 

Учебный предмет «Сольфеджио»

 

Текущий контроль

Промежуточная аттестация 

 

Итоговая  аттестация

в течение года

октябрь

декабрь

март

май

май

1

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

2

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

 Х

3

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

4

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

5

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

6

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Экзамен

Х

7

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

8

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

Экзамен

9

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

 

Учебный предмет «Слушание музыки»

 

Текущий контроль

Промежуточная аттестация 

 

Итоговая  аттестация

в течение года

октябрь

декабрь

март

май

май

1

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

2

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

 Х

3

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

 

Учебный предмет «Музыкальная литература»

 

Текущий контроль

Промежуточная аттестация 

 

Итоговая  аттестация

в течение года

октябрь

декабрь

март

май

май

4

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

5

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

6

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Экзамен

Х

7

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

8

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

Экзамен

9

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

 

Учебный предмет «Хоровой класс»

 

Текущий контроль

Промежуточная аттестация 

 

Итоговая  аттестация

в течение года

октябрь

декабрь

март

май

май

1

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

2

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

 Х

3

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

4

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Зачет

5

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

6

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

7

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Х

8

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

Зачет

 

 

 

5. Методы текущего контроля и промежуточной аттестации:

 

5.1. по предметам образовательной области «Музыкальное исполнительство»

 

5.1.1.1. Учебный предмет «Специальность» (баян, аккордеон)

 

В рамках текущего контроля проводятся технический зачет (I полугодие, начиная со 2-7 классы) и зачет по творческим навыкам (II полугодие, 2-7 классы). Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты предполагают исполнение программы в классе в присутствии комиссии в составе двух-трех преподавателей и проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

На технический зачет выносятся:

 

-              этюд (в соответствии с требованиями по классу);

 

-              гамма (арпеджио, аккорды, вид гаммы в соответствии с требованиями по классу);

 

-              знание терминологии в соответствии с требованиями по классу.
На зачет по творческим навыкам выносятся:

 

-              пьеса для чтения с листа (на два класса ниже);

 

-              подбор по слуху;

 

-              коллоквиум;

 

-              самостоятельно выученная пьеса (в старших класса).

 

В рамках промежуточной аттестации проводятся академические концерты в конце первого полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и переводные экзамены в конце второго полугодия, которые проводятся в мае за пределами аудиторных учебных занятий. Академические концерты представляют собой публичное (на сцене) исполнении учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, обучающихся и других слушателей. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Академические концерты проводятся с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением.

 

Класс

I полугодие

II полугодие

1

Декабрь - академический концерт (две разнохарактерные пьесы)

Май      -      переводной      экзамен      (три разнохарактерные пьесы)

2-3

Октябрь    -    технический    зачет (одна гамма, один этюд, термины). Декабрь        -        академический концерт   (две   разнохарактерные пьесы)

Февраль - зачет по творческим навыкам (чтение    с    листа,     подбор    по    слуху, коллоквиум) Май      -      переводной      экзамен      (три разнохарактерные пьесы)

4-7

Октябрь    -   технический   зачет (гаммы       в       соответствии       с требованиями   по   классу,   этюд, термины) Декабрь        -        академический концерт: 1. Произведение крупной формы. 2. Пьеса.

Февраль - зачет по творческим навыкам (чтение    с    листа,     подбор    по    слуху коллоквиум) Май - переводной экзамен: Три      разнохарактерных       произведения, включая     полифонию     и     произведение крупной формы.

8-9

Декабрь - дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (два произведения наизусть, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена)

Март - прослушивание 3-х произведений (два сыгранных в декабре плюс еще одно) Апрель - прослушивание всей программы (4 произведения) 4 неделя мая - 1 неделя июня - выпускной экзамен - выпускной экзамен (4  или  5 произведений)

 

Итоговая аттестация выпускника проводится в форме выпускного экзамена в классе (в конце 16 полугодия) за пределами аудиторных занятий.

 

Предваряется итоговая аттестация двумя прослушиваниями в рамках текущего контроля в феврале и апреле. На итоговую аттестацию выносится:

 

-          полифония;

 

-          крупная форма;

 

-          обработка народной мелодии;

 

-          оригинальная пьеса виртуозного характера.

 

Если обучающийся продолжает обучение в 9 классе, то итоговая аттестация проходит в 9 классе.

 

1 класс

 

Примерная программа академического концерта

 

1 вариант

 

1.  Спадавеккиа А. «Добрый жук»

 

2.             Ариан Ж. «Пьеса»

 

2 вариант

 

1.  КарасеваВ. «Зима»

 

2.             Кабалевский Д. «Маленькая полька»

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся

 

1.  Где и когда появился аккордеон?

 

2.             Из каких частей состоит аккордеон?

 

3.             Из чего состоит правая часть корпуса аккордеона?

 

4.             Сколько рядов на левой клавиатуре? Назовите их обозначения.

 

5.             Назови ноты звукоряда.

 

6.             Какие длительности нот ты знаешь?

 

7.             Назови знаки альтерации.

 

8.             Какие динамические оттенки тебе известны?

 

9.             В каком ключе записываются низкие звуки?

 

10.      Без какой ноты невозможно приготовить первое и второе блюда?

 

11.      Сколько линеек в нотном стане?

 

12.      Какими ключами нельзя открыть дверь?

 

13.      Как называют человека, профессионально занимающегося сочинением музыки,
игрой на каком-то инструменте, пением?

 

14.      Как называется публичное исполнение музыкальных произведений?

 

15.      Какие ты знаешь народные музыкальные инструменты?

 

16.      Что означает слово «аппликатура»?

 

17.      Назовите знаки сокращенного письма.

 

18.      Назови произведения, которые ты играл в прошлом году и их авторов.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

1 вариант

 

1. Русская народная песня «По грибы пошла с Ванюшей»

 

2.        Бакиров Р. «Детская песенка»

 

3.        Кабалевский Д. «Маленькая полька»

 

2 вариант

 

1.  Чешская народная песня «Аннушка», обр. В. Ребикова

 

2.              Вебер К. «Колыбельная»

 

3.              Гурилев А. «Песенка»

 

2 класс
Требования к техническому зачёту

 

-         Гаммы однооктавные: A-dur, E-dur, e-moll, d-moll (натуральный, гармонический, мелодический) отдельными руками, арпеджио, аккорды;

 

-         Гаммы    двухоктавные:    C-dur,    G-dur,    F-dur,    a-moll,    c-moll    (натуральный, гармонический, мелодический) двумя руками, арпеджио, аккорды.

 

Термины

 

2 класс

Динамические оттенки, штрихи

f

фортэ

громко

ff

фортиссимо

очень громко

mf

мэцо фортэ

не очень громко

Р

пиано

тихо

РР

пианиссимо

очень тихо

mp

мэцо пиано

очень тихо

поп legato

нон легато

не связно

legato

легато

связно

staccato

стаккато

отрывисто

ritenuto

ритэнуто

замедляя

diminuendo

диминуэндо

постепенно уменьшая силу звука

crescendo

крещендо

постепенно увеличивая силу звука

 

Примерная программа академического концерта

 

1 вариант

 

1.  Глинка М. «Жаворонок»

 

2.             Русский танец «Камаринская» Обр. Р. Бажилина

 

2 вариант

 

1.  Филипп И. «Колыбельная»

 

2.             Жилинский А. «Веселый петушок»

 

Требования по чтению с листа

 

Умение сыграть одноголосную пьесу с несложной мелодической линией (расширение диапазона до октавы) в пределах 8-16 тактов в тональностях до 2-х знаков.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Расскажите о структуре левой части корпуса аккордеона.

 

2.             Назови ряды левой клавиатуры.

 

3.             Назови ноты основного ряда от «до» вверх и от «до» вниз.

 

4.             Для чего нужен воздушный клапан?

 

5.             Назови знаки сокращенного письма.

 

6.             Что такое ключевые и случайные знаки?

 

7.             Прочти динамические оттенки, которые встречаются в твоих произведениях (1-2).

 

8.             Каково строение мажорного лада?

 

9.             Назовите виды минора.

 

10.      Назови знаки увеличения длительности нот.

 

11.      Назови известные тебе штрихи. Какие штрихи встречаются в твоих пьесах?

 

12.      Что такое «ансамбль»?

 

13.      Какие танцы ты знаешь?

 

14.      Перечисли произведения, которые ты играл в этом году и определи их жанр.

 

15.      Какой размер используется в марше?

 

16.      Назови композиторов, произведениях которых ты играешь.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

   1 вариант

 

1.   Русская народная песня «Хороводная»

 

2.              Леман Ю. «Утро»

 

3.              Бетховен Л. «Немецкий танец»
2 вариант

 

 

 

1.  Русская народная песня «Вдоль по речке»

 

2.              Спадавеккиа А. «Добрый жук»

 

3.              Гайдн И. «Менуэт»

 

3 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

-                 гаммы однооктавные: D-dur, B-dur, h-moll правой рукой;

 

-                 гаммы двухоктавные: A-dur, E-dur, e-moll, d-moll (натуральный, гармонический,
мелодический) двумя руками разными штрихами, арпеджио, аккорды.

 

Термины

 

3 класс

andante

андантэ

спокойно

andantino

андантино

быстрее, чем андантэ

allegro

аллегро

скоро

allegretto

аллегретто

оживленно

moderato

дольче

нежно

a tempo

модэрато

умеренно

andante

а тэмпо

в прежнем темпе

 

При проверке терминов, использовать термины 2 класса.

 

Примерная программа академического концерта

 

1 вариант

 

1.  Мотов М. «Лирический танец»

 

2.             Самойлов Д. «Как у нас то козел»

 

2 вариант

 

1.  Беляев Г. «Осенний вальс»

 

2.             Доренский А. «Закарпатский танец»

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа пьес (уровень 1 класса).

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Что такое мелодия?

 

2.             Что такое аккомпанемент?

 

3.             Что такое полифония?

 

4.             Что такое период, предложение, фраза?

 

5.             Что такое акцент?

 

6.             Что значит слово "ансамбль", "оркестр"?

 

7.             Какие виды ансамблей и оркестров тебе известны?

 

8.             Какие ты знаешь интервалы?

 

9.             С какого интервала начинаются пьесы, которые ты исполняешь?

 

10.      Что означает "кульминация"?

 

11.      Что ты знаешь из истории аккордеона?

 

12.      Расскажи об устройстве аккордеона.

 

13.      Назови тональности, размеры исполняемых тобой произведений.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

   1 вариант

 

1.   Белорусская народная песня «Бульба», обр. Крылусова

 

2.              Бах И. «Ария»

 

3.              Шмитц М. «Сладкая конфетка»
2 вариант

 

 

 

1.  Русская народная песня «Калинка»

 

2.             Алябьев А. «Романс»

 

3.             Штейбельт Д. «Адажио»

 

4 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

-       Гаммы двухоктавные: мажорные до 3-х знаков, минорные до 2-х знаков трех видов двумя руками разными штрихами, арпеджио, аккорды.

 

Термины

 

4 класс

grazioso

грациозо

грациозно

ledgiero

леджьеро

легко

cantabile

кантабиле

певуче

vivo

виво

живо

vivace

виваче

живее, чем виво

presto

прэсто

очень быстро

adagio

адажио

медленно

largo

лярго

очень медленно

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта

 

1 вариант

 

1.  Плейель И. «Сонатина»

 

2.             Корчевой В. «Маленький виртуоз»

 

2 вариант

 

1.  Хаслингер Т. «Сонатина»

 

2.             Даснер И. «Така-така-та»

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа пьес (уровень 2 класса).

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Что такое темп?

 

2.             Приведи примеры терминов, обозначающих быстрый темп.

 

3.             Приведи примеры медленных темпов.

 

4.             Приведи примеры умеренных темпов.

 

5.             Для чего нужен мех на аккордеоне?

 

6.             Назови правила управления мехом и обозначения направления движения меха.

 

7.             Какие средства музыкальной выразительности тебе известны?

 

8.             Буквенная система басов и аккордов.

 

9.             Основные принципы использования регистров.

 

10.      Какие народные танцы ты знаешь?

 

11.      Что такое секвенция?

 

12.      Что такое синкопа?

 

13.      Что такое "программная музыка"?

 

14.      Что такое кульминация?

 

15.      Что ты знаешь из истории своего инструмента?

 

16.      Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

 

17. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

 

-          назвать композитора, его национальную принадлежность, годы жизни или век

 

-          определить характер, образное содержание произведения

 

-          назвать жанр произведения

 

-          определить тональность, размер, темп, форму

 

-          проанализировать динамический план, указать кульминацию

 

-          назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания
данного образа (в т. ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т. д.), типы
движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации?

 

Примерная программа переводного экзамена

 

1 вариант

 

1.  Хаслингер Т. Сонатина

 

2.              Лядов А. «Прелюдия»

 

3.              Леонковалло Р. «Серенада Арлекина»

 

2 вариант

 

1.  Келлер Л. Сонатина

 

2.              Бах И. С. Ария g-moll

 

3.              Константиновский Е. «Утушка луговая»

 

5 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

-         Гаммы двухоктавные: мажорные до 4-х знаков, минорные до 3-х знаков трех видов двумя руками разными штрихами, арпеджио, аккорды. При повторении ранее освоенных гамм по программе 4 класса особое место необходимо уделить игре минорных гамм гармонического и мелодического видов, а также освоению в них более сложных приемов: чередование штрихов legato, staccato, триоли, чередование длительностей (восьмые-шестнадцатые); особое внимание направить на динамическое развитие.

 

Термины

 

5 класс

piu mosso

пиу моссо

более подвижно

accelerando

аччелерандо

ускоряя

meno mosso

Мэно моссо

менее подвижно

da capo al fine

дэ капо эль финэ

повторить с начала до слова конец

agitato

аджитато

взволнованно

marcato

маркато

подчеркивая

maestoso

маэстозо

торжественно

molto

мольто

очень, весьма

grave

гравэ

тяжело

sostenuto

состэнуто

сдержанно

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта

 

1 вариант

 

1.  Вебер К.М. «Сонатина» C-dur

 

2.             Джулиани А. «Тарантелла»

 

2 вариант

 

1.   Беркович И. «Сонатина»

 

2.   Китлер А. «Ожидание»

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа легких пьес из репертуара 2-3 класса.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Какие виды оркестров тебе известны?

 

2.             Какие инструменты звучат в симфоническом  оркестре,   в  оркестре  народных
инструментов?

 

3.             Что такое сюита?

 

4.             Что такое соната? Из скольки частей состоит классическая соната, в каких темпах
звучат части?

 

5.             Каких ты знаешь русских композиторов?

 

6.             Какие виды штрихов тебе известны?

 

7.             Что такое мелизмы (при наличии в нотах)?

 

8.             Прочитать аккомпанемент с буквенно-цифровым обозначением гармонии в нотах.

 

9.             Классифицируй свой репертуар по жанрам.

 

10.      Какие концерты ты посетил в этом году?

 

11.      Какие виды искусства тебе известны?

 

12.      Назови учреждения культуры, которые находятся в нашем городе.

 

13.      Назови известных тебе магнитогорских композиторов, которые пишут музыку для
баяна, аккордеона и других инструментов.

 

14.      Какую музыку ты слушаешь дома?

 

15.      Кто твой любимый композитор?

 

16.      Проанализируй одно из произведений своего репертуара, охарактеризуй образное
содержание и выразительные средства.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

1 вариант

 

1.  Сорокин К. Сонатина

 

2.              Циполи Д. «Ария»

 

3.              Леонковалло Р. «Серенада Арлекина»

 

2 вариант

 

1.  Гендель Г. «Вариации»

 

2.              Бах Ф.Э. «Фантазия» d-moll

 

3.              Кокорин А. «Тирольский вальс»

 

6 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

-         Гаммы двухоктавные: мажорные до 4-х знаков, минорные до 3-х знаков трех видов двумя руками разными штрихами, арпеджио, аккорды; повторение гамм за 5 класс, игра в них ломаных арпеджио.

 

Термины

 

6 класс

ritardando

ритэрдандо

замедляя

allargando

алляргандо

расширяя

calando

саляндо

затихая

assai

ассаи

весьма

giocoso

джиокозо

игриво

una corde

уна кордэ

взять левую педаль

tre corde

трэ кордэ

взять правую педаль

espressivo

эспрэссиво

выразительно

risoluto

ризолюто

решительно

brilliante

брильянтэ

блестяще

animato

анимато

воодушевленно

morendo

морэндо

замирая

pesante

пэзантэ

тяжело

scherzando

скерцандо

шутливо

tranguillo

транкуилло

спокойно

sempre

сэмпрэ

все время

con anima

кон анима

с душой

non troppo

нон троппо

не слишком

simile

симиле

также

tempo prima

тэмпо прима

в прежнем темпе

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта

 

1 вариант

 

1.  Бетховен Л. Рондо. Из сонатины F-dur

 

2.             Джоплин С. Артист эстрады. Регтайм

 

2 вариант

 

1.  Гайдн Й. Финал из Сонаты D-dur

 

2.             Альбенис И. «Танго»

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа легких пьес из репертуара 3-4 класса.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Что такое тембр?

 

2.             Какие тембровые возможности у аккордеона?

 

3.             Как строится хроматическая гамма?

 

4.             Какие элементы техники на аккордеоне тебе известны?

 

5.             Назови свой репертуар.

 

6.             Кто твой любимый композитор?

 

7.             Назови основные средства музыки.

 

8.             Назови зарубежных композиторов, произведения которых ты исполняешь.

 

9.             Назови русских композиторов, произведения которых ты исполняешь.

 

10.      Перечисли композиторов, которые писали музыку для аккордеона или баяна.

 

11.      Что ты знаешь из истории аккордеона?

 

12.      Назови исполнителей-аккордеонистов, исполнителей-баянистов.

 

Примерная программа переводного экзамена

 

1 вариант

 

1.  Глазунов А. Сонатина

 

2.              Гендель Г.Ф. «Пассакалия»

 

3.              Кокорин А. «Кадриль»

 

2 вариант

 

1.  Бах И. «Ария»

 

2.              Шостакович Д. «Ноктюрн»

 

3.              Кокорин А. «Тарантелла»

 

7 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

• Гаммы двухоктавные: мажорные до 4-х знаков, минорные до 3-х знаков трех видов двумя руками разными штрихами, арпеджио, аккорды; игра гамм должна иметь

 

четкую, последовательную схему по принципу «от простого к сложному», направлена на стабилизацию всех ранее освоенных штрихов и приемов.

 

Термины

 

7 класс

rubato

рубато

свободно

con brio

кон брио

с жаром

appassionato

аппасионато

страстно

con fuoco

кон фуоко

с огнем

veloce

вэлоче

быстро, скоро

comodo

комодо

удобно

spirituoso

спиритозо

увлеченно

deciso

дэчизо

решительно, смело

secco

сэкко

жестко, коротко

ad libitum

ад либитум

по желанию, по усмотрению, свободно

amoroso

аморозо

страстно, любовно

capriccioso

каприччиозо

капризно, причудливо

festivo

фестиво

празднично, радостно

furioso

фуриозо

яростно, неистово

lacrimoso

лакримозо

печаль, жалобно

severo

сэвэро

строго, серьезно

stringendo

стринжендо

ускоряя

tempo giusto

темпо джусто

строго в темпе

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта

 

1 вариант

 

1.  Бетховен Л. Соната f-moll I часть

 

2.             Двилянский М. «Скерцино»

 

2 вариант

 

1.  Диабелли А. Рондо. Из сонатины G-dur. Переложение А. Денисова

 

2.             Двилянский М. «Интермеццо»

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа легких пьес из репертуара 4-5 класса.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Расскажи о систематизации баянных штрихов.

 

2.             Чем отличается готовый аккордеон от готово-выборного аккордеона?

 

3.             Назови способы ведения меха на аккордеоне.

 

4.             Проанализируй исполняемое тобой музыкальное произведение.

 

5.             Что ты знаешь об истории аккордеона?

 

6.             Назови известных тебе исполнителей-аккордеонистов, исполнителей-баянистов?

 

7.             Какие исполнители других специальностей тебе знакомы?

 

8.             Чем отличается ансамбль от оркестра?

 

9.             Назови виды ансамблей.

 

10.      Назови виды оркестров.

 

11.      Какие оркестры существуют в нашем городе?

 

12.      Назови зарубежных композиторов и их произведения.

 

13.      Назови русских композиторов и их произведения.

 

14.      Перечислите выразительные средства музыки, что они означают.

 

15.      Назови виды искусства.

 

16.      Слушаешь ли ты музыку дома и какую?

 

17.      Кто твой любимый композитор?

 

18.      Кто твой любимый исполнитель?

 

19.      На каких художественных выставках ты был, что запомнилось?

 

20.      Функции дирижера в оркестре, в хоре?

 

21.      Назови виды аккордеонной техники.

 

22.      Расскажи о эстрадно-джазовой музыке в зарубежном аккордеонно-баянном
искусстве (Творчество А.Пьяццолы и П. Фросини).

 

Примерная программа переводного экзамена

 

1 вариант

 

1.  Бортнянский Д. Сонатина

 

2.              Чичков Ю. Фуга фа минор

 

3.              Бажилин Р. «Русская осень»

 

2 вариант

 

1.  Бах И. Инвенция

 

2.              Таутс Л. «Аргентинское танго»

 

3.              Сурков А. «То не ветер ветку клонит»

 

 

 

8 класс

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся

 

Коллоквиум включает вопросы с 1 по 7 класс. Количество вопросов - до 40.

 

Примерная программа выпускного экзамена

 

1 вариант

 

1.  Бах И. Хорал

 

2.              Клементи М. Сонатина Фа мажор

 

3.              Ромберг Э. Тихо, как при восходе солнца

 

4.              Лакруа Ф. «Импровизация»

 

2 вариант

 

1.  Бёльман Л. «Интродукция-хорал»

 

2.              Диабелли А. Сонатина, 2 часть

 

3.              Шмитц М. «Скачки по прерии»

 

4.              Бакиров Р. «Татарский народный танец»

 

Обучающиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе.

 

9 класс

 

Примерная программа итоговой аттестации

 

   1 вариант

 

1.  Павлюченко С. Прелюдия и фуга

 

2.              Кокорин А. «Музыкальный момент»

 

3.              Лакруа Ф. «Импровизация»

 

4.              Бакиров Р. Сюита № 1 «Кисекбаш»

 

 

 

1   часть «Сенной базар»

 

2   часть «Кисекбаш»

 

3   часть «Карахмет»

 

4   часть «В путь»

 

5   часть «Под водой»

 

6   часть «Схватка Карахмета с Дивом»

 

7   часть «Возвращение»

 

2 вариант

 

1.  Бах И. Хорал

 

2.              Диабелли А. Сонатина, 2 часть

 

3.              Бакиров Р. «Экспромт»

 

4.              «Сибирская подгорная», обр. О. Денисова

 

 

 

5.1.1.2. Учебный предмет «Специальность» (гитара)

 

В рамках текущего контроля проводятся технический зачет (I полугодие, начиная со 2-7 классы) и зачет по творческим навыкам (II полугодие, 2-7 классы). Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты предполагают исполнение программы в классе в присутствии комиссии в составе двух-трех преподавателей и проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

На технический зачет выносятся:

 

-     этюд (в соответствии с требованиями по классу);

 

-     гамма (арпеджио, аккорды, вид гаммы в соответствии с требованиями по классу);

 

-     знание терминологии в соответствии с требованиями по классу.
На зачет по творческим навыкам выносятся:

 

-     пьеса для чтения с листа (на два класса ниже);

 

-     подбор по слуху;

 

-     коллоквиум;

 

-     самостоятельно выученная пьеса (в старших классах).

 

В рамках промежуточной аттестации проводятся академические концерты в конце первого полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и переводные экзамены в конце второго полугодия, которые проводятся в мае за пределами аудиторных учебных занятий. Академические концерты представляют собой публичное (на сцене) исполнении учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, обучающихся и других слушателей. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Академические концерты проводятся с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением.

 

Класс

I полугодие

II полугодие

1

Декабрь - академический концерт (две разнохарактерные пьесы)

Май      -      переводной      экзамен      (три разнохарактерные пьесы)

2-3

Октябрь    -    технический    зачет (одна гамма, один этюд, термины). Декабрь        -        академический концерт   (две   разнохарактерные пьесы)

Февраль - зачет по творческим навыкам (чтение    с    листа,     подбор    по    слуху, коллоквиум) Май      -      переводной      экзамен      (три разнохарактерные пьесы)

4-7

Октябрь    -   технический   зачет (гаммы       в       соответствии       с требованиями   по   классу, этюд, термины) Декабрь        -        академический концерт: 1. Произведение крупной формы. 2. Пьеса.

Февраль - зачет по творческим навыкам (чтение    с    листа, подбор    по    слуху коллоквиум)

Май - переводной экзамен: Три      разнохарактерных       произведения, включая     полифонию     и     произведение крупной формы.

8-9

Декабрь - дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (два произведения наизусть, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена)

Март - прослушивание 3-х произведений (два сыгранных в декабре плюс еще одно) Апрель - прослушивание всей программы (4 произведения) 4 неделя мая - 1 неделя июня - выпускной экзамен - выпускной экзамен (4  или 5 произведений)

 

Итоговая аттестация выпускника проводится в форме выпускного экзамена в классе (в конце 16 полугодия) за пределами аудиторных занятий.

 

Предваряется итоговая аттестация двумя прослушиваниями в рамках текущего контроля в феврале и апреле. На итоговую аттестацию выносится:

 

-          полифония;

 

-          крупная форма;

 

-          обработка народной мелодии;

 

-          оригинальная пьеса виртуозного характера.

 

Если обучающийся продолжает обучение в 9 классе, то итоговая аттестация проходит в 9 классе.

 

1 класс

 

Примерная программа академического концерта Вариант 1

 

1.  Каркасси М. Прелюд До мажор

 

2.            Карулли Ф. Этюд ля минор
Вариант 2

 

 

 

1.  Джулиани М. Аллегро ля минор

 

2.            Иванов-Крамской А. Прелюдия ми минор
Вариант 3

 

 

 

1.  Каркасси М. Андантино ля минор

 

2.            ПоврознякЮ. Марш

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся

 

1.  Рассказать об устройстве гитары, из каких частей она состоит?

 

2.            Как обозначаются пальцы правой и левой рук?

 

3.            Назвать ноты открытых струн.

 

4.            Назвать ноты звукоряда.

 

5.            Как обозначаются струны?

 

6.            Какие длительности нот ты знаешь?

 

7.            Перечислить тактовые размеры, которые ты знаешь.

 

8.            Что такое темп?

 

9.            Какие музыкальные инструменты ты знаешь?

 

10.     Что такое "легато"?

 

11.     Что такое "стаккато"?

 

12.     Как называется знак повторения пьесы или ее части?

 

13.     Что такое вольты?

 

14.     Каких композиторов ты знаешь?

 

15.     Произведения каких композиторов ты исполнял в этом учебном году?

 

16.     Расскажи об одном из композиторов, произведения которого ты играл.

 

Репертуарный список переводного экзамена Вариант 1

 

1.  Фортеа Д. Вальс ля минор

 

2.            Кригер И. Бурре

 

3.            Таррега Ф. Этюд До мажор
Вариант 2

 

 

 

1.  Р.н.п. «Как у наших у ворот». Обр. В. Калинина

 

2.             Кост Н. Этюд До мажор

 

3.             Иванов-Крамской А. Песня
Вариант 3

 

 

 

1.  Литовко Ю. Соловушка

 

2.             Польский народный танец «Мазурка»

 

3.             Карулли Ф. Этюд До мажор № 1

 

2класс
Требования к техническому зачёту

 

Гаммы: Соль, До, Фа мажор, однооктавные в первой позиции.

 

Термины

 

2 класс

Динамические оттенки, штрихи

f

фортэ

громко

ff

фортиссимо

очень громко

mf

мэцо фортэ

не очень громко

Р

пиано

тихо

РР

пианиссимо

очень тихо

mp

мэцо пиано

очень тихо

Non legato

нон легато

не связно

legato

легато

связно

staccato

стаккато

отрывисто

ritenuto

ритэнуто

замедляя

diminuendo

диминуэндо

постепенно уменьшая силу звука

crescendo

крещендо

постепенно увеличивая силу звука

 

Примерная программа академического концерта Вариант 1

 

1.  Каркасси М. Андантино ля минор

 

2.             Нейланд В. Галоп
Вариант 2

 

 

 

1.  Паганини Н. Вальс

 

2.             Иванов-Крамской А. Танец

 

Требования по чтению с листа

 

Умение сыграть одноголосную пьесу с несложной мелодической линией (расширение диапазона до октавы) в пределах 8-16 тактов в тональностях до 2-х знаков.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Какие штрихи ты знаешь?

 

2.             Назови знаки альтерации.

 

3.             Назови жанры музыки.

 

4.             Перечисли произведения, которые ты играл в этом году.

 

5.             Назови твое любимое произведение для гитары, объясни почему.

 

6.             Что такое хроматическая гамма?

 

7.             Что такое "глиссандо"?

 

8.             Назови знаки сокращенного письма.

 

9.             Что такое ключевые и случайные знаки?

 

10.      Назови танцы, которые ты знаешь?

 

11.      Что такое "арпеджио"?

 

12.      Что такое "апояндо" и "тирандо"?

 

13.      Рассказать о правильной посадке, постановке рук гитариста.

 

14.      Назвать имена современных исполнителей-гитаристов.

 

15.      Назвать известные оркестры русских народных инструментов и их руководителей.

 

16.      Кто является организатором первого русского оркестра русских народных инструментов?

 

Примерная программа переводного экзамена Вариант 1

 

1.  Гречанинов А. Мазурка

 

2.  Каркасси М. Аллегретто Ре мажор

 

3.  «I шумить, i гуде», обр. А.Иванова-Крамского

 

Вариант 2

 

 

 

1.  «Чешская песенка», обр. Л.Шумеева

 

2.             Вайс С.Л. Менуэт

 

3.             Каркасси М. Вальс Фа мажор

 

3 класс

 

Требования к техническому зачёту Гаммы: Соль, Ми, Фа мажор, двухоктавные, в первой позиции.

 

Термины

 

3 класс

andante

андантэ

спокойно

andantino

андантино

быстрее, чем андантэ

Allegro

аллегро

скоро

Allegretto

аллегретто

оживленно

dolce

дольче

нежно

Moderato

модэрато

умеренно

A tempo

а тэмпо

в прежнем темпе

 

При проверке терминов, использовать термины 2 класса.

 

Примерная программа академического концерта Вариант 1

 

1.  Карулли Ф. Ларгетто

 

2.             Агуадо Д. Маленький вальс Соль мажор
Вариант 2

 

 

 

1.  Циполи Д. Менуэт ре минор

 

2.             Мертц Й. Чардаш

 

Требования по чтению с листа Чтение с листа пьес (уровень 1 класса).

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Что такое мелодия?

 

2.             Что такое аккомпанемент?

 

3.             Что такое малое баррэ?

 

4.             Что такое тембр?

 

5.             Какие тембровые возможности у гитары?

 

6.             Что такое позиция?

 

7.             Чем отличается восходящее легато от нисходящего?

 

8.             Чем арпеджио отличается от арпеджиато?

 

9.             Что такое флажолет?

 

10.      Что такое аппликатура?

 

11.      Назвать имена испанских и итальянских гитаристов-классиков, приведших гитару в
XIX веке к ее первому расцвету.

 

12.      Что означает слово "ансамбль", оркестр"?

 

13.      Какие виды ансамблей и оркестров тебе известны.

 

14.      Назови инструментальный состав оркестра русских народных инструментов.

 

15.      Назови тональности, размеры исполняемых тобой произведений.

 

16.      Произведения каких жанров ты исполнял в прошедшем году?

 

Примерная программа переводного экзамена Вариант 1

 

1.  Рокамора М. Мазурка

 

2.             Кост Н. Баркарола

 

3.             Каркасси М. Этюд Ля мажор, ор.60, №3
Вариант 2

 

 

 

1.  Бах И.С. Менуэт ми минор

 

2.             Карулли Ф. Рондо Соль мажор

 

3.    «Пойду ль я, выйду ль я», обр. А. Иванова-Крамского

 

4 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

 Гаммы: Соль мажор, двухоктавная во II позиции с перемещением в I и III позиции; До мажор в аппликатуре А. Сеговии; ми минор мелодический в I позиции.

 

Термины

 

4 класс

Grazioso

грациозо

грациозно

Ledgiero

леджьеро

легко

Cantabile

кантабиле

певуче

vivo

виво

живо

vivace

виваче

живее, чем виво

presto

прэсто

очень быстро

Adagio

адажио

медленно

Largo

лярго

очень медленно

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта Вариант 1

 

1.  Паганини Н. Сонатина До мажор, №2 («для синьоры де Лукка»)

 

2.             «Уж, как пал туман», обр. М. Высотского
Вариант 2

 

 

 

1.  Кост Н. Рондолетто

 

2.             Чайковский П.И. «В церкви»

 

Требования по чтению с листа Чтение с листа пьес (уровень 2 класса).

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Перечисли несколько темповых обозначений по градациям.

 

2.             Что такое вибрато?

 

3.             Что такое полифония?

 

4.             Назови полифонические произведения, которые ты играл.

 

5.             Что такое баррэ?

 

6.             Что такое позиция?

 

7.             Что такое программная музыка?

 

8.            Ходишь ли ты на концерты? Назови концерты, посещенные в этом году, дай
оценку.

 

9.            Назвать ведущих музыкантов - исполнителей-гитаристов прошлого и современности.

 

10.     Какие разновидности гитар, существующие в России, ты знаешь?

 

11.     Назови зарубежных композиторов, которых ты знаешь?

 

12.     Буквенно-цифровое обозначение аккордов.

 

13.     Что ты знаешь из истории своего инструмента?

 

14.     Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

 

Примерная программа переводного экзамена Вариант 1

 

1.  Гендель Г.Ф. Сарабанда ми минор

 

2.             Цыганская народная песня «Сосница», обр. М.Александровой

 

3.             Джулиани М. Этюд ля минор, ор.100, №11
Вариант 2

 

 

 

1.  Сане Г. Эспаньолета и Руджеро

 

2.             Роч П. Хабанера

 

3.             Карулли Ф. Этюд Соль мажор

 

5 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

Гаммы: Ре, Фа, Ми мажор в аппликатуре А. Сеговии; хроматическая гамма в I позиции.

 

Термины

 

5 класс

Piu mosso

пиу моссо

более подвижно

Accelerando

аччелерандо

ускоряя

Meno mosso

Мэно моссо

менее подвижно

da capo al fine

дэ капо эль финэ

повторить с начала до слова конец

agitato

аджитато

взволнованно

marcato

маркато

подчеркивая

Maestoso

маэстозо

торжественно

molto

мольто

очень, весьма

Grave

гравэ

тяжело

sostenuto

состэнуто

сдержанно

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта Вариант 1

 

1.  Неизвестный автор. Жига Ре мажор

 

2.             Кардосо X. Милонга
Вариант 2

 

 

 

1.  Паганини Н. Сонатина До мажор

 

2.             Лауро А. Негрито (венесуэльский вальс)

 

Требования по чтению с листа Чтение с листа легких пьес из репертуара 2-3 класса.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Назови инструменты-предшественники гитары?

 

2.             Какие еще народные инструменты ты знаешь?

 

3.             Назови основные средства музыкальной выразительности.

 

4.             Перечисли имена отечественных композиторов-гитаристов.

 

5.            Классифицируй свой репертуар по жанрам.

 

6.            Что такое кульминация?

 

7.            Какие виды оркестров ты знаешь?

 

8.            На каких инструментах играют в народном оркестре?

 

9.            На каких инструментах играют в симфоническом оркестре?

 

10.     Что такое квартет (квинтет, секстет.... ?)

 

11.     Назови два основных приема звукоизвлечения на гитаре.

 

12.     Что тебе больше нравится из твоего репертуара и почему?

 

13.     Назови учреждение культуры, которые находятся в нашем городе.

 

14.     Какие музыканты и оркестры, ансамбли побывали в нашем городе в этом году?

 

15.     Проанализируй одно из произведений своего репертуара, охарактеризуй образное
содержание и выразительные средства.

 

Примерная программа переводного экзамена Вариант 1

 

1.  Галилей В. Канцона и Гальярда

 

2.             Таррега Ф. «Аделита» (мазурка)

 

3.             Пернамбуко Ж. Звуки колокольчиков
Вариант 2

 

 

 

1.  Бах И.С. Сарабанда (и Дубль) си минор

 

2.             Иванов-Крамской А. Вальс

 

3.             «Аргентинская народная мелодия», обр. М.-Л.Анидо
Вариант 3

 

 

 

1.  Бах И.С. Прелюдия Ре мажор, BWV 1007

 

2.             Паганини Н. Соната До мажор

 

3.             Понсе М. «Звездочка»

 

6 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

Гаммы: До, Фа, Ми, Соль мажор; до, ми минор мелодический; хроматическая трехоктавная гамма.

 

Термины

 

6 класс

Ritardando

ритэрдандо

замедляя

Allargando

алляргандо

расширяя

Calando

саляндо

затихая

Assai

ассаи

весьма

Giocoso

джиокозо

игриво

Una corde

уна кордэ

взять левую педаль

Tre corde

трэ кордэ

взять правую педаль

espressivo

эспрэссиво

выразительно

Risoluto

ризолюто

решительно

brilliante

брильянтэ

блестяще

animato

анимато

воодушевленно

morendo

морэндо

замирая

pesante

пэзантэ

тяжело

scherzando

скерцандо

шутливо

tranguillo

транкуилло

спокойно

Sempre

сэмпрэ

все время

Con anima

кон анима

с душой

Non troppo

нон троппо

не слишком

simile

симиле

также

Tempo prima

тэмпо прима

в прежнем темпе

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта Вариант 1

 

1.  Альберт Г. Соната ми минор, №1,1ч.

 

2.             Лауро А. Венесуэльский вальс №2
Вариант 2

 

 

 

1.  Сор Ф. Рондо Ре мажор

 

2.             Лауро А. Венесуэльский вальс (La negra)

 

Требования по чтению с листа

 

Чтение с листа легких пьес из репертуара 3 -4 класса.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Что относится к конструктивному материалу?

 

2.             Назови два основных приема звукоизвлечения.

 

3.             Назови известных тебе исполнителей-гитаристов прошлых веков.

 

4.             Назови любимые произведения, звобучающие на гитаре.

 

5.             Классифицируй свой репертуар по жанрам.

 

6.             Что такое мелизмы?

 

7.             Перечисли приемы игры на гитаре, которые ты знаешь?

 

8.             Что ты знаешь из истории гитары?

 

9.             Перечисли имена великих композиторов, написавших музыку для гитары.

 

10.      Чем отличается ансамбль от оркестра?

 

11.      Назови виды ансамблей.

 

12.      Назови имена магнитогорских гитарных мастеров.

 

13.      Твой любимый композитор (исполнитель). Расскажи о нем.

 

14.      Расскажи о посещенных тобой концертах гитарной музыки. Вырази свое отношение, проанализируй выступления исполнителей.

 

15.      Расскажи о художественно-исполнительских особенностях гитары.

 

Примерная программа переводного экзамена Вариант 1

 

1.  Бах И.С. Бурре (и Дубль) си минор, BWV 1002

 

2.             Альберт Г. Соната ми минор, №1, III ч. (Рондо)

 

3.             Иванов-Крамской А. Грезы
Вариант 2

 

 

 

1.  Сане Г. Канариос

 

2.             Скарлатти А. - Понсе М. Гавот

 

3.             Каркасси М. Этюд ми минор, ор.60, №19
Вариант 3

 

 

 

1.  Бах И.С. Прелюдия Ля мажор, BWV 1009

 

2.             Сор Ф. Вариации на тему «Фолии», ор. 15 bis

 

3.             Понсе М. Мексиканское скерцино

 

7 класс

 

Требования к техническому зачёту

 

Гаммы: Ля мажор; До и Соль мажор с перемещением в различные позиции (I-IV); соль, ля минор мелодический.

 

Термины 7 класс

Rubato

рубато

свободно

Con brio

кон брио

с жаром

Appassionato

аппасионато

страстно

Con fuoco

кон фуоко

с огнем

Veloce

вэлоче

быстро, скоро

Comodo

комодо

удобно

Spirituoso

спиритозо

увлеченно

Deciso

дэчизо

решительно, смело

Secco

сэкко

жестко, коротко

Ad libitum

ад либитум

по желанию, по усмотрению, свободно

Amoroso

аморозо

страстно, любовно

Capriccioso

каприччиозо

капризно, причудливо

Festivo

фестиво

празднично, радостно

Furioso

фуриозо

яростно, неистово

Lacrimoso

лакримозо

печаль, жалобно

Severe

сэвэро

строго, серьезно

Stringendo

стринжендо

ускоряя

Tempo giusto

темпо джусто

строго в темпе

 

При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

 

Примерная программа академического концерта Вариант 1

 

1.  Джулиани М. Сонатина Соль мажор, ор.71, №2,1 ч.

 

2.             Морель X. Романс

 

Вариант 2

 

1.  Джулиани М. Сонатина Ре мажор, ор.71, №3, IV ч.

 

2.             Вила-ЛобосЭ. Шоро№1

 

Требования по чтению с листа Чтение с листа легких пьес из репертуара 4-5 класса.

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Какие виды искусства тебе известны?

 

2.             Назови учреждения культуры, которые находятся в нашем городе.

 

3.             Назови виды оркестров.

 

4.             Какие оркестры существуют в нашем городе.

 

5.             Назови основные выразительные средства музыки.

 

6.             Что ты знаешь из истории гитары?

 

7.             Перечисли несколько имен отечественных композиторов-гитаристов и их произведения.

 

8.             Перечисли несколько имен зарубежных композиторов-гитаристов и их произведения.

 

9.             Назови имена известных тебе уральских композиторов, которые пишут музыку для гитары.

 

10.      Какие тембровые возможности у гитары?

 

11.      Назови разновидности гитар, которые ты знаешь.

 

12.      Твой любимый композитор.

 

13.      Перечисли основные приемы игры на гитаре.

 

14.      Перечисли колористические приемы игры на гитаре, которые ты знаешь.

 

Примерная программа переводного экзамена Вариант 1

 

1.   Бах И.С. Аллеманда ля минор, BWV 996

 

2.            Альбенис И. «Шумы залива» (малагенья)

 

3.            Вила-Лобос Э. Этюд №1
Вариант 2

 

 

 

1.  Бах И.С. Гавот I - II ля минор, BWV 995

 

2.            Сор Ф. Соната До мажор, ор.22, IV ч. (Рондо)

 

3.            Иванов-Крамской А. Тарантелла

 

8 класс

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

 

1.  Перечисли основные приемы игры на гитаре.

 

2.            Перечисли колористические приемы игры на гитаре.

 

3.            Назови два основных приема звукоизвлечения на гитаре.

 

4.            Назови типы гитарных фактур.

 

5.            Назови основные выразительные средства музыки.

 

6.            Какие тембровые возможности у гитары?

 

7.            Перечисли эпохи гитарного искусства.

 

8.            Перечисли несколько имен отечественных композиторов-гитаристов и их произведения.

 

9.            Перечисли несколько имен зарубежных композиторов-гитаристов и их произведения.

 

10.     Перечисли имена ведущих исполнителей-гитаристов прошлого и современности.

 

11.     Назови разновидности гитар, которые ты знаешь.

 

12.     Что ты знаешь из истории гитары?

 

13.     Назови имена известных тебе уральских гитаристов, которые пишут музыку для гитары.

 

14.     Кто твой любимый композитор? Расскажи о его творческом наследии.

 

15.     Какие виды искусства тебе известны?

 

16.     Назови учреждения культуры, которые находятся в нашем городе.

 

Примерная программа выпускного экзамена Вариант 1

 

1.  Бах И.С. Прелюдия ля минор, BWV 997

 

2.            Леньяни Л. Скерцо с вариациями, ор.10

 

3.            Высотский М. «Пряха»

 

4.            Сор Ф. Этюд ми минор, ор.6, №11
Вариант 2

 

 

 

1.  Мударра А. Фантазия №10

 

2.            Карулли Ф. Соната Ля мажор, I ч.

 

3.            Понсе М. Аллеманда (в стиле С.Л.Вайса)

 

4.           Вила-Лобос Э. Этюд №8
Вариант 3

 

 

 

1.  Бах И.С. Аллеманда Ля мажор, BWV 1009

 

2.            Диабелли А. Соната Фа мажор, №3,1 ч.

 

3.            Гранадос Э. Испанский танец №5

 

4.            Джулиани М. Этюд Ми мажор, ор.48, №23

 

Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9 классе.

 

9 класс

 

Примерная программа итоговой аттестации Вариант 1

 

1.  Бах И.С. Гавот в форме рондо Ми мажор, BWV 1006а

 

2.            Джулиани М. Соната До мажор, ор. 15,1 ч.

 

3.            Малатс X. Испанская серенада

 

4.            Каркасси М. Этюд, ор.60, №25
Вариант 2

 

 

 

1.  Бах И. С. Жига и дубль из лютневой сюиты ля минор

 

2.            Карулли Ф. Этюд До мажор № 100

 

3.            Иванов-Крамской А. Ноктюрн

 

4.            Высоцкий М. Вариации на тему р.н.п. «Пряха»
Вариант 3

 

 

 

1.  Фрескобальди Д. Ария с вариациями, пер. А. Сеговии

 

2.            Молино Ф. Соната Ре мажор

 

3.            Пухоль Э. Этюд «Шмель» Соль мажор

 

4.            Иванов-Крамской А. Вариации на тему романса А. Варламова «На заре ты ее не
буди»

 

5.1.1.3. Учебный предмет «Специальность» (домра)

 

В рамках текущего контроля проводятся технический зачет (I полугодие, начиная со 2-7 классы) и зачет по творческим навыкам (II полугодие, 2-7 классы). Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты предполагают исполнение программы в классе в присутствии комиссии в составе двух-трех преподавателей и проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 

На технический зачет выносятся:

 

-          этюд (в соответствии с требованиями по классу);

 

-          гамма (арпеджио, аккорды, вид гаммы в соответствии с требованиями по классу);

 

-          знание терминологии в соответствии с требованиями по классу.
На зачет по творческим навыкам выносятся:

 

-          пьеса для чтения с листа (на два класса ниже);

 

-          подбор по слуху;

 

-          коллоквиум;

 

-          самостоятельно выученная пьеса (в старших классах).

 

В рамках промежуточной аттестации проводятся академические концерты в конце первого полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и переводные экзамены в конце второго полугодия, которые проводятся в мае за пределами аудиторных учебных занятий. Академические концерты представляют собой публичное (на сцене) исполнении учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, обучающихся и других слушателей. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Академические концерты проводятся с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением.

 

Класс

I полугодие

II полугодие

1

Декабрь - академический концерт (две разнохарактерные пьесы)

Май      -      переводной      экзамен      (три разнохарактерные пьесы)

2-3

Октябрь    -    технический    зачет (одна гамма, один этюд, термины). Декабрь        -        академический концерт   (две   разнохарактерные пьесы)

Февраль - зачет по творческим навыкам (чтение    с    листа,     подбор    по    слуху, коллоквиум) Май      -      переводной      экзамен      (три разнохарактерные пьесы)

4-7

Октябрь    -   технический   зачет (гаммы       в       соответствии       с требованиями   по   классу, этюд, термины)

Декабрь        -        академический концерт: 1. Произведение крупной формы. 2. Пьеса.

Февраль - зачет по творческим навыкам (чтение    с    листа, подбор    по    слуху коллоквиум)

Май - переводной экзамен: Три      разнохарактерных       произведения, включая     полифонию     и     произведение крупной формы.

8-9

Декабрь - дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (два произведения наизусть, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена)

Март - прослушивание 3-х произведений (два сыгранных в декабре плюс еще одно) Апрель - прослушивание всей программы (4 произведения) 4 неделя мая - 1 неделя июня - выпускной экзамен - выпускной экзамен (4  или 5 произведений)

 

Итоговая аттестация выпускника проводится в форме выпускного экзамена в классе (в конце 16 полугодия) за пределами аудиторных занятий.

 

Предваряется итоговая аттестация двумя прослушиваниями в рамках текущего контроля в феврале и апреле. На итоговую аттестацию выносится:

 

-        полифония;

 

-        крупная форма;

 

-        обработка народной мелодии;

 

-        оригинальная пьеса виртуозного характера.

 

Если  обучающийся  продолжает  обучение  в  9  классе,  то  итоговая  аттестация проходит в 9 классе.

 

1 класс

 

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

 

I вариант

 

1.  Русская народна песня "Как под горкой, под горой"

 

2.             Метлов Н. «Паук и мухи»

 

II вариант

 

1.  Русская народна песня "Во саду ли, в огороде"

 

2.             Филиппенко А. "Цыплятки"

 

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся

 

1.  Назвать особенности различия музыкальных звуков (высота, длительность, сила
звучания);

 

2.             Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

 

3.             Что такое нотный стан, скрипичный ключ?

 

4.             Значение нот I и II октавы.

 

5.             Основные штрихи в музыке: легато, нон легато, стаккато.

 

6.             Что такое динамические оттенки?

 

7.             Какими символами или буквенными обозначениями указываются в тексте динамические оттенки?

 

8.             Перечислить динамические оттенки по силе звучания: тихие, средние, громкие.

 

9.             Что такое темп в музыке? Зависит ли он от характера музыки? Какие бывают
темпы?

 

10.      Назвать быстрые, медленные и умеренные темпы.

 

11.      Назвать знаки сокращенного письма.

 

12.      Что такое реприза, вольта?

 

13.      Что такое фермата и от чего зависит продолжительность звучания ноты с этим знаком?

 

14.      Особенности строения музыкального инструмента: сколько частей, их названия.

 

15.      Какие вы знаете штрихи на домре как приемы звукоизвлечения?

 

16.      Расскажи об истории создания инструментов домры.

 

17.      Кто является основоположником оркестра русских народных инструментов в России?

 

Примерный репертуарный список переводного экзамена в конце II полугодия

 

I вариант

 

1.  Моцарт В. A. Allegretto

 

2.             Украинская народная песня "Ой, джигуне, джигуне"

 

3.             Шаинский В. Песенка про кузнечика

 

II вариант

 

1.  Гайдн Й. Песенка

 

2.             Калинников В. "Журавель"

 

3.             Русская народная песня «Вы послушайте, ребята»

 

2 класс
Требования к техническому зачёту

 

Мажорные и минорные однооктавные гаммы: F-dur, D-dur, a-moll, c-moll, гаммы от 1-го пальца (на двух струнах). E-dur, A-dur с открытых струн. Штрихи в гаммах: дубль штрих, пиццикато большим пальцем, тремоло (по возможности), пунктирный ритм и элементы тремоло (по возможности), пальцевое легато, стаккато. Примерный список этюдов для технического зачета:

 

1.  Пильщиков А. Этюд h-moll

 

2.             Пильщиков А. Этюд A-dur

 

3.             Пильщиков А. Этюд a-moll

 

4.             Шевчик О.Этюд G-dur

 

Термины

 

2 класс

Динамические оттенки, штрихи

f

фортэ

громко

ff

фортиссимо

очень громко

mf

мэцо фортэ

не очень громко

Р

пиано

тихо